ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Выпуск #4/21

УДК 616-071:371.3(075.8)
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ ЛАБОРАТОРНОЙ СЛУЖБЫ ПО ДИАГНОСТИКЕ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ В УДАЛЕННОМ ФОРМАТЕ

Аннотация:

В статье рассмотрены особенности дистанционных образовательных технологий для специалистов клинико-диагностических лабораторий по тематике пандемии COVID-19 с целью выявить достоинства и проблемы данной формы обучения для дальнейшего использования ее в учебном процессе.

Ключевые слова:

дистанционные образовательные технологии, COVID-19, клиническая лабораторная диагностика, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

COVID-19, пандемия которого охватила весь мир в последние два года, характеризуется тяжелым и стремительным течением, развитием множественных осложнений и, что крайне важно, часто скрытым началом заболевания. Своевременная постановка диагноза этого заболевания практически невозможна без лабораторной диагностики с выявлением следов возбудителя (ПЦР-диагностика) и иммунной реакции макроорганизма на его внедрение (выявление антител классов М и G).

Медицинское сообщество всего мира не было готово к проведению ПЦР-тестирования и детекции специфических иммуноглобулинов в массовом масштабе. Системы здравоохранения всех стран мира при организации скринингового обследования населения на COVID-19 столкнулись с множеством проблем, среди которых − дефицит необходимого специализированного оборудования, реагентов, расходных материалов, индивидуальных средств защиты персонала, наконец, специализированных помещений для проведения лабораторных исследований. Но, по-видимому, одним из наиболее значимых лимитирующих факторов явилось почти полное отсутствие квалифицированных медицинских кадров для выполнения этих диагностических процедур. Кроме того, на момент начала пандемии отсутствовали четкие отработанные алгоритмы одномоментного дистанционного обучения большого количества слушателей.

С данной проблемой столкнулось и медицинское сообщество нашей страны. Сложилась ситуация, которая потребовала принятия неотложных решений по экстренной подготовке большой группы специалистов лабораторной службы в условиях жестких ограничительных мер и моратория на проведение очных обучающих занятий.

Цель работы – проанализировать особенности дистанционных образовательных технологий (ДОТ) для специалистов клинико-диагностических лабораторий (КДЛ) по тематике пандемии COVID-19, выявить достоинства и проблемы данной формы обучения для дальнейшего использования технологии ДОТ в учебном процессе.

В период стремительного развития пандемии лабораторная служба России экстренно решала несколько задач:

  • развернуть широкую сеть лабораторий для тестирования населения на инфицирование SARS-CoV-2;
  • отработать технологию диагностики заболевания с использованием тестов ПЦР на наличие следов SARS-CoV-2, оценить иммунный ответ пациентов по наличию антител IgM и IgG к специфическим белкам коронавируса;
  • сформулировать единую стратегию тестирования на территории всей страны;
  • подготовить квалифицированных специалистов лабораторной службы – врачей клинической лабораторной диагностики, биологов, специалистов со средним медицинским образованием.

Уровень лабораторного обеспечения здравоохранения, сложившийся в стране к началу 2020 г., позволил за короткий срок перепрофилировать имеющийся в КДЛ арсенал ПЦР-диагностики на исследования SARS-CoV-2. Было быстро отработано взаимодействие лабораторной службы медицинских организаций разного ведомственного подчинения и лабораторий санитарно-эпидемиологической службы.

В целом успешному решению этой непростой задачи способствовало сформировавшееся к этому времени единство лабораторной службы под координирующим влиянием службы Главного внештатного специалиста Минздрава России по клинической лабораторной диагностике и Федерации лабораторной медицины (ФЛМ) – общественной профессиональной организации. При непосредственном участии и под руководством ФЛМ и службы главного специалиста по клинической лабораторной диагностике в Российской Федерации на протяжении ряда лет проводятся многочисленные научно-образовательные форумы лабораторной медицины, на которых разрабатывается стратегия развития лабораторных исследований в стране.

Опорным звеном этой работы являются кафедры клинической лабораторной диагностики дипломного и последипломного образования различных вузов страны. Сотрудники кафедр принимают участие в организации и проведении учебно-практических конференций по разным аспектам лабораторной диагностики, в том числе ежегодные научно-практические конференции.

Существенный опыт проведения подобных мероприятий накоплен кафедрой клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. Уже в сентябре 2020 г. кафедра провела всероссийскую конференцию, на которой главной темой было обсуждение лабораторного обеспечения медицинских проблем, вызванных пандемией COVID-19, включая вопросы дистанционного образования, сетевого сотрудничества кафедр, подготовки учебных материалов, видеофильмов, организации работы КДЛ в условиях потенциального инфицирования биопроб, сравнения разработанных тест-систем.

Минздравом России создана система интерактивного взаимодействия «Профильная комиссия» ведущих профессионалов отрасли. Эффективная работа Профильной комиссии позволила без задержки распространять законодательные акты Правительства РФ и Минздрава РФ, а также обмениваться опытом организации исследований по всей территории страны, в том числе по использованию диагностических тест-систем. В эту систему интерактивного общения были также включены специалисты профильных кафедр, которые получали информацию из действующих лабораторий и от организаторов здравоохранения.

Хотелось бы подчеркнуть, что лабораторная служба страны реагировала на вызовы пандемии как единое сообщество, что во многом определялось объединением общественных организаций (научных обществ, ассоциаций) в ФЛМ, которая работает в тесном контакте с главными специалистами Минздрава, Национальной медицинской палатой России, смежными медицинскими ассоциациями, профильными кафедрами.

Важным консолидирующим моментом является непосредственное участие руководителей лабораторной медицины России в учебно-педагогическом процессе. Так, главный внештатный специалист Минздрава Т. В. Вавилова является по основному месту работы заведующей кафедрой лабораторной медицины и генетики Национального медицинского исследовательского центра им. В. А. Алмазова; президент ФЛМ М. А. Годков одновременно работает заведующим кафедрой клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России; вице-президент ФЛМ А. М. Иванов – заведующий кафедрой клинической биохимии и лабораторной диагностики Военно-медицинской Академии имени С. М. Кирова; председатель Комитета по образованию, кадровому и профессиональному развитию ФЛМ А. Ж. Гильманов – заведующий кафедрой лабораторной диагностики Башкирского государственного медицинского университета. Профильные комиссии Минздрава по клинической лабораторной диагностике приурочиваются к конгрессам и конференциям, организуемых ФЛМ и кафедрами клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, НИЦ им. В. А. Алмазова, ВМА им. С. М. Кирова и ряда других профильных вузов страны.

Консолидация лабораторного сообщества, в которой ведущую роль играют профильные кафедры, позволила в кратчайший срок разработать на единой платформе программу подготовки врачей клинической лабораторной диагностики, которая включала вопросы этиологии, эпидемиологии, генетики SARS-CoV-2, иммунологическую реакцию организма на инфекцию, санитарные требования к выполнению исследований, порядок выполнения ПЦР и ИФА исследований.

Профессорско-преподавательским составом кафедры клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России в кратчайшие сроки были адаптированы и утверждены учебно-методическим отделом академии программы повышения квалификации (ПК) сроком обучения 18, 36 и 72 часа для врачей клинической лабораторной диагностики, для биологов клинико-диагностических лабораторий и для специалистов со средним медицинским образованием. Программы и учебные модули направлены на усовершенствование способности и готовности специалистов к отбору и применению методов клинической лабораторной диагностики для выявления возбудителя, профилактике, лабораторному контролю за эффективностью лечения COVID-19. Учебные модули содержат доступную информацию о возбудителе SARS-CoV-2, алгоритмах взятия и транспортировки биоматериала, принципы диагностики заболевания, лабораторную оценку тяжести течения, мониторинг эффективности лечения. В основу учебных материалов были положены клинические рекомендации и нормативные документы МЗ РФ, обобщенные данные отечественной и зарубежной литературы, личный опыт сотрудников кафедры. Учебные материалы были оформлены в виде тематических презентаций со схемами, наглядными видеороликами и охватывали актуальные на момент проведения цикла аспекты лабораторной диагностики COVID-19.

Особенностью образовательных программ по диагностике COVID-19 в описываемый период были не только экстренность их проведения и необходимость неукоснительного и особо тщательного соблюдения мер предотвращения распространения эпидемии среди обучающихся [1]. Важным аспектом являлось согласованное (гармонизированное по содержанию) наполнение учебных программ. По всем многочисленным территориям Российской Федерации должны были единовременно и быстро распространяться однотипные учебные материалы. Использование современных технологий ДОТ и электронных средств связи в этой ситуации переоценить невозможно.

Учебные материалы размещались в «облачных» интернет-площадках, что обеспечивало самостоятельное изучение контента. Одномоментное онлайн-вещание было нецелесообразным, поскольку обучаемые находились в регионах России с различными часовыми поясами и, зачастую, из-за возросшей занятости учились без отрыва от работы. По окончании цикла на площадке ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России проводилось индивидуальное онлайн тестирование. Слушатели, успешно освоившие учебные материалы и прошедшие тестирование, получали удостоверение о повышении квалификации и баллы НМО в личном кабинете на портале Минздрава России.

Огромное значение в быстром создании профильных циклов по диагностике коронавирусной инфекции имел предшествующий многолетний опыт кафедры клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, систематически проводившей циклы повышения квалификации «Иммуноферментный анализ в КДЛ», «ПЦР-анализ в клинико-диагностических лабораториях», «Организация здравоохранения и общественного здоровья в работе клинико-диагностических лабораторий». В подготовке и проведении занятий на кафедре большую роль сыграли предоставленные компаниями-производителями тест-систем «ДНК-технология» (Москва) и «Вектор-Бест» (Новосибирск) видеоролики по санитарно-эпидемиологическому режиму и порядку исследований SARS-CoV-2 методом ПЦР. В момент реализации экстренной подготовки специалистов в удаленном формате остро встал вопрос о создании собственной студии для съемок практикоориентированных занятий.

Перевод учебно-педагогического процесса на новый формат с применением ДОТ потребовал изменения алгоритма работы не только профессорско-преподавательского состава кафедры, но сотрудников ректората, деканата и учебного отдела. Существенные изменения были реализованы в организации процесса подачи, приема и регистрации заявок на обучение, контроля непосредственного участия обучающихся в системе ДОТ, выдачи документов об успешном прохождении обучения и ряде других. Большинство этих процессов переведены в удобный электронный формат единого образца.

Эти задачи успешно решены при непосредственной работе слушателей с порталом непрерывного медицинского образования Минздрава [2]. Утверждены программы для специализированной подготовки на базе кафедры биологов и специалистов со средним медицинским образованием. Однако после завершения этапа экстренной подготовки специалистов для работы по диагностике COVID-19 вновь приобрели актуальность проблемы подготовки специалистов со средним медицинским образованием на базе РМАНПО и аккредитации биологов для работы в КДЛ.

Только за апрель-июнь 2020 г. проведено 6 краткосрочных циклов ПК «Применение методов клинической лабораторной диагностики для установления новой коронавирусной инфекции COVID-19» для специалистов КДЛ с высшим и средним медицинским и биологическим образованием.

В связи с актуальностью темы удалось:

  • обучить с использованием технологии ДОТ большое число специалистов, которые получили доступ к работе по диагностике COVID-19;
  • автоматизировать зачисление, тестирование и зачисление баллов НМО непосредственно на интернет-площадке Минздрава РФ;
  • аттестовать с присуждением баллов НМО отдельно врачей клинической лабораторной диагностики, биологов и специалистов со средним медицинским образованием.

Формат ДОТ потребовал от кафедры большой подготовительной работы, включая утверждение программ, разработку учебных материалов и тестов в лаконичной, легко доступной, но информативной форме, обеспечение и поддержание учебного процесса онлайн, оперативное информирование большого количества слушателей, поддержание стабильной работы образовательной площадки и платформы тестирования. Формат ДОТ обладает неоспоримыми преимуществами, среди которых: отсутствие привязки к единому времени проведения обучения, отсутствие «стресса аудитории», привлечение для занятия с большим количеством слушателей уникальных специалистов, внедрение через обучение однотипного подхода в диагностических процедурах, менеджменте качества лабораторных исследований и документообороте на всей территории России [3]. По итогам тестирования выявлены проблемные точки ДОТ, результаты приведены в таблице.

Количество слушателей циклов ПК с ДОТ по тематике COVID-19, прошедших обучение на кафедре клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Слушатели со средним
медицинским образованием,
человек

Слушатели с высшим
медицинским образованием,
человек

Зачислено на цикл

1622

1730

Аттестовано,
успешно закончили обучение

1186
(73% от числа зачисленных)

1538
(89% от числа зачисленных)

В группе с высшим образованием из 1730 человек, подавших заявку на ПК, 11 % слушателей не закончили обучение или не прошли тестирование, Причинами неуспешного обучения являлись: 2 % – неудовлетворительная оценка на тестировании, 2,7 % – сбои компьютерного оборудования при тестировании (закончилось время теста, тест не пройден), 6,3 % – отказ от обучения из-за технических проблем, человеческого фактора, отсутствия времени на обучение. В группе слушателей со средним образованием причинами неуспешного обучения являлись: 14 % – неудовлетворительная оценка на тестировании, 3 % – сбои компьютерного оборудования при тестировании, 10 % – отказ от обучения вследствие технических проблем, в том числе − низкой компьютерной грамотности, отсутствия времени на обучение. Обучение в формате ДОТ требует от слушателя базового уровня компьютерной грамотности и, что очень важно, существенно большего количества усилий в освоении материала, чем при обучении в очной форме, в том числе − самостоятельной работы [4].

Обсуждение. Обучение и повышение квалификации в удаленном формате – реальность сегодняшнего дня (см. рисунок). Для полноценной и эффективной деятельности в этом режиме требуется еще много усилий как со стороны обучающих организаций, так и со стороны слушателей и организаторов здравоохранения. Залогом успешного решения задач подготовки специалистов лабораторной службы является единство лабораторного сообщества − государственных образовательных учреждений, общественных профессиональных организаций, производителей медицинских изделий. Однако основная нагрузка ложится на профильные кафедры.

Тренды развития дистанционного образования. Приведено из https://businesstat.ru «Анализ рынка профессионального онлайн-образования в России в 2015-2019 гг., прогноз на 2020-2024 гг.» [5].

Удаленный формат предусматривает огромную подготовительную работу со стороны кафедр и руководства образовательной организации. Для эффективной реализации образовательных задач необходимо создание на практикоориентированных кафедрах студий для записи практических занятий и создания учебных фильмов, атласов, учебных руководств для самостоятельного освоения материалов слушателями. Эти задачи, по-видимому, могут быть эффективно решены при взаимовыгодном сотрудничестве государственных образовательных учреждений с общественными организациями и производителями медицинских изделий.

Кроме того, необходимо решить ряд организационных вопросов работы в рамках сетевого обучения, изыскать возможности для привлечения ведущих специалистов для работы на циклах ПК на платной основе, а также сформировать удобный электронный формат единого образца для полного цикла документооборота от подачи заявки на обучение до получения документов о прохождении обучения. При оценке знаний слушателей после обучения с использованием ДОТ следует избегать полного заочного тестирования при всех формах аттестации и аккредитации.

Заключение. Формат ДОТ возможен для повышения квалификации специалистов даже такой практикоориентированной отрасли, как клиническая лабораторная диагностика. Свидетельством тому является надежная работа лабораторной службы по диагностике коронавирусной инфекции у населения, неоднократно подчеркнутая руководством страны. При этом оптимальным представляется гибридный формат обучения (очный + ДОТ).

 

Список литературы

  1. Указ Мэра Москвы от 27 марта 2020 года № 33-УМ «О внесении изменений в указ Мэра Москвы от 5 марта 2020 г. № 12-УМ». – URL: https://rg.ru/2020/03/27/moscow-ukaz33-reg-dok.html (дата обращения: 14.11.2021).
  2. Временные методические рекомендации «Профилактика, диагностика и лечение новой коронавирусной инфекции (COVID-19) МЗ РФ. Актуализированная версия. – URL: https://covid19.rosminzdrav.ru/ (дата обращения: 14.11.2021).
  3. Герасименко, М. Ю., Нижельской, В. А., Зайцева Т. Н.  Проблемы дистанционного обучения в период эпидемии новой коронавирусной инфекции COVID-19 в высшем и дополнительном профессиональном образовании // Педагогика профессионального медицинского образования. – 2020. – № 2. – С. 87–99.
  4. Штыхно, Д. А., Константинова, Л. В, Гагиев, Н. Н. Переход вузов в дистанционный режим в период пандемии: проблемы и возможные риски // Открытое образование. – 2020. – № 5. – С. 72–81.
  5. Анализ рынка профессионального онлайн-образования в России в 2015-2019 гг., прогноз на 2020-2024гг. – URL: https://businesstat.ru/images/demo/professional_online_learning_russia_demo_businesstat.pdf (дата обращения: 14.11.2021).

 

Сведения об авторах

Годков Михаил Андреевич – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Москва, Россия, руководитель Отдела лабораторной диагностики ГБУЗ ДЗМ НИИ скорой помощи им. Н. В. Склифосовского (Москва, Россия).

Долгов Владимир Владимирович – доктор медицинских наук, профессор, почетный заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва, Россия).

Ройтман Александр Польевич – доктор медицинских наук, профессор кафедры клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва, Россия).

Бугров Алексей Викторович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва, Россия)

Кисиличина Дарья Григорьевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва, Россия).

Статья поступила в редакцию в октябре 2021 г.

 

INTERACTIVE PROFESSIONAL TRAINING OF SPECIALISTS OF THE CLINICAL LABORATORY SERVICE IN THE DIAGNOSIS OF SARS-COV-2

 

 M. A. Godkov – Doctor of Medical Sciences, Head of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics of the Federal State Budgetary Educational Institution RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation, Head of the Department of Laboratory Diagnostics of the GBUZ DZM Research Institute of Emergency Medicine named after N. V. Sklifosovsky (Moscow, Russia).

V. V. Dolgov – Doctor of Medical Sciences, Professor, Honorary Head of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics of the Federal State Educational Institution RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia).

A. P. Roitman – Doctor of Medical Sciences, Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics of the Federal State Educational Institution RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia).

A. V. Bugrov – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics of the Federal State Educational Institution RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia).

D. G. Kisilichina – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics of the Federal State Educational Institution RMACPE of the Ministry of Health of the Russian Federation (Moscow, Russia).

Received Оctober 29, 2021

Abstract:

The article discusses the approaches to distance learning technologies (DLT) for specialists of clinical diagnostic laboratories on the topic of the COVID-19 pandemic.

Keywords:

distance learning technologies (DLT), COVID-19, clinical laboratory medicine, RMACPE.

Практика 29.11.2021