Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
В статье представлены данные об участии Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации в реализации приоритетных национальных проектов в сфере здравоохранения в части подготовки кадров. Приводятся качественные и количественные результаты проведенной работы.
Ключевые слова:
Приоритетный национальный проект «Здоровье» (далее – Национальный проект), реализуемый в Российской Федерации с 1 января 2006 г., стал крупной вехой в развитии российского здравоохранения. Его главная цель состояла в повышении уровня материально-технического и кадрового обеспечения отрасли и создании на этой основе условий для улучшения показателей здоровья населения. Первоначально в качестве приоритетных направлений в Национальном проекте были выделены «Развитие первичной медицинской помощи» и «Обеспечение населения высокотехнологичной медицинской помощью».
В 2008 г. в Национальный проект были включены новые мероприятия, направленные на снижение смертности населения Российской Федерации от управляемых причин и сохранение трудового потенциала страны:
В 2009 г. в Национальный проект включены следующие направления:
По итогам заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. утвержден паспорт Национального проекта «Здравоохранение». Паспорт Национального проекта был разработан Минздравом России во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и включал восемь федеральных проектов: «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи», «Борьба с сердечно-сосудистыми заболеваниями», «Борьба с онкологическими заболеваниями», «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям», «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами», «Развитие сети национальных медицинских исследовательских центров и внедрение инновационных медицинских технологий», «Создание единого цифрового контура в здравоохранении на основе единой государственной информационной системы здравоохранения (ЕГИСЗ)» и «Развитие экспорта медицинских услуг». Таким образом, Национальный проект, стартовавший в 2005 г. развивается и продолжает действовать по настоящее время.
В конце 2005 г. Минздравсоцразвития РФ было установлено государственное задание на обучение по дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки и повышения квалификации более 6000 врачей по всей стране и объявлен открытый конкурс для образовательных организаций на проведение этой работы. Федеральное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (далее – Академия) с первых дней реализации Национального проекта и федеральных программ приняла самое активное участие в этой работе. Были проведены организационные мероприятия на уровне субъектов Российской Федерации с отработкой взаимодействия с кадровыми службами и непосредственно с медицинскими учреждениями. В Академии вопросы реализации Национального проекта обсуждались на заседаниях ректората, Ученого совета, проводилась актуализация существующих и разработка новых дополнительных профессиональных программ, разработок новых учебно-методических материалов, подготовка и издание учебных пособий, пополнение библиотечного фонда, укрепление материально-технической базы учебного процесса, усиление взаимодействия с медицинскими организациями, являющимися базами практической подготовки обучающихся. Руководством Академии был организован и проводился постоянный мониторинг хода реализации Национального проекта на факультетах и кафедрах, контролировалось выполнение количественных показателей и внутренний контроль качества обучения специалистов.
В самом начале реализации Национального проекта Академией была разработана, представленная на коллегии Минздравсоцразвития РФ 14 октября 2005 г. Типовая программа повышения квалификации для подготовки врачей первичного звена здравоохранения по специальности «Терапия». Решение коллегии указало, что одной из важнейших задач является подготовка и переподготовка кадров для первичного звена здравоохранения – врачей общей практики (семейной медицины), участковых терапевтов и участковых педиатров. Подготовка кадров первичного звена в Академии была начата досрочно в конце 2005 г. по настойчивым просьбам Департамента здравоохранения города Москвы и Минздрава Калужской области. Было подготовлено 142 участковых терапевтов и 44 участковых педиатра города Москвы и Калужской области.
Минздравсоцразвития РФ приказом от 28 декабря 2005 года «О государственном задании на 2006 год на подготовку врачей по специальностям «Терапия», «Педиатрия» и «Общая врачебная практика (семейная медицина)» установил показатели государственного задания на дополнительную подготовку врачей по всей стране, объявил открытый конкурс для образовательных организаций на участие в подготовке кадров. Впервые Академией были подготовлены документы для участия в конкурсе в соответствии с письмом Минздравсоцразвития РФ от 22.09.2005 г. № 3343-ВС с закреплением образовательных организаций за территориями. За Академией были закреплены город Москва, Московская, Тульская и Калужская области. Для выполнения Национального проекта 16 января 2006 г. была создана рабочая группа с участием руководства Академии, органов управления здравоохранением города Москвы, Московской, Тульской и Калужской областей.
Первый Госконтракт с Минздравсоцразвития РФ был заключен Академией 15 марта 2006 г. (№ 06/3565/118) на подготовку 102 врачей первичного звена (Республика Калмыкия, Корякский автономный округ). Для координации работы была создана обновленная рабочая группа с участием управления здравоохранения Калмыкии, Корякского АО, города Москвы, Московской, Калужской и Тульской областей. Академией был разработан и утвержден план мероприятий по выполнению Национального проекта, который был утвержден Ученым советом Академии. Второй Госконтракт был заключен 25 июля 2006 г. и предусматривал подготовку 273 специалистов (174 участковых терапевтов и 99 участковых педиатров города Москвы, Московской и Тульской областей). В последующие 4 года подготовка кадров для первичного звена здравоохранения продолжалась, и к концу 2009 г. число прошедших обучение специалистов составило 1678 человек, из них по программам профессиональной переподготовки – 33.
С 2009 г. в Академия приступила к подготовке специалистов по новой практикоориентированной программе «Аудиологический скрининг новорожденных». В течение 7 лет с 2009 г. по 2015 г. на кафедрах сурдологии, оториноларингологии и детской оториноларингологии по этой программе прошли обучение 2327 врачей и медицинских сестер из медицинских организаций Центрального федерального округа, а также из Республики Татарстан, Краснодарского края, Вологодской, Иркутской, Магаданской, Нижегородской, Новгородской областей и других субъектов Российской Федерации.
Академия принимала участие в выполнении Федеральной целевой программы «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями» – подпрограмма «Вирусные гепатиты». Разработаны новые учебно-методические материалы и программа повышения квалификации «Серошкальная визуализация, допплерография и эластография в диагностике заболеваний печени», по которой в 2011 г. прошли обучение 37 специалистов.
По программе «Организация оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях» за 2012–2014 гг. были обучены специалисты из медицинских организаций Забайкальского края, Архангельской, Ивановской, Рязанской, Тамбовской и Саратовской областей — всего 151 человек.
В Академии проводилась подготовка врачей-нейрохирургов, осуществляющих медицинскую помощь больным с сосудистой патологией, из Архангельской, Ивановской, Липецкой Ростовской, Ульяновской, Ярославской областей, Республик Карелия и Коми, Кабардино-Балкарской Республики, Ставропольского края и др. За период 2009–2010 гг. на циклах повышения квалификации получили практические навыки в области лечения больных с сосудистыми заболеваниями 230 врачей, ординаторов и аспирантов. Для освоения практических навыков использовалось новейшее оборудование, приобретенное с помощью Министерства здравоохранения РФ (навигационная установка «Стелс-Стейшн Треон Плюс», аппарат ультразвуковой медицинский диагностический «ACUSON Antares», компьютерный симулятор для развития и отработки навыков эндоваскулярных вмешательств – ANGIO MENTOR).
В 2011 г. Министерство здравоохранения РФ поставило перед Академией новую задачу по подготовке специалистов по программе «Пренатальная (дородовая) диагностика нарушений развития ребенка». Для выполнения этой задачи в Академии был организован курс пренатальной диагностики, на котором за 2011–2015 гг. подготовлено 263 специалистов из 83 субъектов Российской Федерации, включая Москву, Башкортостан, Бурятию, Крым, Удмуртию, Краснодарский край, Саратовскую и Челябинскую области, город Севастополь. По окончании реализации целевой подготовки курс пренатальной диагностики продолжил работу в Академии по данному актуальному направлению.
В этот же период Академия принимала участие в реализации целевых программ подготовки специалистов «Интенсивная терапия новорожденных, включая детей с экстремально низкой массой тела» (57 человек), «Профилактика формирования зависимости от психоактивных веществ» (70 человек), «Офтальмология для врачей Центров здоровья» (10 человек).
В 2012 г. в рамках дополнительного Государственного задания на оказание государственных образовательных услуг Академия провела целевую подготовку 84 врачей-офтальмологов по программе повышения квалификации «Диагностика и лечение ретинопатии недоношенных детей». На практических занятиях по вышеуказанным программам использовалось современное лечебное и диагностическое оборудование (авторефрактометр, пневмотонометр), рекомендованное для оснащения офтальмологических кабинетов Центров здоровья. На циклах по специальности «Неонатология» использовались инкубаторы интенсивного ухода с функциями сервоконтроля, аппарат для неинвазивной респираторной терапии «Infant Flow Advance TM», аппарат для высокочастотной осцилляторной искусственной вентиляции легких, капнограф «Microstream» для мониторинга углекислого газа, пульсоксиметр с алгоритмом обработки сигнала «Masino SET» и др.
С 2009 г. по 2014 г. проводилась подготовка врачей по программе «Формирование здорового образа жизни» для Центров здоровья, было подготовлено 1243 врачей.
С 2011 г. Академия включилась в подготовку врачей по программе модернизации здравоохранения и начала актуализацию соответствующих учебных программ. Уже в 2012 г. проведено обучение 887 специалистов из разных субъектов Российской Федерации (город Москва, Республики Адыгея, Дагестан, Кабардино-Балкария, Мордовия, Саха (Якутия), Чувашия, Красноярский, Хабаровский края, Липецкая, Мурманская, Нижегородская, Новгородская, Псковская, Тульская области), в том числе 105 человек — по программам профессиональной переподготовки и 782 человека — по программам повышения квалификации.
Почетным событием для сотрудников Академии было участие в подготовке медицинских кадров в связи с проведением XXII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских Зимних игр 2014 г. в городе Сочи. В соответствии с приказом Минздрава России от 15.07.2013 г. № 459 «Об утверждении Плана-графика подготовки медицинского персонала для работы в учреждениях здравоохранения, участвующих в медицинском и санитарно-эпидемиологическом обеспечении ХХII Олимпийских зимних игр и ХI Паралимпийских Зимних игр 2014 г. в городе Сочи» по обновленным программам «Анестезиология-реаниматология», «Скорая медицинская помощь», а также по специально разработанным новым программам «Актуальные вопросы медицинского массажа в спортивной медицине», «Аппаратная физиотерапия и лечебная физкультура в спортивной медицине», «Функциональная иммобилизация и ранняя реабилитация спортсменов», «Оказание мобильными медицинскими бригадами скорой и неотложной помощи спортсменам на игровом поле во время международных спортивных соревнований» в 2013 г. в Академии прошли обучение 370 специалистов.
С 2019 г. по 2021 г. Академия совместно с филиалами в Иркутске, Казани, Новокузнецке и Пензе выполняла дополнительное государственное задание в рамках исполнения Указа Президента Российской Федерации от 07.05.2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года», осуществляло реализацию национального проекта «Здравоохранение» и федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными медицинскими кадрами». Всего было подготовлено 1 470 врачей, в основном по программам профессиональной переподготовки, включая новую программу «Физическая и реабилитационная медицина».
В обеспечении подготовки кадров в рамках реализации Национального проекта принимают участие все структурные подразделения Академии, включая руководство, деканаты, Академический образовательный центр фундаментальной и трансляционной медицины, Управление дополнительного профессионального образования, Управление высшего образования, Институт методологии профессионального развития, Учебно-методический совет, Ученый совет, мультипрофильный аккредитационно-симуляционный центр, редакционно-издательский отдел, научная библиотека, финансово-экономическое управление, филиалы Академии, управление по работе с филиалами, юридический отдел, общежития и др. Главная заслуга в подготовке кадров здравоохранения принадлежит кафедрам Академии, на которых сосредоточены опытнейшие педагогические кадры – академики, профессора, доценты, ассистенты, преподаватели и вспомогательный персонал. Таким образом, общими усилиями Академия внесла и продолжает вносить существенный вклад в реализацию Национального проекта в части подготовки специалистов здравоохранения по различным направлениям, что способствует повышению качества оказания медицинской помощи населению Российской Федерации.
Участие Академии в реализации Национальных проектов послужило стимулом для разработки практикоориентированных дополнительных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации, диверсификации образовательных программ, развитию новых форм и технологий обучения, включая дистанционные образовательные технологии. Национальные проекты способствовали укреплению взаимодействия между Академией, региональными органами исполнительной власти в сфере охраны здоровья граждан и медицинскими организациями.
Список литературы
Сведения об авторах
Мошетова Лариса Константиновна – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный врач РФ, Президент ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Сычев Дмитрий Алексеевич – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный деятель науки, ректор ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Заплатников Андрей Леонидович – доктор медицинских наук, профессор, проректор по учебной работе ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Поддубная Ирина Владимировна – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, проректор по лечебной работе и международному сотрудничеству ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Авдюхина Татьяна Ивановна – кандидат медицинских наук, доцент, советник ректора ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Рыжкин Сергей Александрович – доктор медицинских наук, доцент, начальник управления дополнительного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию в сентябре 2022 г.
THE ROLE OF THE FEDERAL STATE BUDGETARY EDUCATIONAL INSTITUTION OF FURTHER PROFESSIONAL EDUCATION «RUSSIAN MEDICAL ACADEMY OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATION» OF THE MINISTRY OF HEALTHCARE OF THE RUSSIAN FEDERATION IN THE IMPLEMENTATION OF PRIORITY NATIONAL PROJECTS IN THE FIELD OF HEALTHCARE IN TERMS OF PERSONNEL TRAINING
L. K. Moshetova – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Doctor of the Russian Federation, President of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)
D. A. Sychev – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Scientist, Rector of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)
A. L. Zaplatnikov – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Vice-Rector for Academic Affairs of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)
I. V. Poddubnaya – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Vice-Rector for Medical Work and International Cooperation of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)
T. I. Avdyukhina – PhD in Medicine, Associate Professor, Advisor to the Rector of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)
S. A. Ryzhkin – PhD in Medicine, Associate Professor, Head of the Department of Additional Professional Education of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)
Received September 25, 2022
Abstract:
Keywords: