Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Актуальность. Пандемия коронавируса изменила жизнь всех людей. Кафедра акушерства и гинекологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ не стала исключением, и с 24 марта 2020 года по Приказу ректора ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ №150 «О реализации программ дополнительного профессионального образования в связи с проведением мероприятий по профилактике новой коронавирусной инфекции (2019-nCuV)» перешла в режим дистанционного обучения [1,2]. В настоящее время кафедра акушерства и гинекологии проводит циклы повышения квалификации полностью в дистанционном формате. Значительная часть лекционного курса представлена на сайте дистанционного обучения КГМА. Семинарские занятия проводятся с использованием различных общедоступных дистанционных платформ. Непрерывно ведется методическая работа. Разрабатываются новые электронные образовательные модули, фонды оценочных средств. Лечебно-консультативная работа кафедры так же переведена в дистанционный режим. Сотрудники кафедры проводят он-лайн консультации пациентов на клинических базах и в курируемых лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан [2].
Врач учится всю жизнь – такова специфика нашей профессии. Врач обязан не реже, чем один раз в пять лет, повышать свою квалификацию, а в настоящее время активно развивается новый формат – непрерывное медицинское образование. Стремление специалиста к совершенствованию знаний ставит перед образовательными учреждениями задачу оптимизации учебного процесса с учетом как отечественных традиций, так и принципов, разработанных и апробированных международным сообществом. Поэтому именно в здравоохранении, которое имеет дело с бесценным ресурсом –здоровьем человека, использование дистанционного обучения является наиболее актуальным. Именно в здравоохранении необходимо наиболее качественное, на современном уровне мировых знаний обучение и постоянное повышение квалификации медицинских работников всех уровней и направлений деятельности.
Естественно, обучение врача практическим навыкам требует традиционного очного контакта с преподавателями, но вся теоретическая подготовка и упражнения в принятии решений могут проходить в дистанционной форме. Дистанционное обучение (ДО) не подменяется синонимом «заочного». Оно отличается от заочного обучения более удобной системой доставки информации и использованием новых технологий в процессе обучения, что позволяет расширить географию участников курса и также расширить тематический диапазон преподаваемых курсов, не снижая их качество [3].
ДО становится все более востребованным в системе последипломного образования. По отдельным позициям оно является лидером в этой системе, так как слушатель, уже имея профессиональные навыки в области изучаемой проблемы, имеет возможность продолжать образование и без отрыва от работы. Данный подход в системе повышения квалификации медицинских работников должен быть дифференцированным в зависимости от профиля работы. Внедрение ДО требует не только разработки новых средств обучения, но и пересмотра педагогической нагрузки преподавателей [4].
Дистанционное обучение позволяет слушателям оптимально совмещать получение знаний и выполнение своих должностных обязанностей, выбирая форму, методы и время занятий. Для успешной реализации программ дистанционного повышения квалификации необходимы следующие условия: наличие мотивации у врача к обучению, активная самостоятельная познавательная деятельность слушателя, индивидуализированный и дифференцированный подход к обучению, модульная система обучения, использование современных информационных ресурсов, высокий профессионализм преподавателей и взаимодействие всех участников образовательного процесса. Наряду с этим, дистанционное обучение имеет свои преимущества и недостатки.
К преимуществам относится технологичность образовательного процесса, максимальная доступность, независимо от географического, временного или социального положения, относительная дешевизна, возможность обучаться в любое время и в любом месте, без отрыва от работы, свободное планирование индивидуального графика в процессе обучения, доступность учебных материалов, мобильная связь с преподавателями, индивидуальный подход преподавателей к каждому из слушателей.
Результаты дистанционного обучения при наличии установки на получение знаний не уступают или даже превосходят результаты традиционных форм обучения, так как большую часть учебного материала слушатель изучает самостоятельно, что улучшает запоминание и понимание пройденных тем. Возможность сразу применить знания на практике, на работе помогает закрепить их. Кроме того, использование в процессе обучения новейших технологий делает его интереснее и живее.
Однако дистанционное обучение имеет и очевидные минусы. Важна сильная мотивация к обучению и регулярная жёсткая самодисциплина, так как результат обучения напрямую зависит от самостоятельности, способностей и сознательности слушателя. При дистанционном обучении отсутствует целый ряд индивидуально-психологических условий, необходимых для обеспечения этих позиций. А у работающего слушателя ежедневный процесс обучения может тормозиться из-за занятости на основном месте работы, дефицита времени для изучения материала. Обучающие электронные программы и курсы не всегда хорошо разработаны и подчас не удовлетворяют всем международным требованиям из-за недостаточной квалификации специалистов, создающих подобные учебные пособия, так как на сегодняшний день дистанционное обучение – это ещё новое и недостаточно изученное направление. Кроме того, повышение квалификации по специальностям, предполагающим практическое освоение умений и навыков, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят слушателям «живой» практики, особенно актуальной у врачей хирургического профиля. Сомнительным является адекватность контроля за тем, насколько честно и самостоятельно слушатель готовил работы, сдавал экзамены или зачеты. Стоит отметить необходимость компьютерной грамотности и постоянный доступ к источникам получения образовательных материалов. Для этого нужна хорошая техническая оснащенность в домашних условиях, но не все желающие получить образование имеют собственный компьютер и доступ к интернету.
Дистанционное обучение является процессом значительно более трудоёмким и многоаспектным, чем очное обучение. Преподаватель постоянно находится на связи, все его действия при виртуальном контакте требуют значительных временных затрат. Поэтому должны быть разработаны подходы по распределения часовой нагрузки на ППС с учетом реальных затрат времени на подготовку учебно-методических средств и виртуальный контакт со слушателем.
Успешность в профессии врача во многом зависит от личностных качеств и профессионализма человека, выбравшего медицинскую специальность. Чтобы стать «успешным» и «востребованным» врачом, нужно быть по-настоящему творческой личностью, а лучшим способом личностного роста является непрерывное самосовершенствование, самообразование.
Для достижения поставленной цели нужна мотивация к непрерывному образованию, как моральная, так и материальная. Значимыми факторами мотивирования непрерывного повышения профессионального потенциала являются конкурентоспособность на рынке труда, фактор увлеченности и познавательный интерес, стремление избегать неудач, ощущение собственной полноценности, самоуважение, справедливая оценка успехов, свобода выбора форм и программ обучения. Самообразовательная работа врача заключается в постоянном мониторинге новостей, имеющих отношение к профессиональным интересам, целенаправленном поиске информации в специализированных интернет-ресурсах, обмене профессиональной информацией с коллегами в интерактивной среде, систематическом прохождение курсов повышения квалификации. При этом механизмами мотивации врача к непрерывному образованию являются сертификация, лицензирование и система оплаты труда[5,6].
Нами было проведено исследование, целью которого была оценка 1) готовности врачей-ординаторов и врачей со стажем к саморазвитию и самообразованию в условиях дистанционного обучения и 2) отношения врачей к переходу на электронные ресурсы в период пандемии.
Материал и методы исследования. На основании теста «Определение способности к саморазвитию и самообразованию» нами была разработана анкета-вопросник, в которую мы включили дополнительные вопросы: пол, стаж, график работы, материальная заинтересованность, чтение научной и художественной литературы. Второй опросник содержал 5 вопросов об удовлетворенности дистанционным обучением:
Выборочную совокупность исследуемых в данном контексте составили врачи-ординаторы Казанской государственной медицинской академии – 215 человек (средний возраст 24,5(2,2), 274 врача акушера-гинеколога (слушатели кафедры акушерства и гинекологии КГМА-филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ за период дистанционного обучения). Средний возраст этой группы составил 40,8(9,2). Стаж врачей в среднем составил 16,8(2,7). При этом показатель «занятость», определяющий доступное время для самообразования, оказался больше дневного графика работы (69,4%).
Первая анкета содержит показатели, относящиеся к 9 уровням–способностям к саморазвитию и самообразованию: от низшего к высшему.
Результаты распределения исследуемой выборочной совокупности по 9 уровням представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты анкетирования по методике «Определение способности к саморазвитию и самообразованию»
Категория анкетируемых | Уровни способности к самообразованию и саморазвитию | ||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Очень низкий | Низкий | Ниже среднего | Чуть ниже среднего | Средний | Чуть выше среднего | Выше среднего | Высокий | Очень высо-кий | |
Врачи-ординаторы (n=215) | 0 | 4% | 10% | 14% | 16% | 18% | 38% | 0 | 0 |
Врачи со стажем (n=274) | 0 | 0 | 8% | 17% | 31% | 28% | 12% | 3% | 1% |
Сравнительный анализ полученных данных позволил сделать следующий вывод: врачи со стажем работы наибольший процент разделили по уровню 5 «средний» и 6 «чуть выше среднего», врачи-ординаторы наибольший процент показали по уровню 7 «выше среднего». Это подтверждает, что врачи-ординаторы более способны и подготовлены к саморазвитию и самообразованию, за счет того, что к концу обучения в ВУЗе они определились со специальностью и в процессе обучения занимаются более глубоким изучением выбранной специальности. Способности выразились у них в умении работать самостоятельно с книгой, интернетом, справочниками и другой технической литературой.
На основе проведенного нами опроса, который совпадает с рекомендациями различных авторов социологических исследований, установлено, что основными мотивами повышения качества труда практикующих врачей являются заработная плата (86%), карьерный рост (70%) и профессиональная компетентность (67%). В то же время необходимо учитывать и демотивирующие факторы, среди которых опрашиваемые отметили падение престижа профессии врача (61%), индифферентность со стороны руководства к желанию врачей проходить циклы тематического усовершенствования (72%), нежелание руководства создавать условия для творческой работы (86%), плохая организация труда, отсутствие коммуникации между руководством и сотрудниками коллектива (27%), недостаток ответственности и полномочий в профессиональной работе (39%).
Главным стимулом врача к повышению своего профессионального уровня должна быть внутренняя мотивация, направленная на получение новых знаний.
Второй опросник о дистанционном обучении показал следующие данные. 44,3% врачей считают важными возможность обучения в удобном месте и удобное для них время, расширение круга общения, 9,8% отрицательно относятся к применению новых технологий для обучения врачей. Только 6,6% отметили повышение уровня знаний в результате дистанционного обучения. Основные преимущества электронного (дистанционного) обучения представлены в диаграмме 1.
Диаграмма 1. Распределение ответов на вопрос:
Какие задачи, с Вашей точки зрения, решает электронное обучение?
Основными преимуществами электронного образования участники исследования считают гибкость учебного процесса (29%), обучение в комфортной домашней обстановке (21%), возможность совмещать обучение и работу (19,4%). Однако 11,3% опрошенных не увидели преимуществ в таком обучении (диаграмма 2).
Диаграмма 2. Распределение ответов на вопрос:
Какие преимущества электронного обучения на данный момент наиболее важны для Вас?
Необходимо отметить, что большинство врачей отметили хорошее качество образовательного портала КГМА-филиала ФГБОУ ДПО РМАНПОМЗ РФ (диаграмма 3).
Диаграмма 3. Распределение ответов на вопрос:
Достаточно ли удобен для обучения, по Вашему мнению, образовательный портал КГМА-филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ?
Оптимальным способом взаимодействия с ППС выбраны вебинары(40,3%) (диаграмма 4).
Диаграмма 4. Распределение ответов на вопрос:
Какие способы учебного взаимодействия с преподавателем оптимальны для Вас?
На вопрос — улучшится ли качество Вашего образования с использованием системы электронного обучения в целом ответы разделились поровну. 46,8% ответили, что необходимо усовершенствовать методики обучения (диаграмма 5).
Диаграмма 5. Распределение ответов на вопрос:
Улучшится ли качество Вашего образования с использованием системы электронного обучения?
Выводы:
Дистанционное обучение в медицине не просто продиктовано временем требованиями карантина – оно востребовано целевой аудиторией.
Основная задача, которую решает сегодня дистанционное обучение – непрерывность медицинского образования.
Учебные программы для дистанционного обучения необходимо составлять с учетом реальной занятости и востребованности у врачей-слушателей.
Несмотря на осознание врачами необходимости профессионального обучения, получения навыков и обмена опытом существуют как мотивирующие, так и демотивирующие факторы, определяющие в дальнейшем готовность и желание саморазвития и самообразования. Нами выявлено, что молодые врачи более способны и подготовлены к саморазвитию и самообразованию, а также в большей степени умеют самостоятельно работать в интернете на любых платформах.
В результате нашего опроса 46,8% врачей удовлетворены дистанционными методами обучения. Так же врачи считают удобным дистанционное общение, так как оно позволяет совмещать обучение с рабочим процессом и выбирать оптимальное время для занятий. Предложенные методы и платформы для образования так же являются удобными.
Дистанционное обучение в медицине, а особенно в хирургических специальностях, на наш взгляд, никогда не заменит традиционного способа передачи навыков от наставника ученику, но в значительной степени улучшает процесс обучения.В связи с чем крайне необходимо совершенствовать имеющиеся подходы к реализации дистанционного обучения, особенно с учетом возможности подключать неограниченную аудиторию слушателей.
Всё вышеизложенное позволяет заключить, что дистанционное обучение медицинских работников возможно и позволяет эффективно решать актуальные образовательные задачи: развитие непрерывного профессионального обучения, обучение «без границ» в интерактивном режиме, а также пропаганда знаний на расстоянии.
Список литературы:
Сведения об авторах
Хасанов Рустем Шамильевич – доктор медицинских наук, член-корреспондент РАН, профессор, заведующий кафедрой онкологии, радиологии и паллиативной медицины,директорКазанской государственной медицинской академии — филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Казань).
Юсупова Наиля Зуфаровна – доктор медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой общей гигиены, заместитель директора по учебной работе Казанской государственной медицинской академии — филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Казань).
Игнашина Елена Германовна – кандидат медицинских наук, начальник отдела организации медицинской помощи детям и службы родовспоможения Министерства здравоохранения Республики Татарстан (Казань).
Антропова Елена Юрьевна – кандидат медицинских наук,доцент кафедры акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии — филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Казань).
Данилова Ольга Владимировна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии — филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Казань).
Юпатов Евгений Юрьевич – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии — филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Казань).
Хайруллина Алина Ильдаровна – ординатор кафедры акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии — филиала ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (Казань).
R.Sh. Khasanov – Doctor of Sciences in Medecine, corresponding member of RAS, Professor, Head of Department of Oncology, radiology and palliative medicine, Director of the Kazan state medical academy – branch of RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan).
N.Z. Yusupova – Doctor of Sciences in Medicine, Head of the department of general hygiene, Deputy Director for academic Affairs of the Kazan state medical academy – branch of RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan).
Elena G. Ignashina – PhD in Medicine, Head of the Department of organization of me dical care for children and maternity services of the Ministry of health of the Republic of Tatarstan (Kazan).
E.Yu. Antropova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of obstetrics and gynecology of the Kazan state medical – branch of RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan)..
O.V. Danilova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of obstetrics and gynecology of the Kazan state medical academy – branch of RMACPE «Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation (Kazan).
Abstract:
Keywords: