ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск Приложение к #4/22

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КЛАСТЕР

Ключевые слова:

РМАНПО, сборник тезисов, здоровье, образование, наука, технологии, непрерывное профессиональное образование, работники здравоохранения

 

ОСОБЕННОСТИ ПЕРЕХОДА К СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА КАФЕДРЕ ФТИЗИАТРИИ И ПУЛЬМОНОЛОГИИ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИКО-СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. А. И. ЕВДОКИМОВА

Аксёнова К. И.

Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, Москва

С 2016 по 2021 г. в нашей стране был введен переходный период, когда все медицинские и работники, получившие сертификат после января 2016 г. должны были вступить в программу непрерывного медицинского образования (НМО), в связи с тем, что через 5 лет каждому специалисту придется проходить процедуру аккредитации для допуска к медицин- ской деятельности. Таким образом, изменилась организация постдипломного образования — от сертификационных циклов раз в пять лет к ежегодному проведению циклов повышения квалификации объемом 18–36–72 часа.

Цель исследования: изучить качество и возможности подготовки врачей в системе непрерывного медицинского образования. Материал и методы исследования: с 2017 г. на кафедре регулярно проводятся циклы повышения квалификации в системе непрерывного медицинского образования длительностью от 36 часов до 72 часов и 144 часов, программы циклов ежегодно обновляются. Разработано 14 различных циклов повышения квалификации в системе НМО по специальностям: фтизиатрия, пульмонология, терапия, педиатрия, рентгенология, инфекционные болезни, организация здравоохранения, кардиология и другие. Все циклы прошли регистрацию на сайте www.edu.rosminzdrav.ru и дают возможность врачам набирать баллы для прохождения периодической аккредитации. Всего за текущий период на циклах в системе НМО прошли обучение 480 человек, в основном фтизиатров (78%), из них 85% врачей учатся на кафедре регулярно. За время пандемии COVID-19 были освоены методики преподавания с использованием дистанционных технологий — от рассылки по электронной почте курсантам обучающих модулей с лекциями, рисунками, подробным учебным материалом, тестами и задачами до проведения лекций в режиме онлайн на платформе Zoom. После каждого цикла проводится опрос, анкетирование, личная беседа.

Результаты: большинство врачей (71,5%) испытывали трудности в освоении информационного пространства образовательных сайтов системы НМО: 45% врачей нуждались в постоянной поддержке со стороны близких родственников или коллег, чтобы зарегистрироваться и изучить правила работы в личном кабинете, 5% — не смогли самостоятельно завести личный кабинет, 15% — испытывали трудности при оформлении заявок на цикл, 35% — при введении в личный кабинет баллов, полученных на конференциях и конгрессах. В связи с этим в программу всех циклов, которые проходят на нашей кафедре, были введены семинары, освещающие все вопросы организации непрерывного медицинского образования, чтобы по возможности облегчить дальнейшую самостоятельную работу курсантов по переходу к этой системе. Врачам требовалось как минимум два года, чтобы уверенно чувствовать себя в интерфейсе личного кабинета и использовать его возможности. Следует отметить высокую дисциплину курсантов в условиях работы «на удаленке»: врачи не пропускали занятий и ответственно относились к выполнению самостоятельной работы. Все врачи, которые регулярно обучались на нашей кафедре в системе НМО, успешно прошли периодическую аккредитацию.

Вывод: при подготовке к периодической аккредитации большинство врачей нуждаются в информационной и технической поддержке.

 

АНАЛИЗ ВОЗРАСТНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ РАСПРОСТРАНЕННОСТИ БОЛЕЗНЕЙ КОСТНО-МЫШЕЧНОЙ СИСТЕМЫ ЗА 2010–2020 ГОДЫ СРЕДИ СЕЛЬСКОГО НАСЕЛЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ СЕВЕРНАЯ ОСЕТИЯ — АЛАНИЯ

Баймурзаева А. А., Кадзова Д. В.

Северо-Осетинская государственная медицинская академия, Владикавказ

Введение. Болезни костно-мышечной системы (БКМС) составляют около 80% ревматических заболеваний, объединенных в XIII класс болезней МКБ — 10. БКМС представляют собой важнейшую медико-социальную проблему. По данным зарубежных авторов ревматической патологией опорно-двигательного аппарата страдает до 25% населения. Согласно данным официальной государственной статистики БКМС занимают шестое место в структуре заболеваемости России и 3 место по величине инвалидности сред всех болезней.

Цель исследования. Анализ возрастных особенностей распространенности БКМС за 2010–2020 гг. среди сельского населения Республики Северная Осетия-Алания (РСО-Алания).

Материалы и методы. Проанализированы данные статистических отчетов Министерства здравоохранения РСО-Алания за 2010–2020 гг. (форма № 12, «Сведения о числе заболеваний, зарегистрированных у пациентов, проживающих в районе об- служивания медицинской организации»). Показатели общей заболеваемости рассчитаны в двух возрастных группах: первая группа — взрослые 18 лет и старше, вторая группа — взрослые старше 55 лет у женщин и старше 60 лет у мужчин.

Результаты исследования. За период 2010–2020 гг. отмечается снижение роста показателей общей заболеваемости БКМС среди сельского населения РСО-Алания. Так, показатель общей заболеваемости в 2010 г. составлял 7016 на 100 тыс. взрослого населения, а в 2020 г.— 1503,0. При этом необходимо отметить, что на фоне ежегодного снижения общей заболеваемости наблюдается рост в 2017 г., составив 6201,0 на 100 тыс. взрослого населения. Сравнительный анализ возрастных особенностей общей заболеваемости БКМС в двух возрастных группах показал, что в период с 2010 г. по 2020 г. темп роста уменьшился в обеих группах. В возрастной группе — взрослые 18 лет и старше темп роста снизился на 78,0% (34134 случаев заболеваний в 2010 г. и 7348 случаев в 2020 г. соответственно), а в возрастной группе взрослые старше трудоспособного возраста на 77,6% (15889 случаев заболеваний в 2010 г. и 3548 случаев в 2020 г. соответственно). При анализе общей заболеваемости выявлена зависимость распространённости нозологических форм БКМС от возраста. В 1 группе преобладают системные воспалительные заболевания (ревматоидные и реактивные артриты), во 2 группе — дегенеративные процессы (остеоартроз, остеопороз, деформирующие дорсопатии).

Выводы. Сравнительный анализ возрастных особенностей общей заболеваемости БКМС среди сельского населения РСО-Алания за 2010–2020 гг. в двух возрастных группах показал снижение показателей общей заболеваемости, а также зависимость распространенности БКМС от возраста с преобладанием дегенеративных процессов в возрастной группе старше трудоспособного возраста.

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ НОГОЦЕНТРОВОГО РОССИЙСКО-ЯПОНСКОГО ПРОЕКТА «ДИСТАНЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ ВЕСА ТЕЛА» (REMOTE MONITORING OF BODY WEIGHT — RJ-REGION) В ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ НА БАЗЕ ОРЕНБУРГСКОГО ОБЛАСТНОГО ЦЕНТРА ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ И МЕДИЦИНСКОЙ ПРОФИЛАКТИКИ

Белькова О. А., Никулин В. Н., Аслямов О. Р.

Оренбургский областной центр общественного здоровья и медицинской профилактики, Оренбург

Цель работы: адаптировать японский проект по дистанционному контролю веса тела на территории Российской Федерации. В задачи входило проведение многоцентрового российско-японского проекта «Дистанционный контроль веса тела» (Remote monitoring of body weight — RJ-Region) (далее Проект) на 100 участниках.

В Проект были отобраны практические здоровые люди в возрасте от 18 до 60 лет, имеющих индекс массы тела (ИМТ) от 26,0 до 30,0. Им было предложено наблюдение по контролю веса в течение шести месяцев 2021 г. Каждому участнику были выданы: электронные весы с определением ИМТ и определением процентного содержания жировой массы тела, шагомер с определением количества пройденных шагов за сутки (в обычном и быстром темпе, а также количество шагов сделанных по лестнице), определение расхода жира (в граммах), общих и активный калорий с архивированием недельных результатов. Каждый участник получил автоматический аппарат для измерения артериального давления и пульса с возможностью определения отклонения от нормальных параметров систолического и диастолического артериального давления. Все участники подлежали контролю за динамикой веса: очному (в центре здоровья ГБУЗ «ООЦОЗМП») и дистанционному (онлайн) непосредственным организаторам Проекта — ФГБУ «НМИЦ ТПМ». В соответствие с программой в автоматическом независимом режиме были выделены две группы — активная и неактивная. Неактивная наблюдалась очно дважды: в начале при включении в Проект и по окончании. Активная группа для контроля еще должна была посетить центр здоровья ГБУЗ «ООЦОЗМП» дополнительно дважды: через месяц и через три от начала Проекта. В остальное время все участники Проекта еженедельно в режиме онлайн предоставляли сведения о результатах снижения веса, артериального давления и мероприятиях, проводимых по здоровому образу жизни (двигательной активности, питанию).

Всего в проекте приняли участие 17 мужчин в возрасте от 18 до 60 лет и 83 женщины от 18 до 55 лет. Из 100 человек 15 закончили участие в проекте досрочно по различным причинам, в том числе: наступившая беременность, выезд за пределы субъекта федерации. Из оставшихся 85 человек 64 (75,3%) имели снижение веса от 1 кг и более, 10 человек (11,8%) сохранили вес без динамики и 11 человек (12,9%) увеличили массу тела. В целом все участники проекта дали положительные отзывы о проводимом мероприятии.

Выводы. Несмотря на сохраняющиеся ограничения по карантину COVID-19, проведенное исследование показало, что подобные методы работы по мотивации заинтересованных лиц в снижении веса дали положительные результаты. В процессе работы был выявлен ряд замечаний по доработке ведения дневника по питанию, а также опросника по употреблению алкоголя.

 

РЕФЕРЕНС-ЦЕНТР ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ С ПРИМЕНЕНИЕМ ТЕЛЕМЕДИЦИНСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

Васильев Ю. А., Кожихина Д. Д., Владзимирский А. В., Шумская Ю. Ф., Мухортова А. Н., Блохин И. А., Решетников Р. В.

Научно-практический клинический центр диагностики и телемедицинских технологий ДЗМ, Москва

Введение. Телемедицина — это использование электронных информационных и коммуникационных технологий для оказания медицинской помощи когда участников взаимодействия разделяет расстояние. Тип телемедицинского взаимодействия «медицинский работник — медицинский работник» широко используется в рамках оптимизации и централизации отделений и специалистов, реализующих диагностические методы (патоморфологи, специалисты лучевой и функциональной диагностики). Согласно данным зарубежных публикаций, при помощи дистанционного оказания медицинских услуг в сфере лучевой диагностики оптимизируются ресурсы, устраняется кадровый дефицит, повышается качество и доступность медицинской помощи.

Цель. Анализ результатов работы телерадиологической модели по варианту референс-центра лучевой диагностики (МРЦ).

Материалы и методы. Проанализированы результаты применения телемедицинских технологий для проведения описаний лучевых исследований в рамках работы МРЦ на базе ГБУЗ г. Москвы «НПКЦ ДиТ ДЗМ» за период 08.2020 г.— 07.2022 г. Функционирование МРЦ реализуется благодаря ранее осуществленной разработке и внедрению Единого радиологического информационного сервиса (ЕРИС). ЕРИС объединяет рабочие места рентгенолаборантов, врачей-рентгенологов и диагностическую аппаратуру, аккумулирует информацию о каждом исследовании или серии исследований, проведенных на подключенных к нему устройствах. На момент проведения исследования к ЕРИС подключены 162 лечебных учреждений Москвы; 1 361 единица диагностической аппаратуры.

Результаты. Всего в период с 04.2020 г. по 07.2022 г. специалистами МРЦ описано 3 437 250 исследований (82,5% первичных описаний и 17,5% повторных). Отмечается рост количества исследований, первично описываемых врачами МРЦ вместе с количеством самих врачей (с 38 до 247, в 6,5 раз), а также подключенных медицинских организаций (с 5 до 34, в 6,8 раз). При оценке корреляции количества исследований с количеством врачей в МРЦ отмечена статистически значимая положительная связь для всех типов исследований за исключением компьютерной томографии (КТ). При этом достоверной связи между числом исследований и количеством подключенных к МРЦ медицинских организаций не выявлено. При проведении регрессионного анализа длительности подготовки заключения выявлено статистически значимое увеличение времени для КТ: в среднем на 0,79 ч в месяц с 95% ДИ от 0,23 ч до 1,35 ч, для магнитно-резонансной томографии (МРТ), денситометрии и флюорографии (ФЛГ) отмечено уменьшение времени описания (на 3,18, 0,76 и 0,11 ч, соответственно).

Выводы. Благодаря внедрению телерадиологической системы референс-центра лучевой диагностики удалось уменьшить время описания исследования. Для КТ время исследования увеличилось — вероятно, за счет снижения количества выполняемых КТ органов грудной клетки в связи с улучшением эпидемиологической обстановки, и, соответственно увеличениям доли более сложных контрастных исследований за счет подключения стационаров.

 

ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В СИСТЕМЫ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РАЗНЫХ СТРАН

Виноградова И. А.

Петрозаводский государственный университет, Петрозаводск

В период пандемии COVID-19 в мире резко возросла потребность в телемедицинских технологиях, многие страны достаточно оперативно отреагировали необходимыми изменениями в национальной регуляторной политике. Совместимые данные и IT-платформы позволяют пациентам и медицинским специалистам получать информацию, помогающую принимать решения о профилактике, диагностике или терапии. Инструменты поддержки принятия решений повышают эффективность и результативность медицинской помощи: избавляют от ряда административных задач, помогают с диагностикой и терапией, обеспечивают дополнительный контроль безопасности. Отношение и поведение населения из- меняются в сторону большей вовлеченности в заботу о своем здоровье. Имея возможность видеть и контролировать свою медицинскую информацию, потребители смогут самостоятельно выполнять действия, которые сегодня требуют участия врача. Технологические инструменты, адаптированные к целям здоровья потребителей, этапу и образу их жизни, помогают им заботиться о себе самостоятельно. В странах, где наиболее развито цифровое здравоохранение, правительственные структуры играют активную роль в продвижении политики цифровой трансформации. Многие страны в качестве первоочередных шагов совершенствуют и утверждают связанные с цифровыми технологиями регуляторные нормативные акты и стандарты. Страны идут по пути создания открытой инновационной платформы или экосистемы инноваций вокруг данных о здоровье пациентов, что позволяет поставщикам услуг разрабатывать и предлагать свои интерфейсы.

Вот некоторые примеры. В Австралии формирование национальной электронной медицинской платформы My Health Record (MyHR) было начато в 2012 г. и завершено в 2019 г. MyHR агрегирует персональную медицинскую информацию для каждого гражданина Австралии; координирует действия и позволяет назначать меньше дублирующих анализов и процедур; напоминает пациенту о соответствующих его возрасту или состоянию лекарствах или тестах. Потребители могут загружать свою собственную информацию: резюме личного здоровья, включая лекарственные препараты и аллергические реакции; информацию о чрезвычайных происшествиях; личные медицинские записи (журнал личного здоровья). В 2018 г. Австралия имела самый высокий уровень участия населения в национальной системе медицинских записей в мире. В 2022 г. планируется, что 98% населения будет иметь доступ к MyHR. В настоящее время идет разработка: онлайн-портала ухода за людьми с хроническими заболеваниями (для конкретного пациента медицинских специалистов разного профиля); онлайн-портала для потребителей и опекунов для доступа к информации об уходе за престарелыми людьми и об услугах по уходу; онлайн-портала психического здоровья, который будет оказывать поддержку в поиске и доступе к приложениям оценки психического здоровья; регистр скрининга рака, который будет интегрирован с клиническими информационными системами.

В настоящее время правительством Китая устраняются нормативные и технические барьеры для полной цифровизации системы здравоохранения. Данные изменения предполагают, что Китай станет мировым лидером в области телемедицинских услуг и цифровой трансформации здравоохранения. В 2020 г. рынок медицинских онлайн-услуг в Китае составлял 59 млн пользователей, предполагается, что к 2026 г. он вырастет более чем в 20 раз. Рост использования телемедицинских платформ в первые месяцы пандемии COVID-19 в Китае составил по разным источникам от 100 до 900%. Например, с августа 2019 г. пациенты могут получать доступ к учреждениям здравоохранения через приложения на смартфоне; с мая 2020 г. — созданы интернет-клиники; с августа 2020 г. — введены электронные лицензии и сертификаты для медицинских учреждений, медсестер и врачей. Созданы медицинские кабины с искусственным интеллектом «Одноминутная клиника». Такая кабина, используя данные более 300 млн консультаций, может выявлять распространенные заболевания и предоставлять необходимые лекарства. В кабине хранится около 100 различных лекарственных препаратов.

Глобальная пандемия COVID-19 оказывает значительное воздействие на социальное и экономическое положение каждой страны. Масштабы и сложность медицинских потребностей растут из-за увеличения численности и продолжительности жизни населения, распространения эпидемиологической заболеваемости и роста общественных ожиданий в отношении более персонализированных и комфортных услуг.

 

СОВРЕМЕННЫЕ АСПЕКТЫ ОБЕСПЕЧЕННОСТИ РОССИИ ПРОТИВОТУБЕРКУЛЕЗНЫМИ ПРЕПАРАТАМИ, ВКЛЮЧЕННЫМИ В НОВЫЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ВОЗ

Владимиров И. В., Трофанович И. А., Прохоренко Е. С.

Первый Московский государственный медицинский университет им. И. М. Сеченова, Москва

Аннотация. В статье изложены результаты аналитического исследования производственной обеспеченности России антибиотиками в соответствии с новыми рекомендациями ВОЗ по терапии туберкулеза. Проведен анализ российских производителей фармацевтической субстанции (ФС) и готовой лекарственной формы (ЛФ) противотуберкулезных препаратов.

Сделан вывод об относительной уязвимости системы здравоохранения РФ в отношении терапии туберкулеза: из 22 видов антибиотиков 5 производятся только из импортной ФС, 13 производятся из импортной и отечественной ФС (квази-импортные), 2 вида не производятся в РФ, но разрешены к ввозу, 2 вида не зарегистрированы в РФ. В производстве 13 видов антибиотиков, доля поставщиков ФС из России не превышает 27%. Доля иностранных поставщиков ФС в производстве ЛФ на территории России следующая: Индия (5–100%), Китай (3–81%), Израиль (4%), Республика Корея (7–63,5%), Тайвань (3%), Тайланд (20–40%), ЕС (3% — 100%).

 

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ БЕЗОПАСНОСТИ МЕДИЦИНСКИХ ИЗДЕЛИЙ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ ИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ

Иванов А. В., Петрухина Л. А.

ООО «Сарая СНГ», Москва

В настоящее время вопросам эпидемиологической безопасности в медицинских организациях уделяется повышенное внимание. Это связано со значительным распространением социально значимых инфекционных заболеваний и, в первую очередь инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи (ИСМП), таких как туберкулез, ВИЧ, вирусные гепатиты В и С, COVID-19 и другие.

Целью нашей работы являлся анализ актуальных нормативных документов, касающихся обращения и безопасного использования медицинских изделий (МИ), направленных на профилактику ИСМП.

В соответствии с актуальными нормативными документами Роспотребнадзора, Росздравнадзора и Минздрава России, администрацией медицинских организаций должны быть созданы условия для мотивации персонала к обеззараживанию, гигиенической и хирургической обработке рук. В частности, в Методических указаниях «Обеззараживание рук медицинских работников и кожных покровов пациентов при оказании медицинской помощи» указано, что одним из основных мероприятий по профилактике ИСМП является финансирование расходов на приобретение антисептиков, мыла и дозаторов. Часто в практической работе у руководителей, заказчиков и ответственных за проведение электронных закупок сотрудников возникает вопрос о принадлежности дозаторов для дезинфицирующих средств и мыла к МИ. Согласно размещенной на сайте Росздравнадзора национальной номенклатурной классификации МИ по видам, «Дозатор для мыла/дезинфицирующих средств — это устройство, предназначенное для размещения мыла или дезинфицирующих средств, либо в жидкой форме, либо в виде бруска, которое позволяет пользователю получить определенную порцию мыла или дезинфицирующего средства при его активации». Это медицинское изделие многоразового использования относится к разделу вспомогательных и общебольничных МИ, код классификации 103650. В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 1416 от 27.12.2014 «Об утверждении правил государственной регистрации медицинских изделий», данное медицинское изделие должно иметь регистрационное удостоверение на медицинское изделие (РУ). В соответствии с международным Соглашением о единых принципах и правилах обращения медицинских изделий (Соглашение) Евразийского экономического союза (Союз) с 01.01.2022 действовал переходный период, в рамках которого действовала национальная система обращения МИ, а далее Россия переходила на обращение МИ по правилам Союза. Однако, в настоящее время, решением Совета евразийской экономической комиссии одобрены поправки в Соглашение, предусматривающие продление действия национальной системы обращения МИ до 31 декабря 2025 г.

На основании вышеуказанных положений нормативных документов мы делаем следующие выводы: 1. При описании объекта закупки медицинскими организациями должна применяться позиция Каталога товаров работ услуг (КТРУ) 21.20.10.159–00000002 «Дозатор для мыла/дезинфицирующих средств», в которой указан код номенклатурной классификация МИ по видам — 103650, т. к. закупаемый товар по указанной позиции КТРУ отнесен к МИ. 2. В требованиях к содержанию, составу заявки на участие в закупке, являющимся неотъемлемой частью извещения об осуществлении электронного аукциона, заказчиками, при закупке дозаторов должно быть установлено требование о предоставлении участником закупки документов, подтверждающих соответствие товара, работы или услуги требованиям, установленным в соответствии с законодательством, в данном случае РУ. В результате проведенного анализа и практики применения норм законодательства по данному вопросу, основные выводы нашей работы использовались в решениях Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Примером использования наших выводов могут служить решения Рязанского, Кировского и Курганских региональных управлений ФАС. В этих решениях были отклонены доводы об исключении требований РУ из документации о закупках дозаторов.

В настоящее время все применяемые в медицинских организациях дозаторы для дезинфицирующих средств и мыла должны быть зарегистрированы на территории России, иметь Свидетельство о государственной регистрации медицинского изделия. Отсутствие указанных документов не может гарантировать безопасность использования данных МИ и может привести к ошибкам в дозировании дезинфицирующих средств и, как следствие, распространению ИСМП и других социально значимых инфекционных заболеваний в медицинских организациях.

 

ДИСТАНЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ВРАЧЕЙ: ИХ МНЕНИЯ И ОЦЕНКИ

Кудрина В. Г., Липатова Е. Л., Андреева Т. В., Щелыкалина С. П., Гончарова О. В.

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва

Введение. В системе дополнительного профессионального образования врачей последнее десятилетие характеризуется разработкой и внедрением дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Особую интенсивность этот процесс приобрел в период пандемии. Для успешности внедрения дистанционных форм обучения врачей важным является изучение и учет их мнений.

Цель исследования. Изучить методом анкетирования мнения и оценки врачами состояния и перспектив развития дистанционных форм обучения по итогам прохождения циклов повышения квалификации (ПК).

Материалы и методы. Проведено анкетирование, в котором приняло участие 108 врачей специалистов по организации здравоохранения и общественному здоровью, а также врачей клинических специальностей, обучавшихся на циклах ПК с активным использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ). Электронный вариант специально разработанной анкеты, состоящей из 14 пунктов, заполнялся респондентами в Google-таблицы.

Результаты. Ранее на кафедре медицинской статистики и цифрового здравоохранения РМАНПО проводились исследования мнений врачей по вопросам владения компьютерной грамотностью, по приоритетам использования ЭОР в медицинской деятельности. Ныне актуально изучение мнений врачей о состоянии и перспективах внедрения в образовательный процессии ДОТ. Абсолютное большинство опрошенных (96,4%) ответили, что ощутили разницу при очном обучении и в режиме прямого дистанционного общения с преподавателем. Для каждого шестого (16,7%), различие оказалось существенным, а 45,4%, р<0,005, назвали его минимальным. Треть респондентов (34,3%) ответили, что разница есть, но она существенно не отражается на результате. Выделилась и особая группа (3,7%), представители которой не ощутили разница в очном и дистанционном обучении, р<0,001. Менее половины врачей (43,5%) предпочитает обучение в очной форме с применением ДОТ, мнение остальной части разделилось поровну — тех, кому комфортнее обучаться в очной форме и тех, кто готов обучаться дистанционно, изучая рассылаемые учебные материалы. При этом 56,5% считают, что возможности обучения должны быть связаны с дистанционной формой обучения и с рассылкой учебных материалов. На вопрос: «Достаточно ли у Вас было интернет возможностей для обучения с применением ДОТ» большая часть опрошенных специалистов (73,1%) ответила положительно. Респонденты по многокритериальным ответам уточнили, что обучение в новых условиях потребовало: больше самостоятельной работы (89,8%), мобилизации себя на учебу, так как на рабочем месте обучение затруднительно (75,7%), овладения новыми информационными технологиями (70,4%). Надо отметить, что не все специалисты полностью удовлетворены результатами обучения с применением ДОТ. По 5-балльной шкале полную удовлетворенность (оценку 5) виртуальными лекциями в режиме онлайн выразили 69,5%, столько же видеозаписями — 69,5%, изучением презентаций — 68,5%, коммуникацией с кафедрой в целом — 77,8%, с каждым преподавателем — соответственно 71,3%. То есть в большинстве слушатели удовлетворены результатами обучения (р<0,005). Качество обучения при очной его форме с применением ДОТ на высший балл (5) оценили 72,2% слушателей, доступность обучения — соответственно 78,7%, вовлеченность в процесс обучения — 78,7%. Указанные параметры отметили как недостигнутые 0,9% слушателей (качество обучения), 0,9% (доступность обучения) и 1,9% (вовлеченность в процесс обучения), р<0,001. Считают, что интерактивные формы обучения пройдут, и мы вернемся к прежней очной лишь 4,6% врачей (р<0,001). Большинство уверены, что они станут основными при сохранении очного обучения (48,1%), 47,2% видят в будущем систему ДПО полностью дистанционной. Вместе с тем, респонденты подчеркивают, что для этого не полностью созданы условия на рабочем месте.

Выводы. Таким образом, с одной стороны, слушатели отмечают разницу между дистанционным и очным обучением, но при этом в большинстве удовлетворены качеством обучения и понимают, что дистанционное обучение будет активно разиваться и внедряться в образовательный процесс. При этом готовность к полной дистанционной форме обучения наблюдается у менее половины слушателей. Ключевые слова: дистанционные формы повышения квалификации врачей, метод анкетирования, Google-таблицы, удовлетворённость результатами обучения.

 

ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ЛИЦАМ ПОЖИЛОГО И СТАРЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

Кудряшова Л. В., Камаев Ю. О., Черкасов С. Н.

Институт проблем управления им. В. А. Трапезникова РАН, Москва

Цель: анализ оказания высокотехнологичной медицинской помощи (далее — ВМП) лицам пожилого и старческого возраста за период с 2010 г. по 2020 г.

Материалы и методы. Для анализа использованы материалы Департамента здравоохранения города Москвы, статистические данные о деятельности медицинских организаций, оказывающих ВМП. Проанализированы данные единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения за период с 2010 по 2020 г., количество пролеченных пациентов по ВМП в возрасте 60 лет и старше, проживающих в городе Москве.

Результаты. Анализ оказания ВМП лицам пожилого и старческого возраста за период с 2010 г. по 2020 г. показал, что доля оказанной ВМП лицам пожилого и старческого возраста составляет от 43,4%±0,5% от всей оказанной ВМП жителям города Москвы. Удельный вес возрос с 25,7% в 2010 г. до 52,1% в 2020 г. Объем оказания ВМП жителям города Москвы с 2010 по 2020 г. увеличился в 4 раза, в том числе в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 31,6 раза, в федеральных (ведомственных) медицинских организациях в 2,1 раза, в том числе лицам пожилого и старческого возраста увеличился в 7,9 раза, в том числе в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 25,2 раза, в федеральных (ведомственных) медицинских организациях в 2,1 раза. ВМП лицам пожилого и старческого возраста оказывается в медицинских организациях государственной системы здравоохранения города Москвы в 43,2%±2,5% случаях, в федеральных (ведомственных) медицинских организациях в 56,8%±2,4% случаях.

Анализ возрастной структуры лиц пожилого и старческого возраста, которым оказана ВМП, показал, что лица пожилого возраста (60–74 лет) составляют 72,9%, старческого возраста (75 и 89 лет) 26,6%, старческого возраста (90 и старше) 0,5%. Удельный вес оказанной ВМП лицам пожилого и старческого возраста от общего объема ВМП за 2020 г. составляет по профилю: «Офтальмология» 73,2%, «Сердечно-сосудистая хирургия» 69,6%, «Урология» 56,6%, «Онкология» 56,6%, «Эндокринология» 56,1%, «Травматология и ортопедия» 46,3%, «Абдоминальная хирургия 46,2%, «Нейрохирургия» 37,9%, «Гематология» 28,7%, «Торакальная хирургия» 28,0%, «Комбустиология» 24,5%, «Оториноларингология» 23,6%, «Трансплантация» 15,5%, «Челюстно-лицевая хирургия» 15,4%. Анализ структуры оказанной ВМП лицам пожилого и старческого возраста за 2020 г. показал, что первые четыре места занимают профили «Сердечно-сосудистая хирургия» 31,6%, «Онкология» 28,9%, «Офтальмология» 12,5%, «Травматология и ортопедия» 12,4%. В структуре ВМП, оказанной жителям города Москвы, первые четыре места занимают профили «Онкология» 26,7%, «Сердечно-сосудистая хирургия» 23,6%, «Травматология и ортопедия» 14,0%, «Офтальмология» 8,9%. Анализ по полу оказанной ВМП лицам пожилого и старческого возраста показал, что у мужчин лидирующие места занимают профили: «Сердечно-сосудистая хирургия» 41,1%, «Онкология» 27,7%, «Офтальмология» 9,3%. У женщин — «Онкология» 29,9%, «Сердечно-сосудистая хирургия» 22,5%, «Травматология и ортопедия» 17,8%. Анализ уровня обращаемости за ВМП у женщин выше, чем у мужчин (51,4% и 48,6% соответственно.

Выводы. Данные о структуре ВМП лицам пожилого и старческого возраста имеют значение для прогнозирования планирования необходимых объемов ВМП и для разработки программы реабилитации. Несвоевременное оказание ВМП приводит к снижению трудоспособности и утрате возможности самообслуживания, сопровождается высокой инвалидизацией данного контингента, повышению показателей смертности. Низкая доступность ВМП является одной из причин предотвратимой смертности и инвалидизации населения и вызывает обоснованное недовольство людей. Несмотря на увеличение количества пролеченных пациентов, нуждающихся в ВМП, до настоящего времени не оценена степень ее доступности среди населения. Нормативы объемов медицинской помощи, ежегодно утверждаемые Программой государственных гарантий, не отражают реальную потребность в ВМП. В настоящее время нет преемственности в формировании государственного задания. Эффективное управление невозможно без формирования и поддержания в рабочем состоянии систем и процессов обратной связи. Мониторинг оказания ВМП должен включать не только отслеживание статистических показателей, но и изучение удовлетворенности потребителей медицинских услуг и других заинтересованных сторон (органы управления здравоохранением, фонды ОМС, страховые медицинские организации, общественные организации по защите прав пациентов).

 

РОЛЬ ПРОФЕССИИ ВРАЧА В ВЫБОРЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «УЛЬТРАЗВУКОВАЯ ДИАГНОСТИКА»

Синцова С. В., Чичерина Е. Н.

Кировский государственный медицинский университет, Киров

Цель: проанализировать количество и профессию врачей, обучающихся на циклах первичной переподготовки по специальности «ультразвуковая диагностика».

Материалы и методы. Проведен анализ учетной документации врачей, обучавшихся на циклах первичной переподготовки по специальности «ультразвуковая диагностика» за период 2016– 2021 гг. в ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава РФ. Результаты. В ФГБОУ ВО Кировский ГМУ Минздрава РФ с 1999 г. проводится обучение врачей на цикле первичной переподготовки по специальности «ультразвуковая диагностика». Анализ учетной документации врачей, обучавшихся на циклах первичной переподготовки по данной специальности, показал, что за последние 5 лет (2016–2021 гг.) обучено 245 врачей. Подавляющее большинство из них работают в городских лечебных учреждениях здравоохранения 217 человек (88,5%) и 28 (11,5%) в лечебных учреждениях, находящихся в поселках. Анализ профессий обучающихся показал, что чаще всего первичную переподготовку по специальности «ультразвуковая диагностика» проходили врачи акушеры-гинекологи, которые составили 35% от всех обучающихся; терапевты, работающие в поликлинической службе и в стационарах, составляли 21%; педиатры, преимущественно работающие в поликлинической службе,— 7%; обучающиеся врачи-хирурги и кардиологи составляли по 5% от всех вра- чей; анестезиологи-реаниматологи — 4%; неврологи — 3,5%; рентгенологи — 3%; врачи общей практики — 3,2%; обучались 6 врачей скорой и неотложной помощи, желающих сменить специализацию и изменить место работы. Это 2,5% от всех обучавшихся. Далее идут специальности врачей, количество которых за анализируемые 5 лет было 5 и менее человек: эндокринологи — 2%; врачи функциональной диагностики и неонатологи по 1,6%; урологи и сердечно-сосудистые хирурги по 1,2%; онкологи — 0,8%; врачей таких специальностей, как инфекционист, дерматовенеролог, ревматолог, нефролог, фтизиатр и травматолог за анализируемый период училось по 1 специалисту, составляя по 0,4% от всех обучающихся.

Выводы. Проведенный анализ показал, что большое количество врачей желают пройти дополнительное обучение и по- лучить специальность «врач ультразвуковой диагностики». В подавляющем большинстве случаев врачи продолжают работать по ранее выбранной специальности, а навыки ультразвуковой диагностики используют как дополнительные при работе с пациентами. Чаще всего это врачи акушеры-гинекологи и терапевты. Однако анализ показал, что очень мало врачей-педиатров обучаются по данной профессии, несмотря на то, что УЗД в педиатрической практике является ведущим методом диагностики большого количества заболеваний и неотложных состояний.

 

ПРОБЛЕМЫ СООТВЕТСТВИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ И МЕЖДУНАРОДНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОНИТОРИНГА (НА ПРИМЕРЕ ТУБЕРКУЛЕЗА)

Стерликов С. А., Кудрина В. Г.

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования, Москва

Введение. При интерпретации отечественных и международных документов, основанных на статистических параметрах, возникает требующая оценки проблема соответствия национальных и международных показателей.

Цель исследования. Выявить несоответствия показателей состояния здоровья по туберкулезу в дефинициях ВОЗ и РФ, что важно для статистического анализа и реализации решений государственных и ведомственных программ.

Материалы и методы. Проведен контент-анализ документов, регламентирующих национальную и международную (ВОЗ) системы мониторинга туберкулеза и содержащих сведения об интенсивных показателях, отражающих эпидемическую ситуацию по туберкулезу.

Результаты. Заболеваемость туберкулезом (incidence rate) в дефиниции ВОЗ включает расчетную, с учетом предполагаемого недовыявления, частоту новых случаев и случаев рецидива туберкулеза — в 2020 г. показатель составил 54 на 100 000 населения. Отечественное определение показателя заболеваемости туберкулезом означает частоту впервые выявленных больных туберкулезом среди населения, в 2020 г.— 32,4. Также в дефиниции ВОЗ встречается термин «регистрируемая заболеваемость» (notification rate), которая включает в себя число новых случаев и случаев рецидива туберкулеза. Аналогичного термина в отечественной системе мониторинга туберкулеза нет (хотя отдельные авторы уже используют вместо этого термин «инцидентность»). Первичная заболеваемость и частота рецидивов рассматриваются отдельно.

Смертность от туберкулеза (mortality rate) в дефиниции ВОЗ включает, помимо реально умерших от туберкулеза, также ожидаемое число, пропорционально рассчитанное из числа умерших с неточно обозначенными состояниями (коды МКБ R00…R99), в 2020 г.— 6,3 на 100 000 населения. Отечественная дефиниция смертности от туберкулеза учитывает только фактически зарегистрированных умерших от туберкулеза. В 2020 г. она составила 4,7. Заболеваемость туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью или устойчивостью к рифампицину (incidence RR/MDR-TB) — расчетный показатель, формируемый на основании данных о лекарственной устойчивости случаев лечения различных регистрационных групп (новые случаи, случаи рецидива туберкулеза, другие повторные случаи лечения) и также включает в себя возможные невыявленные случаи туберкулеза с множественной лекарственной устойчивостью. Согласно глобальному докладу ВОЗ в 2020 г. ее значение составило 28 на 100 000 населения. Аналогичный показатель в отечественной системе статистического наблюдения формируется на основании фактически регистрируемых показателей и включает в себя, в том числе, боль ных, не зарегистрированных для лечения, в 2020 г.— 4,3. В целом наблюдаются расхождения наполнений статистических показателей и, соответственно, неизбежно их значений. Но в отличие от научно-исследовательской деятельности, практике следует ориентироваться на отечественные показатели. В нормативно-распорядительном документе предусмотрен «мониторинг лечения лиц, больных туберкулезом с множественной лекарственной устойчивостью возбудителя». Ведомственные программы тесно переплетаются между собой в единую архитектуру государственной программы с общими сроками исполнения.

Выводы. При различиях показателей в системе мониторинга по параметрам состояния здоровья ВОЗ и отечественных все чаще используется термин «инцидентность». В практической деятельности для терминологического единства в системе здравоохранения не только дефиниции, но и наполнение показателей должно отвечать принципу единообразия.

 

СИСТЕМА ПОДДЕРЖКИ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЙ МЕДИЦИНСКИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ

Суин П. А., Приходько А. Н.

Филиал Военно-медицинской академии в г. Москве, Москва

Пропаганда здорового образа жизни, сохранение и укрепление здоровья населения — одна из важнейших задач социальной политики и развития общества любого государства. Доля доступности и качества медицинской помощи (КМП) в структуре факторов, оказывающих влияние на здоровье населения, достигает 30%. Контроль КМП актуален для всех без исключения медицинских организаций (МО) вне зависимости от формы собственности или ведомственной принадлежности. Необходимость лицензирования в соответствии с утвержденным в 1996 г. постановлением Правительства РФ Положением о лицензировании медицинской деятельности распространяется на все МО России, при этом обязательное лицензирование медицинской деятельности является наиболее действенным средством контроля со стороны государства за КМП, оказываемой населению МО.

Цель. Изучение современного состояния и проблемных вопросов соблюдения лицензионных требований медицинской деятельности; анализ эффективности применения систем поддержки принятия решений (СППР) медицинскими специалистами как одного из способов достижения результата, направленного на исключение или минимизацию данной проблематики.

Материалы и методы. Проведен анализ действующей нормативной правовой базы в сфере лицензирования медицинской деятельности, тематических источников. Использованы методы программного моделирования, сравнительного анализа и научного обобщения.

Результаты. Вопросы лицензирования медицинской деятельности регламентируются Федеральными законами от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Основополагающими требованиями к лицензированию являются соответствие существующей материально-технической базы и медицинского персонала МО стандартам оснащения и рекомендуемым штатным нормативам, предусмотренных порядками оказания медицинской помощи (Порядки). Таким образом, исходя из планируемых объемов работ, формируется структура и штатная численность персонала МО. На основании штатного расписания осуществляется расчет необходимого оснащения медицинскими изделиями, а в соответствии со стандартами оснащения создаются функциональные кабинеты. Однако и после получения лицензии в дальнейшей деятельности лицензиат обязан соблюдать предусмотренные лицензионные требования. В ходе проводимых Росздравнадзором проверок МО по соблюдению Порядков выявляются многочисленные нарушения стандартов оснащения и несоблюдение штатных нормативов. С 01.01.2021 вступили в силу приказы Минздрава России от 23.10.2019 № 878н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации детей» и от 31.07.2020 № 788н «Об утверждении Порядка организации медицинской реабилитации взрослых», которыми определены современные подходы и принципы организации медицинской реабилитации, рекомендованы штатные нормативы и стандарты оснащения реабилитационных медицинских подразделений. В соответствии с Порядком организации медицинской реабилитации взрослых авторами в 2021 г. разработаны и зарегистрированы в Роспатенте 5 программ для электронно-вычислительных машин. Функциональное предназначение разработанных СППР, реализованных на языке программирования Java, — формирование структуры и штатной численности персонала отделения медицинской реабилитации в соответствии с планируемыми объемами работы и с учетом штатных нормативов. Реализованные СППР прошли практическую апробацию, в ходе которой отмечена доступность применения, высокая точность проведенных расчетов и значительное сокращение времени при формировании отделения медицинской реабилитации.

Заключение. Установленные законодательством лицензионные требования обязательны к исполнению МО на всей территории России независимо от их формы собственности. Разработанные СППР, являясь инструментом управления КМП, могут применяться организаторами здравоохранения при подготовке к процедуре лицензирования МО, для дальнейшего контроля соблюдения Порядков в деятельности МО в соответствии с выданной лицензией либо для осуществления необходимого внутреннего аудита без привлечения дополнительных денежных средств. С высокой эффективностью и без дополнительных финансовых затрат применение СППР возможно органами Росздравнадзора при осуществлении ими контрольных и надзорных функций соблюдения МО лицензионных требований в соответствии с Порядками.

 

РОЛЬ И МЕСТО КЛИНИЧЕСКОЙ АНАТОМИИ В ПОСТДИПЛОМНОМ ОБРАЗОВАНИИ ВРАЧА

Тараско А. Д.

Новокузнецкий государственный институт усовершенствования врачей — филиал ФГОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Новокузнецк

В течение второго десятилетия XXI века был завершен процесс ликвидации кафедр клинической анатомии и оперативной хирургии во всех учреждениях постдипломной подготовки врачей, в которых они обеспечивали фундаментальную подготовку врачей (курс 02). Клиническая анатомия, как учебная дисциплина, родилась в системе постдипломного медицинского образования, как продукт развития и синтеза всех морфологических и других фундаментальных дисциплин, которые преподаются в медицинском ВУЗе (нормальная анатомия и гистология, топографическая анатомия, патологическая анатомия и патофизиология, иммунология и генетика). В 1935 г. профессором Я. М. Брускиным был написан первый учебник по клинической анатомии. Клиническая анатомия, включая в себя элементы практически всех фундаментальных дисциплин, являлась в системе постдипломного медицинского образования практически единственной фундаментальной дисциплиной, имеющей тесную связь с клиникой. Для изучения клинической анатомии врач должен быть вооружен знаниями, полученными в ВУЗе, иметь собственный клинический опыт, так как методом преподавания клинической анатомии является клинико-морфофункциональный анализ. Исходя из этого, становится понятным, что человек, не имеющий завершенного медицинского образования, не может приступить к изучению клинической анатомии, поскольку у него нет достаточного багажа знаний.

Основой клинической анатомии является классическая дисциплина, созданная русским гением — Н. И. Пироговым — топографическая анатомия, которая излагается при преподавании с позиций различных врачебных специальностей. В процессе освоения предмета «Клиническая анатомия» обеспечивалась система обратной связи со слушателями, фундаментальные положения обязательно находили подтверждение в клинических примерах. Прикладным разделом дисциплины являлась оперативная хирургия, положения которой также объяснялись с позиций клинической анатомии. Клиническая анатомия изучалась с использованием классических форм преподавания. Методика преподавания отработана досконально и изложена в многочисленных методических рекомендациях. Материал дисциплины излагается на лекциях, закрепляется на семинарах и на практических занятиях в секционном зале. Существуют компьютерные программы для изучения анатомии, но они имеют вспомогательное значение. Навыки по оперативной хирургии отрабатываются на свежих трупах в рамках патологоанатомического вскрытия через стандартный секционный доступ, фиксированных органокомплексах на планшетах и на экспериментальных животных. В настоящее время появилась возможность пользоваться симуляторами операций, особенно для отработки навыков в эндохирургии, что является прогрессивным явлением. Но симуляторы являются дорогостоящими устройствами. В настоящее время идет оснащение ВУЗов и учреждений постдипломной подготовки симуляторами для проведения процедуры аккредитации. Сама по себе аккредитация является разновидностью прикладного спорта, поскольку все действия проводятся на время — для прохождения аккредитационной станции отводится 8–10 минут. Аналитический процесс, который необходим врачу для проведения дифференциальной диагностики, при подготовке и во время аккредитации исключен. Подготовку к аккредитации проводят не преподаватели — высокоспециализированные специалисты в областях медицины, а тренеры и инструкторы, порой не имеющие медицинского образования, так как у аккредитуемого должен быть выработан двигательный стереотип и ничего более. Если симуляторы использовать для тренингов в течение учебного года, то они неизбежно будут выходить из строя, что требует создания специальной инженерной (сервисной) службы. Поломки могут быть необратимыми и учебное заведение должно иметь средства для замены дорогостоящего устройства.

Вышеизложенное позволяет сделать заключение, что создание симуляционных курсов и центров не может являться альтернативой для решения задач, которые ставятся перед кафедрой клинической анатомии. Эти центры могут служить только дополнением для отработки некоторых двигательных навыков, в том числе и для работы в команде, но не способны формировать врачебное мышление. Восстановление преподавания в учреждениях постдипломной подготовки врачей фундаментальных классических положений медицины не в ущерб прикладным аспектам позволит повысить качество образования врачей.

 

ОПТИМИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕОНАТОЛОГИЯ» С УЧЕТОМ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Устинович Ю. А., Шишко Г. А., Лемешко Ю. И., Крастелева И. М., Артюшевская М. В.

Белорусская медицинская академия последипломного образования, Минск, Республика Беларусь

Введение. В Республике Беларусь (РБ) одним из направлений обеспечения демографической безопасности страны является сохранение здоровья матери и ребенка. Критериями эффективности медицинской помощи детскому населению являются показатели перинатальной и младенческой смертности, детской заболеваемости и первичной детской инвалидности. В РБ достигнуты значительные успехи по снижению младенческой смертности. Данный показатель по итогам 2021 г. составил 2,9%. В условиях развития и внедрения инновационных перинатальных технологий растет потребность в высококвалифицированных специалистах, оказывающих помощь новорожденным. Это диктует необходимость поиска и развития новых форм непрерывного медицинского образования (НМО). На сегодняшний день в РБ одним из ведущих учреждений дополнительного образования по профилю «Здравоохранение» согласно Положения о непрерывном профессиональном обучении в Постановлении Совета Министров РБ от 15.07.2011 «О вопросах дополнительного образования» и в соответствии с Кодексом образовании с наличием лицензии Министерства образования РБ на «Право осуществления образовательной деятельности» является ГУО «Белорусская медицинская академия последипломного образования» (БелМАПО). В структуру БелМАПО входит педиатрический факультет, который является учебно-методическим центром переподготовки и повышения квалификации специалистов педиатрического профиля. Основными направлениями работы педиатрического факультета являются повышение профессионального уровня врачей-специалистов учреждений здравоохранения РБ в области педиатрии, совершенствование методологии и качества преподавания за счет внедрения инновационных методов и технологий в образовательный процесс.

Цель. Определение роли НМО с использованием инновационных методов и технологий в образовательном процессе для повышения профессионального уровня врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь новорожденным, с учетом демографических показателей.

Материалы и методы. Обеспечение НМО по специальности «неонатология» врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь новорожденным, осуществляет кафедра неонатологии БелМАПО, основанная в 1981 г. Образовательная деятельность кафедры направлена на реализацию образовательных программ дополнительного и послевузовского образования; проведение курсов повышения квалификации. Слушателями являются врачи-неонатологи, врачи-педиатры, врачи — анестезиологи-реаниматологи, врачи — акушеры-гинекологи, врачи общей практики, преподаватели клинических кафедр учреждений образования системы здравоохранения РБ. За период 2017–2021 гг. обучение на кафедре прошли 776 слушателей, из них 340 — врачи-неонатологи, остальные — врачи смежных специальностей. Кафедра неонатологии обеспечивает выполнение программ и планов подготовки в клинической ординатуре на очной и заочной формах обучения; переподготовки по специальности «Неонатология»; обучения в аспирантуре (очная, заочная форма, форма соискательства). Большое внимание уделяется внедрению в образовательный процесс кафедры инновационных форм и методов обучения, созданию условий для повышения профессионального уровня знаний и самоподготовки врачей-специалистов. Сотрудниками кафедры разработаны, утверждены и внедрены в образовательный процесс учебно-методические модули для дистанционного обучения врачей-специалистов. Использование электронных форм обучения позволило обеспечить более широкую доступность последипломного образования. Обучение осуществляется с учетом индивидуального подхода, подбираются эффективные методы и способы изложения учебного материала для достижения высоких результатов в подготовке врачей-специалистов. В образовательный процесс внедрены лекции в формате вебинаров, мини-конференции с обсуждением рефератов, клинико-анатомические конференции, мастер-классы, ситуационный тренинг, интерактивное обучение при анализе клинических ситуаций. В процессе обучения значительная роль отводится овладению практическими навыками, что обеспечивает осваивание новых методик диагностики и лечения патологии неонатального периода. Клинические базы кафедры оснащены современным оборудованием, что позволяет проводить практические занятия на самом высоком уровне.

Заключение. Использование инновационных методов и технологий в системе НМО, осуществляемой в БелМАПО, обеспечивает совершенствование и повышение профессионального уровня знаний и умений врачей-специалистов, оказывающих медицинскую помощь детскому населению, по обеспечению стабилизации показателя младенческой смертности в РБ.

 

ПРОБЛЕМНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)

Файзуллина Р. М., Шангареева З. А., Санникова А. В., Викторов В. В.

Башкирский государственный медицинский университет, Уфа

Актуальность. У каждого врача-специалиста есть индивидуальные ограничения, личный опыт и предпочтения в обучении. Задача преподавателя состоит в создании оптимальной среды и обеспечении доступности ресурсов для раскрытия потенциала каждого обучающегося. Проблемно-ориентированное обучение широко обсуждается и признается как инновационный метод в педагогике медицинского образования. Самостоятельный процесс приобретения дополнительных знаний при решении проблемных задач повышает познавательную активность врача и способствует лучшему усвоению материала.

Цель работы — поиск методов стимулирования познавательной активности врачей в образовательном процессе при повышении квалификации.

Материалы и методы. Представлен анализ содержания и возможностей дополнительной профессиональной программы повышения квалификации «Синдром обструкции дыхательных путей в педиатрической практике» (со сроком освоения 36 академических часов) по специальностям «педиатрия», «аллергология-иммунология», «неонатология», разработанной сотрудниками кафедры факультетской педиатрии с курсами педиатрии, неонатологии и симуляционным центром ИДПО ФГБОУ ВО Башкирский государственный медицинский университет Минздрава России. Результаты и обсуждение. Для реализации компетентностного подхода в системе дополнительного профессионального образования преподаватели кафедры совершенствуют методы обучения, внедряя в учебный процесс активные образовательные технологии. Наиболее важную роль при проблемно-ориентированном обучении имеет организация проблемной ситуации, повышающей познавательную активность у врачей в ходе ее решения, поскольку является случаем из реальной клинической практики. Актуальность рабочей программы «Синдром обструкции дыхательных путей в педиатрической практике» обусловлена продолжающимся ростом случаев обструктивного синдрома у детей с респираторной патологией. Учеба врача-специалиста ориентирована на совершенствование профессиональных компетенций при оказании неотложной помощи у детей с синдромом обструкции. Обучение врачей включает вводные лекции по проблемам обструктивного синдрома у детей с респираторной патологией, практические занятия и стажировку для отработки неотложных мероприятий, в том числе в симуляционном центре. При анализе содержания рабочей (учебной) программы установлено, что большая часть занятий проводится в форме симуляционного обучения, выступающей средством моделирования конкретных профессиональных ситуаций. Внедрение симуляционных методик в образовательный процесс позволяет «подстроить» клиническую ситуацию под потребности учебного процесса и возможности обучаемых. При этом обучение проводится по заданным параметрам (алгоритм оказания неотложной помощи) с созданием любого варианта ситуации без риска для «пациента» и обучаемого. Предоставляется возможность неограниченного повторения прохождения алгоритма и отработки командного стиля работы. Степень овладения практическими навыками доводится до автоматизма. Учебный процесс не является полноценным без систематической информации о качестве усвоения врачами контента рабочей программы. Оформление результатов выполненной работы в виде чек-листа является эффективным оценочным средством объективной оценки качества усвоения теоретического материала и выработки практических навыков в ходе самостоятельной работы. Организация четкой обратной связи — необходимое условие для анализа эффективности обучения. Особое внимание акцентируется на дебрифинге (обсуждение, работа над ошибками), формулировке правильных выводов по результатам работы. Обсуждение с врачами-курсантами предложенных ситуаций и приемов решения практических задач демонстрирует большую заинтересованность и ответственность за предлагаемые варианты действий. Помимо самих знаний, умений и навыков, врачи получают опыт их приобретения и практического применения, осваивают пути и способы самостоятельного поиска решения.

Выводы. Нами накоплен опыт использования активных методов обучения, включающих самостоятельную работу врачей, направленную не только на овладение теоретическими знаниями, но и на формирование практических умений. Практико-ориентированный подход к обучению врачей обеспечивает возможность более полного освоения контента рабочей программы дисциплины и является оптимальной методикой обучения в конкретной клинической ситуации.

 

КОНЦЕПЦИЯ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ НА БАЗЕ БОТКИНСКОЙ БОЛЬНИЦЫ

Шабунин А. В., Багателия З. А., Микита О. Ю.

Городская клиническая больница им. С. П. Боткина ДЗМ, Москва

Обучение молодых специалистов в Боткинской больнице началось с момента основания учреждения, в 1910 г. В отчете Солдатенковской (Боткинской) больницы за 1911 г. отмечено про обучение 23 экстернов, 6 ординаторов, 3 ассистентов. В настоящее время образовательная деятельность в учреждении осуществляется согласно лицензии № 2913 от 04.08.2020 г. и аккредитации № 3709 от 28.02.2022 г., по 21 специальности ординатуры. Подготовка высококвалифицированных кадров в ординатуре Боткинской больницы проводится на внебюджетной основе и по целевому направлению Департамента здравоохранения г. Москвы, в рамках выполнения госзадания. Обучение в учреждении проходят 44 целевых и 188 внебюджетных ординаторов, 1/2 года обучения. В реализации образовательного процесса задействованы ведущие специалисты Боткинской больницы — 5 академиков РАН, 18 заслуженных врачей РФ, 24 заслуженных врача Москвы, более 100 докторов медицинских наук и 275 кандидатов медицинских наук. Участие в обучении молодых специалистов принимают сотрудники 24 кафедр четырех вузов Москвы и России, в том числе Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования, Первого МГМУ им. Сеченова, РНИМУ им. Пирогова и МГМСУ им. Евдокимова. Высококвалифицированный кадровый состав, материально-техническая база, объемы оказания высокотехнологичной медицинской помощи, наличие симуляционного центра позволяют проводить практико-ориентированное обучение молодых врачей на самом высоком уровне в соответствии с требованиями ФГОС ВО. Приоритетная образовательная траектория для молодых специалистов в Боткинской больнице подразумевает реализацию модели: медицинский класс — медицинский ВУЗ — ординатура — аспирантура.

Обозначенная модель позволяет:

  • проводить профориентационную работу с обучающимися медицинских классов и студентами медицинских ВУЗов через работу студенческих научных обществ Боткинской больницы;
  • реализовать отбор кандидатов-абитуриентов для участия в конкурсе по целевому/внебюджетному обучению в ординатуре;
  • создавать условия для обучения и развития научного по- тенциала молодых специалистов в рамках обучения в ординатуре/аспирантуре;
  • развивать школу наставничества Боткинской больницы;
  • формировать научный и клинический кадровые резервы Боткинской больницы.

 

ПЕРВЫЙ ШАГ НА ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ РЕФЛЕКСИВНОЙ ОЦЕНКИ ПО МОДЕЛИ ГИББСА

Шумова А. Л., Тарасенко Н. И., Клишунова Л. В., Мотынга К. А.

Рязанский медицинский университет, Рязань

В настоящее время модель Гиббса, ориентированная на способность к саморефлексии своих действий, все больше привлекает внимание преподавателей в области клинической медицины при обучении студентов практическим навыкам, так как делает акцент на чувствах, позволяя их осмыслить и предотвратить неосознанные эмоции. Учитывая, что практическая деятельность медицинского работника связана с высоким риском профессионального психоэмоционального стресса, данная модель имеет свои преимущества по сравнению с другими рефлексивными моделями, в которых акцент делается исключительно на существующих процессах, анализе результатов собственных действий и на способах их улучшения. В соответствии с данной моделью признается важность эмоций в процессе самооценки собственных действий. В данной работе представлен первый опыт проведения рефлексивной оценки при освоении будущими врачами сестринских манипуляций.

Цель работы — изучить особенности рефлексивной оценки по модели Гиббса в контексте профилактики рисков при выполнении инъекций.

Материал и методы. В исследовании приняли участие 65 человек в возрасте от 19 до 23 лет — студенты второго курса медицинского университета, из которых 23% составляли мужчины. Студенты работали группами, один человек выполнял манипуляцию, 3–5 экспертов оценивали работу по чек-листу и проводили анализ по выявленным рискам (ошибкам). Каждая группа включала от 4 до 6 человек (один участник и 3–5 экспертов), всего 12 малых групп. Анализировались следующие моменты: выбор проблемной ситуации для анализа (ошибки при выполнении определенного шага манипуляции), чувства и переживания по поводу совершенной ошибки; анализ причин, последствий и путей решения проблемы; предлагаемые варианты профилактики в будущем повторения подобной ошибки. Также описывалось понимание смысла в проведении рефлексивной оценки и влияние чувств на выполнение манипуляции (модель Гиббса).

Результаты исследования показали, что при наличии ошибок в работе с пациентом студенты в 6 группах (50%) преимущественно выбирали для анализа ситуации, связанные с нарушением инфекционной безопасности, в 4-х группах (33%) — ошибки, связанные с работой с лекарственными препаратами, в 2-х (17%) — нарушения при общении с пациентом. Описание чувств включали дискомфорт, недоумение по поводу совершенной ошибки, так как считали себя достаточно хорошо подготовленными, тревогу в связи с возможным ее повторением. Формулировка причин нарушений при выполнении процедур сопровождалась активной дискуссией, мнения членов группы разделились, но в конечном итоге свелись к невнимательности без указания причины (в 5 группах), недостаточной подготовке (в 5 группах) и волнении при публичном выполнении манипуляции — в 2 группах. Основной смысл в проведении анализа собственных действий по модели Гиббса описали только в 8 группах — студенты смогли сформулировать связь между собственными переживаниями, их влиянием на дальнейшее выполнение манипуляции и полученным конечным результатом. В 4-х группах не смогли дать ответ, отметив, что никогда не задумывались о причинах своих ошибок, избегали анализировать собственные чувства и их влияние на дальнейшую эффективность работы. Предполагаемый план действий для обеспечения безопасности инъекций во всех 12 группах включал предложение о проведении более частых тренингов для доведения навыков до автоматизма и отработки анализа собственных проблем для их понимания и самостоятельного решения. Полученные результаты позволили подтвердить вывод о необходимости проведения рефлексивной оценки по модели Гиббса при обучении манипуляционным навыкам, так как в клинической практике медицинские работники постоянно подвергаются неконтролируемым неблагоприятным воздействиям и ошибки связаны зачастую именно со стрессом.

Таким образом, применение модели Гиббса для рефлексии ошибок, основанной на анализе их причин, собственных чувств и выбора решений для предупреждения повторения, может повысить качество практической подготовки, развитию рефлексии у студентов и способствовать повышению эффективности самообразования.

 06.02.2023