ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Выпуск #4/21

УДК 61:576.8(075)
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

НАУЧНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. Я. ЛЫСЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПАРАЗИТОЛОГИИ И ДЕЗИНФЕКЦИОННОГО ДЕЛА РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

Аннотация:

В статье обобщен опыт  научной и педагогической работы кафедры паразитологии  и дезинфекционного дела ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России с 1968 г. по настоящее время, проведен анализ преемственности научной и педагогической деятельности, внедрения новых учебных технологий по мере разработки новых научных направлений. Статья посвящается памяти профессора Андрея Яковлевича Лысенко, 100-летие со дня рождения которого отмечалось 14 октября 2021 г.

Ключевые слова:

организация здравоохранения и общественного здоровья, медицина, врач, паразитология, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

Начало жизненного пути. Андрей Яковлевич Лысенко родился в 14 октября 1921 г. в станице Марьянской недалеко от Краснодара. Жизнь в станице наложила на него особый отпечаток: Андрей Яковлевич многое умел делать своими руками, любил мастерить, чинить, строить, ценил хороший инструмент. Он понимал селянина, знал сельскую жизнь изнутри, уважал крестьянский труд. И поскольку по роду своей деятельности эпидемиолога-паразитолога ему приходилось работать в основном в сельской местности, эти знания давали ему преимущество как ученому и практику. Он умел, как никто иной, наладить контакт с крестьянами, проникнуться их интересами и, в свою очередь, убедить их в пользе противоэпидемических мероприятий, подвигая их активно сотрудничать с врачами.

В 1939 г. А. Я. Лысенко поступил в 1-й Московский медицинский институт, но завершать медицинское образование ему пришлось в Сталинабаде (ныне Душанбе), куда институт был эвакуирован в начале Великой Отечественной войны. В 1943 г. Андрей Яковлевич получил  диплом врача с отличием. Выпускники были оставлены в Средней Азии для борьбы с эпидемиями. В Таджикистане в то время свирепствовали эпидемии малярии и сыпного тифа, вновь появилась оспа. А. Я. Лысенко работал в должности начальника отдела санэпидуправления Наркомздрава Таджикской ССР.

Становление ученого, педагога, организатора. В 1946 г. А. Я. Лысенко поступил в аспирантуру Тропического Института, ныне известного как Институт медицинской паразитологии и тропической медицины им. Е. И. Марциновского (ИМПиТМ). Защитив диссертацию на тему «Изучение очага малярии в субтропической зоне и краткосрочная химиопрофилактика палюдрином», А. Я. Лысенко начал работу в ИМПиТМв должности научного сотрудника. Учителями, оказавшими большое влияние на его формирование как исследователя были В. Н. Беклемишев, Ш. Д. Мошковский, П. Г. Сергиев, М. Г. Рашина. Оставаясь сотрудником ИМПиТМ, А. Я. Лысенко работал начальником противоэпидемического отряда Минздрава СССР в Таджикистане (1954–1956 г). Новые подходы, разработанные отрядом, позволили очень быстро, всего за три года, снизить заболеваемость малярией до спорадического уровня.

В 1957 г. А. Я. Лысенко был направлен в Демократическую Республику Вьетнам в качестве консультанта по разработке программы ликвидации малярии. Им были предложены новые подходы к организации и проведению противомалярийных мероприятий, что позволило очень близко подойти к ликвидации малярии в Северном Вьетнаме, и только американские бомбежки и разгоревшаяся в 1964 г. война прервали дальнейший прогресс в борьбе с малярией. За эту работу А. Я. Лысенко было присвоено звание Героя труда Вьетнама.

После окончания работы во Вьетнаме А. Я. Лысенко был направлен на работу в Всемирную организацию здравоохранения (ВОЗ) и в 1960–1961 гг. участвовал в оценке ряда проектов по ликвидации малярии в Латинской Америке, преподавал на курсах ВОЗ по маляриологии на Ямайке. С тех пор он выезжал за рубеж неоднократно, часто в качестве консультанта ВОЗ и члена Комитета экспертов по малярии. С 1962 г. А. Я. Лысенко являлся экспертом ВОЗ.

