ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #1/21 КГМА

УДК 378.018.43
Шифр специальности ВАК 13.00.08

ОПЫТ ДИСТАНЦИОННОГО ПРЕПОДАВАНИЯ ПЦР-ДИАГНОСТИКИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ

Аннотация:

Пандемия новой коронавирусной инфекции требует увеличения численности специалистов клинической лабораторной диагностики, имеющих допуск к работе с технологией полимеразной цепной реакции. В статье освещен опыт кафедры по организации цикла «ПЦР-диагностика в клинико-диагностической лаборатории» в очном и дистанционном форматах. Проведен анализ распределения курсантов по базовому образованию, занимаемой должности и направившему региону.

Ключевые слова:

новая коронавирусная инфекция; ПЦР-диагностика; очное и дистанционное обучение; КГМА; РМАНПО.

 

Пандемия новой коронавирусной инфекции стала серьезным вызовом для службы клинической лабораторной диагностики. Возникла необходимость быстрого кратного наращивания объемов диагностических тестов в функционирующих ПЦР-лабораториях [1] и в организации/лицензировании новых лабораторий. Одновременно стал очевидным дефицит подготовленных кадров, имеющих допуск для работы с технологией ПЦР.

Методические указания 1.3.2569–09 «Организация работы лабораторий, использующих методы амплификации нуклеиновых кислот при работе с материалом, содержащим микроорганизмы I-IV групп патогенности» [2] регламентирует необходимость наличия у сотрудников лабораторий дополнительного образования по молекулярно-гибридизационным методам диагностики. В адрес кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала РМАНПО поступали многочисленные заявки из ЛПУ на проведение соответствующего обучения.

Кафедра разработала циклы «ПЦР-диагностика в клинико-диагностической лаборатории» разной продолжительности — 18 и 72 часа. Цикл продолжительностью 18 часов предназначен для специалистов, уже имеющих практический опыт работы в ПЦР-лаборатории, и ранее обучавшихся на профильных курсах продолжительностью 72 ч. Цикл продолжительностью 72 часа проводился для специалистов, впервые осваивающих данный раздел КЛД.

Всего за 2020 год было обучено 114 курсантов на 5 циклах (4 цикла продолжительностью 18 часов и 1 цикл  продолжительностью 72 часа). Количество обучавшихся на циклах слушателей представлено в табл. 1.

 

Таблица 1.

Численный состав циклов

Даты проведения цикла Количество курсантов
09.04 – 11.04.2020 22
20.04 – 22.04.2020 54
15.06 – 17.06.2020 15
14.09 – 26.09.2020 14
23.11 – 25.11.2020 9

 

Слушателями циклов были специалисты по клинической лабораторной диагностике с высшим медицинским и немедицинским образованием (табл. 2).

 

Таблица 2.

Распределение курсантов по базовому образованию

Сроки проведения цикла Специалисты с медицинским образованием Специалисты с немедицинским образованием
09.04.2020 – 11.04.2020 5 17
20.04.2020 – 22.04.2020 19 35
15.06.2020 – 17.06.2020 9 6
14.09.2020 – 26.09.2020 7 7
23.11.2020 – 25.11.2020 7 2

 

На циклах обучались как начинающие специалисты, так и заведующие КДЛ (табл. 3) .

 

Таблица 3

Распределение курсантов по занимаемой должности

Сроки проведения цикла Специалисты КДЛ Заведующие лабораторий
09.04 – 11.04.2020 17 5
20.04 – 22.04.2020 52 2
15.06 – 17.06.2020 12 3
14.09 – 26.09.2020 12 2
23.11 – 25.11.2020 8 1

 

Циклы продолжительностью 18 часов проводились в дистанционном формате в связи со сложной эпидемической обстановкой. Цикл продолжительностью 72 часа проводился очно, большая часть времени была посвящена практическому освоению методик выделения, амплификации нуклеиновых кислот и интерпретации полученных результатов исследований.

Программа цикла постоянно расширялась, видоизменялась, включала новые разделы и методы ПЦР-диагностики. Вводились разделы по диагностике новой коронавирусной инфекции COVID-19 [3], выявлению мутаций и определению однонуклеотидных полиморфизмов, связанных с предрасположенностью к различным патологическим процессам [4].

В основу построения практических занятий на цикле продолжительностью 72 часа взят принцип организации индивидуального рабочего места для каждого обучающегося. ПЦР-лаборатория была развернута на базе кафедры. Оборудование и расходные материалы были предоставлены ЗАО «Вектор-Бест-Агидель» [5]. Курсанты обучались пробоподготовке, выделению нуклеиновых кислот, амплификации, учету и регистрации результатов методом Реал-Тайм ПЦР.

На теоретических занятиях обсуждался алгоритм диагностики и интерпретация полученных результатов по различным нозологическим формам заболеваний [6].

На циклах обучались курсанты из различных регионов Татарстана и РФ (табл. 4).

 

Таблица 4.

Распределение курсантов по регионам

Районы РТ Количество обучившихся
Казань 88
Набережные Челны 18
Альметьевск 3
Нижнекамск 1
Муслюмово 1
Регионы РФ
Краснодарский край 1
Удмуртия 1
Чувашия 1

 

В настоящее время цикл «ПЦР-диагностика в клинико-диагностической  лаборатории» пользуется спросом, и проводится на высоком организационно-методическом уровне как в очной, так и на дистанционной форме обучения.

 

 

Список литературы:

  1. https://staticrosminzdrav.ru/system/attachments/attaches/000/049/881/original/COVID19recomendv.pdf (дата обращения 27.01.2021).
  2. https://www.rospotrebnadzor.ru/documents/details.php?ELEMENT_ID=4801
  3. https://doi.org/10.1515/cclm-2020-0198 (дата обращения 27.01.2021).
  4. https://www.thermofisher.com/content/dam/LifeTech/global/life-sciences/sequencing/pdfs/snapshot-multiplex-system-application-note-russian.pdf (дата обращения 27.01.2021).
  5. https://vector-best.ru/ (дата обращения 27.01.2021).
  6. https://www.dna-technology.ru/sites/default/files/pcr_a5_083-4.pdf (дата обращения 27.01.2021).

 

Сведения об авторах

Анцилевич Лия Михайловна – кандидат биологических наук, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Ягудина Лейла Асхатовна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Черепнев Георгий Валентинович – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

 

PCR-DIAGNOSTICS OF A NEW CORONAVIRUS INFECTION:
EXPERIENCE OF REMOTE TEACHING

 

L. M. Antcilevich – PhD in Biology, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan state medical – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan)

L. A. Jagudina – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan state medical – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan)

G. V. Cherepnev — Doctor of Sciences in Medicine, Head of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan state medical – branch of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan)

Abstract:

The pandemic of a new coronavirus infection requires an increase in the number of clinical laboratory diagnostics specialists authorized for polymerase chain reaction technology. The article highlights the experience of the department in organizing the teaching course «PCR diagnostics in the clinical diagnostic laboratory» in full-time and distance formats. Participant’s distribution analysis in terms of basic education, position and sending region was carried out.

Keywords:

new coronavirus infection; PCR diagnostics; full-time training; distance learning; KSMA; RMACPE.

Практика 10.02.2021