Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
В 70-е годы ХХ века при Всесоюзном обществе «Знание» был организован «Факультет новых методов и средств обучения» для повышения квалификации преподавателей высшей школы страны. Программа была рассчитана на 2 года. Занятия проходили в залах Политехнического музея. В создании факультета приняли участие основоположник отечественной школы биологической кибернетики академик А. И. Берг, профессор С. И. Архангельский (МГПИ им. В. И. Ленина), профессор Н. Ф. Талызина (МГУ), профессор И. И. Тихонов (ВПА им. В.И. Ленина) и другие известные специалисты в области вузовской педагогики и технических средств обучения. На этом факультете прошли обучение профессора Центрального института усовершенствования врачей (ЦИУВ) М. В. Муравьев, И. М. Фейгенберг, С. М. Багдасарьян – первые преподаватели только что организованной кафедры медицинской педагогики и оптимизации учебного процесса ЦИУВ.
В это же время в Министерстве здравоохранения СССР был подписан приказ от 11 ноября 1971 г. № 810 от 11 ноября 1971 г. N 810 «Об улучшении организации и качества специализации и совершенствования профессиональных знаний медицинских и фармацевтических работников с высшим образованием в институтах усовершенствования врачей и других соответствующих учреждениях здравоохранения», в котором сформулировано распоряжение «…принять необходимые меры к совершенствованию учебно-методической и воспитательной работы, широкому внедрению в учебный процесс достижений науки и техники, современных средств и методов обучения и проверки знаний и навыков».
Можно считать, что первый этап организации повышения квалификации профессорско-преподавательского состава (ППС) вузов и организаций дополнительного профессионального образования (ДПО), в том числе медицинских, был реализован в 70-е годы прошлого века.
Современные тенденции в подготовке преподавателей медицинских образовательных организаций
Значительные нововведения в профессиональное развитие педагогов были изложены в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (п. 2 части 5 статьи 47) [1], где четко определено, что «педагогические работники имеют право на дополнительное профессиональное образование по профилю педагогической деятельности не реже чем один раз в три года». И далее, в статье 48 сформулированы обязанности и ответственность педагогических работников, в числе которых содержится требование «систематически повышать свой профессиональный уровень».
Таким образом, в законе определены принципы планирования дополнительного профессионального образования преподавателей и содержания обучения по программам ДПО для профессорско-преподавательского состава.
Следует отметить, что в последние годы большое внимание стало уделяться не только повышению квалификации, но и подготовке преподавателей высшей школы. Единственным официальным вариантом подготовки преподавателей вуза является аспирантура. Но далеко не все кандидаты наук прошли эту ступень высшего образования. Многие работали в медицинских организациях, защищали квалификационные работы в качестве соискателей, и не имели опыта работы в системе высшего образования. Тем не менее, высококвалифицированные специалисты, обладающие ученой степенью, являются ценными педагогами. Поэтому встает вопрос об их обучении по программам педагогической направленности.
Вопросы подготовки и повышения квалификации преподавателей медицинских образовательных организаций (медицинских университетов, институтов, факультетов и организаций ДПО) на современном этапе стоят наиболее остро. Выступая 2 сентября 2021 г. на Просветительском марафоне «Новое знание» премьер-министр России Михаил Мишутин заявил: «Человечество сейчас находится на очень важном этапе своего развития. Некоторые считают, что эти изменения сопоставимы с изобретениями новой формы общения. Кто-то это называет цифровой трансформацией, другие — четвертой промышленной революцией. …Остановить прогресс невозможно, и невозможно отказаться от преимущества и удобств, которые несет цифровая трансформация. Поэтому очень важно понимать происходящие процессы и готовиться к ним, чтобы не допускать негативных последствий». «…Нужно понимать, что непрерывное получение знаний, формирование навыков должны стать частью жизни современного специалиста», – добавил премьер-министр [2].
Преподавание медицины как наука (health professions education) достаточно давно развивается отдельно от педагогики вообще. В медицинском образовании применяются специфические методики и технологии, позволяющие сделать обучение эффективным, оценку компетенций – валидной, надежной и объективной. В тренде преподавание, основанное на доказательствах – с 1999 года Ассоциация по медицинскому образованию в Европе публикует систематические обзоры исследований в области медицинского образования, позволяющие выбрать наиболее эффективные методы и внедрять их с учетом адаптации к местным условиям.
Новый этап развития характеризуется новыми вызовами времени, многие из которых касаются и медицинского образования. Сформулируем жизненно важные проблемы, требующие разрешения, изменения форм и способов действия: становление нового технологического уклада, стремительная динамика накопления и обновления медицинской информации, цифровая медицина, обучение медицинских работников в течение всей жизни, цифровизация образования (цифровое поколение, цифровая педагогика), ограниченный доступ обучающихся к клинической работе, массовость высшего образования и риски снижения его качества и др. Очевидно, что эти проблемы будет решать прежде всего профессорско-преподавательский состав.
Каждая из перечисленных выше проблем ставит перед преподавателями принципиально новые задачи. Например, в связи с цифровизацией образования появилась необходимость совершенного овладения компьютерной грамотностью, цифровыми образовательными технологиями, создания методического сопровождения электронного обучения, формирования накопительного банка онлайн-курсов и т. п. Ограничение доступа к клинической практике и необходимость снижения риска для пациентов при обучении привели к развитию симуляционных технологий. Все это требует специальной подготовки и формирования новых педагогических компетенций.
Необходимо учитывать и требования, изложенные в квалификационных характеристиках должностей руководителей и специалистов высшего профессионального и дополнительного профессионального образования [3]. В этом документе для каждой должности профессорско-преподавательского состава определено, что необходимо знать для исполнения функций, возложенных на профессора, доцента, старшего преподавателя, ассистента, преподавателя.
В результате анализа нормативно-правовых документов мы определили основные тенденции повышения квалификации профессорско-преподавательского состава медицинских образовательных организаций (рис. 1).
Рис. 1. Направления повышения квалификации ППС
Это означает, что преподаватель должен быть компетентным не только в области преподаваемой дисциплины и педагогической деятельности, но и в таких областях как компьютерная грамотность, управление, право, экология, научные исследования и др.
В целом, в настоящее время ставится вопрос уже не о повышении квалификации преподавателей медицинских образовательных организаций, но об их непрерывном профессиональном развитии, непрерывной профессиональной подготовке, что невозможно организовать только путем обучения по программам ДПО.
В своей фундаментальной работе «12 ролей преподавателя» Роналд Харден [4] выделяет шесть основных категорий деятельности преподавателя медицины: обеспечение информацией; формирование модели поведения; наставничество и организация обучения; оценка результатов и программ; планирование процесса обучения; разработка учебных и методических материалов. В каждой из категорий предлагается по две роли, что позволяет детализировать функции преподавателя, и выстраивать индивидуальную траекторию профессионального развития преподавателя, выделяя наиболее важные персональные обязанности в рамках каждой роли – текущие и предпочтительные (рис. 2).
Рис. 2. Двенадцать ролей преподавателя
В литературе встречается несколько определений понятия «непрерывное профессиональное развитие (НПР). Мы приводим две дефиниции НПР, с нашей точки зрения, в наибольшей степени раскрывающие сущность термина. По мнению В. А. Сластенина, профессиональное развитие – это процесс формирования личности, ориентированный на высокие профессиональные достижения, овладение профессионализмом и осуществляемый в саморазвитии личности, профессиональной деятельности и профессиональных взаимодействиях [5]. Вторая дефиниция дополнена требованием документирования: «Непрерывное профессиональное развитие (Continuous Professional Development – CPD) – это непрерывный процесс развития, поддержания и документирования ваших профессиональных навыков» [6].
Пути повышения эффективности подготовки преподавателей
медицинских образовательных организаций
Для медицинских вузов и организаций ДПО в качестве наиболее важных направлений организации непрерывной профессиональной подготовки преподавателей мы предлагаем выделить следующие актуальные задачи:
Заключение
Постановка и решение сформулированных задач в медицинских образовательных организациях может стать основой для системного подхода к подготовке преподавателей медицины. Только совместная деятельность всех вузов и организаций ДПО может привести к реальному повышению качества медицинского образования.
Список литературы
Сведения об авторах
Мошетова Лариса Константиновна – доктор медицинских наук, профессор, академик РАН, заслуженный врач РФ, Президент ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Шестак Надежда Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской педагогики, философии иностранных языков ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Балкизов Залим Замирович – кандидат медицинских наук, доцент, руководитель Центра подготовки педагогов непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию в сентябре 2022 г.
L. K. Moshetova – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Doctor of the Russian Federation, President of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)
N. V. Shestak – Doctor of Sciences in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).
Z. Z. Balkizov – PhD in Medicine, Associate Professor, Head of the Center for Training Teachers of Continuing Professional Educationof the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).
Received September 30, 2022
Abstract:
Keywords: