ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #4/20 ИГМАПО

УДК 614.23:614.2::378.046.4
Шифр специальности ВАК 13.00.08

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»

Аннотация:

Для успешного руководителя медицинской организации важно осваивать и углублять профессиональные компетенции не только в основной медицинской специальности, но и в таких смежных областях как экономика, менеджмент, право, деловые коммуникации. В статье рассматриваются пути получения знаний по смежным специальностям для врачей организаторов здравоохранения. Рассмотрены традиционные и современные методы проведения занятий для формирования профессиональных компетенций руководителя медицинской организации. Проведен анализ наиболее востребованных тем занятий по смежным специальностям при переподготовке и повышении квалификации врачей.

Ключевые слова:

организация здравоохранения и общественное здоровье, дополнительное последипломное образование врачей, образование руководителей медицинских организаций, тренинг, профессиональные компетенции организатора здравоохранения.

Образование врача в любые времена представляло собой непрерывный и длительный процесс. Хороший специалист продолжает учиться в течение всей своей профессиональной жизни. Потребность в непрерывном образовании в здравоохранении связана с высокой скоростью изменений во внешней среде: развитием технологий, научным прогрессом, ростом требований общества к профессиональным навыкам специалиста [1, 2].

Для организаторов здравоохранения – руководителей в сфере здравоохранения важно не только постоянно поддерживать и углублять свои навыки и знания по основной медицинской специальности, но и осваивать новые компетенции в смежных областях. Успешный современный руководитель в области здравоохранения не может обойтись без навыков эффективных деловых коммуникаций, знаний в области права, экономики и менеджмента [1] (рис. 1).

Рис. 1. Компетенции руководителя медицинской организации

Руководители медицинских организаций, заинтересованные в получении знаний по смежным специальностям, выбирают разные пути их приобретения (табл. 1). Данный выбор зависит от степени личной потребности в дополнительном профессиональном образовании, а также от ресурсов, которыми располагает врач.

Таблица 1

Пути получения знаний по смежным специальностям

Путь получения знаний

Преимущества

Недостатки

Второе высшее  образование •      полный комплекс  дисциплин  в рамках учебного  плана

•      высокая квалификация ППС

•      «когнитивный диссонанс»

•      длительность  обучения

•      материальные затраты

Магистерские программы •      углубленное освоение специальности (смежной) •      сложность освоения дисциплин при отсутствии базовой подготовки

•      длительность  обучения

•      вступительные испытания

Учебные мероприятия, организованные консалтинговыми компаниями  и

бизнес-тренерами

•      краткосрочность

•      лучшие практики

•      не учитывается отраслевая специфика

•      высокая стоимость

•      низкое качество образовательных услуг

Учебные мероприятия  на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения •      учет отраслевой специфики

•      краткосрочность

•      опытные преподаватели

•      ответственность за качество программы

•      новый формат для профессорско-преподавательского состава

 

Безусловно, наиболее полные и глубокие знания можно получить при получении второго высшего образования, например, в области экономики, менеджмента либо юриспруденции. Однако нельзя забывать о том, что любое второе высшее образование платное, а также требует  значительных затрат  времени и усилий.

У врачей специалистов сегодня существует возможность пройти магистерскую подготовку по смежной специальности, не имея при этом степени бакалавра. Такой подход позволяет углубленно изучить определенные дисциплины и получить качественное образование. В то же время это сопряжено со значительными трудностями освоения некоторых предметов при отсутствии базовой подготовки, требует времени и прохождения вступительных испытаний.

Многие руководители для расширения своих управленческих компетенций выбирают краткосрочные учебные мероприятия, организованные различными консалтинговыми компаниями и тренинг-центрами. При данном подходе специалист может познакомиться с лучшими практиками по какой-либо узкой тематике за короткий период времени[3, 4].

Недостатком такого подхода, с нашей точки зрения, является отсутствие внимания к отраслевой специфике, высокая стоимость учебных мероприятий и негарантированное качество образовательных услуг.

Возможной альтернативой могут быть учебные мероприятия, организованные на кафедрах общественного здоровья и здравоохранения в рамках дополнительного профессионального образования врачей. Такие мероприятия проводятся на базе аккредитованных государственных образовательных организаций, а значит, обеспечены квалифицированным штатным или внештатным профессорско-преподавательским составом и современной материально-технической базой.

В то же время проведение отдельных образовательных мероприятий на базе кафедр является своеобразным вызовом для профессорско-преподавательского состава образовательных организаций, требует использования новых форм обучения, современных образовательных технологий и знаний в области смежных специальностей, востребованных слушателями.

К традиционным видам проведения занятий на кафедрах последипломного образования врачей относятся лекции и практические /семинарские занятия. Вплоть до настоящего момента трудно представить более эффективную форму передачи теоретического материала слушателям, чем лекция. Хорошо подготовленный лектор способен передать за единицу времени значительное количество информации по теме большому количеству слушателей. Однако лекции в традиционном формате хороши именно для освоения теоретического материала и не предполагают полноценной обратной связи.

Для получения и отработки практических навыков используются практические и семинарские занятия. Этот вид занятий применяется в небольших группах, обеспечивает диалог (обратную связь) между слушателями и преподавателем и позволяет осуществлять контроль. На кафедрах общественного здоровья и здравоохранения семинарские и практические занятия по освоению знаний и отработке навыков в области экономики, менеджмента и других смежных специальностей проводятся в форме анализа деловых ситуаций: используются деловые игры, рассматриваются кейс – истории, организуются стратегические сессии (рис. 2).

Рис. 2. Виды проведения практических /семинарских занятий для слушателей циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки врачей.

Отдельное место в структуре обучения организаторов здравоохранения отводится «дипломному» проектированию. Данный вид обучения особенно интересен для обучения взрослых, состоявшихся специалистов. Он позволяет детально изучить и предложить проектные решения по интересующей слушателей тематике, развить лидерские навыки и качества в командной работе.Работа над проектом может проводиться как в рамках практических или семинарских занятий при взаимодействии с преподавателем, руководящим проектом, так и быть организована как самостоятельная работа слушателей.

Востребованной и интересной формой проведения занятий для слушателей дополнительных профессиональных образовательных программ является тренинг.

Тренинг (от англ. train тренировать, тренироваться) – воспитание, обучение, подготовка, тренировка – это активная форма обучения взрослых, при которой учебный материал подается в виде коротких мини-лекций, чередующихся с практическими групповыми или индивидуальными заданиями, направленными на получение или формирование практических навыков по теме. Обучающиеся на тренинге специалисты становятся не пассивными слушателями, а активными его участниками, что способствует   эффективному усвоению теоретического материала, отработке алгоритмов испособов действий, формированию навыков осуществления практической деятельности организатора здравоохранения. Преимущества и недостатки тренингов как формы проведения занятий для врачей, проходящих профессиональную переподготовку и повышение квалификации по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье», представлены в табл. 2.

Таблица 2.

Преимущества и недостатки тренинга как формы обучения в рамках дополнительного профессионального образования врачей

 

Преимущества

 

Недостатки
Узкая, актуальная тематика Зависимость качества обучения от квалификации тренера
Краткосрочность учебных программ Трудоемкость подбора актуальных программ
Погружение в тренинг-атмосферу Значительные трудозатраты образовательной организации
Небольшие группы 5-10 чел.
Отработка практических навыков
Соотношение теории/практики  — 50/50
Эффект синергизма при групповой работе, обмен опытом, формирование деловых контактов

 

Эффективность использования тренинга как активного метода обучения специалистов в области организации здравоохранения в значительной степени зависит от правильного выбора тематики таких занятий.

По мнению авторов, актуальными направлениями для разработки занятий в виде тренингов являются темы, связанные с развитием управленческих навыков и компетенций, темы, углубляющие коммуникативные навыки специалиста, а также темы, формирующие навыки личной эффективности руководителя медицинской организации [5, 6] (рис. 3).

Рис. 3. Актуальные направления и темы тренингов для подготовки специалистов в области организации здравоохранения и общественного здоровья.

Для подготовки качественных занятий в форме тренингов и определения наиболее востребованных тем для обучающихся врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» был проведен анкетный опрос. Респондентами выступали слушатели, проходившие переподготовку и повышение квалификации на кафедре общественного здоровья и здравоохранения ИГМАПО в 2019-2020 гг. Общее количество опрошенных составило 158 человек.

Результаты опроса демонстрируют, что наиболее актуальной темой для слушателей является «Профилактика и управление конфликтами». Её назвали интересной 71% и очень интересной 25% респондентов (рис. 4).

Тему мотивации и стимулирования персонала медицинской организации  отметили как интересную 65%  и как очень интересную 21% опрошенных специалистов.

Рис. 4. Степень интереса врачей, обучавшихся по специальности   «Организация здравоохранения и общественное здоровье», к предложенной тематике тренингов.

Вызывает интерес у организаторов здравоохранения отработка навыков по командообразованию и эффективному принятию управленческих решений (рис. 4).

Формирование и расширение профессиональных компетенций руководителей медицинских организаций может осуществляться разными путями и способами. В рамках переподготовки и повышения квалификации врачей организаторов здравоохранения педагогическим коллективам необходимо использовать активные формы обучения, предоставляя возможность обучающимся закрепить теоретические знания, отработать полученные навыки и делиться опытом с коллегами. Важно подбирать актуальную для слушателей тематику, учитывая их профессиональные потребности и образовательные запросы.

 

 

Список литературы

  1. Мескон, М. Основы менеджмента: пер. с англ. / М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедуори. – М. : Дело, 2008. – 800 с.
  2. Управление и экономика здравоохранения: учеб. пособие для послевуз. проф. образов. / Ред. А. И. Вялков. 3-е изд., доп.  – М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. – 664 с.: ил.
  3. Дудина А.А. Современные педагогические подходы в системе последипломного образования врачей / А.А. Дудина, О.В. Ульянова // Инновации в науке: сб. ст. по материалам XXXIX междунар. науч.-практ. конф. № 11(36).  – Новосибирск: Изд-во «СибАК», 2014.  – С. 98–103.
  4. Плотникова И.Е. Реализация компетентностного подхода в системе повышения квалификации научно-педагогических работников медицинского вуза // Наука и бизнес: пути развития. – 2014. – № 6 (36). – С. 11–14.
  5. Гоулман Д. Эмоциональный интеллект / Д. Гоулман. – М.: АСТ: Астрель, 2011. – 464 с.
  6. Карузо Д. Эмоциональный интеллект руководителя: как развивать и применять / Д. Карузо, П. Сэловэй. – СПб. : Питер, 2017. – 320 с.

 

Сведения об авторах

Винокурова Арина Михайловна – кандидат экономических наук, доцент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ИГМАПО – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).

Кицул Игорь Сергеевич – доктор медицинских наук, профессор, профессор РАН, заведующий кафедрой общественного здоровья и здравоохранения, ИГМАПО – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России  (Иркутск).

Запевалин Павел Владимирович – ассистент кафедры общественного здоровья и здравоохранения, ИГМАПО – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).

 

MODERN APPROACHES TO FORMATION OF PROFESSIONAL COMPETENCE OF HEADS OF MEDICAL INSTITUTIONS IN THE PRACTICE TEACHING OF SPECIALTY «HEALTH ORGANIZATION AND PUBLIC HEALTH»

 

A. M. Vinokurova – PhD in Economics, Associate Professor, Department of public health and health  of the Irkutsk branch of the RMACPE (Irkutsk, Russia).

I.S. Kitsul – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Professor of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of public health and health in the Irkutsk branch of the RMACPE (Irkutsk, Russia).

P.V. Zapevalin – Assistant of the Department of public health and health in the Irkutsk branch of the RMACPE (Irkutsk, Russia).

Abstract:

Education of doctor is a long and continuous process. It’s very important for the head of medical organization to get and deepen professional competencies both in main medical specialty and related spheres such as economics, management, law and business communications. The article is dedicated to the ways of getting knowledge about contiguous specialties for the healthcare organizers.  There is an analysis of traditional and modern form of teaching for forming professional competencies of medical organizations heads. In addition, there is a review of the most popular topics of related specialties lessons for doctors retraining and advanced training.

Keywords:

health care organization and public health, additional postgraduate education of doctors, education of medical organization heads, training, professional competence of a healthcare organizer.

Профессия 29.12.2020