ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

  • 1 декабря 2020

    Поздравляем всех наших авторов и читателей, коллег и сотрудников, а также всех тех, кто когда-либо здесь работал или учился, с 90-летием Академии! Желаем успехов и здоровья!

  • 16 ноября 2020

    Выходит в свет третий номер нашего журнала за 2020 год. Читайте наши статьи, становитесь нашими авторами!

  • 14 ноября 2020

    К юбилею Академии мы публикуем отрывок из выходящей в свет книги Л.К. Мошетовой, Д.А. Сычева, М.М. Кнопова, Н.Л. Власовой «90 лет служения Отечеству. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования». В ней дана характеристика основных этапов становления и развития академии в…

Выпуск #3/19

УДК 1:001(075)
Шифр специальности ВАК 14.02.03

Формирование культуры научной речи аспирантов-медиков в процессе изучения дисциплины «История и философия науки»

Аннотация:

Одним из сложнейших вопросов подготовки аспирантов является проблема формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций, определяющих уровень качества подготовки исследователей и преподавателей. Опыт преподавания базовой дисциплины «История и философия науки» доказывает правомерность тезиса о том, что культура научной речи должна формироваться в процессе освоения всех дисциплин образовательной программы путем внедрения методов активизации учебного процесса и увеличения доли самостоятельной работы аспирантов. При этом основополагающим курсом, задающим вектор развития научной речи аспиранта, является философская дисциплина.

Ключевые слова:

культура научной речи, аспиранты–медики, история и философия науки, универсальные компетенции, общепрофессиональные компетенции

Введение. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 «Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)» выпускник, освоивший программу аспирантуры, «должен обладать следующими универсальными компетенциями:

  • способностью к критическому анализу и оценке современных научных достижений, генерированию новых идей при решении исследовательских и практических задач, в том числе в междисциплинарных областях (УК-1);
  • способностью проектировать и осуществлять комплексные исследования, в том числе междисциплинарные, на основе целостного системного научного мировоззрения с использованием знаний в области истории и философии науки (УК-2);
  • готовностью использовать современные методы и технологии научной коммуникации на государственном и иностранных языках (УК-4)»[1].

Также выпускник, освоивший программу аспирантуры, «должен обладать следующими общепрофессиональными компетенциями:

  • способностью и готовностью к анализу, обобщению и публичному представлению результатов выполненных научных исследований (ОПК-3);
  • готовностью к преподавательской деятельности по образовательным программам высшего образования (ОПК-6)» [1].

Аспирант к концу обучения должен уметь вести дискуссию и полемику, письменно аргументировать собственную точку зрения. Важным показателем сформированности универсальных и общепрофессиональных компетенций у аспирантов является их способность создавать научно-исследовательскую продукцию в виде научных статей, докладов на научных конференциях, конкурсных работ, научно-квалификационной работы (диссертации). Государственная итоговая аттестация включает в себя «представление научного доклада об основных результатах подготовленной научно-квалификационной работы(диссертации).

Готовность к преподавательской деятельности предполагает формирование способности речевого общения в форме лекций, бесед, диалогов и т.д., умение создавать письменные документы, хотя бы потому, что одной из функций и педагога, и ученого является организация неформального общения, цель которого – презентация результатов своей научной или научно-педагогической деятельности путем выступления на конференциях и конгрессах, написания лекций, учебных пособий, деловых писем коллегам и др.

Целью нашего исследования является рассмотрение проблемы формирования культуры научной речи аспирантов-медиков. Многолетний опыт педагогической работы в Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (далее – РМАНПО) и, в том числе, преподавания на циклах «Педагогика и психология высшей школы» для аспирантов позволяет отметить, что аспиранты, в большинстве своем, не умеют писать научные тексты, не умеют устно изложить свои мысли, плохо владеют научной терминологией, не обладают речевой культурой. Последнее связано еще и с тем, что в обществе просматривается тенденция общения через гаджеты, при этом тексты, как правило, небрежны, изобилуют сленгом, сокращениями и в целом безграмотные. В устной и письменной речи отсутствуют точность и полнота выражения, логичность, композиционная ясность. Увеличивается количество слов-паразитов, что означает низкую речевую культуру или затруднения в выборе слов, неспособность сформулировать свою мысль. В такой ситуации сложно говорить о научном стиле, для которого характерны монологичность, академический дискурс и безусловная грамотность.

Под культурой речи подразумевается «такой выбор и такая организация языковых средств, которые в определенной ситуации общения при соблюдении современных языковых норм и этики общения позволяют обеспечить наибольший эффект в достижении поставленных коммуникативных задач» [2]. Это определение как нельзя лучше подчеркивает значение культуры речи для организации общения в процессе научной коммуникации и педагогической деятельности. В данном случае идет речь о 1) способности излагать свои мысли логично, однозначно, сжато и конкретно (устно и письменно) и 2) владении понятийным аппаратом, научной фразеологией, специфической лексикой, критерием которого является ясность и четкость понятий [3].

Субкомпетенции, базирующиеся на владении культурой научной речи, «должны формироваться в процессе изучения всех дисциплин, так как в соответствии с содержанием каждой дисциплины аспиранты овладевают знанием глоссария по каждой теме, умением работать со словарями, умением читать научные тексты, умением и опытом составления конспекта, написания аннотаций и рефератов, эссе, статей и докладов, обзоров, отзывов, умением и опытом редактирования; умением составления библиографии с тем, чтобы в дальнейшем на базе полученных знаний и умений путем накопления опыта были сформированы соответствующие компетенции» [4]. Но особое значение имеет курс «История и философия науки», направленный на развитие умений применения знаний в области истории и философии науки, для формирования мировоззренческой позиции; анализа закономерностей развития науки в целом и медицины в частности в историческом аспекте; применения методов научного познания; оценки и использования универсальных теоретических и эмпирических методов исследования; научно-философского анализа основных понятий медицины: норма, патология, здоровье, болезнь, этиология, патогенез, диагноз; критического анализа и оценки современных научных достижений.

Термин «научная речь» прежде всего соотносится с понятием «наука». Наука – это особый вид познавательной деятельности, нацеленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о мире [5].Основой этой деятельности является сбор фактов, их систематизация, критический анализ и на этой базе синтез новых знаний или обобщений, которые не только описывают наблюдаемые природные или общественные явления, но и позволяют построить причинно-следственные связи, и как следствие – прогнозировать. Результатом научных исследований является научная информация – логически организованная информация, получаемая в процессе научного познания и отображающая явления и законы природы, общества и мышления.

«Требования к языку научной работы резко отличаются от требований к языку художественной литературы… Хороший язык научной работы не замечается читателем. Читатель должен замечать только мысль, но не язык, каким мысль выражена.Главное достояние научного языка– ясность. Другое достоинство научного языка– легкость, краткость, свобода переходов от предложения к предложению, простота… Обращайте внимание на «качество» слов. Сказать напротив лучше, чем наоборот, различие лучше, чем разница. Вообще, будьте осторожны со словами, которые так и лезут под перо, – словами-«новоделами», писал о научной речи академик Д.С.  Лихачев [6].

Дисциплина «История и философия науки», направленная на подготовку к сдаче кандидатских экзаменов, относится к базовой части Блока 1, то есть является обязательной для аспирантов-медиков. Рабочая программа дисциплины (модуля) «История и философия науки», разработанная в РМАНПО, рассчитана на 144 академических часа. Из них на лекции отводится только 32 часа, а остальное время – на проведение семинаров (64 часа) и внеаудиторную самостоятельную работу (48 часов).

Такое распределение часов позволяет активизировать процесс обучения, проводить «круглые столы», дискуссии, учебные конференции и другие формы семинаров, позволяющие не только обсуждать философские вопросы, но и формировать культуру устной научной речи.

В широком понимании культура устной речи включает в себя, во-первых, соблюдение лексических, грамматических и фонетических правил и, во-вторых, способность четко и аргументировано формулировать свои мысли, используя научную лексику, научную терминологию. В рабочей программе дисциплины (модуля) «История и философия науки» присутствуют такие термины, как «эксперимент», «наблюдение», «сравнение», «измерение», «абстрагирование», «моделирование», «индуктивный анализ», «критицизм», «нелинейность», «синергетизм», «системность», «структурность», «эволюционизм», «конструктивизм», «коммуникативность», «консенсуальность», «целостность» и др. По окончании обучения аспиранты должны свободно оперировать понятийным аппаратом, составляющим содержание программы, не допуская лексических и стилистических ошибок, таких как искажение значения термина, неправильное сочетание слов (например, «большая половина»); смешение паронимов, то есть слов, близких по звучанию, но различных по значению (тема и тематика, диалектный и диалектический). Также часто встречаются лексические ошибки из разряда тавтологии, например, экзаменационная сессия, достигать рубеж, странный парадокс, спросить вопрос, свободная вакансия и т.д.). Распространенным недостатком устной речи являются слова-паразиты (значит, вот, так сказать, ну, такие вот дела, э…и др.).

Для устной речи аспирантов характерны крайности: с одной стороны,–употребление просторечных слов, типа «покуда», «нежели», «касаемо», а с другой стороны,–неоправданное употребление иноязычных слов, например, «консенсус» вместо «согласие» и т. д.Лингвисты отмечают, «что иностранным словом нужно пользоваться только тогда, когда оно необходимо для точного обозначения нового понятия, аналога которому не существует в русской лексике» [7].

В процессе проведения семинарских занятий организуется текущий контроль, который проводится в форме собеседования или устного опроса. Также оценивается участие в дискуссиях, предоставляющих возможность приобретения опыта аргументации, отстаивания своего мнения, ответов на вопросы.

На внеаудиторную самостоятельную работу в соответствии с программой отводится 48 часов. Самостоятельная работа способствует закреплению знаний, полученных на лекции; формированию способности свободно оперировать философской терминологией, философскими понятиями и категориями; формированию осознания философии как методологии научного познания и преобразования мира. Самостоятельная работа направлена на совершенствование умений работы с научной литературой, анализ первоисточников, подготовку устных выступлений.

Культура научной речи совершенствуется в процессе чтения философской литературы. Аспиранты осваивают различные виды чтения, а именно:

  • просмотровое чтение, предполагающее первоначальное ознакомление с источником; достаточно прочитать титульный лист, аннотацию, оглавление, отдельные абзацы, список литературы;
  • выборочное чтение, направленное на поиск конкретной информации в разных источниках с целью обзора, анализа, сравнения, сопоставления и ответа на поставленный вопрос;
  • активное чтение, целью которого является получение знаний, которые надо запомнить, понять, усвоить.

Подготовка к семинарам включает в себя составление планов сообщения, доклада; конспектов, написание тезисов выступлений. Эта работа считается обязательной, и преподаватели отмечают ее выполнение.

Более сложной задачей является написание научных текстов. Здесь следует обратить внимание на проблему «академического письма», в течение многих лет обсуждаемую на страницах журнала «Высшее образование в России» [4, 8–11]. Авторы обращают внимание на общепринятое среди научного сообщества мнение, что «научиться писать научный текст можно самостоятельно, за счет практики и таланта» [11]. В итоге мы наблюдаем «разрыв в качестве научных текстов между российскими авторами и авторами тех стран, где академическое письмо вошло в программы университетов»[11]. В процессе работы с текстом необходимо руководствоваться определенными принципами и приемами, «которые в наиболее общем виде определяют «как надо и не надо писать»» [12].

Научные тексты отражают понятийный аппарат конкретной науки,«для научной речи характерны 1) преобладание абстрактной лексики над конкретной; 2) использование специальных слов типа «обыкновенно», «таким образом», «следует отметить», «систематически», «регулярно» и речевых клише (представляет собой…, заключается в…, состоит из … и т.д.); 3) опора на общенаучную (функция, процесс, условие, причина, базироваться, поглощать, универсальный…) и специальную терминологию» [12]. С точки зрения грамматики в текстах придерживаются определенных морфологических норм, учитываются синтаксические особенности научной речи, которые проявляются, например, в преобладании сложноподчиненных предложений.

В процессе освоения дисциплины «История и философия науки» аспиранты пишут рефераты, доклады и др. Эти учебные тексты позволяют сформировать культуру письменной речи, прибрести опыт написания научных текстов, что необходимо для подготовки основного материала – реферата, который следует представить для допуска к кандидатскому экзамену.

Аспирант выбирает тему реферата с помощью научного руководителя и/или преподавателя, участвующего в реализации программы «История и философия науки».

Реферат для сдачи кандидатского экзамена является «продуктивным» рефератом, то есть содержащим творческое или критическое осмысление реферируемых источников. Содержание реферата имеет научно-информационное значение и поэтому должно отвечать требованиям новизны, системности и отражать авторскую позицию как результат сравнения и сопоставления различных точек зрения. Тема должна быть связана с темой научного исследования, которое проводит аспирант.

Тема реферата может носить межпредметный (например, «Медицина и общество»), внутрипредметный (например, «Проблема субъективного и объективного в медицине») и интегративный (например, «Диалектика в современной медицине») характер. Тема должна соответствовать утвержденной программе дисциплины.

Реферат может быть представлен как реферат-обзор и реферат-доклад. Реферат-обзор составляется на основе нескольких источников и сопоставляет различные точки зрения по данному вопросу. В реферате-докладе, наряду с анализом информации, полученной из нескольких источников, предлагается оценка постановки и решения проблемы.

Итоговый контроль по дисциплине «История и философия науки» проводится в форме экзамена кандидатского минимума и должен выявлять теоретическую подготовку аспиранта. Аспирант допускается к итоговой аттестации после изучения дисциплины в объеме, предусмотренном для обязательных лекционных и семинарских занятий. Экзамен проводится устно в присутствии экзаменационной комиссии.

Заключение. Увеличение доли семинарских занятий и самостоятельной работы в процессе освоения дисциплины «История и философия науки» за счет сокращения лекционного курса позволяет подготовить аспирантов к сдаче кандидатского экзамена. Аспиранты получают опыт выступления, устных ответов на вопросы, учатся вести полемику, аргументировать свои мысли и доводы, использовать научные термины и понятия, специфическую лексику, писать научные тексты. Эти умения помогают им успешно сдавать кандидатские экзамены. Мы не проводили специального исследования, но наши наблюдения во время приема кандидатских экзаменов позволяют утверждать, что у аспирантов, обучающихся в РМАНПО, качество устной научной речи значительно выше по сравнению с аспирантами и соискателями, обучающимися в других организациях.

Мы поддерживаем мнение, высказанное в ряде статей [4,8,9], о том, что развитие письменных компетенций, формирование культуры научной речи путем организации кратких специализированных курсов академического письма не может быть эффективным, так как, во-первых, формирование научной речи может быть только предметным, то есть в процессе освоения программных дисциплин. Во-вторых, культура научной речи, в том числе письменной, по аналогии с изучением иностранного языка, не может развиваться в короткие сроки. Это «развитие требует многолетней систематической подготовки» [8].

 

Литература

  1. Приказ Минобрнауки России от 03.09.2014 №1200 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». (Зарегистрировано в Минюсте России 15.10.2014 №34331)[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://base.garant.ru/57401756/(дата обращения: 08.04.2020).
  2. Кравченко А.И. Социология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – Екатеринбург, 2012.
  3. Морозов В.Э. Культура письменной научной речи. – М.: «Икар», 2008.
  4. Шестак В.П., Шестак Н.В. Формирование научно-исследовательской компетентности и «академическое письмо» //Высшее образование в России. – 2011.–№12. – С. 115–119.
  5. Новая философская энциклопедия.– М.: Мысль, 2001.
  6. Лихачев Д.С. Книга беспокойств. – М., 1991.
  7. Заимствованные слова в современной речи [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://russkiiyazyk.ru/leksika/zaimstvovannye-slova-v-sovremennoy-rechi.html (дата обращения:08.04.2020).
  8. Роботова А.С. Надо ли учить академической работе и академическому письму? // Высшее образование в России.–2011.– №10. – С. 47–54.
  9. Сенашенко В.С. Некоторые соображения об «академическом письме» и исследовательских компетенциях // Высшее образование в России.–2011.– №8–9. – С. 136–139.
  10. Мартишинина Н.И. История и философия науки: практическая значимость курса // Высшее образование в России.–2011.– №4. – С. 121–127.
  11. Короткина И.Б. Академическое письмо: необходимость междисциплинарных исследований // Высшее образование в России. – 2018. – Т. 27.– №10. – С. 64–74.
  12. Шестак Н.В., Чмыхова Е.В. Научно-исследовательская деятельность в вузе (Основные понятия, этапы, требования). – М.: Изд-во СГУ, 2007.

 

Сведения об авторе

Мазуркевич Тамара Львовна – кандидат философских наук, доцент кафедры медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

FORMATION OF THE CULTURE OF SCIENTIFIC SPEECH OF POSTGRADUATE MEDICAL STUDENTS IN THE COURSE OF STUDYING THE DISCIPLINE «HISTORY AND PHILOSOPHY OF SCIENCE»

 

T.L. Mazurkevich – PhD in Philosophy, Associate Professor of the Department of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages of the RMACPE (Moscow).

 

Abstract:

One of the most difficult issues of postgraduate training is the problem of forming universal and general professional competencies that determine the level of quality of training. The experience of teaching the basic discipline «History and philosophy of science» proves the validity of the following thesis that the culture of scientific speech should be formed in the process of studying all the disciplines of the educational program by introducing methods of activating the educational process and increasing the share of independent work of students. At the same time, the fundamental course that sets the vector for the development of scientific speech of a student is a philosophical discipline.

Keywords:

culture of scientific speech, postgraduate medical students, history and philosophy of science, universal competences, general professional competence

Профессия 22.04.2020