ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

Выпуск #4/22

УДК 378: 616-053.2
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

«ДРУЗЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛИ»: НЕТВОРКИНГ В ДЕЙСТВИИ

Аннотация:

В статье рассматривается эксклюзивная форма нетворкинга, организованная кафедрой педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Анализируются возможности и достоинства подобного рода профессиональной сети, анализируются дополнительные варианты нетворкинга, которые целесообразно организовывать в процессе реализации программ ДПО. Предлагается новая типология нетворкинга.

Ключевые слова:

нетворкинг, коллективный нетворкинг, деловые связи, контакты, коммуникации, soft skills, чат, РМАНПО

«Друзья Преподаватели» – именно так называется чат в WhatsApp, который организовала и ведет на протяжении нескольких лет заведующая кафедрой педиатрии РМАНПО, доктор медицинских наук, профессор Ирина Николаевна Захарова.

На данный момент в группе насчитываются 241 человек. Это преподаватели педиатрических факультетов российских медицинских вузов, научно-педагогические работники научных медицинских центров, и врачи-педиатры. Кто-то из них участвуют в чате с самого начала его существования, а кто-то присоединился недавно. На днях к группе присоединились профессора из Российского национального исследовательского медицинского университета им. Н.И. Пирогова и Сеченовского университета. Но география чата не ограничивается Москвой, в нем общаются педиатры из Благовещенска, Волгограда, Уфы, Саратова, Казани, Иркутска, Кузбасса, Нижнего Новгорода, Новосибирска, Оренбурга, Ростова-на-Дону, Смоленска, Челябинска, Якутска, Мордовии, Карелии, Кабардино-Балкарии, Астаны, Ташкента, Белоруссии, Казахстана и др.

Состав чата разнообразен по возрасту участников. Это и молодые врачи, и профессора, и академики. И, конечно же, в группе представлены все специальности, которые отражают педиатрическую науку: детские онкологи, эндокринологи, кардиологи, нейрохирурги, неврологи, неонатологи, аллергологи, инфекционисты и др.

Всех этих людей объединяет любовь к педиатрии и людям. В чате пишут: «Наше сообщество – волшебная поддержка, мгновенная помощь, собратство врачей». Доктора постоянно оказывают друг другу содействие в постановке диагноза и лечении. Например, в чате был рассмотрен следующий клинический случай: «Дорогие коллеги, доброе утро! Очень нужна ваша помощь. Ребёнок 7 лет с лихорадкой в течение 3 недель, умеренным лейкоцитозом и повышением СОЭ до 30-40. Все стандартные обследования не выявили патологии. При УЗИ обнаружены патологические образования в печени и селезёнке, лимфоаденопатия. КТ – признаки лимфопролиферативного процесса или паразитоза. Гистологически: хр. гепатит с умеренной степенью активности, с учётом поражения сосудов – нельзя исключить COVID, гепатит. В августе-сентябре родители болели ковидом, ребёнок не болел, но антитела в настоящее время имеет. Кто-то встречал в своей практике такую ситуацию? С кем можно посоветоваться?»

В ответ на это письмо профессор Захарова немедленно прислала три ссылки на мобильные номера профессоров – разных специалистов, с которыми целесообразно проконсультироваться. Здесь сработала теория шести рукопожатий Стэнли Милгрэма, который предположил, что каждый землянин может лично пообщаться с любым человеком по цепочке из пяти человек. Другими словами, если Вы у друга попросили о помощи, а он ее не может оказать, то следует задать еще один вопрос «А кто может это сделать?». И, возможно, вспомнит нужного из своего круга общения.

Доктора – участники чата так же сразу откликнулись: «Пришлите выписку с визуализацией на мою почту». И далее: «Важные первые направления диагностики: исключить онкологические и группу аутовоспалительных болезней. Здесь и дифференцировать. Нужна подробная выписка с описанием предыдущих острых периодов и картины наследственных данных в 4-х поколениях». Следующее письмо: «Я тоже хотела бы получить выписку и результаты КТ. Дифференцировать нужно еще и с бартонеллезом, БКЦ, бациллярным гепатозом» и т.д.

В чате регулярно, а точнее, почти каждый день публикуются анонсы учебных мероприятий, в работе которых принимают участие зав. кафедрой педиатрии профессор И. Н. Захарова, академики и профессора РМАНПО и других медицинских организаций:  профессорский обход «Школа клинического мышления педиатра» и «Школа молодого детского врача» (рис. 1, 2).

Рис. 1              Рис. 2

 

Врачи активно участвуют в этих мероприятиях и часто пишут в чате. Например:  «Спасибо за вебинар по лимфаденитам шеи. Сегодня диагностировали лимфому Ходжкина».

Для примера рассмотрим календарь Школы клинического мышления педиатра в апреле 2022 года:

01.04. – Такие разные отиты. Экссудативный средний отит и хронический аденоидит. Клинические примеры.

05.04. – Атипичный ГУС: Важность коллегиального подхода в диагностике и лечении сложного пациента.

06.04. – Международные стандарты роста новорожденных.

11.04. – Ребенок с ФКУ: особенности и перспективы.

12.04. – Постковидный синдром у детей: взгляд психиатра.

13.04. – Школа по педиатрии профессора Захаровой «Аллергология раннего возраста».

23.04. – «Диалоги с профессором» Профилактика и лечение ОРВИ у детей в течение пандемии COVID-19.

24.04. – Школа детского питания Задержка роста как недооцененный симптом АБКМ.

25.04.22 – Школа клинического мышления педиатра Тяжелый атопический дерматит: от патогенеза к персонализированному ведению.

Участники чата не только получают учебную информацию на вебинарах, но и с пользой общаются друг с другом, так как на виртуальных встречах собираются врачи одной специальности: педиатры, детские хирурги, психиатры и т.д.

Очень ценная информация появляется на страницах чата по поводу различных медикаментов, смесей и т.п. Например, 31 марта 2022 года врачи были оповещены о том, что в России возобновлены поставки аминокислотных смесей для детей с множественными формами аллергии. По поводу смесей появились вопросы и пояснения:

Эти смеси продаются и в других странах или только в России?

Через интернет. Официально зарегистрированы в России.

Это на самом деле Швейцария выпускает для немцев – Комидаген плюс. Альтернатива Неокейту джуниор, если его нет или если ребенок не переносит тот. Для детей от одного года до 10 лет. Спасибо! Это актуально.

 

Рис. 3

В чате публикуются Приказы Минздрава, «свежие» методические рекомендации Минздрава и ВОЗа по ковиду, клинические рекомендации, инструкции Минздрава по применению лекарственных препаратов, рекомендации по грудному вскармливанию и др.

Группа оказывает содействие в распространении информации о Государственных программах, например, о стратегической программе «Подростки России». Вся группа приняла участие в данной программе на этапе анкетирования специалистов в рамках исследования в целях выявления и анализа трудностей, потребностей и эффективных практик в работе с подростками 12–17 лет.

Доктора участвуют и в других опросах, например, в «Опросе по лечению крапивницы и ангиоотеки у детей», делятся информацией о проведении профессиональных вебинаров, конференций, лекций, появлении новых медицинских каналов.

Чат «Друзья Преподаватели» является отличным примером организации нетворкинга (networking) онлайн. Этот термин появился не так давно и дословно означает «создание связей, налаживание сетей» (от англ. net – сеть, work – работа). Нетворкинг – это современный метод создания сети контактов, позволяющий решать самые разнообразные задачи в бизнесе, в любой профессиональной сфере, в жизни. Это то, что раньше в высшем обществе называли полезными связями. Вспомните, как в романе Джейн Остин «Гордость и предубеждение» леди Кэтрин де Бёр говорит о главной героине: «И что же встает между ними? Притязания выскочки без роду, без племени! Молодой женщины, не располагающей ни деньгами, ни связями.  Разве можно это допустить? Нельзя, этого не должно быть и не будет!». Связи и деньги располагаются на одной ступени успешности и достоинства. И в продолжение – цитата из романа современного автора Пауло Коэльо: «Нашим миром правят связи».

В литературе встречается многообразие дефиниций термина нетворкинг (от англ. Networking – букв. «плетение сети»: net – сеть + work – работать, полезные связи). В какой-то степени они дополняют друг друга в попытке дать однозначное толкование. Если исходить из принципа краткости, то целесообразно принять следующее определение: «Нетворкинг — одна из форм профессионального взаимодействия, способствующая достижению успеха. [1]. И тут же дополним, что «Нетворкинг – это процесс сбора, хранения и распространения информации, полезной для вас и людей в вашей сети» [2]. И в продолжение: ««Нетворкинг является образованием сообщества, которое опирается на принцип «щедро давать» и объединяет профессионалов своей области» [3].

В России  нетворкинг как часть профессиональной деятельности пока не получил большого распространения. Возможно, это происходит из-за традиционно отрицательно отношения к связям, возникшее еще в прошлом веке. В Европе нетворкинг успешно развивается. Например, в Польше действуют несколько организаций, осуществляющих нетворкинг. Одной из самых крупных является Business Network International [3]. Эти организации функционируют по принципам клубов. Чтобы стать их членом необходимо пройти собеседование, представить рекомендации двух нетворкеров и оплатить вступительный взнос. Но и на таких условиях люди стремятся вступить в группы, так как это предоставляет им расширение возможности проведения рекламных компаний, поиска ценных сотрудников по рекомендации и клиентов, приобретения опыта и общения с полезными людьми.

На примере чата «Друзья Преподаватели» можно выделить основные «приобретения» его участников: обмен полезной информацией, расширение собственных знаний, умений и навыков; участие в профессионально значимых мероприятиях, новые знакомства с интересными и полезными людьми, возможность использования своих связей практически для любых целей, расширение кругозора в процессе обмена опыта, возможность оперативно решать возникшие профессиональные проблемы, формирование и улучшение репутации, повышение уверенности и мотивации, ощущение своей значимости и полезности на профессиональном поприще, повышение личной самооценки [4].

Нетворкинг предоставляет широкие возможности в профессиональном образовании. Например, нетворкинг, организованный на циклах повышения квалификации врачей. Врачи, приехавшие из разных регионов, заинтересованы в дальнейшем общении друг с другом, возможность личного знакомства на очных занятиях должна иметь продолжение.

И, конечно, большим бонусом является организация нетворкинга в процессе реализации дистанционных программ, чтобы в период обучения врачи могли познакомиться, пообщаться, обращаться друг к другу за помощью в усвоении учебного материала, наладить связи, которые будут всем полезны. Кроме применения конкретных методов и приёмов, стоит создать для обучающихся благоприятные условия для взаимодействия и убрать барьеры, которые могут препятствовать общению. Для эффективного взаимодействия советуем:

  • Разработать рекомендации о том, как участвовать в нетворкинге. Это может быть инструкция, видеоролик, презентация, посвящённая этой теме. Многие вообще не слышали такого слова – нетворкинг, а кто слышал, не знают, как работать в таком контексте.
  • Разослать всем слушателям списки группы с информацией о специальности каждого врача, его должности, места работы и адреса электронной почты (на публикацию электронной почты необходимо получить согласие).
  • Установить правила коммуникации, что позволит обеспечить комфортное общение.
  • Организовывать групповые занятия по методике «малых групп и групповой динамике».
  • Организовывать активность в чате: отвечать на вопросы, предлагать ситуационные примеры и случаи, проводить анкетирование и опросы, публиковать полезные материалы, размещать информацию о семинарах, вебинарах, конференциях и др.
  • Создать традиции группы, например, поздравления с днем рождения, ежемесячные встречи в онлайне, представление новых членов группы, информация о публикации своих статей и т.д.

Нетворкинг можно рассматривать и как soft skill, как формируемое и развиваемое умение, компетенцию. И если мы говорим, что преподаватель, бизнесмен, специалист должен владеть пакетом коммуникативных умений и навыков, то в их перечне, конечно, должен быть нетворкинг. Достижение успеха в профессии, учебе, бизнесе во многом зависит от круга единомышленников, друзей, коллег. Поскольку нетворкинг – это, прежде всего, живое общение, личное взаимодействие людей, то на первом месте в пакете необходимых компетенций стоят способности выстраивать общение, заводить полезные деловые связи, участвовать в общественных мероприятиях, умение устанавливать контакты с разными собеседниками и избегать конфликтов, то есть владеть искусством коммуникаций.

В режиме нетворкинга онлайн эти способности задействованы в меньшей степени, но появляются возможности совершенствовать свое академическое письмо, развивать клиническое мышление, совершенствовать свои умения существовать в интернете. Помимо организации нетворкинга в WhatsApp, можно использовать социальные сети, позволяющие организовать сообщества. В онлайн-нетворкинге используют приложения Telegram и ВК («В Контакте»), платформы Slack и Discord, видеоплатформы Zoom и ClickMeeting, интерактивную онлайн доску Miro и др.

Связи решают если не все, то, по крайней мере, многое. Психологи утверждают, что среди тех, кто успешно используют нетворкинг, только 10% делают это интуитивно, благодаря своему характеру и врожденной способности к общению. «Остальные 90% присвоило его, соблюдая определенные правила, практикуясь и анализируя свое поведение» [4]. Для того, чтобы научиться создавать свою сеть или результативно участвовать в сети возможны различные варианты обучения: чтение книг, прослушивание аудиозаписей, участие в тренингах, практика, общение с опытными людьми, прохождение специальных курсов.

Участие в группе нетворкинга требует от каждого определенного поведения. Например, следует помнить, что «Люди никогда не забывают свой день рождения» [5]. В чате «Друзья Преподаватели» регулярно появляются поздравления с этим событием. Конечно же, они не возникают спонтанно, о каждой дате напоминает основатель чата.

В литературе принято говорить о позитивном, негативном и «среднем» нетворкинге. Для позитивного типа характерна направленность крупного специалиста, опытного профессионала на оказание помощи тем, кто в ней нуждается, тем, кто стремиться к созиданию, но не имеет достаточных знаний и опыта. При этом организаторы нетворкинга «стремятся к максимальной самоотдаче, при этом не требуют ничего взамен. …Для них важно выражать собственную поддержку и оказывать возможную помощь» [6]. Негативный тип выражается в направленности в извлечении выгоды только для себя. Человек не хочет тратить время на чужие проблемы, но регулярно пользуется советами или новой информации от других. Ему интересны только полезные люди. К типу «средний» относится нетворкинг, сочетающий стремление помогать другим и делиться с ними своими находками с желанием получить собственную выгоду.

Мы предлагаем типологию по иному основанию – индивидуальный и коллективный. Индивидуальный нетворкинг предполагает, что человек создает собственную сеть, которую расширяет и сам, и за счет действий участников. При этом он создает сеть только под себя.

Коллективный нетворкинг организуется одним человеком (или несколькими), которые выкладывают определенную профессиональную информацию, принимают новых членов нетворкинга, но при этом всем предоставляют свободу общения. В группе можно задавать вопросы, делиться своими проблемами или победами, сообщать об изданных книгах, приглашать на семинары и конференции, поздравлять друг друга с наградами и днями рождения. С энтузиазмом поддерживаются представления успешных проектов, обсуждаются сложности, возникающими в работе и другие профессиональные темы.

Выводы:

  • чат «Друзья Преподаватели» является ярким примером нетворкинга как профессионального сообщества, действующего по принципу «щедрости» в целях достижения успехов каждого участника чата в своей врачебной работе;
  • профессиональный нетворкинг основан на непрерывном внимании к отношениям между участниками чата и содействии в образовании новых сетей и привлечении новых участников со стороны организаторов чата;
  • фундаментом профессионального нетворкинга является доверие между участниками, основанное на взаимном предоставлении поддержки, на взаимной пользе, выраженной в форме предоставления доступа к информации, обмена мнением и опытом, эмоциональной поддержки;
  • дальнейшее развитие нетворкинга в непрерывном медицинском образовании мы видим также в организации групповых сообществ слушателей дополнительного профессионального образования.

 

Список литературы

  1. Нечаева, Н. В., Каирова, Э. М., Ивлева, М. А. Профориентационный онлайн-нетворкинг: новая форма взаимодействия вузов и переводческих компаний // Вестник Ассоциации преподавателей перевода. – 2021. – Т.1. – №1. – URL:https://vestnik.translation-teachers.ru/2021/03/765/ (дата обращения 05.12.2022)
  2. Fisher, Donna; Vilas, Sandy. Power Networking: 55 secrets for personal & professional success. – Mountain Harbour Publications, 1995. – 192 p.
  3. Крутиков, В. К., Зайцев, Ю. В., Ефимова, И. Е., Цоп-Петрова, И. Нетворкинг – креативный навык, соединяющий идеи с ресурсами // Креативная экономика. — 2015. — Т. 9. — № 3. — С. 253–264. – URL: https://creativeconomy.ru/lib/9014 (дата обращения 05.12.2022)
  4. Бабушкин, А. Эффективный нетворкинг. Как прокачать полезные связи для успеха в бизнесе и жизни. – М.: Ridero, 2020 – 142 с.
  5. Ферраци, К. Никогда не ешьте в одиночку. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2022. – 432 с.
  6. Понятие нетворкинга и его главные преимущества. [Электронный документ] – URL: https://fbm.ru/kak-sozdat-svojj-biznes/marketing/netvorking.html (дата обращения 05.12.2022)

 

Сведения об авторах

 Захарова Ирина Николаевна – доктор медицинских наук, заслуженный врач РФ, профессор, зав. кафедрой педиатрии имени академика Г.Н. Сперанского ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Шестак Надежда Владимировна – доктор педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой медицинской педагогики, философии иностранных языков ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в ноябре 2022 г.

 

«FRIENDS TEACHERS»: NETWORKING IN ACTION

I. N. Zakharova – Doctor of Sciences in Medicine, Honored Doctor of the Russian Federation, Professor, Head of the Department of Pediatrics named after Academician G. N. Speransky of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

N. V. Shestak – Doctor of Sciences in Pedagogy, Associate Professor, Head of the Department of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received November 10, 2022

Abstract:

The article discusses an exclusive form of networking organized by the Department of Pediatrics of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education. The possibilities and advantages of this kind of professional network are analyzed, additional networking options are analyzed, which it is advisable to organize in the process of implementing additional professional education programs. A new typology of networking is proposed.

Keywords:

networking, collective networking, business connections, contacts, com-munications, soft skills, chat, RMAСPE

Практика 26.12.2022