ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #2/21 НГИУВ

УДК 614.2
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

МЕХАНИЗМ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье рассмотрен процесс профессионального медицинского образования с позиции теории управления и системного анализа для определения механизма принятия управленческого решения при выборе темы либо учебного материала в рамках параметров исследуемого «проблемного поля». Проведен анализ возможности применения данного подхода к вопросам подготовки специалистов в сфере здравоохранения с учётом стратегической рефлексии, относимой ко всем участникам данной деятельности, и вероятности обеспечения равновесного по Нэшу вектора соответствующих рассматриваемой теме действий. В изложенных выводах содержатся предложения по применению положений теории управления при формировании образовательных услуг для достижения поставленных целей с учётом совокупности существующих ограничений.

Ключевые слова:

системный анализ; стратегическая рефлексия; теория управления; медицинское образование; моделирование; равновесие по Нэшу; РМАНПО.

Актуальность. Рассмотренная проблема интересна не только в контексте постоянного изменения медицинского образования в зависимости от развития системы здравоохранения, но и тем, что сопутствующий этому процессу массив информации постоянно увеличивается, расширяя пределы «проблемного поля» и формируя зоны «неопределенности». Поэтому в ходе образовательной деятельности важно сохранить управляемость данной системой и актуальность решаемых ею задач, оптимально выделяя при этом приоритеты и цели. В настоящее время указанный подход реализуется в рамках информационных технологий, основу которых образует моделирование как метод, применяемый при анализе наиболее существенных свойств объектов, процессов и явлений. Степень соответствия описания реальному процессу определяется полнотой учета возмущающих воздействий. При отсутствии или незначительности возмущений, действующих как внутри, так и вне объекта, можно однозначно определить влияние входных и управляющих параметров на выходные[1].Наряду с этим стремление специалистов-медиков к совершенствованию знаний ставит перед учреждением задачу оптимизации учебного процесса с учётом как отечественных традиций, так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом [2].

 

Цель исследования заключалась в том, чтобы с учётом системного анализа и на основе теории управления определить подходы к методу моделирования при принятии управленческих решений в сфере медицинского образования, и проанализировать, насколько использование данного метода может способствовать повышению компетенций преподавателей и обучающихся, а также формированию учебных программ и образовательных проектов.

 

Методы исследования: моделирование, включая знаковое моделирование, в том числе с помощью математических методов и соотношений; системный анализ; методы ситуационного и логического анализа проблем управления для постановки и выбора альтернатив решения задач исследования.

 

Достоверность информации и возможность её обобщения в качестве критериев на этапе выбора тем и учебного материала должны иметь приоритетный характер, и быть непосредственно связаны с той областью знаний, которая подлежит исследованию. Решая основную задачу – задачу выбора, целесообразно осуществить построение понятий, описывающих проблемную ситуацию и область, тем самым отражая в сознании познающего субъекта проявление практической деятельности и постепенно переходя к формированию понятия проблемы, в которой через вербальную и невербальную форму отражается противоречие между определенной социальной потребностью и наличием возможности в её удовлетворении. При таком подходе «проблема» выступает как исходная форма организации знаний через систему высказываний либо действий. Она генерирует необходимость её решения, в том числе путём получения новых знаний, совокупность которых формирует «проблемное поле». На рис. 1 отражена схема процесса выявления и анализа проблем. Дополнительно, на данном этапе необходимо решить еще одну задачу – минимизировать так называемую «неопределенность». С этой целью для описания принятия решений в условиях неопределенности специалисты в сфере управления вводят гипотезу детерминизма, которая заключает в том, что субъект образовательного процесса (агент), стремится устранить неопределенность с целью принятия решений в условиях полной информированности [3].

По мнению чл.-корр. РАН Д.А. Новикова при рассмотрении математических моделей принятия решений различают объективную неопределенность, которая является неполной информированностью относительно параметров обстановки, и субъективную неопределенность, которая характеризуется неполной информированностью участников данной модели.

Рис. 1. Схема процесса выявления и анализа проблем.

 

 

В ходе исследования механизма управления образовательным процессом установлено, что информационные системы, как одна из форм информационного обеспечения, максимально приспособлены для оказания помощи в решении таких задач повседневной управленческой деятельности, как неструктурированные, слабоструктурированные и многокритериальные задачи. В связи с этим их подразделяют информационное, модельное и экспертное обеспечение. Так, информационное обеспечение принятия управленческих решений основано на информационных системах управления и автоматических системах управления, формируемых на цифровых платформах в сети Интернет, с ведомственной привязкой либо без нее, в форме коммерческих проектов. Модельная поддержка решений, как правило, существует на платформе компьютерной автоматизированной системы, например, такой как Decision Support System (DSS), а экспертная – на базе экспертных систем (рис. 2).

Рис. 2. Виды информационных систем

 

Учитывая вышеизложенное, следует более предметно подходить к выбору системы, которую можно использовать при формировании образовательного проекта либо цикла, чтобы спрогнозировать последствия применения процедуры информационного регулирования учебного процесса, включенной в механизм информационного управления. Это важно не только по причине того, что информационное регулирование рассматривается в качестве совокупности процедур принятия решений, но и данный процесс носит субъективный характер, основываясь на собственных знаниях, опыте и интуиции тех, кто его определяет и реализует.В таком контексте следует учитывать общие требования, предъявляемые к процессу выработки, принятия и выполнения управленческих решений. Так, они должны быть чётко определенными в зависимости от целеполагания, и эффективными[6]. В схематическом виде процесс принятия решений может быть таким, который предложен Ю. Ф. Мартемьяновым и Т. Я. Лазаревой (рис. 3).По мнению специалистов в сфере управления, первоначально важно разобраться в ситуации, вникнуть в её суть для того, чтобы, подводя теорию, описать итоговые результаты решения безотносительно к промежуточным исходам и альтернативам.

Рис. 3. Схема принятия решений

В ходе проведенного исследования установлено, что этап принятия решения, реализуемый через его выбор, является важным для всего механизма управления образовательным процессом. Это обусловлено прежде всего тем, что снижается «неопределенность» анализируемых параметров «проблемного поля» путём обеспечения стабильности информационного равновесия. Оценка рассмотренной проблемы с позиции теории управления призвана мотивировать разработчиков образовательных программ на расширение представлений о содержательной части данного процесса с учётом отраслевой специфики и положений теории управления.

 

Список литературы:

  1. Звонарев, С. В. Основы математического моделирования: учебное пособие / С. В. Звонарев. – Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. – 111 с.
  2. Хасанов, Р. Ш. Дистанционное обучение – современные реалии / Р. Ш. Хасанов, Н. З. Юсупова, Е. Г.Игнашина, Е. Ю.Антропова, О. В.Данилова, Е. Ю. Юпатов, А. И. Хайруллина // Педагогика профессионального медицинского образования. – 2020. – № 2. –С. 101–116.
  3. Бурков, В. Н. Теория активных систем: состояние и перспективы / В. Н. Бурков, Д.А. Новиков. — М.: СИНТЕГ-ГЕО, 1999. – 128 с.
  4. Новиков, Д. А. Теория управления организационными системами / Д. А. Новиков. — М.: МПСИ, 2005. – 584 с.
  5. Антонов, А. В. Системный анализ. Учеб.для вузов / А. В. Антонов. -М. Высш. шк., 2004. – 454 с.: ил.
  6. Мартемьянов, Ю. Ф. Экспериментальные методы принятия решений: учеб.пособие / Ю.Ф. Мартемьянов, Т.Я. Лазарев. — Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2010.– 80 с.
  7. Новиков, Д. А. Модели рефлексивного принятия решений / Д. А. Новиков, А. Г. Чхартишвили// Проблемы управления. – 2004. –Выпуск 4. – С. 62–70.
  8. Чхартишвили, А. Г. Информационное равновесие: точечные структуры информированности // Автоматика и Телемеханика. – 2003. –№ 10. – С. 111–112.

 

Сведения об авторе

Кожевников Андрей Александрович – кандидат социологических наук, преподаватель кафедры «Организация здравоохранения и общественное здоровье» Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей – филиала федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Новокузнецк).

 

Статья поступила в редакцию в январе 2021 г.

 

THE MECHANISM OF MAKING MANAGERIAL DECISIONS IN THE FIELD OF PROFESSIONAL MEDICAL EDUCATION

 

A. A. Kozhevnikov – PhD in Sociology, lecturer of the Department «Organization of Health Care and Public Health» of Novokuznetsk State Institute for Advanced Medical Studies – Branch of the Federal State Budgetary Educational Institution of Continuing Professional Education «Russian Medical Academy of Continuing Professional Education» of the Ministry of Health of the Russian Federation (Novokuznetsk).

 

Received January 18, 2021

Abstract:

In the article, the process of professional medical education is considered from the position of the theory of management and system analysis to determine the mechanism for making a managerial decision when choosing a topic or educational material within the parameters of the investigated "problem field." An analysis of the possibility of applying this approach on the training of specialists in the field of health was carried out, taking into account the strategic reflection related to all participants in this activity and the likelihood of ensuring a Nash-balanced vector of actions corresponding to the topic under consideration. The above conclusions contain proposals for applying the provisions of the theory of management in the formation of educational services to achieve the goals set, taking into account the totality of existing restrictions.

Keywords:

systems analysis; strategic reflection, management theory; medical education, modeling, Nash equilibrium; RMACPE.

Практика 27.04.2021