ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

#1/22

  • #1/22 ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ И ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. К 90-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

    аннотация

    Статья посвящена становлению и развитию кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей (ныне - кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), со дня основания которой прошло 90 лет. История кафедры является отражением событий эпохи и свидетельствует о существенном вкладе кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей в создание фундаментальных основ и мощной базы подготовки руководящих кадров здравоохранения.
    The article is devoted to the formation and development of the Department of Social Hygiene and Organization of Healthcare of the Central Institute for Advanced Training of Doctors, which has been founded 90 years ago. The history of the formation and development of the department is a reflection of the events of the era and testifies to the significant contribution of the Department of Social Hygiene and Health Organization of the Central Institute for Advanced Training of Doctors to the creation of fundamental foundations and a powerful training base for senior health personnel.
  • #1/22 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В МОСКВЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

    аннотация

    Проанализирована эпидемическая ситуация по туберкулезу в столичном мегаполисе в 2019-2021 гг., которая включала период пандемии COVID-19. Получены данные, свидетельствующие о том, что в течение 2020 г. снижение заболеваемости туберкулезом было связано с ограничениями по выявлению больных и строгим соблюдением санитарного законодательства в отношении воздушно-капельной инфекции. В 2021 г. отмечено увеличение числа заболевших туберкулезом среди приезжего населения, которые были выявлены с помощью скрининговых осмотров. Среди постоянного населения заболеваемость туберкулезом не увеличилась. Смертность от туберкулеза продолжает снижаться. Ситуация находится под контролем противотуберкулезной службы столицы.
    The analysis of tuberculosis (TB) epidemiological situation in the metropolitan metropolis in 2019-2021, which included the period of the COVID-19 pandemic, was performed. Data obtained demonstrated that during 2020 the decrease in the TB incidence was associated with restrictions in thepatient detection and strict adherence to sanitary legislation regarding airborne infection. In 2021, there was an increase in the number of TB cases, identified through screening examinations, among the visiting population. Among the resident population, the incidence of tuberculosis has not increased. Mortality from tuberculosis continues to decline. The situation is under control of the TB service of the capital.
  • #1/22 ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТОКСИКОЛОГИЯ»

    аннотация

      Аннотация. В статье представлены особенности преподавания по специальности «Токсикология» с применением дистанционных образовательных технологий, внедренных в образовательный процесс на кафедре клинической токсикологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России на базе НИИ скорой медицинской помощи им. Н. В. Склифосовского ДЗМ с апреля 2020 г. В результате предварительного анализа показаны преимущества этой инновационной формы преподавания на этапе перехода к непрерывному профессиональному обучению врачей с использованием новейших информационно-коммуникационных средств и технологий. Продемонстрирована практическая ориентация учебного материала для получения конкретных знаний, умений и навыков для выполнения трудовых функций врача-токсиколога. Обобщены основные трудности в преподавании и обучении.
    At the article there are presented the basic features of teaching in the field of «Toxicology» specialty with the use of remote/distance learning technologies introduced into the educational process at the Department of Clinical Toxicology of the  Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education of «The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation on the basis of the Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine, Public Healthcare Institution of Moscow Healthcare Department beginning from April 2020. As a result of the preliminary analysis there are shown the advantages of the innovative teaching methodology in the implementation of the transition to active methods of teaching doctors using the latest information and communication tools and technologies. As the result there have been demonstrated main advantages of practical orientation of educational materialin obtaining specific professional competencies for the implementation of the labor functions of the toxicologist. Also there are summarized the main difficulties in the process of teaching and learning
  • #1/22 МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВАКЦИНАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19)

    аннотация

    Межличностная коммуникация в цифровой среде рассматривается как ресурс для формирования социальных установок по внедряемым профилактическим мероприятиям на уровне государства или отдельного региона, а также анализируются инструменты для формирования позитивного отношения к данным мероприятиям.
    Interpersonal communication in the digital environment is considered as a resource for the formation of social attitudes for the implemented preventive measures at the state or regional level, of tools for the formation of a positive attitude towards these events.
  • #1/22 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АСПИРАНТУРЕ

    аннотация

    В статье обсуждается опыт использования метода проектирования в процессе освоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» аспирантами Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО). Приведена классификация методов обучения в высшей медицинской школе, описан метод проектирования практического занятия, внедренный в целях формирования педагогических компетенций аспирантов клинических специальностей.
    The article discusses the experience of using the project design method in the process of mastering the discipline «Pedagogy and psychology of higher education» by postgraduate students of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (RMAСPЕ). The classification of teaching methods in the higher medical school is given, the method of designing a practical lesson, introduced in order to form the pedagogical competencies of postgraduate students of clinical specialties, is described.
  • #1/22 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ – ОТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ К ПОСТРОЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОЙ НАДЕЖНОСТИ

    аннотация

    Статья представляет собой обзорно-аналитическое исследование эволюции систем управления безопасностью медицинской помощи в современном здравоохранении. Автором показано, что наибольший вклад в развитие неблагоприятных событий вносят медицинские технологии и их ресурсное обеспечение. Невероятный прогресс в совершенствовании технологий, ресурсов и инфраструктуры за последние полвека привел к значительному увеличению доли дополнительного вреда, связанного с человеческим фактором, поведением больного, вероятность которого экспоненциально возрастает из-за присутствующих в большинстве организаций организационных уязвимостей. В статье показана стратегическая лестница построения организации высокой надежности, важным элементом которой является последовательное движение от совершенствования медицинских технологий, ресурсов и инфраструктуры к управлению человеческим фактором, организационной средой и поведением пациента.
    The article is a review and analytical study of the evolution of medical care safety management systems in modern healthcare. The author shows that the greatest contribution to the development of adverse events is made by medical technologies and their resource provision. Incredible progress in improving technologies, resources and infrastructure over the past half century has led to an exponential increase in the proportion of additional harm associated with the human factor, the behavior of the patient, the probability of which increases exponentially due to the many organizational vulnerabilities present in most organizations. The article shows the strategic ladder of building a highly reliable organization, an important element of which is the consistent movement from improving medical technologies, resources and infrastructure to managing the human factor, organizational environment and patient behavior.
  • #1/22 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧА: МОЖНО ЛИ С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ НАУЧИТЬ ЛЕЧИТЬ ПАЦИЕНТОВ?

    аннотация

    Медицинское образование в России считается одним из самых качественных в мире во многом за счет работы квалифицированного профессорско-преподавательского состава с опытом работы в практическом здравоохранении. Пандемия COVID-19 внесла ощутимые сложности в обучение врачей в связи с переходом на дистанционное образование, которое требует высокой мотивации, достаточной силы воли, необходимой усидчивости, собранности и организованности от обучаемого. От профессорско-преподавательского состава потребовалось быстрое освоение и переход к применению новых интерактивных интернет-технологий. Как помочь врачам-ординаторам в сложившейся ситуации стать высококвалифицированными специалистами? Может ли дистанционное образование дать полноту охвата компетенций и навыков? В статье представлен анализ полученного опыта кафедры акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России в обучении врачей-ординаторов акушеров-гинекологов в период пандемии COVID-19.
    Medical education in Russia is considered one of the highest quality in the world, largely due to the work of a qualified faculty with experience in practical healthcare. The COVID-19 pandemic has introduced tangible difficulties in the training of doctors in connection with the transition to distance education, which requires high motivation, sufficient willpower, the necessary perseverance, composure and organization from the student. The faculty was required to quickly master and transition to the use of new interactive Internet technologies. How can we help resident doctors in this situation to become highly qualified specialists? Can distance education provide comprehensive coverage of competencies and skills? The article presents an analysis of the experience gained by the Department of Obstetrics and Gynecology of the Kazan State Medical Academy – a branch of the RMACPE of the Ministry of Health of Russia in training obstetrician-gynecologists in-house doctors during the COVID-19 pandemic.
  • #1/22 РАЗВИТИЕ МЕДИЦИНСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ДИАГНОСТИКА»

    аннотация

    Основной задачей функциональной диагностики является выявление и оценка степени нарушения конкретной функции. В данной статье представлены исторические шаги на пути к формированию врачебной специальности «Функциональная диагностика».
    Identification and evaluation of the degree of violation of a specific function is the main task of functional diagnostics. The article describes historical steps towards the formation of the medical specialty of functional diagnostics.
  • #1/22 ВОЗМОЖНОСТИ ГЕНЕТИЧЕСКОГО ТЕСТИРОВАНИЯ ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ ДИЕТОТЕРАПИИ ОЖИРЕНИЯ

    аннотация

    Представлены результаты исследований по анализу генетических предикторов ожирения ‒ генов-кандидатов FTO, MTHFR ‒ в контексте их возможной взаимосвязи с ожирением и избыточной массой тела. Эти исследования дают перспективу для разработки индивидуализированных рационов питания с учетом генетических тестов, что может способствовать повышению эффективности диетотерапии ожирения и удержанию веса пациентов на целевых значениях длительное время и является важным аспектом в современной диетологии.
    The results of studies on the analysis of genetic predictors of obesity - candidate genes FTO, MTHFR in the context of their possible relationship with obesity and overweight are presented. These studies provide a perspective for the development of individualized diets taking into account genetic tests, increase the effectiveness of obesity diet therapy and more effectively keep patients' weight at target values for a long time, which is an important aspect in modern dietetics.
  • #1/22 ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИТОТЕРАПИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    аннотация

    В статье обсуждаются основные особенности метода фитотерапии и дано обоснование широкого использования метода в лечении, профилактике и реабилитации больных. Фитотерапия в настоящее время относится к методам комплементарной медицины, широко используемым во всем мире и разрешенным к применению руководящими органами здравоохранения. Под комплементарной медициной мы понимаем традиционно сложившиеся лечебные и профилактические методы народной медицины, результативность которых доказана опытным путем на протяжении многих столетий. Приведено описание исторического пути развития фитотерапии, анализ эффективности применения средств фитотерапии при многих патологических состояниях, сформулированы достоинства метода фитотерапии, такие как наличие огромного количества лекарственных растений,  отсутствие побочных реакций при грамотном проведении фитотерапии, доступный ценовой диапазон, возможность составления индивидуальных композиций и схем лечения. Обсуждаются примеры использования фитотерапии в медицинской практике.  
    The article discusses the main features of the phytotherapy method and provides a justification for the widespread use of the method in the treatment, prevention and rehabilitation of patients. Phytotherapy currently refers to complementary medicine methods that are widely used around the world and approved for use by the governing health authorities. By complementary medicine (CM) we mean the traditionally established therapeutic and preventive methods of traditional medicine, the effectiveness of which has been proven empirically for many centuries. The description of the historical path of the development of phytotherapy, the analysis of the effectiveness of the use of herbal remedies in many pathological conditions, the advantages of the method of phytotherapy, such as the presence of a huge number of medicinal plants, the absence of adverse reactions with the competent conduct of phytotherapy, an affordable price range, the possibility of making individual compositions and treatment regimens are formulated. Examples of the use of phytotherapy in medical practice are discussed.
  • #1/22 СЛУЧАЙ ИЗ ПРАКТИКИ ЗЕМСКОГО ВРАЧА: ВЕРСИЯ

    аннотация

    В статье приводится описание клинического случая малярии и неясного поражения кожи у молодой пациентки. Обсуждается диагностическая гипотеза о возможном наличии норвежской чесотки.
    The article describes a clinical case of malaria and an unclear skin lesion in a young patient. A diagnostic hypothesis about the possible presence of Norwegian scabies is discussed.
  • #1/22 ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ЛИ КУЛЬТУРА ЯВЛЯЕТСЯ НЕОБХОДИМОЙ ОСНОВОЙ ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ?

    аннотация

    В статье рассматриваются проблемы современного образования, поставлен ряд вопросов, возникающих в процессе работы в медицинском высшем учебном заведении: как сделать обучение студентов более интересным, содержательным, чтобы приобретение знаний стало потребностью и приносило удовлетворение, как не дать разочароваться в профессии, так как всё ещё неадекватная оценка труда медицинских работников способствует этому, а полюбить её и сделать делом всей жизни? Понимания студентами изучаемого предмета можно добиться не получением ответа на отдельные вопросы, а развитием умения создавать образ функционирования органа или организма в целом в норме и при патологии. Особое место в этом процессе занимает взаимодействие «учитель–ученик». Представлен опыт образовательного процесса в терапевтической клинике. Развитие клинического мышления, повышение общего уровня культуры обучающихся позволит познать красоту профессии и будет способствовать формированию настоящего врача.
    The article deals with the problems of modern education, raises a number of questions that arise in the process of working at a medical university: "How to make students' learning more interesting, meaningful, so that the acquisition of knowledge becomes a need and brings satisfaction. How can we not be disappointed in our profession, since the still inadequate assessment of the work of medical workers contributes to this, but to love it and make it a life's work?" Students ' understanding of the subject under study can be achieved not by getting an answer to individual questions, but by developing the ability to create an image of the functioning of an organ or an organism as a whole in normal and pathological conditions. A special place in this process is occupied by the interaction of "teacher-student". The article presents the experience of the educational process in a therapeutic clinic. The development of clinical thinking, increasing the general level of culture of students will allow them to learn the beauty of the profession and will contribute to the formation of a real doctor.
  • #1/22 ВЫХОДНЫЕ ДАННЫЕ НОМЕРА #1/22

    аннотация

    Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.