ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

Выпуск #4/22

УДК 613.955
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, 3.2.1. Гигиена

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ СУХАРЕВ – ГИГИЕНИСТ ДЕТСТВА, УЧЕНЫЙ, ПЕДАГОГ

Аннотация:

В статье представлена научная, педагогическая и организаторская деятельность Александра Григорьевича Сухарева – доктора медицинских наук, гигиениста детства, профессора, академика РАН, заслуженного деятеля науки Российской Федерации, общественного деятеля. За время работы А.Г.Сухарева деканом международного и санитарно-гигиенического факультетов, а затем в течение 40 лет – заведующим кафедрой гигиены детей и подростков РМАНПО им была предложена система непрерывного профессионального образования врачей по гигиене детей и подростков, расширен контингент слушателей, изменены сроки и внедрены новые активные формы обучения, и др. Статья посвящается светлой памяти академика Александра Григорьевича Сухарева, 90-летие со дня рождения которого отмечается 05 ноября 2022 г.

Ключевые слова:

ученый, гигиенист детства, педагог, гигиена детей и подростков, гигиеническое воспитание, непрерывное профессиональное образование, РМАНПО

Александр Григорьевич Сухарев родился в 1932 г. в г. Евпатория. В 1956 г. окончил Казанский государственный медицинский институт. По окончании обучения в ВУЗе он поступил в аспирантуру Московского НИИ гигиены им. Ф. Ф. Эрисмана, где занимался научным обоснованием рабочей позы школьников, профилактикой нарушений осанки и разработкой стандартов учебной мебели. Проведенные исследования позволили ему защитить кандидатскую диссертацию, посвящённую физиолого-гигиеническому обоснованию рабочей позы и профилактике нарушений осанки у школьников.

В 1964 г. Александр Григорьевич прошёл по конкурсу на должность заведующего отделом физического воспитания детей и подростков Института гигиены детей и подростков Минздрава СССР. Именно здесь раскрылись его научные и организаторские способности. Он создал дружный коллектив единомышленников, который увлеченно занимался изучением биологической потребности растущего организма в суточной двигательной активности, этиологией и патогенезом школьной гипокинезии и спортивной гиперкинезии.

Под его руководством успешно проведена серия научных исследований по гигиеническому обоснованию организации физического воспитания, способствующего охране и укреплению здоровья детей. Актуальность данной проблематики подтверждена временем, а проведенные А. Г. Сухаревым научные исследования создали ему прочный авторитет одного из ведущих специалистов в данной области не только в нашей стране, но и за рубежом. Он организовал проведение совместных со специалистами Германии, Польши, Чехословакии широкомасштабных научных исследований по выявлению общих закономерностей регламентации физических нагрузок, режиму сбалансированного питания и правилам личной гигиены при занятиях спортом. Результаты исследований позволили разработать единые гигиенические требования при подготовке юных спортсменов, а также явились основанием для предложения о создании нового вида образовательного учреждения – школа-интернат спортивного типа, где были предусмотрены все условия для проживания, обучения, тренировок и отдыха.

В 1972 г. Александр Григорьевич защитил докторскую диссертацию на тему «Гигиенические принципы нормирования двигательной активности школьников». В данной работе впервые была обоснована теоретическая концепция зависимости между величиной суточной двигательной активности и состоянием здоровья детского населения.

Результаты исследований по организации физического воспитания детского населения были обобщены и изданы в виде монографии «Здоровье и физическое воспитание детей и подростков» [1].

Кроме того, Александр Григорьевич научно доказал значимость рационального двигательного режима в профилактике неинфекционных заболеваний и профессионально-прикладной физической подготовке подростков. Результаты научных исследований в области физиологических механизмов повышения резистентности организма средствами физического воспитания послужили основой для разработки методики формирования у населения мотивации к здоровью и здоровому образу жизни.

При выполнении НИР по теме «Влияние условий обучения на состояние здоровья и успеваемость учащихся профессионально-технических училищ» А. Г. Сухаревым была выдвинута гипотеза о возможном влиянии двигательного режима на формирование профессиональных навыков учащихся. Результаты работы не только подтвердили данную гипотезу, но и выявили положительное влияние целенаправленного двигательного режима на организм учащихся технических училищ, осваивающих станочные профессии. В дальнейшем была проведена учениками Александра Григорьевича серия научных исследований, объектом которых явились дети и подростки от 6 до 17 лет, по изучению влияния двигательной активности на здоровье и адаптационные возможности организма, освоение учебных, трудовых и профессиональных навыков. Результаты данных исследований изданы в сборнике трудов Проблемной комиссии по гигиене детей и подростков; использованы при подготовке нормативных и директивных документов по организации профессионально — технического образования.

С 1976 г. по 2016 г. А. Г. Сухарев руководил кафедрой гигиены детей и подростков ЦИУ врачей (ныне РМАНПО). В 1976 г. ему было присвоено учёное звание профессора по специальности «Гигиена». В 1993 г. Александр Григорьевич был избран членом-корреспондентом РАМН по специальности «Гигиена детей и подростков», а в 2005 г. – действительным членом Российской академии медицинских наук; с 2014 г. – академик РАН.

Период руководства кафедрой А. Г. Сухаревым совпал с глубоким политическим и социально-экономическим кризисом в стране, что не могло не отразиться на работе РМАНПО в целом и кафедры гигиены детей и подростков, в частности. Реальное понимание сложившейся ситуации, оптимизм и уверенность в особой значимости гигиены детей и подростков, как научной дисциплины и сферы детского здравоохранения, позволили Александру Григорьевичу не только сохранить, но и настроить профессорско-преподавательский коллектив кафедры на продолжение работы в привычном режиме и полном объёме. И это самая большая заслуга Александра Григорьевича. Благодаря его организаторским, аналитическим и прогностическим способностям, а также его правильные и решительные действия позволили не только сохранить кафедру, но и значительно расширить контингент слушателей, ответственных за охрану здоровья подрастающего поколения.

Среди привычного контингента слушателей появились врачи-педиатры и врачи по гигиене детей и подростков детских поликлиник, врачи по гигиеническому воспитанию населения. Возобновились циклы повышения квалификации для преподавателей высших и средних медицинских и педагогических организаций, учреждений дополнительного профессионального образования.

В 1992 году в институте был организован сестринский факультет. Кафедра одна из первых стала проводить циклы для средних медицинских работников (помощников санитарных врачей, фельдшеров, старших медицинских сестер и медицинских сестер, ответственных за организацию питания детей общеобразовательных учреждений).

В процессе подготовки к циклам для средних медицинских работников были составлены учебные программы, учебно-тематические планы, новые лекции, методические разработки  практических занятий и варианты тестовых программ для контроля знаний. Так, например, с целью приобретения опыта использования скрининг – программы при массовых медицинских осмотрах детей в условиях общеобразовательного учреждения, была разработана методика практического учебного занятия, которое позволяло за 12 часов не только познакомиться с содержанием тест – программы, но и приобрести практические навыки выполнения ее в реальных условиях образовательного учреждения. Слушатели отмечали простоту и высокую информативность скрининг — тестов. Занятие неизменно вызывало большой интерес не только у медицинских сестёр, но и у врачей-педиатров. В дальнейшем было подготовлено и издано учебно-методическое пособие «Скрининг — тестовая программа медицинского обследования детей в условиях общеобразовательного учреждения».

Проблема сохранения и укрепления здоровья в процессе обучения и воспитания детей в общеобразовательном учреждении стала очень актуальной, так как в современной школе обострились противоречия между адаптационными возможностями детского организма и постоянно возрастающими требованиями школьного образования. Все это нередко приводило к чрезмерным или затянувшимся стрессовым состояниям, что подрывало здоровье детей и становилось причиной многих школьно обусловленных заболеваний. К ним относятся психические расстройства и расстройства поведения, нарушения в работе органов желудочно-кишечного тракта, близорукость (миопия) и нарушения осанки. Учитывая данную ситуацию, а также задачи Федерального закона «Об образовании населения России», сотрудники кафедры под руководством А. Г. Сухарева  подготовили комплексные циклы тематического усовершенствования директоров (их заместителей), педагогов, психологов, социальных и медицинских работников общеобразовательных и специализированных (для детей с нарушениями умственного и физического развития) школ, школ-интернатов, детских домов. Разрабатывались не только специальные программы обучения, но и методическое оснащение для каждого занятия, так как слушатели, наряду с получением теоретических знаний, отрабатывали под руководством преподавателей кафедры, практические умения и навыки по использованию здоровьесберегающих действий в учебно-воспитательном процессе. Одновременно разрабатывались проекты школьных целевых программ по сохранению и укреплению здоровья учащихся на основе выявления причинно-следственных связей между состоянием образовательной среды и  показателями состояния здоровья учащихся. Для гигиенической оценки образовательной среды школы разработана автоматизированная система обработки данных.

Под руководством А. Г. Сухарева было подготовлено научно-методическое пособие «Образовательная среда и здоровье учащихся», которое используется не только работниками образовательных организаций, но и предложено специалистам Роспотребнадзора в качестве экспресс методики для оценки образовательной среды и состояния здоровья учащихся [5].

Много внимания А.Г. Сухаревым уделялось методике преподавания и оптимизации учебного процесса. В последние годы Александр Григорьевич сам успешно внедрял активные формы обучения, того же требуя от всех преподавателей кафедры. Его занятия отличались чёткостью, последовательностью, включением в учебный процесс здоровьесберегающих действий, таких, как эмоциональные разгрузки, использование примеров из жизни, активное вовлечение обучающихся в работу и всевозможные дидактические приёмы, способы и средства. Занятия А. Г. Сухарева всегда вызывали большой интерес, и не только у обучающихся, но и у преподавателей кафедры, присутствующих на его занятиях.

Решением ректората РМАПО в 2009 г. кафедре гигиены детей и  подростков была поручена организация и проведение сначала циклов тематического, а в дальнейшем – общего усовершенствования для специалистов по гигиеническому воспитанию, совершенно нового для кафедры контингента слушателей. Это потребовало не только разработки специальной программы, учебных и учебно-тематических планов и программы для контроля знаний специалистов, но и соответствующей подготовки самих преподавателей.

Александр Григорьевич и преподаватели кафедры восприняли вновь обретённый раздел деятельности – гигиеническое воспитание, как эстафету, подхваченную от молодого земского врача А. В. Молькова, который много времени уделял развитию и становлению санитарного просвещения народа России.

По инициативе А.Г. Сухарева преподавателями кафедры были организованы и выполнены научные исследования по различным направлениям гигиенического воспитания и формирования у детей мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. Результаты НИР легли в основу подготовленных учебных пособий «Основы гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни  населения» [8], «Гигиеническое воспитание как способ формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни» [7], используемых в качестве методического сопровождения циклов по гигиеническому воспитанию.

На кафедре всегда уделялось большое внимание проведению научных исследований, которые имели несколько направлений. Приоритетным научным направлением было изучение состояния здоровья детей и подростков, в том числе изучение влияния образовательной среды и образа жизни на здоровье школьников. Разработана и теоретически обоснована система социально-гигиенического мониторинга (СГМ) детского населения. В предложенной модели СГМ применен системный анализ показателей здоровья в единстве с факторами среды обитания, методы донозологической диагностики; методология оценки риска здоровью от влияния факторов окружающей среды; анализ причинно-следственных связей в системе «здоровье – среда» с позиции теории адаптации [2,3,4].

Большое внимание А. Г. Сухарев уделял разработке научных основ последипломного обучения врачей. Сотрудниками кафедры под его руководством была научно обоснована система непрерывного повышения квалификации врачей по гигиене детей и подростков и педиатров [11].

Александр Григорьевич всегда бережно относился к славным традициям в деле охраны и укрепления здоровья подрастающего поколения и к тем дидактическим основам последипломного обучения специалистов, которые были заложены с первых дней работы кафедры, первым ее руководителем А. В. Мольковым. По мнению А. В. Молькова, последипломное обучение должно значительно отличаться от додипломного. «Занятия со слушателями – врачами должны быть построены с учётом конкретного содержания их работы и существующих профессионально-должностных обязанностей. Специалист должен овладеть теми знаниями, умениями и практическими навыками, которые потребуются ему для самостоятельной деятельности». Теоретические подходы к организации обучения дипломированных специалистов, предложенные профессором А. В. Мольковым, всегда учитывались преподавателями кафедры и дополнялись с учётом современных требований к учебному процессу.

Александр Григорьевич также всегда подчеркивал, что преподаватель, работающий со слушателями с большим опытом практической работы и определенным объемом знаний, должен обладать широкой профессиональной эрудицией, общей культурой, умением передавать другим свои знания и навыки. Он должен всегда помнить, что в центре учебного процесса находится не преподаватель, а специалист, который добровольно пришёл повысить уровень своей квалификации, необходимой ему в повседневной практике.

Результаты научных исследований использованы в учебном процессе кафедры, при подготовке нормативно-методических документов, материалов к докладам и выступлениям на съездах, конгрессах, конференциях и симпозиумах, опубликованы в виде научно-методических и учебно-методических и учебных пособий, статей в профильных изданиях.

Перу Александра Григорьевича принадлежит около 400 научных работ, среди которых монографии и книги, руководства для санитарных врачей, педиатров, врачей подростковых кабинетов, статьи, посвященные самым разным вопросам гигиены детей и подростков, гигиеническому воспитанию, профилактической педиатрии.

К заслугам А. Г. Сухарева относится создание научной школы. Его учениками защищено 39 кандидатских и 9 докторских диссертаций, в которых успешно развивались научные идеи и приоритетность физического воспитания в укреплении здоровья детей и подростков.

Научную, научно-организационную и педагогическую деятельность Александр Григорьевич успешно сочетал с общественной работой. Более 25 лет он был главным учёным секретарём правления Всесоюзного научного общества гигиенистов; членом экспертного совета ВАК, профильной комиссии Минздрава Российской Федерации по специальности гигиена детей и подростков, ученого совета по гигиене детей и подростков.

Работая в ЦИУ врачей (РМАНПО) в течение длительного времени Александр Григорьевич исполнял обязанности декана сначала международного, а затем санитарно-гигиенического факультета. Много внимания им было уделено организации и работе существовавшего на базе РМАНПО специализированного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций.

Практически, до последних дней своей жизни, он оставался заместителем председателя: научного совета по гигиене и охране здоровья детей и подростков; Координационного совета «Здоровье и образование детей, подростков и молодёжи»; Общероссийской общественной организации «Всероссийское общество развития школьной и университетской медицины и здоровья»; членом Общественного совета при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзора), членом Ученого совета по педиатрии, членом Редакционной коллегии журнала «Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья», членом  Редакционного совета журнала «Вопросы современной педиатрии».

05 ноября 2022 г. исполнилось бы 90 лет со дня рождения Александра Григорьевича Сухарева. К сожалению, уже три года его нет, хотя всем казалось, что он всегда будет с нами. Александр Григорьевич был удивительным человеком, обладающим огромными организаторскими способностями, умением грамотно принимать кадровые решения, добиваться поставленных целей и трудиться во благо любимого дела. Все это позволило ему достичь больших успехов, и, самое главное, уважения коллег, слушателей  и учеников.

Принято считать, что человек жив, пока жива память о нем среди людей, его знавших. Безусловно, это так. Александр Григорьевич был прекрасным педагогом, другом, эрудированным, образованным, интеллигентным человеком, объединяющим в себе широту души с высокими организаторскими способностями и беззаветной преданностью к любимому делу. В нем сочеталась доброта, мягкость с принципиальностью и требовательностью, при любых обстоятельствах он сохранял внутреннее достоинство. Он любил свою работу, с удовольствием передавал свой опыт, любил своих учеников, своих сотрудников и слушателей.

Всю свою жизнь Александр Григорьевич хранил верность многовековым благородным традициям медицинской науки и всегда стремился соответствовать тому уровню профессионализма, который был заложен на кафедре со дня основания и поддерживался руководителями и преподавателями в течение всего периода ее работы. Этого он требовал и от сотрудников кафедры.

Память об Александре Григорьевиче продолжает жить в сердцах всех учеников и коллег.

 

Список литературы

  1. Сухарев, А. Г. Здоровье и физическое воспитание детей и подростков. – М.: Медицина, 1991. – 272с.
  2. Игнатова, Л. Ф., Сухарев, А. Г. Современная технология социально-гигиенического мониторинга населения. Учебно-методическое пособие. – М.: ГОУ ДПО РМАПО, 2008. – 68 с.
  3. Игнатова, Л. Ф., Сухарев, А. Г., Баевский, Р. М. Методика донозологической диагностики состояния здоровья школьников. Материалы IX Всероссийского съезда гигиенистов и санитарных врачей. – М., 2001. – Т.2. – С. 496–499.
  4. Игнатова, Л. Ф., Сухарев, А. Г. Донозологическая диагностика в системе социально-гигиенического мониторинга детского населения. //Материалы к научно-практической конференции, посвященной 80-летию Госсанэпидслужбы России. – М., 2002. – С.112–115.
  5. Сухарев, А. Г., Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В. Образовательная среда и здоровье школьников. Научно-методическое пособие. – М.: МИОО: 2009. – 256 с.
  6. Стан, В. В., Игнатова, Л. Ф., Волчкова, А. С. Здоровье, здоровый образ жизни, гигиеническое воспитание: термины и базовые понятия. Учебно-справочное пособие. – М: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2022. – 95 с.
  7. Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Сухарев, А. Г., Хамидулина, Х. Х. Гигиеническое воспитание как способ формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни. Учебное пособие. – М: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2018. – 85 с.
  8. Сухарев, А. Г., Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения. Учебное пособие для врачей. – М.: ФГБОУ ДПО РМАПО, 2011. – 228 с.
  9. Сухарев, А. Г., Стан, В. В., Игнатова, Л. Ф. Роль образовательной организации в формировании у учащихся мотивации к здоровью и здоровому образу жизни. // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2016. – №2 – С. 32–36.
  10. Сухарев, А. Г. Закономерности роста и развития детского организма. – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2013. – 30 с.
  11. Сухарев, А. Г., Каневская, Л. Я., Стан, В. В. Гигиена детей и подростков в системе последипломного образования. //Сборник материалов РМАНПО «Непрерывное профессиональное образование в здравоохранении». – М., 2005. – С.184-189.

 

Сведения об авторах

 Стан Валентина Всеволодовна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Игнатова Лилия Федоровна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Лукичева Татьяна Алексеевна – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в октябре 2022 г.

 

ALEXANDER GRIGORYEVICH SUKHAREV – CHILDHOOD HYGIENIST, SCIENTIST, TEACHER

V. V. Stan – PhD in Medicine, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

L. F. Ignatova – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

T. A. Lukicheva – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Professor of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Kh. Kh. Khamidulina – Doctor of Sciences in Medicine, Senior Researcher, Head of the Department of Hygiene of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received October 27, 2022

Abstract:

The article presents the scientific, pedagogical and organizational activities of Alexander Grigoryevich Sukharev – Doctor of Sciences in Medicine, childhood hygienist, professor, Academician of the Russian Academy of Sciences, Honored Scientist of the Russian Federation, public figure. During the work of A. G. Sukharev as Dean of the International and Sanitary-hygienic Faculties, and then for 40 years – Head of the Department of Hygiene of Children and Adolescents, new active forms of continuing professional education were proposed and introduced, the contingent of students was expanded, etc. The article is dedicated to the bright memory of Academician Alexander Grigoryevich Sukharev, the 90th anniversary of his birth, which was celebrated on November 05, 2022.

Keywords:

scientist, childhood hygienist, teacher, hygiene of children and adolescents, hygienic education, continuing professional education, RMACPE

Профессия 26.12.2022