ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

  • 1 декабря 2020

    Поздравляем всех наших авторов и читателей, коллег и сотрудников, а также всех тех, кто когда-либо здесь работал или учился, с 90-летием Академии! Желаем успехов и здоровья!

  • 16 ноября 2020

    Выходит в свет третий номер нашего журнала за 2020 год. Читайте наши статьи, становитесь нашими авторами!

  • 14 ноября 2020

    К юбилею Академии мы публикуем отрывок из выходящей в свет книги Л.К. Мошетовой, Д.А. Сычева, М.М. Кнопова, Н.Л. Власовой «90 лет служения Отечеству. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования». В ней дана характеристика основных этапов становления и развития академии в…

  • 16 октября 2020

    Вышел в свет второй номер нашего журнала за 2020 год. Ведущие темы номера: цифровая педагогика и дистанционное образование в условиях пандемии, материалы к 90-летию РМАНПО.

Выпуск #1/21 КГМА

УДК 378.126
Шифр специальности ВАК 13.00.08

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИЗОБРЕТАТЕЛЬСТВА В КАЧЕСТВЕ ОДНОЙ ИЗ ФОРМ МЕДИЦИНСКОГО НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

В статье отражена необходимость использования изобретательства для поддержки высокого профессионального потенциала преподавателей клинической лабораторной диагностики.

Ключевые слова:

изобретательство; непрерывное профессиональное образование; лабораторная диагностика; КГМА, РМАНПО.

 

Фундаментом для развития наукоемких технологий является образование. Огромное значение имеет как базовое образование человека, так и его последипломное образование. Для поддержания конкурентоспособности человек вынужден совершенствовать свои знания в связи с быстро изменяющимися текущими потребностями рынка труда. Известно, что количество информации удваивается каждые 5 лет. Это и должно определять мотивацию каждого участника производственного и научно-технического процесса на регулярное получение новых знаний.

Концепция непрерывного образования, разработанная в развитых странах в 1970-х годах, стала для этих стран одним из эффективных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия квалификации специалистов и быстро растущего уровня знаний, умений и навыков, которого требует бурный технический прогресс. Организациям и предприятиям, желающим обеспечить высокую конкурентоспособность своей продукции и услуг, необходимо поддерживать высокий профессиональный потенциал своих кадров путем непрерывного образования.

Промышленная собственность в медицине объединяет изобретения и полезные модели, которые юридически определяют как техническое решение задачи, возникшей в сфере практической деятельности медицинского работника (автора) и обусловленной определенной общественной потребностью. Объектом изобретения является устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных, генетическая конструкция. В медицинской практике это касается медицинских технологий (способов лечения), устройств для их реализации, фармацевтических разработок. Изобретение должно отвечать следующим критериям: обладать мировой новизной, иметь изобретательский уровень и быть промышленно применимым; полезная модель может быть отнесена к «малому изобретению».

На изобретения и полезные модели выдается патент. Слово «патент» – от латинского Litterae Patentes, что означает в буквальном переводе «открытая грамота». В свое время патенты выдавались властями и удостоверяли право на монопольное производство и продажу определенного товара, услуг или изобретений. Патент скреплялся печатью так, что грамоту можно было развернуть, не разрушая печать, и продемонстрировать ее содержание.  В той или иной форме образ этой печати сохраняется на патентах многих стран.

Суть патентной охраны заключается в предоставлении заявителю ограниченного по сроку исключительного права на использование технического новшества в виде охраноспособного объекта в обмен на раскрытие в публикации информации об этом объекте. Патент предоставляет патентообладателю охрану его исключительных прав на объект, и в течение определенного срока никто не вправе использовать объект без его разрешения. Патентообладатель может использовать объект по своему усмотрению, если это использование не противоречит законодательству. Любое лицо, не являющееся патентообладателем, имеет право использовать объект лишь с разрешения патентообладателя (например, на основе лицензионного договора).

Использование изобретательства в качестве одной из форм медицинского непрерывного профессионального образования представляет интерес с точки зрения не только совершенствования в своей специальности, но и в связи с необходимостью изучения смежных наук. Новая тенденция в содержании образования – интердисциплинарность. Немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц в труде «Об искусстве открытия» отметил: «Эффективным знанием является профессиональное знание, дополненное ограниченным знакомством с полезными предметами смежных профессий». Создание изобретения в медицине практически невозможно без такого знакомства со смежными специальностями.

Сотрудники  кафедры клинической лабораторной диагностики академии получили 25 патентов на изобретения и полезные модели, в том числе один зарубежный. Среди соавторов полученных патентов — клиницисты из КГМА (кафедры инфекционных болезней, неврологии, урологии и нефрологии, лучевой диагностики, реабилитологии и спортивной медицины, ультразвуковой диагностики, педиатрии и неонатологии, ЦНИЛ), КНИИЭМ, КГМУ. Изобретения отмечены на республиканских конкурсах «Лучшее изобретение года» Дипломами II и III степеней, Дипломами Почтения.

Успех медицинской помощи больным различными заболеваниями во многом зависит от тесного взаимодействия клиницистов и специалистов лабораторной службы, использования в диагностическом процессе современных и необходимых данному конкретному больному клинических лабораторных исследований.

Современные лабораторные технологии требуют профессиональной интерпретации полученных результатов как с позиций аналитических характеристик, так и с точки зрения диагностической эффективности.

Таким образом, знание и применение методов решения изобретательских задач позволяет повысить творческую составляющую педагогического профессионализма преподавателей клинической лабораторной диагностики, привести его в соответствие с требованиями времени в условиях реформирования образования и здравоохранения.

 

Список литературы:

 

  1. Даюб А. В., Куркина Н. С. Современные проблемы развития мирового рынка объектов интеллектуальной собственности. // Научно-технический вестник Санкт-Петербургского государственного университета информационных технологий, механики и оптики. – 2011. – № 3 (73). – С. 133–137.
  2. Курашов В. И. Философия образования и принципы воспитания интеллектуалов нашего времени. // Материалы VI Городской науч.-практ. конференции «Психолого-педагогические проблемы в теории и практике медицинской науки», Казань, 2016. – С. 13–26.
  3. Малеев М. В., Ягудин Р. Х., Бизяева Л. Н. Управление интеллектуальной собственностью в условиях многопрофильной больницы республиканского уровня. // Практическая медицина. – 2012. – №8(64). – Т. 2. — С. 104–107.
  4. Требования и порядок подачи заявки на выдачу патента Российской Федерации на изобретение: метод рекомендации / сост.: Ахмедова Г. М., Якупова Р. К., Субаева А. Ф., Новожилова А. А. – Казань: КГМА, 2016. – 50с.
  5. Сборник патентов на изобретения, полезные модели и свидетельства на программы ЭВМ, выполненных в Казанской государственной медицинской академии / сост.: Хасанов Р. Ш., Ахмедова Г. М., Якупова Р. К., Новожилова А. А., Субаева А. Ф., Загирова К. Р. – Казань: Редакционно-издательский отдел КГМА, 2020. – 112 с.
  6. evolutio.info/ru/journal-menu/2002-2/2002-2-belorusov (дата обращения: 25.01.2021).
  7. pravoznavec.com.ua/books/72/3641/41/ (дата обращения: 25.01.2021).

 

 

Сведения об авторах

Черепнев Георгий Валентинович – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).

Новожилова Алла Алексеевна – кандидат медицинских наук доцент, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО  РМАНПО Минздрава России (Казань).

 

THE USE OF INVENTION AS A FORM OF MEDICAL CONTINUING PROFESSIONAL EDUCATION

 

G. V. Cherepnev – Doctor of Sciences in Medicine, Head of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan).

A. A. Novozhilova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan).

Abstract:

The article reflects the need to use the invention to support the high professional potential of teachers of clinical laboratory diagnostics.

Keywords:

invention; continuing professional education; laboratory diagnostics; KSMA; RMACPE.

Практика 10.02.2021