ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #3/19

УДК 616-036.22
Шифр специальности ВАК 14.02.03

Новые программы повышения квалификации по актуальным проблемам эпидемиологии

Аннотация:

В статье изложена краткая характеристика новых программ повышения квалификации врачей-эпидемиологов Центров госсанэпиднадзора и службы госпитальных эпидемиологов по эпидемиологии и профилактике внутрибольничных инфекций, а также для эпидемиологов, зоологов, биологов и энтомологов по эпидемиологии и профилактике природно-очаговых инфекций.

Ключевые слова:

эпидемиология и профилактика инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи; эпидемиологический анализ заболеваемости; профилактические и противоэпидемические мероприятия; национальная концепция ИСМП; риск профессиональной заболеваемости медицинских работников; эпидемиологическая ситуация по природно-очаговым инфекциям; обучение основам эпидемиологического проявления ПОИ

Кафедра эпидемиологии является одной из старейших кафедр Академии. Она была основана в 1931 году и все годы существования была ориентирована на преподавание эпидемиологии наиболее актуальных инфекционных болезней, проведение эпидемиологического анализа заболеваемости с выявлением ведущих причин и факторов, способствующих возникновению и распространению инфекционных болезней, оценку эффективности проводимых профилактических и противоэпидемических мероприятий, разработку прогноза санитарно-эпидемиологической ситуации.

В конце 80-х годов прошлого века на кафедре впервые в нашей стране был разработан и внедрён в преподавание цикл тематического усовершенствования по эпидемиологии и профилактике внутрибольничных инфекций для врачей-эпидемиологов Центров госсанэпиднадзора и новой для того времени службы госпитальных эпидемиологов, на котором большое внимание уделялось вопросам проведения эпидемиологической оценки лечебно-диагностического процесса[1]. В последующие годы программа учебного цикла постоянно расширялась и изменялась по мере поступления новых научных данных по этой проблеме.

В 2008 году сотрудниками кафедры было написано и опубликовано учебное пособие «Эпидемиология и профилактика внутрибольничных инфекций». В настоящее время вместо термина «внутрибольничные инфекции» как в России, так и в других странах принят термин «инфекции, связанные с оказанием медицинской помощи» (ИСМП). ИСМП широко распространены во всём мире, влекут за собой негативные последствия для здоровья пациентов, персонала и экономики государства, они поражают 5–10% пациентов, находящихся в стационарах, и занимают десятое место в ряду причин смертности населения [2].

В России, по данным официальной статистики, ежегодно регистрируется примерно 25–30 тыс. случаев ИСМП, однако отечественные исследователи считают, что их истинное количество составляет не менее 2–2,5 млн.

Национальная концепция профилактики ИСМП ставит стратегической задачей здравоохранения обеспечение эпидемиологической безопасности организации лечебно-диагностического процесса, которая является неотъемлемым требованием оказания качественной медицинской помощи.

Сложность задач по профилактике ИСМП, вовлечённость всего персонала учреждения здравоохранения в их решение, разноплановость функций отдельных специалистов определяют необходимость обучения всего медицинского персонала учреждений здравоохранения решению проблем и внедрению в практику вопросов профилактики ИСМП. В связи с этим на кафедре была подготовлена и утверждена программа повышения квалификации для врачей клинического профиля «Эпидемиология и профилактика ИСМП». Программа рассчитана на 108 часов и состоит из 3 модулей. Основным является модуль, включающий особенности эпидемиологии ИСМП: источники инфекции, основные пути и факторы передачи, восприимчивый организм (группы риска возникновения и распространения заболевания). Отражены основы эпидемиологического надзора за ИСМП, дана подробная характеристика различной локализации патологического процесса при ИСМП [2].

Немаловажную роль при ИСМП играет такой аспект, как заболеваемость медицинского персонала. Медицинские работники широко вовлекаются в эпидемический процесс, постоянно контактируя с пациентами и находясь в определенной биологической среде. Эта ситуация в очередной раз повторяется сегодня, когда мир поразило новое инфекционное заболевание, вызванное коронавирусом. Повсеместно в борьбе с COVID-19 медперсонал платит очень высокую цену. Медработники ежедневно имеют дело с повышенной концентрацией вирусной инфекции, в связи с чем они не только подвержены заражению больше других, но и заболевание у них протекает тяжелее.

Тысячи медработников заразились вирусом, неуклонно растет число умерших врачей. Выявлены случаи инфицирования врачей и среднего медицинского персонала в Российской Федерации.

Вопросам риска профессиональной заболеваемости медицинских работников, организации и проведению профилактических и противоэпидемических мероприятий среди них уделено определенное количество часов программы. Кроме этого в первом модуле освещены мероприятия по профилактике ИСМП, предусмотрено освещение эпидемиологии ряда отдельных инфекций, таких как вирусные гепатиты В, С, ВИЧ-инфекция, микозы, острые кишечные инфекции бактериальной и вирусной природы, туберкулёз.

Второй модуль учебной программы посвящён смежным дисциплинам. В профилактике ИСМП важное место занимает текущая и заключительная дезинфекция, а также стерилизация изделий медицинского назначения.

Врачам клинического профиля крайне важно знать основные биологические свойства возбудителей ИСМП, особенности госпитальных штаммов микроорганизмов, антибиотикорезистентность бактерий, выделенных от больных, и их устойчивость на объектах окружающей среды [3, 4].

В программе отражены вопросы больничной гигиены, такие как утилизация медицинских отходов, планировка отделений и ряд других.

Третий модуль – обучающий симуляционный курс. Все медицинские манипуляции должны предусматривать обеспечение эпидемиологической безопасности. Для этого в настоящее время разрабатываются стандартные операционные процедуры (СОП) для большинства наиболее часто проводимых лечебных и диагностических процедур, которые позволяют снизить риск заражение пациентов.

После утверждения программы кафедрой были организованы и проведены циклы повышения квалификации для персонала таких крупных медицинских организаций,как Инфекционная клиническая больница №1 Департамента здравоохранения Москвы, военный госпиталь им. Вишневского, Центральная клиническая больница управления делами президента, 81 клиническая больница ФМБА. Учебные циклы получают высокую оценку слушателей.

В последние годы вследствие резкого увеличения численности многих видов животных и членистоногих, являющихся резервуарами, источниками и переносчиками возбудителей природно-очаговых инфекций (ПОИ), в России осложнилась эпидемиологическая ситуация по ряду ПОИ. Кроме того, в последние десятилетия получили распространение ранее нехарактерные для нашей климатической зоны опасные инфекции: лихорадка Западного Нила, Ку-лихорадка, Астраханская пятнистая лихорадка, сибирский клещевой тиф, которые имеют негативные последствия для здоровья населения страны и экономики в целом [5, 6].

В России, по данным официальной статистики, ежегодно регистрируются случаи клещевого энцефалита, иксодового клещевого боррелиоза (ИКБ), бешенства, малярии, туляремии, десятки завозных случаев лихорадки Зика и др., что вызывает серьёзную озабоченность специалистов и является стратегической задачей обеспечения эпидемиологической безопасности населения [5].

В решении задач профилактики природно-очаговых инфекций участвуют не только специалисты здравоохранения, но и зоологи, биологи и энтомологи, не имеющие медицинского базового образования, что диктует необходимость их обучения основам эпидемиологического проявления ПОИ.

В конце 2018 года сотрудниками кафедры была разработана и утверждена программа повышения квалификации «Профилактика природно-очаговых инфекционных болезней», было составлено два варианта программы: для лиц с медицинским и немедицинским образованием. Целью обоих вариантов является подготовка специалистов к осуществлению комплекса санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предотвращение возникновения и распространения возбудителей природно-очаговых инфекционных болезней и их ликвидацию, в том числе в условиях чрезвычайных ситуаций. Тематика цикла предусматривает обучение слушателей проведению эпидемиологического анализа, планированию противоэпидемических мероприятий, эпидемиологических обследований очагов природно-очаговых инфекционных болезней.

Объем программы составил 108 академических часов. Программа содержит три учебных модуля. Первый модуль включает эпидемиологию природно-очаговых инфекционных болезней и содержит перечень наиболее значимых для территории Российской Федерации природно-очаговых заболеваний: сибирская язва, геморрагическая лихорадка с почечным синдромом, Крымская геморрагическая лихорадка, лихорадка Западного Нила, бешенство, чума, туляремия, инфекционные заболевания, возбудители которых передаются клещами [7].

Второй модуль включает вопросы дезинфектологии, ее роль в комплексе профилактических и противоэпидемических мероприятий по профилактике ПОИ. Кроме этого отражены вопросы дезинсекции и дератизации, что необходимо учитывать при организации профилактических мероприятий.

Третий модуль включает обучающий симуляционный курс.

После утверждения программы на кафедре было проведено два цикла повышения квалификации для специалистов противочумных центров и ФБУЗ Центров гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_22481/ (дата обращения: 10.04.2020).
  2. Петрухина М.И. Внутрибольничные инфекции: эпидемиология и профилактика. Учебное пособие для врачей /Петрухина М.И., Ющенко Г.В., Суранова Т.Г. и др. – М.: ЗАО «МП Гигиена», 2008. – 504 с.
  3. Русакова Е.В. Инфекции дыхательных путей (аспирационные антропонозы): эпидемиология и профилактика.Учебное пособие для врачей /Русакова Е.В., Шапошников А.А., Баранов В.И., Политова Н.Г. – М.: ЗАО «МП Гигиена», 2008. – 368 с.
  4. Ющенко Г.В. Кишечные инфекции. Учебное пособие для врачей /Ющенко Г.В., Шапошников А.А., Хацуков К.Х., Суранова Т.Г. – М.: ЗАО «МП Гигиена», 2009. – 416 с.
  5. Шестопалов Н.В., Шашина Н.И., Геримант О.М. и др. Природно-очаговые инфекции, возбудителей которых передают иксодовые клещи и их неспецифическая профилактика в Российской Федерации (по состоянию на 01.01.2017). Дезинфекционное дело. – М., 2017. – №1.– С. 43-49.
  6. Природно-очаговые болезни. Медико-географический Атлас России. – М., 2015. – 280 с.
  7. Тарасов В.В. Эпидемиология трансмиссивных болезней. – М.: Изд-во Моск. Ун-та, 2002.

 

Сведения об авторах:

Петрухина Марина Ивановна – кандидат медицинских наук, зав. учебной частью, доцент кафедры эпидемиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (Москва).

Политова Нина Григорьевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (Москва).

Старостина Наталья Валерьевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры эпидемиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (Москва).

Алешо Нина Александровна – кандидат биологических наук, доцент кафедры эпидемиологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (Москва).

 

NEW PROFESSIONAL DEVELOPMENT PROGRAMS
ON TOPICAL ISSUES OF EPIDEMIOLOGY

M.I. Petrukhina – PhD in Medicine, Head of the Department. Associate Professor of the Department of Epidemiology of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (Moscow).

N.G. Politova – PhD in Medicine, Head of the Department. Associate Professor of the Department of Epidemiology of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (Moscow).

N.V. Starostina – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Epidemiology of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (Moscow).

N.A. Alesho – PhD in Biology, Associate Professor of the Department of Epidemiology of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (Moscow).

 

Abstract:

The article presents a brief description of the new training programs for epidemiologists of the Centers of state sanitary and epidemiological surveillance, and the service of hospital epidemiologists on the epidemiology, and prevention of nosocomial infections, as well as for epidemiologists, zoologists, biologists and entomologists on the epidemiology and prevention of natural focal infections.

Keywords:

epidemiology and prevention of infections, medical care, epidemiological analysis of morbidity; preventive and anti-epidemic measures