Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).
Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.
Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).
Аннотация:
Ключевые слова:
Актуальность темы. Интерес к данной теме среди российских [1-7] и зарубежных авторов [8-10] достаточно высок. Тема успеха и успешности личности находится на стыке целого ряда наук: философии, управления, педагогики, психологии, социологии и культурологии [2-10]. Нами рассмотрен аспект самооценки своих личностных качеств слушателями циклов повышения квалификации Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. В группу сравнения вошли респонденты, не имеющие медицинского образования. Разработан опросник, проведено анкетирование, по результатам которого создана и проанализирована база данных [11]. На базовой шкале экспертно выделены интервалы наименьшей, средней и высокой успешности по каждому личностному качеству, проведено обобщение самооценок по блокам физических, психологических и душевных качеств. Респонденты с удовольствием отвечали на вопросы анкеты, активно включаясь в исследование своей личности, что подтверждает актуальность работы. Выявленные приоритеты важны для повышения эффективности деятельности преподавателей циклов повышения квалификации, так как достаточно четко определяют сферы интересов слушателей [8]. Подобное исследование может быть проведено в любом учреждении и коллективе, поскольку вопросы повышения эффективности деятельности важны во всех сферах производства.
Объектом исследования является личностная самооценка слушателями медицинских циклов повышения квалификации своих физических, психологических и душевных качеств.
Методы исследования: системный анализ, методы классической статистики: корреляционный анализ Спирмена (r), сравнение независимых групп по гендерному и профессиональному принципу с помощью критерия Манна-Уитни (z), графический анализ данных. Критический уровень значимости различия р=0,05. Нормальность распределения количественных признаков проверена с помощью характеристик асимметрии и эксцесса. Для признаков с нормальным распределением вычислены средние значения со среднеквадратическим отклонением (m±ϭ). База данных по результатам анкетирования создана в лицензионном статистическом пакете IBM SPSS Statistics-22.
Цель исследования: проанализировать самооценку физических, психологических и душевных качеств слушателей циклов повышения квалификации, выявить наиболее приоритетные признаки и закономерные взаимосвязи для повышения эффективности процесса преподавания.
Исходный материал. Разработана анонимная анкета, состоящая из паспортной части и трех блоков: физических, психологических и душевных качеств. Паспортная часть анкеты включает себя признаки: пол, возраст, профессию, стаж работы общий и профессиональный. К блоку физических качеств отнесены: здоровье, интеллект, память, физическая активность, красота. Блок психологических качеств включает настойчивость, целеустремленность, порядочность, творчество (талант), справедливость, собранность, коммуникабельность, профессионализм, трудолюбие. Блок душевных качеств – это доброта, душевность, постоянство, любовь, семейное счастье, лидерство.
Каждый параметр анкетируемому предложено оценить по десятибалльной шкале, где 0 означает полное отсутствие данного качества, 10 – максимально возможное значение.
Экспертно разработана базовая шкала успешности показателя:
[0–3] – интервал наименьшей успешности;
[4–6] – интервал средней успешности;
[7–10] – интервал высокой успешности показателя.
Аналогично для суммарных показателей по блокам и итоговому показателю (в процентах): от 0 до 29 % — интервал наименьшей успешности; от 30 до 69 % — интервал средней успешности, от 70 до 100 % — интервал высокой успешности. База данных исследования включает 54 единицы наблюдения.
Результаты исследования. В исследовании приняли участие 54 человека, из них 15 (28 %) мужчин и 39 (72 %) женщин. Количественные признаки нормально распределены, поэтому допустимо привести их средние значения со стандартными отклонениями (m±ϭ): средний возраст – 51±15,0, стаж общий –28±4,5 и стаж профессиональный – 22±14,5.
В табл. 1 представлены наиболее приоритетные качества для респондентов по всей выборке, по группам медиков и немедицинских работников, а также по гендерному признаку.
Таблица 1. Приоритетные качества всех респондентов, по группам медиков и немедицинских работников, по гендерному признаку
Прио-ритет/ Место |
Качество и m±ϭ для наиболее приоритетных признаков в группах | ||||
Всех респондентов |
Медиков | Немедицинских работников |
Мужчин | Женщин | |
1 |
Порядочность
9,1±1,11 |
Справедливость
9,5±0,74 |
Порядочность
9,0±1,19 |
Любовь
9,1±3,16 |
Порядочность
9,2±0,91 |
2 |
Любовь 8,9±2,05 |
Порядочность 9,5±0,83 |
Любовь
8,9±2,28 |
Профессионализм
8,9±1,13 |
Справедливость
9,0±1,33 |
3 |
Справедливость 8,8±1,55 |
Любовь
9,1±1,34 |
Постоянство
8,±1,34 |
Порядочность
8,7±1,49 |
Доброта 8,95±1,15 |
4 |
Трудолюбие, доброта 8,6±1,4 |
Трудолюбие 8,9±1,44 |
Профессио- нализм 8,6±1,45 |
Целеустрем- ленность 8,3±1,35 |
Трудолюбие
8,85±1,33 |
5 | Профессионализм
8,6±1,52 |
Доброта,
душевность 8,8±1,92 |
Доброта
8,6±1,4 |
Справедливость,
настойчивость 8,2±1,94 |
Любовь 8,8±1,47 |
Порядочность – является наиболее приоритетным качеством по всей выборке респондентов. При этом остается на первом месте в группе немедицинских работников и в группе женщин. В группе медиков – на втором месте, у мужчин – на третьем.
Любовь – занимает второе место среди основных приоритетов по всей выборке, при этом находится на первом месте у мужчин, в группе немедицинских работников на втором месте, на третьем – в группе медиков и лишь на пятом – у женщин.
Справедливость – находится на третьем месте по всей выборке, при этом выходит на первое место у медиков, на второе – в группе женщин, на пятое – у мужчин. В группе немедицинских работников это качество не входит в основные приоритеты.
Трудолюбие – занимает четвертое место по всей выборке, в группе женщин и медработников. В группе мужчин и немедицинских работников – это не самое приоритетное качество.
Доброта – также находится на четвертом месте, при этом в группе женщин – на третьем, на пятом – в группах медицинских и немедицинских работников, у мужчин не входит в основные приоритеты.
Профессионализм – пятое место по всей выборке, у мужчин поднимается на второе место. В группе не медицинских работников – на четвертом месте, в группах женщин и медицинских работников не входит в основные приоритеты.
Кроме вышеперечисленных качеств, в группе мужчин на четвертом и пятом местах основных приоритетов отмечены такие качества, как целеустремленность и настойчивость.
Выполнен графический анализ для выявления тенденции признаков в зависимости от возраста респондентов (рис. 1).
Рис. 1. Тенденции признаков «здоровье» и «общий процент успешности» в зависимости от возраста респондента.
С помощью метода ранговой корреляции Спирмена выявлены закономерные тенденции показателей в зависимости от возраста респондентов. С возрастом закономерно снижается самооценка здоровья: r=-0,518, р<0,001, (в группе женщин r=-0,586, р<0,001) и красоты: r=-0,442, р=0,001, (в группе женщин r=-0,456, р=0,004). Также выявлена закономерность в снижении с возрастом самооценки женщинами семейного счастья: r=-0,41, р=0,009. У мужчин значимо снижаются с возрастом память: r=-0,603, р=0,017 и лидерство: r=-0,759, р=0,001 – это самые сильные обратные связи среди всех показателей, имеющих с возрастом тенденцию к снижению. Наблюдается также и некоторое снижение общей самооценки успешности.
Сравнение с помощью критерия Манна-Уитни гендерных групп по возрасту, стажу общему и профессиональному показало их однородность. Основные описательные статистики групп мужчин и женщин приведены в табл. 2.
Таблица 2. Основные описательные статистики в группах по гендерному признаку
Признак |
Мужчины (n1=15) |
Женщины (n2=39) |
Возраст |
52±17,0 |
51±14,4 |
Стаж общий |
30±17,2 |
27±13,5 |
Стаж профессиональный |
24±15,2 |
21±14,5 |
Проведено сравнение самооценок по ответам на вопросы анкеты в группах мужчин и женщин. Статистически значимых различий по показателям блока 1 не выявлено. Несколько выше, чем у женщин, самооценка мужчин по признакам здоровье, интеллект и память. Женщины выше оценивают свою физическую активность и красоту.
Из показателей блока 2 значимые различия в группах мужчин и женщин выявлены по признаку собранность: z=-3,1, p=0,002. Женщины оценивают этот показатель у себя гораздо выше, чем мужчины. Несколько выше, чем у женщин, оценка мужчинами признака целеустремленность и профессионализм. Творчество и настойчивость оценены практически одинаково. По остальным показателям блока 2 (трудолюбие, коммуникабельность, справедливость, порядочность) выше самооценка женщин.
Статистически значимые различия по показателям блока 3 выявлены по признакам доброта: z=-2,58, p=0,01 и душевность: z=-2,55, p=0,011. Самооценка женщин по этим признакам значимо выше. У мужчин выше, чем у женщин, самооценка своего лидерства. По остальным показателям блока 3 (семейное счастье, любовь, постоянство) самооценка несколько выше в группе женщин.
Исследованы корреляционные связи общего коэффициента успешности с ответами на вопросы анкеты по всей выборке и отдельно в группах мужчин и женщин. Наиболее сильные корреляции приведены в табл. 3.
Таблица 3. Наиболее сильные корреляции Спирмена показателей с коэффициентом успешности
Место |
Группы наблюдения | |||||
Все анкетируемые |
Мужчины |
Женщины |
||||
Показатель |
r, p | Показатель | r, p | Показатель |
r, p |
|
1 | Профессионализм | r=0,807, p<0,001 | Профессионализм | r=0,834, p<0,001 | Профессионализм | r=0,830, p<0,001 |
2 | Любовь | r=0,703, p<0,001 | Собранность | r=0,804, p<0,001 | Целеустремленность | r=0,742, p<0,001 |
3 | Душевность | r=0,694, p<0,001 | Душевность | r=0,728, p=0,001 | Трудолюбие | r=0,675, p<0,001 |
4 | Целеустремленность | r=0,691, p<0,001 | Семейное счастье | r=0,728, p=0,002 | Душевность | r=0,674, p<0,001 |
5 | Коммуникабельность | r=0,653, p<0,001 | Любовь | r=0,723, p<0,001 | Настойчивость | r=0,620, p<0,001 |
Несколько неожиданно, что среди основных приоритетов успешности признаки семейное счастье и любовь встречаются в группе мужчин, и менее приоритетны — у женщин. В то время как наиболее связаны с жизненным успехом по мнению женщин профессионализм, целеустремленность и трудолюбие.
Статистически значимых различий по возрасту, стажу общему и профессиональному в сравнении групп анкетируемых с медицинским и немедицинским образованием не выявлено. Медицинские работники несколько старше. Группы достаточно однородны по исследуемым признакам. Основные описательные статистики приведены в табл. 4.
Таблица 4. Основные описательные статистики в группах медиков
и лиц с немедицинским образованием
Признак |
Медики (n1=15) |
Анкетируемые с немедицинским образованием (n2=38) |
Возраст |
55±16,0 |
50±14,7 |
Стаж общий |
34±16,8 |
26±13,3 |
Стаж профессиональный |
28±13,4 |
19±13,4 |
При сравнении ответов на вопросы блока 1 выявлено, что медики несколько выше немедицинских работников оценивают свою красоту и несколько ниже память. По остальным признакам оценки очень близки.
По блоку 2 выявлено статистически значимое различие в самооценке признака справедливость: z=-2,4, p=0,016. Медики оценивают его значимо выше, чем немедицинские работники. Несколько выше также их самооценка показателей настойчивость, порядочность, собранность, профессионализм, трудолюбие. Самооценка своих творческих способностей выше у лиц с немедицинским образованием.
Статистически значимых различий в самооценке лиц с медицинским и немедицинским образованием по блоку 3 не выявлено, но по всем признакам, кроме лидерства, средний ранг показателей выше у медиков.
Заключение. Представленное исследование выявило:
Сравнительный анализ проведен по гендерному признаку, а также с контрольной группой, в которую вошли специалисты с немедицинским образованием. Разработаны «шкалы успешности» для первичных и обобщенных показателей. Результаты исследований используются в процессе последипломного образования для повышения эффективности процесса преподавания.
Предложения. Результаты исследования можно использовать в практическом здравоохранении, а также в любой научной и производственной деятельности для повышения ее эффективности. Кроме того, все респонденты могут быть ознакомлены с общими и своими личными результатами исследования (по желанию) с целью корректировки некоторых собственных личностных качеств для возможного повышения уровня успешности в жизни.
Также планируется провести аналогичное анкетирование студентов-медиков с помощью практикантов Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей – филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Это позволит сравнить группы молодых и возрастных респондентов, выявить закономерные различия и тенденции.
Список литературы:
Сведения об авторах
Жилина Наталья Михайловна – доктор технических наук, доцент по специальности «Управление в социальных и экономических системах», профессор кафедры медицинской кибернетики и информатики НГИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Новокузнецк).
Крипальский Леонид Никитович – внештатный специалист управления здравоохранения Администрации Новокузнецкого округа, врач патологоанатом Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Патолого-анатомическое бюро» (ГБУЗ ПАБ) (Новокузнецк).
Чеченин Геннадий Ионович – доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки России, профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики НГИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Новокузнецк).
Статья поступила в редакцию в сентябре 2021 г.
N. М. Zhilina – Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, specialty «Management in social and economic systems», Professor of the Department of Medical Cybernetics and Informatics at the NGIUV – branch of the RMACPE (Novokuznetsk).
L. N. Kripalsky – freelance specialist of the Health department of the Novokuznetsk District Administration, pathologist at the State Budgetary Health Institution «Pathological and Anatomical Bureau» (GBUZ PUB) (Novokuznetsk).
G. I. Chechenin – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Medical Cybernetics and Informatics of the NGIUV – branch of the RMACPE (Novokuznetsk).
Received September 18, 2021
Abstract:
Keywords: