Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Здоровье матери и ребенка является приоритетной задачей Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на протяжении многих лет. В последние годы ВОЗ делает особый акцент на охране здоровья новорождённых. Здоровье новорождённых напрямую зависит от здоровья матери и особенностей течения беременности, поэтому необходимо рассматривать оказание помощи этой категории в комплексе, включая беременность, роды и неонатальный период [1].
Медицинские симуляционные тренинги в течение последних семи лет являются обязательным компонентом образовательного процесса и значительно повышают эффективность обучения [2,3,4]. Снижение абсолютного числа родов к 2020 году повышает ценность каждой беременной женщины и каждого новорожденного ребенка для Российской Федерации. На сегодняшний день управляемые акушерские причины, приводящие к ухудшению качества жизни, увеличению материнской и перинатальной смертности, являются недопустимыми при оказании медицинской помощи [5]. Приказ Минздрава России от 10 мая 2017 года №203н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи» повышает ответственность медицинских работников акушерской службы, так как содержит поминутный таймер при оказании помощи.
С целью снижения числа мертворождений и рождений новорождённых в состоянии асфиксии нами разработана комплексная оценка состояния плода, которая проводится как на амбулаторном этапе женской консультации, так и при поступлении беременных в акушерский стационар. При проведении комплексной оценки состояния плода учитываются на первом этапе перинатальные факторы риска, ассоциированные с перинатальной заболеваемостью и смертностью. При наблюдении за беременными оценивались анамнестические факторы при предшествующих беременностях: артериальная гипертензия до беременности, преждевременная отслойка нормально расположенной плаценты, задержка внутриутробного роста плода при предыдущей беременности или мертворождение.
Особое внимание уделяется беременным с перинатальными факторами риска при настоящей беременности, такими как артериальная гипертензия, сахарный диабет, рецидивирующее вагинальное кровотечение, ожирение, поздний возраст деторождения (40 и более лет), беременность после вспомогательных репродуктивных технологий, перенашивание. Факторы риска со стороны плода: снижение двигательной активности плода, задержка внутриутробного роста плода, маловодие, многоводие, многоплодная беременность, преждевременные роды.
Комплексная оценка состояния плода включает в себя:
Особые трудности в оценке состояния плода у врачей акушеров-гинекологов вызывает интерпретация КТГ (кардиотокограммы). Прогностическая ценность нестрессового теста не превышает 44 % из-за ложноположительных результатов, а также из-за субъективности оценки результатов. Так, оценка может быть различна у одного и того же исследователя через определённый промежуток времени, также как и интерпретация одной КТГ разными людьми.
Главной целью КТГ-мониторинга в родах является своевременное выявление потенциального ухудшения состояния плода и обеспечение эффективного вмешательства для предотвращения неблагоприятных исходов — интранатальная гибель, асфиксия при рождении. При записи КТГ выявляются аномальные паттерны, которые могут указывать на гипоксию плода. Оценка КТГ в родах проводится каждый час в первом периоде, каждые 15 минут — во втором периоде родов. Оценка КТГ проводится по системе классификации FIGO, разработанной в 2015 году, в которой дается полная характеристика нормальному (реактивному), подозрительному (сомнительному) и патологическому типу КТГ.
Чтобы избежать неблагоприятного неонатального исхода требуются активные действия, когда КТГ интерпретируется как «сомнительный» или «патологический» тип.
Акушерская тактика:
Все сотрудники Областного перинатального центра ГБУЗ ИОКБ проходят ежегодную подготовку по интерпретации КТГ. В 2020 году в работу отделений ОПЦ внедрен чек-лист «Кардиотокография в родах».
Допплерометрия в сроке беременности 18-21 неделя и 24-26 недель проводится беременным с:
Допплерометрия также показана при подозрении на синдром замедления роста плода, при изменении количества околоплодных вод, нарушении двигательной активности и сердечного ритма плода.
Расширенная допплерометрия показана при:
Расширенная допплерометрия включает в себя:
Нами разработан алгоритм комплексной оценки состояния плода у беременных высокой группы перинатального риска. Для формирования группы высокого риска, требующей дополнительных методов исследования во время беременности, учитывается наличие одного или более факторов:
Стандарты комплексной оценки состояния плода помогают сделать нашу работу более предсказуемой и, как следствие, оправдать надежды наших пациенток, которые доверяют нам самое дорогое – жизнь и здоровье своих детей. Согласно закону №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», качество медицинской помощи (КМП) – это совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения замаскированного результат [6]. И. Ю. Безорева с соавторами [7] включают в понятие КМП и другие аспекты:
Медицинские симуляционные тренинги в течение последних семи лет являются обязательным компонентом образовательного процесса как у курсантов, проходящих обучение на кафедре акушерства и гинекологии ИГМАПО, так и у сотрудников областного перинатального центра (ОПЦ). Эффективность данного вида обучения проанализирована именно у сотрудников ОПЦ. Нами проведены симуляционные тренинги по комплексной оценки состояния плода, интерпретации КТГ — диагностика внутриутробной гипоксии плода до и во время родов.
Цель исследования – оценка клинической эффективности проведённых симуляционных тренингов по диагностике внутриутробной гипоксии плода во время беременности и в родах, по изменению качественных показателей перинатальной смертности — мертворождаемости и рождении новорождённых в состоянии тяжелой асфиксии.
Каждый симуляционный тренинг включал в себя брифинг, тренинг с видеофиксацией и заполнением чек-листа [8,9], дебрифинг. Во время тренинга использовался таймер: учитывалось время от постановки диагноза до начала лечения, а также продолжительность каждого этапа с фиксацией в чек-листе. Тренинги проводится с использованием манекенов-имитаторов родов 6 класса реалистичности, КТГ, УЗИ. В каждом тренинге продолжительностью 120±15 минут участвовали врачи акушеры-гинекологи и акушерки. С 2013 года по 2020 год нами проведено 128 командных тренингов для 128 врачей акушеров-гинекологов и 68 акушерок для формирования навыков коммуникации и взаимодействия при оказании медицинской помощи во время беременности и в родах. Удовлетворённость как врачей акушеров-гинекологов, так и акушерок такой формой обучения очень высока, и составляет 97 %. Врачи отмечают высокую практическую значимость медицинских симуляционных тренингов для закрепления теоретических знаний и выполнения пошагового алгоритма диагностики внутриутробной гипоксии плода как во время беременности, так и в родах. После анализа чек-листов отмечено улучшение выполнения алгоритма оказания помощи на 82,1 ± 2 балла. На основании листов самооценки собственных навыков по оказанию медицинской помощи нами отмечено повышение уровня уверенности в своих действиях у медицинских специалистов на 86,89 ± 4,1 балла.
Нами проведена оценка клинической эффективности проводимого обучения. Так, перинатальная смертность в Иркутской области в 2014 году составляла 9,29 %, к 2020 году отмечено её значительное снижение — до 6,21 %, В динамике наблюдается как снижение мертворождаемости с 6,36 % до 4,51 % , так и ранней неонатальной смертности с 2,92% до 1,71 %. При анализе мертворождаемости отмечается значительное снижение интранатальной гибели плода с 15 % до 9,4 %. Так, по данным за 2020 год, из 6 случаев интранатальной гибели плода только 2 случая были предотвратимы. В каждом третьем случае имелись проблемы, связанные с социальным статусом женщин (поздняя явка, невыполнение рекомендаций). В трех случаях – не проведено прерывание беременности в связи с некурабельными пороками развития плода.
Анализ первичной документации показал, что основные проблемы при антенатальной гибели плода возникают на этапе наблюдения в женской консультации. Основной дефект при наблюдении – невыполнение стандарта базового обследования, невыполнение клинико-экономического стандарта помощи у беременных с экстрагенитальной патологией и плацентарными нарушениями.
Таблица 1. Показатели перинатальной смертности по Иркутской области.
2014 | 2016 | 2018 | 2020 (6 мес.) | |
Перинатальная смертность |
9,29 |
7,18 |
6,51 |
6,21 |
Мертворождаемость |
6,36 |
5,31 |
4,49 |
4,51 |
РНС |
2,92 |
1,87 |
2,03 |
1,7 |
Таблица 2. Показатели перинатальной смертности по ОПЦ ГБУЗ ИОКБ.
2014 |
2016 |
2018 |
2020 (6 мес) |
|
Перинатальная смертность |
8,8 |
8,2 |
4,6 |
5,6 |
Мертворождаемость |
5,3 |
4,3 |
2,2 |
3,4 |
РНС |
3,5 |
3,9 |
2,4 |
2,2 |
Внедрение комплексной оценки состояния плода и обучение специалистов в симуляционном тренинговом центре позволили снизить показатель тяжелой асфиксии в родах по сравнению с показателями 2016 года в 2 раза, а недоношенных новорождённых — в 4 раза.
Выводы
Список литературы
Сведения об авторах
Протопопова Наталья Владимировна – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).
Дудакова Виктория Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).
Суховская Владислава Валерьевна – кандидат медицинских наук, заведующий симуляционно-тренинговым центром Иркутской ордена «Знак почета» областной клинической больницы; ассистент кафедры акушерства и гинекологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).
Павлова Татьяна Ивановна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры акушерства и гинекологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).
Дружинина Елена Борисовна – доктор медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).
N. V. Protopopova – Doctor of Science in Medicine, Professor, Head of the Department of obstetrics and gynecology in the Irkutsk State Medical Academy of postgraduate education – branch of the RMACPE of Ministry of health of Russia (Irkutsk).
V. N. Dudakova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of obstetrics and gynecology in the Irkutsk State Medical Academy of postgraduate education – branch of the RMACPE of Ministry of health of Russia (Irkutsk).
V. V. Sukhovskaya – PhD in Medicine, Head of simulation-training centre of the order «Badge of Honor» Irkutsk regional clinical hospital; Assistant of the Department of obstetrics and gynecology in the Irkutsk State Medical Academy of postgraduate education – branch of the RMACPE of Ministry of health of Russia (Irkutsk).
T. I. Pavlova – PhD in Medicine, Assistant of the Department of obstetrics and gynecology in the Irkutsk State Medical Academy of postgraduate education – branch of the RMACPE of Ministry of health of Russia (Irkutsk).
E. B. Druzhinina – Doctor of Science in Medicine, Associate Professor of the Department of obstetrics and gynecology in the Irkutsk State Medical Academy of postgraduate education – branch of the RMACPE of Ministry of health of Russia (Irkutsk).
Abstract:
Keywords: