Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Медицинская реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на максимально полное восстановление или компенсацию функций организма, утраченных в результате болезни или травмы [3, 5]. Медицинская реабилитация взаимосвязана с другими направлениями реабилитации, являясь основой для других элементов реабилитационной системы [2]. Конечной целью реабилитации является восстановление человека как личности и его социальная интеграция [4, 6]. Концептуальный подход к подготовке кадров для медицинской реабилитации в настоящее время оперативно оптимизируется с учетом современных стандартов оказания медицинской помощи и запросов практического здравоохранения.
Порядок организации медицинской реабилитации для взрослого и детского населения регламентируется приказами Минздрава России от 31.07.2020 №788н «Порядок организации медицинской реабилитации взрослых», от 23.10.2019 №878н «Порядок организации медицинской реабилитации детей». Одной из главных составляющих их полноценной реализации является своевременная и масштабная подготовка квалифицированных медицинских кадров по профилю «медицинская реабилитация», что предусматривает необходимость объединения усилий практического здравоохранения и образовательных организаций. В этой связи на повестку дня выходит главная задача – обеспечить специалистам возможность получать актуальные знания [1].
В КГМА – филиале ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России обучение врачей осуществляется в рамках дополнительных профессиональных программ (профессиональной переподготовки и повышения квалификации). Дополнительные профессиональные программы (ДПП) разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2013 № 29444), Положением о КГМА – филиале ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и его локальными нормативными актами. Разработка дополнительных профессиональных программ осуществляется по конкретным специальностям, предусмотренным приказом Минздрава России от 07.10.2015 №700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.11.2015 №39696), а также приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.10.2015 №39438).
По направлению «медицинская реабилитация» в КГМА авторами реализуются ДПП по следующим специальностям:
1) лечебная физкультура и спортивная медицина;
2) физиотерапия;
3) физическая и реабилитационная медицина.
В основе разработки ДПП в области медицинской реабилитации лежат федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, утвержденные следующими нормативными документами:
Структура ДПП включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных модулей, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы в соответствии с учебно-методическими материалами, впервые разработанными авторами в КГМА. С учетом потребностей практического здравоохранения в области медицинской реабилитации профессорско-преподавательским составом КГМА определяется содержание ДПП, оформляется в виде комплекта документов и после независимого рецензирования утверждается Методическим советом КГМА.
Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ. В структуре программ профессиональной переподготовки представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и/или уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и/или перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.
Индексы компетенций в ДПП КГМА соответствуют номеру компетенции федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по соответствующей специальности. Так, в процессе освоения ДПП по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» формируются или подлежат совершенствованию следующие профессиональные компетенции (ПК):
профилактическая деятельность:
– готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК -1);
– готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, врачебному контролю, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения лиц, занимающихся спортом (ПК-2);
– готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);
– готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);
диагностическая деятельность:
– готовность к определению у больных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);
лечебная деятельность:
– готовность к применению методов лечебной физкультуры больным, нуждающимся в оказании медицинской помощи (ПК-6);
– готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации (ПК-7);
реабилитационная деятельность:
– готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у больных, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-8);
психолого-педагогическая деятельность:
– готовность к формированию у населения, больных и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);
организационно-управленческая деятельность:
– готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);
– готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);
– готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к медицинской эвакуации (ПК-12).
Профессиональные компетенции, формируемые согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности «Физиотерапия», во многом схожи со специальностью «Лечебная физкультура и спортивная медицина». Так, по видам профессиональной деятельности профилактическая (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4), диагностическая (ПК-5), частично лечебная (ПК-8), психолого-педагогическая (ПК-9) и организационно-управленческая деятельность (ПК-10, ПК-11, ПК-12) профессиональные компетенции схожи, но имеются и специализированные:
– готовность к ведению и лечению больных, нуждающихся в оказании медицинской помощи с применением физиотерапевтических методов (ПК-6) (лечебная деятельность);
– готовность к применению физиотерапевтических методов у больных, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8) (реабилитационная деятельность).
Дополнительные профессиональные программы, разработанные авторами, реализуются КГМА как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. В 2019 году (с 13.05.2019 по 18.10.2019) КГМА в сетевой форме реализовала дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Физическая и реабилитационная медицина» (продолжительностью 504 акад. часа) для профессорско-преподавательского состава образовательных и научных организаций, подведомственных Минздраву России (количество обучающихся – 29 чел.). В реализации образовательной программы участвовали 8 федеральных образовательных учреждений.
Также разработана и реализована дополнительная программа профессиональной переподготовки «Физическая и реабилитационная медицина», продолжительностью 1008 акад. часов для насыщения практического здравоохранения специалистами новой для России специальности. Программа была реализована в 2019 и 2020 годах, общее число обученных составило 129 специалистов.
В настоящий момент на уровне Минздрава России решается вопрос формирования аккредитационных комиссий для проведения первичной специализированной аккредитации по специальности «Физическая и реабилитационная медицина».
В соответствии с нормативными документами и обновляемыми требованиями к подготовке специалистов по медицинской реабилитации в КГМА за период с 2010 года по 2020 год был разработан, утвержден и реализован ряд дополнительных образовательных программ (ДПП) для повышения квалификации (ПК) медицинских кадров (табл. 1).
Таблица 1
Количество разработанных, утвержденных и реализованных программ по направлению «Медицинская реабилитация»
Год | Количество вновь разработанных и утвержденных программ | Количество актуализированных программ, ранее реализованных на кафедре | Всего |
2010 | 5 | — | 5 |
2011 | 4 | — | 4 |
2012 | 2 | — | 2 |
2013 | 1 | — | 1 |
2014 | 5 | 5 | 10 |
2015 | 2 | — | 2 |
2016 | 8 | — | 8 |
2017 | 17 | — | 17 |
2018 | 8 | 1 | 9 |
2019 | 7 | 3 | 10 |
2020 | 3 | 3 | 6 |
Итого: | 62 | 12 | 74 |
Таким образом, за период с 2010 года по 2020 год в КГМА авторами были разработаны 74 программы, из них 62 — новые ДПП по направлению медицинской реабилитации, еще 12 программ были актуализированы с учетом изменившихся требований, и в дальнейшем все они реализованы в образовательном процессе.
В период с 2017 года по настоящее время, ориентируясь на запросы специалистов, авторами были разработаны и внедрены программы, включающие стажировку (21 ДПП), и программы, реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий (4 ДПП). Внедрение непрерывного профессионального образования специалистов здравоохранения в России обусловило необходимость разработки краткосрочных программ повышения квалификации и дальнейшее их размещение на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (39 программ). Данные программы в области медицинской реабилитации были востребованы практикующими врачами.
Методическое сопровождение программ, реализуемых в КГМА, авторы дополняли изданием учебно-методической литературы в соответствии с темой образовательного модуля программы. В учебно-методической литературе, разработанной сотрудниками Академии, приведены современные сведения о методах диагностики, квалификации и систематизации нарушений в соответствии с Международной классификацией функционирования, указаны стандарты и рекомендации по применению доказательно эффективных и широко используемых в мировой и отечественной практике реабилитационных методик и технологий. За период с 2010 года по 2020 год были разработаны и внедрены в образовательный процесс 78 учебно-методических и учебных пособий и руководств для врачей.
На некоторых кафедрах КГМА были разработаны и реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации с учетом возрастных особенностей пациентов, инновационных технологий и направлений медицинской реабилитации в рамках специальностей «Неврология», «Травматология и ортопедия», «Кардиология», «Онкология», «Психотерапия», «Педиатрия» и при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (табл. 2).
Таблица 2
Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с уклоном на медицинскую реабилитацию в рамках специальностей «Неврология», «Психотерапия» и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.
Наименование кафедры | Наименование дополнительной профессиональной программы повышения квалификации | Объем
(в часах) |
Кафедра детской неврологии | Медико-педагогическая абилитация с основами Монтессори-терапии |
288 |
Нейрореабилитация в детском возрасте | 36 | |
Когнитивная абилитация. Монтессори-терапия (для специалистов со средним образованием) | 108 | |
Абилитация в детской неврологии. Войта — терапия |
108 | |
Нейроабилитация с основами Войта-терапия (для лиц, со СПО) |
108 | |
Кафедра неврологии | Нейрореабилитация постинсультных больных | 144 |
Реабилитация неврологических больных | 144 | |
Кафедра психотерапии и наркологии | Актуальные вопросы реабилитации в наркологии | 144 |
Кафедра скорой медицинской помощи, медицины катастроф и мобилизационной подготовки здравоохранения | Восстановительное лечение и реабилитация лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях | 144 |
Актуальные вопросы профессиональной и медицинской реабилитации пострадавших в чрезвычайных ситуациях | 72 | |
Актуальные вопросы профессиональной и медицинской реабилитации лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях | 144 |
Таким образом, в КГМА реализуется трансляция актуальной практико-ориентированной образовательной информации, содержащей доказательные научные данные и инновационные реабилитационные технологии, в разных форматах обучения и на циклах различной продолжительности. Совершенствование подготовки врачебных и медицинских кадров по направлению «Медицинская реабилитация» осуществляется за счет активной разработки новых методических подходов и широкого использования инновационных форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий, краткосрочных стажировок, новых, практико-ориентированных тематических циклов, разработанных данным авторским коллективом. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что система подготовки кадров по направлению «Медицинская реабилитация» в КГМА организована на высоком профессиональном уровне в соответствии с современными международными стандартами, и направлена на повышение качества жизни населения Республики Татарстан.
Список литературы:
Сведения об авторах:
Бодрова Резеда Ахметовна – доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой реабилитологии и спортивной медицины Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Хасанов Рустем Шамильевич – член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой онкологии, радиологии и паллиативной медицины, директор КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Юсупова Наиля Зуфаровна – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, заместитель директора по учебной работе КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Белоусова Марина Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Нефедьева Дарья Леонидовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры реабилитологии и спортивной медицины Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Марянина Юлия Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением, начальник учебно-методического отдела Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
R. A. Bodrova – Doctor of Science in Medecine, Professor, Head of Department of medical rehabilitation and sports medicine of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).
R. S. Khasanov – Сorresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Oncology, Radiology and Palliative Medicine, Director of Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).
N. Z. Usupova – Doctor of Science in Medecine, Professor, Head of the Department of General hygiene, Deputy Director on educational work of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).
M. V. Belousova – PhD in Medecine, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Narcology of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).
D. L. Nefedeva – Doctor of Science in Medecine, Associate Professor of the Department of rehabilitation and sports medicine of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).
Yu. V. Maryanina — PhD in Medecine, Associate Professor of the Department of Public health, Economics and health management, Head of the Educational-methodical Department of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).
Abstract:
Keywords: