ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #2/22

УДК 616-053.2:378.147
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ КОМАНДНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДИАТРИЯ

Аннотация:

Важнейшей задачей высшего профессионального образования на современном этапе является необходимость повышения уровня восприятия учебного материала студентами медицинских вузов, формирования мотивации к изучению дисциплин, в первую очередь - активного интереса к взаимодействию с преподавателем в процессе обучения. Актуальность исследования обусловлена возможностями методов командного обучения, которые позволяют достичь решения указанных задач. Цель работы ‒ исследование результатов применения принципов командного обучения (TBL-технологии) при изучении дисциплины «Факультетская педиатрия» на кафедре педиатрии Курского государственного медицинского университета (КГМУ). Анализ проведенного исследования показал положительную динамику учебного процесса при включении в него занятий по TBL-технологии, которые способствуют систематизированному освоению теоретического материала и практических умений, развитию логического мышления, выработке навыков общения и взаимодействия как между преподавателем и студентом, так и между работником и коллективом. Результаты исследования будут способствовать получению более систематизированных и осознанных теоретических знаний на клинической кафедре с возможностью применения их на практике.

Ключевые слова:

TBL-технология, педиатрия, командное обучение, КГМУ.

В настоящее время использование инновационных подходов в образовательном процессе медицинского вуза является приоритетным направлением повышения эффективности и качества подготовки студентов к самостоятельной врачебной деятельности. Педагог медицинской специальности, благодаря внедрению новых педагогических технологий, решает задачи, способствующие развитию клинического мышления у студентов, необходимого для ведения самостоятельной врачебной практики. От компетентности преподавателя, умения заинтересовать, увлечь студентов зависит эффективность проводимых занятий и качество подготовки специалистов [1].

Традиционная форма обучения в виде опроса, теста, клинического разбора материала постепенно заменяется инновационными подходами к обучению, суть которых заключается в умении применять на практике полученные знания, интерпретировать информацию, полученную из других смежных дисциплин, грамотно ее использовать, постоянно самосовершенствоваться и пробовать различные подходы решения самых трудных клинических задач [2].

Эффективное внедрение и использование новейших педагогических технологий в практической подготовке студентов напрямую повысит уровень восприятия учебного материала, сформирует мотивацию к его изучению за счет непассивного усвоения теоретического материала, активного интереса к взаимодействию с преподавателем [3]. Правильное построение занятия с использованием инновационных методов обучения для вовлечения в учебный процесс всех учащихся группы оказывает влияние на формирование интереса к учебе, дисциплине и специальности.

Применение новых учебных технологий на всех уровнях образования — от теоретических кафедр до клиники — предусматривает использование медицинских тренажеров, которые позволяют отработать и реализовать теоретические знания на практике, содействуют развитию у обучающихся правильного алгоритма поведения в неотложных ситуациях, стимулируют к сотрудничеству в коллективе и способствуют более длительному сохранению теоретической информации.

В условиях использования методик динамичного (деловые и ролевые игры, тренинги) и проблемного обучения (проблемные лекции и курсы, тематические полемики и тематические круглые столы и др.) обеспечение образовательной задачи сводится к формированию квалифицированной работы, при выполнении которой обучающимся отводится особое значение. Одной из главных новых технологий преподавания клинических дисциплин является методика командного обучения, способствующая совместной работе студентов в группе и достижению в результате коллективных успехов учащихся и преподавателя [4].

Командное междисциплинарное обучение – метод, который ориентирован на обучающихся по различных специальностям медицинского вуза, способствующий активному, а, главное, эффективному обучению [5].

В сегодняшних условиях оказание специализированной медицинской помощи подразумевает командное участие врачей разных специальностей, преемственность в работе медицинских учреждений амбулаторного и стационарного звеньев, конечная цель которой представляет собой обеспечение безопасности и здоровья пациентов. Таким образом, оказание медицинской помощи становится все более междисциплинарным и ориентированным на работу в команде.

Цель работы заключается в исследовании возможности применения принципов командного обучения (TBL-технологии) при изучении дисциплины «Факультетская педиатрия» на кафедре педиатрии КГМУ.

Задачи исследования:

  • изучить технологию командного обучения;
  • рассмотреть возможность применения технологии TBL при изучении клинической дисциплины в курсе «Факультетская педиатрия»;
  • разработать примерный алгоритм введения TBL-технологии в практические занятия педиатрического факультета.

Практическая значимость работы заключается в реализации образовательной технологии с разработкой способов командного обучения на кафедре педиатрии КГМУ.

Командное обучение – это современная тактика, позволяющая студентам применять имеющиеся знания в ходе индивидуальной, командной работы и обратной связи [6, 7]. Оно имеет преимущество перед другими формами образовательных технологий, поскольку не ставит студентов в определенные рамки и не требует присутствия нескольких преподавателей. Напротив, TBL предполагает тесное сотрудничество и взаимодействие в команде, что упрощает адаптацию будущих специалистов к работе в коллективе. Для реализации такого вида образовательной программы необходима систематизация знаний, полученных в ходе обучения по смежным дисциплинам. При этом все студенты в команде несут ответственность за продуктивную работу в ходе учебного процесса.

Командное обучение открывает перед студентами новые возможности для самореализации: участвуя в обсуждении, проявляя активность, студент высказывает свое мнение, собственную точку зрения, что крайне важно в лечебно-клинической практике для выбора правильной тактики диагностики и лечения. В итоге формируется умение участвовать в медицинских консультациях и научных сообществах и развиваются навыки межличностного общения, необходимые для успешной работы будущего специалиста.

В начале занятия педагог формирует группы студентов с разными задачами, навыками и умениями. Они должны состоять как минимум из 5-7человек. В команду в основном входят студенты с разным уровнем образования и успеваемости. Есть возможность выбора постоянного состава групп: как только они объединяются в команду, общение между их членами значительно улучшается и упрощается, что способствует более эффективному обучению и успеху команды, формирует ответственность членов коллектива за качество подготовки занятий и участие в выполнении заданий в групповой работе.

При необходимости во время коллективной работы студенты должны получать обратную связь от преподавателя, своевременно информировать группу об уровне и качестве своей подготовки. Внутригрупповые обсуждения во время выполнения заданий предоставляют широкие возможности для обратной связи.

TBL предоставляет собой поэтапное обучение студентов.

‒ Этап 1. Предварительное распределение заданий.

При подготовке к занятию студентам дают задание изучить материалы в соответствии с перечнем вопросов по данной теме и целями обучения. Для более успешного усвоения информации используются различные виды работ (самостоятельное изучение литературы, видео-лекции, слайд-презентации, проведение семинаров и т. д.)

‒ Этап 2. Индивидуальная проверка знаний в тестовом формате.

Каждый студент персонально получает 10-20 практических вопросов по теме занятия, на которые он должен дать ответы, исходя из имеющихся вариантов.

— Этап 3. Коллективная проверка знаний тестом.

Используются вопросы, на которые студент давал ответы. Участники группы вместе обсуждают вопросы, которые вызвали затруднения во время написания тестовых заданий, ошибки, возникшие в ходе тестирования. Совершенствование процесса принятия решений основывается на командном выявлении правильных ответов и ошибок.

— Этап 4. Дополнительные комментарии и разъяснения преподавателя.

На этом этапе преподаватель дает разъяснения по тем вопросам, в ходе ответа на которые возникли разногласия во время командного проверочного теста. По окончании этого этапа коллектив студентов должен прийти к выводу о том, что их подготовка недостаточна для решения более сложных задач, ожидающих их на следующем этапе.

— Этап 5. TAPP-Командные практические задания.

Студентам в группах даются ситуационные задачи, похожие на проблемы, с которыми они могут встретиться в реальной практике. Им необходимо обосновать данные анамнеза, лабораторных и инструментальных исследований, проанализировать представленную ситуацию, дать заключение и разработать вариант решения данной проблемы. Ответ предоставляется в виде сценария с распределением ролей, главным сюжетом которого является имитация клинического случая с проведением общего осмотра и объяснением выбора диагностики и лечения.

— Этап 6. Обращение.

На этом этапе группа студентов просит преподавателя рассказать об альтернативном решении задачи помимо основного правильного ответа. Зачетный балл получает лишь та команда студентов, которая вступила в дискуссию с преподавателем, отстаивая правильность своего ответа.

Оценка эффективности деятельности студентов в процессе использования технологии включает в себя:

  1. Внеклассное обучение (контрольное испытание начального уровня подготовки – уровень усвоения литературных источников).
  2. Вклад в успех группы (оценка эффективности как группы в целом, так и каждого ее члена:
  • инициативность учащихся при работе в команде, активное участие в обсуждении, помощь коллегам;
  • способность слушать и принимать мнение других членов группы, разрешать разногласия, возникшие в ходе споров и конфликтов;
  • умение проводить самоанализ и критически оценивать коллег;
  • адекватно реагировать на конструктивную критику;
  • навык команды в целом и каждого ее члена в отдельности оценивать информацию, интерпретируя теоретические знания, полученные в процессе самоподготовки, в практические навыки, умение делать выводы, анализируя изложенный материал, эффективность и проявление интереса к изучаемому материалу.
  1. Отметка. Оценивается уровень подготовки каждого студента к занятию и его индивидуальный вклад в успех команды, умение участвовать в работе группы:
  • оказание помощи коллегам в ходе выполнения заданий;
  • способность правильно ориентироваться в выполнении задания;
  • рациональное использование времени, отведенного на выполнение задания;
  • эффективное управление возникающими конфликтными ситуациями;
  • соблюдение принятых правил командной работы.

Каждый этап TBL имеет целью совершенствование и устранение недостатков современной системы оказания медицинской помощи, поэтому данный метод готовит обучающихся к практической работе в коллективе, позволяет применять полученные знания и умения в клинической практике. Выбор этой технологии для изучения содержания темы оправдан необходимостью обучения студентов работе в команде с целью создания единого обоснованного процесса при решении стандартной или нестандартной проблемы. С помощью использования технологии TBL формировались и совершенствовались навыки самореализации студентов, умение взаимодействовать в группе и устанавливать коммуникативный контакт, работать в условиях ограниченного времени, генерировать и отстаивать собственные идеи и точку зрения, которые необходимы в практической работе врача любой медицинской специальности.

Оптимизация процесса обучения в медицинском университете в сегодняшних условиях представляет собой обязательный атрибут подготовки конкурентоспособного специалиста медицинского профиля, который готов к оказанию качественной специализированной медицинской помощи населению.

 В заключение необходимо отметить, что использование новаторских методик преподавания является важнейшим показателем совершенствования подготовки медицинских кадров, поскольку современный подход является так называемым «двигателем прогресса», побуждающим студентов мыслить и творчески развиваться. В связи с этим в отношениях студентов и преподавателей возникает тесное взаимодействие, способствующее положительной динамике освоения учебного материала. Важной особенностью использования TBL в учебном процессе на клинической кафедре является то, что в процессе внедрения этой технологии у обучающихся складывается ряд качеств, которые необходимы для специалиста любого медицинского профиля: умение интерпретировать, систематизировать полученные данные и на основе их делать выводы. Результатом проделанной работы является достижение цели ‒ получение более глубоких и осознанных теоретических знаний на клинической кафедре с возможностью применения их на практике.

Таким образом, занятия по TBL способствуют систематизированному освоению материала, практических умений, развитию логического мышления, разработке навыков общения и взаимодействия как между преподавателем и студентом, так и между работником и коллективом.

 

Список литературы

  1. Шубина, Л. Б., Грибков, Д. М., Борисенко, Е. В. Командное обучение и интерактивная лекция / Л. Б. Шубина, Д. М. Грибков, Е. В. Борисенко // Виртуальные технологии в медицине. – 2015. – № 1 (13). – С. 33–34.
  2. Романцов, М. Г., Мельникова, И. Ю. Современные образовательные технологии – средство инновационного пути развития высшего медицинского образования / М. Г. Романцов, И. Ю. Мельникова //Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2015. – № 1 (19). – С. 88–95.
  3. Миндубаева, Ф. А., Гитенис, Н. В., Евневич, А. М. Опыт использования современных образовательных технологий в медицинском образовании / Ф. А. Миндубаева, Н. В. Гитенис, А. М. Евневич // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – № 8. – С. 26–28.
  4. Васева, Е. С., Бужинская, Н. В. Формирование команды как важнейший компонент / Е. С. Васева, Н. В. Бужинская // Проблемы современного образования. – 2020. – № 3. – С. 116–123.
  5. Плотникова, Н. Ф. Командный подход в обучении: учебно-методическое пособие / Н. Ф. Плотникова. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2016. – 96 с.
  6. Позднякова, Е. В., Омарова, Г. А. Особенности внедрения командно-ориентированного обучения TBL (Team-Based Learning) в процессе обучения биохимии / Е. В. Позднякова, Г. А. Омарова // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 9 (3). – С. 57–60.
  7. Жактаева, К. Б. Клиническая игра – эффективный метод обучения профессионального врача / К. Б. Жактаева // Медицина и экология. — – № 3. – С. 103-109.

 

Сведения об авторах

 Емельянова Татьяна Александровнакандидат медицинских наук, ассистент кафедры педиатрии, Курский государственный медицинский университет (Курск).

Хмелевская Ирина Григорьевна – доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).

Булка Анна Александровна – ассистент кафедры педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).

Матвиенко Елена Витальевнакандидат медицинских наук, доцент кафедры педиатрии с курсом детских хирургических болезней, Белгородский государственный национальный исследовательский университет (Белгород).

Старикова Анастасия Александровнаординатор кафедры педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).

Соколов Игорь Алексеевич – ординатор кафедры педиатрии Курский государственный медицинский университет (Курск).

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в июне 2022 г.

  

INTRODUCTION OF TEAM LEARNING METHODS IN STUDYING THE DISCIPLINE OF PEDIATRICS

 

T. A. Emelyanova – PhD in Medicine, Assistant of the Department of Pediatrics Kursk State Medical University (Kursk).

I. G. Khmelevskaya – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk).

A. A. Bulka – Assistant of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk).

E. V. Matvienko – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Pediatrics with a course of pediatric surgical diseases, Belgorod State National Research University (Belgorod).

A. A. Starikova – Resident of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk)

I. A. Sokolov – Resident of the Department of Pediatrics, Kursk State Medical University (Kursk).

Received June 05, 2022

Abstract:

The modern research problem is the need to increase the level of perception of educational material by students of higher educational medical institutions. In addition to the above, students should be motivated to study disciplines, having formed, first of all, an active interest in interacting with the teacher in the learning process. The relevance of the study is due to the importance of introducing team learning methods. The aim of the work was to study the possibility of applying the principles of team learning (TBL technology) in the study of the discipline "Faculty Pediatrics" at the Department of Pediatrics of the Kursk State Medical University (KSMU). The analysis of the study showed a positive trend in the development of the educational process when using classes on TBL technology, which contribute to the systematic mastering of the material, practical skills, the development of logical thinking, the development of communication and interaction skills both between a teacher and a student, and between a qualified employee and a team. The results of the study will contribute to obtaining more rational and conscious theoretical knowledge at the clinical department with the possibility of applying them in practice.

Keywords:

TBL technology, pediatrics, team training, KSMU.

Практика 15.06.2022