Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
В соответствии с требованиями безопасности больного врач любой специальности обязан уметь диагностировать критическое состояние и оказывать экстренную медицинскую помощь. Требования закреплены законодательно в профессиональных стандартах и Федеральных государственных образовательных стандартах высшего образования по направлениям подготовки, включены в процедуру первичной специализированной аккредитации (ПСА) как станции практикоориентированного этапа «Экстренная медицинская помощь» и «Базовая сердечно-легочная реанимация» [1, 2, 3].
В течение 2021 г. на базе Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ДПО РМАНПО процедуру ПСА прошли более 2000 врачей, закончивших ординатуру или прошедших профессиональную переподготовку в 2020-2021 гг. Главная особенность подготовки врачей в этот период времени – высокая доля онлайн-обучения в связи с пандемией COVID-19.
Протокол выполнения навыка на станции «Экстренная медицинская помощь» подразумевает три последовательных алгоритма, регламентирующих диагностику критического состояния ABCDE, экстренную врачебную помощь при десяти критических ситуациях, расширенную сердечно-легочную реанимацию (СЛР) в амбулаторных условиях. Закономерно, что большие сложности на практикоориентированном этапе вызывало оказание экстренной медицинской помощи, так как эти навыки осваивают только при очном обучении. Большинство ошибок были типичными и не зависели от специализации аккредитуемых.
Цель настоящей работы: определить типичные нарушения алгоритмов диагностики критического состояния ABCDE и расширенной сердечно-легочной реанимации на станции «Экстренная медицинская помощь» практикоориентированного этапа первичной специализированной аккредитации.
Материалы и методы исследования
Владение навыками диагностики критического состояния ABCDE и алгоритма СЛР на станции «Экстренная медицинская помощь» оценивалось по чек-листам 1000 специалистов, проходивших процедуру ПСА с мая по декабрь 2021 г. Чек-листы выбирали случайным образом независимо от варианта подготовки (ординатура или профессиональная переподготовка) и медицинской специальности. В исследование не включали проходивших процедуру ПСА по специальностям «Анестезиология и реаниматология», «Скорая медицинская помощь», «Токсикология».
Статистическую обработку материала проводили с помощью программы SPSSv.20. Оценивали относительную частоту верного выполнения алгоритма диагностики критического состояния ABCDE и СЛР. Данные были представлены в виде «Относительная частота правильного выполнения навыка (в %) ± стандартная ошибка». Для сравнения долей применяли критерий Х2. Различия между параметрами признавали статистически значимыми при вероятности р <0,05.
Результаты исследования и их обсуждение
Алгоритм диагностики критического состояния ABCDE предполагает последовательную оценку нарушений по пяти пунктам – проходимости дыхательных путей, дыхания, кровообращения, неврологического статуса и данных общего осмотра.
При демонстрации алгоритма ABCDE последовательность действий без ошибок выполнили 28,9 ± 1,4 % человек, с одной ошибкой -14,9 ± 1,1 %, с двумя ошибками -17,4 ± 1,1%, с тремя и более ошибками — 38,8 ± 1,5 % аккредитуемых, в том числе 6,2 ± 0,7 % человек с ошибками в каждом пункте алгоритма.
Таким образом, только четверть экзаменуемых выполнили алгоритм диагностики критических состояний ABCDE без ошибок и в полном объеме.
Рассмотрим частоту правильной оценки критических нарушений по пунктам алгоритма ABCDE.
Пункт А – проходимость дыхательных путей. Аккредитуемые редко ошибались при оценке проходимости верхних дыхательных путей. Так, своевременно и правильно ее исследовали 90,5 ± 0,9 % человек.
Пункт В – оценка дыхания – в соответствии с чек-листом станции подразумевает пульсоксиметрию, аускультацию легких, перкуссию грудной клетки, подсчет частоты дыхательных движений в соответствии с требованиями алгоритма, обследование трахеи и вен шеи. При оценке дыхания действия выполнили правильно около 2/3 аккредитуемых – 65,7 ± 1,5 % (р <0,05 по сравнению с пунктом А).
Пункт С – оценка циркуляции – включает исследование периферического пульса, измерение артериального давления, аускультацию сердца, снятие электрокардиограммы, забор крови для последующего анализа, проверку симптома «белого пятна» и оценку цвета кожных покровов. На этом этапе верно действовали 59,5 ± 1,5 % человек (р <0,05 по сравнению с пунктом А; различия с пунктом В статистически незначимы). Обращал на себя внимание тот факт, что часть аккредитуемых совсем не оценивали циркуляцию.
Пункт D – оценка неврологического статуса – состоит из самого малого числа действий по сравнению с другими пунктами: оценка реакции зрачков, гликемии капиллярной крови с помощью глюкометра и последующей интерпретации результата, оценки тонуса мышц. Частота ошибок при оценке неврологического статуса была незначительно выше, чем при исследовании циркуляции. Так, верно выполнили все действия 59,1 ± 1,5 %, что составляет чуть менее 2/3 всех аккредитуемых (р <0,05 по сравнению с пунктом А; различия с пунктом С статистически незначимы).
Пункт Е – общий осмотр – последняя часть блока диагностики критического состояния. По чек-листу она включает пальпацию живота в четырех точках, пальпацию пульса на бедренных артериях, осмотр спины, голеней и стоп, термометрию и ректальное исследование при наличии показаний. Полностью этот пункт выполнили всего 39,7 ± 1,5 % человек, то есть около 2/3 аккредитуемых общий осмотр проводили неполно или совсем не проводили (р <0,05 по сравнению с пунктом А и пунктом D).
Таким образом, по частоте ошибок в действиях можно выстроить цепочку «Общий осмотр – неврологический статус, циркуляция, дыхание – проходимость верхних дыхательных путей». То есть, чем дальше в алгоритме ABCDE находится действие, тем чаще аккредитуемые ошибаются при демонстрации навыка. Особые проблемы вызывала необходимость провести общий осмотр больного, при котором аккредитуемые демонстрировали наибольшее число ошибок.
Независимо от исходной ситуации и действий через 4,5 минуты у «пациента» происходила остановка сердечной деятельности. Аккредитуемый начинал реанимационные мероприятия в соответствии с протоколом. Алгоритм СЛР по чек-листу включал последовательность действий по диагностике остановки кровообращения, началу реанимационных мероприятий и мониторинга, оценке ритма и дефибрилляции, подготовке и введению лекарственных средств.
При остановке кровообращения треть аккредитуемых оценивала наличие сознания (31,8 ± 1,4 %) и менее половины – наличие дыхания (43 ± 1,6 %).
Компрессии грудной клетки начинали своевременно 78,4 ± 1,3 % человек. Задержка комплекса СЛР часто была связана с попытками дефибрилляции без предшествовавших компрессий грудной клетки, которые требовались в соответствии с паспортом станции.
Искусственную вентиляцию легких мешком Амбу, предусмотренную протоколом первого цикла СЛР в чек-листе, осуществляли 70,7 ± 1,4 % аккредитуемых.
Собственный сердечный ритм с остановкой компрессий грудной клетки проводили 73,4 ± 1,3 %. Остальные аккредитуемые определяли сердечный ритм больного на фоне продолжающихся компрессий грудной клетки. Четко идентифицировали угрожающие жизни нарушения ритма (фибрилляцию желудочков, желудочковую тахикардию) 86 ± 1,1 % человек. Три четверти аккредитуемых – 76,4 ± 1,3 % – верно определили асистолию на мониторной ЭКГ (р <0,05 по сравнению с фибрилляцией желудочков).
При наличии показаний дефибрилляцию выполняли своевременно и технологически правильно около 3/4 аккредитуемых – 77,3 ±1,3 %. Остальные врачи выполняли манипуляцию со значительным опозданием или не выполняли ее вовсе. Также приблизительно каждый четвертый врач выполнял дефибрилляцию при асистолии желудочков (22,3 ± 1,3 % случаев).
Проходимость дыхательных путей с помощью воздуховода Гведела в соответствии с требованиями чек-листа обеспечили 56,2 ± 1,3 % (р <0,05 по сравнению с началом компрессии, проведением дефибрилляции). Остальные врачи проводили манипуляцию с грубыми ошибками или не использовали воздуховод Гведела.
Обязательный пункт чек-листа в блоке СЛР – подготовка и применение эпинефрина. Его своевременно назначили 74 ± 1,3 % аккредитуемых. Важно зафиксировать факт, что 29,3 ± 1,4 % врачей назначили эпинефрин без показаний, когда на мониторе фиксировали фибрилляцию желудочков.
Ошибки при демонстрации сформированных устойчивых навыков на втором этапе ПСА связаны с высокой стрессогенностью станции и дефектами подготовки аккредитуемых, в том числе связанных с эпидемиологической ситуацией.
Из-за пандемии COVID-19 очное обучение на длительный период было приостановлено или сильно ограничено. Тем не менее, с сентября 2020 г. аккредитационно-симуляционный центр продолжил работать в обычном режиме. Часть обучившихся уехала в другие города РФ, другая часть была занята на рабочем месте в инфекционных стационарах. Поэтому большинство прошедших обучение в ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России не имели возможности пройти очную подготовку в симуляционном центре. Большой временной интервал между обучением и процедурой ПСА, невозможность дистанционной подготовки и ограничения в связи с пандемией COVID-19, высокая стрессогенность ситуации, редкое использование навыков экстренной помощи в ежедневной практике привели к высокой частоте ошибок на станции «Экстренная медицинская помощь» [4, 5, 6, 7].
Перед прохождением процедуры первичной специализированной аккредитации мы рекомендуем освежить навыки экстренной медицинской помощи в симулированных условиях, освоить приемы одновременной демонстрации навыка и его комментирования [7]. Короткий подготовительный цикл перед процедурой активирует ранее сформированные, но редко используемые навыки экстренной медицинской помощи, и будет способствовать успешному прохождению процедуры первичной специализированной аккредитации [4, 7].
Выводы
Список литературы
Сведения об авторах
Валетова Валерия Вячеславовна – доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии, руководитель Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Богданов Аркадий Кириллович – преподаватель Мультипрофильного аккредитационно-симуляционного центра ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Гридчик Ирина Евгеньевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры анестезиологии и реаниматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию в апреле 2022 г.
V. V. Valetova – Doctor of Science in Medicine, Professor of the Department of Anesthesiology and Resuscitation, Head of the Multiprofile Accreditation and Simulation Center of the RMACPE (Moscow)
A. K. Bogdanov – Lecturer of the Multiprofile Accreditation and Simulation Center of the RMACPE (Moscow)
I. E. Gridchik – Doctor of Science in Medicine, Professor of the Department of Anesthesiology and Resuscitation of the RMACPE (Moscow)
Received April 25, 2022
Abstract:
Keywords: