Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
В конце 2019 — начале 2020 гг. человечество столкнулось со всемирной вспышкой пневмонии, вызванной вирусом SARS-CoV-2. Медицинское постдипломное образование, как и другие образовательные отрасли, испытывает небывалые трудности. В первую очередь это связано с тем, что все образовательные учреждения Российской Федерации перешли на дистанционный режим работы, что совершенно не приемлемо, в частности, у врачей-ординаторов хирургического факультета. Специфика медицинского последипломного образования такова, что большинство формируемых клинических компетенций будущего врача неразрывно связано с формами обучения, требующими личного присутствия на клинических базах для отработки коммуникативных навыков и практических манипуляций [1].
Сегодня нельзя не отметить, что появились новые акценты в современных реалиях, которые сместились в сторону оказания экстренной помощи, обучения новым методам диагностики и лечения пациентов в условиях пандемии, требующей знания стремительно меняющихся алгоритмов ведения таких пациентов. Особенно это коснулось оказания акушерско-гинекологической помощи.
Как помочь врачам-ординаторам в сложившейся ситуации стать высококвалифицированными специалистами? Может ли дистанционное образование дать полноту охвата компетенций?
«Дистанционное обучение представляет собой смешанное обучение с использованием различных скоординированных модальностей и методов, способствующих реализации учебной программы и эффективному обучению» [6]. Как показывает практика, онлайн-обучение не может быть самостоятельным процессом для получения профессиональных навыков, так как не все обучающиеся обладают достаточной силой воли, необходимой усидчивостью, собранностью и организованностью. Успешность в профессии врача во многом зависит от личностных качеств и профессионализма человека, выбравшего медицинскую специальность. Чтобы стать «успешным» и «востребованным» врачом, нужно быть по-настоящему творческой личностью, а лучшим способом личностного роста является непрерывное самосовершенствование, самообразование [2].
В большинстве случаев преподавание — это не только донесение информации до слушателя, но и живой диалог, социальное взаимодействие в группе, решение ситуационных задач и разбор ошибок при помощи наставника. Обучение в онлайн-режиме -это не просто чтение лекций: необходимо наладить живой контакт и постоянно контролировать присутствие обучаемого, подогревая интерес различными уловками (тестовыми заданиями, опросами). Разработка таких коучинг-тренингов требует специальной подготовки, ресурсов и времени. А во многих случаях – подготовленных сотрудников для создания профессионального контента.
С одной стороны, профессорско-преподавательский состав не должен отвлекаться на сложности, связанные с техническими вопросами, такими как стабильность интернет-соединения и освоение новых платформ для онлайн-встреч. С другой стороны, преподаватель должен стремиться к совершенствованию своих методов преподавания и иметь желание обучаться новым технологиям сам. Авторы статьи «Ten maxims for out of class learning to outclass the academic challenges of COVID-19» [3] настаивают на том, чтобы все преподаватели, независимо от исходного уровня знаний и владения современными технологиями, проходили централизованное обучение в своем вузе с привлечением IT-специалистов. Более того, опыт иностранных коллег показывает, что именно у грамотно построенных, информативно и красочно оформленных тренингов есть преимущество над простыми лекциями, созданными в программах PowerPoint. Однако сегодня не отработаны ресурсы для создания такого продукта.
В работе с врачами-ординаторами хирургического факультета (хирургами, акушерами-гинекологами, онкологами) остро стоит вопрос о возможности обучения мануальным навыкам в режиме онлайн.
Как показывает практика и опыт, в режиме онлайн данные компетенции можно отработать в виде тестов (активация существующих знаний), видеофильмов (объяснение и демонстрация), а также итоговых проверочных заданий и тестовых задач.
Еще одним инструментом, повышающим вовлеченность в процесс обучения, является совместная подготовка к участию в конференциях, написание статей, тезисов, создание образовательных ресурсов под руководством кураторов-преподавателей.
Учитывая ограничение работы клинических баз в пользу коечного фонда для больных Covid-19, страдает процесс получения коммуникативных навыков.
Исторически коммуникативные навыки формируются интуитивно в ходе ежедневных обходов, работы у постели больного. Такой опыт необходим для сдачи аккредитационного экзамена. Станции объективного структурированного клинического экзамена (ОСКЭ) с участием стандартизированного пациента применяются много лет во всем мире, а в последние годы — и в России, в качестве второго этапа аккредитации медицинских специалистов.
Помощником в вопросе коммуникаций может стать симуляционная технология – виртуальный пациент. Как правило, это компьютерная программа, позволяющая взаимодействовать с пациентом, анимированным персонажем, на экране персонального компьютера или мобильного устройства: собирать жалобы и анамнез, проводить осмотр и обследование, ставить диагноз и назначать лечение. Преимуществом такой программы является встроенная система оценки каждого действия обучающегося [4]. Важно, что обучение должно проходить под руководством преподавателя-наставника, не превращая данный метод в игру.
Средства массовой информации и многочисленные публикации говорят нам о том, что изменения климата и глобальное потепление влекут за собой повышение частоты и тяжести инфекционных заболеваний. Пандемии будут возникать, а навыки контроля в условиях пандемии станут неотъемлемой частью медицины будущего [3]. Это еще одна проблема – утечка кадров в сторону получения специальности врача-инфекциониста, где молодые специалисты получают новые возможности и бонусы за свою работу. К сожалению, в эпоху пандемии хирургические специальности стали менее востребованными.
В настоящее время кафедра акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии (КГМА) проводит обучение врачей как очно, так и в дистанционном формате: семинарские занятия проходят с использованием различных общедоступных дистанционных платформ, непрерывно ведется методическая работа, разрабатываются новые электронные образовательные модули, фонды оценочных средств. Сотрудники кафедры проводят онлайн-консультации пациентов на клинических базах и в курируемых лечебно-профилактических учреждениях Республики Татарстан с привлечением разбора пациентов врачами ординаторами [2].
Современные реалии выводят на первый план возможности, которые предоставляют нам современные технологии, и их нельзя игнорировать. Все текущие трудности заставляют нас как преподавателей учиться чему-то новому. А опыт дистанционного и онлайн-обучения, приобретенный в результате пандемии Covid-19, станет неотъемлемой частью медицинского образования на долгие годы.
Список литературы:
Сведения об авторах
Антропова Елена Юрьевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры акушерства и гинекологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Юпатов Евгений Юрьевич – кандидат медицинских наук, доцент, заведующий кафедрой акушерства и гинекологии КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Казань).
Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.
Статья поступила в редакцию в декабре 2021 г.
E. Yu. Antropova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Obstetrics and Gynecology of the KSMU – branch of the RMACPEof the Ministry of Health of Russia (Kazan).
E. Yu. Yupatov – PhD in Medicine, Associate Professor, Head of the Department of Obstetrics and Gynecology of the KSMU – branch of the RMACPEof the Ministry of Health of Russia (Kazan).
Abstract:
Keywords: