ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

Выпуск #4/22

УДК 616.31:378.016-046.4
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, 3.1.7. Стоматология (медицинские науки)

О МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ВРАЧЕЙ К ОСВОЕНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ НА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ УРОВНЕ

Аннотация:

В исследовании представлены результаты анкетирования с целью выявления отношения студентов и врачей к междисциплинарной подготовке, проведению посредством автоматизированных электронных опросников «IDM-интеграции медицинских дисциплин», разработанных для студентов медицинских факультетов, а также для врачей различных базовых специализаций. Авторы полагают, что выполнение прикладных и поисковых научно-методических исследований, а также разработок в области точных, естественных, технических, общественных и гуманитарных наук в аспекте развития междисциплинарного подхода в современном образовании позволит создать эффективные разработки в сфере междисциплинарной медицинской помощи населению.

Ключевые слова:

высокотехнологичные методы, мотивация, междисциплинарное образование, электронные опросники, медицинские дисциплины, медицинская помощь

Внедрение элементов межпрофессионального/междисциплинарного образования в систему вузовской подготовки врачей, в том числе и стоматологического профиля, в настоящее время широко обсуждается на международном уровне как одна из актуальных проблем высшей медицинской школы. При этом Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) признает уникальные особенности систем здравоохранения в каждой стране и, соответственно, оригинальный подход к их развитию и совершенствованию [1]. Такой подход требует использования специального методического обеспечения, формирования новых навыков и особой организации образовательного процесса, при этом последний должен качественно отличаться от простого совместного обучения студентов и слушателей в учебных группах [2].

По мере роста благосостояния населения особо возрастают требования к качеству стоматологической помощи, как и потребность в стоматологических услугах в целом. В этих условиях возникает потребность в межпрофессиональном подходе к ведению пациентов, нередко выходящем за рамки стоматологической помощи. Одним из важнейших принципов такого межпрофессионального и междисциплинарного обучения служит его адаптация к уникальным условиям получения медицинского образования в каждой стране [3].

Сегодняшние пациенты имеют довольно сложные потребности, связанные с состоянием их здоровья, для удовлетворения которых не в виде исключения, а, как правило, требуется участие специалистов не одной, а большего числа дисциплин [1].  Такой межпрофессиональный подход предполагает обмен опытом и взглядами членов команды для формирования общей цели восстановления или поддержания здоровья человека, что способствует объединению профессиональных ресурсов и улучшению результатов оказания медицинской помощи [4].

Требующееся для этой цели междисциплинарное образование – это подход к обучению студентов-медиков для будущей совместной работы в составе межпрофессиональных команд. Студенты-медики, обучающиеся с использованием такого подхода, скорее всего, будут в большей степени проявлять внимание, уважение и позитивное отношение друг к другу, а результат их совместных усилий в поддержании здоровья человека и борьбе за повышение качества его жизни будет намного эффективней [4, 5, 6].

В свою очередь, систематизированное накопление такой информации позволит создать цифровую базу данных и программ самообучения компьютерной системы, направленных на решение наиболее сложных вопросов коморбидной патологии в целом [7-12].Так, ряд авторов, оценивая перспективы внедрения межпрофессионального образования, утверждает, что движение за расширение сотрудничества между профессионалами здравоохранения для улучшения помощи населению является важным приоритетом для всех медицинских дисциплин. При этом сложные проблемы, которые нередко наблюдаются у пациентов, лучше всего решать с помощью медицинских межпрофессиональных команд. Этой модели может способствовать: разработка в будущем единой всеобъемлющей электронной медицинской карты пациента, потребуются специальная подготовка преподавателей и непрерывное образование для врачей, ординаторов и медицинских работников смежных специальностей [2, 4].

В связи с этим более глубокая интеграция врача-стоматолога в систему общемедицинского подхода к организации врачебной помощи населению может послужить еще одной ступенью к совершенствованию системы отечественного здравоохранения, хотя следует признать, что процесс этот долгосрочный и многоэтапный.

 

Цель работы – мотивационное обоснование междисциплинарных принципов обучения врачей различных специальностей, способствующих внедрению высокотехнологичных методов диагностики и лечения стоматологических заболеваний , ассоциированных с системной патологией.

 

Материалы и методы исследования. В основу исследования положены результаты анкетирования врачей различных специальностей с помощью разработанной авторами анкеты, которая ранее была зарегистрирована в государственном Реестре программ для ЭВМ под названием «IMD-интеграция медицинских дисциплин (для врачей)», сертификат № 2021661329 от 08.07.2021 г.

Разработка представленного опросника и получение на его основе программы для мобильных устройств, позволила провести анкетирование врачей различных специальностей, включая врачей-стоматологов, по целому ряду регионов Российской Федерации. Респондентами стали 572 врача, активно занимающихся клинической практикой на территории города Москвы и Московской области, других городов и областей Центрального федерального округа (Воронеж, Липецк, Курск, Белгород, Владимир, Орел, Кострома, Брянск) а также Приволжского (Самара, Пермь, Саратов), Северо-Западного (Санкт-Петербург, Архангельск, Псков) и Южного федеральных округов(врачи изРостов-на-Дону, Краснодар).

Среди респондентов преобладали женщины – 71,6%; 422 человека (73,8%) принадлежали к молодой возрастной группе (по классификации ВОЗ – 18–44 лет), 120 человек (21%) – к группе среднего возраста (45–59 лет), 30 человек (5,2%) были пожилого возраста (60–74 лет). Соотношение врачей, участвующих в анкетировании, по различным стоматологическим (517 человек) и другим специальностям (54 человека) показано на рис. 1.

 

Результаты исследования и их обсуждение. Детальный анализ результатов анкетирования по процентному соотношению ответов на вопросы анкеты с использованием статической обработки по критерию χ2 представлен в таблице 1, а по данным расчета средних интегральных показателей – на рис. 1.

 

 Таблица 1. Результаты анкетного опроса врачей

Вопросы анкеты

Варианты ответов

Критерий

χ2

Да Нет Затрудняюсь

ответить

p
1 2 3 4 5 6
ВРАЧИ ПРОФИЛЕЙ «ЛЕЧЕБНОЕ ДЕЛО», «ПЕДИАТРИЯ»
1.

 

1.1

 

 

1.2

 

 

1.3

 

1.4

На выбор Вами Вашей врачебной специальности повлияли:

— стремление получить именно эту специальность до поступления в вуз,

— заинтересованность именно этой  специальностью сформировалась во время обучения в вузе,

— врачебная специальность была выбрана в силу жизненных обстоятельств,

— выбор Вами Вашей врачебной специальности является семейной традицией

 

 

42,8%

 

71,4%

 

 

 

 

14,4%

 

 

28,6%

 

 

 

42,8%

 

 

42,8%

 

 

28,6%

 

28,6%

 

 

57,2%

 

 

42,8%

 

 

0,897

 

 

0,017

 

 

0,062

 

 

0,424

 

2.

 

 

2.1

2.2

В Вашей врачебной специальности оказались малополезными знания таких основополагающих дисциплин:

— химия,

— медицинская физика,

 

 

 

28,6%

 

 

 

71,4%

42,8%

 

 

 

28,6%

28,6%

 

 

 

0,017

0,807

2.3

2.4

2.5

— биология,

— микробиология,

— нормальная физиология.

14,3%

14,3%

14,3%

71,4%

71,4%

71,4%

14,3%

14,3%

14,3%

0,032

0,032

0,032

3.

 

 

3.1

 

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

 

3.7

Для Вас основным источником знаний и навыков по смежным врачебным дисциплинам являются:

— мнение специалиста, вызванного на консультацию к пациенту,

— беседы с коллегами по работе,

— чтение медицинской литературы,

— встречи с авторитетными учеными,

— средства массовой информации,

— освоение смежных дисциплин на курсах повышения квалификации,

— потребности освоения знаний и навыков по смежным врачебным дисциплинам не возникало.

 

 

71,4%

 

100%

100%

85,7%

28,6%

 

71,4%

 

14,3%

 

 

 

57,1%

 

28,6%

 

57,1%

 

 

28,6%

 

14,3%

14,3%

 

 

28,6%

0,017

 

<0,001

<0,001

0,001

0,223

 

0,017

 

0,223

 

4. В Вашей клинической практике возникали ситуации, при которых было необходимо сотрудничество с представителями других специальностей? 100% <0,001
5. Вам бы хотелось работать в медицинских командах, состоящих

из врачей разных специальностей?

85,7% 14,3% 0,001
6. В своей врачебной деятельности Вам приходилось сталкиваться с необходимостью осваивать высокотехнологичные методы диагностики или лечения? 85,7% 14,3% 0,001
7. Вам бы хотелось использовать в своей врачебной деятельности высокотехнологичные методы диагностики и лечения? 57,2% 42,8% 0,062
8.

 

 

8.1

 

8.2

 

8.3

 

По Вашему мнению, освоению высокотехнологичных методов диагностики и лечения должны сопутствовать:

— работа в учреждении, использующем соответствующие технологии,

— освоение метода под руководством индивидуального консультанта-специалиста,

— работа в команде врачей под руководством консультанта-специалиста

 

 

100%

 

 

85,7%

 

85,7%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14,3%

 

14,3%

 

 

<0,001

 

 

0,001

 

0,001

9.

 

 

9.1

 

 

Для успешного освоения высоко-технологичного метода диагностики или лечения необходимо знать:

— только показания к его применению и возможность интерпретации результатов использования метода,

 

 

 

 

85,7%

 

 

 

 

 

 

 

14,3%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,001

 

 

 

9.2

 

 

9.3

 

9.4

— не только показания к его применению, но и его физико-химические основы,

— не только показания к его применению, но и медико-биологические особенности его использования,

— быть знакомым с научным анализом результатов его практического применения

 

71,4%

 

 

71,4%

 

 

85,7%

 

 

14,3%

 

 

14,3%

 

 

14,3%

 

 

14,3%

 

 

14,3%

 

 

 

 

0,032

 

 

0,032

 

 

0,001

 

10. Вы знаете о взаимосвязи заболеваний полости рта и болезней нервной системы? 100% <0,001
11. Вы считаете, что стоматологические заболевания и общесоматическая патология связаны между собой 100% <0,001
12. Вы считаете необходимым консультативное участие врача-стоматолога в диагностике и лечении системной патологии, ассоциированной со стоматологическими заболеваниями? 85,7% 14,3% 0,001
ВРАЧИ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ
1.

 

1.1

 

1.2

 

 

1.3

 

 

1.4

На выбор Вами Вашей врачебной специальности повлияли:

— стремление получить именно эту специальность до поступления в вуз,

— заинтересованность именно этой специальностью сформировалась во время обучения в вузе,

— врачебная специальность была выбрана в силу жизненных обстоятельств,

— выбор Вами Вашей врачебной специальности является семейной традицией

 

 

 

74,8%

 

71,7%

 

 

25,2%

 

 

26,6%

 

 

 

10%

 

12,9%

 

 

36,0%

 

 

39,3%

 

 

 

15,2%

 

15,4%

 

 

38,8%

 

 

34,1%

 

 

 

<0,001

 

<0,001

 

 

<0,001

 

 

<0,001

2.

 

 

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

В Вашей врачебной специальности оказались малополезными знания таких основополагающих дисциплин:

химия,

— медицинская физика,

— биология,

— микробиология,

— нормальная физиология.

 

 

 

28,3%

36,0%

18,1%

18,1%

16,2%

 

 

 

44,5%

36,6%

56,3%

60,1%

63,2%

 

 

 

27,2%

27,4%

25,6%

21,8%

20,6%

 

 

 

<0,001

0,122

<0,001

<0,001

<0,001

3.

 

 

3.1

 

Для Вас основным источником знаний и навыков по смежным врачебным дисциплинам являются:

— мнение специалиста, вызванного на консультацию к пациенту,

 

 

 

66,9%

 

 

 

 

14,2%

 

 

 

 

19,2%

 

 

 

<0,001

3.2

3.3

3.4

 

3.5

 

 

3.6

 

3.7

 

 

 

— беседы с коллегами по работе,

— чтение медицинской литературы,

— встречи с авторитетными учеными,

— средства массовой информации,

 

— освоение смежных дисциплин на курсах повышения квалификации,

— потребности освоения знаний и навыков по смежным врачебным дисциплинам не возникало

 

79%

95%

80,3%

36,8%

 

 

79,4%

 

19,5%

7,5%

0,6%

6,4%

35,8%

 

 

6,4%

 

52,6%

13,5%

4,4%

13,3%

27,4%

 

 

14,2%

 

27,9%

<0,001

<0,001

<0,001

0,221

 

 

<0,001

 

<0,001

4. В Вашей клинической практике возникали ситуации, при которых было необходимо сотрудничество с представителями других врачебных специальностей? 92,1% 3,8% 4,1% <0,001
5. Вам бы хотелось работать в медицинских командах, состоящих из врачей разных специальностей? 90,4% 1,5% 8,1% <0,001
6. В своей врачебной деятельности Вам приходилось сталкиваться с необходимостью осваивать высокотехнологичные методы диагностики или лечения? 83,6% 5,8% 10,6% <0,001
7. Вам бы хотелось использовать в своей врачебной деятельности высокотехнологичные методы диагностики и лечения? 96% 1% 3% <0,001
8.

 

8.1

 

 

8.2

 

8.3

 

По Вашему мнению, освоению высокотехнологичных методов диагностики и лечения должны сопутствовать:

— работа в учреждении, использующем соответствующие технологии,

— освоение метода под руководством индивидуального консультанта-специалиста,

— работа в команде врачей под руководством консультанта-специалиста

 

 

 

92,9%

 

 

84,4%

 

86,7%

 

 

 

1,5%

 

 

1,9%

 

3,1%

 

 

 

5,6%

 

 

13,7%

 

10,2%

 

 

 

 

 

<0,001

 

 

<0,001

 

<0,001

 

 

9.

 

 

9.1

 

9.2

 

 

Для успешного освоения высокотехнологичного метода диагностики или лечения необходимо знать:

— только показания к его применению и возможность интерпретации результатов использования метода,

— не только показания к его применению, но и его физико-химические основы,

 

 

 

 

 

 

88,6%

 

 

72,6%

 

 

 

 

 

 

 

 

1,7%

 

 

4,6%

 

 

 

 

 

 

 

 

9,7%

 

 

22,8%

 

 

 

 

 

 

 

 

<0,001

 

 

<0,001

 

 

 

9.3

 

 

 

9.4

— не только показания к его применению, но и медико-биологические особенности его использования,

 

— быть знакомым с научным анализом результатов его практического применения

 

84%

 

 

 

84,4%

 

1,9%

 

 

 

1,2%

 

14,1%

 

 

 

14,4%

 

<0,001

 

 

 

<0,001

10. Вы знаете о взаимосвязи заболеваний полости рта и болезней нервной системы 86,9% 1,2% 11,9% <0,001
11. Вы считаете, что стоматологические заболевания и общесоматическая патология связаны между собой 94,2% 0,6% 5,2% <0,001
12. Вы считаете необходимым консультативное участие врача-стоматолога в диагностике и лечении системной патологии, ассоциированной со стоматологическими заболеваниями 95,8% 0,6% 3,6% <0,001

Примечание: р — вероятность различия частоты встречаемости разных ответов по критерию χ2, красным шрифтом обозначен наивысший процент ответов на вопрос, серым цветом обозначена достоверность различий по критерию χ2 при р < 0,05

 

В процессе анализа данных предполагалось, что наиболее адекватным ответом на вопросы 3 (3.1–3.4, 3.6), 4, 5, 6, 7, 8, 9 (9.2–9,4), 10, 11, 12 будет положительный ответ, в то время как на вопросы 2, 3.5, 3.7, 9.1 – отрицательный ответ при медиане среднего интегрального показателя 2,75.

Анализ результатов анкетирования показал, что в ряде случаев ответы врачей разных специальностей на вопросы анкет различались между собой, но в большинстве своем были адекватны заданным вопросам (рис. 1).

Рис. 1. Величины средних интегральных показателей ответов врачей разных специальностей на вопросы анкеты

 

Ответы на первый вопрос анкеты имели лишь информативное значение и показывали основную мотивацию врачей при выборе специальности в процессе получения высшего образования. Так, у врачей-стоматологов выбор специальности происходил еще до поступления в вуз (74,8% положительных ответов) и укреплялся в процессе обучения в вузе (71,4% ответов «да»). У врачей лечебного и педиатрического профилей поступление в медицинский вуз было менее осознанным (42,8% положительных ответов), а выбор специальности чаще происходил уже при получении высшего медицинского образования – 71,4%. Что касается влияния семейных традиций на выбор врачебной специальности, то у стоматологов она имела большее значение (26,6%), чем у представителей других врачебных профилей (14,3%).

Второй вопрос был посвящен субъективной оценке значения основополагающих дисциплин, не относящихся напрямую к клинической практике, для профессиональной деятельности врача. У врачей-стоматологов адекватный ответ по этому поводу был отмечен в 36,6–63,2% случаев, несмотря на широкое использование в своей практике различных химических материалов, методов физиотерапии, огромное значение микробной составляющей патологических процессов в челюстно-лицевой области и т.д. У врачей лечебного и педиатрического профилей адекватная оценка значения общеобразовательных дисциплин в их профессиональной деятельности была несколько выше – 42,8–71,4%. Тем не менее, с позиций целей анкетного опроса, направленных на обсуждение роли междисциплинарной образовательной подготовки при внедрении высокотехнологичных методов диагностики и лечения пациентов, такой уровень оценки роли дисциплин, лежащих в основе разработки этих методов, в деятельности современного врача вряд ли можно признать достаточным.

Свыше 50% составляли представители терапевтической стоматологии и ортопедической стоматологии (38% и 20%) соответственно), 14% – стоматологи-хирурги и в пределах 10% – специалисты по детской стоматологии, ортодонтии и др.

Освоение знаний и навыков по смежным врачебным дисциплинам входит в профессиональную деятельность любого врача как важная часть совершенствования в своей специальности. В ответах на вопрос по источникам этой стороны развития по профессии врачи лечебного и педиатрического профилей в 100% случаев, а врачи-стоматологи в 79–95% случаев называли беседы с коллегами по работе и чтение медицинской литературы, насколько реже – встречи с авторитетными учеными (соответственно, 85,7% и 80,3%), мнение специалиста, вызванного на консультацию к пациенту, и освоение смежных дисциплин на курсах повышения квалификации (71,4% и 66,9–79,4%). Следует отметить, что значение освоения смежных дисциплин на курсах повышения квалификации не занимает в этом списке ведущее место, и этот факт необходимо учесть при организации обучения в форме дополнительного образования. К сожалению, немногим больше, чем в половине случаев, врачи любых специальностей отметили отсутствие потребности освоения смежных дисциплин.

Иными словами, данный фрагмент анкетного опроса указывает на актуальность развития междисциплинарного подхода в медицине на постдипломном уровне в нашей стране. Тем более, что 85,7–100% врачей лечебного и педиатрического профиля и 90,4–92,1% врачей-стоматологов отметили, что в их клинической практике возникала необходимость сотрудничества с представителями других врачебных специальностей и они совсем были не прочь реализовать это в составе междисциплинарных медицинских команд.

Следующая группа вопросов была посвящена изучению потребности современных врачей в освоении высокотехнологичных методов диагностики и лечения различных заболеваний. Среди врачей-стоматологов такую потребность высказывали 83,6–96% специалистов. Среди врачей лечебного и стоматологического профилей необходимость внедрения высокотехнологичных методов в медицину отмечали 85,7% человек, а вот желание освоить такие методы – только 57,2%.

К сожалению, приходится отметить, и тот факт, что среди врачей различных специальностей 85,7–86,9% считают необходимым знать для успешного освоения высокотехнологичного метода диагностики или лечения (например, обоснования тактики антимикробной химиотерапии) только лишь показания к его применению и возможность интерпретации результатов использования метода, хотя и подтверждают целесообразность знакомства с его физико-химическими основами, медико-биологическими особенностями его использования, научным анализом результатов его практического применения[13,14].

Несмотря на это, около 85% опрошенных врачей независимо от профиля образовательной подготовки указывали на перспективность освоения высокотехнологичных методов на междисциплинарном уровне в составе команд из врачей различных специальностей.

Что касается апробации одной из тем междисциплинарной командной подготовки специалистов различных профилей, сориентированной на борьбу с заболеваниями, при которых высокотехнологичные методы предназначены для диагностики и лечения ассоциации системных патологических процессов и заболеваний пародонта, то осведомленность в этом вопросе продемонстрировали 86,9–94,2% врачей-стоматологов и 100% врачей лечебного и педиатрического профилей. При этом на необходимость участия стоматологов в междисциплинарной консультативной работе указали, соответственно, 95,8% и 85,7% врачей разных специальностей.

Таким образом, проведенное анкетирование врачей лечебного, педиатрического и, особенно, стоматологического профилей показало, что в их образовательной подготовке в нашей стране существуют некоторые нерешенные проблемы. Так, отмечена недооценка врачами роли основополагающих дисциплин, таких как химия, физика, биология, микробиология,  нормальная физиология и других, что, на наш взгляд, осложняет внедрение в широкую клиническую практику высокотехнологичных методов диагностики и лечения пациентов. Этот пробел пока недостаточно эффективно решается на уровне дополнительного образования в процессе повышения квалификации специалистов. Возможно, в том числе и по этой причине только около половины врачей лечебного и педиатрического профилей не проявляет заинтересованности в освоении высокотехнологичных методов диагностики и лечения, отмечая при этом возможность знания только показаний к его применению и возможность интерпретации результатов его использования без глубокого погружения в суть метода.

По данным «Анализа рынка стоматологических услуг в России», подготовленного BusinessStat в 2020 г., доля коммерческой стоматологии в натуральном выражении в 2019 г. составила 31,1% или 84,4 миллионов приемов пациентов [15]. В нашем исследовании представители частной стоматологии составили 69,7%.

Несмотря на существующие проблемы, врачи любых специальностей на уровне примерно 90–100% с одобрением относятся к идее участия стоматологов в работе на междисциплинарном командном уровне и считают междисциплинарную подготовку врачей в целом концепцией, достойной внедрения в клиническую практику. Более того, проведенный нами анализ по результатам анкетного опроса врачей лишний раз показывает, что, несмотря на выявленные проблемы, как вариант их решения можно рассматривать перспективность такой учебной программы междисциплинарной подготовки врачей на курсах повышения квалификации как: «Внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения системных заболеваний, ассоциированных с заболеваниями пародонта, в клиническую практику».

Основной целью создания инновационной учебно-методической модели междисциплинарной образовательной подготовки врачебных кадров является разработка основ междисциплинарного образования, отвечающих наиболее актуальным потребностям российской системы здравоохранения и обеспечивающих перспективу широкого обмена знаниями и навыками по отдельным медицинским специальностям для выработки коллегиального врачебного решения по наиболее эффективным способам лечебно-диагностической помощи больному с последующим ее осуществлением и коррекцией[14].

Как уже указывалось выше, одной из тем образовательной подготовки студентов в медицинском вузе при реализации учебно-методологической модели в форме элективного курса учебной программы на старших курсах  можно обозначить: «Взаимосвязь стоматологических заболеваний с широким спектром системных патологических состояний как основа работы междисциплинарных врачебных команд». Для врачей примером учебно-методологической модели в рамках повышения квалификации может служить тематическое усовершенствование на тему: «Внедрение высокотехнологичных методов диагностики и лечения системных заболеваний, ассоциированных с заболеваниями пародонта, в клиническую практику».

 

Заключение

Определяющей задачей междисциплинарного обучения является расширение знаний в области естественнонаучных, медико-биологических и клинических дисциплин и приобретение социально-психологических навыков междисциплинарного общения в составе врачебных команд из представителей различных медицинских специальностей.

Для внедрения междисциплинарных программ в повседневный образовательный процесс необходимо создание учебно-методологических моделей додипломного, дипломного и последипломного обучения вначале в виде поэтапного плана для внедрения, уже описанного выше, затем в виде модели работы междисциплинарной врачебной команды, поскольку такого опыта в стране пока не существует, далее путем формирования внутривузовской административной структуры, управляющей этой новой формой учебного процесса.

                                     

Список литературы

  1. World Health Organisation. Health Professions Network Nursing and Midwifery Office within the Department of Human Resources for Health. Framework for Action on Interprofessional Education & Collaborative Practice. WHO, Department of Human Resources for Health, Geneva, Switzerland. – URL: https://apps.who.int/iris/bitstream/handle/10665/70185/WHO_HRH_HPN_10.3_eng.pdf?sequence=1 (дата обращения: 01.12.2022).
  2. Coleman, A. J., Finn, G. M., Nattress, B. R. Interprofessional education in dentistry // Br Dent J. 2018; 225 (3): 257-262. – doi: 1038/sj.bdj.2018.547
  3. Davis, J. M., Janczukowicz, J., Stewart, J. et al. Interprofessional education in dental education: An international perspective // Eur J Dent Educ. 2018; 22 (Suppl 1): 10-16. – doi: 1111/eje.12341
  4. Andrews, E. A. The future of interprofessional education and practice for dentists and dental education // J Dent Educ. 2017; 81 (8): 186-192. – doi: 21815/JDE.017.026
  5. Bridges, D. R., Davidson, R. A., Odegard, P. S. et al. Interprofessional collaboration: three best practice models of interprofessional education // Med Educ Online. 2011; 16: 6035. – doi: 3402/meo.v16i0.6035
  6. Karim, R., Ross, C. Interprofessional education and chiropractic // JCan Chiropr Assoc. 2008; 52 (2): 766–778. – URL: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2391014/
  7. Балмасова, И. П., Царев, В. Н., Янушевич, О. О., Маев, И. В., Мкртумян, А. М., Арутюнов, С. Д. Микроэкологияпародонта. Взаимосвязь локальных и системных эффектов: монография. – М.: Практическая медицина, 2021. – 264 с.
  8. Николаева, Е. Н., Царев, В. Н., Ипполитов, Е. В. Пародонтопатогенные бактерии — индикаторы риска возникновения и развития пародонтита (часть I) // Стоматология для всех. – 2011. – № 3. – С. 4–9.
  9. Николаева, Е. Н., Царев, В. Н., Ипполитов, Е. В. Пародонтопатогенные бактерии — индикаторы риска возникновения и развития пародонтита (часть II) // Стоматология для всех. – 2011. – № 4. – С. 4–7.
  10. Унаньян, К. Г., Балмасова, И. П., Царев ,В. Н. и др. Церамиды как биомаркеры хронического пародонтита, ассоциированного с сахарным диабетом второго типа // Вестник РУДН. Серия: Медицина. – 2020. – №4. – С. 325–337.
  11. Царёв, В. Н., Ипполитов, Е. В. Воспалительные заболевания пародонта // Руководство по медицинской микробиологии. Оппортунистические инфекции: клинико-эпидемиологические аспекты. Книга 3. /под ред. А. С. Лабинской, Е .Г. Волиной, Е. П. Ковалёвой. – М.: Бином. 2014. – Т.2 – С.224–230.
  12. Цепов, Л. М., Николаев, А. И., Цепова, Е. Л., Цепов, А. Л. Патология пародонта при системных заболеваниях //Маэстро стоматологии. – 2009. – №1. – С. 64–67.
  13. Ушаков, Р. В., Царев, В. Н., Яковлев, С. В. Антимикробная химиотерапия в стоматологии и челюстно-лицевой хирургии. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2021.
  14. Мкртумян, М. А., Янушевич, О. О., Балмасова, И. П., Маев, И. В., Дятлов, И. А., Царев, В. Н., Мальгинов, Н. Н., Арутюнов, С. Д.. Междисциплинарная подготовка в медицинских вузах: концепция и инновационная учебно-методологическая модель : монография. – М.: Практическая медицина, 2021.
  15. Анализ рынка стоматологических услуг в России в 2016-2020 гг., оценка влияния коронавируса и прогноз на 2021-2025 гг. – М.: BusinessStat, 2020 –  115 c. – URL: https://businesstat.ru/images/demo/medicine_russia_demo_businesstatpdf (дата обращения: 01.12.2022)

 

 

Сведения об авторах

Янушевич Олег Олегович – академик РАН, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, заведующий кафедрой пародонтологии ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» (Москва).

Арутюнов Сергей Дарчоевич – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ, заведующий кафедрой пропедевтики стоматологических заболеваний ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» (Москва).

Балмасова Ирина Петровна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая лабораторией изучения патогенеза и методов лечения инфекционных болезней Научно-исследовательского медико-стоматологического института ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» (Москва).

Маев Игорь Вениаминович – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заведующий кафедрой пропедевтики внутренних болезней и гастроэнтерологии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова», проректор МГМСУ по учебной работе (Москва).

Мкртумян Ашот Мусаелович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой эндокринологии и диабетологии лечебного факультета ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова» (Москва).

Царёв Виктор Николаевич – доктор медицинских наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ, директор Научно-исследовательского медико-стоматологического института ФГБОУ ВО «Московский государственный медико-стоматологический университет имени А. И. Евдокимова», заведующий кафедрой микробиологии, вирусологии, иммунологии МГМСУ (Москва).

Ушаков Рафаэль Васильевич – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой общей и хирургической стоматологии, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 

Статья поступила в редакцию в октябре 2022 г.

 

 ON THE MOTIVATIONAL READINESS OF DOCTORS TO MASTER SKILLS OF HIGH-TECH METHODS OF DIAGNOSIS AND TREATMENT IN PRACTICAL HEALTHCARE AT THE INTERDISCIPLINARY LEVEL

 

O. O. Yanushevich – Academician of the Russian Academy of Sciences, Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Honored Doctor of the Russian Federation, Head of the Department of Periodontology of the Moscow State Medical and Dental University named after A. I. Evdokimov (Moscow).

S.  D. Arutyunov – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Honored Scientist of the Russian Federation, Head of the Department of Propaedeutics of Dental Diseases of the Moscow State Medical and Dental University named after A. I. Evdokimov (Moscow).

I.  P. Balmasova – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Laboratory for the Study of Pathogenesis and Methods of Treatment of Infectious Diseases of the Research Medical and Dental Institute of the Moscow State Medical and Dental University named after A. I. Evdokimov (Moscow).

I.  V. Mayev – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Head of the Department of Propaedeutics of Internal Diseases and Gastroenterology of the Faculty of Medicine in the Moscow State Medical and Dental University named after A. I. Evdokimov, Vice-Rector of MGMSU for Academic Affairs (Moscow).

 A. M. Mkrtumyan – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Endocrinology and Diabetology of the Medical Faculty of the Moscow State Medical and Dental University named after A. I. Evdokimov (Moscow).

V.  N. Tsarev – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Honored Worker of the Higher School of the Russian Federation, Director of the Research Medical and Dental Institute of the Moscow State Medical and Dental University named after A. I. Evdokimov, Head of the Department of Microbiology, Virology, Immunology of the Moscow State Medical University (Moscow).

R. V. Ushakov – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of General and Surgical Dentistry of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received October 30, 2022

Abstract:

The study presents the results of a survey to identify the attitude of students and doctors to interdisciplinary training, conducting through automated electronic questionnaires "IDM-integration of medical disciplines", developed for students of medical faculties, as well as for doctors of various basic specializations. The authors believe that the implementation of applied and exploratory scientific and methodological research, as well as developments in the field of exact, natural, technical, social and humanitarian sciences in the aspect of the development of an interdisciplinary approach in modern education will create effective developments in the field of interdisciplinary medical care to the population

Keywords:

high-tech methods, motivation, interdisciplinary education, electronic questionnaires, medical disciplines, medical assistance

Практика 26.12.2022