ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #3/22

УДК 378.048.2: 616.8-089
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, 3.1.10. Нейрохирургия

РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕЙРОХИРУРГИЯ» В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Подготовка высококвалифицированных специалистов по специальности «нейрохирургия» является актуальной задачей, требующей мультидисциплинарного подхода. Основным ориентиром в подготовке нейрохирургов является профессиональная программа послевузовского профессионального образования. Кафедра нейрохирургии РМАНПО, основанная в 1935 г. Н. Н. Бурденко осуществляет подготовку врачей по специальности «нейрохирургия» более 85 лет.

Ключевые слова:

нейрохирургия, постдипломное обучение, мультидисциплинарный подход, профессиональное образование, РМАНПО.

Образовательная программа послевузовского профессионального образования – нормативно-методический документ, определяющий содержание и методы реализации процесса обучения в интернатуре/ординатуре и включающий учебный план, рабочие программы дисциплин (модулей) и программу практики.

Нормативный срок освоения образовательной программы послевузовского профессионального образования составляет 2 года.

Актуальность основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по нейрохирургии заключается в огромной распространенности заболеваний центральной и периферической нервной системы и увеличивающимися с развитием науки и техники возможностями их успешного хирургического лечения. При этом специальность нейрохирурга остается одной из самых востребованных в условиях современной рыночной экономики.

Целью послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности нейрохирургия является подготовка квалифицированного врача-специалиста нейрохирурга, обладающего системой общекультурных и профессиональных компетенций, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности в условиях первичной медико-санитарной помощи, неотложной, скорой, в том числе специализированной, медицинской помощи, специализированной, в том числе высокотехнологичной, медицинской помощи по нейрохирургии.

Задачи послевузовского профессионального образования врача-ординатора по специальности нейрохирургия:

  1. Сформировать обширный и глубокий объем базовых, фундаментальных медицинских знаний, составляющих в совокупности профессиональные компетенции врача-нейрохирурга, способного успешно решать свои профессиональные задачи.
  2. Сформировать и совершенствовать профессиональную подготовку врача-специалиста по специальности нейрохирургия, обладающего клиническим мышлением, хорошо ориентирующегося в сложной патологии, имеющего углубленные знания смежных дисциплин.
  3. Сформировать у врача-специалиста умения в освоении новейших технологий и методик в сфере профессиональных интересов по специальности «нейрохирургия».
  4. Подготовить врача-специалиста к самостоятельной профессиональной лечебно-диагностической деятельности в области нейрохирургии,
  5. Подготовить врача-специалиста нейрохирурга, владеющего навыками и врачебными манипуляциями по профильной специальности и общеврачебными манипуляциями по оказанию скорой и неотложной помощи.
  6. Сформировать и совершенствовать систему профессиональных знаний, умений, позволяющих врачу-нейрохирургу свободно ориентироваться в вопросах организации и экономики здравоохранения, страховой медицины, медицинской психологии.

Структура программы

Образовательная программа послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия» (ординатура) включает в себя учебный план, рабочую программу дисциплин (модулей) и программу практики, которые в совокупности обеспечивают реализацию модульной технологии обучения. Содержание образовательной программы послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия» (ординатура) представлено как единое целое, с максимальной полнотой охватывающее вопросы теории и практики по нейрохирургии.

Так, в рабочей программе дисциплин (модулей) выделяют:

а) обязательные дисциплины: специальные дисциплины, смежные дисциплины, фундаментальные дисциплины и дисциплины по выбору интерна/ординатора;

б) факультативные дисциплины.

Каждая дисциплина подразделяется на разделы, каждый раздел – на темы, тема − на элементы, каждый элемент – на подэлементы.

Таким образом, содержание программы представлено как систематизированный перечень наименований тем, элементов и других структурных единиц модуля программы.

Основная цель практики – закрепление теоретических знаний, развитие практических умений и навыков, полученных в процессе обучения врача-ординатора, и формирование профессиональных компетенций врача-специалиста, т. е. приобретение опыта в решении реальных профессиональных задач.

Другой важной составной частью образовательной программы послевузовского профессионального образования (ординатура) по специальности «нейрохирургия» является учебный план. Учебный план определяет состав изучаемых дисциплин с указанием их трудоемкости, объема, последовательности и сроков изучения, устанавливает формы организации учебного процесса и их соотношение (лекции, семинарские и практические занятия), конкретизирует формы контроля знаний и умений обучающихся.

За последние 10 лет на кафедре нейрохирургии разработаны и внедрены современные технологии в рамках непрерывного профессионального образования. К основным из них относятся контрольно-измерительные материалы (тесты по нейрохирургии, ситуационные задачи), электронно-образовательные ресурсы, в том числе использующиеся для дистанционного обучения нейрохирургов [1–12].

Каждый раздел программы включает собственные учебно-методические материалы — методические рекомендации, учебные лекции, учебные пособия, монографии. Особое внимание на кафедре нейрохирургии уделяется созданию современных видеоматериалов по основным разделам нейрохирургии.

Учебная программа является неотъемлемой частью обучения, своеобразным «точным ориентиром» для ординаторов. Содержание программы и цели четко определены на каждый год обучения. Учебная программа содержит структурированный хирургический учебный план, целью которого является контроль за повышением хирургического опыта и навыков ординаторов как в качественном, так и в количественном отношении. Нельзя забывать, что симуляционные технологии в открытой хирургии пребывают в рудиментарном виде, поэтому они не могут в ближайшем будущем заменить реальную хирургическую практику.

Учебная программа разделена на тематические циклы обучения, охватывающие все области нейрохирургии. Во время каждого цикла ординатор прикрепляется к конкретному специалисту по данной проблеме. В рамках реализации конкретных целей и задач цикла обучающийся прослушивает лекции и участвует в семинарах, где разбираются клинические примеры с демонстрацией нейровизуализационных данных. Обязательным является участие ординаторов в клинико-анатомических и обучающих конференциях по конкретным нозологиям, а также участие в медицинских конгрессах по специальности.

Учебному плану и работе ординатора в клинике уделяется большое внимание. Важна максимальная занятость, которая не только способствует приобретению компетенций, навыков и профессиональному росту, но и вырабатывает психоэмоциональную и физическую выносливость. Учитывая специфику ургентной нейрохирургии, превалирование вечерних и ночных оперативных вмешательств, а также работу в выходные дни, эта задача является крайне актуальной для обучающихся. Некоторые нейрохирургические заболевания и травмы развиваются внезапно, в то время как другие могут прогрессировать в течение часов или дней. Подобные сценарии развития различных ситуаций требуют от ординатора-нейрохирурга быстрого анализа всех имеющихся данных диагностики и анамнеза для выбора наиболее оптимального метода лечения, а в некоторых случаях — и тщательного динамического наблюдения в течение первых часов после инцидента. Конечно, необходим разумный контроль за всеми действиями ординатора.

Выполнение учебного плана и отработка хирургических навыков отображаются в дневнике ординатора. Фиксируется количество оперативных вмешательств по нозологии, частота и вид диагностических процедур за определенный период времени.

Контрольно-измерительные материалы обеспечивают наблюдение за усвоением всех разделов программы. Разработка тестов для контроля знаний осуществляется сотрудниками кафедры в непрерывном режиме. Первоначально тесты составляются группой преподавателей, занимающихся на кафедре разработкой данного научного и учебного направления. Затем тесты передаются на рецензирование другим сотрудникам кафедры, рассматривается соответствие тестов по форме и содержанию общепринятым стандартам составления тестов. На следующем этапе осуществляется оценка и рецензирование тестовой программы в одном из ведущих нейрохирургических учреждений нашей страны.

В начале обучения обязательным является определение базисных знаний, умений и навыков ординаторов перед началом обучения (входной контроль). Текущий контроль знаний осуществляется в процессе изучения той или иной темы. По окончанию изучения каждого модуля проводится этапный промежуточный (рубежный) контроль с использованием различных форм оценки: решение ситуационных задач, тестовый контроль, защита квалификационных работ и др. Теоретическая подготовка врачей-ординаторов предусматривает обязательное участие в семинарских занятиях, больничных научно-практических и патологоанатомических конференциях, а также самостоятельное изучение литературы по программе послевузовского профессионального образования врачей-специалистов по нейрохирургии, написание рефератов с использованием  специальной медицинской литературы и архивного материала отделения.

По окончании обучения в ординатуре проводится государственная (итоговая) аттестация в виде экзамена. Цель государственной (итоговой) аттестации − оценка теоретической и практической подготовки обучающегося в соответствии с содержанием основной профессиональной программы послевузовского профессионального образования по специальности «нейрохирургия».

По итогам успешно пройденной аттестации обучающийся получает документ установленного образца.

 

Школа молодых ученых по нейрохирургии

 Существенное значение в выборе нейрохирургии в качестве будущей специальности имеют научные кружки, в частности, Школа молодых ученых. Кафедра нейрохирургии ведет активную работу для подготовки и помощи в выборе нейрохирургии как будущей специальности.

Отбор в ординатуру может начинаться уже на этапе медицинского вуза. Однако в медицинских вузах России нейрохирургии уделяется недостаточно внимания — от нескольких лекций до месячного цикла. Причем далеко не всегда студенты имеют возможность посещать нейрохирургические отделения и присутствовать в нейрохирургической операционной. Результатом такой концепции обучения может быть крайне малая информированность врачей общей практики о нейрохирургических заболеваниях. Сложившаяся ситуация свидетельствует о необходимости более углубленного и продолжительного изучения нейрохирургических заболеваний с посещением ведущих клиник, занимающихся, в том числе, и обучением нейрохирургов. Интересно, что в вузах, где нейрохирургия представлена в учебном плане более полным месячным курсом студенты реже выбирали специализацию по нейрохирургии, по сравнению с их сверстниками из других высших учебных заведений.

Ординатура представляет из себя важный период трансформации студента медицинского вуза в практикующего нейрохирурга, способного принимать решения и оказывать квалифицированную помощь больным. Развитие навыков, компетенций и умений в любой сфере клинической медицины требует от ординатора-врача персональной ответственности в лечении больного.

Для клинических ординаторов и аспирантов ежемесячно проводятся научно-практические конференции в рамках Школы молодых ученых, на которых обучающиеся представляют научные доклады. В научно-практических конференциях участвуют все сотрудники кафедры, проходят дискуссии и выносятся совместные решения.

Таким образом, мы глубоко убеждены, что подготовка врачей по специальности «нейрохирургия» должна быть всесторонней, то есть охватывать основные направления в практической нейрохирургии. При этом молодой специалист должен иметь не только достаточный теоретический багаж, но его знания должны подкрепляться практическими навыками и умениями.

 

Список литературы

  1. Древаль, О. Н., Исагулян, Э. Д., Давыдов, О. С., Яхно, Н.Н. и соавт. Невропатическая боль: клинические рекомендации по диагностике и лечению российского общества по изучению боли // Российский журнал боли. – 2018. – № 4(58) – С.5–41.
  2. Шагинян, Г. Г., Древаль, О. Н., Гюльзатян, А. А., Митичкин, А. Е., Варнавин, О. А., Муранова, И. Л. Неотложная медицинская помощь пострадавшим с тяжелой черепно-мозговой травмой в условиях многопрофильной больницы // Медицинский алфавит. – 2014. – № 4(23) – С. 40–47.
  3. Шагинян, Г. Г., Маи, Р. Б., Древаль, О. Н. Стандарты и рекомендации по ведению пациентов с тяжелой черепно-мозговой травмой // Российский нейрохирургический журнал им. профессора А. Л. Поленова – 2018. – № 10(1) – С.111–120.
  4. Древаль, О. Н., Благодарный, Л. А., Чагава, Д. А. Хронический нейрогенный тазовый болевой синдром // Вопросы нейрохирургии им. Н. Н. Бурденко. – 2005. – № 4. – С. 33–35.
  5. Цуладзе, И. И., Древаль, О. Н., Корниенко, В. Н. Особенности патогенеза, клиники и диагностики миелопатии венозного происхождения и принципы хирургического лечения // Неврологический журнал. – 2010. – № 15(1). – С. 31–38.
  6. Магомедов, Р. К., Цуладзе, И. И., Древаль, О. Н., Чапандзе, Г. Н. Особенности сосудистых расстройств при нейроваскулярном компрессионном синдроме в области верхней грудной апертуры // Российский нейрохирургический журнал им. профессора А. Л. Поленова. – 2021. – №13(51) – С. 106–107.
  7. Мухина, О. В., Кузнецов, А, В., Древаль, О. Н., Федяков, А. Г. Хирургические методы лечения туннельной невропатии локтевого нерва на уровне кубитального канала // Российский нейрохирургический журнал им. профессора А. Л. Поленова. – 2019. – № 11(1). – С 48–52.
  8. Чехонацкий, В. А., Древаль, О. Н., Кузнецов, А. В., Чехонацкий, А. А., Горожанин, А. В., Сидоренко, В. В. Анализ результатов декомпрессивных и декомпрессивно-стабилизирующих операций у пациентов с однократными и повторными рецидивами грыж диска поясничного отдела позвоночника // Российский нейрохирургический журнал им. профессора А. Л. Поленова. – 2022. – Т. 14. — № 1-1. – С. 120–127.
  9. Чехонацкий, В. А., Древаль, О. Н., Кузнецов, А. В., Чехонацкий, А. А., Горожанин, А. В., Шестаков, А. А., Сидоренко, В. В. Современные принципы лечения рецидивов грыж межпозвонкового диска поясничного отдела позвоночника (обзор) // Саратовский научно-медицинский журнал. – 2020. – № 16(3) – С. 769–772.
  10. Любимая, К. В., Древаль, О. Н., Кузнецов, А. В. Нейрохирургическое лечение тяжелых фармакорезистентных болевых синдромов // Российский журнал боли. – 2019. – № 17(1). – С. 5–8.

 

Сведения об авторах

Древаль Олег Николаевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой нейрохирургии, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва)

Шагинян Гия Гарегинович – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры нейрохирургии, заведующий кафедрой нейрохирургии, ПИУВфилиал ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Пенза)

Кузнецов Алексей Витальевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры нейрохирургии, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва)

Мухина Ольга Владимировна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нейрохирургии, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва);

Любимая Кристина Валерьевна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры нейрохирургии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва);

Чехонацкий Владимир Андреевич – аспирант кафедры нейрохирургии, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

 Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в сентябре 2022 г.

 

DEVELOPMENT AND IMPLEMENTATION OF MODERN TECHNOLOGIES TRAINING IN THE SPECIALTY «NEUROSURGERY» WITHIN THE FRAMEWORK OF CONTINUOUS PROFESSIONAL EDUCATIONAL INSTITUTIONS

O. N. Dreval – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Neurosurgery, Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)

G. G. Shahinian – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Professor of the Department of Neurosurgery, Head of the Department of Neurosurgery, PIUV – Branch of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Penza)

A. V. Kuznetsov – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Neurosurgery, Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)

O. V. Mukhina – PhD in Medicine, Assistant of the Department of Neurosurgery, Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)

K. L. Lyubimaya – PhD in Medicine, Assistant of the Department of Neurosurgery of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)

V. A. Chekhonatsky – Postgraduate student of the Department of Neurosurgery, Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received September 12, 2022

Abstract:

The training of highly qualified specialists in the specialty «Neurosurgery» is an urgent task that requires a multidisciplinary approach. The main guideline in the training of neurosurgeons is the professional program of postgraduate professional education. The Department of Neurosurgery of the RMACPE (Moscow), founded in 1935 by N. N. Burdenko, has been training doctors in the specialty «Neurosurgery» for more than 85 years.

Keywords:

neurosurgery, postgraduate training, multidisciplinary approach, professional education, RMACPE.

Практика 14.10.2022