ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #1/20

УДК 613.955
Шифр направления ВАК 13.00.08

МЕТОДИКА ГИГИЕНИЧЕСКОЙ ОЦЕНКИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

В статье представлена оригинальная методика гигиенической оценки образовательной среды школьников. Данная методика в условиях комплексного воздействия факторов риска среды обитания на растущий организм позволяет давать объективную гигиеническую оценку образовательной среды, осуществлять динамику изменений ее состояния на каждой ступени обучения и школы в целом, устанавливать приоритеты для принятия управленческих решений по оптимизации среды с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Ключевые слова:

методика, гигиена, образовательная среда, факторы риска, здоровье.

Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (законы, стандарты, указы, приказы и др.) [1, 2].

Формирование здоровья детей совпадает с периодом пребывания их в образовательных организациях. В эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма ребенка, происходит его биологическое и социальное созревание. Этому же возрасту свойственна повышенная ранимость и чувствительность к воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания, в том числе образовательной [5].

В отечественной литературе имеется ограниченное число материалов по вопросам гигиенической оценки образовательной среды. Они предназначены, как правило, для специалистов Роспотребнадзора, которые располагают возможностями проводить большое количество лабораторно-инструментальных исследований и производить оценку по более чем 250 различным показателям. Однако врачи по гигиене детей и подростков и врачи-педиатры детских поликлиник отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях не имеют соответствующей лабораторно-инструментальной базы и унифицированной методики гигиенической оценки образовательной среды. Каждый специалист руководствуется собственным опытом и сложившимися приемами работы, что не позволяет объективно оценивать условия воспитания и обучения в образовательных организациях. Это явилось основанием для разработки настоящей методики [2, 4].

Цель исследований: разработка методики гигиенической оценки образовательной среды школьников.

Материалы и методы. При изучении такого сложного процесса, как образовательная среда (ОС) школьников, использован системный подход. Элементами системы ОС нами выделены показатели, в наибольшей степени определяющие формирование здоровья ребенка: недельная образовательная нагрузка; режим образовательного процесса; технология обучения; условия обучения и воспитания; организация физического воспитания в школе; организация питания в школе [3, 6].

При обосновании перечня данных показателей и необходимого набора критериальных признаков для достоверной оценки каждого показателя учитывалось наличие достаточной их информативности и методического обеспечения, сопоставления с действующими нормативными величинами и их временного совмещения.

Предлагаемая методика гигиенической оценки ОС основана на использовании метода квалиметрии, то есть количественной оценки различных показателей (качественных признаков) ОС в условных единицах (баллах), и на возможности прогнозирования вероятных изменений в состоянии здоровья обучающихся в зависимости от степени риска показателей среды.

Результаты и обсуждение. При разработке методики учитывались следующие научные положения:

  • единство детского организма с окружающей средой, в том числе образовательной;
  • здоровье детей как процесс формирования биосоциальной системы, способной адаптироваться к образовательной среде, сохраняя видоспецифические свойства;
  • оптимизация образовательной среды как приоритетная задача образовательной организации.

В основу методики заложены три научных принципа:

1) комплексный подход к оценке показателей образовательной среды;

2) учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма;

3) учет влияния образовательной среды на здоровье обучающихся.

Первый принцип – комплексный подход к оценке условно выделенных шести показателей среды, каждый из которых содержит определенный набор критериальных признаков.

  1. Недельная образовательная нагрузка – важная характеристика учебно-воспитательного процесса школьного образования. Она обладает информацией о медико-физиологической величине, способствующей сохранению и укреплению здоровья обучающихся. Образовательная нагрузка определяется Уставом общеобразовательной организации на основе базисного учебного плана. Для оценки показателя «недельная образовательная нагрузка» выделены следующие критериальные признаки: базисная недельная образовательная нагрузка; внеурочная деятельность; дополнительные занятия вне школы; приготовление домашних заданий.
  2. Режим образовательного процесса – это повторяемость и распределение различных видов учебной деятельности на протяжении всего образовательного процесса в школе. Данный показатель также играет важную роль в охране здоровья школьников. Организационной формой, определяющей режим обучения, является годовой календарный план и расписание занятий. Для оценки показателя «режим образовательного процесса» выделены критериальные признаки: сменность и начало занятий; перерывы между сменами; перерыв между основными и факультативными занятиями; продолжительность урока и перемен; распределение учебной нагрузки в течение дня и недели; кратность и продолжительность занятий с использованием компьютера; кратность и продолжительность каникул в течение года.
  3. Технология обучения – это модель педагогической деятельности, в которой с целью выполнения требований государственного образовательного стандарта применяются различные способы реализации учебных программ в ходе взаимодействия педагога с учениками. При использовании разнообразных форм, методов и средств обучения необходимо соблюдать условия, гарантирующие сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Критериальные признаки для оценки показателя «технология обучения»: цель обучения; стиль общения; физкультминутки и эмоциональные разрядки во время урока; контроль рабочей позы.
  4. Условия обучения и воспитания – это совокупность воздействия факторов среды обитания, в которой обучающиеся находятся от 4 до 12 часов в день на протяжении всего периода обучения. Качественное состояние среды оказывает существенное влияние на работоспособность, успеваемость и формирование здоровья школьников. Для оценки показателя «условия обучения и воспитания» выделены критериальные признаки: площадь учебных помещений на 1 учащегося; воздушно-тепловой режим; естественное и искусственное освещение; обеспеченность мебелью, устройство и оборудование компьютерных классов; условия для реализации программ физического воспитания; санитарное состояние основных учебных помещений; соблюдение принципа возрастной изоляции; соблюдение режима уборки.
  5. Организация физического воспитания в школе. Величина суточной двигательной активности характеризует соответствие существующей физической активности школьника биологическим потребностям, которые сложились в процессе эволюционного развития человека. Физическая активность необходима для нормального роста, развития и формирования здоровья детей. Критериальные признаки для оценки показателя «организация физического воспитания в школе» следующие: число локомоций в сутки; продолжительность суточной двигательной активности; количество уроков физкультуры в неделю; выполнение программы по плаванию; гимнастика до учебных занятий; физкультурные паузы на уроках; физические упражнения и подвижные игры на переменах; внеклассные формы физического воспитания; общешкольные соревнования; дни спорта и здоровья.
  6. Организация питания в школе. Процесс поступления, переваривания, всасывания и усвоения организмом веществ, необходимых для покрытия его энергетических затрат, построения, обновления тканей и регуляторной деятельности всех физиологических функций растущего организма, должен способствовать сохранению здоровья. Только полноценное питание служит залогом нормального и гармоничного развития, укрепления здоровья каждого школьника и коллектива в целом. Для оценки показателя «организация питания в школе» выделены критериальные признаки: форма организации питания школьников; площадь обеденного зала и количество посадочных мест; режим питания; наличие в обеденном зале меню с указанием объема порции и калорийности; охват (%) учащихся горячим питанием; ассортимент буфетной продукции; организация питьевого режима; условия для соблюдения правил личной гигиены; наличие программы и проведение обучения детей принципам здорового питания.

Второй принцип гигиенической оценки образовательной среды – учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма. В процессе формирования здоровья детей имеются отрезки времени, в пределах которых наблюдается повышенная чувствительность растущего организма к воздействию факторов среды, в том числе образовательной. Данные возрастные периоды названы экосенситивными, или критическими. В школьном возрасте выделяют четыре таких периода: 6–7; 11–12; 14–15 и 17–18 лет, что соответствует 1, 5, 9 и 11 классам обучения. Для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, особенно в «критические» возрастные периоды, должны быть созданы оптимальные условия для обучения и воспитания.

Третий принцип – учет влияния образовательной среды на здоровье обучающихся. Образовательная среда прямо или косвенно воздействует на организм школьника, формируя состояние его здоровья. В тех случаях, когда ОС соответствует гигиеническим требованиям и оказывается оптимальной, происходит благоприятный процесс роста и развития детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей. Это обеспечивает тренированность всех функциональных систем и снижение как общей, так и школьно обусловленной заболеваемости.

Образовательная среда, не соответствующая гигиеническим нормам, способствует формированию различных функциональных нарушений и появлению патологических состояний у школьников, при этом доля вклада образовательной среды в формирование здоровья учащихся находится в пределах 20–40%.

Для гигиенической оценки образовательной среды разработан единый алгоритм:

1) Сбор информации и создание банка данных по каждому показателю и выделенным критериальным признакам.

Проводится оценка каждого критериального признака (в баллах) на соответствие действующим нормам и гигиеническим регламентам (СанПиН 2.4.2.2821-10, 2011). Количество критериальных признаков в показателях неодинаковое (от 4 до 10). Величина оценки критериальных признаков зависит от их значимости и информативности.

2) Оценка степени риска отдельных показателей.

Фактическая оценка показателя складывается из суммы баллов, входящих в него критериальных признаков. При этом общая сумма баллов не должна превышать 30. Степень риска для здоровья определяется по трехуровневой шкале:

  • от 10 до 14 баллов – риск для здоровья учащихся не выражен (критериальные признаки полностью соответствуют гигиеническим нормам);
  • от 15 до 24 баллов – слабая степень риска (неполное соответствие критериальных признаков гигиеническим нормам);
  • от 25 до 30 баллов – сильная степень риска (полное несоответствие критериальных признаков гигиеническим нормам, что представляет наибольшую опасность для здоровья обучающихся).

3) Гигиеническая оценка (в баллах) показателей образовательной среды на каждой ступени обучения (1, 5, 9, 11 классы).

Данные по каждому показателю, выраженные в условных балльных единицах, суммируются по всем 6 показателям в каждом классе.

4) Гигиеническая оценка (в баллах) состояния образовательной среды всей школы.

Подводится общий итог по сумме показателей 1, 5, 9, 11 классов.

5) Прогноз вероятных изменений в состоянии здоровья школьников.

Полученные данные позволяют дать гигиеническую оценку образовательной среды по классам и школы в целом, а также прогнозировать вероятные изменения в состоянии здоровья обучающихся.

Оптимальная образовательная среда школы оценивается минимальной суммой баллов по всем шести показателям (до 336 баллов). При этом отмечаются положительная динамика состояния здоровья, признаки тренированности организма, благоприятная тенденция к изменению функциональных показателей и уровня адаптационных возможностей организма.

Допустимая образовательная среда находится в среднем диапазоне баллов (от 337 до 576 баллов). Для неё характерны отсутствие роста школьно обусловленных заболеваний и функциональных отклонений на фоне сниженных адаптационных возможностей организма обучающихся.

Опасная образовательная среда характеризуется максимальным количеством баллов (более 576 баллов). Отмечается умеренный рост общей заболеваемости и школьно обусловленных функциональных отклонений; неблагоприятные изменения показателей физического развития; наличие высокой напряженности адаптационных систем организма. Высок риск развития школьно обусловленных заболеваний.

6) Принятие управленческих решений по оптимизации образовательной среды.

Управленческие решения могут быть оперативными, требующими немедленных действий, а также плановыми, когда мероприятия по улучшению образовательной среды вносятся в планы-задания, комплексные планы, профилактические программы и т. п.

7) Оценка эффективности профилактических мероприятий по принципу обратной связи.

Эффективность мер по оптимизации образовательной среды оценивается на основании повторного обследования с учетом выполнения принятых управленческих решений.

Апробация предложенной методики была проведена в школах города Москвы и Московской области, что позволило:

  1. Количественно оценить различные показатели образовательной среды.
  2. Выявить и ранжировать факторы риска, которые в наибольшей степени не соответствуют нормативам и требуют неотложных мер по их устранению.
  3. На основе объективных данных провести сравнительный анализ среды для школьников разных возрастных групп.
  4. Вести мониторинг состояния образовательной среды для выявления тенденций и направленности ее изменений как по отдельным компонентам, так и по их совокупности на каждой ступени обучения и школы в целом.
  5. Прогнозировать возможные изменения в состоянии здоровья обучающихся в зависимости от степени риска показателей среды.
  6. Устанавливать приоритеты для принятия управленческих решений по оптимизации среды.

Во всех обследованных школах, по набранным баллам, условия обучения и воспитания были отнесены к «допустимым».

Заключение. Методика гигиенической оценки образовательной среды школьников на основе объективных данных позволяет провести сравнительный анализ среды для школьников разных возрастных групп; вести мониторинг состояния ОС для выявления тенденций и направленности ее изменений; прогнозировать вероятные изменения в состоянии здоровья обучающихся; устанавливать приоритеты для принятия управленческих решений по оптимизации среды с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.

Методика не требует больших финансовых затрат на приобретение оборудования, проста в исполнении и достаточно информативна. Предназначена для студентов, ординаторов и аспирантов высших медицинских и педагогических учебных организаций, а также обучающихся на циклах повышения квалификации по специальностям «Гигиена детей и подростков», «Педиатрия».

«Методика гигиенической оценки образовательной среды школьников» изложена в учебном пособии, утвержденном 29 января 2018 года решением Учебно-методического совета ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и опубликованном на сайте РМАНПО «Электронные библиотечные ресурсы».

 

Список литературы

  1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» №273-ФЗ, 2012. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 28.05.2020).
  2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях: Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы (СанПиН 2.4.2.2821-10). – М.: Федеральный центр гигиены и эпидемиологии Роспотребнадзора, 2011.
  3. Игнатова Л.Ф., Стан В.В., Сухарев А.Г. Гигиеническая оценка образовательной среды школьников. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2018. – 106 с.
  4. Кучма В.Р., Степанова М.И., Александрова И.Э. и др. Новый гигиенический подход к гигиенической оценке условий обучения и воспитания детей в общеобразовательных организациях // Гигиена и санитария. – 2014. – №4. – С. 110–115.
  5. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. Образовательная среда и здоровье учащихся. Научно-методическое пособие. – М.: МИОО, 2009. – 190 с.
  6. Сухарев А.Г., Игнатова Л.Ф., Стан В.В. Методический подход к гигиенической оценке школьной образовательной среды // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2015. – №2. – С. 4–10.

 

Сведения об авторах

Игнатова Лилия Федоровна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Стан Валентина Всеволодовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

METHODS OF HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOLCHILDREN

L.F. Ignatova – Doctor of Science in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

V.V. Stan – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

Kh.Kh. Khamidulina – Doctor of Science in Medicine, Senior researcher, Head of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

Abstract:

An original method of hygienic assessment of the school educational environment has been developed and it is represented in this publication. The method allows to give an objective hygienic assessment of the educational environment, to carry out the dynamics of changes at each level of education and the school as a whole, to establish priorities for making management decisions to optimize the environment in order to maintain and strengthen students' health in the face of the complex effects of environmental risk factors on the growing the body.

Keywords:

methodology, hygiene, educational environment, risk factors, health.

Практика 11.07.2020