ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #3/22

УДК 378.046
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

НЕПРЕРЫВНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Аннотация:

В статье проанализированы современные подходы к организации и реализации непрерывной профессиональной подготовки преподавателей медицинских образовательных организаций. Актуальность данного исследования определяется как требованиями законодательного порядка, так и вызовами времени, цифровизацией медицины и образования, стремительным ростом и обновлением медицинской информации и др. Сформулированы задачи, на решение которых необходимо направить деятельность медицинских вузов и организаций ДПО в целях повышения эффективности подготовки преподавателей.

Ключевые слова:

повышение квалификации преподавателей, медицинские образовательные организации, вызовы времени, цифровизация образования, образовательные программы, РМАНПО.

В 70-е годы ХХ века при Всесоюзном обществе «Знание» был организован «Факультет новых методов и средств обучения» для повышения квалификации преподавателей высшей школы страны. Программа была рассчитана на 2 года. Занятия проходили в залах Политехнического музея. В создании факультета приняли участие основоположник отечественной школы биологической кибернетики академик А. И. Берг, профессор С.  И. Архангельский (МГПИ им. В. И. Ленина), профессор Н. Ф. Талызина (МГУ), профессор И. И. Тихонов (ВПА им. В.И. Ленина) и другие известные специалисты в области вузовской педагогики и технических средств обучения. На этом факультете прошли обучение профессора Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУВ) М. В. Муравьев, И. М. Фейгенберг, С. М. Багдасарьян – первые преподаватели только что организованной кафедры медицинской педагогики и оптимизации учебного процесса ЦИУВ.

В это же время в Министерстве здравоохранения СССР был подписан приказ от 11 ноября 1971 г. № 810 от 11 ноября 1971 г. N 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения», в котором сформулировано распоряжение «…принять необходимые меры к совершенствованию учебно-методической и воспитательной работы, широкому внедрению в учебный процесс достижений науки и техники, современных средств и методов обучения и проверки знаний и навыков».

Можно считать, что первый этап организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов и организаций дополнительного профессионального образования (ДПО), в том числе медицинских, был реализован в 70-е годы прошлого века.

 

Современные тенденции в подготовке преподавателей медицинских образовательных организаций

Значительные нововведения в профессиональное развитие педагогов были изложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 части 5 статьи 47) [1], где четко определено, что «педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года». И далее, в статье 48 сформулированы обязанности и ответственность педагогических работников, в числе которых содержится требование «систематически повышать свой профессиональный уровень».

Таким образом, в законе определены принципы планирования дополнительного профессионального образования преподавателей и содержания обучения по программам ДПО для профессорско-преподавательского состава.

Следует отметить, что в последние годы большое внимание стало уделяться не только повышению квалификации, но и подготовке преподавателей высшей школы. Единственным официальным вариантом подготовки преподавателей вуза является аспирантура. Но далеко не все кандидаты наук прошли эту ступень высшего образования. Многие работали в медицинских организациях, защищали квалификационные работы в качестве соискателей, и не имели опыта работы в системе высшего образования. Тем не менее, высококвалифицированные специалисты, обладающие ученой степенью, являются ценными педагогами. Поэтому встает вопрос об их обучении по программам педагогической направленности.

Вопросы подготовки и повышения квалификации преподавателей медицинских образовательных организаций (медицинских университетов, институтов, факультетов и организаций ДПО) на современном этапе стоят наиболее остро. Выступая 2 сентября 2021 г. на Просветительском марафоне «Новое знание» премьер-министр России Михаил Мишутин заявил: «Человечество сейчас находится на очень важном этапе своего развития. Некоторые считают, что эти изменения сопоставимы с изобретениями новой формы общения. Кто-то это называет цифровой трансформацией, другие — четвертой промышленной революцией. …Остановить прогресс невозможно, и невозможно отказаться от преимущества и удобств, которые несет цифровая трансформация. Поэтому очень важно понимать происходящие процессы и готовиться к ним, чтобы не допускать негативных последствий». «…Нужно понимать, что непрерывное получение знаний, формирование навыков должны стать частью жизни современного специалиста», – добавил премьер-министр [2].

