ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Выпуск #3/21 ПИУВ

УДК 613+311.21+378.17
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

САМООЦЕНКА СЛУШАТЕЛЯМИ ЦИКЛОВ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ СВОИХ ФИЗИЧЕСКИХ, ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ И ДУШЕВНЫХ КАЧЕСТВ

Аннотация:

Представлен анализ самооценки слушателями циклов повышения квалификации своих физических, психологических и душевных качеств на основе разработанной анкеты и проведенного опроса. Сравнительный анализ проведен по гендерному признаку, а также с контрольной группой, в которую вошли специалисты с немедицинским образованием. Изучены корреляционные взаимосвязи исследуемых признаков, выполнен графический анализ. Разработана «шкала успешности» и выявлены приоритетные признаки. Результаты исследований используются в процессе последипломного образования для повышения эффективности процесса преподавания, в практическом здравоохранении, а также в любой научной и производственной деятельности.

Ключевые слова:

физические психологические и душевные качества; самооценка; база данных; методы статистического анализ; шкала успешности; РМАНПО.

Актуальность темы. Интерес к данной теме среди российских [1-7] и зарубежных авторов [8-10] достаточно высок. Тема успеха и успешности личности находится на стыке целого ряда наук: философии, управления, педагогики, психологии, социологии и культурологии [2-10]. Нами рассмотрен аспект самооценки своих личностных качеств слушателями циклов повышения квалификации Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. В группу сравнения вошли респонденты, не имеющие медицинского образования. Разработан опросник, проведено анкетирование, по результатам которого создана и проанализирована база данных [11]. На базовой шкале экспертно выделены интервалы наименьшей, средней и высокой успешности по каждому личностному качеству, проведено обобщение самооценок по блокам физических, психологических и душевных  качеств. Респонденты с удовольствием отвечали на вопросы анкеты, активно включаясь в исследование своей личности, что подтверждает актуальность работы. Выявленные приоритеты важны для повышения эффективности деятельности преподавателей циклов повышения квалификации, так как достаточно четко определяют сферы  интересов слушателей [8]. Подобное исследование может быть проведено в любом учреждении и коллективе, поскольку вопросы повышения эффективности деятельности важны во всех сферах производства.

Объектом исследования является личностная самооценка слушателями медицинских циклов повышения квалификации своих физических, психологических и душевных качеств.

Методы исследования: системный анализ, методы классической статистики: корреляционный анализ Спирмена (r), сравнение независимых групп по гендерному и профессиональному принципу с помощью критерия Манна-Уитни (z), графический анализ данных. Критический уровень значимости различия р=0,05. Нормальность распределения количественных признаков проверена с помощью характеристик асимметрии и эксцесса. Для признаков с нормальным распределением вычислены средние значения со среднеквадратическим отклонением (m±ϭ).  База данных по результатам анкетирования создана в лицензионном статистическом пакете IBM SPSS Statistics-22.

         Цель исследования: проанализировать самооценку физических, психологических и душевных качеств слушателей циклов повышения квалификации, выявить наиболее приоритетные признаки и закономерные взаимосвязи для повышения эффективности процесса преподавания.

Исходный материал. Разработана анонимная анкета, состоящая из паспортной части и трех блоков: физических, психологических и душевных качеств. Паспортная часть анкеты включает себя признаки: пол, возраст, профессию, стаж работы общий и профессиональный. К блоку физических качеств отнесены: здоровье, интеллект, память, физическая активность, красота. Блок психологических качеств включает настойчивость, целеустремленность,  порядочность, творчество (талант), справедливость, собранность, коммуникабельность, профессионализм, трудолюбие. Блок душевных качеств – это доброта, душевность, постоянство, любовь, семейное счастье, лидерство.

Каждый параметр анкетируемому предложено оценить по десятибалльной шкале, где 0 означает полное отсутствие данного качества, 10 – максимально возможное значение.

Экспертно разработана базовая шкала успешности показателя:

[0–3] – интервал наименьшей успешности;

[4–6] – интервал средней успешности;

[7–10] – интервал высокой успешности показателя.

Аналогично для суммарных показателей по блокам и итоговому показателю (в процентах): от 0 до 29 % — интервал наименьшей успешности; от 30 до 69 % — интервал средней успешности, от 70 до 100 % — интервал высокой успешности. База данных исследования включает 54 единицы наблюдения.

Результаты исследования.  В исследовании приняли участие 54 человека, из них 15 (28 %) мужчин и 39 (72 %) женщин. Количественные признаки нормально распределены, поэтому допустимо привести их средние значения со стандартными отклонениями (m±ϭ): средний возраст – 51±15,0, стаж общий –28±4,5 и стаж профессиональный – 22±14,5.

