Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Фундаментом для развития наукоемких технологий является образование. Огромное значение имеет как базовое образование человека, так и его последипломное образование. Для поддержания конкурентоспособности человек вынужден совершенствовать свои знания в связи с быстро изменяющимися текущими потребностями рынка труда. Известно, что количество информации удваивается каждые 5 лет. Это и должно определять мотивацию каждого участника производственного и научно-технического процесса на регулярное получение новых знаний.
Концепция непрерывного образования, разработанная в развитых странах в 1970-х годах, стала для этих стран одним из эффективных инструментов, позволяющих решать проблемы соответствия квалификации специалистов и быстро растущего уровня знаний, умений и навыков, которого требует бурный технический прогресс. Организациям и предприятиям, желающим обеспечить высокую конкурентоспособность своей продукции и услуг, необходимо поддерживать высокий профессиональный потенциал своих кадров путем непрерывного образования.
Промышленная собственность в медицине объединяет изобретения и полезные модели, которые юридически определяют как техническое решение задачи, возникшей в сфере практической деятельности медицинского работника (автора) и обусловленной определенной общественной потребностью. Объектом изобретения является устройство, вещество, штамм микроорганизма, культура клеток растений или животных, генетическая конструкция. В медицинской практике это касается медицинских технологий (способов лечения), устройств для их реализации, фармацевтических разработок. Изобретение должно отвечать следующим критериям: обладать мировой новизной, иметь изобретательский уровень и быть промышленно применимым; полезная модель может быть отнесена к «малому изобретению».
На изобретения и полезные модели выдается патент. Слово «патент» – от латинского Litterae Patentes, что означает в буквальном переводе «открытая грамота». В свое время патенты выдавались властями и удостоверяли право на монопольное производство и продажу определенного товара, услуг или изобретений. Патент скреплялся печатью так, что грамоту можно было развернуть, не разрушая печать, и продемонстрировать ее содержание. В той или иной форме образ этой печати сохраняется на патентах многих стран.
Суть патентной охраны заключается в предоставлении заявителю ограниченного по сроку исключительного права на использование технического новшества в виде охраноспособного объекта в обмен на раскрытие в публикации информации об этом объекте. Патент предоставляет патентообладателю охрану его исключительных прав на объект, и в течение определенного срока никто не вправе использовать объект без его разрешения. Патентообладатель может использовать объект по своему усмотрению, если это использование не противоречит законодательству. Любое лицо, не являющееся патентообладателем, имеет право использовать объект лишь с разрешения патентообладателя (например, на основе лицензионного договора).
Использование изобретательства в качестве одной из форм медицинского непрерывного профессионального образования представляет интерес с точки зрения не только совершенствования в своей специальности, но и в связи с необходимостью изучения смежных наук. Новая тенденция в содержании образования – интердисциплинарность. Немецкий мыслитель Г.В. Лейбниц в труде «Об искусстве открытия» отметил: «Эффективным знанием является профессиональное знание, дополненное ограниченным знакомством с полезными предметами смежных профессий». Создание изобретения в медицине практически невозможно без такого знакомства со смежными специальностями.
Сотрудники кафедры клинической лабораторной диагностики академии получили 25 патентов на изобретения и полезные модели, в том числе один зарубежный. Среди соавторов полученных патентов — клиницисты из КГМА (кафедры инфекционных болезней, неврологии, урологии и нефрологии, лучевой диагностики, реабилитологии и спортивной медицины, ультразвуковой диагностики, педиатрии и неонатологии, ЦНИЛ), КНИИЭМ, КГМУ. Изобретения отмечены на республиканских конкурсах «Лучшее изобретение года» Дипломами II и III степеней, Дипломами Почтения.
Успех медицинской помощи больным различными заболеваниями во многом зависит от тесного взаимодействия клиницистов и специалистов лабораторной службы, использования в диагностическом процессе современных и необходимых данному конкретному больному клинических лабораторных исследований.
Современные лабораторные технологии требуют профессиональной интерпретации полученных результатов как с позиций аналитических характеристик, так и с точки зрения диагностической эффективности.
Таким образом, знание и применение методов решения изобретательских задач позволяет повысить творческую составляющую педагогического профессионализма преподавателей клинической лабораторной диагностики, привести его в соответствие с требованиями времени в условиях реформирования образования и здравоохранения.
Список литературы:
Сведения об авторах
Черепнев Георгий Валентинович – доктор медицинских наук, заведующий кафедрой клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Новожилова Алла Алексеевна – кандидат медицинских наук доцент, доцент кафедры клинической лабораторной диагностики КГМА – филиала ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
G. V. Cherepnev – Doctor of Sciences in Medicine, Head of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan).
A. A. Novozhilova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Clinical Laboratory Diagnostics, of the Kazan State Medical Academy – Branch Campus of the RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan).
Abstract:
Keywords: