Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
«Как сделать обучение студентов более интересным, содержательным, чтобы приобретение знаний стало потребностью и приносило удовлетворение? Как не дать разочароваться в нашей профессии, так как всё ещё неадекватная оценка труда медицинских работников способствует этому, а полюбить её и сделать делом всей жизни?» — эти вопросы авторы статьи задают себе постоянно на протяжении многих лет работы в медицинском вузе. Решение этих проблем видится нам в объединении усилий педагогов и их учеников, что будет способствовать формированию настоящего врача. Здесь уместно вспомнить слова Леонардо да Винчи, который сказал: «Любить можно лишь то, что знаешь» [5]. А всё ли мы делаем для того, чтобы студенты и получили необходимые знания, и полюбили свою будущую профессию?
В последние годы в связи с введением компьютерных технологий в оценке знаний, а также со сложной эпидемиологической ситуацией, создается дефицит важнейшего в педагогическом процессе индивидуального общения ученика и учителя. Обучающиеся заучивают материал, порой не понимая полного смысла, и не получая, в конечном итоге, глубоких и устойчивых знаний. Сокращение в рамках современных образовательных стандартов продолжительности циклов практических занятий по основным клиническим дисциплинам, постоянно увеличивающееся количество студентов в группах не может не сказаться на подготовке студентов. Существенно уменьшается время на закрепление причинно-следственных связей с фундаментальными науками, которые являются основой получения глубоких знаний для развития клинического мышления. Ограничивается продолжительность обучения студентов работе с больными, которая является неотъемлемым условием изучения клинических дисциплин и не может быть заменена самостоятельной подготовкой. Всё это нарушает базовый принцип обучения – необходимость взаимодействия «учитель–ученик».
Тем не менее, часть студентов прекрасно учатся, отлично усваивают новые знания. Но как найти подход к остальным, менее успешным? Здесь очень помогает взгляд на этот вопрос М. С. Казиника – искусствоведа, культуролога, музыканта, толкователя текстов, просветителя [4]. По его мнению, если поднять культуру, то все остальные сферы поднимутся автоматически на много процентов. А если все силы бросить на культуру и образование, то можно спасти целое поколение, ушедшее в виртуальный мир. Влияние культуры на человека он подтверждает следующим примером: как-то на концерте он познакомился с одним человеком, который так говорил о музыке, литературе, живописи, что автор решил, что перед ним профессор консерватории или Академии художеств. А он оказался… сапожником. Когда М. С. Казиник не смог скрыть своего удивления, собеседник ответил: «Я не тот сапожник, который пьёт и бьёт по гвоздям, а тот, которому Моцарт запрещает шить уродливую обувь». Он действительно шил обувь по индивидуальному заказу и был знаменит как большой художник.
Многие под культурой понимают развлечение. Но в переводе с латинского, как пишет М. С. Казиник, культура – это возделывание [4]. Наверное, под этим надо понимать возделывание, то есть совершенствование и тела, и души. Недаром наш великий писатель А. П. Чехов говорил, что «в человеке должно быть всё прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли» [11].
Однако не все студенты разделяют это мнение. В этой статье мы приводим результаты опроса студентов нашего ВУЗа [10]. На вопрос: «Считаете ли Вы, что врач должен обладать высокими моральными качествами?» студенты ответили по-разному. Те, кто имел высокий уровень знаний, в 90 % случаев ответили утвердительно, а с более низким уровнем знаний утвердительно ответили только 60 % студентов. Эти данные красноречиво свидетельствуют о том, что приверженность ценностям культуры, в данном случае моральным ценностям, «не позволила» студентам из первой группы (как и в примере с Моцартом) хуже учиться, то есть в обоих случаях культура явилась рычагом, который поднял образование и сапожника, и студентов на более высокий уровень.
По мнению М. С. Казиника, известное выражение Ф. М. Достоевского «Красота спасёт мир» [2] является более правильным при наличии дополнения, сделанного Н. К. Рерихом: «Осознание красоты спасёт мир» [3].
С этим нельзя не согласиться. Только тот, кто осознаёт красоту, принимает её в себе, живёт по её законам, в гармонии с миром, может считаться культурным человеком. Подлинная красота постоянно вокруг нас не только в произведениях выдающихся писателей, композиторов, художников и скульпторов, в окружающих нас природе и иных рукотворных творениях, но и в достойных поступках и делах, глубоких знаниях, правильной речи и во многом другом.
Но как достичь понимания красоты? Конечно, для этого надо много читать. В беседах со студентами о необходимости продолжительной и тщательной подготовки к занятиям в качестве примера не раз нами приводилась автобиографическая книга Д. Лондона «Мартин Иден» [7]. У героя этого произведения есть чему поучиться: благодаря неустанному труду он из неграмотного моряка самостоятельно сделал себя известным писателем. Но, как выяснилось, читали эту книгу в во всех группах не более 1–2-х человек. По общему мнению, современные молодые люди, к сожалению, читать стали меньше. Интересно, что В. Высоцкий придавал большое значение чтению, считая, что достойные поступки совершает тот, кто «нужные книги … в детстве читал» [1]. Чтение учит нас мыслить, формирует речь, расширяет кругозор, делает нас людьми. Напротив, для решения тестовых заданий достаточно односложных решений, за которыми нет глубины понимания и ответа на вопрос: почему так, а не иначе?
Поскольку слово «образование» произошло от слова «образ», то главным в обучении является умение создавать образ — в зависимости от профессии это может быть образ болезни, автомобиля, здания [4]. Создание такого образа необходимо для получения целостного представления о предмете, что важнее, чем изучение отдельных его составляющих, порой чётко не связанных друг с другом в понимании студента. Так, на тестовый вопрос: «Являются ли отёки характерной жалобой при тубулоинтерстициальном нефрите?» студенты могут ответить правильно. Но значит ли это, что они ответили осознанно, зная строение почек, особенности процессов, протекающих в них при различных заболеваниях, а также причины, обусловливающие появление тех или иных симптомов? Уверенности в этом нет. Чтобы не оставалось сомнения в понимании вопроса об отеках, он должен подвергнуться примерно такому обсуждению: известно, что нефроны, образующие корковый слой почек, состоят из клубочков и канальцев. В клубочках осуществляется фильтрация, в канальцах – реабсорбция (концентрирование) мочи. В норме через клубочковый фильтр проходят только низкомолекулярные белки, которые полностью реабсорбируются в канальцах. По этой причине в норме белок в моче не обнаруживается. При тубулоинтерстициальном нефрите поражаются в основном канальцы, что приводит к нарушению реабсорбции белков, электролитов, увеличению объёма выделяемой мочи. При этом белки выделяются в небольшом количестве (менее 1 г/л) и только низкомолекулярные, которые смогли пройти через нормальный клубочковый фильтр. Всё это не создаёт условий для снижения онкотического давления в сосудах, задержке жидкости в тканях, а значит и для развития отёков при тубулоинтерстициальном нефрите.
Из этого следует, что понимания студентами изучаемого предмета можно добиться не получением ответов на отдельные вопросы, а развитием умения создавать полную картину, то есть образ функционирования органа или организма в целом в норме и при патологии. Только такой подход позволит оценить всю уникальность строения почек и понять специфику происходящих в них процессов, обеспечит получение студентами твердых и устойчивых знаний, возбудит интерес к их углублению. Высказывание Ф. М. Достоевского «Нельзя любить то, чего не знаешь» [2], перекликаясь со словами Леонарда да Винчи [5], как нельзя лучше подтверждают это.
Очень важно, чтобы во время занятий между преподавателем и студентами складывались добрые отношения и взаимопонимание, которые создают благоприятную атмосферу для учебного процесса. С этой целью в сложных ситуациях, когда в чем-то убедить студента получается не сразу, очень действенно прибегать не к скучным наставлениям, а обратиться к авторитетному мнению – мудрым словам выдающихся людей. Нередко случается, что студент утверждает, что он всё выучил, и ему не требуется дополнительная подготовка. В этом случае уместно привести слова великого философа древности Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю» [9], которые часто помогают студенту придти к более критичной оценке своих знаний. Если студенты шумят, отвлекаются, приводим цитату из письма любимого народного артиста Е. Леонова [6]. Он писал, что не может сосредоточиться на подготовке к спектаклю из-за постоянно доносящегося грохота с улицы, связанного с разгрузкой рабочими привезённых товаров. Долго мучаясь с ролью, он пришёл к выводу, что «тишина – это уважение друг к другу». Как правило, эти слова оказывают магическое действие, и на занятии (или лекции) восстанавливается рабочая обстановка.
Неоценимое значение в становлении врача как культурного и разносторонне развитого человека имеет студенческий научный кружок. В течение многих лет руководства студенческим научным кружком мы не перестаем удивляться этому уникальному явлению. Восхищает умение кружковцев создавать замечательные презентации, большой их интерес к научным изысканиям, глубина клинического мышления, уважительное отношение к больным. Большей частью они хорошо учатся, занимают первые места на научных студенческих конференциях, успешно участвуют в олимпиадах в различных городах, имеют печатные работы в научных медицинских изданиях.
На новогодних и заключительных вечерах в конце учебного года, совмещённых с заседаниями кружка, открываются и другие дарования студентов: проводятся викторины на различные темы, включая медицинские, костюмерные представления, вокальные и танцевальные выступления, игра на музыкальных инструментах. Особенно впечатление на зрителей произвели вечера, посвящённые Великой Отечественной войне и Дню Победы: девочки, одетые в гимнастёрки и пилотки, читали трогательные письма женщин с фронта — их слушали со слезами на глазах. Не меньшее воздействие на присутствовавших произвели дневники академика С. Р. Миротворцева, который был главным хирургом Саратова во время Великой Отечественной войны, когда наш город стал прифронтовым госпиталем, вернувшим в строй десятки тысяч солдат и офицеров. Как писал автор дневников [8], медицинские работники трудились круглосуточно, отдавая все силы приближению победы. К нашему немалому удивлению, студенты очень хорошо знают советские, особенно военные песни, которые пели вместе все участники этих вечеров.
Кружковцы – это целеустремлённые, состоявшиеся и гармонично развитые люди, осознающие красоту своей профессии, понимающие и поэтому любящие искусство, элита любого вуза.
Выводы: Всё изложенное в статье приводит нас к однозначному выводу — культура является необходимой основой образования в медицинском высшем учебном заведении, помогающей студентам приобрести глубокие знания, развить клиническое мышление, стать настоящим врачом.
Список литературы:
Сведения об авторах
Скрябина Елена Николаевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России (Саратов).
Никитина Наталья Михайловна – доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной терапии лечебного факультета ФГБОУ ВО Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России (Саратов).
Конфликт интересов
Авторы заявляют, что данная работа, её тема, предмет и содержание не затрагивают конкурирующих интересов
Источники финансирования
Авторы заявляют об отсутствии финансирования при проведении исследования.
Статья поступила в редакцию в декабре 2021 г.
E. N. Scryabina – PhD in Medicine, Associate Professor at the Department of Hospital therapy, Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky of Ministry of Health of Russia (Saratov).
N. M. Nikitina – Doctor of Science in Medicine, Professor at the Department of Hospital therapy Saratov State Medical University named after V.I. Razumovsky of Ministry of Health of Russia (Saratov).
Received December 18, 2021
Abstract:
Keywords: