ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

  • 1 декабря 2020

    Поздравляем всех наших авторов и читателей, коллег и сотрудников, а также всех тех, кто когда-либо здесь работал или учился, с 90-летием Академии! Желаем успехов и здоровья!

  • 16 ноября 2020

    Выходит в свет третий номер нашего журнала за 2020 год. Читайте наши статьи, становитесь нашими авторами!

  • 14 ноября 2020

    К юбилею Академии мы публикуем отрывок из выходящей в свет книги Л.К. Мошетовой, Д.А. Сычева, М.М. Кнопова, Н.Л. Власовой «90 лет служения Отечеству. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования». В ней дана характеристика основных этапов становления и развития академии в…

Выпуск #2/21 НГИУВ

УДК 37.018.43
Шифр специальности ВАК 13.00.08

ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ПРАКТИКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Аннотация:

Процессы цифровизации в области медицины, особенно с учетом событий последних лет, ускорили процесс внедрения дистанционных технологий в медицинских вузах и медицинских организациях, осуществляющих образовательную деятельность. Реализуются современные практики преподавания и различные варианты организации занятий, используются интерактивные наглядные пособия, визуальный учебный контент. Назрела необходимость решения вопроса успешного и эффективного использования накопленных ресурсов и дальнейших перспектив как с точки зрения преподавателей, так и обучающегося контингента. Данным актуальным вопросам посвящена статья «Перспективные практики дистанционного обучения».

Ключевые слова:

информационно-образовательная среда медицинских вузов; образовательные платформы; ординаторы; организация дистанционных занятий; визуальный учебный контент; вебинар; коммуникация; чат; проектирование учебного курса; видеолекции; слайд-лекции; онлайн трансляция, видеоконференцсвязь, РМАНПО.

Дистанционное обучение в настоящее время стремительно развивается, и затрагивает даже такую, казалось бы, консервативную, стремящуюся сохранить традиционные формы обучения область, как медицинское образование..

Процессы цифровизации в области медицины являются важнейшей составляющей нескольких национальных проектов: «Здравоохранение», включающего внедрение системы непрерывного образования медицинских работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий; Федерального проекта создания механизмов взаимодействия медицинских организаций на основе единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения и внедрения цифровых технологий и платформенных решений; «Образование», направленного на создание современной и безопасной цифровой образовательной среды; «Цифровая экономика». Это обстоятельство, а также пандемия, охватившая страны всего мира и изменившая его, ускорили процесс внедрения дистанционных технологий в медицинских вузах и других медицинских организациях, осуществляющих образовательную деятельность.

В Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) разработана стратегия развития академии до 2024 года. Она охватывает такие направления развития цифровых технологий,  как формирование единой информационно-образовательной среды системы непрерывного профессионального медицинского образования, унификацию образовательных программ, электронных образовательных модулей и оценочных средств, формирование Единого банка электронных образовательных модулей и оценочных средств, создание Единого информационного пространства с филиалами Академии и т. д. Осуществляется модернизация деятельности кафедр, акцент  переносится с преподавания на разработку интерактивных учебных курсов и тьюторство [2].

На кафедрах академии внедряются современные практики преподавания [1]. Реализуются различные варианты организации занятий – обучение с использованием слайд-лекций, которые содержат не только текстовую информацию, но и видео- и аудиосопровождение слайдов учебных презентаций, вращающиеся 3D фотографии с возможностью панорамного обзора в 360º. Организуются онлайн-трансляции лекций с возможностью дистанционного взаимодействия преподавателей и обучающихся (чат, голосовая связь), трансляция видеозаписей лекционных занятий [3]. Для разработки учебных курсов, тестов и видеолекций интерактивных наглядных пособий используется конструктор iSpring, позволяющий добавлять видеоматериалы с YouTube, аудио- и видеосопровождение, веб-объекты, интерактивные тестовые задания.

Для организации научных конференций, вебинаров, организации образовательной деятельности в академии накоплен опыт использования различных образовательных платформ, систем видеоконференцсвязи: Zoom, Mind, Microsoft Teams, «Майкрософт 365». Эти платформы предоставляют возможность обучаться в виртуальной комнате, проводить онлайн-лекции и вебинары, демонстрировать презентации, записи на рабочем столе, организовать коммуникацию между преподавателями, обучаемыми, обмениваться информацией, сообщениями и т. д. [5].

Имеющиеся ресурсы нужно использовать эффективно, оценивать успешность практик их применения и дальнейшие перспективы. Причем оценивать успешность дистанционных образовательных технологий необходимо не только с точки зрения преподавателей, но и с точки зрения обучаемых. Поэтому в отделе электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Института методологии профессионального развития РМАНПО было проведено исследование оценки состояния и перспектив дистанционного обучения в высшем медицинском образовании.

В глубинном интервью приняли участие 16 ординаторов кафедры судебной медицины РМАНПО. Небольшое количество участников опроса обусловлено качественным характером исследования, который позволил детально взглянуть на процесс организации дистанционного обучения и перспективные направления с точки зрения ординаторов, найти реперные точки, которые позволили бы организовать более масштабный исследовательский проект. Некоторые участники проведенного исследования имеют опыт участия в дистанционном процессе и в качестве обучаемых, и в качестве преподавателей медицинских колледжей. Трое из опрошенных ординаторов не обучались дистанционно.

Цель исследования состояла в выявлении успешных практик применения дистанционных технологии в образовательном процессе академии.

Организация занятия. Один из блоков исследовательского проекта был посвящен обсуждению вариантов организации занятий, в рамках которых проходило обучение ординаторов (рис. 1).

Рис. 1. Организация дистанционных занятий у ординаторов.

 

Лекции. В 86 % случаев преподаватели использовали в учебном процессе слайд-лекции, в 57 % случаев была организована онлайн-трансляция в режиме реального времени, видеозапись демонстрировалась в 36 % проведенных лекций.

Выбирая самостоятельный способ организации занятия, ординаторы к предпочтительным формам отнесли слайд-лекции, видеозаписи лекций, лекции на YouTube. По мнению реципиентов (ординаторов), эти формы позволяют «повторить изучаемый материал, изучить его более детально». К наименее эффективному способу организации лекционного занятия ординаторы отнесли аудиолекции продолжительностью 35-40 минут (рис. 2).

 

Рис. 2. Каким способам предоставления лекции Вы отдадите предпочтение?

 

Визуальный учебный контент. Во время лекционных занятий преподаватели, как правило, используют схемы, рисунки, таблицы.  Виртуальные медицинские 3D атласы в качестве наглядных лекционных материалов были использованы в 14 % случаев. Виртуальные симуляторы-тренажеры, имитирующие медицинские инструменты и пациента или его органы, использовались лишь в одном случае. Также лишь в одном случае в качестве занятия было организовано посещение виртуального медицинского музея и обучение с использованием виртуального пациента (компьютерной модели субъекта и его патологического состояния) [4].

Несмотря на то, что в качестве наглядного материала 3D фотографии были представлены в дистанционных лекциях незначительно, 81 % ординаторов предпочли бы их использовать во время лекционного занятия, т. к. вращающиеся 3D фотографии дают возможность рассмотреть предмет более детально, управлять направлением движения, приближать или удалять изображение на экране монитора, демонстрировать трансформацию объекта.

 

Вебинар. Ординаторы считают, что «вебинар должен быть максимально приближен к очной форме обучения». Поэтому, при необходимости самостоятельной разработки и проведения вебинара (например, получение задания от научного руководителя и/или куратора разработать вебинар для среднего медицинского персонала) ординаторы предпочтут использовать следующие возможности виртуальной комнаты (рис.3).

Рис. 3.  Предпочтительные возможности виртуальной комнаты.

 

При проведении семинара в онлайн-режиме в виртуальной комнате ординаторы в 94 % случаев будут использовать возможности визуального восприятия информации – демонстрацию презентации и рабочего стола. В своих отзывах ординаторы отмечают: «демонстрация слайдов наиболее удобный вариант». Он позволяет «воспринимать информацию не только на слух, но и визуально, просматривать схемы, изображения и текст», «демонстрация презентаций – успех в области усвоения начитываемого материала»; «важно правильно истолковать информацию, запомнить её в процессе обсуждения благодаря ярким наглядным примерам».

В качестве основного вида коммуникации ординаторами был выбран диалог между преподавателем и обучаемым. Прежде всего, это индивидуальный и/или групповой чат: 83 % опрошенных ординаторов считают, что «чат облегчает жизнь тем студентам, у кого плохой интернет или нет микрофона». С их точки зрения, «обмен информацией в текстовом чате удобен», а «дискуссия между преподавателем и участниками важна, потому что преподаватель всегда может пояснить то, что было непонятно, а студент в режиме онлайн задать интересующие вопросы, обсудить спорные» и «может примерно воссоздать офлайн обучение».

Для проведения вебинара важно определиться с  техническим способом его организации, а именно —  выбрать техническое оснащение и организацовать обратную связь. 69 % ординаторов хотят иметь возможность использовать смартфоны на вебинарах, они отмечают, что «на текущий день смартфоны – неотъемлемая часть жизни, а, значит, процессы обучения необходимо интегрировать с учетом этого». Это важно, потому что не всякая образовательная платформа предоставляет возможность участвовать в вебинарах, используя смартфон или планшет.

Коммуникация во время дистанционного обучения. Взаимодействие происходит не только в ходе вебинара. Ординаторы предпочитают использовать в процессе обучения следующие виды коммуникации (рис. 4).

 

Рис. 4. Виды взаимодействия во время дистанционного обучения.

Из диаграммы на рис. 4 следует, что ординаторы предпочитают следующие виды коммуникации:

  • система обмена сообщениями через приложения, позволяющая пересылать текстовые сообщения, различного рода изображения, аудио- и видеозаписи и т. д.;
  • отправка выполненного задания по электронной почте;
  • создание групп в социальных сетях.

Большинство ординаторов не станут задействовать офлайн-консультации преподавателя с использованием Skype или Instagram.

К сожалению, у ординаторов академии накоплен недостаточный опыт знания и навыков работы с системами видеоконференцсвязи. Открытое программное обеспечение для проведения веб-конференции Blue Big Button и Adobe Connect, позволяющее отдельным лицам общаться и сотрудничать в режиме реального времени через простой в использовании онлайн-доступ, неизвестно ни одному из опрошенных ординаторов. Больше всего теоретических знаний и практического опыта у ординаторов имеется в работе с Zoom (5 и 11 опрошенных соответственно). С системой видеоконференцсвязи Mind теоретически знакомы 6 ординаторов, практически — 5 человек, а с Microsoft Teams – 8 и 2 ординатора соответственно (рис. 5).

 

Рис. 5. Знаете ли Вы следующие виды программного обеспечения, используемые для организации видеоконференцсвязи?

 

Проектирование идеального учебного курса. Одним из блоков проведенного исследования был вопрос организации и проведения идеального дистанционного учебного курса.

По мнению ординаторов:

  • «учебный курс может состоять из слайд лекций, онлайн-лекций и вебинаров с использованием всех возможных ресурсов для проведения занятий»;
  • «аудио, видео, текст, 3D-модели с пояснениями и возможностями интерактивной работы, дополнительные источники, домашние задания»;
  • «теоретическая часть курса может быть организована дистанционно с проведением онлайн-тестов после каждого занятия, блока лекций, практической части на клинических базах после прохождения очного экзамена-допуска»;
  • «в курсе нужно предусмотреть текущий контроль получаемых знаний на протяжении обучения, внедрение творческих заданий (нешаблонных)», «несколько вариантов промежуточного контроля – тестовые задания одно- и многоуровневые, опросы, графические диктанты и др.»;
  • важно «создание продуктивного диалога между преподавателем и аудиторией», поэтому в курсе нужно «предусмотреть обратную связь преподавателей и обучаемых», включающую «либо чат, либо возможность общаться друг с другом». «Это важно, так как студент всегда может задать вопрос по теме, узнать о дополнительных источниках, пособиях и т. д.»;
  • нужна запись учебного курса, «чтобы можно было, как услышать, так и увидеть, и “покрутить” материал для более детального изучения».

В ходе глубинного интервью ординаторам предлагалось оценить составляющие учебного курса, который можно назвать идеальным.  Использовалась шкала от 1 – такой составляющей не должно быть до 5 – такая составляющая должна быть абсолютно точно (табл.1).

Таблица 1. Элементы структуры учебного курса

Составляющие учебного курса

Идеальный вариант
1 Вся лекция состоит из слайдов, содержащих только текстовую информацию.

1 2 3 4 5

2 В отдельные слайды лекции включены схемы, таблицы, рисунки и аудио-комментарии к ним.

1 2 3 4 5

3 Отдельные слайды лекции сопровождаются учебными видео продолжительностью не больше 3-5 минут.

1 2 3 4 5

4. Слайды лекции содержат фотографии 360º или 3D-фото, позволяющие подробно рассмотреть учебный материал.

1 2 3 4 5

5. В учебную презентацию встроен виртуальный обучающий тур.

1 2 3 4 5

6. Организован теоретический вебинар. Слушатель смотрит обучающее видео.

1 2 3 4 5

7. Практический вебинар с использованием виртуального симулятора. Слушатель может совершать действия с симулятором.

1 2 3 4 5

8. Практический семинар с использованием командного взаимодействия (деловой игры). Совместные действия групп обучаемых друг с другом.

1 2 3 4 5

9 Практический семинар с возможностью проведения блиц-опроса и коллоквиума.

1 2 3 4 5

10 Практический семинар – видео-разбор реального случая.

1 2 3 4 5

11 В тестах используются только текстовые варианты.

(выбор одного или нескольких вариантов ответа).

1 2 3 4 5

12 В тестах используются интерактивные варианты ответов (возможность перетаскивать слова, перетаскивание объектов, выбор активной области и т.д.).

1 2 3 4 5

 

Важным показателем для включения в учебный курс является показатель среднего балла «составляющего учебного курса», близкий к баллу 4 («этот элемент учебного курса буду использовать»), который говорит о том, что семинар, вебинар или тестовый контроль может быть включен в курс. Результаты оценки среднего балла по оцениваемым показателям представлены в таблице 2 (табл. 2).

Таблица 2. Средний балл составляющих учебного курса.

Составляющие учебного курса

Средний балл

1. Вся лекция состоит из слайдов, содержащих только текстовую информацию.

2,4

2. В отдельные слайды лекции включены схемы, таблицы, рисунки и аудио-комментарии к ним.

3,9

3. Отдельные слайды лекции сопровождаются учебными видео продолжительностью не больше 3-5 минут.

4,4

4. Слайды лекции содержат фотографии 360º или 3D-фото, позволяющие подробно рассмотреть учебный материал.

4,6

5. В учебную презентацию встроен виртуальный обучающий тур.

4,25

6. Организован теоретический вебинар. Слушатель смотрит обучающее видео.

4,3

7. Практический вебинар с использованием виртуального симулятора. Слушатель может совершать действия с симулятором.

4,3

8. Практический семинар с использованием командного взаимодействия (деловой игры). Совместные действия групп обучаемых друг с другом.

4

Практический семинар с возможностью проведения блиц-опроса и коллоквиума.

4,3

10. Практический семинар – видео-разбор реального случая.

4,65

11. В тестах используются только текстовые варианты.

(выбор одного или нескольких вариантов ответа).

3,25

12. В тестах используются интерактивные варианты ответов (возможность перетаскивать слова, перетаскивание объектов, выбор активной области и т.д.).

4

 

По оценке ординаторов, практически все элементы учебного курса из списка, приведенного в табл. 2, можно использовать для организации эффективного дистанционного обучения.  Все они оценены на 4 балла и выше. Исключение составляют лекции, которые состоят из слайдов, содержащих только тестовую информацию, и тестовые задания, в которых используются только текстовые варианты (выбор одного или нескольких вариантов ответов).

 

Заключение. Оценка различий между показателями была осуществлена с помощью непараметрического критерия Вилкоксона, применимого для получения информативных значений на небольших выборках. Полученные показатели уровней значимости (p-leve l< 0,5) подтвердили, что с точки зрения ординаторов перспективны и теоретические, и практические способы организации учебного курса.

Формы и средства организации дистанционного учебного курса зависят от  изучаемой темы (теоретический, прикладной аспект). Курс должен быть организован  адекватно изучаемой теме с использованием всех возможных ресурсов для проведения занятий – аудио, видео, текст, дополнительные источники, домашние задания, промежуточный контроль и другое.

Дистанционные образовательные ресурсы, предоставляемые управлением информационных технологий, обеспечивают возможность разработки различных учебных курсов в зависимости от тематики и предпочтений ординаторов.

 

Список литературы:

  1. Шестак, Н. В. Медицинская педагогика: монография. — М.: Изд-во СГУ, 2019. — 238 с.
  2. Мельников, А. А., Мельникова, Л. В., Сычев, Д. А. Цифровые технологии в деятельности Академии: реалии и перспективы. Доклад на Ученом совете ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России 27.10.2020.
  3. Крутий, И. А. Электронная среда для обучения аспирантов-медиков // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2018. – № 2. – С. 139-148.
  4. Крутий, И. А., Молчанова, Г. В. Коммуникативные навыки врачей. Тренинг и аттестация // Медицинское образование и профессиональное развитие. – 2020. – № 3. – С. 163-174.
  5. Поляков, А. Ю., Павлова, М. В.Быстрые 3D фото с помощью телефона // Видеонаука: сетевой журн. – 2017. – № 2 (6). – Ч.1. URL: https://videonauka.ru/stati/33-informatsionnye-soobshcheniya/125-bystrye-3d-foto-s-pomoshchyu-telefona (дата обращения 29.03.2021).
  6. Поклонская, О. Г. Методика и технология проведения вебинаров (презентация). – Минск: ИБМТ БГУ, 2013.
  7. Сергеев, К. А. Чем заменить офис на «удаленке»? Советы по созданию корпоративной соцсети. URL:  https://rb.ru/opinion/you-need-intranet/ (дата обращения 29.03.2021).
  8. Microsoft Teams для образования. URL: https://www.msu.ru/info/virusprevention/docs/msteams-guide_ru.pdf (дата обращения 29.03.2021).

 

Сведения об авторах

Крутий Ирина Андреевна – кандидат социологических наук, доцент кафедры педагогики, философии и иностранных языков, заместитель начальника отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Института методологии профессионального развития ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Романенко Гульнара Хамидуллаевна –  кандидат медицинских наук, доцент кафедры судебной медицины, доцент, начальник отдела электронного обучения и дистанционных образовательных технологий Института методологии профессионального развития ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Статья поступила в редакцию в январе 2021 г.

 

PROSPECTIVE PRACTICES OF DISTANCE LEARNING

 

Irina A. Krutiy – PhD in Sociology, Associate Professor of the Department of Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages, Deputy Head of the Department of E-learning and Distance Learning Technologies of the Institute of Professional Development Methodology of the RMACPE (Moscow).

 

Gulnara Kh. Romanenko – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Forensic Medicine, Associate Professor, Head of the Department of E-learning and Distance Education Technologies of the Institute of Methodology of Professional Development of the RMACPE (Moscow).

 

Received January 18, 2021

Abstract:

The processes of digitalization in the field of medicine, the events of recent years have accelerated the process of introducing remote technologies in medical universities and medical organizations engaged in educational activities. Modern teaching practices are being introduced, various options for organizing classes are being implemented, interactive visual aids and visual educational content are being used. How to successfully and effectively use the available accumulated resources, not only from the point of view of teachers, but also from the point of view of students? What are the future prospects for their application from the point of view of residents? The article "Prospective practices of distance learning" is devoted to these topical issues.

Keywords:

information and educational environment of medical universities; educational platforms; residents; organization of distance learning; visual educational content; webinar; communication; chat; course design; video lectures; slide lectures; online broadcast; video conferencing; RMACPE.

Практика 27.04.2021