Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
В настоящее время использование инновационных подходов в образовательном процессе медицинского вуза является приоритетным направлением повышения эффективности и качества подготовки студентов к самостоятельной врачебной деятельности. Педагог медицинской специальности, благодаря внедрению новых педагогических технологий, решает задачи, способствующие развитию клинического мышления у студентов, необходимого для ведения самостоятельной врачебной практики. От компетентности преподавателя, умения заинтересовать, увлечь студентов зависит эффективность проводимых занятий и качество подготовки специалистов [1].
Традиционная форма обучения в виде опроса, теста, клинического разбора материала постепенно заменяется инновационными подходами к обучению, суть которых заключается в умении применять на практике полученные знания, интерпретировать информацию, полученную из других смежных дисциплин, грамотно ее использовать, постоянно самосовершенствоваться и пробовать различные подходы решения самых трудных клинических задач [2].
Эффективное внедрение и использование новейших педагогических технологий в практической подготовке студентов напрямую повысит уровень восприятия учебного материала, сформирует мотивацию к его изучению за счет непассивного усвоения теоретического материала, активного интереса к взаимодействию с преподавателем [3]. Правильное построение занятия с использованием инновационных методов обучения для вовлечения в учебный процесс всех учащихся группы оказывает влияние на формирование интереса к учебе, дисциплине и специальности.
Применение новых учебных технологий на всех уровнях образования — от теоретических кафедр до клиники — предусматривает использование медицинских тренажеров, которые позволяют отработать и реализовать теоретические знания на практике, содействуют развитию у обучающихся правильного алгоритма поведения в неотложных ситуациях, стимулируют к сотрудничеству в коллективе и способствуют более длительному сохранению теоретической информации.
В условиях использования методик динамичного (деловые и ролевые игры, тренинги) и проблемного обучения (проблемные лекции и курсы, тематические полемики и тематические круглые столы и др.) обеспечение образовательной задачи сводится к формированию квалифицированной работы, при выполнении которой обучающимся отводится особое значение. Одной из главных новых технологий преподавания клинических дисциплин является методика командного обучения, способствующая совместной работе студентов в группе и достижению в результате коллективных успехов учащихся и преподавателя [4].
Командное междисциплинарное обучение – метод, который ориентирован на обучающихся по различных специальностям медицинского вуза, способствующий активному, а, главное, эффективному обучению [5].
В сегодняшних условиях оказание специализированной медицинской помощи подразумевает командное участие врачей разных специальностей, преемственность в работе медицинских учреждений амбулаторного и стационарного звеньев, конечная цель которой представляет собой обеспечение безопасности и здоровья пациентов. Таким образом, оказание медицинской помощи становится все более междисциплинарным и ориентированным на работу в команде.
Цель работы заключается в исследовании возможности применения принципов командного обучения (TBL-технологии) при изучении дисциплины «Факультетская педиатрия» на кафедре педиатрии КГМУ.
Задачи исследования:
Практическая значимость работы заключается в реализации образовательной технологии с разработкой способов командного обучения на кафедре педиатрии КГМУ.
Командное обучение – это современная тактика, позволяющая студентам применять имеющиеся знания в ходе индивидуальной, командной работы и обратной связи [6, 7]. Оно имеет преимущество перед другими формами образовательных технологий, поскольку не ставит студентов в определенные рамки и не требует присутствия нескольких преподавателей. Напротив, TBL предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие в команде, что упрощает адаптацию будущих специалистов к работе в коллективе. Для реализации такого вида образовательной программы необходима систематизация знаний, полученных в ходе обучения по смежным дисциплинам. При этом все студенты в команде несут ответственность за продуктивную работу в ходе учебного процесса.
Командное обучение открывает перед студентами новые возможности для самореализации: участвуя в обсуждении, проявляя активность, студент высказывает свое мнение, собственную точку зрения, что крайне важно в лечебно-клинической практике для выбора правильной тактики диагностики и лечения. В итоге формируется умение участвовать в медицинских консультациях и научных сообществах и развиваются навыки межличностного общения, необходимые для успешной работы будущего специалиста.
В начале занятия педагог формирует группы студентов с разными задачами, навыками и умениями. Они должны состоять как минимум из 5-7человек. В команду в основном входят студенты с разным уровнем образования и успеваемости. Есть возможность выбора постоянного состава групп: как только они объединяются в команду, общение между их членами значительно улучшается и упрощается, что способствует более эффективному обучению и успеху команды, формирует ответственность членов коллектива за качество подготовки занятий и участие в выполнении заданий в групповой работе.
При необходимости во время коллективной работы студенты должны получать обратную связь от преподавателя, своевременно информировать группу об уровне и качестве своей подготовки. Внутригрупповые обсуждения во время выполнения заданий предоставляют широкие возможности для обратной связи.
TBL предоставляет собой поэтапное обучение студентов.
‒ Этап 1. Предварительное распределение заданий.
При подготовке к занятию студентам дают задание изучить материалы в соответствии с перечнем вопросов по данной теме и целями обучения. Для более успешного усвоения информации используются различные виды работ (самостоятельное изучение литературы, видео-лекции, слайд-презентации, проведение семинаров и т. д.)
‒ Этап 2. Индивидуальная проверка знаний в тестовом формате.
Каждый студент персонально получает 10-20 практических вопросов по теме занятия, на которые он должен дать ответы, исходя из имеющихся вариантов.
— Этап 3. Коллективная проверка знаний тестом.
Используются вопросы, на которые студент давал ответы. Участники группы вместе обсуждают вопросы, которые вызвали затруднения во время написания тестовых заданий, ошибки, возникшие в ходе тестирования. Совершенствование процесса принятия решений основывается на командном выявлении правильных ответов и ошибок.
— Этап 4. Дополнительные комментарии и разъяснения преподавателя.
На этом этапе преподаватель дает разъяснения по тем вопросам, в ходе ответа на которые возникли разногласия во время командного проверочного теста. По окончании этого этапа коллектив студентов должен прийти к выводу о том, что их подготовка недостаточна для решения более сложных задач, ожидающих их на следующем этапе.
— Этап 5. TAPP-Командные практические задания.
Студентам в группах даются ситуационные задачи, похожие на проблемы, с которыми они могут встретиться в реальной практике. Им необходимо обосновать данные анамнеза, лабораторных и инструментальных исследований, проанализировать представленную ситуацию, дать заключение и разработать вариант решения данной проблемы. Ответ предоставляется в виде сценария с распределением ролей, главным сюжетом которого является имитация клинического случая с проведением общего осмотра и объяснением выбора диагностики и лечения.
— Этап 6. Обращение.
На этом этапе группа студентов просит преподавателя рассказать об альтернативном решении задачи помимо основного правильного ответа. Зачетный балл получает лишь та команда студентов, которая вступила в дискуссию с преподавателем, отстаивая правильность своего ответа.
Оценка эффективности деятельности студентов в процессе использования технологии включает в себя:
Каждый этап TBL имеет целью совершенствование и устранение недостатков современной системы оказания медицинской помощи, поэтому данный метод готовит обучающихся к практической работе в коллективе, позволяет применять полученные знания и умения в клинической практике. Выбор этой технологии для изучения содержания темы оправдан необходимостью обучения студентов работе в команде с целью создания единого обоснованного процесса при решении стандартной или нестандартной проблемы. С помощью использования технологии TBL формировались и совершенствовались навыки самореализации студентов, умение взаимодействовать в группе и устанавливать коммуникативный контакт, работать в условиях ограниченного времени, генерировать и отстаивать собственные идеи и точку зрения, которые необходимы в практической работе врача любой медицинской специальности.
Оптимизация процесса обучения в медицинском университете в сегодняшних условиях представляет собой обязательный атрибут подготовки конкурентоспособного специалиста медицинского профиля, который готов к оказанию качественной специализированной медицинской помощи населению.
В заключение необходимо отметить, что использование новаторских методик преподавания является важнейшим показателем совершенствования подготовки медицинских кадров, поскольку современный подход является так называемым «двигателем прогресса», побуждающим студентов мыслить и творчески развиваться. В связи с этим в отношениях студентов и преподавателей возникает тесное взаимодействие, способствующее положительной динамике освоения учебного материала. Важной особенностью использования TBL в учебном процессе на клинической кафедре является то, что в процессе внедрения этой технологии у обучающихся складывается ряд качеств, которые необходимы для специалиста любого медицинского профиля: умение интерпретировать, систематизировать полученные данные и на основе их делать выводы. Результатом проделанной работы является достижение цели ‒ получение более глубоких и осознанных теоретических знаний на клинической кафедре с возможностью применения их на практике.
Таким образом, занятия по TBL способствуют систематизированному освоению материала, практических умений, развитию логического мышления, разработке навыков общения и взаимодействия как между преподавателем и студентом, так и между работником и коллективом.
Список литературы
Сведения об авторах
Емельянова Татьяна Александровна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии, Курский государственный медицинский университет (Курск).
Хмелевская Ирина Григорьевна – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).
Булка Анна Александровна – ассистент кафедры педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).
Матвиенко Елена Витальевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом детских хирургических болезней, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород).
Старикова Анастасия Александровна – ординатор кафедры педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).
Соколов Игорь Алексеевич – ординатор кафедры педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию в июне 2022 г.
T. A. Emelyanova – PhD in Medicine, Assistant of the Department of Pediatrics Kursk State Medical University (Kursk).
I. G. Khmelevskaya – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk).
A. A. Bulka – Assistant of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk).
E. V. Matvienko – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Pediatrics with a course of pediatric surgical diseases, Belgorod State National Research University (Belgorod).
A. A. Starikova – Resident of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk)
I. A. Sokolov – Resident of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk).
Received June 05, 2022
Abstract:
Keywords: