ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #3/22

УДК 616-006-079.8-611.441:615.849
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология: 3.1.25. Лучевая диагностика

ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ЛУЧЕВОЙ ДИАГНОСТИКИ ДЕТСКОГО ВОЗРАСТА РМАНПО

Аннотация:

В 1962 г. по инициативе Г. Н. Сперанского, М. Д. Ковригиной и И. Л. Тагера в ЦИУ врачей была создана первая и единственная в нашей стране кафедра детской рентгенологии, которую возглавила выдающийся пульмонолог профессор В. Ф. Бакланова. Сотрудники кафедры принимали самое активное участие в развитии этой специальности как в нашей стране, так и за рубежом по линии Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), в обучении врачей-рентгенологов, а с 1987 г. стала одним из ведущих учреждений, вложивших большой вклад в развитие еще одной специальности медицинской визуализации – ультразвуковой диагностики.

Ключевые слова:

детская лучевая диагностика, детская рентгенология, ультразвуковая диагностика, кафедра, обучение, РМАНПО

В 1962 г. при Центральном институте усовершенствования врачей была организована первая в СССР кафедра детской рентгенологии. Ее возглавила Валентина Фоминична Бакланова, обладавшая, помимо больших организаторских способностей, огромным опытом работы анатома и рентгенолога-педиатра [1]. Большую роль в организации кафедры сыграли ректор института М. Д. Ковригина, заведующий кафедрой педиатрии Г. Н. Сперанский, заведующий кафедрой рентгенологии И. Л. Тагер. С 1979 г. по 2003 г. кафедрой руководил  профессор Михаил Александрович Филиппкин.

В первые годы работы коллектив кафедры, состоявший из трех сотрудников (В. Ф. Бакланова, А. П. Ляпунова, М. А. Филиппкин), организовали систематическое проведение краткосрочных циклов по педиатрической рентгенологии для общих рентгенологов, разработали учебные планы, программы и начали проводить циклы специализации продолжительностью 5 месяцев, а также  циклы общего усовершенствования, рассчитанные на 2 и на 3 месяца в зависимости от контингента обучающихся.

Однако запросы практического здравоохранения требовали прежде всего подготовки врачей общего рентгенологического профиля, и с 1996 г. кафедра переходит исключительно на проведение циклов общего и тематического усовершенствования по детской рентгенологии. В 1989 г. кафедра была переименована в кафедру лучевой диагностики детского возраста и получила право на проведение циклов по различным видам лучевой диагностики. С этого времени стали проводиться курсы по ультразвуковым методам диагностики в педиатрии. Первыми преподавателями этой специальности были М. И. Пыков и Ю. А. Артамонов.

За короткий срок преподавание было поставлено на высокий профессиональный уровень. Наряду с проведением стационарных циклов, на которых прошли обучение почти 10 000 врачей, с 1966 г. кафедра на регулярной основе проводила выездные циклы. География их была чрезвычайно широка и охватывала все союзные республики СССР, города от Прибалтики до Камчатки, от Крайнего Севера до южных среднеазиатских областей. Проводились циклы прерывистые, с предцикловым обучением (заочно-очные), декадники, семинары.

Накопленный опыт позволил кафедре организовать циклы для профессорско-преподавательского состава медицинских вузов и ФУВов с целью широкого внедрения знаний и новейших достижений в области детской лучевой диагностики не только среди рентгенологов и специалистов ультразвуковой диагностики, но и для различных специалистов педиатрического профиля. Следует упомянуть недельные занятия на кафедрах общей рентгенологии, детской хирургии, радиационной гигиены. Лекции и семинарские занятия были высоко оценены корифеями отечественной медицины: С. А. Рейнбергом, Ю. Н. Соколовым, Г. Н. Сперанским, С. Я. Долецким, Ф. Г. Кротковым.

Совместно с Экспертной комиссией Минздрава в 1985 г. была разработана «Унифицированная программа последипломного образования врачей по рентгенодиагностике заболеваний детского возраста», в основу которой были положены 15 созданных кафедрой учебных планов и программ различных тематических циклов. В дальнейшем, поскольку преподавание было расширено за счет компьютерной рентгеновской томографии и ультразвуковой диагностики, в 1995 г. разрабатывается и утверждается «Унифицированная программа последипломного обучения врачей по лучевой диагностике заболеваний и повреждений детей». На ее основе были сформулированы квалификационные требования к врачу-рентгенологу, специалисту ультразвуковой диагностики детских лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ), а также составлены квалификационные тесты по двум специальностям.

Обучение проводится с использованием самых разнообразных методик. Наряду с традиционным чтением лекций и проведением семинарских и практических занятий непосредственно в рабочих кабинетах больниц, широко используется метод объективной оценки базисных знаний курсантов с последующим поэтапным контролем получаемых знаний и навыков практической работы. Все семинарские занятия построены на основе решения слушателями ситуационных задач различной степени сложности и этапности. Сложность задачи и способ ее решения зависит от контингента слушателей. Для этого на кафедре подобран огромный материал, насчитывающий не одну тысячу рентгенограмм, ультразвуковых изображений, как правило — в динамическом наблюдении. Все они снабжены сопроводительным текстами и ссылками на литературные источники. Издано руководство для врачей-педиатров в 2-х томах [2].

С 1983 г. по 1991 г. на ВДНХ СССР кафедра провела шесть Всесоюзных школ по детской лучевой диагностике. Об актуальности избранных тем для обсуждения свидетельствует большое количество участников (от 150 до 200 человек), которые не просто хотели принять участие в семинаре-школе, но и выступить с докладом или в обсуждении. За организацию, проведение и научный вклад в практическое здравоохранение сотрудники кафедры были награждены шестью медалями ВДНХ СССР, многочисленными благодарностями Министерства здравоохранения.

В 1983 г. в соответствии с постановлением Президиума АМН СССР при отделении клинической медицины была организована Проблемная комиссия «Детская рентгенология и радиология», работу которой возглавил М. А. Филиппкин. В состав комиссии вошли все сотрудники кафедры (К. В. Ватолин, М. И. Пыков, Н. Н. Никитина). С началом работы Проблемной комиссии возросла роль кафедры как координатора научно-исследовательских работ в области детской рентгенорадиологии. Весьма действенным было обязательное рецензирование научных планов, диссертационных тем. За время своей работы Проблемная комиссия обсудила рекомендовала к официальной защите 182 диссертации, 8 отправила на доработку, а 2 — не рекомендовала к официальной защите.

Участие А. В. Иваницкого и М. А. Филиппкина в работе научной группы ВОЗ по рациональному использованию различных визуальных методов, применяющихся при исследовании детей, способствовало составлению рекомендаций для практических рентгенологов, которые нашли отражение в публикации ВОЗ № 757 за 1989 г. «Рациональное использование диагностических методов получения изображений в педиатрии».

В течение последних 25 лет кафедра постоянно занимается вопросами организационного плана, учитывая меняющийся с течением времени подход к диагностической службе педиатрических ЛПУ. Работе способствовали поручения Министерства здравоохранения по оценке состояния службы лучевой диагностики детских ЛПУ, включая центральные районные больницы (ЦРБ), а также научно-исследовательских институтов педиатрического и радиологического профилей.

Начиная с 1973 г., кафедра активно внедряла эндоскопический метод исследования, практически впервые в стране привлекла внимание медицинской общественности к совершенно новой оценке состояния пищеварительного тракта детей различного возраста. Разрабатывая методику и упрощая показания к ней, мы доказали возможность ее широкого амбулаторного использования в сопоставлении с результатами рентгенологических исследований (Е. Е. Лычковская, Р. Г. Ануфриев, М. А. Филиппкин). Детальное описание рентгеноанатомии 12-перстной кишки и ее функциональные особенности в возрастном аспекте сделали возможной разработку рентгеносемиотики воспалительных и дискинетических процессов, язвенного поражения луковичного и постлуковичного отделов кишки (М. А. Филиппкин, 1974–1975 гг.).

Проведенные исследования желудка и 12-перстной кишки на высоте язвенных кровотечений дали возможность отойти от классического рентгенологического метода, ограничив тем самым радиационную нагрузку [3].

Накопившийся опыт использования ультразвукового метода (М. И. Пыков), его применения как в стационарных, так и в амбулаторных, полевых условиях вылился в предложение создать единый диагностический центр, в котором использовались бы одновременно рентгенологический, эндоскопический и ультразвуковой методы исследования. Коллегия Минздрава СССР, обсудившая это предложение, остановилась на объединении в единое целое лучевых методов, и в 1987 г. был издан приказ о создании отделений лучевой диагностики в диагностических центрах и крупных многопрофильных больницах, в состав которых вошли рентгенодиагностическая и ультразвуковая службы. Такое отделение было создано, в том числе, в диагностическом центре на базе ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова г. Москвы, и по сей день является клинической  базой кафедры.

Это решение в известной мере способствовало разумному ограничению применения рентгенодиагностических процедур с целью снижения лучевой нагрузки на организм ребенка. Работы сотрудников кафедры совместно с кафедрой радиационной гигиены РМАПО установили понятие «польза-вред» по отношению к наиболее часто применяемым процедурам, результатом чего стало введение в практическое здравоохранение «Листа учета дозовых нагрузок пациента при рентгенологических исследованиях».

Развитие ультразвукового метода, чему в не малой степени способствовали работы сотрудников кафедры М. И. Пыкова, К. В. Ватолина, А. А. Тарасовой, Я. А. Галкиной, привело к необходимости выделения самостоятельной дисциплины «ультразвуковая диагностика». Основы специальности были заложены в приказе Минздрава СССР от 1987 г. «О дальнейшем развитии и совершенствовании ультразвуковой диагностики в лечебно-профилактических учреждениях», подготовленном при активном участии кафедры.

Изменения в структуре службы лучевой диагностики потребовали разработки ряда специальных документов, прежде всего касающихся нормирования нагрузки врача-рентгенолога и специалиста ультразвуковой диагностики детских ЛПУ, которые были разработаны сотрудниками кафедры совместно с НИИ социальной гигиены и утверждены Минздравом СССР, а также ГУ3 г. Москвы в приказе от 1985 г. «О мерах по дальнейшему развитию рентгеноинтроскопической диагностики в лечебных учреждениях ГУЗМа на 1986-1990 гг.».

По поручению Министерства здравоохранения кафедра занималась разработкой и внедрением новой техники и технологий исследований. Впервые была детально разработана электрорентгенография в условиях детских лечебных учреждений, в частности на цветной и миллиметровой бумаге, что значительно повысило качество обработки результатов. Кафедра предложила использовать этот метод при массовых поражениях населения в мирное и военное время. Результатом работы явились диссертации и монография [4].

Особенности исследований детей различного возраста требовали специализированного оборудования, предназначенного для педиатрической практики. Совместно с НИИ «Спектр» кафедре удалось создать, внедрить в производство и распределить по стационарам первый отечественный рентгенодиагностический аппарат «Рентген-Д (детский)», получивший весьма положительные отзывы. Его конструктивные особенности заключались в небольших габаритах, наличии специальных приспособлений для прочной фиксации детей в различных положениях по отношению к источнику излучения. Разработчиками аппарата были получены 15 авторских свидетельств, защищены докторская и кандидатские диссертации (С. А. Белов, М. С. Смехов).

Разработкой отечественных ультразвуковых аппаратов кафедра занималась совместно с НИИ «Интроскопия». Результатом стало создание серии ультразвуковых аппаратов УИ-20 ЭЦ и УИ-25 ЭМ (М. И. Пыков, А. М. Малютин, В. В. Аристов). Учитывая достоинства ультразвуковых диагностических аппаратов, кафедра совместно с НИИ «Интроскопия» и флюорографической станцией создали на базе флюорографического автобуса передвижной диагностический комплекс. В него вошли ультразвуковой, флюорографический, электрокардиографический аппараты, рабочие места лаборантов. Был проведен осмотр школьников и работников сельского хозяйства непосредственно на местах их учебы и работы. При обследовании более 3000 человек первично выявленные заболевания оставили 20%, а результаты исследований на передвижном диагностическом комплексе вошли в документы по проведению всеобщей диспансеризации населения страны (1986 г.).

Большая научная и практическая работа кафедры была связана с различными направлениями в диагностике заболеваний детей. Первым в хронологическом аспекте было пульмонологическое направление. Диагностика заболеваний органов дыхания немыслима без предварительного изучения нормального строения легких у детей всех возрастов. Одна из первых работ в этом направлении принадлежит В. Ф. Баклановой, которая изучила сегментарное строение легких в анатомическом и анатомо-рентгенологическом изображениях, что в дальнейшем было продолжено М. П. Анисимовым (1964–1966 гг.). Он разработал методику бронхографического исследования под местной анестезией детям раннего возраста, определил целый ряд вариантов сегментарного строения легких и вывел закономерность между ними и локализацией воспалительного процесса.

Значительным вкладом в педиатрическую пульмонологию явились работы В. Ф. Баклановой об особенностях рентгенологической картины острых пневмоний, вызванных стафилококковой инфекцией. Поскольку ни один из клинических симптомов не является патогномоничным для острой деструктивной пневмонии, работы В. Ф. Баклановой открыли новое направление в пульмонологии. Она ввела в рентгенологию термины «стафилококковая пневмония» и «стафилококковая деструкция легких», получившие повсеместное распространение в педиатрической и детской хирургической практике.

Развивая это направление, Н. Л. Лукина подробно описала характерные черты острых гнойных деструктивных пневмоний, вызванных грамотрицательной флорой, и провела четкую рентгенологическую характеристику каждой из них, что дало возможность дифференцировать этиологию и форму процесса. Подробное изучение последствий деструктивных пневмоний способствовало изменению тактики лечения в острый и восстановительный периоды.

Весьма важным направлением работы коллектива кафедры было изучение нормального рентгенологического изображения легких у новорожденных и недоношенных новорожденных. Следует подчеркнуть, что в рентгенологии нашей страны эти исследования были первыми, и они до сих пор являются основополагающими в неонатологии. Описанные особенности развития и формирования легочных структур в рентгенологическом изображении позволили установить признаки отличия нормы от патологических процессов. Среди последних необходимо отметить фиброзирующие процессы в легких, изменения, возникающие при аспирации мекониальных вод вследствие искусственной вентиляции легких (Н. Н. Никитина, П. С. Байдин, 1997 г., 2000 г.). Полученные результаты позволили внести коррективы в процессы выхаживания и лечения новорожденных. Накопленный опыт дал возможность уточнить значение рентгенологического метода в диагностике и дифференциальной диагностике бронхита, бронхиолита и бронхопневмоний у детей раннего возраста (М. А. Филиппкин, Н. Н. Никитина, 1985 г.).

Детальному изучению были подвергнуты рентгенологические данные при респираторно-вирусных инфекциях (В. Г. Цыпленков, 1967 г.). Изменениям в легких при ожоговой болезни были посвящены работы К. В. Ватолина (1981 г.), в которых была установлена зависимость развития пневмонического процесса от глубины и обширности ожогового поражения, вида присоединившейся инфекции. Учитывая тяжелое состояние ожоговых больных и ограниченные возможности их транспортировки, К. В. Ватолин разработал специализированный передвижной стол для проведения рентгенологических исследований с минимальными перемещениями больного. Накопленный опыт в рентгенологической пульмонологии вошел в методическое пособие «Рекомендации по рентгенологическим исследованиям органов грудной клетки у детей» (2000 г.).

Большое внимание на кафедре уделялось изучению заболеваний пищеварительного тракта. Были разработаны методики исследования желчевыделительной системы у детей раннего возраста с высоким уровнем билирубина сыворотки крови и подозрением на атрезию желчевыводящих путей, методика внутривенной холангиохолецистографии и одномоментной урохолангиохолецистографии. С их помощью была установлена возможность выявления не только аномалий развития, но и диагностики воспалительных процессов. Обоснованные показания к проведению исследований легли в основу информационных писем, изданных Минздравом (1970 г., 1980 г.) и ГУЗ г. Москвы (1972 г.). Методика внутривенной холангиохолецистографии была внедрена в 136 лечебных учреждениях страны и в ряде НИИ (Нижний Новгород, Бишкек, Кишинев, Москва, Тбилиси и др.).

Дальнейшие исследования позволили М. И. Пыкову провести сравнительную оценку рентгенологического и ультразвукового методов в диагностике заболеваний желчевыделительной системы у детей (1984 г.) и рекомендовать неинвазивный ультразвуковой метод, отказавшись от рентгенологического, сопровождающегося большой лучевой нагрузкой. В последующем целесообразность этого подхода к решению проблемы была подтверждена в ряде исследований, проведенных К. С. Иордановым на курортах Северо-Кавказских Минеральных Вод с целью выбора оптимального санаторно-курортного лечения детей (1987 г.). Три докторские и 6 кандидатских диссертаций стали итогом этой серии работ.

Уточнению и разработке прямых рентгенологических и ультразвуковых признаков ряда врожденных заболеваний посвящены исследования собственно пищеварительного тракта. Врожденный пилоростеноз, пилороспазм, их отличительная диагностика от других процессов выходного отдела желудка — серьезнейшие изыскания кафедры, которые легли в основу изменения отношения к пилороспазму как к самостоятельной нозологической форме, исключенной в настоящее время Всемирной организацией здравоохранения из международной классификации болезней человека. В то же время, благодаря работам кафедры, список болезней человека пополнился разновидностью френо-пилорического синдрома – так называемым ложным френо-пилорическим синдромом (М. А. Филиппкин, 1989 г.). Детальное изучение причин рвоты и срыгивания у детей первого года жизни позволили уточнить понятие «халазия» в рентгенологическом и ультразвуковом представлении, разработать внедрить в практику «водно-сифонную пробу» (М. А. Филиппкин, Р. А. Низовцев, 1967 г.; М. И. Пыков, 1994 г.). Благодаря ее применению стало очевидным наличие несовершенства сфинктерных аппаратов верхних отделов пищеварительного тракта у новорожденных, недоношенных детей и больных с родовыми травмами. Усовершенствование методики позволило широко использовать ее в поисках грыжи пищеводного отверстия диафрагмы как у детей, так и взрослых (И. Л. Тагер, М. А. Филиппкин, 1964 г., 1974; М. И. Пыков, 1998 г.).

Впервые в детской рентгенологии были получены сведения о работе сфинктерных образований, об их роли в распространении патологического процесса и глубине повреждений тканей, что в последующем было подтверждено эндоскопическими (Е. Е. Лычковская, М. А. Филиппкин, Р. Г. Ануфриев, 1974 г.) и анатомическими (Р. А. Низовцев, 1967 г., 1975 г.) исследованиями.

Изучение толстой кишки позволило уточнить рентгеносемиотику неспецифического язвенного колита у детей старшего возраста и впервые описать ее у детей раннего возраста (M. А. Филиппкин, М. И. Пыков). Интерес вызвали работы по рентгенодиагностике «слизистого» колита у детей различных возрастных групп. Более углубленная методика исследования толстой кишки при мегаколоне, разработанная М. Д. Левиным, позволила не только приблизить ее к запросам практического здравоохранения, но и внести коррективы в само представление о возникновении и течении запоров у детей. Работы М. И. Пыкова и М. Д. Левина внесли дополнения и изменения в методики хирургического лечения детей, страдающих этим недугом. Четыре свидетельства об изобретениях, докторская и кандидатская диссертации стали итогами этой работы.

При изучении синдрома болей в животе у детей была установлена закономерность причинных факторов в возрастном аспекте, взаимосвязь между заболеваниями органов пищеварения и мочевыделения. Помимо методики одномоментной урохолангиохолецестографии впервые в стране был предложен рено-кортикальный индекс (В. Ф. Бакланова, М. А. Филиппкин, 1967 г.). Планиметрическое направление в уронефрологии в последующем было развито В. Ю. Босиным (1973 г., 1989 г.), а Г. В. Курыленкову и М. А. Филиппкину (1990 г.) удалось значительно упростить математическую оценку соотношения различных структур почки, не снижая ее диагностической значимости (авторское Свидетельство об изобретении, Методическое пособие для врачей-рентгенологов, изданное Комитетом здравоохранения г. Москвы в 2000 г.).

Разработка методики ультразвукового исследования мочевыделительной системы у детей принадлежит М. И. Пыкову (1998 г.). Детальное изучение нормальных анатомических характеристик мочевой системы позволило ему установить возрастные закономерности ее функционирования. Допплерографическая оценка кровотока по мелким сосудам почки при различных заболеваниях, сопровождающихся микроангиопатией, в значительной степени раздвинули обычные представления о диагностических возможностях ультразвукового метода (М. И. Пыков, Н. А. Коровина, Ю. М. Скоков, 1999 г.). Приоритетность в этой области была подтверждена патентом на изобретение.

Ультразвуковое исследование детей раннего возраста, в особенности их центральной нервной системы, благодаря своим диагностическим возможностям приобретает огромную социальную значимость. Статьи, методические рекомендации, монографии, выпущенные К. В. Ватолиным по этой проблеме, являются настольными книгами не только специалистов лучевой диагностики, но и неврологов, неонатологов, реаниматологов. Освоение допплеровских технологий открывает дополнительные возможности в ведении реанимационных больных в отношении анализа показателей центральной гемодинамики, состояния центральной нервной системы и почечного кровотока (К. В. Ватолин, М. С. Ефимов, А. А. Тарасова, М. И. Пыков, В. В. Воронкова, 1998-2000 гг.).

Выход в свет фундаментального учебного пособия «Детская ультразвуковая диагностика» под редакцией М. И. Пыкова, К. В. Ватолина [5] подвел своеобразный итог работы сотрудников кафедры в многолетней деятельности по освоению и развитию этого метода исследования в педиатрии.

В дальнейшем сотрудники кафедры развивали достигнутые успехи не только в ультразвуковой диагностике, но и в рентгенологии. Была защищена диссертация по рентгенодиагностике колитов у детей (язвенный колит и болезнь Крона, Д. С. Шаплов, 2009 г.), после чего был выпущен атлас по этой теме. Работ, посвященных этой теме, не было в нашей стране более 50 лет. Впервые были проведены работы по технологии спиральной компьютерной томографии у детей различного возраста с сосудистыми поражениями головы и шеи, где подробно освещались методологические вопросы проведения такого исследования с контрастным усилением.

На кафедре работает профессор Е. И. Зеликович, которая стала экспертом мирового уровня по компьютерной томографии при заболеваниях и врожденных пороках слухового аппарат у детей.

За последние 10 лет были переизданы отдельные главы по ультразвуковой диагностике в детской уронефрологии, детской гинекологии. Была издана монография совместно с профессором Ю. Ю. Соколовым, посвященная порокам развития панкреатодуоденальной зоны у детей.

В 2014 г. сотрудниками кафедры начал издаваться первый в нашей стране учебник «Детская ультразвуковая диагностика», который состоит из 5 томов и приложения в виде «Справочника». Издание было рекомендовано в качестве учебника для ординаторов и врачей, обучающихся по специальности «Ультразвуковая диагностика» (рецензия ФГАУ «ФИРО» № 120 от 14.04.2014 г.). В нем сконцентрированы все самые современные знания по данной специальности, а в качестве соавторов были привлечены специалисты, являющиеся лидерами в своих направлениях.

Учебник постоянно совершенствуется. В 2021 г. он был переиздан с добавлением большого объема информации в I том, посвященный патологии пищеварительной системы [6]. Готовится к переизданию II том, в котором освещаются проблемы уронефрологии.

В настоящее время сотрудники кафедры работают на 4-х официальных клинических базах:

  • ГБУЗ города Москвы «Детская городская клиническая больница имени З.А. Башляевой»;
  • ГБУЗ города Москвы «Детская городская клиническая больница имени Н.Ф. Филатова»;
  • ГБУЗ города Москвы «Детская городская клиническая больница имени Г.Н. Сперанского»;
  • ФГБУ «Национальный медицинский исследовательский центр акушерства, гинекологии и перинатологии им. академика В. И. Кулакова» Министерства здравоохранения РФ.

Ведется совместная научная и образовательная деятельность с другими кафедрами педиатрического факультета РМАНПО, в том числе проводятся комплексные лекции, семинары, консилиумы и вебинары.

Кафедра развивается, в ближайшем будущем планируется защита нескольких кандидатских и четырех докторских диссертаций.

В настоящее время на кафедре работают профессора М. И. Пыков (зав. кафедрой), К. В. Ватолин, А. И. Гуревич, А. А. Тарасова, Е. И. Зеликович, О. В. Возгомент; доценты Ю. К. Быкова, Е. А. Филиппова, И. А. Соколина, Д. Н. Годлевский и ассистенты Т. И. Вокуева, Ф. Ш. Мамедова, Д. С. Шаплов, Р. И. Джаватханова, А. К. Миронова.

 

Список литературы

  1. Бакланова, В. Ф., Владыкина, М. И. Руководство по рентгенодиагностике болезней органов дыхания у детей. – Ленинград: Медицина, 1978. – С. 214.
  2. Рентгенодиагностика в педиатрии. Руководство для врачей в 2-х тт. / под ред. проф. В. Ф. Баклановой, проф. М. А. Филиппкина. – М.: Медицина, 1988. – С. 380, 378.
  3. Филиппкин, М. А, Иорданов, К. С. Рентгенодиагностика заболеваний двенадцатиперстной кишки у детей. – Ставропольское книжное издательство,1980. – С. 173.
  4. Долецкий, С. Я., Филиппкин, М. А., Хуторецкий, М. Б., Самойлович, Э. Ф.. Электрорентгенография в педиатрии – М.: Медицина, 1978. – 168 с.
  5. Детская ультразвуковая диагностика. Клиническое руководство / Под редакцией М. И. Пыкова, К. В. Ватолина. – М.: Издательский дом Видар-М, 2001. – С. 670.
  6. Детская ультразвуковая диагностика / Под редакцией М. И. Пыкова. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Издательский дом Видар-М, 2021. – Том  Гастроэнтерология. –  С. 330.

 

Сведения об авторе

Пыков Михаил Иванович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой лучевой диагностики детского возраста ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).              

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в сентябре 2022 г.

 

HISTORY OF THE DEPARTMENT OF RADIATION DIAGNOSTICS FOR CHILDREN

M. I. Pykov – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Head of the Department of Radiation Diagnostics for Children, Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow)

Received September 15, 2022

Abstract:

In 1962, on the initiative of G. N. Speransky, M. D. Kovrigina and I. L. Tager, the first and only Department of Pediatric Radiology in our country was created at the Center of Physicians. The first head of the department was an outstanding pulmonologist, Professor V. F. Baklanova. Employees of the department took an active part in the development of this specialty in our country, abroad through the WHO, in the training of a large number of radiologists. Since 1987, the department has taken an active part in the development of another specialty of medical imaging – ultrasound diagnostics.

Keywords:

children's radiation diagnostics, pediatric radiology, ultrasound diagnostics, de-partment, training, RMACPE.

Профессия 14.10.2022