В 1961 г. Минздравом СССР была поставлена задача наладить подготовку медицинских кадров для работы в тропиках, которую А. Я. Лысенко блестяще выполнил. В ИМПиТМ была создана двухгодичная спецординатура, функционировавшая в течение 10 лет и подготовившая специалистов, многие из которых были впоследствии назначены на высокие посты в системе ВОЗ. Многие из его учеников всю жизнь занимались проблемами малярии и тропических болезней: директор программы Глобальной ликвидации малярии ВОЗ А. В. Кондрашин, руководитель малярийного отдела в региональном бюро по средиземноморско-среднеазиатскому региону А. Е. Беляев,  начальник Отдела борьбы с тропическими болезнями ВОЗ Р. В. Кузнецов, доцент кафедры тропических и паразитарных болезней М. А. Алексеева.

Опты работы А. Я. Лысенко привел его к заключению о том, что  додипломная подготовка будущих врачей по тропической медицине является крайне недостаточной, и в условиях расширяющихся связей СССР с бывшими колониальными странами ведет к неприятным последствиям. Во многом благодаря его усилиям тропическая медицина была введена в учебные программы вузов, готовивших студентов-иностранцев, а также программы институтов усовершенствования врачей [1, 2, 3, 4]. Были созданы соответствующие учебные материалы, изданы руководства, среди них «Руководство по тропическим болезням» в соавторстве с И. А. Кассирским, Н. Н. Плотниковым,  Ю. И. Токаревым (1974), которое впоследствии неоднократно переиздавалось.

Работа в ЦОЛИУВ — РМАНПО. В 1968 г. А. Я. Лысенко приступил к работе в должности заведующего кафедрой тропических и паразитарных болезней Центрального ордена Ленина института усовершенствования врачей (ЦОЛИУВ), сменив на этом посту своего учителя профессора Ш. Д. Мошковского, и руководил кафедрой до конца жизни (2005 г.). Его талант как организатора научного процесса был по достоинству оценен ректором института М. Д. Ковригиной и Министерством здравоохранения СССР. В период с 1973 по 1978 г. он был проректором по научной работе ЦОЛИУВ, с 1974 г. – главным паразитологом Министерства здравоохранения СССР, затем Российской Федерации.

С приходом А. Я. Лысенко кафедра преобразилась. Прирожденный ученый и педагог, он вдохнул живительную силу в существование кафедры, привлек молодых ученых и преподавателей. Изменился стиль преподавания, оно перешло на интерактивную основу, усилилась практическая направленность, полностью обновилась лабораторная база, появилась научная группа, пришло много молодежи. Профессор А.Я. Лысенко был абсолютно чужд начетничеству, как никто умел объяснить сложные вещи. Общаясь со слушателями курсов, он проявлял исключительное уважение к их мнению, не избегал отвечать на трудные, неудобные, провокационные вопросы, а, скорее, даже предпочитал их.

Большое внимание он уделял активным формам и технической базе обучения, был в курсе достижений педагогики, одним из первых в институте внедрял технические усовершенствования [5, 6], в частности, еще в конце 1980-х годов начал компьютеризацию кафедры. Первый персональный компьютер «Электроника» с 1989 г. использовался для разработки учебных пособий, детального рецензирования работ слушателей в процессе заочной части обучения по программам повышения квалификации. Это существенно повысило качество организации учебного процесса и учебных материалов, поскольку технические работы стали занимать меньше времени и сил. Одной из первых в 1999 г. кафедра освоила мультимедийные технологии для создания презентаций для учебного процесса

Продолжалось тесное сотрудничество с ИМПиТМ, где А. Я. Лысенко был членом специализированного совета по защите докторских диссертаций по специальности «Паразитология» и членом редколлегии журнала «Медицинская паразитология и паразитарные болезни». Работа в редакции журнала, как и другая научная деятельность, переходила в учебную работу. Так, в начале 1990-х годов слушателям кафедры в качестве одного из заданий на заочной части обучения было предложено провести анализ публикаций журнала и указать, какие из них помогли в практической работе и что именно было использовано для ее улучшения. Такой подход повысил интерес к журналу, был интересен для научных работников и полезен для работы врачей. Слушатели кафедры с помощью преподавателей готовили и публиковали статьи о своем опыте практической работы в области паразитологии [8, 9].

Для научного творчества А. Я. Лысенко был характерен выбор тем, необходимых практическому здравоохранению. Им лично или под его руководством были созданы десятки учебных пособий.  Горячим откликом на потребности страны явилось издание в 1979 г. монографии «Советы врача строителю БАМа» под редакцией А. Я. Лысенко, которая была очень популярна среди врачей и строителей, столкнувшихся в новом для них географическим регионе с ранее не встречавшимися заболеваниями.

Андрей Яковлевич шел от эксперимента и полевых наблюдений к практике, но при этом видел за массой разнообразных фактов глубокие закономерности, что позволило ему выстраивать стратегии борьбы с паразитарными болезнями, которые он сам же нередко претворял в жизнь, работая в эпидемиологических отрядах или влияя на политику Минздрава страны. Профессору А. Я. Лысенко была присуща научная честность, критическое отношение к догмам, уважение к оппонентам, способность к работе в команде без подавления авторитетом. Тем не менее, работать с ним было нелегко, некоторым он казался слишком жестким из-за своей требовательности и неприятия халтуры.

Следует отметить очень широкий круг научных интересов А. Я. Лысенко. Вот самый краткий перечень основных научных достижений ученого.

 

В области маляриологии

А. Я. Лысенко боролся с малярией на разных континентах, и свой бесценный опыт неустанно осмысливал теоретически и обобщал практически. К 1954 г. в СССР малярия была ликвидирована, о чем было сообщено в ВОЗ. Однако в 70-х гг. возникла постликвидационная эпидемия малярии в Азербайджане, в борьбе с  которой сотрудники кафедры сыграли значительную роль, участвуя в экспедициях, организованных Минздравом СССР. По результатам этой труднейшей работы в 1967 г. А. Я. Лысенко защитил докторскую диссертацию на тему «Закономерности распространения и особенности ликвидации малярии в жарких странах» – сплав теории и практики борьбы с малярией на новом этапе.

Еще в начале своей научной карьеры он убедился, что наблюдаемые им феномены жизненного цикла возбудителя трехдневной малярии плохо объяснимы с точки зрения господствовавшей в то время теории. В 1978 г. был проведен уникальный эксперимент по изучению феномена длительного латента при трехдневной малярии, в котором участвовали 12 человек, в том числе 4 сотрудника кафедры (А. Е. Беляев, Ю. П. Горбунова, М. И. Алексеева, Е. Е. Ефремов). В основу эксперимента легли самозаражение возбудителем трехдневной малярии и купирование ранних проявлений хлорохином с последующим наблюдением сроков и числа отдаленных рецидивов. В итоге была сформулирована новая теория политипичности спорозоитов, опубликованная в Бюллетене ВОЗ в 1977 г. и быстро получившая широкое международное признание. Детальные результаты уникального эксперимента были опубликованы в 1986 г. в капитальной монографии А. Я. Лысенко «Малярийные паразиты млекопитающих», которая до настоящего времени актуальна и используется в учебном процессе кафедры [10].

Научная и педагогическая работа кафедры в области малярии проходила в сотрудничестве с ВОЗ. Кафедра была частью глобального процесса борьбы с малярией. Первый учебный цикл ВОЗ по маляриологии с участием кафедры был проведен в 1960 г. на Ямайке. В 1966 г. проведены курсы на французском и английском языках с выездом для полевых занятий в Грузию. В 70-х годах c участием кафедры было проведено несколько курсов в Москве, Праге, Александрии, в программу которых было включен раздел по малярии. После перерыва курсы были возрождены в 1994–1995 гг. и проводились в Иране и Судане. Особенно активным было участие кафедры в выполнении программы «Rollback malaria» («Обратить малярию вспять»), когда кафедра была основным участником двух курсов в Самарканде (1999, 2000 гг.) и курса в Москве (2002 г.).

Сотрудниками кафедры в 1980-1990-е годы выполнялась научная тема по изучению чувствительности к противомалярийным препаратам штаммов малярийных паразитов, завозимых с эндемичных территорий. В лабораториях за рубежом культивировали только возбудитель тропической малярии (P.falciparum), а на кафедре работали и с  возбудителями трехдневной (P.vivax) и овале-малярии (P.ovale).  В дальнейшем с 1988 г. по 1991 г. проводился фрагмент научной работы с Институтом биоорганической химии РАН по созданию противомалярийной вакцины, на кафедре велось культивирование малярийного паразита, наработка антигена, иммунизация животных. Результаты были обобщены в диссертационной работе аспиранта кафедры А. М. Филиппова. Под редакцией А. Я. Лысенко с участием преподавателей кафедры были написаны и изданы ВОЗ две монографии: «Маляриология» (1999 г., 2003 г.).

 

В области лейшманиозов

Зоонозный кожный лейшманиоз в Туркменистане привлек внимание А. Я. Лысенко как массовая болезнь, истинный размах эндемии которой недооценивается, и, кроме того, как уникальный в своем роде модельный объект эпидемиологического изучения. Полевые исследования в течение 1967-1971 гг. привели к созданию новой теории природного очага и его количественной характеристики, которые были отражены в фундаментальном двухтомном руководстве «Лейшманиозы в биологии и медицине», опубликованном в Англии в 1987 г.

 

В области  иммунодиагностики, сероэпидемиологиии эпидемиологии паразитарных болезней

Вплоть до 1970-х годов исследования по иммунологии паразитарных болезней отставали ввиду сложности организмов возбудителей и своеобразия иммунитета при паразитозах. Когда стали появляться соответствующие инструменты, А. Я. Лысенко чутко уловил новые возможности диагностики и серо-эпидемиологического изучения паразитарных болезней. В конце 1970-х годов он организовал научную группу при Центральной научно-исследовательской лаборатории ЦОЛИУВ, которая очень скоро провела ряд пионерских исследований, что обогатило практику новыми методами. Исследования по частной эпидемиологии малярии, лейшманиозов, токсоплазмоза, а также многим гельминтозам еще раз убедили А. Я. Лысенко и его группу, что эпидемиология паразитозов не вполне адекватно описывается в терминах господствовавших в то время эпидемиологических концепций, сформулированных на базе изучения болезней с не столь сложными паразитарными системами. Проработка этого вопроса позволила охарактеризовать черты сходства и различия эпидемиологии паразитозов и прочих болезней, вызываемых живыми возбудителями, углубить теорию природной очаговости. А. Я. Лысенко принадлежит существенная роль в разработке в нашей стране иммуноферментных тест-систем для диагностики паразитарных болезней. Оригинальная тест-система для диагностики токсокароза внедрена в промышленное производство в 1992 г. (ЗАО «Вектор-Бест»).

По инициативе кафедры в 1990-е годы был возрожден интерес к проблеме единственного трансмиссивного гельминтоза – дирофиляриоза, который передается на территории Российской Федерации. Совместными усилиями сотрудников ИМПиТМ и кафедры был возрожден и систематизирован архив корифея отечественной паразитологии К. И. Скрябина, посвященный этому гельминтозу. В 2006 г. по этой проблеме была защищена кандидатская диссертация заочным аспирантом кафедры из Астрахани.

 

Клиническая паразитология

Клиническая группа преподавателей кафедры с 1970 г. по 2008 г. проводила лечебную работу на базе инфекционного отделения городской клинической больницы им. С. П. Боткина, где проходили лечение иностранные студенты из развивающихся стран, эндемичных в отношении разнообразных тропических болезней, а также пациенты из южных окраин страны [2, 4]. Делались фотографии, слайды, учебные видеофильмы, создавались ситуационные задачи, изготавливались учебные препараты для обучения лабораторной диагностике паразитарных болезней, создавалась учебная коллекция, используемая и в настоящее время. А. Я. Лысенко написал сценарий, на основе которого был создан полнометражный учебный кинофильм «Эхинококкоз». Примером работы клинической группы явилось выявление в 1995 г. в Республике Удмуртия практическим врачом – недавним слушателем кафедры – сочетанного случая трехдневной малярии и висцерального лейшманиоза у демобилизованного из Таджикистана солдата, который был доставлен в Москву санитарной авиацией и госпитализирован в ГКБ им. С. П. Боткина. Общими усилиями врачей республиканской больницы, клинической базы и преподавателей кафедры удалось спасти жизнь пациенту. В 2003 г. при поддержке ВОЗ впервые в России авторским коллективом с участием кафедры под руководством А. Я. Лысенко была издана монография «Клиническая паразитология».

 

ВИЧ-инфекция и оппортунистические паразитозы

В начале 1980-х годов А. Я. Лысенко обратил внимание на тесную связь между вновь открытой инфекцией ВИЧ и паразитозамии, и как паразитолог организовал соответствующие исследования. Под редакцией А. Я. Лысенко при участии преподавателей кафедры были изданы два первых отечественных руководства по новой проблеме – «СПИД-ассоциируемые инфекции и инвазии» (1992 г.) и «ВИЧ-ассоциируемые заболевания» (1996 г.). Новые разделы по ВИЧ-инфекции были быстро внедрены в учебный процесс кафедры, впервые были разработаны программы повышения квалификации, банк тестов и ситуационных задач, сняты учебные видеофильмы [7]. Впервые в отечественной литературе в  1990 г. был детально описан лабораторно подтвержденный случай криптоспоридиоза у ребенка, выявленный преподавателем кафедры.

 

В области медицинской географии

А. Я. Лысенко отлично понимал, что изучение малярии и других паразитарных болезней невозможно в отрыве от природной среды и потому рано осознал ценность географических методов в деле решения стоявших перед ним практических задач. В 1960-1970-х он много сделал для развития теории медицинской географии и организации соответствующих межотраслевых исследований.

 

В области тропической медицины

А. Я. Лысенко одним из первых начал систематически изучать проблему завоза тропических инфекций и разрабатывать и внедрять через Минздрав СССР соответствующие меры по профилактике его последствий.

 

Учебная и методическая работа

В 1962 г. коллективом кафедры была разработана первая Унифицированная программа по паразитологии и тропическим болезням, которая впоследствии постоянно совершенствовалась и пересматривалась.

А. Я. Лысенко понимал, что для качественной подготовки врачей по паразитологии и тропической медицине необходимо наличие высококвалифицированных преподавателей, поэтому с 1968 г. на кафедре началась подготовка преподавателей медицинских вузов по паразитарным и тропическим болезням. Тропические болезни были включены в программу подготовки студентов. В 1983 г. под ред. А. Я. Лысенко и с основным участием преподавателей кафедры издано руководство «Тропические болезни», до настоящего времени являющееся настольной книгой для врачей, особенно выезжающих для работы в тропические страны.

Следуя требованиям времени, кафедра одной из первых в начале 1970-х годов начала проводить повышение квалификации врачей на выездных циклах. География их была обширной. Особенно тесные связи сложились с республиками, где имелся риск  передачи малярии, лейшманиозов – Узбекистан, Таджикистан, Туркмения, Азербайджан, Грузия, южными территориями Российской Федерации – Молдавия, Украина, Дагестан, Краснодарский край, Астраханская область, а также с регионами, где существовали активные очаги биогельминтозов и геогельминтозов – районы Нечерноземья, Эстония, Литва, Тюменская область, Пермский край и многие другие. Впоследствии многие врачи продолжали дружбу с преподавателями кафедры, сохранили особый интерес к паразитологии, выполняли научно-практические работы, становясь соискателями при выполнении диссертационных работ, аспирантами кафедры. Во время экспедиций, выездных циклов и из клинического материала была создана коллекция учебных препаратов с возбудителями паразитарных болезней, которая к настоящему времени насчитывает более 5000 единиц. Кафедрой разработан и применяется оригинальный код для идентификации препаратов преподавателями.

В конце 1970-х годов кафедра активно включилась в новое направление работы – разработку и реализацию программ повышения квалификации с заочной частью обучения. Были созданы методические пособия и контрольные задания. Работы слушателей тщательно анализировались и рецензировались, некоторые виды контрольных заданий стимулировали слушателей к проведению в дальнейшем научно-практической работы под руководством и с участием преподавателей кафедры.

До внедрения персональных компьютеров кафедрой применялись простые, но не менее эффективные формы активного обучения такие как, работа в малых группах, ситуационные задачи, деловые игры. Для проведения занятий использовался тренажер И. М. Фейгенберга. Преподаватели кафедры совместно с институтом усовершенствования врачей в Праге (профессор В. Шерый) одними из первых разработали учебную аудиовизуальную программу по малярии из 4 частей (паразитология, лабораторная диагностика, клиника и лечение, эпидемиология). Программа представляет набор слайдов с учебной информацией и контрольными вопросами с выборочными ответами по каждой законченной теме. Она была издана на русском и чешском языках, используется в учебном процессе с 1983 г. по настоящее время. В 1986 г. студией «Диафильм» была выпущена созданная кафедрой учебная аудиовизуальная программа для врачей «Токсокароз», которую озвучил диктор телевидения И. Л. Кириллов [12]. В 1993 г. кафедрой с участием аспирантки кафедры технологии последипломного обучения была разработана деловая игра по эпидемиологическому расследованию вспышки трихинеллеза [10].

В начале 1980-х гг. преподаватели кафедры с энтузиазмом приступили к созданию тестовых заданий по паразитологии и тропическим болезням, поэтому, как только появилась необходимость создать тестовую программу для квалификационного экзамена по специальности «Паразитология», смогли быстро и качественно выполнить задачу. Ряд публикаций кафедры по данному вопросу является подтверждением приоритета этого направления. В то же время пришло осознание необходимости применения модулей в обучении, что сыграло существенную роль в выборе кафедры в качестве организатора и основного участника нескольких циклов ВОЗ по малярии [11, 13].

В настоящее время кафедра проводит большую работу по развитию дистанционных форм обучения, внедрению цифровых технологий в педагогический процесс, переходу на процедуры первичной специализированной и периодической аккредитации специалистов [14].

Творческое наследие А. Я. Лысенко включает более 400 научных статей, 42 учебных пособия и 18 руководств и монографий общим объемом около 300 печатных листов. Под его руководством были защищены 17 кандидатских диссертаций. Преподаватели кафедры, его многочисленные ученики и соратники сохраняют и развивают традиции, высокие стандарты в научной, педагогической, практической деятельности, заложенные Андреем Яковлевичем Лысенко, и глубоко чтят память об этом незаурядном человеке.

 

Список литературы

  1. Лысенко, А. Я., Немировская, А. И., Павлова, Е. А. Подготовка паразитологов в СССР // Медицинская паразитология. – 1967. – № 36. – С. 42–46.
  2. Лысенко, А. Я., Алексеева, М. И., Павлова, Е. А. Итоги и перспективы работы по усовершенствованию врачей и биологов в области медицинской паразитологии // Медицинская паразитология. – 1973. – № 42. – С. 61–63.
  3. Лысенко, А. Я. Повышение квалификации врачей – одна из основных форм внедрения достижений медицинской науки в практику здравоохранения (материалы заседания УМС в Алма-Ате). – М.: ЦОЛИУВ, 1976 – 28 с.
  4. Лысенко, А. Я., Алексеева, М.И. Подготовка врачей, направляемых в развивающиеся страны, по патологии тропиков. Материалы 1 Всесоюзн. учебно-методич. конф. – М., 1977. – С. 78.
  5. Авдюхина, Т. И., Лысенко, А. Я. Применение ситуационных задач при постдипломной подготовке врачей в области тропический медицины // В кн.: Актуальные проблемы эпидемиологии, клиники, лечения и профилактики тропических заболеваний. – М., 1984. – С. 79–83.
  6. Лысенко, А. Я., Алексеева, М. И., Авдюхина, Т. И.Состояние и задачи подготовки паразитологов в СССР // Медицинская паразитология. – 1990. – № 5. – С. 3.
  7. Лысенко, А. Я., Авдюхина, Т. И., Лавдовская, М. В., Плотников, А. В. Программа тестового контроля знаний по СПИД-ассоциируемым инфекциям и микозам // В кн.: СПИД-ассоциируемые инфекции и инвазии. М.: Медикас, 1992. – С. 23
  8. Лысенко, А. Я., Авдюхина, Т. И., Константинова, Т. Н., Беляев, А. Е. Использование тестовой программы для измерения уровня профессиональных знаний врачей паразитологов // Медицинская паразитология. – 1994. – № 2.– С. 47–51.
  9. Авдюхина, Т. И., Беляев, А. Е. Практическая значимость для врачей-паразитологов публикаций в журнале «Медицинская паразитология и паразитарные болезни за 1987–1990 гг. // Медицинская паразитология. –1996. – № 3.– С. 64–66.
  10. Авдюхина, Т. И., Лысенко, А. Я., Беляев А. Е., Константинова, Т. Н. Деловые игры в обучении эпидемиологии паразитарных болезней // В кн.: Вопросы эпидемиологии инфекционных болезней. М., РМАПО. – 1996. – С. 18–21.
  11. Лысенко, А. Я., Зуева, Л. Н. Актуальные проблемы до- и последипломной подготовки врачей-эпидемиологов и паразитологов // Медицинская паразитология. – 1997. – № 3. – С.30–34.
  12. Лысенко, А. Я., Авдюхина, Т. И., Константинова, Т. Н., Имамкулиев, К. Д., Лавдовская, М. В.Видеопрограммы для обучения по медицинской паразитологии и тропической медицине // В кн.: Успехи теоретической и клинической медицины. – 1997. – Вып.2. – С. 293–294.
  13. Авдюхина, Т. И., Лысенко, А. Я., Константинова, Т. Н. Модуль как база для дистанционного обучения по медицинской паразитологии // В сб. Успехи теоретической и клинической медицины. Выпуск 5. – М., РМАПО, 2003. – С. 352–353.
  14. Гололобова, Т. В., Авдюхина, Т. И., Семёнова, Т. А., Андросов, А. А., Суранова, Т. Г. Особенности периодической аккредитации специалистов по специальностям «Дезинфектология», «Паразитология» и другим специальностям в 2021 году // Дезинфекционное дело. – 2021. – № 3. – С. 69–71.

 

Сведения об авторах

Авдюхина Татьяна Ивановна – кандидат медицинских наук, доцент, профессор  кафедры паразитологии и дезинфекционного дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Беляев Андрей Евгеньевич – кандидат медицинских  наук, доцент, эксперт  Всемирной организации здравоохранения; доцент кафедры паразитологии и дезинфекционного дела  Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (с 1978 по 2015 г.).

Гололобова Татьяна Викторовна – доктор медицинских наук, заведующая кафедрой паразитологии и дезинфекционного дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Горбунова Юлия Петровна – старший лаборант кафедры паразитологии и дезинфекционного дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Константинова Татьяна Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры паразитологии и дезинфекционного дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Маханько Елена Владимировна – кандидат биологических наук, доцент кафедры паразитологии и дезинфекционного дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации.

Миронова Варвара Андреевна – кандидат географических наук, старший научный сотрудник кафедры географии Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова, ассистент кафедры паразитологии и дезинфекционного дела Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (с 1999 г.  по 2010 г.).

Статья поступила в редакцию в октябре 2021 г.

 

THE SCIENTIFIC AND PEDAGOGICAL HERITAGE OF A. YA. LYSENKO IN THE ACTIVITIES OF THE DEPARTMENT OF PARASITOLOGY AND DISINFECTOLOGY OF THE RUSSIAN MEDICAL ACADEMY OF CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

 

T. I. Avdukhina – PhD in Medicine, Associate Professor, Department of parasitology and disinfectology, Russian Medical Academy of continuous education of Ministry of healthcare of Russia (Moscow).

A. Y. Beljaev – PhD in Medicine, expert of WHO, former Associate Professor, Department of parasitology and disinfectology, Russian Medical Academy of continuous education of Ministry of healthcare of Russia (Moscow).

T. V. Gololobova – PhD in Medicine, Chief of Department of parasitology and disinfectology, Russian medical Academy of continuous education of Ministry of healthcare of Russia (Moscow).

J. P. Gorbunova – senior laboratory assistant, Department of parasitology and disinfectology, Russian Medical Academy of continuous education of Ministry of healthcare of Russia (Moscow).

T. N. Konstantinova – PhD in Medicine, Associate Professor, Department of parasitology and disinfectology, Russian Medical Academy of continuous education of Ministry of healthcare of Russia (Moscow).

E. V. Mahanko – PhD in Biology, PhD in Medicine, Associate Professor, Department of parasitology and disinfectology, Russian Medical Academy of continuous education of Ministry of healthcare of Russia (Moscow).

V. A. Mironova – PhD in Geography, Senior Researcher, Department of Geography, Lomonosov Moscow State University, former Assistant, Department of parasitology and disinfectology, Russian Medical Academy of continuous education of Ministry of healthcare of Russia (Moscow).

Received Оctober 29, 2021

 

Abstract:

This article is dedicated to the memory of our teacher, Professor Andrey Yakovlevich Lysenko, whose centenary is celebrated on October 14, 2021. Described duration of scientific and pedagogical activities, the introduction of new educational technologies as new scientific directions.

Keywords:

organization of public health and public health; medicine; doctor; parasitology; RMACPE.

Профессия 29.11.2021