Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Актуальность. В последнее десятилетие сложилась ситуация дуализма и сосуществования двух систем организации образовательного процесса. С одной стороны, это традиционный способ организации занятий, при котором происходит непосредственная встреча и общение педагога с обучающимися. Во главе угла здесь стоит не только передача знаний, но и социализация обучающихся посредством выполнения учебных заданий в коллективе. Объём обрабатываемой информации может быть небольшим, что связано с воспитательными задачами обучения. Вторая система ‒ это дистанционное образование, которая появилась с развитием информационных технологий и особенно широко распространилась вместе с развитием интернет-технологий и их интервенцией в повседневную жизнь. Плюсами этой системы являются доступность образовательного процесса, большой информационный объем учебного материала, преобладание инновационных технологий в учебном процессе. Однако значимость непосредственного контакта педагога и обучающихся в дистанционном образовании отходит на второй план, и ответственность за результаты обучения ложится на самого обучающегося, что требует от него самостоятельности и дисциплины.
До недавнего времени дистанционное образование было распространено в основном в сфере дополнительного образования, при получении второго высшего образования, а также в программах профессиональной переподготовки, на курсах повышения квалификации. Основной контингент обучающихся по этим направлениям составляют взрослые люди, уже имеющие высшее образование, профессию и жизненный опыт, что позволяет им осознанно подходить к процессу обучения на этапах второго высшего, постдипломного и дополнительного профессионального образования.
При дистанционном образовании мы сталкиваемся с тем,что происходит делегирование педагогических задач, связанных с воспитанием личности и развитием индивидуальных способностей, от педагога к обучающимся. Конечно, на начальных ступенях образовательного процесса, например, в общеобразовательной школе, целесообразнее использовать традиционную систему, а на этапах высшего и дополнительного профессионального образования более значимую долю в учебном процессе должны получить технологии дистанционного образования. Более того, можно отметить, что возможность использования дистанционного образования зависит не только от возрастных и психологических особенностей контингента обучающихся, но и от содержания предмета обучения. Учебный процесс предметов, направленных на овладение мастерством, практическими умениями и навыками, имеет тенденцию к традиционной форме организации.
До недавнего времени обе эти системы развивались в гармонии друг с другом. При этом вопросы о возможности замены одной системы другой остро не ставились, и проблемы, которые за этим последуют, широко не обсуждались. Однако сейчас, после того как мир захлестнула эпидемия COVID-19 (Corona Virus Disease — коронавирусная болезнь, появившаяся в 2019 г.) и последствия ее распространения затронули многие сферы жизни, в том числе и сферу образования, а именно организации учебного процесса на разных этапах обучения [1, 2, 3, 4, 5], мы имеем возможность провести обзор ряда проблем, которые возникли при замещении традиционной формы организации учебного процесса дистанционной, а также опираясь на полученный в сложившихся условиях преподавательский опыт, оценить перспективы и условия перехода к преобладающей доле дистанционного образования в нашей жизни.
Итак, рассмотрим ситуацию, которая сложилась в высшем и дополнительном профессиональном образовании. Под угрозой срыва оказался не только второй семестр 2019-2020 учебного года, но и зачетно-экзаменационная сессия, защита выпускных и квалификационных работ, проведение государственной итоговой аттестации (ГИА). Традиционный способ обучения стал невозможным, особенно для вузов Москвы и Московской области, поскольку и профессорско-преподавательский состав, в особенности ряд наиболее опытных преподавателей в силу возраста, и обучающиеся были вынуждены соблюдать строгий режим самоизоляции в течение двух месяцев.Таким образом, учебные заведения столкнулись с необходимостью в кратчайшие сроки адаптироваться к произошедшим событиям.
Перед руководством учебных заведений и заведующими кафедрами встало несколько неотложных задач, связанных с переходом на дистанционный формат обучения[1]. Отметим основные:
— полный перевод учебного процесса в режим online;
— мобилизация информационных и технических ресурсов для этих целей;
— создание методики оценки и контроля учебного процесса с учетом специфики данного формата обучения.
Для ускорения цифровизации учебного процесса и решения сопутствующих вопросов вузам пришлось затратить значительные средства. Но даже если оставить в стороне экономическую сторону вопроса, останутся другие взаимосвязанные друг с другом проблемы экстренного перехода к дистанционному обучению.
Некоторые учебные заведения оказались не в состоянии перейти на online-обучение из-за отсутствия материально-технического обеспечения. При возросшей нагрузке на информационные системы и базы данных отмечалась неустойчивая работа сайтов и call-центров. Нередко профессорско-преподавательскому составу не хватало знаний современных интернет-технологий и ресурсов для перехода к online-обучению: например, отсутствие навыков работы с современными интернет-платформами и сервисами удаленного обучения, проведения вебинаров, семинаров, и самое сложное, – переложения практических занятий, основанных на мануальных навыкахна интернет-платформу.
Тем не менее, при поддержке со стороны образовательных организаций и при личном энтузиазме педагогов технические проблемы были решены достаточно быстро. Преподаватели в свою очередь использовали личные компьютеры и другие средства связи для выхода в интернет, чтобы продолжить учебный процесс. Благодаря активному погружению преподавателей в цифровую среду, стала возможна реализация учебного материала дистанционно. Также было разработано расписание занятий с учетом отрицательного влияния на здоровье, которое оказывает долгое времяпровождение перед монитором компьютера, что оказалось особенно актуальным для врачей, работающих и повышающих свою квалификацию одновременно. Для оперативного информирования о расписании лекций и семинарских занятий использовали различные популярные мессенджеры (WhatsApp, Viber и др.), сообщения в ЭИОС и на личную электронную почту. При использовании мессенджеров среди обучающихся были созданы специальные группы, что позволило уменьшить временные затраты и сразу охватить большую аудиторию. Кроме этого, в каждой группе была создана электронная почта для обмена большими объёмами информации, данных и организации регулярного тестового контроля. Для индивидуальных заданий и тестового контроля использовали личную электронную почту. Для организации проведения лекций, практических, лабораторных занятий, семинаров необходимо использовать программы, в которых есть возможность подключения видеосвязи через вебкамеру (Zoom, MindMeeting, GoogleMeet, Microsoft Teams,Skype и др.). Данный вид связи позволяет установить прямой контакт с обучающимися. При использовании программ для проведения видеоконференцсвязи преподаватель может одновременно работать с группой людей ипри этом слышать и видеть их. Большим преимуществом дистанционного обучения можно считать экономию времени, возможность работать в удобном месте и в удобное время, возможность детального (или повторного) изучения предлагаемого материала дома, так как сохраняется видеозапись, презентация или текст.
Однако после решения технических проблем появились вопросы методического характера, связанные с особенностями online-преподавания и дистанционного обучения. С переходом в интернет-пространство должно быть расширено использование возможностей интернета. Прежде всего, возникает вопрос об эффективности использования такой формы проведения занятий в online-пространстве, как лекции. Оnline-специфике скорее ближе занятия в форме семинара, чем лекции. Например, быстрый поиск информации, изображений и видеоматериала может увеличить активность и вовлеченность учеников во время урока. Демонстрация и обсуждение результатов поиска по теме, данной преподавателем, подталкивает к активному использованию своего интеллектуального и творческого потенциала. Конечно же, для создания подобных учебных программ, педагогических технологий, их апробации и внедрения требуется гораздо больше времени, чем имелось в распоряжении вузов, приспосабливающихся к условиям режима самоизоляции. И основной, приоритетной задачей для всех: и для руководства института, и для профессорско-преподавательского состава, и для сотрудников кафедр стало недопущение прекращения учебного процесса на несколько месяцев, для чего все силы были направлены на поиск оптимальных путей перехода на online-обучение и адаптацию имеющихся учебных программ с минимальными потерями качества обучения. Но анализируя итоги сложившейся ситуации с точки зрения возможности замещения традиционной формы организации учебного процесса на дистанционный формат, мы можем констатировать, что такое возможно при условии тщательной подготовки учебного материала с учетом online-формата, при наличии специальных методических наработок и специальных исследований педагогических особенностей дистанционного обучения. Поэтому замещение, направленной на повышение эффективности обучения, не должнобыть внезапным и неподготовленным, как это произошло в форс-мажорной ситуации, возникшей в режиме самоизоляции. Напротив, речь должна идти не столько о замещении, сколько о создании альтернативы традиционному формату обучения в форме дистанционного, с возможностью интеграции форматов и при условии полноценной реализации всех гуманистических задач, которые ставит педагогика перед образовательным процессом.
Следующая, на наш взгляд, коренная проблема замены традиционной формы организации обучения на дистанционную, заключается в том, что специфика учебных дисциплин практической направленности чрезвычайно сложно поддается адаптации к дистанционному обучению.Это справедливо в отношении даже таких совершенно разных направлений в образовании, как профессиональная подготовка врачей по лечебной физкультуре и спортивной медицине и, например, студентов театральных и хореографических специальностей. Объединяющим фактором в педагогических подходах к организации практических занятий по этим направлениям является наличие функциональной взаимосвязи системы движения, интеллекта и эмоционального состояния учащихся.
При кажущейся разнонаправленности обучения базовой когнитивной функцией, обеспечивающей усвоение новой информации и навыков, является двигательная реакция, которая преломляется через эмоциональное восприятие процесса обучения или через восстановление двигательного стереотипа. В форс-мажорной ситуации режима самоизоляции переход к дистанционному обучению наиболее сложно происходил в медицинских и творческих вузах, где доля практической реализации знаний, тактильно-визуальный контакт с преподавателем являются определяющими в дальнейшей реализации профессиональных навыков и умений. Особенно у актеров, танцоров, музыкантов и певцов, то есть у тех представителей сценических искусств, для которых живое человеческое общение является основой творчества, а также у врачей с выраженной ориентированностью на практические навыки и необходимостью изучения и восстановления не только здорового человека, но прежде всего, пациента с разнообразной патологией. С переходом на удаленное обучение практические дисциплины, такие как лечебная физкультура, спортивная медицина, физиотерапия, актерское мастерство, танец и пластика, приобрели форму теоретических занятий. Часто педагоги рассказывали об истории предмета, обсуждали психологию общения и творческого воплощения. Были случаи, когда студенты-актеры пробовали организовать театральные онлайн-показы спектаклей, а обучающиеся врачи в качестве моделей для отработки двигательного акта использовали своих родственников. Но даже для театрального искусства такой формат оказался новым и необычным, и, разумеется, он ни при каких условиях не способен заменить настоящий спектакль, балет, концерт. Конечно, можно говорить о потребности в реализации творческого потенциала, тем более что студенты – это люди, которые умеют работать с видео, создавать видео-ролики, фотоиллюстрации и прочее. Однако если рассматривать обучение актера, ориентированного на работу в театре, на сцене, то это целостный образовательный процесс [6]. Успех обучения не только в руках обучающегося, а во многом зависит от помощи и руководства опытного педагога. Формирование художника – это духовный и глубоко индивидуальный процесс становления человека как творческой личности, поэтому в его основе лежат доверие обучающегося к мастеру, уважение, диалог, а иногда только предчувствие и интуиция. Возможно ли всё это перевести в онлайн, возможно ли оцифровать чувства, образы, фантазии? Если молодые актеры репетируют встречу Ромео и Джульетты, возможно ли передать легкое дыхание влюбленных через микрофон и встречу их робких взглядов через вебкамеру? Вероятно, следует экспериментировать с применением современных технических средств в театре для поиска новых форм искусства, но сложно предположить, что это кардинально изменит природу театра, суть которой в живом общении людей.
Особый вопрос в переводе на дистанционное обучение стоит в последипломном обучении врачей [5]. Ранее имелись отдельные сведения об успешном применении информационных технологий в медицинских вузах [7]. На кафедре физической терапии, спортивной медицины и медицинской реабилитации ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России уже был накоплен определенный опыт использования информационных технологий в преподавании таких дисциплин, как «Физиотерапия» и «Лечебная физкультура и спортивная медицина». Внедрены технические средства обучения и контроля по основным разделам специальности. Однако накопленный опыт позволяет утверждать, что всё это не заменяет преподавателя на занятиях, а лишь помогает обучающемуся самостоятельно изучать и закреплять знания по изучаемому предмету.
Очень важно обучить врача практическим навыкам в условиях клинических баз. Например, обучить врача лечебной физкультуры приемам мышечного тестирования без непосредственного участия и контроля преподавателя невозможно. Различные инструменты в форме веб-обучения, например, виртуальные тренажеры и базовые тесты компетентности, могут играть определенную роль в подготовке врача, что в дальнейшем позволит сохранить высокое качество медицинской помощи пациентам. Но при переходе в online-формат становится затруднительно контролировать и корректировать освоение умений и навыков, основанных на физических действиях и требующих непосредственного присутствия преподавателя. В силу этого недостатка практические дисциплины становятся излишне теоретизированными и теряют свою специфику, как следствие – преподавательское искусство теряет мануально-практическую направленность, предполагаемое воздействие учебного процесса на профессиональные компетенции учащихся теряет точность, отчего снижается эффективность обучения в целом. Эта проблема касается обучения любым практическим и мануальным навыкам у врачей различных специальностей, особенно, таких как лечебная физкультура и спортивная медицина, физиотерапия. Трудно объяснить особенности дыхательных движений у пациента с различной патологией, особенностей восстановления экскурсий диафрагмы и разных типов дыхании, экскурсий грудной клетки, развития двигательного акта, сопряженного с дыхательной функцией, что наглядно проявляется на примере пациентов с новой коронавирусной инфекцией. Еще более сложным для анализа и разбора становятся примеры пациентов с неврологической и ортопедо-травматологической патологией. Такие темы, как особенности функционального состояния нервно-мышечной аппарата и сопряженного движения в суставах, особенности проявления атрофического или спастического состояния мышц, особенности проявлений триггерных точек и зон, объема движений в суставах не представляется возможным полностью раскрыть обучающимся без проведения достаточного количества именно практических занятий на разных контингентах пациентов. Даже рассчитать рациональный объем физической нагрузки для пациента дистанционно невозможно без постоянного контакта с ним в динамическом наблюдении.
С другой стороны, использование современных технологий способно дать ощутимый импульс педагогической науке для решения вопросов и проблем организации дистанционного формата обучения. Уже сейчас IT-технологии способны значительно упростить процедуру исследований. Например, процедуры проведения социального опроса и анкетирования стали проще благодаря использованию социальных сетей и файлообменников Google. Это обеспечивает широкий охват опрашиваемой аудитории, экономит время и ресурсы, затраченные на проведение такого исследования. Кроме того, компьютерные программы математической статистики упрощают анализ данных. В целом, развитие технологий способствует междисциплинарному характеру современных исследований. Известны исследовательские работы в области театральной педагогики и актерского творчества с использованием инструментов физиологического контроля, биологическо-обратной связи через ЭЭГ и стабилоплатформу [8]. Исследования подобной направленности актуальны и для восстановительной медицины. Еще одним из сложнейших вопросов становится невозможность отработки мануальных навыков и изучение особенностей работы на современных медицинских тренажерах.
Междисциплинарность как основной тренд современной науки оказывает влияние и на формы организации учебного процесса. И здесь, конечно, использование удаленного обучения и online-формата оказывается эффективным и целесообразным. Прежде всего повышается академическая мобильность ученых исследователей и профессорско-преподавательского состава. С использованием Интернета стало возможным проводить online-совещания и конференции с международным участием без реального присутствия всех участников в одном месте. Ученые могут, находясь в разных городах и странах, подробно обсуждать проблемы и дискутировать в online-формате. Учебные заведения имеют возможность использовать такие возможности академической активности для организации лекции того или иного преподавателя практически для любой аудитории. Таким образом, формируются качественно новые взаимосвязи междумеждисциплинарным подходом в современной науке и современными коммуникационными технологиями в интернет-пространстве, что приводит к возникновению новых форм академической мобильности научного и профессорско-преподавательского состава.На сегодняшний день эти тенденции хорошо заметны во всё более широком включении в педагогический процесс вебинаров и дистанционных мастер-классов, проводимых коллегами из других городов и стран.
Заключение. Данное исследование носит предварительный характер и основано на обсуждении личного педагогического опыта авторов и их коллег по поводу проведения занятий в online-режиме в период самоизоляции. Количество собеседников невелико, но фокус-группу составили преподаватели вузов Москвы гуманитарного, творческого профиля ипрофессорско-преподавательского состава дополнительного профессионального образования врачей РМАНПО. Это позволило предварительно выявить не частные, а общие проблемы, свойственные высшему и дополнительному образованию при переходе на дистанционный формат. Тем не менее, даже при поверхностном взгляде на проблему можно говорить о том, что переход на дистанционное обучение на сегодняшний день имеет ограничения:
— по контингенту учащихся с высокими показателями мотивации к обучению, что обеспечит их самостоятельность, дисциплинированность;
— по необходимости создания серьёзной учебно-методической базы и педагогических наработок, исходя из специфики дистанционного формата, с внедрением IT-технологий в практику преподавания (существует определенная необходимость в организации для профессорско-преподавательского состава специальных пользовательских курсов современными интернет-технологиями);
— по практической ориентации преподаваемых дисциплин.
В целом, выявленные проблемы требуют дальнейшего глубокого и серьёзного исследования, а пока что рассматривать формат дистанционного обучения можно только как частичную замену лекционных и семинарских форморганизации учебного процесса и тестового контроля в ряде практикоориентированых профессий.
Список литературы:
Сведения об авторах
Герасименко Марина Юрьевна – доктор медицинских наук, профессор, проректорпонаучнойработеи инновациям, заведующий кафедрой физической терапии, спортивной медицины и медицинской реабилитацииФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).
Нижельской Виктор Александрович – научный сотрудник кафедры психологии языка и преподавания иностранных языков факультета психологии ФГБОУ ВО «Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова» (Москва); младший научный сотрудник лаборатории физиологии функциональных состояний человека ФГБНУ «НИИ Нормальной Физиологии им. П.К. Анохина» (Москва); старший преподаватель факультета актерского искусства Высшей школы сценических искусств (Театральная школа К. Райкина).
Зайцева Татьяна Николаевна – кандидат медицинских наук, заведующий отделом координации научной деятельности ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).
M.Yu. Gerasimenko – Doctor of Sciences in Medecine, Professor, Vice-rector for research and innovation, head of the Department of physical therapy, sports medicine and medical rehabilitation of the Russian medical Academy of continuing professional education of the Ministry of health of the Russian Federation (Moscow).
V.A. Nizhelskoy – Researcher at the Department of psychology of language and foreign language teaching, Faculty of Psychology, Lomonosov Moscow State University (Moscow); Junior researcher at The laboratory of physiology of human functional states, P.K. Anokhin Research Institute of Normal Physiology (Moscow).
T.N. Zaytseva – PhD in Medecine, Head of the Department of coordination of scientific activities of the Russian medical Academy of continuing professional education of the Ministry of health of the Russian Federation (Moscow).
Abstract: