ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Выпуск #4/21

УДК 61: 378.048.2
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

СОТРУДНИЧЕСТВО КОКРЕЙН И КОКРЕЙНОВСКИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ – МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

Аннотация:

Кокрейновские систематические обзоры, разрабатываемые исследователями Сотрудничества Кокрейн, признаны во всем мире в качестве «золотого стандарта» качества систематических обзоров, представляющих доказательства эффективности различных медицинских вмешательств. Целый ряд Кокрейновских обзоров посвящен вопросам медицинского образования, методологии и стратегиям преподавания. Эта статья представляет вводную информацию о деятельности Кокрейновского сотрудничества, Кокрейновских обзорах и проектах Кокрейн в области медицинского образования и дает начало серии публикации резюме Кокрейновских обзоров на русском языке, посвященных отдельным вопросам обучения врачей и студентов медицинских направлений.

Ключевые слова:

Кокрейн, Кокрейновское сотрудничество, Кокрейн Россия, Кокрейновские систематические обзоры, резюме на простом языке, доказательства, доказательная медицина, медицинское образование, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Кокрейновское сотрудничество, также называемое Кокрейн, − это международное сообщество исследователей, специалистов здравоохранения, пациентов, лиц, осуществляющих уход за пациентами, и многих других участников, заинтересованных в разработке и использовании информации высокого качества для принятия решений в здравоохранении и улучшения здоровья людей. На сегодняшний день члены и сторонники Кокрейновского сотрудничества, основанного 28 лет назад, работают в более чем 220 странах мира для того, чтобы генерировать авторитетную, объективную и надежную информацию без влияния коммерческих и финансовых интересов. Кокрейновское сотрудничество, названное в честь Арчи Кокрейна − британского исследователя в области медицины, было создано в 1990-е годы в Великобритании благодаря инициативе небольшой группы оксфордских врачей, и к сегодняшнему дню насчитывает уже более 100 000 членов и сторонников − волонтеров, медицинских работников, авторов, переводчиков, потребителей медицинских услуг и многих других, в том числе и сотрудников Кокрейн [1].

Кокрейновское сотрудничество во всем мире известно своими обзорами. Кокрейновские обзоры – это систематические обзоры исследований в области здравоохранения и политики здравоохранения, их разрабатывают и публикуют (первично – на английском языке) в Кокрейновской библиотеке [2]. При разработке Кокрейновских обзоров используют очень строгую методологию, которая подробно описана в Кокрейновском руководстве по систематическим обзорам вмешательств [3] и Кокрейновском руководстве по обзорам точности диагностических тестов. Ввиду использования этой строгой методологии, Кокрейновские обзоры считаются «золотым стандартом» систематических обзоров. Кокрейновские систематические обзоры помогают принимать правильные решения как в практическом здравоохранении, так и в медицинском образовании и медицинской науке. Они регулярно обновляются по мере появления новых доказательств − это важно, так как результаты новых исследований могут изменить ключевые выводы обзора [1, 4].

Каждый Кокрейновский обзор, кроме абстракта и полного текста, объем которого может достигать до 100 и более страниц, включает в себя резюме на простом языке (Plain Language Summary) – краткое резюме обзора, обычно представленное в структурированной форме, написанное более простым языком, чем абстракт и полный текст, для того, чтобы его могли понять не только медицинские работники, но и потребители медицинских услуг. Многие резюме Кокрейновских обзоров переведены на другие языки силами волонтеров-переводчиков и групп, осуществляющих координацию проектов в разных странах, что делает их доступными людям, для которых английский не является родным языком [4]. В 2014 г. в Кокрейновском сотрудничестве был запущен масштабный проект переводов резюме и абстрактов Кокрейновских обзоров на разные языки мира, в том числе и на русский язык. К концу 2021 г. опубликовано уже более 2800 переводов на русский язык резюме обзоров по разным медицинским темам и вопросам, они находятся в свободном доступе онлайн, и их можно найти на русскоязычных страницах сайта Кокрейновского сотрудничества [5].

Кокрейновские обзоры отвечают на конкретные вопросы в той или иной области медицины, здравоохранения или политики здравоохранения, касающиеся лечения, диагностики и профилактики различных заболеваний, методологии медицинских исследований, общественного здоровья и здравоохранения, эффективной клинической практики и систем здравоохранения и многие другие.

Важно отметить, что немалое число Кокрейновских обзоров посвящено вопросам медицинского образования, обучения студентов-медиков и последипломного обучения врачей. Эти обзоры, безусловно, несут ценную информацию для педагогов в системе медицинского образования, и могут быть использованы как для усовершенствования существующих стратегий и методик обучения, так и для планирования исследований в области медицинского образования.

Поскольку именно образование и обучение закладывают основной фундамент знаний, которые впоследствии будут использованы в практике и научно-исследовательской деятельности врачей, важно обеспечить качество этих знаний, включив в них актуальную информацию из Кокрейновских систематических обзоров. Это позволит сократить использование медицинских вмешательств с недоказанной эффективностью, неблагоприятным соотношением польза/риск и развивать практику доказательной медицины, когда решения в практическом здравоохранении принимаются на основе клинических суждений с учетом соответствующих научных доказательств высокого качества, а также ценностей и предпочтений пациентов.

Для решения этих задач и в связи с необходимостью широкого внедрения в практику здравоохранения технологий, эффективность и безопасность которых доказана строгими научными исследованиями, в январе 2021 г. в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России был создан Центр трансляции доказательных медицинских знаний, на основе которого функционирует Кокрейн Россия как Ассоциированый Центр Кокрейн. Функции Центра трансляции доказательных медицинских знаний включают сопровождение разработки образовательных модулей на основе научно обоснованной информации из Кокрейновских систематических обзоров по вопросам применения лечебных, профилактических, диагностических, организационных и других технологий здравоохранения, а также подготовку информации по новым доказательным знаниям из Кокрейновских систематических обзоров для обновления учебных материалов Академии.

Кроме систематических обзоров, в Кокрейн есть большое число интересных проектов и ресурсов, которые могут быть использованы в обучении врачей, и особенно − начинающих врачей и исследователей. На странице «Студенты в Кокрейн» (https://www.cochrane.org/ru/join-cochrane/students) кроме образовательных ресурсов, позволяющих больше узнать о доказательствах для здоровья и систематических обзорах, представлены различные варианты возможного участия в деятельности Кокрейн, которые предоставляют возможность стать полноценным членом Кокрейновского сотрудничества, профессионально расти и развиваться в области медицинских знаний:

  • присоединиться к студенческому сообществу «Студенты за лучшие доказательства» (отдельный сайт сообщества, содержащий широкий спектр полезных ресурсов);
  • участвовать в волонтерских проектах (рецензирование и выполнение задач, размещенных на площадках Народ Кокрейн и Обменник задач Кокрейн);
  • делиться доказательствами в социальных сетях;
  • применять полученные знания на практике (помогать в классификации клинических испытаний, вносить изменения и дополнения в статьи Википедии о здоровье с использованием доказательств Кокрейн);
  • комментировать Кокрейновские обзоры и готовить блоги по доказательной медицине.

Уникальный проект по созданию визуальных резюме Кокрейновских обзоров, успешно начатый ординаторами Медицинской школы Университета Эмори (https://www.cochrane.org/news/emory-medical-students-visually-explain-cochrane-evidence), является прекрасным примером активной творческой деятельности молодых врачей и ученых во время обучения в ординатуре, направленной  на продвижение доказательной медицины и улучшение понимания результатов Кокрейновских систематических обзоров.

Исследователи и члены Кокрейн активно участвуют в разработке образовательных проектов и научных исследований, посвященных вопросам медицинского образования, результаты которых представлены в различных научных публикациях, в том числе в сборниках тезисов, ежегодно подготавливаемых к Кокрейновскому коллоквиуму. В качестве примеров можно привести исследования и научные проекты, в которых используются физические синтетические модели в медицинском образовании [6], доказательства из Кокрейновских систематических обзоров в непрерывном медицинском образовании [7, 8], научные доказательства для создания системы подготовки и сертификации медицинских специалистов [9], а также исследования и проекты, посвященные образовательным программам по доказательной медицине и методологии исследований [10] и  методам обучения студентов доказательной медицине [11-14].

В этом номере журнала мы публикуем резюме двух Кокрейновских систематических обзоров (КСО), посвященных следующим вопросам медицинского образования:

  • Является ли электронное обучение более эффективным, чем традиционное, для медицинских работников?
  • Каково влияние образовательных мероприятий на профессиональную практику медицинских работников и здоровье пациентов?

В Кокрейновском обзоре, посвященном сравнению электронного обучения медицинских работников (в форме интерактивных образовательных программ в режиме онлайн) с традиционным (без доступа к интерактивным образовательным программам), показаны незначительные различия между этими двумя форматами с точки зрения их влияния на исходы у пациентов или поведение и знания медицинских работников, и остается неясным, как влияет электронное обучение на навыки медицинских работников (улучшает или ухудшает их). В другом Кокрейновском обзоре оценивалось влияние образовательных мероприятий в рамках непрерывного образования на профессиональную практику медицинских работников и здоровье пациентов.

Мы приглашаем читателей познакомиться с резюме этих Кокрейновских обзоров (см. Приложение 1) и следить за дальнейшими публикациями.

Необходимо отметить, что Кокрейновские обзоры не всегда могут дать однозначный ответ на поставленный вопрос, поскольку их результаты зависят от числа проведенных и опубликованных исследований по конкретной проблеме, и, что особенно важно, качества этих исследований. Однако каждый Кокрейновский обзор показывает степень изученности вопроса в исследованиях и представляет объективную, независимую и высококачественную оценку доказательств, полученных из всех исследований по определенному вопросу на текущий момент, что существенно экономит время читателям, которые желают получить свежую, актуальную, обобщенную и качественную информацию по интересующей их теме.

 

Список литературы

  1. Кокрейн. О нас: http://www.cochrane.org/ru/about-us (дата обращения: 01.11.2021)
  2. Кокрейновская библиотека (CochraneLibrary): https://www.cochranelibrary.com/ (дата обращения: 01.11.2021)
  3. Higgins J.P., Green, S. (editors). Cochrane Handbook for Systematic Reviews of Interventions Version 5.1.0 [updated March 2011]. The Cochrane Collaboration, 2011. https://handbook-5-1.cochrane.org/ (дата обращения: 01.11.2021)
  4. Основы Доказательств Кокрейн (CochraneEvidenceEssentials): https://training.cochrane.org/ru/essentials(дата обращения: 01.11.2021)
  5. Наши доказательства (Ourevidence): https://www.cochrane.org/ru/evidence (дата обращения: 01.11.2021)
  6. Flumignan, C., Flumignan, R., Nakano, L., et al. Batista, M., Saconato, H., Atallah, A., Oliveira-Neto, J., Trevisani, V. Physical synthetic models for medical education: a Cochrane vision and simulators for low-income countries. In: Abstracts of the 26th Cochrane Colloquium, Santiago, Chile. Cochrane Database of Systematic Reviews 2020;(1 Suppl 1) https://doi.org/10.1002/14651858.CD201901.
  7. Moja, L., Becker, L., Bjerre, L. M., Chande, N., Grad, R., Kwag, K., Leontiadis, G. I., Lewin, G., Moayyedi, P., Ni Ogain, O., Pentesco-Gilbert, D., Pussegoda, K., Sapko, M. T. Cochrane vignettes: use of Cochrane Reviews in a Cochrane learning continuing medical education program. In: Better Knowledge for Better Health | Un meilleur savoir pour unemeilleuresanté. Abstracts of the 21st Cochrane Colloquium; 2013 19-23 Sep; Québec City, Canada. John Wiley & Sons; 2013.
  8. Moschetti, I., Moja, L., Steven, A., Ballini, L., Liberati, A. Transferability of evidence based information driven by Clinical Evidence through an Italian continuing education programme on the web: a qualitative study. In: Corroboree. Abstracts of the 13th Cochrane Colloquium; 2005 22-26 Oct; Melbourne, Australia. 2005.
  9. Li, Y., Sun, D., He, L., Xu, J., Tang, G., Sun, X. Initiation of medical specialist training and admittance system in China. In: Bridging the gaps. Abstracts of the 12th Cochrane Colloquium; 2004 2-6 Oct; Ottawa, Canada. 2004.
  10. Loezar, C., Papuzinski, C., Jahr, C., Ulloa, F., Vargas, M., Pérez-Bracchiglione, J., Arancibia, M., Madrid, E. EBM and research methodology education programs — how and when to teach: local experience at University of Valparaiso Medical School, Chile. Abstracts of the 25th Cochrane Colloquium, Edinburgh, UK. Cochrane Database of Systematic Reviews 2018;(9 Suppl 1). https://doi.org/10.1002/14651858.CD201801.
  11. Domino, F., Comes, J., Levin, L. Ethics and the evidence in medical school education: melding outpatient medical ethics with training in evidence-based medicine. In: Corroboree. Abstracts of the 13th Cochrane Colloquium; 2005 22-26 Oct; Melbourne, Australia. 2005.
  12. Steinhausen, K., Mostovic, T. The attitude of German medical students towards evidence-based medicine. Abstracts of the 25th Cochrane Colloquium, Edinburgh, UK. Cochrane Database of Systematic Reviews 2018;(9 Suppl 1). https://doi.org/10.1002/14651858.CD201801.
  13. Yang, K., Tian, J., Liu, A., Tian, H. Problem-based learning versus lecture-based learning in a course of evidence based medicine. In: Bero L, Montgomery P, Robinson K, Pigott T, Krause K. Bringing Evidence-Based Decision-Making to New Heights. Abstracts of the 2010 Joint Colloquium of The Cochrane and Campbell Collaborations; 2010 18-22 Oct; Keystone, USA. John Wiley & Sons; 2010.
  14. Cao, H., Han, M., Liu, J. Using a problem-based learning method for teaching evidence-based medicine in China: A systematic review of randomized controlled trials. Abstracts of the Global Evidence Summit, Cape Town, South Africa. Cochrane Database of Systematic Reviews 2017;(9 Suppl 1). https://doi.org/10.1002/14651858.CD201702.

Сведения об авторах

Зиганшина Лилия Евгеньевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры терапии и полиморбидной патологии имени академика М. С. Вовси и кафедры эпидемиологии, ведущий координатор Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Юдина Екатерина Викторовна – кандидат медицинских наук, координатор Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Поддубная Ирина Владимировна – академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой онкологии и паллиативной медицины им. академика А. И. Савицкого, научный координатор Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития, проректор по лечебной работе и международному сотрудничеству ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Сычев Дмитрий Алексеевич – член-корр. РАН, доктор медицинских наук, профессор, зав. кафедрой клинической фармакологии и терапии, научный руководитель Центра трансляции доказательных медицинских знаний Института методологии профессионального развития, ректор ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Статья поступила в редакцию в октябре 2021 г.

 

COCRANE COLLABORATION AND COCRANE SYSTEMATIC REVIEWS FOR PROFESSIONAL HEALTH EDUCATION

 

L. E. Ziganshina – MD, PhD, DSci., Professor of the department of Therapeutics and comorbidity, and of the department of epidemiology, Lead Coordinator of Center for Translation of Evidence-Based Medical Knowledge of the Institute of Professional Development Methodology of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia)

E. V. Yudina – MD, PhD in Medicine, Coordinator of Center for Translation of Evidence-Based Medical Knowledge of the Institute of Professional Development Methodology of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia)

I. V. Poddubnaya – MD, PhD, DSci., Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the departmentof oncology and palliative medicine named after academician A. I. Savitsky, Vice-Rector of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia)

D. A. Sychev – MD, PhD, DSci., Corresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the department of clinical pharmacology and therapeutics, Scientific Director of the Center for Translationof Evidence-Based Medical Knowledge of the Institute of Professional Development Methodology,Rector of Russian Medical Academy of Continuous Professional Education of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Moscow, Russia).

Received Оctober 20, 2021

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

 

Резюме Кокрейновских обзоров

 Резюме 1

 ЯВЛЯЕТСЯ ЛИ ЭЛЕКТРОННОЕ ОБУЧЕНИЕ БОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ, ЧЕМ ТРАДИЦИОННОЕ, ДЛЯ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ?

 

Аннотация: Эта публикация является переводом на русский язык резюме на простом языке Кокрейновского систематического обзора «Электронное обучение для медицинских работников». Оригинальная публикация: Vaona A, Banzi R, Kwag KH, Rigon G, Cereda D, Pecoraro V, Tramacere I, Moja L. E‐learning for health professionals. Cochrane Database of Systematic Reviews 2018, Issue 1. Art. No.: CD011736. DOI: 10.1002/14651858.CD011736.pub2.

 

Is e-learning more effective than traditional learning for health professionals?

(Russian Translation of Cochrane Plain Language Summary – PLS)

 

Abstract: This publication is the Russian translation of the Plain Language Summary (PLS) of the Cochrane Systematic Review: Vaona A, Banzi R, Kwag KH, Rigon G, Cereda D, Pecoraro V, Tramacere I, Moja L. E‐learning for health professionals. Cochrane Database of Systematic Reviews 2018, Issue 1. Art. No.: CD011736. DOI: 10.1002/14651858.CD011736.pub2.

 

Какова цель этого обзора?

Цель данного Кокрейновского обзора – выяснить, является ли электронное обучение, то есть интерактивные образовательные программы в режиме онлайн, более эффективным, чем традиционное обучение (без доступа к электронному обучению) медицинских работников, для улучшения исходов пациентов или поведения, навыков и знаний медицинских работников. Исследователи Кокрейн собрали и проанализировали все соответствующие доказательства, чтобы ответить на этот вопрос, и обнаружили 16 исследований.

Ключевые положения

По сравнению с традиционным обучением, электронное обучение может незначительно влиять или не влиять вовсе на улучшение исходов у пациентов или поведение и знания медицинских работников, и неясно, как оно влияет на навыки медицинских работников (улучшает или ухудшает).

Что было изучено в этом обзоре?

Благодаря современным технологиям были созданы новые платформы для развития медицинского образования. Электронное обучение приобрело популярность благодаря потенциальной пользе персонализированного обучения, позволяющего обучающимся подстраивать темп и содержание курсов под свои индивидуальные потребности, повышающего доступность информации для обучающихся в удаленном формате, снижающего затраты и способствующего частому обновлению контента.

Предыдущие обзоры не выявили различий, но они были ограничены типом включенных участников (медицинских работников различного профиля и студентов-медиков) и видами оцениваемых исследований (рандомизированные испытания вместе с нерандомизированными).

Каковы основные результаты этого обзора?

Авторы обзора выявили 16 соответствующих исследований из 10 разных стран, которые представили данные о 5679 участниках (4759 медицинских работников различного профиля, 587 медсестер, 300 врачей и 33 консультанта по охране здоровья детей). Компании финансировали три исследования, а государственные учреждения финансировали шесть исследований.

Одно исследование с участием 847 медицинских работников показало незначительные различия (или отсутствие различий) между электронным обучением и традиционным обучением со стороны исходов пациентов через один год (после обучения), а два исследования с участием 950 медицинских работников показали незначительные различия (или отсутствие различий) в поведении медицинских работников через 3-12 месяцев после обучения, поскольку определенность доказательств была низкой. Мы не уверены в том, как влияет электронное обучение на навыки медицинских работников (улучшает или ухудшает) в периоде наблюдения от 0 до 12 недель, основываясь на результатах шести исследований с участием 2912 медицинских работников и очень низкой определенности доказательств. Электронное обучение также может незначительно влиять (или не влиять вовсе) на знания медицинских работников, основываясь на результатах 11 исследований с участием 3236 медицинских работников в периоде наблюдения от 0 до 12 недель, поскольку определенность доказательств была низкой.

Насколько актуален этот обзор?

Авторы обзора провели поиск исследований, опубликованных до июля 2016 года.

 

Перевод: Юдина Екатерина Викторовна.

Редактирование: Зиганшина Лилия Евгеньевна.

Координация проекта по переводу на русский язык: CochraneRussia — Кокрейн Россия на базе Российской медицинской  академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО).

По вопросам, связанным с этим переводом, обращайтесь по адресу: cochranerussia@gmail.com

Источник: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD011736.pub2/full/ru

https://www.cochrane.org/ru/CD011736/EPOC_yavlyaetsya-li-elektronnoe-obuchenie-bolee-effektivnym-chem-tradicionnoe-dlya-medicinskih-rabotnikov

© Опубликовано с разрешения правообладателя JohnWiley&Sons, Ltd

 

Резюме 2

ВСТРЕЧИ И СЕМИНАРЫ В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ВЛИЯНИЕ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ПРАКТИКУ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ И ЗДОРОВЬЕ ПАЦИЕНТОВ

 

Аннотация: Эта публикация является переводом на русский язык резюме на простом языке Кокрейновского систематического обзора «Встречи и семинары в рамках непрерывного образования: влияние на профессиональную практику и исходы со стороны здравоохранения». Оригинальная публикация: Forsetlund L, O’Brien MA, Forsén L, Mwai L, Reinar LM, Okwen MP, Horsley T, Rose CJ. Continuing education meetings and workshops: effects on professional practice and healthcare outcomes. Cochrane Database of Systematic Reviews 2021, Issue 9. Art. No.: CD003030. DOI: 10.1002/14651858.CD003030.pub3.

 

Continuing education meetings and workshops: effects on healthcare professionals’ practice and on patients’ health

(Russian Translation of Cochrane Plain Language Summary – PLS)

 

Abstract: This publication is the Russian translation of the Plain Language Summary (PLS) of the Cochrane Systematic Review: Forsetlund L, O’Brien MA, Forsén L, Mwai L, Reinar LM, Okwen MP, Horsley T, Rose CJ. Continuing education meetings and workshops: effects on professional practice and healthcare outcomes. Cochrane Database of Systematic Reviews 2021, Issue 9. Art. No.: CD003030. DOI: 10.1002/14651858.CD003030.pub3.

 

Какова цель этого обзора?

Целью этого Кокрейновского обзора было оценить влияние образовательных мероприятий на профессиональную практику медицинских работников и здоровье пациентов. Для ответа на этот вопрос авторы обзора провели поиск всех соответствующих исследований и включили в этот обзор 215 исследований.

Ключевые положения

Образовательные мероприятия сами по себе или в качестве основного компонента более масштабной стратегии, вероятно, лучше, чем отсутствие стратегии, для улучшения профессиональной практики медицинских работников и здоровья пациентов. Они также могут быть лучше, чем другие виды стратегий изменения поведения, для улучшения профессиональной практики медицинских работников. Но мы не знаем, лучше ли одни виды образовательных мероприятий, чем другие.

Что было изучено в этом обзоре?

Образовательные мероприятия включают курсы, семинары и практические занятия в различных форматах. Врачи и другие медицинские работники часто используют образовательные мероприятия в качестве компонента их непрерывного медицинского образования. Медицинские общества и работодатели в системе здравоохранения также используют образовательные мероприятия для представления новых знаний или новых видов медицинской помощи, а также для поощрения применения лучшей практики. Такие мероприятия могут быть самыми разными. Например, некоторые из них могут быть интерактивными, а другие — лекционными. Категории людей, проводящих эти мероприятия, и число людей, принимающих в них участие, также различаются.

Но приводят ли такие мероприятия к переменам? Авторы обзора оценили, c большей ли вероятностью медицинские работники, принимающие участие в образовательных мероприятиях, будут следовать рекомендованным им практикам. Кроме того, авторы обзора оценили, привели ли эти мероприятия к каким-либо улучшениям в состоянии здоровья пациентов.

Этот обзор является обновлением ранее опубликованного Кокрейновского обзора.

Каковы основные результаты этого обзора?

Авторы обзора включили 215 соответствующих исследований с участием более 28 000 медицинских работников.

Большинство исследований были проведены в Северной Америке или Европе, хотя также были представлены и многие другие страны. Большинство исследований проводили в медицинских учреждениях первичного звена или во внебольничных условиях, таких как дома престарелых, но многие исследования проводили в больницах и других медицинских учреждениях вторичного звена. Большинство медицинских работников в этих исследованиях были врачами, но в исследованиях рассматривали и другие группы, включая медсестер, фармацевтов, физиотерапевтов и стоматологов. Этот обзор показывает следующее.

  • Образовательные мероприятия сами по себе или в качестве основного компонента более масштабного комплекса мер, в сравнении с отсутствием мероприятий

— Медицинские работники, скорее всего, с большей вероятностью следуют рекомендованным им практикам (доказательства умеренной степени определенности)

— Это, вероятно, несколько улучшает здоровье пациентов (доказательства умеренной степени определенности)

  • Образовательные мероприятия сами по себе в сравнении с другими стратегиями изменения поведения медицинских работников

— Медицинские работники могут с большей вероятностью следовать рекомендованным им практикам (доказательства низкой степени определенности)

— Мы не знаем о влиянии на здоровье пациентов, поскольку не нашли соответствующих исследований

  • Интерактивные образовательные мероприятия в сравнении лекционными образовательными мероприятиями

— Мы не знаем о влиянии на практику медицинских работников или на здоровье пациентов, поскольку определенность доказательств очень низкая

  • Любое другое сравнение различных типов образовательных мероприятий

— Мы не знаем о влиянии на практику медицинских работников или на здоровье пациентов, поскольку определенность доказательств очень низкая

Насколько актуален этот обзор?

Авторы обзора провели поиск исследований в ноябре 2016 года.

 

Перевод: Пляхина Ксения Сергеевна.

Редактирование: Юдина Екатерина Викторовна.

Координация проекта по переводу на русский язык: CochraneRussia — Кокрейн Россия на базе Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО).

По вопросам, связанным с этим переводом, обращайтесь по адресу: cochranerussia@gmail.com

Источник: https://www.cochranelibrary.com/cdsr/doi/10.1002/14651858.CD003030.pub3/full/ru

https://www.cochrane.org/ru/CD003030/EPOC_vstrechi-i-seminary-v-ramkah-nepreryvnogo-obrazovaniya-vliyanie-na-professionalnuyu-praktiku

© Опубликовано с разрешения правообладателя JohnWiley&Sons, Ltd

 

 

Abstract:

Cochrane Systematic Reviews, developed by researchers at the Cochrane Collaboration, are globally recognized as the gold standard for the quality of systematic reviews providing evidence of the effectiveness of various medical interventions. A number of Cochrane Reviews have focused on medical education, teaching methodology and strategies. This article provides an introduction to the Cochrane Collaboration, Cochrane Reviews and Cochrane Health Education projects, and opens a series of publications of Russian translations of Plain Language Summaries of Cochrane Reviews that focus on specific issues of medical education for physicians and medical students.

Keywords:

Cochrane, Cochrane Collaboration, Cochrane Russia, Cochrane Systematic Reviews, Plain Language Summaries, evidence, evidence-based medicine, medical education, RMACPE.

Профессия 29.11.2021