ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

Выпуск #4/22

УДК 613.955
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, 3.2.1. Гигиена

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

Аннотация:

В статье представлена оценка эффективности разработанных и научно обоснованных принципов, методов и инновационной технологии гигиенического воспитания школьников при формировании устойчивой мотивации к ЗОЖ. Оценка эффективности реализуемых мероприятий в рамках программ по гигиеническому воспитанию проводилась методом анкетирования обучающихся экспериментальных и контрольных школ с использованием методов квалиметрии и анализа вариабельности сердечного ритма в динамике двух лет. В экспериментальных школах в отличие от контрольных была внедрена инновационная технология гигиенического воспитания школьников по формированию мотивации к ЗОЖ и осуществлялась здоровьесберегающая деятельность. Результаты исследований оценивались по изменению вариантов образа жизни и уровню адаптационных возможностей организма школьников. Сравнительная оценка образа жизни школьников свидетельствовала о том, что в экспериментальных школах показатели, как по вариантам образа жизни и по отдельным его компонентам, включая вредные привычки, так и по уровню адаптационных возможностей организма учащихся статистически достоверно были лучше, чем в контрольных. Результаты оценки образа жизни школьников являются основой для разработки школьных целевых программ по формированию устойчивой мотивации к ЗОЖ и позволяют прогнозировать изменения в состоянии здоровья обучающихся, обусловленные их образом жизни.

Ключевые слова:

гигиеническое воспитание, здоровый образ жизни, оценка эффективности гигиенического воспитания, РМАНПО

Актуальность.

Гигиеническое воспитание – одна из важнейших составляющих общей культуры человека, позволяющей усвоить принципы и ценностные ориентации на здоровье, и здоровый образ жизни (ЗОЖ).

Все большее значение для российского здравоохранения приобретает совершенствование гигиенического воспитания и формирование ЗОЖ как одного из наиболее динамично развивающихся направлений в медицине. Это объясняется распространенностью нарушений образа жизни, наличием опасных для здоровья вредных привычек, ростом численности заболеваний и смертности населения.

О приоритете профилактики в сфере охраны здоровья заявлено в Федеральном законе Российской Федерации от 12 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 30 закона предусматривает формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста [1].

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ, 2012г. ст. 41) обязывает общеобразовательное учреждение осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся» [2].

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8 утверждена «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». Стратегия определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области общественного здоровья, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний у населения РФ на долгосрочную перспективу [3].

Процесс формирования здоровья и возможность его укрепления путем создания устойчивой мотивации к ЗОЖ начинается в детском возрасте, продолжается в зрелом и пожилом. Однако приоритет в гигиеническом воспитании следует отдавать растущему организму, т.е. детям дошкольного и школьного возраста, объединяя усилия родителей, воспитателей, педагогов, медицинских работников, психологов и общественности. Именно в этом возрасте наиболее устойчиво формируется мотивация к здоровому образу жизни и создается осознанное поведение, способствующее укреплению здоровья на протяжении всей дальнейшей жизни человека [2,4].

Эффективность гигиенического воспитания – соотношение между действительными достижениями программной деятельности гигиенического воспитания и желаемыми результатами, которые в процессе планирования были определены как ожидаемые. Получаемые результаты от внедрения программ по гигиеническому воспитанию могут оцениваться как показатели:

Медицинские – улучшение состояния здоровья, снижение уровня заболеваемости;

Социально–экономические – изменения уровня гигиенической культуры, знаний, умений, ценностных ориентаций; снижение материальных и финансовых потерь, сокращение сроков стационарного лечения, периода временной нетрудоспособности и др.

Материалы и методы.

Для оценки эффективности гигиенического воспитания используются прямые и косвенные показатели.

Прямые показатели характеризуют: ценностные ориентации и уровень знаний о здоровье, о здоровом образе жизни; уровень информированности по профилактике инфекционных, неинфекционных заболеваний и укреплению организма в целом для достижения полного физического, психического, социального благополучия, т.е. оптимального состояния здоровья для соответствующего возраста.

Косвенные показатели рассматриваются как результат проявления гигиенической культуры в окружающей среде, отражение ее на состоянии здоровья. На уровне индивида: санитарное состояние жилого помещения, рабочего места, окружающей территории и др. На уровне социальной общности: степень загрязнения водоемов, почвы, воздуха, продуктов питания и др.

Прямые и косвенные показатели могут быть качественными и количественными.

Качественные показатели – фиксируют наличие или отсутствие определенного свойства. Качественные показатели измеряются по номинальной или порядковой шкале.

Номинальная шкала – классифицирует измеряемые свойства и, соответственно, людей, обладающих этими свойствами (здоровые/больные).

Порядковая шкала – предусматривает классификацию измеряемых свойств по количественным категориям.

Количественные показатели – определяют меру выраженности, развития свойства. Они могут быть измерены по специальным шкалам: интервальной шкале или шкале отношений.

Интервальная шкала – это величины, имеющие значимые различия между измеряемыми свойствами.

Шкала отношений – это интервальная шкала, имеющая нулевую точку (шкала веса, артериального давления, дохода, заболеваемости, смертности и др.).

Положительные изменения в разности количественных величин измеряемых показателей до и после реализации программы рассматриваются в качестве достигнутого социального или медицинского эффекта.

Источниками информации для измерения показателей являются: анкеты, опросники, медицинская документация, наблюдения, исследования.

Для оценки эффективности нами разработаны и научно обоснованы принципы, методы, программы и инновационная технология гигиенического воспитания детей и подростков при формировании мотивации к ЗОЖ [7].

Проведены измерения прямых показателей с их качественной и количественной характеристикой и применением следующих методов:

  1. Метод анкетирования привычного образа жизни в суточном и недельном цикле.
  2. Метод квалиметрии, т.е. количественной оценки (в баллах) различных качественных признаков (компонентов образа жизни).
  3. Метод анализа вариабельности сердечного ритма (по Р. М. Баевскому) с использованием аппаратно-программного комплекса «Варикард» для оценки адаптационных возможностей организма школьников.

Цель исследования – оценка эффективности разработанных и научно обоснованных принципов, методов и инновационной технологии гигиенического воспитания школьников при формировании у них устойчивой мотивации к ЗОЖ.

             Результаты и обсуждение.

Здоровый образ жизни школьника можно рассматривать как совокупность видов деятельности и мотивированного поведения, которые соответствуют биологическим и социальным потребностям растущего организма и одновременно способствуют сохранению и укреплению здоровья.

Нами научно обоснованы принципы гигиенического воспитания при формировании у детей и подростков устойчивой мотивации к ЗОЖ, использование которых повышает эффективность формирования мотиваций к ЗОЖ [4,5,7].

Определены основные компоненты ЗОЖ детей (здоровое питание, оптимальная величина суточной двигательной активности, рациональный режим дня, личная гигиена, отсутствие вредных привычек) в наибольшей степени влияющие на формирование здоровья [4,5,7].

Разработана методика оценки образа жизни школьников (на основе анкетирования и метода квалиметрии) с оценочной шкалой и классификацией шести вариантов образа жизни [6].

Предложена инновационная технология гигиенического воспитания, основанная на комплексном решении проблем при структурировании форм, методов и средств обучения в системе «Семья – Образовательная организация – Общество»[6].

Разработаны примерные программы гигиенического воспитания по формированию мотивации у школьников к ЗОЖ дифференцированные по возрасту с учетом их биосоциальных потребностей[5,7].

Оценка эффективности реализуемых мероприятий в рамках программ по гигиеническому воспитанию проводилась методом анкетирования в динамике двух лет в экспериментальных школах (количество учащихся – 611) и контрольных (количество учащихся – 895) городов Москвы и Санкт-Петербурга,  а также Московской области.

Результаты исследований оценивались по изменению вариантов образа жизни и уровню адаптационных возможностей организма школьников.

В экспериментальных школах в отличие от контрольных осуществлялась здоровьесберегающая деятельность, которая включала в себя: организацию здорового питания, оптимизацию условий обучения и двигательной активности, а также внедрение инновационной технологии гигиенического воспитания по формированию у школьников устойчивой мотивации к ЗОЖ.

Инновационная технология гигиенического воспитания была представлена: междисциплинарной школьной программой «Здоровье», как частью учебно-воспитательного процесса, вместо самостоятельного предмета (уроков здоровья); активным вовлечением школьников в процесс обучения навыкам ЗОЖ; доброжелательным стилем общения учителя с учеником, разъяснением вместо назидательного обучения; учетом доминирующих биологических и социальных потребностей в критические возрастные периоды; мониторингом образа жизни с коррекцией по принципу обратной связи[6].

Результаты исследований выявили, что «Здоровый образ жизни» (1 вариант) ведут 6,5% учащихся в экспериментальных школах, занимая 3-е ранговое место. «Образ жизни приближен к здоровому»(2 вариант) занимает 1-ое место у учащихся экспериментальных школ, его ведут 65% школьников. В контрольных школах он составляет 42% и занимает 2-е место. При этом наибольший удельный вес этого варианта характерен для учащихся начальных классов всех школ. «Образ жизни с риском для здоровья» (3 вариант) составляет 28,5% в экспериментальных школах и находится на 3-ем месте, в контрольных – выявлен у 55% учащихся и находится на 1-ом месте. «Тревожный образ жизни»(4 вариант), при котором имеет место табакокурение и первая проба алкоголя, отмечен только у учащихся контрольных школ, составляя в целом по школе –3% (3-е место). «Крайне тревожный» (5 вариант) и «Опасный для здоровья» (6 вариант) образ жизни у обучающихся всех школ методом анкетирования не были выявлены.

Следует отметить, что в процессе школьного обучения количество учащихся с 2-ым вариантом образа жизни (Приближен к здоровому) неуклонно снижается во всех школах: в эксперименте – с 70,6% у первоклассников до 50% у выпускников (p<0,01); в контроле – с 52,4% до 20,8% (p<0,01). Вместе с тем, от 1-го к 11-му классу «Образ жизни с риском для здоровья» (3 вариант) возрастает: в эксперименте – с 6% до 50% (p<0,01) и в контроле – с 47,6% до 70,8% (p<0,01). Обращает на себя внимание то, что у 6–8% учащихся контрольных школ, с 5-го по 11-ый классы, выявлен «Тревожный образ жизни» (за счёт вредных привычек).

Анализ отдельных компонентов образа жизни по степени риска позволил установить, что сильная степень риска для здоровья в контрольных школах выявлена по всем компонентам, а именно: 1-е ранговое место занимает «Двигательная активность» у 28,7% обучающихся; на втором – «Режим дня» – 27,4%; на третьем месте – «Питание» – 24,5%; на 4-ом – «Личная гигиена» – 22% и на 5-ом – «Вредные привычки» – 21%.

В экспериментальных школах сильная степень риска выявлена по компонентам «Питание» и «Двигательная активность» – у 1,1% школьников; по «Режиму дня» – у 2,2%.

Среди вредных привычек с сильной степенью риска на 1-ом месте (5,4%) в экспериментальных школах отмечен критериальный признак – «Время, проводимое в сети без определенной цели». На втором (4,3%) – «Увлечение компьютерными играми».

В контрольных школах среди вредных привычек 1-е место (4,5%) занимает «Табакокурение». Второе место (по 3,8%) заняли два критериальных признака: «Время, проводимое в сети без определенной цели» и «Увлечение компьютерными играми».

Сравнительная оценка образа жизни школьников свидетельствует о том, что в экспериментальных школах показатели, как по вариантам образа жизни (p<0,01), как и по отдельным его компонентам (p<0,05), включая вредные привычки (p<0,05), статистически достоверно были лучше, чем в контрольных.

Сравнительная оценка уровня адаптационных возможностей организма учащихся по показателю активности регуляторных систем выявила также положительную динамику: количество школьников с удовлетворительной адаптацией (ПАРС 1–3 балла) увеличилось с 82,1% до 91,7% (p<0,05); снизилось количество детей с напряженной адаптацией (ПАРС 4–5 баллов) с 13,4% до 7,3% (p<0,01); неудовлетворительная адаптация (ПАРС 6–7 баллов) снизилась с 4,5% до 1% (p<0,05). Не было зарегистрировано ни одного школьника со срывом адаптации (ПАРС 8–10 баллов).

В контрольных школах положительная динамика, как по вариантам образа жизни, так и по уровню адаптационных возможностей организма учащихся за исследуемый период не прослеживалась.

Заключение. Оценка эффективности реализуемых мероприятий в рамках программ по гигиеническому воспитанию проведена методом анкетирования и методом анализа вариабельности сердечного ритма в экспериментальных и контрольных школах.

Результаты сравнительной оценки образа жизни школьников методом анкетирования свидетельствовали о том, что в экспериментальных школах показатели, как по вариантам образа жизни (p<0,01), так и по отдельным его компонентам (p<0,05), включая вредные привычки (p<0,05), статистически достоверно были лучше, чем в контрольных.

Сравнительная оценка уровня адаптационных возможностей организма учащихся по показателю активности регуляторных систем выявила положительную динамику только в экспериментальных школах.

Результаты оценки эффективности образа жизни школьников являются основой для разработки школьных целевых программ по формированию устойчивой мотивации к ЗОЖ и позволяют прогнозировать изменения в состоянии здоровья обучающихся, обусловленные их образом жизни. Здоровьесберегающая деятельность экспериментальных школ и внедрение инновационной технологии в учебный процесс способствовали более эффективному обучению школьников навыкам здорового образа жизни.

Таким образом, гигиеническое воспитание – длительный процесс, направленный на привитие молодому поколению гигиенических навыков, воспитание правильного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», № 323-ФЗ, 2011 г. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_121895/ (дата обращения: 01.12.2022).
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ, 2012 г. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/(дата обращения: 01.12.2022).
  3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8 «Об утверждении «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 года». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/ (дата обращения: 01.12.2022).
  4. Сухарев, А. Г., Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В. и др. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения. Учебное пособие для врачей. – М.: ФГБОУ ДПО РМАПО, 2011. – 228 с.
  5. Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Сухарев, А. Г., Хамидулина, Х. Х. Гигиеническое воспитание как способ формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2018. – 79 с.
  6. Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Хамидулина, Х. Х. Методика оценки образа жизни у детей школьного возраста. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2019. – 54 с.
  7. Стан, В. В., Игнатова, Л. Ф., Волчкова, А. С. Здоровье, здоровый образ жизни, гигиеническое воспитание: термины и базовые понятия. Учебно-справочное пособие. – М: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2022. – 95 с.

 

Сведения об авторах

 Игнатова Лилия Федоровна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Стан Валентина Всеволодовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Лукичева Татьяна Алексеевна – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в октябре 2022 г.

 

METHODOLOGICAL APPROACHES TO EFFICIENCY ASSESSMENT OF HYGIENIC EDUCATION OF SCHOOLCHILDREN

L. F. Ignatova – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

V. V. Stan – PhD in Medicine, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

T. A. Lukicheva – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Professor of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Kh. Kh. Khamidulina – Doctor of Sciences in Medicine, Senior Researcher, Head of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received October 27, 2022

Abstract:

The article presents an assessment of the effectiveness of developed and scientifically based principles, methods and innovative technologies for hygienic education of schoolchildren in the formation of sustainable motivation for healthy lifestyle. Assessment of the effectiveness of the measures implemented in the framework of hygienic education programs was carried out by the method of questioning by students of experimental and control schools using the methods of quality and the variability of heart rhythm in the dynamics of two years. In experimental schools, in contrast to the control, innovative technology for hygienic education of schoolchildren in the formation of motivation for healthy lifestyle and their health was introduced and carried out. The research results were evaluated by changing the ways of lifestyle and the level of adaptive capabilities of the body of schoolchildren. A comparative assessment of the lifestyle of schoolchildren testified to the fact that in experimental schools, indicators, both by ways of lifestyle and for its individual components, including bad habits, and in the level of adaptive capabilities of the body of students were statistically reliably better than in control. The results of assessing the lifestyle of schoolchildren are the basis for the development of school targeted programs for the formation of sustainable motivation for healthy lifestyle and allow us to predict changes in the state of the students' health, due to their way of life.

Keywords:

hygienic education, a healthy lifestyle, assessment of the effectiveness of hygienic education, RMACPE

Практика 26.12.2022