Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Актуальность. Здоровье детского населения – одна из основных проблем современного общества. Распространенность нарушений здорового образа жизни и наличие опасных для здоровья вредных привычек являются одной из причин повышенной заболеваемости детей и подростков.
Актуальность формирования у детей и подростков здорового образа жизни (ЗОЖ) обусловлена приоритетом профилактического направления в здравоохранении и образовании, а также необходимостью повышения уровня санитарной культуры, профилактики заболеваний, распространения знаний о здоровье и здоровом образе жизни, которые нашли отражение в ряде нормативно-правовых актов.
Федеральный закон № 323-ФЗ, 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 30) предусматривает формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста [1].
Федеральный закон (№ 273-ФЗ, 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41) обязывает образовательные организации осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся» [2].
Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020г. № 8 утверждена «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» [3].
В настоящее время многие специалисты занимаются изучением образа жизни школьников. Однако проводится оценка отдельных компонентов образа жизни таких как физическое воспитание, наличие вредных привычек, характер питания и др. Отсутствует методика комплексной оценки образа жизни, метод квалиметрии для этих целей вообще не используется. В связи с этим была поставлена задача по разработке методики комплексной оценки образа жизни.
Цель исследований: разработка «Методики комплексной оценки образа жизни школьников».
Материалы и методы. Разработанная нами методика комплексной оценки образа жизни школьников представляет собой совокупность конкретных методов и приемов, которые последовательно используются для оценки привычного образа жизни ребенка (подростка) с учетом возраста, биологических и социальных потребностей растущего организма.
В основу методики для оценки образа жизни детей и подростков заложено два ведущих метода:
Основной прием данной методики – сопоставление компонентов привычного образа жизни с установленными физиологическими нормами и действующими гигиеническими регламентами.
Образ жизни – это философско-социологическая категория, охватывающая совокупность всех основных форм жизнедеятельности людей в данном обществе.
При изучении такого сложного понятия как образ жизни использован системный подход. Употребляемое понятие «система» предусматривает характеристику множества взаимосвязанных между собой структурных элементов, объединенных достижением общей цели, направленной на сохранение и укрепление здоровья.
Элементами системы образа жизни являются следующие основные компоненты, наиболее значимые в формировании здоровья: питание, суточная двигательная активность, режим дня, личная гигиена и наличие или отсутствие вредных привычек.
Результаты и обсуждение. Нами предложено определение здорового образа жизни и основные компоненты его характеризующие.
Здоровый образ жизни – это система осознанной деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям и способствует физическому, психическому и социальному благополучию, т. е. оптимальному состоянию здоровья.
Основные компоненты здорового образа жизни:
Обоснован физиологический механизм формирования мотивации к ЗОЖ. Мотивация детей к ЗОЖ формируется под влиянием как внутренних импульсов (реализация генетической программы здоровья), так и внешних (гигиеническое воспитание, социальные условия, культура и традиции семьи) [4, 5].
Научно обоснованы принципы гигиенического воспитания, использование которых повышает эффективность формирования в детском возрасте мотивации к ЗОЖ [6]:
С целью достоверной оценки каждого компонента был определен набор информативных критериальных признаков для сопоставления привычного образа жизни (при анкетировании) с физиологическими нормами, действующими гигиеническими регламентами и научно обоснованными рекомендациями.
Для оценки образа жизни школьников 1, 5, 9, 11 классов разработаны анкеты [6]. Анкеты включают в себя пять блоков, соответствующих пяти компонентам образа жизни. В каждый блок (компонент) входит по шесть вопросов (критериальных признаков). Общее количество вопросов – 30. На каждый вопрос анкеты предлагается три варианта ответа с учетом степени риска критериального признака, входящего в компонент образа жизни.
Для количественной оценки (в баллах) критериальных признаков (качественных показателей), характеризующих основные компоненты привычного образа жизни, использован метод квалиметрии.
Разработана градация степени риска критериальных признаков:
Оценочные баллы по всем вопросам каждого блока и анкеты в целом суммируются. По общей сумме баллов дается классификация вариантов образа жизни с оценкой жизнедеятельности (табл. 1).
Таблица 1. Классификация образа жизни детей школьного возраста
Классификация образа жизни | Оценка жизнедеятельности | Варианты | Сумма баллов |
Здоровый образ жизни |
Полное соответствие ЗОЖ |
1 |
30 – 34 |
Образ жизни приближен к здоровому |
Приближена к ЗОЖ при отсутствии вредных привычек |
II |
35 – 44 |
Образ жизни с риском для здоровья |
Не соответствует ЗОЖ по 1 или 2 компонентам при отсутствии вредных привычек |
III |
45 – 59 |
Образ жизни тревожный |
Не соответствует ЗОЖ по 3 или 4 компонентам при наличии первых проб |
IV |
60 – 74 |
Образ жизни крайне тревожный |
Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии опасности формирования вредных привычек |
V |
75 – 84 |
Образ жизни опасный для здоровья |
Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии сформировавшейся вредной привычки |
VI |
85 – 89 |
Особое внимание при оценке образа жизни обращается на наличие вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, компьютерная и игровая зависимость).
Степень выраженности вредных привычек оценивается с учетом возраста по следующей градации:
Разработанный алгоритм оценки образа жизни у детей школьного возраста позволяет унифицировать методику сбора и анализа полученных данных, а также проводить сравнительный анализ для выявления детей «группы риска» [6]:
Апробация «Методики комплексной оценки образа жизни школьников» проведена в ряде школ Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области [6]. Оценка образа жизни проводилась методом анкетирования привычного образа жизни школьников в суточном и недельном цикле.
В экспериментальных школах в отличие от контрольных осуществлялась здоровьесберегающая деятельность, которая включала в себя: организацию здорового питания, оптимизацию условий обучения и двигательной активности, а также внедрение инновационной технологии гигиенического воспитания по формированию у школьников устойчивой мотивации к ЗОЖ. Отличительными особенностями инновационной технологии являются: структурирование системы обучения здоровью; разработка междисциплинарной школьной программы «Здоровье» как части учебно-воспитательного процесса вместо «уроков здоровья»; активное вовлечение обучающихся (воспитанников) в процесс формирования ЗОЖ; доброжелательный стиль общения.
Сравнительная оценка образа жизни школьников свидетельствовала о том, что в экспериментальных школах показатели как по вариантам образа жизни, так и по отдельным его компонентам, включая вредные привычки, были лучше, чем в контрольных.
Сравнительная оценка уровня адаптационных возможностей организма учащихся по показателю активности регуляторных систем (метод анализа вариабельности сердечного ритма по Р. М. Баевскому) выявила положительную динамику в экспериментальных школах. В контрольных школах у обучающихся положительная динамика уровня адаптационных возможностей организма не прослеживалась.
По результатам анкетирования выявлены школьники «группы риска» как по вариантам, так и по отдельным компонентам образа жизни, которые требовали либо коррекции, либо социальной и/или медико-психолого-педагогической поддержки (или сопровождения).
Медико-психолого-педагогическая поддержка рассматривается как практическая помощь детям и подросткам не допустить первой пробы табака, алкоголя или психоактивных веществ. Кроме того, данная помощь необходима подросткам, уже имеющим зависимость от вредной привычки, но желающим избавиться от нее.
Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение заключается в постоянном наблюдении за учащимися «группы риска». Для этих целей целесообразно создавать социально-поддерживающие системы (общественные или государственные), а в образовательных организациях – систему мониторинга за эффективностью мероприятий по коррекции образа жизни и профилактике вредных привычек по принципу обратной связи.
Таким образом, результаты оценки образа жизни школьников позволяют прогнозировать изменения в состоянии здоровья, обусловленные их образом жизни, и являются основой для разработки школьных целевых программ по формированию устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни.
Заключение. Методика оценка образа жизни школьников, разработанная на основе анкетирования и метода квалиметрии достаточно информативна, проста в исполнении и не требует больших финансовых затрат. Она предназначена для специалистов различных профилей, в том числе для врачей по гигиеническому воспитанию, гигиене детей и подростков и врачей-педиатров детских поликлиник, для педагогов образовательных организаций и др.
Разработанная кафедрой гигиены «Методика оценки образа жизни школьников» изложена в учебном пособии, утвержденном 25 марта 2019 г. решением Учебно-методического совета ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и опубликованном на сайте РМАНПО «Электронные библиотечные ресурсы».
Список литературы
Сведения об авторах
Игнатова Лилия Федоровна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва)
Стан Валентина Всеволодовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва)
Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой гигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва)
L. F. Ignatova – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).
V. V. Stan – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).
Kh. Kh. Khamidulina – Doctor of Sciences in Medicine, Senior researcher, Head of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).
Received Оctober 29, 2021
Abstract:
Keywords: