ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #4/21

УДК 613.955
Шифр специальности ВАК 3.2.3. Общественное здоровье и организация здравоохранения, социология и история медицины

МЕТОДИКА КОМПЛЕКСНОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗА ЖИЗНИ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

В статье представлена методика комплексной оценки образа жизни школьников, в основу которой заложены научно обоснованные принципы гигиенического воспитания по формированию у детей устойчивой мотивации к здоровому образу жизни. Впервые предложен комплексный подход в изучении компонентов образа жизни с использованием метода квалиметрии. Результаты оценки образа жизни школьников позволяют прогнозировать изменения в состоянии здоровья, обусловленные их образом жизни, и являются основой для разработки школьных целевых программ по формированию устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни.

Ключевые слова:

методика, образ жизни, здоровье школьников, ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России.

Актуальность.   Здоровье детского населения – одна из основных проблем современного общества. Распространенность нарушений здорового образа жизни и наличие опасных для здоровья вредных привычек являются одной из причин повышенной заболеваемости детей и подростков.

Актуальность формирования у детей и подростков здорового образа жизни (ЗОЖ) обусловлена приоритетом профилактического направления в здравоохранении и образовании, а также необходимостью повышения уровня санитарной культуры, профилактики заболеваний, распространения знаний о здоровье и здоровом образе жизни, которые нашли отражение в ряде нормативно-правовых актов.

Федеральный закон № 323-ФЗ, 2011 г. «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 30) предусматривает формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста [1].

Федеральный закон (№ 273-ФЗ, 2012 г. «Об образовании в Российской Федерации» (ст.41) обязывает образовательные организации осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся» [2].

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020г.  № 8 утверждена «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года» [3].

В настоящее время многие специалисты занимаются изучением образа жизни школьников. Однако проводится оценка отдельных компонентов образа жизни таких как физическое воспитание, наличие вредных привычек, характер питания и др. Отсутствует методика комплексной оценки образа жизни, метод квалиметрии для этих целей вообще не используется. В связи с этим была поставлена задача по разработке методики комплексной оценки образа жизни.

 

Цель исследований: разработка «Методики комплексной оценки образа жизни школьников».

 

Материалы и методы. Разработанная нами методика комплексной оценки образа жизни школьников представляет собой совокупность конкретных методов и приемов, которые последовательно используются для оценки привычного образа жизни ребенка (подростка) с учетом возраста, биологических и социальных потребностей растущего организма.

В основу методики для оценки образа жизни детей и подростков заложено два ведущих метода:

  1. Метод анкетирования привычного образа жизни в суточном и недельном цикле.
  2. Метод квалиметрии, т.е. количественной оценки (в баллах) различных качественных признаков (компонентов образа жизни).

Основной прием данной методики – сопоставление компонентов привычного образа жизни с установленными физиологическими нормами и действующими гигиеническими регламентами.

Образ жизни – это философско-социологическая категория, охватывающая совокупность всех основных форм жизнедеятельности людей в данном обществе.

При изучении такого сложного понятия как образ жизни использован системный подход. Употребляемое понятие «система» предусматривает характеристику множества взаимосвязанных между собой структурных элементов, объединенных достижением общей цели, направленной на сохранение и укрепление здоровья.

Элементами системы образа жизни являются следующие основные компоненты, наиболее значимые в формировании здоровья: питание, суточная двигательная активность, режим дня, личная гигиена и наличие или отсутствие вредных привычек.

 

Результаты и обсуждение. Нами предложено определение здорового образа жизни и основные компоненты его характеризующие.

Здоровый образ жизни – это система осознанной деятельности и мотивированного поведения, которая соответствует биологическим и социальным потребностям и способствует физическому, психическому и социальному благополучию, т. е. оптимальному состоянию здоровья.

         Основные компоненты здорового образа жизни:

  • здоровое питание;
  • оптимальная величина суточной двигательной активности;
  • рациональный режим дня;
  • соблюдение правил личной гигиены;
  • отсутствие вредных привычек.

Обоснован физиологический механизм формирования мотивации к ЗОЖ. Мотивация детей к ЗОЖ формируется под влиянием как внутренних импульсов (реализация генетической программы здоровья), так и внешних (гигиеническое воспитание, социальные условия, культура и традиции семьи) [4, 5].

Научно обоснованы принципы гигиенического воспитания, использование которых повышает эффективность формирования в детском возрасте мотивации к ЗОЖ [6]:

  1. Комплексная оценка основных компонентов образа жизни у детей школьного возраста, оказывающих наибольшее влияние на формирование их здоровья: питание, величина суточной двигательной активности, режим дня, личная гигиена, вредные привычки.

С целью достоверной оценки каждого компонента был определен набор информативных критериальных признаков для сопоставления привычного образа жизни (при анкетировании) с физиологическими нормами, действующими гигиеническими регламентами и научно обоснованными рекомендациями.

  1. Критические возрастные периоды на этапе созревания детского организма. В процессе формирования здоровья детей имеются отрезки времени, в пределах которых наблюдается повышенная чувствительность растущего организма к воздействию факторов окружающей среды. Данные возрастные периоды названы экосенситивными или «критическими». В школьном возрасте выделяют четыре таких периода: 6-7 лет, 11-12 лет, 15-16 лет и 17-18 лет, что соответствует 1, 5, 9 и 11 классам обучения.
  2. Доминирующие биологические и социальные потребности растущего организма. Процесс развития детей неравномерен. В «критические» возрастные периоды наиболее сильно проявляются доминирующие биологические и сложившиеся в процессе эволюции социальные потребности. В эти периоды должны быть созданы наиболее благоприятные условия для реализации данных потребностей с целью сохранения и укрепления здоровья детей.
  3. Последовательность воспитательных действий (знание – убеждение – осознанное поведение) и доступность, достаточность, достоверность информации при гигиеническом воспитании и формировании у детей мотивации к ЗОЖ.

Для оценки образа жизни школьников 1, 5, 9, 11 классов разработаны анкеты [6]. Анкеты включают в себя пять блоков, соответствующих пяти компонентам образа жизни. В каждый блок (компонент) входит по шесть вопросов (критериальных признаков). Общее количество вопросов – 30. На каждый вопрос анкеты предлагается три варианта ответа с учетом степени риска критериального признака, входящего в компонент образа жизни.

Для количественной оценки (в баллах) критериальных признаков (качественных показателей), характеризующих основные компоненты привычного образа жизни, использован метод квалиметрии.

Разработана градация степени риска критериальных признаков:

  • риск не выражен или незначительный – 1 балл;
  • слабая степень риска – 2 балла;
  • сильная степень риска – 3 балла.

Оценочные баллы по всем вопросам каждого блока и анкеты в целом суммируются. По общей сумме баллов дается классификация вариантов образа жизни с оценкой жизнедеятельности (табл. 1).

 

   Таблица 1.  Классификация образа жизни детей школьного возраста

Классификация образа жизни Оценка жизнедеятельности Варианты Сумма баллов
Здоровый образ жизни

Полное соответствие ЗОЖ

1

30 – 34

Образ жизни приближен к здоровому

Приближена к ЗОЖ при отсутствии вредных привычек

II

35 – 44

Образ жизни с риском для здоровья

Не соответствует ЗОЖ по 1 или 2 компонентам при отсутствии вредных привычек

III

45 – 59

Образ жизни тревожный

Не соответствует ЗОЖ по 3 или 4 компонентам при наличии первых проб
табакокурения и алкоголя

IV

60 – 74

Образ жизни крайне тревожный

Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии опасности формирования вредных привычек

V

75 – 84

Образ жизни опасный для здоровья

Не соответствует ЗОЖ по 1 и более компонентам при наличии сформировавшейся вредной привычки

VI

85 – 89

 

Особое внимание при оценке образа жизни обращается на наличие вредных привычек (табакокурение, употребление алкоголя, наркотиков, компьютерная и игровая зависимость).

Степень выраженности вредных привычек оценивается с учетом возраста по следующей градации:

  • первая проба табака и/или алкоголя;
  • нерегулярное табакокурение и/или употребление алкоголя, экспериментирование с наркотиками;
  • вредные привычки на регулярной основе.

Разработанный алгоритм оценки образа жизни у детей школьного возраста позволяет унифицировать методику сбора и анализа полученных данных, а также проводить сравнительный анализ для выявления детей «группы риска» [6]:

  1. Сбор информации по основным компонентам образа жизни (анкетирование).
  2. Оценка каждого компонента и сравнение с физиологическими нормами и действующими гигиеническими регламентами.
  3. Определение варианта образа жизни индивидуума.
  4. Оценка образа жизни по группам (классам) и образовательной организации в целом.
  5. Создание банка данных для динамического наблюдения (мониторинга) за изменениями образа жизни и состоянием здоровья.
  6. Разработка профилактических и коррекционных мероприятий (индивидуальных и/или коллективных).
  7. Оценка эффективности реализуемых мероприятий по принципу обратной связи.

Апробация «Методики комплексной оценки образа жизни школьников» проведена в ряде школ Москвы, Санкт-Петербурга и Московской области [6]. Оценка образа жизни проводилась методом анкетирования привычного образа жизни школьников в суточном и недельном цикле.

В экспериментальных школах в отличие от контрольных осуществлялась здоровьесберегающая деятельность, которая включала в себя: организацию здорового питания, оптимизацию условий обучения и двигательной активности, а также внедрение инновационной технологии гигиенического воспитания по формированию у школьников устойчивой мотивации к ЗОЖ. Отличительными особенностями инновационной технологии являются: структурирование системы обучения здоровью; разработка междисциплинарной школьной программы «Здоровье» как части учебно-воспитательного процесса вместо «уроков здоровья»; активное вовлечение обучающихся (воспитанников) в процесс формирования ЗОЖ; доброжелательный стиль общения.

Сравнительная оценка образа жизни школьников свидетельствовала о том, что в экспериментальных школах показатели как по вариантам образа жизни, так и по отдельным его компонентам, включая вредные привычки, были лучше, чем в контрольных.

Сравнительная оценка уровня адаптационных возможностей организма учащихся по показателю активности регуляторных систем (метод анализа вариабельности сердечного ритма по Р. М. Баевскому) выявила положительную динамику в экспериментальных школах. В контрольных школах у обучающихся положительная динамика уровня адаптационных возможностей организма не прослеживалась.

По результатам анкетирования выявлены школьники «группы риска» как по вариантам, так и по отдельным компонентам образа жизни, которые требовали либо коррекции, либо социальной и/или медико-психолого-педагогической поддержки (или сопровождения).

Медико-психолого-педагогическая поддержка рассматривается как практическая помощь детям и подросткам не допустить первой пробы табака, алкоголя или психоактивных веществ. Кроме того, данная помощь необходима подросткам, уже имеющим зависимость от вредной привычки, но желающим избавиться от нее.

    Медико-психолого-педагогическое и социальное сопровождение заключается в постоянном наблюдении за учащимися «группы риска». Для этих целей целесообразно создавать социально-поддерживающие системы (общественные или государственные), а в образовательных организациях – систему мониторинга за эффективностью мероприятий по коррекции образа жизни и профилактике вредных привычек по принципу обратной связи.

Таким образом, результаты оценки образа жизни школьников позволяют прогнозировать изменения в состоянии здоровья, обусловленные их образом жизни, и являются основой для разработки школьных целевых программ по формированию устойчивой мотивации к здоровью и здоровому образу жизни.

Заключение. Методика оценка образа жизни школьников, разработанная на основе анкетирования и метода квалиметрии достаточно информативна, проста в исполнении и не требует больших финансовых затрат. Она предназначена для специалистов различных профилей, в том числе для врачей по гигиеническому воспитанию, гигиене детей и подростков и врачей-педиатров детских поликлиник, для педагогов образовательных организаций и др.

Разработанная кафедрой гигиены «Методика оценки образа жизни школьников» изложена в учебном пособии, утвержденном 25 марта 2019 г. решением Учебно-методического совета ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и опубликованном на сайте РМАНПО «Электронные библиотечные ресурсы».

 

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 323-ФЗ, 2011 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://minzdrav.gov.ru/documents/7025 (дата обращения: 25.10.2021).
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», № 273-ФЗ, 2012 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://duma.consultant.ru/documents/1646176?items=1&page=1 (дата обращения: 25.10.2021).
  3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. №8 «Об утверждении «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». [Электронный ресурс] – Режим доступа: URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/ (дата обращения: 25.10.2021).
  4. Сухарев, А. Г., Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Цыренова, Н. М., Шелонина, О. А., Лукашова, Ю. А. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения. Учебное пособие для врачей. – М.: ГБОУ ДПО РМАПO, 2011. – 228с.
  5. Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Сухарев, А. Г., Хамидулина, Х. Х. Гигиеническое воспитание как способ формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО,, – 79с.
  6. Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Хамидулина, Х. Х. Методика оценки образа жизни у детей школьного возраста. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, – 54 с.

 

 

Сведения об авторах

Игнатова Лилия Федоровна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва)

 Стан Валентина Всеволодовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва)

Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой гигиены Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Москва)

 

METHODS OF COMPREHENSIVE ASSESSMENT OF THE LIFESTYLE OF SCHOOLCHILDREN

 L. F. Ignatova – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

V. V. Stan – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

Kh. Kh. Khamidulina – Doctor of Sciences in Medicine, Senior researcher, Head of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

Received Оctober 29, 2021

Abstract:

The article presents the method of a comprehensive assessment of the lifestyle of schoolchildren, which is based on scientifically substantiated principles of hygienic education in the formation of sustainable motivation to a healthy lifestyle. For the first time, a comprehensive approach was proposed in the study of lifestyle components using the qualimetry method. The results of the assessment of the lifestyle of schoolchildren make it possible to predict changes in the state of health caused by their lifestyle, and are the basis for the development of school targeted programs for the formation of sustainable motivation to health and healthy lifestyles.

Keywords:

methodology, lifestyle, health schoolchildren, RMACPE.