Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Пандемия новой коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом для службы клинической лабораторной диагностики. Возникла необходимость быстрого кратного наращивания объемов диагностических тестов в функционирующих ПЦР-лабораториях [1] и в организации/лицензировании новых лабораторий. Одновременно стал очевидным дефицит подготовленных кадров, имеющих допуск для работы с технологией ПЦР.
Методические указания 1.3.2569–09 «Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I-IV групп патогенности» [2] регламентирует необходимость наличия у сотрудников лабораторий дополнительного образования по молекулярно-гибридизационным методам диагностики. В адрес кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала РМАНПО поступали многочисленные заявки из ЛПУ на проведение соответствующего обучения.
Кафедра разработала циклы «ПЦР-диагностика в клинико-диагностической лаборатории» разной продолжительности — 18 и 72 часа. Цикл продолжительностью 18 часов предназначен для специалистов, уже имеющих практический опыт работы в ПЦР-лаборатории, и ранее обучавшихся на профильных курсах продолжительностью 72 ч. Цикл продолжительностью 72 часа проводился для специалистов, впервые осваивающих данный раздел КЛД.
Всего за 2020 год было обучено 114 курсантов на 5 циклах (4 цикла продолжительностью 18 часов и 1 цикл продолжительностью 72 часа). Количество обучавшихся на циклах слушателей представлено в табл. 1.
Таблица 1.
Численный состав циклов
Даты проведения цикла | Количество курсантов |
09.04 – 11.04.2020 | 22 |
20.04 – 22.04.2020 | 54 |
15.06 – 17.06.2020 | 15 |
14.09 – 26.09.2020 | 14 |
23.11 – 25.11.2020 | 9 |
Слушателями циклов были специалисты по клинической лабораторной диагностике с высшим медицинским и немедицинским образованием (табл. 2).
Таблица 2.
Распределение курсантов по базовому образованию
Сроки проведения цикла | Специалисты с медицинским образованием | Специалисты с немедицинским образованием |
09.04.2020 – 11.04.2020 | 5 | 17 |
20.04.2020 – 22.04.2020 | 19 | 35 |
15.06.2020 – 17.06.2020 | 9 | 6 |
14.09.2020 – 26.09.2020 | 7 | 7 |
23.11.2020 – 25.11.2020 | 7 | 2 |
На циклах обучались как начинающие специалисты, так и заведующие КДЛ (табл. 3) .
Таблица 3
Распределение курсантов по занимаемой должности
Сроки проведения цикла | Специалисты КДЛ | Заведующие лабораторий |
09.04 – 11.04.2020 | 17 | 5 |
20.04 – 22.04.2020 | 52 | 2 |
15.06 – 17.06.2020 | 12 | 3 |
14.09 – 26.09.2020 | 12 | 2 |
23.11 – 25.11.2020 | 8 | 1 |
Циклы продолжительностью 18 часов проводились в дистанционном формате в связи со сложной эпидемической обстановкой. Цикл продолжительностью 72 часа проводился очно, большая часть времени была посвящена практическому освоению методик выделения, амплификации нуклеиновых кислот и интерпретации полученных результатов исследований.
Программа цикла постоянно расширялась, видоизменялась, включала новые разделы и методы ПЦР-диагностики. Вводились разделы по диагностике новой коронавирусной инфекции COVID-19 [3], выявлению мутаций и определению однонуклеотидных полиморфизмов, связанных с предрасположенностью к различным патологическим процессам [4].
В основу построения практических занятий на цикле продолжительностью 72 часа взят принцип организации индивидуального рабочего места для каждого обучающегося. ПЦР-лаборатория была развернута на базе кафедры. Оборудование и расходные материалы были предоставлены ЗАО «Вектор-Бест-Агидель» [5]. Курсанты обучались пробоподготовке, выделению нуклеиновых кислот, амплификации, учету и регистрации результатов методом Реал-Тайм ПЦР.
На теоретических занятиях обсуждался алгоритм диагностики и интерпретация полученных результатов по различным нозологическим формам заболеваний [6].
На циклах обучались курсанты из различных регионов Татарстана и РФ (табл. 4).
Таблица 4.
Распределение курсантов по регионам
Районы РТ | Количество обучившихся |
Казань | 88 |
Набережные Челны | 18 |
Альметьевск | 3 |
Нижнекамск | 1 |
Муслюмово | 1 |
Регионы РФ | |
Краснодарский край | 1 |
Удмуртия | 1 |
Чувашия | 1 |
В настоящее время цикл «ПЦР-диагностика в клинико-диагностической лаборатории» пользуется спросом, и проводится на высоком организационно-методическом уровне как в очной, так и на дистанционной форме обучения.
Список литературы:
Сведения об авторах
Анцилевич Лия Михайловна – кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.
Ягудина Лейла Асхатовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.
Черепнев Георгий Валентинович – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.
L. M. Antcilevich – PhD in Biology, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan state medical – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan)
L. A. Jagudina – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan state medical – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan)
G. V. Cherepnev — Doctor of Sciences in Medicine, Head of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan state medical – branch of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan)
Abstract:
Keywords: