ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Выпуск #3/21 ПИУВ

УДК 614.2: 616.31
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

СИСТЕМА НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ (НМО): НОВЫЕ ВЫЗОВЫ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ

Аннотация:

В статье сотрудников кафедры терапевтической стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва) представлены результаты анкетирования врачей стоматологов-терапевтов по потребности в виде, форме и продолжительности обучения в системе непрерывного медицинского образования (НМО).

Ключевые слова:

непрерывное медицинское образование; анкетирование; стоматология; повышение квалификации; портфолио; продолжительность обучения; ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Введение

На протяжении последних 20 лет единственным допуском к осуществлению медицинской деятельности являлся сертификат специалиста. Процедура сертификации включала в себя обучение в объеме от 144 до 500 учебных часов, сдачу сертификационного экзамена, а также предоставление в сертификационную комиссию пакета документов, подтверждающих стаж работы по искомой специальности. После прохождения этой процедуры специалист получал допуск к медицинской деятельности на 5 лет [2].

На кафедре терапевтической стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России ежемесячно проходили сертификационное обучение по программе дополнительного профессионального образования 144 часа 25-30 слушателей (250–300 человек в год). Обучение включало в себя лекционную часть, семинарские и практические занятия. Такая форма обучения давала достаточный уровень подготовки, так как сертификация являлась тем минимумом, который дает право осуществлять медицинскую деятельность в Российской Федерации.

Постиндустриальное общество, в котором мы живем, предполагает приоритет производства услуг. Производственным ресурсом являются информация и знания, ценятся уровень образования, профессионализм, обучаемость и креативность. Целью системы НМО должно стать формирование специалиста, профессионально готового к саморазвитию и непрерывному самообразованию.

На основании Федерального закона № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 (ст.100, п.4,п.п.1.1) [1] с 01.01.2016 осуществляется поэтапный переход от сертификации к аккредитации специалистов. По приказу Минздрава № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» от 02.06.2016 [3] выделяется три вида аккредитации: первичная, первичная специализированная и периодическая аккредитация [4].

Первичная аккредитация проводится после окончания медицинского вуза. Первичную специализированную аккредитацию проходят специалисты после обучения в ординатуре или после окончания цикла обучения по программе профессиональной переподготовки. Периодическая аккредитация предусмотрена для врачей, непрерывно повышающих профессиональный уровень в течение всей трудовой деятельности.

Согласно Приказу Минздрава № 34н «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов от 02.06.2016» от 20 января 2020 г.[7], основным документом, предоставляемым в аккредитационную комиссию, будет являться портфолио [5], в котором должно быть отражено освоение программ повышения квалификации, обеспечивающих непрерывное совершенствование профессиональных навыков.

Переход к системе аккредитации, набор необходимого количества часов для формирования портфолио, выбор вида обучения и продолжительности – главные вопросы, которые регулярно задают слушатели на циклах обучения с 2016 г. Безусловно, с переходом к аккредитации меняется длительность, вид и структура обучения. На первое место выходит такое понятие как самоконтроль. Недостаточная информированность практикующих специалистов по вопросам НМО порождает страх и неприятие новой системы образования. Профессорско-преподавательский состав кафедр также сталкивается в своей работе с этими вопросами. За многолетнюю работу в системе сертификации специалистов у преподавателей накоплен колоссальный опыт работы, сформировано стремление откликнуться на возрастающую потребность практикующих врачей в непрерывном профессиональном образовании. Таким образом, возникает необходимость проанализировать,  как видят процесс непрерывного медицинского образования врачи практического здравоохранения, что подчеркивает актуальность представленного исследования.

Цель исследования: анализ потребности практикующих врачей стоматологов-терапевтов в форме, виде и продолжительности обучения в системе НМО.

Материалы и методы

Нами проведен специально организованный опрос путем анонимного анкетирования обучающихся врачей стоматологов-терапевтов в течение циклов повышения квалификации на кафедре терапевтической стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. Анкета содержала как стандартные вопросы: возраст и стаж работы, так и специальные, касающиеся приоритетов при выборе вида, формы и продолжительности обучения на циклах повышения квалификации. В опросе принимали участие 188 слушателей в возрасте от 30 до 68 лет. Из них в государственных поликлиниках работают 60 %, в ведомственных – 27 % и в частных – 13 % врачей стоматологов-терапевтов (рис. 1). Стаж работы по специальности анкетируемых – от 5 до 38 лет.

Рис. 1. Количество слушателей, работающих в различных медицинских стоматологических учреждениях

Основные вопросы анкетирования касались видов обучения, формы проведения практических занятий и продолжительности обучения на циклах повышения квалификации в системе НМО. Первый блок вопросов содержал общие сведения о респонденте (тип учреждения, стаж работы, возраст). Во втором блоке предлагалось выбрать наиболее удобный вид обучения: очное, очное с применением дистанционных обучающих технологий (ДОТ) или дистанционное обучение; третий блок содержал вопросы по форме проведения практических занятий: присутствие при работе преподавателя или самостоятельная работа на фантоме; четвертый  блок вопросов касался продолжительности и кратности обучения: 144 часа 1 раз в 5 лет или ежегодно по 36 часов в течение 5 лет.

В настоящее время на кафедре терапевтической стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО, учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию по COVID-19, образовательная деятельность осуществляется по нескольким видам обучения: очное, очное с применением дистанционных обучающих технологий (ДОТ) и дистанционное обучение [8].

Структура очного обучения состоит в том, что преподаватели кафедры читают лекции, проводят семинарские и практические занятия в условиях поликлинического приема, занятия в симуляционном классе на фантомах. Очное обучение с применением ДОТ подразумевает стандартные практические занятия и теоретическую часть в виде интерактивных образовательных модулей. Дистанционное обучение на кафедре проводится путем применения интернет-ресурса через виртуальный лекционный кабинет. Занятия включают в себя лекции и вебинары по программе обучения.

 

Обсуждение результатов.

Отвечая на вопрос по виду обучения, 62,5 % слушателей отдали предпочтение стандартному виду обучения – очному, очные формы обучения с ДОТ выбрали 26,1 % слушателей, а дистанционные формы обучения — только 11,4 % (рис. 2).

Рис. 2. Распределение слушателей по выбору вида обучения

По форме проведения практических занятий  респондентам предлагалось  выбрать наиболее подходящую и информативную форму проведения практических занятий из двух вариантов: самостоятельная работа на симуляторе согласно тематике занятия или присутствие при работе преподавателя на поликлиническом приеме с обсуждением клинических случаев. Мнение слушателей распределилось следующим образом: 45 % высказали желание присутствовать при работе преподавателя и обсуждать клинические случаи, 45 % — самостоятельно работать на фантоме, а 10 % слушателей выбрали оба вида практических занятий на учебных циклах. Это связано, видимо, с тем, что на циклах повышения квалификации обучаются врачи с разным стажем работы — от 5 до 38 лет (рис. 3).

Рис. 3. Форма проведения практических занятий.

Вопрос о продолжительности и кратности обучения в системе НМО оказался одним из главных для практикующих врачей. Были получены следующие результаты: абсолютное большинство – 78 % обучающихся докторов — высказались за обучение один раз в 5 лет (144 часа) (рис. 4).

Рис. 4. Продолжительность и кратность обучения в системе НМО

Показалось интересным проанализировать, как формируется потребность слушателей по форме и продолжительности обучения в зависимости от стажа работы по специальности. Мы разделили докторов на три группы: 1 группа — стаж до 10 лет (11 % обучающихся), 2 группа — стаж работы от 10 до 20 лет (34 % обучающихся) и 3 группа – стаж свыше 20 лет (55 % слушателей) (рис. 5).

Рис. 5. Распределение анкетируемых слушателей по стажу работы.

Из представленной диаграммы видно, что на циклах повышения квалификации на кафедре терапевтической стоматологии обучаются специалисты зрелые и опытные, большинство имеют стаж работы стоматологом-терапевтом свыше 20 лет. Это врачи, которые уже неоднократно повышали свою квалификацию, и имеют четкое представление о том, каким должно быть непрерывное образование для совершенствования своих профессиональных навыков.

В результате анализа анкет выявлено, что очные формы обучения оказались более предпочтительными для слушателей всех трех групп: 1 группа – 62,5 %, 2 группа – 58,3 %, и 3 группа – 63 %. Однако очную форму обучения с применением ДОТ сочли предпочтительной  25 % слушателей 1 группы,  33,4 % слушателей из 2 группы и 24 % из 3 группы врачей.

Для слушателей на циклах повышения квалификации по терапевтической стоматологии только дистанционные формы обучения наименее привлекательны. Во всех трех группах обучающихся данные распределились следующим образом —  12,5 %, 8,3 % и 13 % соответственно.

По форме проведения практических занятий на циклах повышения квалификации выявлена интересная закономерность. В 1 группе со стажем работы до 10 лет и в 3 группе со стажем работы более 20 лет практикующие врачи в большинстве своем предпочитают смотреть, как работает преподаватель и обсуждать клинические случаи — 62,5 % и 47,4 % соответственно. В первой группе симуляционную форму практического занятия выбрали 25 % слушателей, в третьей — 34 %. Что касается второй группы, где стаж работы слушателей составил от 10 до 20 лет, мнения по вопросу проведения практических занятий  разделились поровну (50 /50 %). Некоторые специалисты – 12,5 % в 1 группе и 18,6 % в 3 группе — не определились в своих предпочтениях по форме проведения практического занятия.

Выбор слушателями так называемого пассивного обучения можно объяснить страхом перед освоением «нового» и возможностью при этом «потерять лицо». Роль преподавателя в данном случае представляется значимой во всех смыслах — и как врача, и как наставника. Сотрудник кафедры имеет возможность выстроить коммуникативные связи, настроить аудиторию на закрепление полученных знаний и помочь преодолеть порог сомнений в своих профессиональных качествах у обучающихся в 1 и 3 группах, куда вошли специалисты с разным опытом работы.

По продолжительности обучения в системе НМО во всех трех группах в подавляющем большинстве доктора стоматологи-терапевты хотели бы обучаться на циклах повышения квалификации 1 раз в 5 лет в привычном формате и объеме 144 часов: 1 группа – 87,5 %, 2 группа – 63 % , 3 группа – 76 % (рис. 6).

Рис. 6. Продолжительность и кратность обучения в системе НМО в зависимости от стажа работы по специальности

Это может быть связано с привычкой и нежеланием менять устоявшуюся форму обучения — 1 раз в 5 лет, как этого требовала система сертификации, со страхом перед предстоящими изменениями в системе повышения квалификации, а скорее всего, — с непониманием, каким образом выстраивать свой пятилетний план повышения квалификации в системе НМО. Это оправданные страхи, потому что неоднократно упоминаемое количество часов – 250 за 5 лет Сейчас в медицинском сообществе происходит обсуждение  двух вариантов: первый вариант  — 250 часов (50 часов в год, из них 36 формальное образование и 14 — участие в образовательных мероприятиях в течение года) и второй вариант — 144 часа формальное образование и 106 часов – образовательные мероприятия.

Необходимо отметить, что не все доктора в достаточной мере владеют компьютерными технологиями и имеют доступ к подобным ресурсам. Далеко не в каждом населенном пункте находится организация, осуществляющая образовательную деятельность в системе НМО, и у практикующего врача не всегда есть возможность выезжать в другой город на обучение в объеме 36 часов (одна неделя) ежегодно в течение 5 лет, а затем — в Аккредитационный центр для получения Свидетельства об аккредитации.

Выводы:

Таким образом, можно отметить, что модернизация здравоохранения возможна только при одновременном изменении системы образования медицинских кадров. Непрерывность в медицинском образовании – современная реальность и ключ к успеху в профессиональной деятельности врача. Но в формировании стандартов НМО необходимо учитывать в первую очередь запросы практикующих специалистов  по ключевым позициям и создавать условия  для  выбора удобного графика повышения квалификации  по видам обучения,  по формам обучения и по продолжительности обучения в течение 5 лет.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон № 323-ФЗ « Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения 25.05.2021).
  2. Приказ Министерства здравоохранения РФ N 982н
    «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста» от 29 ноября 2012 г. URL: https://base.garant.ru/70352634/(дата обращения 25.05.2021).
  3. Приказ Минздрава России № 334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов» от 02.06.2016. URL: https://base.garant.ru/71423024/ (дата обращения 25.05.2021).
  4. Приказ Минздрава России N 127н «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а также категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» от 25.02.2016 . URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71251836/ (дата обращения 25.05.2021).
  5. Портал непрерывного фармацевтического и медицинского образования Минздрава России.-2020 URL: https://edu.rosminzdrav.ru/ (дата обращения 25.05.2021).
  6. Приказ Минздрава России № 1043 «Об утверждении сроков и этапов аккредитации специалистов, а так же категорий лиц, имеющих медицинское, фармацевтическое или иное образование и подлежащих аккредитации специалистов» от 22.12.2017. URL: https://www.edu-med.ru/medinfo/pp-accr (дата обращения 25.05.2021).
  7. Приказ Минздрава России № 34н «О внесении изменений в Положение об аккредитации специалистов от 02.02.2016» от 20.01.2020/ URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73546006/(дата обращения 25.05.2021).
  8. Новиков, А. М. Постиндустриальное образование. – М.: Эгвес, 2011. – 135 с.
  9. Полат, Е. С., Петров, А. Е., Моисеева, М. В. Педагогические технологии дистанционного обучения. Учебное пособие для вузов. – М.: Академия, 2008. – 391 с.

 

Сведения об авторах

Басова Татьяна Вячеславовна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапевтической стоматологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва).

 Сабанцева Елена Геннадьевна – доктор медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапевтической стоматологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва).

Иванова Елена Владимировна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры терапевтической стоматологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва).

Почивалин Валерий Павлович –  кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапевтической стоматологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва).

Ежова Екатерина Георгиевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва).

Статья поступила в редакцию в мае 2021 г.

THE SYSTEM OF CONTINUING MEDICAL EDUCATION (CME):
NEW CHALLENGES AND WAYS TO SOLVE THEM

 T. V. Basova – PhD in Medicine, Assistant Professor of the Department of therapeutic dentistry in the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, RMACPE (Moscow).

E. G. Sabanceva – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor of the Department of therapeutic dentistry in the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, RMACPE (Moscow).

E. V. Ivanova – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of therapeutic dentistry in the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, RMACPE (Moscow).

E. G. Ezhova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of therapeutic dentistry in the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, RMACPE (Moscow).

E. P. Pochivalin – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of therapeutic dentistry in the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, RMACPE (Moscow).

Received May 25, 2021

Abstract:

The article written by specialists of the Department of therapeutic dentistry in the Russian Medical Academy of continuous professional education (RMACPE, Moscow) presents the results of the questionnaires of dental doctors-therapists on the demand for the type, form and duration of training in the system of continuous medical education.

Keywords:

continuous medical education; questionnaire; dentistry, career enhancement; portfolio; duration of education; RMACPE.

Практика 29.09.2021