Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).
Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.
Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).
Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.
Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…
Аннотация:
Ключевые слова:
Введение
Данные мультицентровых исследований последних лет показали, что при оказании медицинской помощи каждый пятый больной сталкивается с медицинской ошибкой, один из восьми госпитализированных — получает дополнительный вред, связанный с оказанием медицинской помощи. Невероятные инциденты и невероятные ошибки встречаются в лучших клиниках мира и у лучших людей. Один из 80 госпитализированных получает дополнительный вред тяжелой степени или становится инвалидом. Один из 180 стационарных больных умирает от осложнений, связанных с оказанием медицинской помощи. Неблагоприятные события обусловливают каждую четвертую смерть в стационаре и являются причиной каждой десятой смерти и в популяции развитых стран [1-5]. В связи с вышеперечисленным изучение и совершенствование систем управления безопасностью медицинской помощи представляет существенный научный и практический интерес.
Построение системы управления безопасностью медицинской помощи
В качестве примера отрасли, успешно реализовавшей системный подход к управлению безопасностью, можно привести гражданскую авиацию, где за последние 40 лет на фоне прогресса в совершенствовании технологий, технокомпетенций персонала и материальных ресурсов произошли глубокие преобразования в части управления человеческим фактором, организационными и внеорганизационными угрозами. Современная стратегия управления безопасностью в авиации хорошо изложена в международном руководстве по управлению безопасностью полетов, откуда было заимствовано в систему здравоохранения много концептуальных подходов и эффективных решений [7, 8, 9]. Результаты были впечатляющими — уже в 1970-е годы число катастроф удалось сократить до 1 на 200 000 авиарейсов, а в 1990-е годы — до 1 на 1 млн авиарейсов. Сегодня безопасность в авиации является беспрецедентной — всего лишь 1 авиакатастрофа на 5 млн авиаперелетов [10].
Здравоохранение имеет много общего с гражданской авиацией с точки зрения управления безопасностью [7]. Прежде всего, это касается вклада различных источников угроз в безопасность медицинской помощи. В основе, конечно же, лежат медицинские технологии, далее следует их ресурсное обеспечение. Затем идет человеческий фактор, далее — угрозы организационной среды и внеорганизационные угрозы и, наконец, на вершине всего стоит поведение больного.
Основной независимый вклад технологий в развитие неблагоприятных событий связан с наличием предполагаемого и возможного вреда. В связи с этим основными направлениями в снижении риска причинения вреда, связанного с технологиями, являются выбор правильной технологии, правильное исполнение технологии и создание новых технологий с более высокими качеством и вероятностью положительного исхода.
Основными направлениями в снижении риска причинения вреда, связанного с ресурсами, являются построение безопасной инфраструктуры, создание безопасных и обеспеченных современными орудиями и предметами труда рабочих мест, адекватное финансирование, своевременный доступ к валидной и релевантной информации.
Основными направлениями в снижении риска причинения вреда, связанного с человеческим фактором, являются дополнительные меры защиты от возможных ошибок, дублирующие функции в работе команды и построение безопасного технологического интерфейса. Необходимо подчеркнуть, что управление человеческим фактором и организационными угрозами начинается с изменения ментальной парадигмы представлений о причинах и механизмах развития ошибок и неблагоприятных событиях, а также отказа от культуры вины.
В отношении организационной среды необходимо придерживаться стратегии максимально полного устранения организационных уязвимостей, приводящих к сбою систем защиты в цепочке трансформации угроз, связанных с физической средой, человеческим фактором и поведением больного. В основе снижения риска угроз, связанных с поведением больного, лежат управление отклонениями, связанными с болезнью, эффективная коммуникация, обучение больного, стандартизация идентификации и верификации [6, 8, 9].
С точки зрения системного подхода к управлению безопасностью наиболее перспективным является построение медицинской организации высокой надежности, где на основе постоянного ожидания сбоев и готовности к отклонениям управляются 100 % идентифицированных рисков причинения вреда. Организации высокой надежности особый акцент делают на избыточности системы в части перманентного мониторинга нетипичных сигналов, разработку алгоритмов реагирования на угрозы и инциденты, регулярную репетицию алгоритмов.
Культура высокой надежности дополнительно к нормам новой культуры безопасности предполагает системный подход к оценке любого отклонения, пластичность организационной структуры, высокую автономию персонала в принятии решений, высокую степень резервирования систем защиты и абсолютную нетерпимость к девиантному поведению. Медицинские организации высокой надежности – это медицинские организации будущего. Именно в них безопасность является бизнес-целью, а ответственность за безопасность распределена между всеми членами организации [6].
За последние 100 лет мы наблюдаем невероятный прогресс в области совершенствования медицинских технологий и их ресурсного обеспечения. И что мы имеем сегодня в результате в сфере безопасности в развитых странах? Мы видим, что наименее управляемым остается человеческий фактор, на втором месте – угрозы, связанные с поведением больного.
Учитывая вклад различных источников в безопасность медицинской помощи, управление рисками причинения дополнительного вреда должно выстраиваться в соответствие с логически очевидной стратегической лестницей. На первой ступени стоят медицинские технологии, на втором – материальные ресурсы, на третьем – человеческий фактор, на четвёртом – организационная среда, на пятом — поведение пациента. Самый последний шаг – это организация высокой надежности. Прыжки через ступени будут нивелировать все преимущества следующего шага. Так, например, все плюсы от грамотных организационных изменений будут поглощены неуправляемым человеческим фактором и полуразрушенной инфраструктурой.
Заключение
Безопасность медицинской помощи представляет важную и значимую проблему современной медицины. На фоне совершенствования медицинских технологий и их ресурсного обеспечения стала гораздо более заметной доля дополнительного вреда, связанного с оказанием медицинской помощи. Опыт других высокорисковых областей (гражданская авиация, атомная промышленность и др.) может существенно облегчить разработку и внедрение эффективных решений по управлению рисками дополнительного вреда в здравоохранении. Особую перспективу имеют организации высокой надежности, движение к которым должно происходить с учётом последовательности ступеней, определённой вкладом различных источников в генезис неблагоприятных событий.
Список литературы:
Сведения об авторе
Восканян Юрий Эдуардович – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва).
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию в январе 2021 г.
Yuri E. Voskanyan – Doctor of Science in Medicine, Professor, Professor of the Department of Health Organization and Public Health of the Federal State Budgetary Educational Institution of Additional Professional Education «Russian Medical Academy of Continuing Professional Education» of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow).
Received January 29, 2021
Abstract:
Keywords: