Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).
Аннотация:
Ключевые слова:
Кокрейновское сотрудничество, также называемое Кокрейн, − это международное сообщество исследователей, специалистов здравоохранения, пациентов, лиц, осуществляющих уход за пациентами, и многих других участников, заинтересованных в разработке и использовании информации высокого качества для принятия решений в здравоохранении и улучшения здоровья людей. На сегодняшний день члены и сторонники Кокрейновского сотрудничества, основанного 28 лет назад, работают в более чем 220 странах мира для того, чтобы генерировать авторитетную, объективную и надежную информацию без влияния коммерческих и финансовых интересов. Кокрейновское сотрудничество, названное в честь Арчи Кокрейна − британского исследователя в области медицины, было создано в 1990-е годы в Великобритании благодаря инициативе небольшой группы оксфордских врачей, и к сегодняшнему дню насчитывает уже более 100 000 членов и сторонников − волонтеров, медицинских работников, авторов, переводчиков, потребителей медицинских услуг и многих других, в том числе и сотрудников Кокрейн [1].
Кокрейновское сотрудничество во всем мире известно своими обзорами. Кокрейновские обзоры – это систематические обзоры исследований в области здравоохранения и политики здравоохранения, их разрабатывают и публикуют (первично – на английском языке) в Кокрейновской библиотеке [2]. При разработке Кокрейновских обзоров используют очень строгую методологию, которая подробно описана в Кокрейновском руководстве по систематическим обзорам вмешательств [3] и Кокрейновском руководстве по обзорам точности диагностических тестов. Ввиду использования этой строгой методологии, Кокрейновские обзоры считаются «золотым стандартом» систематических обзоров. Кокрейновские систематические обзоры помогают принимать правильные решения как в практическом здравоохранении, так и в медицинском образовании и медицинской науке. Они регулярно обновляются по мере появления новых доказательств − это важно, так как результаты новых исследований могут изменить ключевые выводы обзора [1, 4].
Каждый Кокрейновский обзор, кроме абстракта и полного текста, объем которого может достигать до 100 и более страниц, включает в себя резюме на простом языке (Plain Language Summary) – краткое резюме обзора, обычно представленное в структурированной форме, написанное более простым языком, чем абстракт и полный текст, для того, чтобы его могли понять не только медицинские работники, но и потребители медицинских услуг. Многие резюме Кокрейновских обзоров переведены на другие языки силами волонтеров-переводчиков и групп, осуществляющих координацию проектов в разных странах, что делает их доступными людям, для которых английский не является родным языком [4]. В 2014 г. в Кокрейновском сотрудничестве был запущен масштабный проект переводов резюме и абстрактов Кокрейновских обзоров на разные языки мира, в том числе и на русский язык. К концу 2021 г. опубликовано уже более 2800 переводов на русский язык резюме обзоров по разным медицинским темам и вопросам, они находятся в свободном доступе онлайн, и их можно найти на русскоязычных страницах сайта Кокрейновского сотрудничества [5].
Кокрейновские обзоры отвечают на конкретные вопросы в той или иной области медицины, здравоохранения или политики здравоохранения, касающиеся лечения, диагностики и профилактики различных заболеваний, методологии медицинских исследований, общественного здоровья и здравоохранения, эффективной клинической практики и систем здравоохранения и многие другие.
Важно отметить, что немалое число Кокрейновских обзоров посвящено вопросам медицинского образования, обучения студентов-медиков и последипломного обучения врачей. Эти обзоры, безусловно, несут ценную информацию для педагогов в системе медицинского образования, и могут быть использованы как для усовершенствования существующих стратегий и методик обучения, так и для планирования исследований в области медицинского образования.
Поскольку именно образование и обучение закладывают основной фундамент знаний, которые впоследствии будут использованы в практике и научно-исследовательской деятельности врачей, важно обеспечить качество этих знаний, включив в них актуальную информацию из Кокрейновских систематических обзоров. Это позволит сократить использование медицинских вмешательств с недоказанной эффективностью, неблагоприятным соотношением польза/риск и развивать практику доказательной медицины, когда решения в практическом здравоохранении принимаются на основе клинических суждений с учетом соответствующих научных доказательств высокого качества, а также ценностей и предпочтений пациентов.
Для решения этих задач и в связи с необходимостью широкого внедрения в практику здравоохранения технологий, эффективность и безопасность которых доказана строгими научными исследованиями, в январе 2021 г. в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России был создан Центр трансляции доказательных медицинских знаний, на основе которого функционирует Кокрейн Россия как Ассоциированый Центр Кокрейн. Функции Центра трансляции доказательных медицинских знаний включают сопровождение разработки образовательных модулей на основе научно обоснованной информации из Кокрейновских систематических обзоров по вопросам применения лечебных, профилактических, диагностических, организационных и других технологий здравоохранения, а также подготовку информации по новым доказательным знаниям из Кокрейновских систематических обзоров для обновления учебных материалов Академии.
Кроме систематических обзоров, в Кокрейн есть большое число интересных проектов и ресурсов, которые могут быть использованы в обучении врачей, и особенно − начинающих врачей и исследователей. На странице «Студенты в Кокрейн» (https://www.cochrane.org/ru/join-cochrane/students) кроме образовательных ресурсов, позволяющих больше узнать о доказательствах для здоровья и систематических обзорах, представлены различные варианты возможного участия в деятельности Кокрейн, которые предоставляют возможность стать полноценным членом Кокрейновского сотрудничества, профессионально расти и развиваться в области медицинских знаний:
Уникальный проект по созданию визуальных резюме Кокрейновских обзоров, успешно начатый ординаторами Медицинской школы Университета Эмори (https://www.cochrane.org/news/emory-medical-students-visually-explain-cochrane-evidence), является прекрасным примером активной творческой деятельности молодых врачей и ученых во время обучения в ординатуре, направленной на продвижение доказательной медицины и улучшение понимания результатов Кокрейновских систематических обзоров.
Исследователи и члены Кокрейн активно участвуют в разработке образовательных проектов и научных исследований, посвященных вопросам медицинского образования, результаты которых представлены в различных научных публикациях, в том числе в сборниках тезисов, ежегодно подготавливаемых к Кокрейновскому коллоквиуму. В качестве примеров можно привести исследования и научные проекты, в которых используются физические синтетические модели в медицинском образовании [6], доказательства из Кокрейновских систематических обзоров в непрерывном медицинском образовании [7, 8], научные доказательства для создания системы подготовки и сертификации медицинских специалистов [9], а также исследования и проекты, посвященные образовательным программам по доказательной медицине и методологии исследований [10] и методам обучения студентов доказательной медицине [11-14].
В этом номере журнала мы публикуем резюме двух Кокрейновских систематических обзоров (КСО), посвященных следующим вопросам медицинского образования:
В Кокрейновском обзоре, посвященном сравнению электронного обучения медицинских работников (в форме интерактивных образовательных программ в режиме онлайн) с традиционным (без доступа к интерактивным образовательным программам), показаны незначительные различия между этими двумя форматами с точки зрения их влияния на исходы у пациентов или поведение и знания медицинских работников, и остается неясным, как влияет электронное обучение на навыки медицинских работников (улучшает или ухудшает их). В другом Кокрейновском обзоре оценивалось влияние образовательных мероприятий в рамках непрерывного образования на профессиональную практику медицинских работников и здоровье пациентов.
Мы приглашаем читателей познакомиться с резюме этих Кокрейновских обзоров (см. Приложение 1) и следить за дальнейшими публикациями.
Необходимо отметить, что Кокрейновские обзоры не всегда могут дать однозначный ответ на поставленный вопрос, поскольку их результаты зависят от числа проведенных и опубликованных исследований по конкретной проблеме, и, что особенно важно, качества этих исследований. Однако каждый Кокрейновский обзор показывает степень изученности вопроса в исследованиях и представляет объективную, независимую и высококачественную оценку доказательств, полученных из всех исследований по определенному вопросу на текущий момент, что существенно экономит время читателям, которые желают получить свежую, актуальную, обобщенную и качественную информацию по интересующей их теме.
Список литературы
Сведения об авторах
Зиганшина Лилия Евгеньевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии и полиморбидной патологии имени академика М. С. Вовси и кафедры эпидемиологии, ведущий координатор Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Юдина Екатерина Викторовна – кандидат медицинских наук, координатор Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Поддубная Ирина Владимировна – академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой онкологии и паллиативной медицины им. академика А. И. Савицкого, научный координатор Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития, проректор по лечебной работе и международному сотрудничеству ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Сычев Дмитрий Алексеевич – член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической фармакологии и терапии, научный руководитель Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития, ректор ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Статья поступила в редакцию в октябре 2021 г.
L. E. Ziganshina – MD, PhD, DSci., Professor of the department of Therapeutics and comorbidity, and of the department of epidemiology, Lead Coordinator of Center for Translation of Evidence-Based Medical Knowledge of the Institute of Professional Development Methodology of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia)
E. V. Yudina – MD, PhD in Medicine, Coordinator of Center for Translation of Evidence-Based Medical Knowledge of the Institute of Professional Development Methodology of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia)
I. V. Poddubnaya – MD, PhD, DSci., Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the departmentof oncology and palliative medicine named after academician A. I. Savitsky, Vice-Rector of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia)
D. A. Sychev – MD, PhD, DSci., Corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the department of clinical pharmacology and therapeutics, Scientific Director of the Center for Translationof Evidence-Based Medical Knowledge of the Institute of Professional Development Methodology,Rector of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia).
Received Оctober 20, 2021
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Резюме Кокрейновских обзоров
Резюме 1
Аннотация: Эта публикация является переводом на русский язык резюме на простом языке Кокрейновского систематического обзора «Электронное обучение для медицинских работников». Оригинальная публикация: Vaona A, Banzi R, Kwag KH, Rigon G, Cereda D, Pecoraro V, Tramacere I, Moja L. E‐learning for health professionals. Cochrane Database of Systematic Reviews 2018, Issue 1. Art. No.: CD011736. DOI: 10.1002/14651858.CD011736.pub2.
(Russian Translation of Cochrane Plain Language Summary – PLS)
Abstract: This publication is the Russian translation of the Plain Language Summary (PLS) of the Cochrane Systematic Review: Vaona A, Banzi R, Kwag KH, Rigon G, Cereda D, Pecoraro V, Tramacere I, Moja L. E‐learning for health professionals. Cochrane Database of Systematic Reviews 2018, Issue 1. Art. No.: CD011736. DOI: 10.1002/14651858.CD011736.pub2.
Какова цель этого обзора?
Цель данного Кокрейновского обзора – выяснить, является ли электронное обучение, то есть интерактивные образовательные программы в режиме онлайн, более эффективным, чем традиционное обучение (без доступа к электронному обучению) медицинских работников, для улучшения исходов пациентов или поведения, навыков и знаний медицинских работников. Исследователи Кокрейн собрали и проанализировали все соответствующие доказательства, чтобы ответить на этот вопрос, и обнаружили 16 исследований.
Ключевые положения
По сравнению с традиционным обучением, электронное обучение может незначительно влиять или не влиять вовсе на улучшение исходов у пациентов или поведение и знания медицинских работников, и неясно, как оно влияет на навыки медицинских работников (улучшает или ухудшает).
Что было изучено в этом обзоре?
Благодаря современным технологиям были созданы новые платформы для развития медицинского образования. Электронное обучение приобрело популярность благодаря потенциальной пользе персонализированного обучения, позволяющего обучающимся подстраивать темп и содержание курсов под свои индивидуальные потребности, повышающего доступность информации для обучающихся в удаленном формате, снижающего затраты и способствующего частому обновлению контента.
Предыдущие обзоры не выявили различий, но они были ограничены типом включенных участников (медицинских работников различного профиля и студентов-медиков) и видами оцениваемых исследований (рандомизированные испытания вместе с нерандомизированными).
Каковы основные результаты этого обзора?
Авторы обзора выявили 16 соответствующих исследований из 10 разных стран, которые представили данные о 5679 участниках (4759 медицинских работников различного профиля, 587 медсестер, 300 врачей и 33 консультанта по охране здоровья детей). Компании финансировали три исследования, а государственные учреждения финансировали шесть исследований.
Одно исследование с участием 847 медицинских работников показало незначительные различия (или отсутствие различий) между электронным обучением и традиционным обучением со стороны исходов пациентов через один год (после обучения), а два исследования с участием 950 медицинских работников показали незначительные различия (или отсутствие различий) в поведении медицинских работников через 3-12 месяцев после обучения, поскольку определенность доказательств была низкой. Мы не уверены в том, как влияет электронное обучение на навыки медицинских работников (улучшает или ухудшает) в периоде наблюдения от 0 до 12 недель, основываясь на результатах шести исследований с участием 2912 медицинских работников и очень низкой определенности доказательств. Электронное обучение также может незначительно влиять (или не влиять вовсе) на знания медицинских работников, основываясь на результатах 11 исследований с участием 3236 медицинских работников в периоде наблюдения от 0 до 12 недель, поскольку определенность доказательств была низкой.
Насколько актуален этот обзор?
Авторы обзора провели поиск исследований, опубликованных до июля 2016 года.
Перевод: Юдина Екатерина Викторовна.
Редактирование: Зиганшина Лилия Евгеньевна.
Координация проекта по переводу на русский язык: CochraneRussia — Кокрейн Россия на базе Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО).
По вопросам, связанным с этим переводом, обращайтесь по адресу: cochranerussia@gmail.com
Источник: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD011736.pub2/full/ru
© Опубликовано с разрешения правообладателя JohnWiley&Sons, Ltd
Резюме 2
Аннотация: Эта публикация является переводом на русский язык резюме на простом языке Кокрейновского систематического обзора «Встречи и семинары в рамках непрерывного образования: влияние на профессиональную практику и исходы со стороны здравоохранения». Оригинальная публикация: Forsetlund L, O’Brien MA, Forsén L, Mwai L, Reinar LM, Okwen MP, Horsley T, Rose CJ. Continuing education meetings and workshops: effects on professional practice and healthcare outcomes. Cochrane Database of Systematic Reviews 2021, Issue 9. Art. No.: CD003030. DOI: 10.1002/14651858.CD003030.pub3.
(Russian Translation of Cochrane Plain Language Summary – PLS)
Abstract: This publication is the Russian translation of the Plain Language Summary (PLS) of the Cochrane Systematic Review: Forsetlund L, O’Brien MA, Forsén L, Mwai L, Reinar LM, Okwen MP, Horsley T, Rose CJ. Continuing education meetings and workshops: effects on professional practice and healthcare outcomes. Cochrane Database of Systematic Reviews 2021, Issue 9. Art. No.: CD003030. DOI: 10.1002/14651858.CD003030.pub3.
Какова цель этого обзора?
Целью этого Кокрейновского обзора было оценить влияние образовательных мероприятий на профессиональную практику медицинских работников и здоровье пациентов. Для ответа на этот вопрос авторы обзора провели поиск всех соответствующих исследований и включили в этот обзор 215 исследований.
Ключевые положения
Образовательные мероприятия сами по себе или в качестве основного компонента более масштабной стратегии, вероятно, лучше, чем отсутствие стратегии, для улучшения профессиональной практики медицинских работников и здоровья пациентов. Они также могут быть лучше, чем другие виды стратегий изменения поведения, для улучшения профессиональной практики медицинских работников. Но мы не знаем, лучше ли одни виды образовательных мероприятий, чем другие.
Что было изучено в этом обзоре?
Образовательные мероприятия включают курсы, семинары и практические занятия в различных форматах. Врачи и другие медицинские работники часто используют образовательные мероприятия в качестве компонента их непрерывного медицинского образования. Медицинские общества и работодатели в системе здравоохранения также используют образовательные мероприятия для представления новых знаний или новых видов медицинской помощи, а также для поощрения применения лучшей практики. Такие мероприятия могут быть самыми разными. Например, некоторые из них могут быть интерактивными, а другие — лекционными. Категории людей, проводящих эти мероприятия, и число людей, принимающих в них участие, также различаются.
Но приводят ли такие мероприятия к переменам? Авторы обзора оценили, c большей ли вероятностью медицинские работники, принимающие участие в образовательных мероприятиях, будут следовать рекомендованным им практикам. Кроме того, авторы обзора оценили, привели ли эти мероприятия к каким-либо улучшениям в состоянии здоровья пациентов.
Этот обзор является обновлением ранее опубликованного Кокрейновского обзора.
Каковы основные результаты этого обзора?
Авторы обзора включили 215 соответствующих исследований с участием более 28 000 медицинских работников.
Большинство исследований были проведены в Северной Америке или Европе, хотя также были представлены и многие другие страны. Большинство исследований проводили в медицинских учреждениях первичного звена или во внебольничных условиях, таких как дома престарелых, но многие исследования проводили в больницах и других медицинских учреждениях вторичного звена. Большинство медицинских работников в этих исследованиях были врачами, но в исследованиях рассматривали и другие группы, включая медсестер, фармацевтов, физиотерапевтов и стоматологов. Этот обзор показывает следующее.
— Медицинские работники, скорее всего, с большей вероятностью следуют рекомендованным им практикам (доказательства умеренной степени определенности)
— Это, вероятно, несколько улучшает здоровье пациентов (доказательства умеренной степени определенности)
— Медицинские работники могут с большей вероятностью следовать рекомендованным им практикам (доказательства низкой степени определенности)
— Мы не знаем о влиянии на здоровье пациентов, поскольку не нашли соответствующих исследований
— Мы не знаем о влиянии на практику медицинских работников или на здоровье пациентов, поскольку определенность доказательств очень низкая
— Мы не знаем о влиянии на практику медицинских работников или на здоровье пациентов, поскольку определенность доказательств очень низкая
Насколько актуален этот обзор?
Авторы обзора провели поиск исследований в ноябре 2016 года.
Перевод: Пляхина Ксения Сергеевна.
Редактирование: Юдина Екатерина Викторовна.
Координация проекта по переводу на русский язык: CochraneRussia — Кокрейн Россия на базе Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО).
По вопросам, связанным с этим переводом, обращайтесь по адресу: cochranerussia@gmail.com
Источник: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD003030.pub3/full/ru
© Опубликовано с разрешения правообладателя JohnWiley&Sons, Ltd
Abstract:
Keywords: