ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #3/22

УДК 378.046.4-616.31
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования; 3.1.7. Стоматология (медицинские науки)

ПРИНЦИПЫ АНДРАГОГИКИ В НЕПРЕРЫВНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧЕЙ СТОМАТОЛОГОВ-ТЕРАПЕВТОВ В РМАНПО. К 95-ЛЕТИЮ ПРОФЕССОРА В. С. ИВАНОВА

Аннотация:

Статья посвящена 95-летию со дня рождения заслуженного деятеля науки РФ, почетного заведующего кафедрой, доктора медицинских наук, профессора В. С. Иванова. Начиная с 1974 г., он в течение 45 лет руководил одной из наиболее успешных кафедр терапевтической стоматологии в стране, был известным педагогом и врачом. В учебном процессе использовались андрагогические принципы и новые по тем временам методы демонстрации лечения, консультатировании пациентов, обсуждение различных клинических ситуаций в практике врача стоматолога-терапевта.

Ключевые слова:

андрагогика, дополнительное профессиональное образование, специальность стоматология терапевтическая, РМАНПО

14 октября 2022 года исполняется 95 лет со дня рождения Почетного заведующего кафедрой терапевтической стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, профессора Владимира Сергеевича Иванова, бессменно руководившего кафедрой в течение 45 лет. За это время кафедра стала ведущим учебно-методическим центром повышения квалификации врачей стоматологов-терапевтов в стране. На кафедре проводились курсы усовершенствования не только для практикующих врачей, но и для главных специалистов и профессорско-преподавательского состава других ГИДУВов и ФУВов. Профессор В. С. Иванов, будучи выдающимся врачом, педагогом и незаурядной личностью, смог собрать коллектив единомышленников и учеников, которые и по сей день работают  как на кафедре, так  и в других институтах нашей страны.

Можно сказать, что в процессе осуществления своей основной деятельности — усовершенствование знаний, умений и компетенций врача — ЦИУВ–РМАНПО всегда использовал основные методы андрагогики. Андрагогика – это раздел теории обучения, изучающий специфические принципы и правила обучения взрослых людей. Принципы следующие: наличие самого обучающегося (взрослого), его профессионального и жизненного опыта, который может быть использован в качестве важного источника обучения как самого обучающегося, так и его/ее коллег.

Взрослый человек обучается для решения важной жизненной проблемы и достижения конкретной цели.

Взрослый обучающийся рассчитывает на безотлагательное применение полученных в ходе обучения знаний, умений и опыта. Сегодня в центре педагогического и андрогогического процессов находится обучаемый ребенок или взрослый. Однако взрослый берет в свои руки управление своим обучением и постепенно становится homo autostudens – человеком самообучающимся [1, 6, 7].

В определенном смысле андрагогику понимают или представляют как науку, исследующую возможности человека в самореализации на всем протяжении его жизни. Психология человека, его характер, способности, умение ставить цели и достигать их реализуются в разных периодах жизни. Одни раскрывают свои возможности в первой половине жизни, и люди, имеющие опыт прошлого, непрерывно совершенствуют профессиональные компетенции и навыки, легко выстраивают коммуникативные связи [3, 4].

Андрагогический подход к образованию заключается в содействии озарению личности, осознанию своих возможностей, помогает найти свою нишу в профессии и в социуме [2]. Поэтому работа на кафедре организована таким образом, чтобы слушатели, приезжающие на циклы, не только получили новую информацию, но и захотели ее применить в своей практической деятельности (рис. 1).

Рис. 1.  Профессор В. С. Иванов проводит практическое занятие со слушателями (1983 г.)

Безусловным приоритетом в педагогической деятельности сотрудников кафедры терапевтической стоматологии служит освоение и внедрение новых трендов в дополнительном образовании. Все формы организации учебного процесса — практические занятия, дискуссии, деловые игры, кейсы, их клиническая направленность, использование принципов командного обучения — позволяют расширить информационно-коммуникативное пространство [5]. Период пандемии COVID-19 показал, что интернет также может способствовать применению других методов и технологий обучения в дистанционном формате. Процесс адаптации к новым условиям проходил не всегда гладко, однако со временем прочно занял нишу в последипломном образовании.

Таким образом, следование андрагогической модели в дополнительном профессиональном образовании взрослых (врачей стоматологов-терапевтов) открывает скрытые ресурсы для изменения статус-кво и улучшения качества профессиональной деятельности, и не только.

Профессор В. С. Иванов с сотрудниками во время клинических консультаций, лекций и практических занятий не только щедро делились своим клиническим опытом, но и знакомили слушателей с самыми передовыми методами диагностики, профилактики и лечения основных стоматологических заболеваний.

На кафедре существуют традиции, заложенные профессором В. С. Ивановым. Одна из них ‒ общение с аудиторией врачей, имеющих различный клинический опыт. Информация, полученная в ходе такого общения в начале цикла, позволяет составить программу обучения с учетом конкретной аудитории, включить в лекции и практические занятия темы, которые прежде всего интересуют слушателей. В процессе проведения семинаров врачам предлагают делиться опытом применения различных методик, обсуждать конкретные клинические случаи. Практические занятия сочетаются с отработкой мануальных навыков на фантомах.

Сама личность профессора Владимира Сергеевича Иванова, его доброжелательность, уважительное отношение к коллегам и слушателям, к их мнению, желание поделиться своими обширными знаниями — как профессиональными, так и жизненными, — производили неизгладимое впечатление на окружающих. Владимир Сергеевич был харизматичным человеком, знатоком искусства, с широким кругозором и обширными знаниями в различных областях человеческой деятельности. Он любил живопись, сам прекрасно рисовал, был заядлым театралом, интересовался литературными новинками (рис. 2).

Рис. 2. Профессор В. С. Иванов

Кафедра терапевтической стоматологии считает своим долгом и прилагает все усилия для сохранения памяти этого выдающегося человека, воспитывает молодежь в традициях российской науки, ярким примером которых были сама жизнь и научные исследования В. С. Иванова.

 

Список литературы

  1. Змеёв, С. И. Андрагогика: основы теории, истории и технологии обучения взрослых. – М.: Per Se, 2007. – 271 с.
  2. Копылова, А. В. Особенности андрагогической модели в системе повышения квалификации // Вестник ТГПУ. – 2010. – Вып. 10 (100). – С. 43–47.
  3. Змеев, С. И. Проблемы и перспективы применения андрагогических принципов обучения в подготовке и повышении квалификации специалистов // Медицинское образование и вузовская наука. – 2014. – № 1 (5). – С. 123–127.
  4. Дресвянников, В. А. Андрагогика: принципы практического обучения для взрослых. – URL: https://www.elitarium.ru/obuchenie-princip-znanija-opyt-celi-potrebnosti-razvitie-andragogika-sposobnosti/ (дата доступа: 05.10.2022)
  5. Шестак, Н. В., Астанина, С. Ю., Чмыхова, Е. В. Андрагогика и дополнительное профессиональное образование. – М.: Изд-во СГУ, 2008. – 200 с.
  6. Вылегжанина, О. Е., Бавтрушева, М. В. Сравнительный анализ педагогической и андрагогической моделей обучения // Журнал Гродненского ГМУ. – 2009. – № 1. – С. 141–144.
  7. Пичугина, Е. В. Андрагогика – наука об обучении взрослых // Медицинская сестра. – 2009. – № 8. – С. 34–35.

 

 Сведения об авторах

Иванова Елена Владимировна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры терапевтической стоматологии им профессора Иванова В.С. ФГБОУ ДПОРМАНПО Минздрава России (Москва).

Рабинович Илья Михайлович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой терапевтической стоматологии им профессора В. С. Иванова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Сабанцева Елена Геннадиевна – доктор медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии им профессора Иванова В.С. ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Ежова Екатерина Георгиевна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры терапевтической стоматологии им. профессора В. С. Иванова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Почивалин Валерий Павлович – кандидат медицинских наук, доцент кафедры терапевтической стоматологии им профессора Иванова В.С. ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Басова Татьяна Вячеславовна – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры терапевтической стоматологии им профессора В. С. Иванова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в сентябре 2022 г.

 

ANDRAGOGICAL PRINCIPLES IN POSTGRADUATE EDUCATION OF DENTISTS-THERAPISTS IN THE RMACPE. TO THE 95TH ANNIVERSARY OF PROFESSOR V. S. IVANOV

E. I. Ivanova – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of Therapeutic Dentistry named after Professor V. S. Ivanov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

I. M. Rabinovich – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Therapeutic Dentistry named after Professor V. S. Ivanov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

E. G. Sabantseva – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor of the Department of Therapeutic Dentistry named after Professor V. S. Ivanov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

E. G. Yezhova – PhD in Medicine, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Therapeutic Dentistry named after Professor V. S. Ivanov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

V. P. Pochivalin – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Therapeutic Dentistry named after Professor V.S. Ivanov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

T. V. Basova – PhD in Medicine, Assistant of the Department of Therapeutic Dentistry named after Professor V. S. Ivanov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received September 30, 2022

 

Abstract:

The article is dedicated to the 95th anniversary of the birth of the Honored Scientist of the Russian Federation, Honorary Head of the Department, Doctor of Medical Sciences, Professor V. S. Ivanov. Beginning in 1974, for 45 years he headed one of the most successful departments of therapeutic dentistry in the country, was a well-known teacher and doctor. In the educational process, andragogical principles were used and new methods for demonstrating treatment, counseling patients, and discussing clinical situations in the practice of a dentist-therapist were used.

Keywords:

andragogy, additional professional education, specialty therapeutic dentistry, RMACPE.

Профессия 14.10.2022