ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Выпуск #3/21 ПИУВ

УДК 378.1
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

РОЛЬ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПОСЛЕДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ

Аннотация:

Внедрение и совершенствование современных  (цифровых) образовательных технологий и качество обучения врачей, оказывающих медицинскую помощь пациентам, имеют чрезвычайную актуальность. В статье представлены элементы цифровизации  в процессе последипломного образования в ординатуре и на циклах повышения квалификации врачей ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. В том числе освещен практический опыт интерактивного контакта со слушателями в процессе проведения циклов в пандемию COVID-19.

Ключевые слова:

цифровые технологии; электронная информационно-образовательная среда; электронные коммуникации; COVID-19; РМАНПО, Пензенский государственный институт усовершенствования врачей.

«..Цифра» пронизывает все сферы нашей жизни…

Д. Н. Чернышенко, Заместитель Председателя Правительства РФ

 

Цифровые технологии – основанная на методах кодировки и передачи информации дискретная система, позволяющая решать  множество разноплановых задач в кратчайшие промежутки времени. Современные цифровые технологии разнообразны и включают: технологию совместных экспериментальных исследований и взаимодействий преподавателя и обучающегося, технологию «Виртуальная реальность», технологию «Панорамные изображения», технологию «3D моделирование», технологию «Образовательная робототехника», технологию МСИ (использования малых средств информатизации), мультимедийный учебный контент, интерактивный электронный контент. Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников [1].

Цифровизация здравоохранения является одним из восьми федеральных проектов, включенных в Национальный проект «Здравоохранение» [2]. Указ Президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года» от 21 июля 2020 г. определяет национальные цели развития Российской Федерации на указанный период, среди которых приоритетными являются сохранение населения, здоровье и благополучие людей и цифровая трансформация. [3]. Концепция развития электронного медицинского образования в России предполагает: разработку стратегии внедрения электронных технологий в обучение; создание системы независимой оценки знаний студентов, врачей и аттестации преподавателей; интеграцию дистанционных образовательных программ в систему непрерывного медицинского образования.

Целью внедрения цифровых технологий в процесс обучения врачей является повышение качества и доступности последипломного образования и, как следствие, повышение компетентности специалистов здравоохранения и качества оказания медицинской помощи. Система цифрового образования предполагает наличие информационных ресурсов, телекоммуникации и систему управления [4].

Методы: применение элементов системы цифрового образования.

Результаты. Последипломное образование предполагает обучение в ординатуре,  профессиональную переподготовку по определенной специальности и повышение квалификации врачей через образовательные циклы (36–144 ч.). В ординатуре современные цифровые технологии сопровождают весь образовательный процесс, начиная с момента подачи документов для приема на обучение. Порядок приема в ординатуру определен Приказами Минздрава России [5], что отражено на официальном сайте института (piuv.ru). Подача и прием документов осуществляется через личный кабинет абитуриента в электронной форме. Электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС) организации обеспечивает: 1) доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей) и практик, календарным учебным графикам по специальности «Инфекционные болезни 31.08.35», к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах, к методическим  и иным документам, обеспечивающим образовательный процесс; 2) фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы ординатуры по специальности (в т.ч. через сайт ЭИОС РМАНПО). Наличие личного кабинета в ЭИОС у каждого преподавателя и ординатора позволяет ознакомиться с расписанием обучения, учебными планами осуществлять взаимодействие между участниками образовательного процесса (синхронное или асинхронное) посредством сети «Интернет»; обеспечивает индивидуальный доступ к нескольким электронно-библиотечным системам, к электронной информационно-образовательной среде организации и другим информационным ресурсам. Электронная информационно-образовательная среда организации обеспечивает проведение всех видов занятий, формирование электронного портфолио ординатора, сохранение работ обучающегося (рефератов, презентаций), рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса. В основе обучения лежит интегративный (целостный) и междисциплинарный подход. В процессе обучения ординатор оформляет электронные версии  индивидуальных планов, дневников практики, осуществляет оформление электронной истории болезни, принимает участие в видеоконференциях, вебинарах. Для реализации практической составляющей обучения и формирования навыков оказания экстренной медицинской помощи у врачей-специалистов и ординаторов в институте в 2007 г. создан Центр практической подготовки врачей (ЦППВ), который включает 4  тренажерных класса с более 70 тренажерами. Оценка результатов обучения также может быть реализована с применением дистанционных образовательных технологий.

Пандемия COVID-19 и необходимость перехода на дистанционное обучение стимулировали внедрение электронных технологий как в организацию учебного процесса, так и непосредственно в процесс обучения.

В соответствии с приказом Министерства науки и высшего образования РФ от 14 марта 2020 г. № 397 «Об организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные программы высшего образования и соответствующие дополнительные профессиональные программы, в условиях предупреждения распространения новой коронавирусной инфекции на территории Российской Федерации» в Пензенском институте усовершенствования врачей – филиале Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская  медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (ПИУВ – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России) было организовано дистанционное обучение, в котором кафедра инфекционных болезней участвует с 23.03.2020 г.

Система цифрового образования может включать:

  • информационные ресурсы – гиперколлекции (медиа, видео, аудио, библио, фото, графику, анимации), информационные массивы данных, образовательные порталы, интернет-сайты;
  • телекоммуникации – сетевые и мобильные среды, СМИ, телевидение, телефония, телемосты, хостинг, почтовые сервисы;
  • систему управления – авторизация пользователей, тестирование, контент, рейтинги, личное и коллективное информационное пространство (сайт, блог, чат, форум, почта, база данных) [6].

Коллектив кафедры инфекционных болезней в короткий срок внедрил работу в сетевых и мобильных средах с освоением личного и коллективного информационного пространства. Предпосылками к успешному освоению электронных коммуникаций явилось участие кафедры в дистанционных образовательных технологиях в предшествующий период (с 2011г.) и наличие электронной базы данных. Для реализации задач дистанционного обучения на кафедре был создан регулярно обновляющийся электронный банк учебных пособий, мультимедийных презентаций, тестовых заданий и ситуационных задач, клинических рекомендаций, утвержденных Минздравом России, санитарных правил, методических рекомендаций и методических указаний Роспотребнадзора, стандартов и порядков оказания медицинской помощи. Для организации занятий имеются методические материалы в виде фотоснимков пациентов, рентгенограмм, данных УЗИ и гистологических исследований, историй болезней, учебных видеофильмов, авторских видео-лекций.

Наибольшая нагрузка на коллектив кафедры инфекционных болезней пришлась на первые 3,5 месяца дистанционного обучения врачей по проблемам новой коронавирусной инфекции SARS-CoV-2 с марта 2020г., что совпало с первой волной развития пандемии COVID-19. Для успешного освоения знаний слушателями цикла было необходимо объединить несколько составляющих: разработать образовательную программу, наполнить образовательный контент новыми, актуальными, постоянно обновляющимися документами, участвовать в лечении больных с COVID-19, повышать свой профессиональный уровень, в том числе и через научную исследовательскую работу. Важную роль в успешной организации учебного процесса в этот непростой период сыграла «работа в команде».

Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации «Актуальные вопросы профилактики, диагностики и лечения коронавирусной инфекции COVID-19» была разработана методическим отделом ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. Создание электронного банка нормативных документов и учебных презентаций осуществлялось профессором кафедры инфекционных болезней И. П. Барановой (более 200 нормативных документов и 64 презентации, в том числе 63 – по пандемии новой коронавирусной инфекции, 1 – по особо опасным инфекциям). Каждая из 63 презентаций  по COVID-19 – это хроника событий (еженедельно и ежедневно) в реальном времени: развитие пандемии  в мире и России, статистика, новые нормативные документы и временные рекомендации, новые (опубликованные) данные о клинике, осложнениях и методах диагностики, новые и меняющиеся представления о лечении и профилактике СOVID-19, оперативная  и стратегическая работа руководства нашей страны, Указы Президента Российской Федерации, деятельность Минздрава и Роспотребнадзора, материалы совещаний и брифингов, экспертные мнения ведущих ученых, работа Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и многое другое. Собранный материал положен в основу создания монографии «Новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Хроника событий. Первая волна», авторы И. П. Баранова, Т. А. Чеботарева, Д. А. Сычев [7].

Для контроля освоения программы были созданы контрольные материалы (зав. кафедрой О. Н. Лесина, доцент О. А. Зыкова) в виде тестов (контроль теоретических знаний) и задач (контроль практических навыков), которые требовали постоянного обновления в связи с меняющимися представлениями об инфекции и выходом новых нормативных документов (в т. ч. обновленных версий Временных методических рекомендаций «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции  COVID-19»). Все сотрудники кафедры участвовали в организации  интерактивного контакта со слушателями в процессе проведения циклов и подготовке документов к окончанию цикла (протоколы экзаменов). Учебный отдел ПИУВ и заместитель директора по учебной работе организовывали дистанционный прием документов на обучение и реализацию результатов обучения – вносили данные в электронном виде на портал edu.rosminzdrav.ru.

В период марта – декабря 2020 г. сотрудники кафедры инфекционных болезней провели 43 дистанционных цикла, в том числе 18 циклов – по проблеме новой коронавирусной инфекции COVID-19. За это время на кафедре инфекционных болезней прошли подготовку более 8 200 врачей самых различных специальностей и со всей страны: от Мурманска до Северного Кавказа и Крыма, от Калининграда до Якутии и Читы, от Москвы до Санкт-Петербурга, и, конечно, врачи Пензенской области. Специальности прошедших обучение врачей: акушерство и гинекология,  анестезиология-реаниматология, гастроэнтерология, гематология, гериатрия, дерматовенерология, инфекционные болезни,  кардиология, клиническая лабораторная диагностика, неврология, нефрология, общая врачебная практика, офтальмология, педиатрия, медицинская профилактика, паллиативная медицинская помощь, психиатрия-наркология, рентгенология, скорая медицинская помощь, терапия, травматология-ортопедия, трансфузиология, ультразвуковая диагностика, урология, фтизиатрия, функциональная диагностика, хирургия, эндокринология, эпидемиология. Также проходили обучение доценты и ассистенты кафедр, преподаватели НИИ, заведующие структурными подразделениями (отделами, отделениями, лабораториями, кабинетами, отрядами и др.) медицинской организации — врачи-специалисты, старшие врачи станции (отделения) скорой медицинской помощи, стажеры, ординаторы и др.

Врач-слушатель, ординатор (компетентный специалист) – центральное звено образовательного процесса. Формирование компетентного врача-специалиста направлено на улучшение качества и доступности медицинской помощи для пациента. Поэтому на кафедре инфекционных болезней  клиническая подготовка остается основой образовательного процесса в ординатуре. Результаты обучения врачей оцениваются при помощи различных форм контроля: при курации больных и клинических разборах, при решении ситуационных задач, при освоении практических навыков, собеседовании, при программированном контроле с применением тестовых заданий и электронных версий ситуационных задач. Используются различные типы контроля качества обучения: вводный, текущий с коррекцией, рубежный, зачет, промежуточный экзамен, Государственная итоговая аттестация и сертификация специалистов с применением  тестовых программ. Документы о Государственной итоговой аттестации (Программа, расписание предэкзаменационных консультаций и государственных аттестационных испытаний по программам ординатуры, состав государственных экзаменационных комиссий по проведению государственной итоговой аттестации обучающихся по образовательным программам высшего образования – программам ординатуры и другие приказы) представлены на официальном сайте института (piuv.ru).

Одно из направлений в развитии здравоохранения Российской Федерации — внедрение с 2016 г. обязательной аккредитации медицинских работников. В основу системы аккредитации медицинских работников  «…положены профессиональные стандарты, с набором требований к специалисту (знаний, навыков, компетенций), позволяющие осуществлять трудовую деятельность и отражать траекторию его дальнейшего профессионального роста и развития». Подготовка к первичной специализированной аккредитации специалистов по специальности «Инфекционные болезни» становится ведущей задачей современного этапа, в том числе организация и функционирование станций ОСКЭ, работа с методическим центром аккредитации специалистов (ФГАОУ ВО  Первый МГМУ им. И. М. Сеченова Минздрава России), с ФГБУ «НМИЦ фтизиопульмонологии и инфекционных заболеваний» Минздрава России, с ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России,  создание ФОС (в т. ч. разработка мини-кейсов, тестовых заданий, тематических модулей).

Трудно не согласиться с мнением о том,  «что ни в теории, ни на практике никакая виртуальная реальность не заменит настоящую…» [8]. Президент России В. В. Путин на встрече с победителями конкурса управленцев «Лидеры России» 8 сентября 2020 г. (Московская область, Ново-Огарёво) отметил: «… прямое общение школьника, студента с преподавателем не может быть заменено ничем…» [9].

В то же время,  пандемия COVID-19 диктовала свои условия. Американский толковый словарь Мерриама-Вебстера назвал «пандемию» словом 2020 г. [10].  В «Обращении к гражданам России» 23 июня 2020 г.  Президент В.В. Путин сказал: «…Буквально после первых сообщений о новом вирусе он стал распространяться по всему миру, как пожар под порывами ветра. Эпидемия словно резко разделила время на  «до» и «после» неё…»[11].

В условиях пандемии COVID-19 стремительность, с которой развивались события, требовала принятия неординарных решений, в том числе в вопросах подготовки медицинских кадров. Министр здравоохранения Российской Федерации М. А. Мурашко, анализируя уроки  первого этапа пандемии для национального здравоохранения, отмечает: «Чаще прибегать к онлайн-форматам на фоне вспышки коронавируса, очевидно, пришлось и в сфере медицинского образования… В целях оперативной подготовки медицинских кадров в сжатые сроки были разработаны дистанционные образовательные модули по вопросам диагностики, лечения, профилактики COVID-19. Обучение прошли более 1,5 млн медицинских работников….» [12].   Выступая 28 июня 2020 г. на Коллегии Минздрава России,  Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель Оперативного штаба по предупреждению завоза в Россию и распространения нового коронавируса Т.А. Голикова формулирует  «пять главных уроков эпидемии» и  предлагает: «…Четвертый урок – повышение квалификации врачей…. Стоит по-другому смотреть на систему повышения квалификации медицинских кадров… Во время эпидемии переобучение было организовано очень быстро, и этот опыт нужно учесть…» [13]

Медицинские, биологические, социологические, демографические, политические, учебно-образовательные и дидактические, экономические, исторические, культурологические, теологические, философские, правовые, цивилизационные  аспекты пандемии COVID-19 требуют осмысления, глубокого анализа и ждут своих талантливых и непредвзятых исследователей.

 

Выводы:

  1. Внедрение и совершенствование современных (цифровых) образовательных технологий и качество обучения врачей, оказывающих медицинскую помощь пациентам, имеют чрезвычайную актуальность и особо востребованы в условиях пандемии COVID-19.
  2. Цифровые технологии в учебном процессе сегодня – это средство построения новой образовательной среды через создание электронных учебных материалов, эффективную доставку информации до обучающихся, организацию контроля обучения и аккредитации специалистов.
  3. Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих, и должно соответствовать законодательству Российской Федерации.
  4. Клиническая подготовка врача как основа образовательного процесса должна и может быть реализована с применением современных технологических возможностей, что особенно актуально в период появления новых инфекций и меняющейся эпидемиологической ситуации.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон № 273 «Об образовании в Российской Федерации» (статья 16). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/9ab9b85e5291f25d6986b5301ab79c23f0055ca4/ (дата обращения 16.09.2021).
  2. Указ Президента РФ № 204 от 07.05.2018 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 г.». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_297432/(дата обращения 16.09.2021).
  3. Указ Президента от 21 июля 2020г. «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/45726 (дата обращения 16.09.2021).
  4. Приказ Минздрава России № 911н от 17 июня 2019 года «Об утверждении Требований к государственным информационным системам в сфере здравоохранения субъектов Российской Федерации, медицинским информационным системам медицинских организаций и информационным системам фармацевтических организаций». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/72117630/ (дата обращения 16.09.2021).
  5. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам высшего образования — программам ординатуры» (с изменениями и дополнениями) от 11 мая 2017 г. N 212н. URL: https://base.garant.ru/71692980/(дата обращения 16.09.2021).
  6. Никулина, Т. В., Стариченко, Е. Б. Информатизация и цифровизация образования: понятия, технологии, управление //Педагогическое образование в России. – 2018 – № 8. – С. 107–113.
  7. Баранова, И. П., Чеботарева Т. А., Сычев, Д. А.. Новая коронавирусная инфекция (COVID-19). Хроника событий. Первая волна. – М: Издательство «Тритон», 382 с.
  8. Чернышов, А. Г. Стратегия и философия цифровизации // Власть. – 2018. – № – С. 13–21.
  9. Путин, В. В. Стенограмма встречи с победителями конкурса управленцев «Лидеры России».8 сентября 2020 года. Московская область, Ново-Огарёво URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/64011(дата обращения 16.09.2021).
  10. Словарь Merriam-Webster назвал «пандемию» словом 2020 года. ТАСС, 30.11.2020 URL
  11. Путин, В. В.. Обращение к гражданам России. 23 июня 2020 года. Москва, Кремль. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/63548 (дата обращения 16.09.2021).
  12. Мурашко, М. А. Первая пандемия цифровой эпохи: уроки для национального здравоохранения // Национальное здравоохранение. — — Т. 1. — № 1. — С. 4–8.
  13. Голикова, Т. А.: Доклад на Коллегии Минздрава России 28июня 2020г.: «Пять главных уроков эпидемии» URL: https://rg.ru/2020/06/28/tatiana-golikova-sformulirovala-piat-glavnyh-urokov-epidemii.html (дата обращения 16.09.2021).

 

Сведения об авторах

Баранова Ирина Петровна – доктор медицинских наук, профессор кафедры инфекционных болезней ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пенза).

Лесина Ольга Николаевна – кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой инфекционных болезней ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пенза).

Краснова Людмила Ивановна – кандидат медицинских наук доцент кафедры инфекционных болезней ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пенза).

Зыкова Ольга Алексеевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней ПИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пенза).

Карнеева Жанна Нобатовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры инфекционных болезней ПИУВ-филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Пенза).

Статья поступила в редакцию в сентябре 2021 г.

THE ROLE OF DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE PROCESS
OF POSTGRADUATE EDUCATION

 I. P. Baranova – Doctor of Sciences in Medicine, Professor of the Department of Infectious Diseases in the Penza Institute for Advanced Medical Education – Branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Penza, Russia).

O. N. Lesina – PhD in Medicine, Head of the Department of Infectious in the Penza Institute for Advanced Medical Education – Branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Penza, Russia).

L. I. Krasnova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Infectious Diseases in the Penza Institute for Advanced Medical Education – Branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Penza, Russia).

O. A. Zykova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Infectious Diseases in the Penza Institute for Advanced Medical Education – Branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Penza, Russia).

Zh. N. Karneeva – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Infectious Diseases in the Penza Institute for Advanced Medical Education – Branch of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Penza, Russia).

Received September 10, 2021

 

Abstract:

The introduction and improvement of modern (digital) educational technologies and the quality of training for doctors providing medical care to patients are extremely urgent. The article presents the elements of digitalization in the process of postgraduate education in residency and in the training courses for doctors at the Penza Institute of Advanced Medical Training – Branch of the RMACPE of the Ministry of Health of Russia. The practical experience of interactive contact with listeners in the process of conducting cycles in the COVID-19 pandemic is included.

Keywords:

digital technologies; electronic information; educational environment; electronic communications; COVID-19; RMACPE; Penza State Institute of Advanced Medical Training.

Практика 30.09.2021