ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #1/22

УДК 37.018.43: 615
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТОКСИКОЛОГИЯ»

Аннотация:

  Аннотация. В статье представлены особенности преподавания по специальности «Токсикология» с применением дистанционных образовательных технологий, внедренных в образовательный процесс на кафедре клинической токсикологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России на базе НИИ скорой медицинской помощи им. Н. В. Склифосовского ДЗМ с апреля 2020 г. В результате предварительного анализа показаны преимущества этой инновационной формы преподавания на этапе перехода к непрерывному профессиональному обучению врачей с использованием новейших информационно-коммуникационных средств и технологий. Продемонстрирована практическая ориентация учебного материала для получения конкретных знаний, умений и навыков для выполнения трудовых функций врача-токсиколога. Обобщены основные трудности в преподавании и обучении.

Ключевые слова:

дистанционные обучающие технологии, дополнительное профессиональное образование, непрерывное медицинское образование, специальность «токсикология», РМАНПО.

Введение. Профессорско-преподавательский состав кафедры уделяет постоянное внимание вопросам преподавания клинической токсикологии [1–5]. В указанных источниках обсуждались преимущественно проблемы аудиторной формы обучения, однако в связи со сложными эпидемиологическими условиями на повестку дня выдвинулись дистанционные образовательные технологии (ДОТ), применение которых требует дальнейшего анализа [6]. Ряд авторов отмечают появление информационно-коммуникативного пространства в контексте реализации новых методов и технологий обучения, прежде всего в дистанционном формате [7–9]. Формирование современных образовательных технологий стало отражением передовых тенденций всемирного образовательного процесса к глобализации и информатизации с одновременной активизацией роли обучающегося и возрастанием потребности в непрерывном обучении [10]. Указанные изменения нашли свое отражение в приоритетах государственной политики России в области медицинского образования, которые в настоящее время направлены на формирование профессиональных компетенций каждого обучающегося для успешной реализации трудовых функций врача-специалиста. Была внедрена система управления качеством и мониторинга процессов предоставления организациями образовательных услуг, ориентированная на удовлетворение личностных потребностей обучающихся [11, 12]. В результате разработки и утверждения профессионального стандарта «врач-токсиколог» произошло также обновление трудовых функций в специальности «Токсикология», что потребовало от специалистов этого профиля освоения наукоемких медицинских технологий и непрерывного совершенствования навыков их использования [13–15]. В контексте этих изменений обнаружились определенные недостатки аудиторного обучения, так как с учетом индивидуальных возможностей и потребностей обучающихся для них более целесообразной является самостоятельная работа с дополнительными учебными материалами, которые, однако, не всегда доступны. С целью реализации Концепции непрерывного медицинского образования и с учетом  изменившейся эпидемиологической обстановки в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (далее – РМАНПО) были созданы условия для более широкого внедрения ДОТ, основанных на использовании информационно-телекоммуникационных средств и технологий для опосредованного общения (на расстоянии) преподавателя и обучающихся.

Преподавание образовательных материалов или их части с применением сетевой формы, дистанционных образовательных технологий, предусмотрено статьей 15 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Совершенствование законодательной базы позволило Министерству здравоохранения РФ разработать модель непрерывного медицинского образования, в которой не менее 50 % дисциплин может быть представлено в дистанционной форме обучения. Стандартизация дистанционного образования (ГОСТ 53620–2009 «Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные образовательные ресурсы. Общие положения») предоставила возможность активно внедрить данную форму в учебный процесс, однако в настоящее время нет достаточного количества данных, свидетельствующих о ее достоинствах и/или недостатках.

Внедрение данной прогрессивной методологии образования потребовало оценки конкретных результатов обучения врача-токсиколога и других специалистов, оказывающих медицинскую помощь по направлению «Токсикология», что особенно актуально в условиях перехода к активным методам обучения.

Цель исследования: оценка обучающих результатов ДОТ, внедренных в образовательный процесс на кафедре клинической токсикологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Материал и методы. Проведено исследование особенностей преподавания в очной форме с применением ДОТ на 15 циклах по дополнительным профессиональным программам повышения квалификации врачей-специалистов со сроком обучения от 36 до 144 часов и двум дополнительным профессиональным программам профессиональной переподготовки, предназначенным для врачей-токсикологов продолжительностью 576 часов. Лечебной базой кафедры более 30 лет, с момента ее организации, является ГБУЗ «НИИ скорой медицинской помощи им. Н. В. Склифосовского ДЗМ». С использованием возможностей лечебной базы кафедры и применением ДОТ обучено 257 слушателей. В разработке обучающих программ с применением ДОТ и других методических учебных материалов наряду с сотрудниками кафедры клинической токсикологии приняли участие сотрудники Института методологии профессионального развития РМАНПО.

В изменившихся эпидемиологических условиях ряд токсикологических подразделений были перепрофилированы для оказания медицинской помощи пациентам с новой коронавирусной инфекцией, в то же время расширен круг врачей, осуществляющих, помимо профильной патологии, лечение пациентов с острыми химическими отравлениями в отделениях реанимационного и терапевтического профиля. В связи с этим освоение врачебной практики в области клинической токсикологии потребовалось врачам разных специальностей. С целью адаптации учебно-производственного плана кафедры были подготовлены и обновлены дополнительные профессиональные программы повышения квалификации (далее – ДПП ПК) для более широкого круга врачей, оказывающих медицинскую помощь пациентам с острыми химическими отравлениями как в амбулаторных условиях, так и в условиях многопрофильных стационаров. Сотрудниками кафедры и Института методологии профессионального развития были переработаны и размещены на портале непрерывного медицинского и фармацевтического образования (далее – НМиФО) МЗ РФ семь дополнительных профессиональных программ повышения квалификации по темам в области клинической токсикологии для врачей различных специальностей.

В условиях ДОТ применение традиционных видов учебных занятий в лекционно-семинарской системе оказалось невозможным. В качестве эквивалента аудиторной формы обучения для изучения стали доступны слайд-лекции и видеолекции, транслируемые с помощью платформы Mind. В дальнейшем была использована корпоративная интернет-платформа MSTeams, предназначенная для совместной работы, проведения видеоконференций и других онлайн-сервисов, которая предоставляет более широкие возможности для обучения на расстоянии. Слушателям были также доступны учебные материалы в электронном виде (электронные модули). С использованием интернет-ресурсов проводились вебинары, консультации, что было особенно важно для слушателей циклов профессиональной подготовки, готовившихся к прохождению процедуры аккредитации.

Для повышения эффективности обучения широко использовались дидактические материалы в виде учебных модулей, содержавших, наряду с текстовыми фрагментами, таблицами, схемами, алгоритмами действия, также задания, в том числе с проблемными вопросами, что, несомненно, повышало познавательную активность обучающихся. Использование ДОТ позволило преподавателям предоставить слушателям указанный учебный материал для углубленного изучения.  Следует отметить, что в условиях активного обучения возникла мотивация для непрерывного совершенствования всех форм учебных материалов. Более того, преподаватели получили возможность больше времени уделять формированию лекционных, семинарских занятий и вебинаров. Были переработаны учебные материалы, сотрудниками кафедры были подготовлены и прочитаны 20 видеолекций, сформированы электронные учебные модули, демонстрационные материалы к семинарам и вебинарам с использованием компьютерной программы Microsoft PowerPoint. Преподаватели подобрали необходимую для углубленного изучения предмета литературу, сформировали список источников и гиперссылок на интернет-ресурсы (аннотированный перечень лучших сайтов по данной тематике, сайты электронных библиотек), в каждый модуль были включены гиперссылки на слайды внутри модуля и на внешние источники. Возможность углубленно и детально изучать информацию с помощью созданных дополнительных учебных материалов избавляла слушателей от нерационального использования времени на поиски информации в сети Интернет.

Для выявления достоинств и недостатков указанной инновационной методики был применен метод наблюдения. Проводилось анкетирование обучающихся. Основным критерием обучающей эффективности ДОТ являлся анализ результатов обучения. Статистический анализ полученных данных проводили с помощью таблиц сопряженности 2×2, непараметрических критериев c2 (с учетом поправки Йейтса) и точного метода Фишера. В качестве уровня статистической значимости принимали p <0,05.

Результаты. Как показано на рис. 1, число обучающихся при использовании ДОТ значительно (в 3 и 1,8 раза соответственно) возросло в зависимости от тематики, связанной с оказанием неотложной помощи при острых отравлениях, и профиля специалистов, проходящих обучение (врачи скорой медицинской помощи, врачи-токсикологи).

В результате внедрения ДОТ в образовательный процесс на кафедре клинической токсикологии было отмечено изменение контингента слушателей: если ранее обучающиеся на кафедре были представлены в основном врачами из Москвы и Московской области, то с апреля 2020 г. к ним присоединились специалисты Ростова-на-Дону, Воронежа, Республики Адыгея (Майкоп), Пензы, Уфы, Ульяновска, Белгородской области (Старый Оскол), Мурманска, Ижевска, Махачкалы и Республики Башкортостан.

На рис. 1 отмечено почти трехкратное увеличение числа регионов, специалисты которых обучены по направлению «Токсикология» – от 4 до 11. Применение ДОТ в образовательном процессе кафедры не вызвало потери численности обучающихся, напротив — в сложных эпидемиологических условиях указанные циклы были востребованы как среди врачей-токсикологов, так и врачей прочих специальностей.

При этом дополнительные положительные результаты были достигнуты благодаря проведению коротких обучающих циклов продолжительностью 36 часов. Внедрение такой формы повышения квалификации с использованием ДОТ в преподавании по теме «Неотложная помощь при острых отравлениях» вызвало трехкратное увеличение числа слушателей по сравнению с реализацией подобной программы в условиях традиционного обучения. Выявленная тенденция была отмечена и в обучении по программе ДПО ПК по специальности «Токсикология» для врачей-токсикологов. В то же время на циклах по программе ДПО ПК по теме «Токсикология», реализованной в традиционной форме для врачей разных специальностей, численность обучающихся на 10 % превышала подобные циклы с использованием ДОТ.

В режиме ДОТ обучающиеся могли задавать вопросы в коммуникационных сетях и общаться с преподавателями и между собой в реальном времени, что не всегда было возможно при традиционной форме обучения. Несомненным преимуществом ДОТ была предоставленная преподавателю возможность в процессе обучения контролировать и оценивать усвоение материала, наблюдать, с какими результатами и как быстро каждый слушатель осваивает необходимый объем знаний и умений. Этому способствовала разработанная система контроля в виде подбора контрольных вопросов, тестов и свит-кейс заданий, включающих моделирование ситуаций, связанных с необходимостью формирования алгоритмов диагностики, лечения и реабилитации, на основе конкретных клинических случаев.

Наряду с позитивными тенденциями применение ДОТ выявило недостаточное развитие информационно-коммуникационных технологий как в образовательных, так и в лечебно-профилактических организациях. Это было связано не столько с отсутствием современного компьютерного оборудования, включающего видео- и аудиосистемы, сколько с недостаточно развитыми навыками работы обучающихся в сети Интернет.  По проведенным опросам была отмечена потребность преподавателей и слушателей в повышении знаний в области компьютерных технологий.

На рис. 2 представлены результаты анализа преподавания, проведенного на основании сравнения доли правильных ответов при традиционной форме обучения и при обучении с использованием ДОТ.

Как видно из рис. 2, внедрение обучения с применением ДОТ привело к значительному увеличению доли правильных ответов при различных видах тестирования – как промежуточного, так и итогового. Если при традиционной аудиторной форме обучения в ходе промежуточной и итоговой аттестации слушатели давали соответственно 36 % и 65 % верных ответов, то при обучении с применением ДОТ их количество увеличилось на 8% и 20% соответственно, то есть в 1,2 и 1,4 раза.

Основной трудностью в обучении с применением ДОТ явилась зависимость учебного процесса от функционирования компьютерного оборудования и сети Интернет. При анкетировании обучающихся также зафиксирована потребность в более широком предоставлении клинических разборов пациентов. Отмечено, кроме того, что при использовании ДОТ значительно сложнее установить непосредственный эмоциональный контакт слушателей и преподавателей.

Обсуждение. Данные, полученные нами в результате первой попытки оценить эффективность ДОТ в обучении по направлению «Токсикология» [6], побудили нас к расширенному исследованию этой проблемы. Нами установлено, что внедрение ДОТ в процесс обучения на кафедре клинической токсикологии способствовало улучшению качества преподавания за счет переработки и актуализации учебных материалов, предоставленных слушателям для освоения. Чтобы привлечь дополнительное количество обучающихся, необходимо было переосмыслить и дополнить уже имеющиеся разделы занятий. Эти усилия были обусловлены несомненным повышением активности обучающихся, которые в изменившихся условиях непрерывного образования получили возможность выбирать направления обучения в соответствии с расширением трудовых функций, в частности, связанных с необходимостью участия в оказании помощи пациентам с острыми химическими отравлениями [16]. В первую очередь это оказалось актуальным в отношении оказания неотложной помощи при острых отравлениях на догоспитальном этапе – для специалистов разного профиля, а в расширенном объеме – для токсикологов.

Выявленное нами изменение структуры контингента слушателей также свидетельствовало о преимуществах дистанционных технологий, прежде всего благодаря возможности изучать материал непосредственно в месте проживания и работы без необходимости выезжать в образовательную организацию, что обусловило приток специалистов из территориально отдаленных регионов.

Мы наблюдали подобное резкое увеличение числа участников (700 в 2020 г. из 1300 за последние 5 лет) и числа регионов (с 7 до 22) при дистанционном проведении одного из научно-практических мероприятий, аккредитованных в системе НМФО [5].

Особый интерес обучающихся вызвали короткие циклы продолжительностью от 36 до 72 часов, на которых учебный материал был доступен в концентрированном виде, но с возможностью более углубленного изучения благодаря предоставленной в электронном виде учебной литературе [17]. В тоже время указанные циклы, как мы считаем, не должны полностью заменить другие формы с более продолжительным сроком обучения, содержащие более широкий спектр компетенций, совершенствуемых в процессе обучения и приобретаемых вновь.

Востребованность коротких циклов повышения квалификации длительностью 36 часов была также отмечена при участии кафедры в организации и обеспечении цикла повышения квалификации, посвященного актуальным проблемам лечения новой коронавирусной инфекции. Здесь следует отметить, что обучающимся медицинским работникам – сотрудникам образовательной организации — не так часто приходилось оказывать медицинскую помощь при данной патологии, и поэтому, по имеющемуся опыту, подобные циклы с применением ДОТ позволяли поддерживать и совершенствовать необходимые профессиональные умения и навыки [17].

Отмеченное нами выше превышение числа слушателей на циклах по программе ДПО ПК по теме «Токсикология», реализованной в традиционной форме для врачей разных специальностей, по сравнению с циклами, проводившимися в форме ДОТ, на наш взгляд, свидетельствует о постепенном характере роста потребности в непрерывном обучении.

Подобная ситуация может быть связана с тем, что традиционные формы обучения в период до распространения коронавирусной инфекции проводились на базе крупных лечебно-профилактических организаций, что позволяло включить в этот процесс значительное число слушателей. В сегодняшней сложной эпидемиологической ситуации врачам предоставлено право самим выбирать программу ДПО ПК по теме «Токсикология», и то, что они ее выбрали, свидетельствует о востребованности указанного направления обучения.

Несомненным преимуществом ДОТ для слушателей явилась возможность освоения материала в приемлемом темпе. Это позволило реализовать индивидуальный подход к обучению, что привело к повышению его качества как со стороны преподавателей, так и слушателей. В отличие от аудиторной формы, в процессе обучения с применением ДОТ, в том числе и за пределами основного учебного времени, обучающиеся получили возможность неоднократно повторно обращаться к электронной базе учебных материалов, доступных в период проведения цикла, для закрепления приобретенных компетенций соответствии с индивидуальными потребностями.

В свою очередь, качество обучения, несомненно, зависело от эффективного взаимодействия преподавателя и слушателей, физически разделенных расстоянием, что затрудняет установление непосредственного эмоционального контакта. В этом случае, по нашему мнению, существенную помощь могут оказать используемые педагогические онлайн-технологии и разработанные учебно-методические материалы в электронном виде, а также способы их доставки и налаженная обратная связь, что было отмечено и ранее [18, 19].

Несомненное преимущество дистанционного обучения подтвердили результаты итоговой оценки знаний, которые наглядно показали высокую обучающую эффективность этой инновационной формы преподавания. Вместе с тем, получение подобных результатов зависело от тщательной подготовки фонда оценочных средств, который должен был полностью соответствовать предоставленным учебным материалам.

Заключение. Обучение с применением ДОТ является эффективной образовательной технологией, позволяющей также облегчить междисциплинарное взаимодействие по другим направлениям. Его несомненное преимущество – индивидуализация обучения и повышение компьютерной грамотности обучающихся. Рассмотренный вариант образовательной технологии продемонстрировал свою эффективность для организации обучения слушателей по актуальным тематическим циклам повышения квалификации сегодняшнего дня, в частности по вопросам медицинской помощи при новой коронавирусной инфекции. Перспективным направлением ДОТ может стать расширение возможностей слушателей в приобретении практических навыков и опыта деятельности путем внедрения дистанционных клинических разборов пациентов и проведения мастер-классов в онлайн-формате. На современном этапе дистанционное образование представляет собой новое, перспективное направление, которое требует дальнейшего теоретического исследования и углубленной практической разработки.

Выводы.

  1. Внедрение в образовательный процесс на кафедре клинической токсикологии циклов по теме «Неотложная помощь при острых отравлениях» длительностью обучения 36 часов в форме ДОТ способствует повышению познавательной активности в совершенствовании профессиональных компетенций, на что указывает трехкратное увеличение числа обучающихся.
  2. Внедрение инновационных дистанционных технологий обучения в образовательный процесс на кафедре клинической токсикологии сопровождается улучшением результатов обучения с увеличением доли правильных ответов как при промежуточном, так и итоговом тестировании – на 8 % и 20 % соответственно, причем во втором случае — статистически значимо.

 

Список литературы:

  1. Лужников, Е. А., Гольдфарб, Ю. С., Остапенко, Ю. Н., Суходолова, Г. Н. Современные достижения клинической токсикологии и последипломное образование // В кн.: Последипломное медицинское образование на современном этапе. – М.: Изд. дом М-Вести, 2000. – С. 146–152.
  2. Леженина, Н. Ф., Гольдфарб, Ю. С., Остапенко, Ю. Н., Астанина, С. Ю., Страхов, С. И., Суходолова, Г. Н., Маткевич, В. А., Поцхверия, М. М. Обучающая роль научно-практических мероприятий по специальности «Токсикология» // Педагогика профессионального медицинского образования: научно-методический электронный журнал. – 2019. – № 1. – URL: http://www.profmedobr.ru/articles/obuchajushhaja-rol-nauchno-prakticheskih-meroprijatij-po-specialnosti-toksikologija/ (Дата обращения: 24.01.2022).
  3. Гольдфарб, Ю. С., Кабанова, С. А., Поцхверия, М. М., Леженина, Н. Ф., Остапенко, Ю. Н., Слепцов, В. И. Организационные, научные и педагогические аспекты клинической токсикологии в России // В кн.: 5-й съезд врачей неотложной медицины: Вызовы современности и неотложная медицина (к 10-летию создания МОО НПО ВНМ и научно-практического Журнала им. Н. В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь»): Материалы съезда (15–16 октября 2021 г.). – М.: НПО ВНМ, НИИ СП им. Н. В. Склифосовского ДЗМ, 2021. Труды института, Т. 248. – С. 219–220.
  4. Гольдфарб, Ю. С., Кабанова, С. А., Леженина, Н. Ф., Поцхверия, М. М., Остапенко, Ю. Н., Слепцов, В. И. Становление, развитие и деятельность кафедры клинической токсикологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования // Токсикологический вестник – 2021. – № 3. – С. 2–13.
  5. Гольдфарб, Ю. С., Кабанова, С. А., Леженина, Н. Ф., Слепцов, В. И., Поцхверия, М. М., Остапенко, Ю. Н., Богопольский, П. М. Исторические аспекты развития государственной системы обучения в области клинической токсикологии в России // Журнал им. Н. В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь». – 2021. – № 10 (3). – С. 610–626.
  6. Леженина, Н. Ф., Гольдфарб, Ю. С., Поцхверия, М. М., Остапенко, Ю. Н. Дистанционные обучающие технологии – возможности и перспективы в преподавании по направлению «Токсикология» // В кн.: 5-й съезд врачей неотложной медицины: Вызовы современности и неотложная медицина (к 10-летию создания МОО НПО ВНМ и научно-практического журнала им. Н. В. Склифосовского «Неотложная медицинская помощь»): Материалы съезда (15–16 октября 2021 г.). – М.: НПО ВНМ, НИИ СП им. Н. В. Склифосовского ДЗМ, 2021. Труды института, Т. 248. – С. 229–230.
  7. Невоструева, А. Ф. Единое информационно-коммуникационное пространство: теория и реальность // Дискуссия. – 2012. – № 10. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/edinoe-informatsionno-kommunikatsionnoe-prostranstvo-teoriya-i-realnost (дата обращения: 20.01.2022).
  8. Калмыков, А. А. Что такое информационно-коммуникативное пространство? [Электронный ресурс] URL: http://ru/wpress/2010/03/10/1004/ (дата обращения:20.01.2022).
  9. Шестак, Н. В., Астанина, С. Ю., Чмыхова, Е. В. Андрагогика и дополнительное профессиональное образование. – М.: Изд-во СГУ, 2008. – 200 с.
  10. Авдеенко, А. В. Проблемы информационно-коммуникативного пространства современного образования [Электронный ресурс] URL: http://pgu.ru › upload › iblock › uch_2014_xpdf (дата обращения 20.01.2022).
  11. Недвецкая, М. Н., Коробова, Е. В., Овчарова, А. А. Использование информационных и коммуникационных технологий в процессе управления информационным пространством образовательной организации // МНКО. ‒ 2017. ‒ № 6 (67). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ispolzovanie-informatsionnyh-i-kommunikatsionnyh-tehnologiy-v-protsesse-upravleniya-informatsionnym-prostranstvom-obrazovatelnoy (дата обращения: 20.01.2022).
  12. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 21 ноября 2017 г. № 926н «Об утверждении Концепции развития непрерывного медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2021 года» [Электронный ресурс] https://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2017/926.pdf. (дата обращения: 20.01.2022).
  13. Приказ Минтруда России от 11.03.2019 № 141н «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-токсиколог» (зарегистрировано в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.04.2019, регистрационный № 54304) [Электронный ресурс] http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_322170/ (дата обращения: 03.02.2022).
  14. Астанина, С. Ю. Фундаментальная подготовка врачей в системе требований профессиональных и образовательных стандартов // Право и образование. – 2018. – № 12. – С.4–14.
  15. Астанина, С. Ю. Типы и виды учебно-профессиональных задач в фундаментальной подготовке врачей // Самарский научный вестник. – 2018. – Т. 7. — № 4 (25). – С. 292–299.
  16. Веселкова, Е. Г. Медицинское образование в России: история, современное состояние, принципы // Педагогика профессионального медицинского образования: научно-методический электронный журнал. – 2018. – № 3. – URL: http://www.profmedobr.ru/articles/medicinskoe-obrazovanie-v-rossii-istorija-sovremennoe-sostojanie-principy/ (дата обращения: 24.01.2022).
  17. Стремоухов, А. А., Топчий, Н. В., Смирнова, М. А., Красильникова, О. И. Неотложная помощь в общей врачебной практике: вопросы и ответы // Педагогика профессионального медицинского образования: научно-методический электронный журнал. – 2018. – № 2. – URL: https://www.profmedobr.ru/articles/neotlozhnaja-pomoshh-v-obshhej-vrachebnoj-praktike-voprosy-i-otvety/ (дата обращения: 24.01.2022).
  18. Давлеткиреева, Л. З., Сухомлин, В. А., Андропова, Е. В., Иванов, Н. Е., Якушин, А. В. Интернет-конференция-конкурс как технология сбора лучшей практики и творчества преподавателей // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2012. – № 4. – С. 86–98.
  19. Вырво, А. В. Современные требования к разработке и созданию электронных информационно-образовательных ресурсов // В кн.: Электронная информационно-образовательная среда вуза: проблемы формирования, контекстного наполнения и функционирования. IV Всероссийская методическая конференция (Киров, 19 ноября 2015 года) / под ред. Е. А. Ходыревой. – 2015. – С. 54–57.

  

Сведения об авторах

Гольдфарб Юрий Семенович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий отделом внешних научных связей, научный сотрудник отделения острых отравлений и соматопсихиатрических расстройств ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ», заведующий кафедрой клинической токсикологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

Леженина Наталья Федоровна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической токсикологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

Поцхверия Михаил Михайлович – кандидат медицинских наук, заведующий научным отделением острых отравлений и соматопсихиатрических расстройств ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ», доцент кафедры клинической токсикологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Москва).

Остапенко Юрий Николаевич – кандидат медицинских наук, доцент, руководитель отдела развития банка данных по острой химической патологии ФГБУ НПТЦ ФМБА России, ведущий научный сотрудник отделения острых отравлений и соматопсихиатрических расстройств ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ», доцент кафедры клинической токсикологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, главный токсиколог Минздрава РФ и ДЗМ (Москва).

Ельков Александр Никонорович – кандидат физико-математических наук, старший научный сотрудник отделения лечения острых отравлений и соматопсихиатрических расстройств ГБУЗ «НИИ СП им. Н.В. Склифосовского ДЗМ» , сотрудник кафедры клинической токсикологии ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия последипломного образования» Минздрава России (Москва).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию в феврале 2022 г.

 

 APPLICATION OF REMOTE EDUCATIONAL TECHNOLOGIES IN TRAINING DOCTORS FOR THE SPECIALTY «TOXICOLOGY»

 Yu. S. Gol’dfarb – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of clinical toxicology of the RMACPE, Head of the Department of external scientific relations, Researcher of the Department of acute poisoning and somatopsychiatric disorders of the Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine (Moscow).

N. F. Lezhenina – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of clinical toxicology of the RMACPE (Moscow).

M. M. Potskhveria – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of clinical toxicology of the RMACPE, Head of the Department of acute poisoning and somatopsychiatric disorders of the Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine (Moscow).

Yu. N. Ostapenko – PhD in Medicine, Associate Professor, Department of clinical toxicology of the RMACPE, Leading researcher of the Department of acute poisoning and somatopsychiatric disorders of the Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine, Head of Department in the Scientific and Practical Toxicology Center of the Federal Medical-Biological Agency of Russia, Chief freelance specialist-toxicologist in the Ministry of Health of Russia and the Moscow Department of Healthcare (Moscow).

A. N. Elkov – PhD in Physics-Mathematical Sciences, Senior researcher of the Department of acute poisoning and somatopsychiatric disorders of the Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine, Employee of the Department of clinical toxicology of the RMACPE (Moscow).

Received February 14, 2022

Abstract:

At the article there are presented the basic features of teaching in the field of «Toxicology» specialty with the use of remote/distance learning technologies introduced into the educational process at the Department of Clinical Toxicology of the  Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education of «The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation on the basis of the Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine, Public Healthcare Institution of Moscow Healthcare Department beginning from April 2020. As a result of the preliminary analysis there are shown the advantages of the innovative teaching methodology in the implementation of the transition to active methods of teaching doctors using the latest information and communication tools and technologies. As the result there have been demonstrated main advantages of practical orientation of educational materialin obtaining specific professional competencies for the implementation of the labor functions of the toxicologist. Also there are summarized the main difficulties in the process of teaching and learning

Keywords:

remote/distance learning technologies, additional professional education, continuous medical education, specialty «toxicology», RMACPE.

Практика 16.03.2022