В табл. 1 представлены наиболее приоритетные качества для респондентов по всей выборке, по группам медиков и немедицинских работников, а также по гендерному признаку.

Таблица 1. Приоритетные качества всех респондентов, по группам медиков и немедицинских работников, по гендерному признаку

 

Прио-ритет/

Место

Качество и m±ϭ для наиболее приоритетных признаков в группах
Всех
респондентов
Медиков Немедицинских
работников
Мужчин Женщин

1

Порядочность

9,1±1,11

Справедливость

9,5±0,74

Порядочность

9,0±1,19

Любовь

9,1±3,16

Порядочность

9,2±0,91

2

Любовь

8,9±2,05

Порядочность

9,5±0,83

Любовь

8,9±2,28

Профессионализм

8,9±1,13

Справедливость

9,0±1,33

3

Справедливость

8,8±1,55

Любовь

9,1±1,34

Постоянство

8,±1,34

Порядочность

8,7±1,49

Доброта

8,95±1,15

4

Трудолюбие,

доброта

8,6±1,4

Трудолюбие

8,9±1,44

Профессио-

нализм

8,6±1,45

Целеустрем-

ленность

8,3±1,35

Трудолюбие

8,85±1,33

5 Профессионализм

8,6±1,52

Доброта,

душевность

8,8±1,92

Доброта

8,6±1,4

Справедливость,

настойчивость

8,2±1,94

Любовь

8,8±1,47

 

Порядочность – является наиболее приоритетным качеством по всей выборке респондентов. При этом остается на первом месте в группе немедицинских работников и в группе женщин. В группе медиков – на втором месте, у мужчин – на третьем.

Любовь – занимает второе место среди основных приоритетов по всей выборке, при этом находится на первом месте у мужчин, в группе немедицинских работников на втором месте, на третьем – в группе медиков и лишь на пятом – у женщин.

Справедливость – находится на третьем месте по всей выборке, при этом выходит на первое место у медиков, на второе – в группе женщин, на пятое – у мужчин. В группе немедицинских работников это качество не входит в основные приоритеты.

Трудолюбие – занимает четвертое место по всей выборке, в группе женщин и медработников. В группе мужчин и немедицинских работников – это не самое приоритетное качество.

Доброта – также находится на четвертом месте, при этом в группе женщин – на третьем, на пятом – в группах медицинских и немедицинских работников, у мужчин не входит в основные приоритеты.

Профессионализм – пятое место по всей выборке, у мужчин поднимается на второе место. В группе не медицинских работников – на четвертом месте, в группах женщин и медицинских работников не входит в основные приоритеты.

Кроме вышеперечисленных качеств, в группе мужчин на четвертом и пятом местах основных приоритетов отмечены такие качества, как целеустремленность и настойчивость.

Выполнен графический анализ для выявления тенденции признаков в зависимости от возраста респондентов (рис. 1).

Рис. 1. Тенденции признаков «здоровье» и «общий процент успешности» в зависимости от возраста респондента.

 

С помощью метода ранговой корреляции Спирмена выявлены закономерные тенденции показателей в зависимости от возраста респондентов. С возрастом закономерно снижается самооценка здоровья: r=-0,518, р<0,001, (в группе женщин r=-0,586, р<0,001) и красоты: r=-0,442, р=0,001, (в группе женщин r=-0,456, р=0,004). Также выявлена закономерность в снижении с возрастом самооценки женщинами семейного счастья: r=-0,41, р=0,009. У мужчин значимо снижаются с возрастом память: r=-0,603, р=0,017 и лидерство: r=-0,759, р=0,001 – это самые сильные обратные связи среди всех показателей, имеющих с возрастом тенденцию к снижению. Наблюдается также и некоторое снижение общей самооценки успешности.

Сравнение с помощью критерия Манна-Уитни гендерных групп по возрасту, стажу общему и профессиональному показало их однородность. Основные описательные статистики групп мужчин и женщин приведены в табл. 2.

 

Таблица 2.  Основные описательные статистики в группах по гендерному признаку

Признак

Мужчины (n1=15)

Женщины (n2=39)

Возраст

52±17,0

51±14,4

Стаж общий

30±17,2

27±13,5

Стаж профессиональный

24±15,2

21±14,5

 

Проведено сравнение самооценок по ответам на вопросы анкеты в группах мужчин и женщин. Статистически значимых различий по показателям блока 1 не выявлено. Несколько выше, чем у женщин, самооценка мужчин по признакам здоровье, интеллект и память. Женщины выше оценивают свою физическую активность и красоту.

Из показателей блока 2 значимые различия в группах мужчин и женщин выявлены по признаку собранность: z=-3,1,  p=0,002. Женщины оценивают этот показатель у себя гораздо выше, чем мужчины.  Несколько выше, чем у женщин, оценка мужчинами признака целеустремленность и профессионализм. Творчество и настойчивость оценены практически одинаково.  По остальным показателям блока 2 (трудолюбие, коммуникабельность, справедливость, порядочность) выше самооценка женщин.

Статистически значимые различия по показателям блока 3 выявлены по признакам доброта: z=-2,58,  p=0,01 и душевность: z=-2,55,  p=0,011. Самооценка женщин по этим признакам значимо выше. У мужчин выше, чем у женщин, самооценка своего лидерства. По остальным показателям блока 3 (семейное счастье, любовь, постоянство) самооценка несколько выше в группе женщин.

Исследованы корреляционные связи общего коэффициента успешности с ответами на вопросы анкеты по всей выборке и отдельно в группах мужчин и женщин. Наиболее сильные корреляции приведены в табл. 3.

 

Таблица 3. Наиболее сильные корреляции Спирмена показателей с коэффициентом успешности

 

Место

Группы наблюдения

Все анкетируемые

Мужчины

Женщины

Показатель

r, p Показатель r, p Показатель

r, p

1 Профессионализм r=0,807, p<0,001 Профессионализм r=0,834, p<0,001 Профессионализм r=0,830, p<0,001
2 Любовь r=0,703, p<0,001 Собранность r=0,804, p<0,001 Целеустремленность r=0,742, p<0,001
3 Душевность r=0,694, p<0,001 Душевность r=0,728, p=0,001 Трудолюбие r=0,675, p<0,001
4 Целеустремленность r=0,691, p<0,001 Семейное счастье r=0,728, p=0,002 Душевность r=0,674, p<0,001
5 Коммуникабельность r=0,653, p<0,001 Любовь r=0,723, p<0,001 Настойчивость r=0,620, p<0,001

 

Несколько неожиданно, что среди основных приоритетов успешности признаки семейное счастье и любовь встречаются в группе мужчин, и менее приоритетны — у женщин. В то время как наиболее связаны с жизненным успехом по мнению женщин профессионализм, целеустремленность и трудолюбие.

Статистически значимых различий по возрасту, стажу общему и профессиональному в сравнении групп анкетируемых с медицинским и немедицинским образованием не выявлено. Медицинские работники несколько старше. Группы достаточно однородны по исследуемым признакам. Основные описательные статистики приведены в табл. 4.

 

Таблица 4. Основные описательные статистики в группах медиков
и лиц с немедицинским образованием

Признак

Медики (n1=15)

Анкетируемые с немедицинским образованием (n2=38)

Возраст

55±16,0

50±14,7

Стаж общий

34±16,8

26±13,3

Стаж профессиональный

28±13,4

19±13,4

 

При сравнении ответов на вопросы блока 1 выявлено, что медики несколько выше немедицинских работников оценивают свою красоту и несколько ниже память. По остальным признакам оценки очень близки.

По блоку 2 выявлено статистически значимое различие в самооценке признака справедливость: z=-2,4,  p=0,016. Медики оценивают его значимо выше, чем немедицинские работники. Несколько выше также их самооценка показателей настойчивость, порядочность, собранность, профессионализм, трудолюбие. Самооценка своих творческих способностей выше у лиц с немедицинским образованием.

Статистически значимых различий в самооценке лиц с медицинским и немедицинским образованием по блоку 3 не выявлено, но по всем признакам, кроме лидерства, средний ранг  показателей выше у медиков.

 

Заключение.  Представленное исследование  выявило:

  • основные приоритеты самооценок слушателей циклов повышения квалификации своих физических, психологических и душевных качеств на основе разработанной анкеты и проведенного опроса, что позволяет преподавателю подходить к слушателям циклов более дифференцированно, в соответствии с их принципами и приоритетами;
  • тенденции показателей, характеризующих личностные качества, в зависимости от возраста;
  • статистически значимые различия в группах сравнения и закономерные корреляции признаков.

Сравнительный анализ проведен по гендерному признаку, а также с контрольной группой, в которую вошли специалисты с немедицинским образованием. Разработаны «шкалы успешности» для первичных и обобщенных показателей. Результаты исследований используются в процессе последипломного образования для повышения эффективности процесса преподавания.

 

Предложения. Результаты исследования можно использовать в практическом здравоохранении, а также в любой научной и производственной деятельности для повышения ее эффективности. Кроме того, все респонденты могут быть ознакомлены с общими и своими личными результатами исследования (по желанию) с целью корректировки некоторых собственных личностных качеств для возможного повышения уровня успешности в жизни.

Также планируется провести аналогичное анкетирование студентов-медиков  с помощью практикантов Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей – филиала Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации. Это позволит сравнить группы молодых и возрастных респондентов, выявить закономерные различия и тенденции.

 

Список литературы:

  1. Развитие человеческого потенциала в России сквозь призму здоровья населения / под ред. В. И. Стародубова, А. И. Ивановой. – М.: Литтерра 2012. – С. 241–254.
  2. Артамошина, Ю. В. Представления об успехе и карьерные ориентации женщин, выполняющих традиционные и нетрадиционные профессиональные роли // Вестник ТГУ (Томск). – Сер. Гуманитарные науки. Педагогика и психология. – 2008. — № 6 (62). – С. 295–299.
  3. Караханян, Е. В. Понятие успеха в российской культуре // Вестник БГУ (Уфа). Сер. Философия, социология, политология и культурология. – 2008. — Т. 13. – № 2. – C. 362–365.
  4. Корж, Е. М. Некоторые критерии оценки достижения жизненного успеха // Современная социальная психология: теоретические подходы и прикладные исследования. – 2008. — № 1. – С. 31–47.
  5. Савенков, А. И. Одаренность как фактор жизненной успешности // Гуманитарные науки и образование. – 2010. — № 2. – С. 86–94.
  6. Жилина, Н. М., Серая, А. О. Студенты и здоровый образ жизни. Взгляд изнутри // Научно-методический сетевой журнал РМАНПО «Педагогика профессионального медицинского образования» –2018. — № 3. URL: http://www.profmedobr.ru/articles/studenty-i-zdorovyj-obraz-zhizni-vzgljad-iznutri/ (дата обращения 04.02.2019)
  7. Жилина Н.М., Коваленко Е.П. Отношение студентов, имеющих инвалидность, к здоровому образу жизни // Социальные аспекты здоровья населения. – — № 6 (65). URL: http://vestnik.mednet.ru/content/view/1121/30/lang,ru/ (дата обращения 16.01.2019). DOI: 10.21045/2071-5021-2019-65-6-8
  8. Кови, Стивен Р. 7 навыков высокоэффективных людей. М.: Альпина Паблишр, 2018. – 396 с.
  9. Максвел, Джон. Как превратить неудачи в ступени к успеху. URL: https://bookshake.net/b/kak-prevratit-neudachi-v-stupeni-k-uspehu-dzhon-maksvell // (дата обращения 15.10.2020 )
  10. Димнет, Эрнест. Искусство думать. URL: https://www.studmed.ru/dimnet-ernest-iskusstvo-dumat_2a8803c4640.html (дата обращения 13.12.2020 )
  11. Жилина, Н. М. Методы обработки информации в медицинских исследованиях: учебное пособие / Наталья Михайловна Жилина. – Новокузнецк: НГИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, 2019. – 115 с.

 

Сведения об авторах

 Жилина Наталья Михайловна – доктор технических наук, доцент по специальности «Управление в социальных и экономических системах», профессор кафедры медицинской кибернетики и информатики НГИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Новокузнецк).

Крипальский Леонид Никитович – внештатный специалист управления здравоохранения Администрации Новокузнецкого округа, врач патологоанатом  Государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Патолого-анатомическое  бюро» (ГБУЗ ПАБ) (Новокузнецк).

Чеченин Геннадий Ионович – доктор медицинских наук, заслуженный деятель науки России, профессор, заведующий кафедрой медицинской кибернетики и информатики НГИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Новокузнецк).

Статья поступила в редакцию в сентябре 2021 г.

 STUDENTS’ SELF-ASSESSMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT CYCLES OF THEIR PHYSICAL, PSYCHOLOGICAL AND MENTAL QUALITIES

N. М. Zhilina – Doctor of Technical Sciences, Associate Professor, specialty «Management in social and economic systems», Professor of the Department of Medical Cybernetics and Informatics at the NGIUV – branch of the RMACPE (Novokuznetsk).

L. N. Kripalsky – freelance specialist of the Health department of the Novokuznetsk District Administration, pathologist at the State Budgetary Health Institution «Pathological and Anatomical Bureau» (GBUZ PUB) (Novokuznetsk).

G. I. Chechenin – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Medical Cybernetics and Informatics of the NGIUV – branch of the RMACPE (Novokuznetsk).

Received September 18, 2021

Abstract:

The article presents an analysis of the students ' self-assessments of the training cycles of their physical, psychological and mental qualities on the basis of the developed questionnaire and the conducted survey. The comparative analysis was carried out on the basis of gender, as well as with the control group, which included specialists with non-medical education. The correlation relationships of the studied features are studied, and a graphical analysis is performed. A "success scale" has been developed and priority indicators have been identified. The research results are used in the process of postgraduate education to improve the effectiveness of the teaching process, in practical health care and in any scientific and industrial activities

Keywords:

physical, psychological and mental qualities; self-assessment; database; methods of statistical analysis; success rate scale; RMACPE.