Преподавание медицины как наука (health professions education) достаточно давно развивается отдельно от педагогики вообще. В медицинском образовании применяются специфические методики и технологии, позволяющие сделать обучение эффективным, оценку компетенций – валидной, надежной и объективной. В тренде преподавание, основанное на доказательствах – с 1999 года Ассоциация по медицинскому образованию в Европе публикует систематические обзоры исследований в области медицинского образования, позволяющие выбрать наиболее эффективные методы и внедрять их с учетом адаптации к местным условиям.

Новый этап развития характеризуется новыми вызовами времени, многие из которых касаются и медицинского образования. Сформулируем жизненно важные проблемы, требующие разрешения, изменения форм и способов действия: становление нового технологического уклада, стремительная динамика накопления и обновления медицинской информации, цифровая медицина, обучение медицинских работников в течение всей жизни, цифровизация образования (цифровое поколение, цифровая педагогика), ограниченный доступ обучающихся к клинической работе, массовость высшего образования и риски снижения его качества и др. Очевидно, что эти проблемы будет решать прежде всего профессорско-преподавательский состав.

Каждая из перечисленных выше проблем ставит перед преподавателями принципиально новые задачи. Например, в связи с цифровизацией образования появилась необходимость совершенного овладения компьютерной грамотностью, цифровыми образовательными технологиями, создания методического сопровождения электронного обучения, формирования накопительного банка онлайн-курсов и т. п. Ограничение доступа к клинической практике и необходимость снижения риска для пациентов при обучении привели к развитию симуляционных технологий. Все это требует специальной подготовки и формирования новых педагогических компетенций.

Необходимо учитывать и требования, изложенные в квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [3]. В этом документе для каждой должности профессорско-преподавательского состава определено, что необходимо знать для исполнения функций, возложенных на профессора, доцента, старшего преподавателя, ассистента, преподавателя.

В результате анализа нормативно-правовых документов мы определили основные тенденции повышения квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций (рис. 1).

Рис. 1. Направления повышения квалификации ППС

Это означает, что преподаватель должен быть компетентным не только в области преподаваемой дисциплины и педагогической деятельности, но и в таких областях как компьютерная грамотность, управление, право, экология, научные исследования и др.

В целом, в настоящее время ставится вопрос уже не о повышении квалификации преподавателей медицинских образовательных организаций, но об их непрерывном профессиональном развитии, непрерывной профессиональной подготовке, что невозможно организовать только путем обучения по программам ДПО.

В своей фундаментальной работе «12 ролей преподавателя» Роналд Харден [4] выделяет шесть основных категорий деятельности преподавателя медицины: обеспечение информацией; формирование модели поведения; наставничество и организация обучения; оценка результатов и программ; планирование процесса обучения; разработка учебных и методических материалов. В каждой из категорий предлагается по две роли, что позволяет детализировать функции преподавателя, и выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития преподавателя, выделяя наиболее важные персональные обязанности в рамках каждой роли – текущие и предпочтительные (рис. 2).

Рис. 2. Двенадцать ролей преподавателя

В литературе встречается несколько определений понятия «непрерывное профессиональное развитие (НПР). Мы приводим две дефиниции НПР, с нашей точки зрения, в наибольшей степени раскрывающие сущность термина. По мнению В. А. Сластенина, профессиональное развитие – это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях [5]. Вторая дефиниция дополнена требованием документирования: «Непрерывное профессиональное развитие (Continuous Professional Development – CPD) – это непрерывный процесс развития, поддержания и документирования ваших профессиональных навыков» [6].

 

Пути повышения эффективности подготовки преподавателей
медицинских образовательных организаций

Для медицинских вузов и организаций ДПО в качестве наиболее важных направлений организации непрерывной профессиональной подготовки преподавателей мы предлагаем выделить следующие актуальные задачи:

  1. Активизация системы повышения научно-педагогической квалификации и профессионального развития профессорско-преподавательского состава в соответствии с ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»:
    • определение приоритетных направлений дополнительного профессионального образования ППС в целях:
    • повышения качества реализации образовательных программ;
    • удовлетворения потребностей ППС в профессиональном развитии;
    • обеспечения соответствия квалификации ППС меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды;
    • решения задач стратегического развития образовательной организации;
    • организация и координация планирования и мониторинга обучения преподавателей по программам ДПО в каждом вузе;
    • утверждение локальных актов образовательной организации (Положение о дополнительном профессиональном образовании профессорско-преподавательского состава), содержащих пункты следующего содержания:
    • преподаватели, не прошедшие обучение по программам ДПО один раз в три года, не допускаются к участию в конкурсе на замещение вакантных должностей ППС;
    • преподаватели, принятые на работу, в течение года после зачисления обязаны пройти повышение квалификации по программам повышения квалификации ППС.
    • обеспечение возможности выбора обучения по программам профессиональной подготовки и повышения квалификации разнообразной тематики, различной продолжительности, различных организаций (выбор индивидуальной траектории повышения своей квалификации);
    • организация академической мобильности (обмен преподавателями разных вузов в целях распространения педагогического опыта и приобретения новых профессиональных компетенций);
    • направление преподавателей на научные стажировки в другие образовательные или научные организации;
    • создание системы стимулирования педагогического труда, направленной на мотивацию преподавателя к совершенствованию педагогической и научной деятельности, повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
  1. Создание в ведущих (крупных) образовательных организациях структур (институтов, центров), исполняющих следующие функции:
    • консалтинг руководителей структурных подразделений в вопросах дополнительного профессионального образования ППС и их профессионального развития;
    • консультирование по вопросам формирования учебных программ, выбора образовательных технологий и методик;
    • экспертная оценка образовательных программ [7, 8];
    • организация повышения квалификации преподавателей в областях психолого-педагогических, методических, информационно-компьютерных, фундаментальных, медицинских, гуманитарно-культурологических знаний, способствующих непрерывному профессиональному развитию преподавателей;
    • организация обучения преподавателей по программам профессиональной переподготовки «Преподаватель высшей школы»;
    • организация научных исследований в области медицинского образования.
  1. Подготовка преподавателей в программах аспирантуры:
    • обязательное включение в образовательную программу аспирантуры дисциплин, направленных на формирование педагогических компетенций;
    • обязательное участие аспирантов в учебном процессе кафедры (совместное и индивидуальное проведение семинаров, практических занятий, учебных конференций и др.).
  1. Подготовка преподавателей через программы магистратуры в области преподавания медицины.
  2. Создание системы сертификации и непрерывного профессионального развития преподавателей медицинских вузов и организаций ДПО, предполагающей внедрение Регистра «Преподаватель медицинских образовательных организаций». Определение требований к структуре и объёму программ педагогической подготовки преподавателей.
  3. Актуализация должностных инструкций с учетом вызовов времени и действующих нормативно-правовых документов.
  4. Формирование и подготовка кадрового резерва как одно из приоритетных направлений работы деканов и заведующих кафедрами [9]:
    • развитие и сохранение университетских (академических) научно-педагогических школ;
    • принятие академической программы поддержки молодых преподавателей.
    • расширение института педагогического наставничества на кафедрах[10];
    • обеспечение профессионального развития и повышение мотивации работников, претендующих на замещение должностей ППС в порядке должностного роста.
  1. Создание механизмов повышения статуса преподавателей медицины:
    • материальных, таких, как льготные программы. Например, введение карты для преподавателей, предоставляющей скидки и позволяющей бесплатно посещать исторические, культурные центры, музеи, профессиональные выставки и др., по аналогии с международными системами ISIC/ITIC (универсальное международное удостоверение студента/преподавателя),
    • нематериальных – общественное признание, публикации в СМИ и т. п.

 

Заключение

Постановка и решение сформулированных задач в медицинских образовательных организациях может стать основой для системного подхода к подготовке преподавателей медицины. Только совместная деятельность всех вузов и организаций ДПО может привести к реальному повышению качества медицинского образования.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2021) –
    URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения:09.22)
  2. Михаил Мишустин провёл лекцию о современных трендах и глобальных вызовах. Пресс-служба Министерства просвещения России. – 02.09.2021.
    URL: https://edu.gov.ru/press/4085/mihail-mishustin-provel-lekciyu-o-sovremennyh-trendah-i-globalnyh-vyzovah/ (дата обращения:09.22)
  3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих (Приказ Минздравсоцразвития России от 11.01. 2011 г. № 1н). – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_112416/ (дата обращения:09.22)
  4. Харден, Р. М., Кросби, Дж. Руководство AMEE № 20: Хороший преподаватель – больше чем лектор. 12 ролей преподавателя (пер. с англ. под ред. проф. И.Г. Никитина) // Медицинское образование и профессиональное развитие. – № 4 (10). – 2012. – С. 27–51.
  5. Общая и профессиональная педагогика [Текст]: учебное пособие / Под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых. В 2-х кн. – Брянск: Изд-во Брянского государственного университета, 2003.
  6. Continuous Professional Development. – URL: https://www.skillsyouneed.com/ps/continuing-professional-development.html (дата обращения:09.22)
  7. Экспертиза образовательной программы: понятие, схема проведения, роль. – URL: https://disshelp.ru/blog/ekspertiza-obrazovatelnoj-programmy-ponyatie-shema-provedeniya-rol/ (дата обращения:09.22)
  8. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 2 июня 2021 г. № 441 «Об утверждении порядка экспертной оценки программ (проектов программ) развития образовательных организаций высшего образования, представленных в составе пакетов документов на участие в отборе образовательных организаций высшего образования в рамках реализации программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030» и допущенных к участию в отборе» – URL:http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202107020075 (дата обращения:09.22)
  9. Кальмай, О. М., Юдина, Е. С., Шерина, О. А., Латышев, А. С. Кадровый резерв как фактор повышения конкурентоспособности современного университета // Университетское управление: Практика и анализ. – № 101(1). – 2016. – С. 98–108.
  10. Шестак, Н. В., Крутий, И. А. Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача // Педагогика профессионального медицинского образования. – 2019. – №2. – URL: https://www.profmedobr.ru/articles/nastavnichestvo-v-aspekte-nepreryvnogo-professionalnogo-razvitija-vracha/?ysclid=l8oqsvv9yv205015133 (дата обращения:09.22).

 

Сведения об авторах

Мошетова Лариса Константиновна – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный врач РФ, Президент ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Шестак Надежда Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской педагогики, философии иностранных языков ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Балкизов Залим Замирович – кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Центра подготовки педагогов непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию в сентябре 2022 г.

 

CONTINUOUS PROFESSIONAL TRAINING FOR TEACHERS OF MEDICAL EDUCATIONAL ORGANIZATIONS

L. K. Moshetova – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Doctor of the Russian Federation, President of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)

N. V. Shestak – Doctor of Sciences in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Z. Z. Balkizov – PhD in Medicine, Associate Professor, Head of the Center for Training Teachers of Continuing Professional Educationof the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received September 30, 2022

Abstract:

The article analyzes modern approaches to the organization and implementation of continuous professional training of teachers of medical educational organizations. The relevance of this research is determined both by the requirements of the legislative order and the challenges of the time, the digitalization of medicine and education, the rapid growth and updating of medical information, etc. The tasks are formulated to solve which it is necessary to direct the activities of medical universities and DPO organizations in order to improve the effectiveness of teacher training.  

Keywords:

advanced training of teachers, medical educational organizations, challenges of the time, digitalization of education, educational programs, RMACPE.

Профессия 14.10.2022