Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Актуальность. Сохранение и укрепление здоровья детей – одна из главных стратегических задач развития страны. Она регламентируется и обеспечивается многими нормативно-правовыми документами (законы, стандарты, указы, приказы и др.) [1, 2].
Формирование здоровья детей совпадает с периодом пребывания их в образовательных организациях. В эти годы отмечается интенсивный процесс роста и развития организма ребенка, происходит его биологическое и социальное созревание. Этому же возрасту свойственна повышенная ранимость и чувствительность к воздействию различных неблагоприятных факторов среды обитания, в том числе образовательной [5].
В отечественной литературе имеется ограниченное число материалов по вопросам гигиенической оценки образовательной среды. Они предназначены, как правило, для специалистов Роспотребнадзора, которые располагают возможностями проводить большое количество лабораторно-инструментальных исследований и производить оценку по более чем 250 различным показателям. Однако врачи по гигиене детей и подростков и врачи-педиатры детских поликлиник отделений организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях не имеют соответствующей лабораторно-инструментальной базы и унифицированной методики гигиенической оценки образовательной среды. Каждый специалист руководствуется собственным опытом и сложившимися приемами работы, что не позволяет объективно оценивать условия воспитания и обучения в образовательных организациях. Это явилось основанием для разработки настоящей методики [2, 4].
Цель исследований: разработка методики гигиенической оценки образовательной среды школьников.
Материалы и методы. При изучении такого сложного процесса, как образовательная среда (ОС) школьников, использован системный подход. Элементами системы ОС нами выделены показатели, в наибольшей степени определяющие формирование здоровья ребенка: недельная образовательная нагрузка; режим образовательного процесса; технология обучения; условия обучения и воспитания; организация физического воспитания в школе; организация питания в школе [3, 6].
При обосновании перечня данных показателей и необходимого набора критериальных признаков для достоверной оценки каждого показателя учитывалось наличие достаточной их информативности и методического обеспечения, сопоставления с действующими нормативными величинами и их временного совмещения.
Предлагаемая методика гигиенической оценки ОС основана на использовании метода квалиметрии, то есть количественной оценки различных показателей (качественных признаков) ОС в условных единицах (баллах), и на возможности прогнозирования вероятных изменений в состоянии здоровья обучающихся в зависимости от степени риска показателей среды.
Результаты и обсуждение. При разработке методики учитывались следующие научные положения:
В основу методики заложены три научных принципа:
1) комплексный подход к оценке показателей образовательной среды;
2) учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма;
3) учет влияния образовательной среды на здоровье обучающихся.
Первый принцип – комплексный подход к оценке условно выделенных шести показателей среды, каждый из которых содержит определенный набор критериальных признаков.
Второй принцип гигиенической оценки образовательной среды – учет критических возрастных периодов на этапе созревания детского организма. В процессе формирования здоровья детей имеются отрезки времени, в пределах которых наблюдается повышенная чувствительность растущего организма к воздействию факторов среды, в том числе образовательной. Данные возрастные периоды названы экосенситивными, или критическими. В школьном возрасте выделяют четыре таких периода: 6–7; 11–12; 14–15 и 17–18 лет, что соответствует 1, 5, 9 и 11 классам обучения. Для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков, особенно в «критические» возрастные периоды, должны быть созданы оптимальные условия для обучения и воспитания.
Третий принцип – учет влияния образовательной среды на здоровье обучающихся. Образовательная среда прямо или косвенно воздействует на организм школьника, формируя состояние его здоровья. В тех случаях, когда ОС соответствует гигиеническим требованиям и оказывается оптимальной, происходит благоприятный процесс роста и развития детского организма, а также расширение его адаптационных возможностей. Это обеспечивает тренированность всех функциональных систем и снижение как общей, так и школьно обусловленной заболеваемости.
Образовательная среда, не соответствующая гигиеническим нормам, способствует формированию различных функциональных нарушений и появлению патологических состояний у школьников, при этом доля вклада образовательной среды в формирование здоровья учащихся находится в пределах 20–40%.
Для гигиенической оценки образовательной среды разработан единый алгоритм:
1) Сбор информации и создание банка данных по каждому показателю и выделенным критериальным признакам.
Проводится оценка каждого критериального признака (в баллах) на соответствие действующим нормам и гигиеническим регламентам (СанПиН 2.4.2.2821-10, 2011). Количество критериальных признаков в показателях неодинаковое (от 4 до 10). Величина оценки критериальных признаков зависит от их значимости и информативности.
2) Оценка степени риска отдельных показателей.
Фактическая оценка показателя складывается из суммы баллов, входящих в него критериальных признаков. При этом общая сумма баллов не должна превышать 30. Степень риска для здоровья определяется по трехуровневой шкале:
3) Гигиеническая оценка (в баллах) показателей образовательной среды на каждой ступени обучения (1, 5, 9, 11 классы).
Данные по каждому показателю, выраженные в условных балльных единицах, суммируются по всем 6 показателям в каждом классе.
4) Гигиеническая оценка (в баллах) состояния образовательной среды всей школы.
Подводится общий итог по сумме показателей 1, 5, 9, 11 классов.
5) Прогноз вероятных изменений в состоянии здоровья школьников.
Полученные данные позволяют дать гигиеническую оценку образовательной среды по классам и школы в целом, а также прогнозировать вероятные изменения в состоянии здоровья обучающихся.
Оптимальная образовательная среда школы оценивается минимальной суммой баллов по всем шести показателям (до 336 баллов). При этом отмечаются положительная динамика состояния здоровья, признаки тренированности организма, благоприятная тенденция к изменению функциональных показателей и уровня адаптационных возможностей организма.
Допустимая образовательная среда находится в среднем диапазоне баллов (от 337 до 576 баллов). Для неё характерны отсутствие роста школьно обусловленных заболеваний и функциональных отклонений на фоне сниженных адаптационных возможностей организма обучающихся.
Опасная образовательная среда характеризуется максимальным количеством баллов (более 576 баллов). Отмечается умеренный рост общей заболеваемости и школьно обусловленных функциональных отклонений; неблагоприятные изменения показателей физического развития; наличие высокой напряженности адаптационных систем организма. Высок риск развития школьно обусловленных заболеваний.
6) Принятие управленческих решений по оптимизации образовательной среды.
Управленческие решения могут быть оперативными, требующими немедленных действий, а также плановыми, когда мероприятия по улучшению образовательной среды вносятся в планы-задания, комплексные планы, профилактические программы и т. п.
7) Оценка эффективности профилактических мероприятий по принципу обратной связи.
Эффективность мер по оптимизации образовательной среды оценивается на основании повторного обследования с учетом выполнения принятых управленческих решений.
Апробация предложенной методики была проведена в школах города Москвы и Московской области, что позволило:
Во всех обследованных школах, по набранным баллам, условия обучения и воспитания были отнесены к «допустимым».
Заключение. Методика гигиенической оценки образовательной среды школьников на основе объективных данных позволяет провести сравнительный анализ среды для школьников разных возрастных групп; вести мониторинг состояния ОС для выявления тенденций и направленности ее изменений; прогнозировать вероятные изменения в состоянии здоровья обучающихся; устанавливать приоритеты для принятия управленческих решений по оптимизации среды с целью сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Методика не требует больших финансовых затрат на приобретение оборудования, проста в исполнении и достаточно информативна. Предназначена для студентов, ординаторов и аспирантов высших медицинских и педагогических учебных организаций, а также обучающихся на циклах повышения квалификации по специальностям «Гигиена детей и подростков», «Педиатрия».
«Методика гигиенической оценки образовательной среды школьников» изложена в учебном пособии, утвержденном 29 января 2018 года решением Учебно-методического совета ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и опубликованном на сайте РМАНПО «Электронные библиотечные ресурсы».
Список литературы
Сведения об авторах
Игнатова Лилия Федоровна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Стан Валентина Всеволодовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).
METHODS OF HYGIENIC ASSESSMENT OF THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF SCHOOLCHILDREN
L.F. Ignatova – Doctor of Science in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).
V.V. Stan – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).
Kh.Kh. Khamidulina – Doctor of Science in Medicine, Senior researcher, Head of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).
Abstract:
Keywords: