ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #1/21 КГМА

УДК 615.825
Шифр специальности ВАК 13.00.08

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРОФИЛЮ «МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» В КАЗАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ – ФИЛИАЛЕ ФГБОУ ДПО РМАНПО МИНЗДРАВА РФ

Аннотация:

Подготовка кадров для медицинской реабилитации осуществляется на основе разработки и реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации с освоением соответствующих профессиональных компетенций, которые формируют общее идеологическое и терминологическое пространство для всех специалистов, участвующих в реабилитационном процессе.  

Ключевые слова:

медицинская реабилитация; образовательная программа; специалисты; дополнительное образование; КГМА; РМАНПО.

Медицинская реабилитация – это комплекс мероприятий, направленных на максимально полное восстановление или компенсацию функций организма, утраченных в результате болезни или травмы [3, 5]. Медицинская реабилитация взаимосвязана с другими направлениями реабилитации, являясь основой для других элементов реабилитационной системы [2]. Конечной целью реабилитации является восстановление человека как личности и его социальная интеграция [4, 6]. Концептуальный подход к подготовке кадров для медицинской реабилитации в настоящее время оперативно оптимизируется с учетом современных стандартов оказания медицинской помощи и запросов практического здравоохранения.

Порядок организации медицинской реабилитации для взрослого и детского населения регламентируется приказами Минздрава России от 31.07.2020 №788н «Порядок организации медицинской реабилитации взрослых», от 23.10.2019 №878н «Порядок организации медицинской реабилитации детей». Одной из главных составляющих их полноценной реализации является своевременная и масштабная подготовка квалифицированных медицинских кадров по профилю «медицинская реабилитация», что предусматривает необходимость объединения усилий практического здравоохранения и образовательных организаций. В этой связи на повестку дня выходит главная задача – обеспечить специалистам возможность получать актуальные знания [1].

В КГМА – филиале ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России обучение врачей осуществляется в рамках дополнительных профессиональных программ (профессиональной переподготовки и повышения квалификации). Дополнительные профессиональные программы (ДПП) разрабатываются в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 01.07.2013 №499 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам» (зарегистрировано в Минюсте РФ 20.08.2013 № 29444), Положением о КГМА – филиале ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и его локальными нормативными актами. Разработка дополнительных профессиональных программ осуществляется по конкретным специальностям, предусмотренным приказом Минздрава России от 07.10.2015 №700н «О номенклатуре специальностей специалистов, имеющих высшее медицинское и фармацевтическое образование» (зарегистрировано в Минюсте РФ 12.11.2015 №39696), а также приказом Минздрава России от 08.10.2015 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки» (зарегистрировано в Минюсте РФ 23.10.2015 №39438).

По направлению «медицинская реабилитация» в КГМА авторами реализуются ДПП по следующим специальностям:

1) лечебная физкультура и спортивная медицина;

2) физиотерапия;

3) физическая и реабилитационная медицина.

В основе разработки ДПП в области медицинской реабилитации лежат федеральные государственные образовательные стандарты высшего образования, утвержденные следующими нормативными документами:

  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2014 №1081 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.39. Лечебная физкультура и спортивная медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (зарегистрировано в Минюсте РФ 22.10.2014 №34389);
  • приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 25.08.2014 №1093 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.50. Физиотерапия (уровень подготовки кадров высшей квалификации) (зарегистрировано в Минюсте РФ 27.10.2014 №34458);
  • профессиональным стандартом, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 03.09.2018 №572н «Об утверждении профессионального стандарта «Специалист по медицинской реабилитации» (зарегистрировано в Минюсте РФ 17.09.2018 №52162).

Структура ДПП включает: цель, планируемые результаты обучения, учебный план, календарный учебный график, рабочие программы учебных модулей, организационно-педагогические условия, формы аттестации, оценочные материалы в соответствии с учебно-методическими материалами, впервые разработанными авторами в КГМА. С учетом потребностей практического здравоохранения в области медицинской реабилитации профессорско-преподавательским составом КГМА определяется содержание ДПП, оформляется в виде комплекта документов и после независимого рецензирования утверждается Методическим советом КГМА.

Программы профессиональной переподготовки разрабатываются на основании установленных квалификационных требований, профессиональных стандартов и требований соответствующих федеральных государственных образовательных стандартов к результатам освоения образовательных программ. В структуре программ профессиональной переподготовки представлены: характеристика новой квалификации и связанных с ней видов профессиональной деятельности, трудовых функций и/или уровней квалификации; характеристика компетенций, подлежащих совершенствованию, и/или перечень новых компетенций, формирующихся в результате освоения программы.

Индексы компетенций в ДПП КГМА соответствуют номеру компетенции федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по соответствующей специальности. Так, в процессе освоения ДПП по специальности «Лечебная физкультура и спортивная медицина» формируются или подлежат совершенствованию следующие профессиональные компетенции (ПК):

профилактическая деятельность:

– готовность к осуществлению комплекса мероприятий, направленных на сохранение и укрепление здоровья, и включающих в себя формирование здорового образа жизни, предупреждение возникновения и/или распространения заболеваний, их раннюю диагностику, выявление причин и условий их возникновения и развития, а также направленных на устранение вредного влияния на здоровье человека факторов среды его обитания (ПК -1);

– готовность к проведению профилактических медицинских осмотров, врачебному контролю, диспансеризации и осуществлению диспансерного наблюдения лиц, занимающихся спортом (ПК-2);

– готовность к проведению противоэпидемических мероприятий, организации защиты населения в очагах особо опасных инфекций, при ухудшении радиационной обстановки, стихийных бедствиях и иных чрезвычайных ситуациях (ПК-3);

– готовность к применению социально-гигиенических методик сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья взрослых и подростков (ПК-4);

диагностическая деятельность:

– готовность к определению у больных патологических состояний, симптомов, синдромов заболеваний, нозологических форм в соответствии с Международной статистической классификацией болезней и проблем, связанных со здоровьем (ПК-5);

лечебная деятельность:

– готовность к применению методов лечебной физкультуры больным, нуждающимся в оказании медицинской помощи (ПК-6);

– готовность к оказанию медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к участию в медицинской эвакуации (ПК-7);

реабилитационная деятельность:

– готовность к применению природных лечебных факторов, лекарственной, немедикаментозной терапии и других методов у больных, нуждающихся в медицинской реабилитации (ПК-8);

психолого-педагогическая деятельность:

– готовность к формированию у населения, больных и членов их семей мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих (ПК-9);

организационно-управленческая деятельность:

– готовность к применению основных принципов организации и управления в сфере охраны здоровья граждан, в медицинских организациях и их структурных подразделениях (ПК-10);

– готовность к участию в оценке качества оказания медицинской помощи с использованием основных медико-статистических показателей (ПК-11);

– готовность к организации медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях, в том числе к медицинской эвакуации (ПК-12).

Профессиональные компетенции, формируемые согласно Федеральному государственному образовательному стандарту высшего образования по специальности «Физиотерапия», во многом схожи со специальностью «Лечебная физкультура и спортивная медицина». Так, по видам профессиональной деятельности профилактическая (ПК-1, ПК-2, ПК-3, ПК-4), диагностическая (ПК-5), частично лечебная (ПК-8), психолого-педагогическая (ПК-9) и организационно-управленческая деятельность (ПК-10, ПК-11, ПК-12) профессиональные компетенции схожи, но имеются и специализированные:

– готовность к ведению и лечению больных, нуждающихся в оказании медицинской помощи с применением физиотерапевтических методов (ПК-6) (лечебная деятельность);

– готовность к применению физиотерапевтических методов у больных, нуждающихся в медицинской реабилитации и санаторно-курортном лечении (ПК-8) (реабилитационная деятельность).

Дополнительные профессиональные программы, разработанные авторами, реализуются КГМА как самостоятельно, так и посредством сетевых форм. В 2019 году (с 13.05.2019 по 18.10.2019) КГМА в сетевой форме реализовала дополнительную профессиональную программу профессиональной переподготовки «Физическая и реабилитационная медицина» (продолжительностью 504 акад. часа) для профессорско-преподавательского состава образовательных и научных организаций, подведомственных Минздраву России (количество обучающихся – 29 чел.). В реализации образовательной программы участвовали 8 федеральных образовательных учреждений.

Также разработана и реализована дополнительная программа профессиональной переподготовки  «Физическая и реабилитационная медицина», продолжительностью 1008 акад. часов для насыщения практического здравоохранения специалистами новой для России специальности. Программа была реализована в 2019 и 2020 годах, общее число обученных составило 129 специалистов.

В настоящий момент на уровне Минздрава России решается вопрос формирования аккредитационных комиссий для проведения первичной специализированной аккредитации по специальности «Физическая и реабилитационная медицина».

В соответствии с нормативными документами и обновляемыми требованиями к подготовке специалистов по медицинской реабилитации в КГМА за период с 2010 года по 2020 год был разработан, утвержден и реализован ряд дополнительных образовательных программ (ДПП) для повышения квалификации (ПК) медицинских кадров (табл. 1).

Таблица 1

Количество разработанных, утвержденных и реализованных программ  по направлению «Медицинская реабилитация»

Год Количество вновь разработанных и утвержденных программ Количество актуализированных программ, ранее реализованных на кафедре Всего
2010 5 5
2011 4 4
2012 2 2
2013 1 1
2014 5 5 10
2015 2 2
2016 8 8
2017 17 17
2018 8 1 9
2019 7 3 10
2020 3 3 6
Итого: 62 12 74

 

Таким образом, за период с 2010 года по 2020 год в КГМА авторами были разработаны 74 программы, из них 62 — новые ДПП по направлению медицинской реабилитации, еще 12 программ были актуализированы с учетом изменившихся требований, и в дальнейшем все они реализованы в образовательном процессе.

В период с 2017 года по настоящее время, ориентируясь на запросы специалистов, авторами были разработаны и внедрены программы, включающие стажировку (21 ДПП), и программы, реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий (4 ДПП). Внедрение непрерывного профессионального образования специалистов здравоохранения в России обусловило необходимость разработки краткосрочных программ повышения квалификации и дальнейшее их размещение на Портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (39 программ). Данные программы в области медицинской реабилитации были востребованы практикующими врачами.

Методическое сопровождение программ, реализуемых в КГМА, авторы дополняли изданием учебно-методической литературы в соответствии с темой образовательного модуля программы. В учебно-методической литературе, разработанной сотрудниками Академии, приведены современные сведения о методах диагностики, квалификации и систематизации нарушений в соответствии с Международной классификацией функционирования, указаны стандарты и рекомендации по применению доказательно эффективных и широко используемых в мировой и отечественной практике реабилитационных методик и технологий. За период с 2010 года по 2020 год были разработаны и внедрены в образовательный процесс 78 учебно-методических и учебных пособий и руководств для врачей.

На некоторых кафедрах КГМА были разработаны и реализованы дополнительные профессиональные программы повышения квалификации с учетом возрастных особенностей пациентов, инновационных технологий и направлений медицинской реабилитации в рамках специальностей «Неврология», «Травматология и ортопедия», «Кардиология», «Онкология», «Психотерапия», «Педиатрия» и при оказании медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях (табл. 2).

Таблица 2

Перечень дополнительных профессиональных программ повышения квалификации с уклоном на медицинскую реабилитацию в рамках специальностей «Неврология», «Психотерапия» и оказания медицинской помощи при чрезвычайных ситуациях.

 

Наименование кафедры Наименование дополнительной профессиональной программы повышения квалификации Объем

(в часах)

Кафедра детской неврологии Медико-педагогическая абилитация
с основами Монтессори-терапии
288
Нейрореабилитация в детском возрасте 36
Когнитивная абилитация. Монтессори-терапия (для специалистов со средним образованием) 108
Абилитация в детской неврологии.
Войта — терапия
108
Нейроабилитация с основами
Войта-терапия (для лиц, со СПО)
108
Кафедра неврологии Нейрореабилитация постинсультных больных 144
Реабилитация неврологических больных 144
Кафедра психотерапии и наркологии Актуальные вопросы реабилитации в наркологии 144
Кафедра скорой медицинской помощи, медицины катастроф и мобилизационной подготовки здравоохранения Восстановительное лечение и реабилитация лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях 144
Актуальные вопросы профессиональной и медицинской реабилитации пострадавших в чрезвычайных ситуациях 72
Актуальные вопросы профессиональной и медицинской реабилитации лиц, пострадавших в чрезвычайных ситуациях 144

 

Таким образом, в КГМА реализуется трансляция актуальной практико-ориентированной образовательной информации, содержащей доказательные научные данные и инновационные реабилитационные технологии, в разных форматах обучения и на циклах различной продолжительности. Совершенствование подготовки врачебных и медицинских кадров по направлению «Медицинская реабилитация» осуществляется за счет активной разработки новых методических подходов и широкого использования инновационных форм обучения с применением дистанционных образовательных технологий, краткосрочных стажировок, новых, практико-ориентированных тематических циклов, разработанных данным авторским коллективом. Все вышеизложенное позволяет утверждать, что система подготовки кадров по направлению «Медицинская реабилитация» в КГМА организована на высоком профессиональном уровне в соответствии с современными международными стандартами, и направлена на повышение качества жизни населения Республики Татарстан.

 

Список литературы:

  1. Балкизов, З. З. Пациенту нужен компетентный врач // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2015. – №1. – С. 102–106.
  2. Иванова, Г. Е. Медицинская реабилитация в России, перспективы развития // Вестник восстановительной̆ медицины. – 2013. – №5. – С. 3–8.
  3. Основы реабилитации: учебник для медицинских училищ и колледжей / под ред. А. В. Епифанова, В. А. Епифанова. – Москва: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 640 с.
  4. Пономаренко, Г. Н. Медицинская реабилитация: учебник. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 360 с.
  5. Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 512 с.
  6. Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / под ред. Г. Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 688 с.

 

Сведения об авторах:

 Бодрова Резеда Ахметовна – доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой реабилитологии и спортивной медицины Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).

Хасанов Рустем Шамильевич – член-корреспондент РАН, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой онкологии, радиологии и паллиативной медицины, директор КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).

Юсупова Наиля Зуфаровна – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей гигиены, заместитель директора по учебной работе КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).

Белоусова Марина Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры психотерапии и наркологии Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).

Нефедьева Дарья Леонидовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры реабилитологии и спортивной медицины Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).

Марянина Юлия Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры общественного здоровья, экономики и управления здравоохранением, начальник учебно-методического отдела Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).

 

 

IMPLEMENTATION OF EDUCATIONAL PROGRAMS ON THE PROFILE «MEDICAL REHABILITATION» AT THE KAZAN STATE MEDICAL ACADEMY — BRANCH CAMPUS OF THE RMACPE

 

R. A. Bodrova – Doctor of Science in Medecine, Professor, Head of Department of medical rehabilitation and sports medicine of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).

R. S. Khasanov – Сorresponding member of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Oncology, Radiology and Palliative Medicine, Director of Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).

N. Z. Usupova – Doctor of Science in Medecine, Professor, Head of the Department of General hygiene, Deputy Director on educational work of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).

M. V. Belousova – PhD in Medecine, Associate Professor of the Department of Psychotherapy and Narcology of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).

D. L. Nefedeva – Doctor of Science in Medecine, Associate Professor of the Department of rehabilitation and sports medicine of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).

Yu. V. Maryanina — PhD in Medecine, Associate Professor of the Department of Public health, Economics and health management, Head of the Educational-methodical Department of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the Russian Medical Academy of Continuous Professional Education (Kazan, Russia).

Abstract:

Training of personnel for medical rehabilitation is carried out on the basis of the development and implementation of additional educational programs for vocational retraining and advanced training programs with the development of relevant professional competencies, which form a common ideological and terminological space for all specialists involved in the rehabilitation process.

Keywords:

medical rehabilitation; educational program; specialists; additional education; KSMA; RMACPE.

Профессия 10.02.2021