Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Уровень развития системы здравоохранения любого государства определяется главным образом тем, насколько полно она способна удовлетворить потребности населения в высокотехнологичной медицинской помощи, основанной на самых передовых достижениях медицинской науки.
Поиск путей повышения эффективности оказания медицинской помощи продолжает привлекать внимание руководителей передовых стран мира, ученых, организаторов здравоохранения, международных организаций. Принято считать, что наиболее рациональным подходом повышения эффективности здравоохранения является внедрение в практику инновационных лечебно-диагностических технологий.
За сравнительно короткий период ядерная медицина, включающая в себя радиологию и радиотерапию, прошла большой путь эволюции. Последние достижения научно-технического прогресса и прогнозы развития здравоохранения и медицинской науки определяют необходимость новой стратегии применения передовых технологий ядерной медицины в исследовательской деятельности и в практике здравоохранения [1].
В настоящее время в мире существуют существенные различия в терминологии и определении места метода. В большинстве стран мира радиологией называют все методы лучевой диагностики. В нашей стране под радиологией понимается радиоизотопная диагностика (ядерная медицина).
В современной России широко используются новые высокотехнологичные методы визуализации, связанные с использованием ионизирующих излучений, такие как компьютерная томография (КТ), позитронная эмиссионная томография (ПЭТ), совмещенные с КТ гамма-камеры (ОФЭКТ), которые невероятно расширили возможности диагностического подхода, сделав доступными для визуализации практически все органы и системы человеческого организма.
Современная радиология – высокозатратный метод. По некоторым данным, новые технологии визуализации привели к увеличению расходов на здравоохранение в Западной Европе за последние 10 лет примерно наполовину. Этому способствует недостаточная информированность врачей об их эффективном применении и непонимание того, что затраты на них только тогда оправданы, когда приводят к сокращению заболеваемости и смертности, сохранению трудоспособности, улучшению качества жизни. Согласно тому же источнику, в 20-50 % случаев новые технологии используются нерационально [2].
Поскольку рассчитывать на вложение столь значительных средств при сложившейся в РФ экономической ситуации не приходится, рациональное использование имеющегося диагностического оборудования приобретает особое значение.
Также следует отметить, что применение с диагностической целью ионизирующего излучения вносит существенный вклад в общее облучение населения, что представляет собой серьезную экологическую проблему. Развитие медицины сопровождается все более широким использованием визуализации, в том числе — методов с применением ионизирующего излучения: доза облучения, получаемого от применения указанных методов, выросла в Европе за 10 последних лет в 1,5 раза,
Минимальные дозы излучения, которые получают пациенты при радиологических исследованиях, накапливаясь в течение жизни, могут вырастать до таких значений, с которыми нельзя не считаться. Эта кумулятивная доза обычно неизвестна, так как регистрация дозы при диагностических исследованиях часто проводится формально или полностью отсутствует.
Особая осторожность необходима у пациентов молодого возраста из-за действия ионизирующего излучения на генетический код, особенно в тех случаях, когда в зону прямого облучения попадают половые органы. Проведение радиологических исследований у лиц молодого возраста должно тщательно обосновываться, и применяться они должны только в тех случаях, когда их нельзя заменить методами визуализации без ионизирующего излучения.
В этих условиях особую значимость приобретает рациональное применение диагностических методов – выбор наиболее адекватного метода или последовательности методов из ряда возможных, чтобы решить диагностическую задачу с наименьшими затратами и наименьшей опасностью для пациента. Дорогие высокоинформативные методы и методы с высокой дозой облучения должны применяться осознанно и только тогда, когда их результаты могут повлиять на лечебную тактику.
Для выбора метода визуализации врачу необходимы специальные знания об особенностях каждого из них, области применения, возможностях и пределах, месте того или иного метода в общем диагностическом комплексе. При выборе диагностических изображений врач должен руководствоваться следующими общемировыми критериями:
К сожалению, практика полна примеров неоправданного назначения радиологических методов, что объясняется отчасти их престижностью и модой, но главное – неосведомленностью врачей о месте каждого метода в диагностическом процессе. В результате ошибочного выбора диагноз может остаться неустановленным, и в конце концов приходиться прибегать к дополнительным исследованиям, что приводит к резкому удорожанию обследования и может повышать лучевую нагрузку на пациента.
Применение большого числа диагностических методов целесообразно только тогда, когда имеется значительная вероятность получить важную для лечебной тактики дополнительную информацию. Оценивать эту вероятность должен врач- радиолог, хорошо знакомый с возможностями каждого метода. Так, число обследованных лиц с помощью методов радионуклидной диагностики в течение последних лет не превышает 3,5-4,0 на 1000 человек. Безусловно, фактические потребности населения в данном виде специализированной помощи гораздо выше, но они не могут быть реализованы по целому ряду причин [4].
В настоящее время в радиоизотопных отделениях и лабораториях России имеется примерно 250-260 гамма-камер, показатель оснащенности этими приборами — около 2:1000000 человек населения. В то же время, по самым последним данным, этот показатель во Франции составляет около 6,0, а в Германии и Бельгии ‒ более 20,0 на 1000000 жителей [3].
Причиной малого охвата населения ядерно-диагностическими процедурами является в первую очередь недостаточная осведомленность врачей-не-радиологов о возможностях современной радионуклидной диагностики. Эту точку зрения подтверждают данные, характеризующие охват населения радиодиагностическими процедурами в странах с развитой системой здравоохранения и высоким уровнем медицинского обслуживания. Так, с помощью радионуклидных методов в США обследуется 40 человек на 1000 населения, в Канаде — 58, в Австрии – 19, в Японии-16, во Франции – 11, в Германии – 9 [3].
Однако есть ряд проблем, тормозящих активное внедрение новых методов лучевой диагностики. К ним относятся отсутствие утвержденных программ скрининга некоторых социально значимых заболеваний (рака молочной железы, патологии сердечно-сосудистой системы, остеопороза и пр.). Отсутствует финансирование для поддержания работоспособности высокотехнологичной, сложной и дорогостоящей диагностической техники. Ощущается острая нехватка квалифицированных специалистов-радиологов, которые могли бы эксплуатировать такие комплексы, получая 100%-ю диагностическую отдачу.
Крайне важно также участие лечащего врача в проведении исследования. Непосредственный контакт радиолога с врачом, назначившим исследование, совместное обсуждение вопросов, возникающих в процессе исследования, детальная информированность радиолога о проводившихся лечебных вмешательствах способствуют объективной и всесторонней оценке картины и лучшему взаимопониманию между специалистами.
Своевременное и правильное применение методов радиологической диагностики социально значимых заболеваний существенно увеличит эффективность отечественного здравоохранения [4].
К числу наиболее важных задач, решение которых определяет в конечном итоге успех, можно отнести следующие:
Решение указанных задач влечет за собой повышение требований к качеству профессиональной деятельности специалистов ядерной медицины. В связи с этим непрерывное профессиональное образование должно весьма оперативно реагировать на изменяющиеся требования, поставив в основу генеральной стратегии повышение профессиональных компетенций врача-радиолога.
Начавшаяся перестройка медицинского образования в стране в соответствии с новыми потребностями здравоохранения и подготовки кадров требует проведения реорганизационных мероприятий в системе непрерывного профессионального образования, в том числе и в области ядерной медицины.
Система профессиональной подготовки и циклы повышения квалификации врачей-радиологов могут стать одними из основных каналов внедрения современных методов ядерной медицины в практическое здравоохранение, предусматривающими при этом высокие профессиональные требования к специалистам данного профиля. Современный радиолог должен быть поливалентным специалистом, высококомпетентным в клинико-диагностических, методологических и дозиметрических разделах радиологии, а также в целом ряде смежных медицинских специальностей. Врач-радиолог должен знать схемы обследования и интерпретировать результаты комплексной диагностики целого ряда заболеваний, обладать знаниями ядерной физики, радиобиологии, уметь использовать в практике современные компьютерные технологии обработки, анализа и архивирования диагностических изображений, хорошо ориентироваться в радиационно-гигиенических аспектах специальности, досконально знать нормы радиационной безопасности и правила эксплуатации медицинской аппаратуры [5, 7].
Переход на современные гибридные диагностические методики с использованием технологий ОФЕКТ, ПЭТ-КТ и ПЭТ-МРТ делает обязательным расширение разделов, посвященных рентгенологии. Внедрение в клиническую практику радиологии тераностического направления обуславливает необходимость углубленного изучения в программах дополнительного профессионального образования разделов, посвященных лечению онкологических больных.
Практика современной педагогики позволила разработать новые программы подготовки и непрерывного профессионального развития врача-радиолога и достаточно надежные системы оценок, которые дают возможность контролировать достижение учебных целей на различных уровнях. Так, на кафедре радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова создана и реализована профессиональная образовательная программа подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.08 «Радиология». Программа включает разделы по смежным дисциплинам «Рентгенология» и «Радиационная гигиена» продолжительностью 144 часа. Программы данных разделов созданы и преподаются с участием сотрудников соответствующих кафедр РМАНПО.
С учетом потребностей практического здравоохранения в 2022 г. создан, размещен на портале НМО и внесен в план работы кафедры цикл повышения квалификации «Требования радиационной безопасности при проведении радиологических диагностических исследований» продолжительностью 72 часа. За последние годы обновлены и переработаны материалы для проведения итоговой государственной аттестации, созданы и переработаны ситуационные задачи и вопросы, направленные на оценку практической подготовки обучающихся.
Внедрение объективной системы контроля знаний и практических навыков в практику непрерывного профессионального образования дало возможность, с одной стороны, получать информацию об индивидуальных особенностях специалиста, а с другой — судить о возможности коллективных тенденций в усвоении отдельных разделов программы. Располагая информацией такого рода, можно быстро принимать решение о необходимых изменениях учебного процесса в ходе обучения и осуществлять долгосрочное планирование.
Полноценное использование в клинической практике современных лечебно-диагностических технологий способствует повышению качества, а, следовательно, — и эффективности здравоохранения. Это приобретает особую актуальность на современном этапе в процессе развития национальной программы «Здоровье», направленной на улучшение здоровья населения в Российской Федерации.
Список литературы
Сведения об авторах
Рыжкин Сергей Александрович – доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Вартанян Карен Феликсович – доктор медицинских наук, профессор кафедры радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Столбовой Александр Викторович – доктор медицинских наук, профессор кафедры радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Самойленко Людмила Евгеньевна – доктор медицинских наук, профессор кафедры радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Разумова Елена Леонидовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Симакина Елена Петровна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Соломяный Виктор Вячеславович – кандидат медицинских наук, ассистент кафедры радиотерапии и радиологии имени академика А. С. Павлова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию в мае 2022 г.
S. A. Ryzhkin – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Head of the Department of radiotherapy and radiology named after Academician A.S. Pavlov of the RMACPE (Moscow).
V. F. Vartanyan – Doctor of Sciences in Medicine, Professor of the Department of radiotherapy and radiology named after Academician A.S. Pavlov of the RMACPE (Moscow).
A. V. Stolbovoy – Doctor of Sciences in Medicine, Professor of the Department of radiotherapy and radiology named after Academician A.S. Pavlov of the RMACPE (Moscow).
L. E. Samoylenko – Doctor of Sciences in Medicine, Professor of the Department of radiotherapy and radiology named after Academician A.S. Pavlov of the RMACPE (Moscow).
E. L. Razumova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of radiotherapy and radiology named after Academician A.S. Pavlov of the RMACPE (Moscow).
E. P. Simakina – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of radiotherapy and radiology named after Academician A.S. Pavlov of the RMACPE (Moscow).
V. V. Solomyany – PhD in Medicine, Assistant of the Department of radiotherapy and radiology named after Academician A.S. Pavlov of the RMACPE (Moscow).
Received May 25, 2022
Abstract:
Keywords: