ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

Выпуск #4/22

УДК 614.876
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования, 3.2.1 Гигиена, 3.2.1.6 Безопасность в чрезвычайных ситуациях

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ ВОПРОСОВ РАДИАЦИОННОЙ ГИГИЕНЫ И РАДИАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

Аннотация:

Представлены история создания дисциплины «Радиационная гигиена» на базе Ленинградского НИИ радиационной гигиены и Центрального института усовершенствования врачей, этапы её развития и преподавания. Продемонстрированы предпосылки необходимости создания кафедры радиационной гигиены. Проанализирован опыт подготовки преподавателей курсов и кафедр, создаваемых в медицинских институтах для обучения врачей и студентов основам радиационной гигиены. Представлены дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по радиационной гигиене и радиационной безопасности, реализуемые кафедрой. Акцентировано внимание на основных проблемах  и задачах, решение которых необходимо для повышения качества подготовки специалистов по вопросам радиационной гигиены и радиационной безопасности.

Ключевые слова:

радиационная гигиена, радиационная безопасность, обучение, дополнительные профессиональные программы повышения квалификации, источники ионизирующего излучения

Кафедра радиационной гигиены (в настоящее время Кафедра радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф.Г.Кроткова) проводит подготовку кадров по программам всех уровней: высшей квалификации (ординатура), переподготовке, по дополнительным программам повышения квалификации по вопросам радиационной гигиены и радиационной безопасности.

Исторический экскурс

Радиационная гигиена, как самостоятельная дисциплина, берет своё начало с момента образования Ленинградского НИИ радиационной гигиены (1956 г.) и создания кафедры радиационной гигиены в ЦИУВ (1957 г.). Основной предпосылкой необходимости создания новой кафедры явилось бурное развитие атомной энергетики, все более расширяющееся использование источников ионизирующего излучения в различных областях промышленности, сельском хозяйстве и возрастающее число лиц, подвергающихся воздействию радиационного фактора [1].

Возникла острая необходимость в осуществлении государственного санитарного надзора в совершенно новой и незнакомой для основной массы санитарных врачей области. Всё это и потребовало включение в последипломное обучение врачей вопросов, связанных с приобретением теоретических знаний и практических навыков по проведению государственного санитарного надзора по радиационной гигиене.

Учебных материалов, преподавателей, подготовленных специалистов по вопросам ядерной физики, дозиметрии и радиационной медицины не было. Для создания курса использовали, в основном, научные материалы зарубежных авторов, которые смогли проникнуть через «железный занавес».

Сотрудники кафедры вели активную работу по подготовке преподавателей курсов и кафедр, создаваемых в медицинских институтах для обучения студентов основам радиационной гигиены. Преподавание отдельных вопросов радиационной гигиены вводилось на смежных кафедрах не только гигиенического (гигиена труда, гигиена питания, коммунальная гигиена), но и клинического (медицинская и клиническая радиология, онкология, рентгенология) профилей.

Первоначально кафедра готовила специалистов санитарно-эпидемиологической службы, а именно радиологических групп, которые были только на уровне республиканских и областных СЭС. С 1970 г. на кафедре была начата подготовка инженеров-физиков, радиохимиков СЭС, руководителей рентгенорадиологических отделений центральных больниц.

По мере становления службы и в соответствии с актуальными задачами расширялся контингент специалистов, проходивших обучение на кафедре. Так, были организованы циклы тематического усовершенствования «Индикация радиоактивных веществ и отравляющих веществ», на которых готовились руководители и специалисты отделов сети наблюдения и лабораторного контроля (СНЛК) по ведомству МСГО на случай возникновения чрезвычайных ситуаций. Чернобыльская катастрофа подтвердила необходимость подготовки специалистов этого профиля [1].

Одновременно была разработана, утверждена и реализована для врачей клинического профиля специальная «Программа по радиационной медицине и оказанию медицинской помощи участникам ликвидации последствий аварии на ЧАЭС и населению, подвергшемуся радиационному воздействию вследствие аварии и ядерных испытаний».

После снижения степени опасности чернобыльских выбросов для жизни и здоровья населения, когда основным дозообразующим фактором радиационного воздействия на население стало медицинское облучение, акцент в преподавании был сделан на разработку учебных планов и программ, наборов тестовых заданий и ситуационных задач для повышения квалификации специалистов по обеспечению радиационной безопасности пациентов и персонала при рентгенорадиологических процедурах.

Работа кафедры в настоящее время

Кафедрой разработаны, утверждены и действуют профессиональные образовательные программы, включая программу подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 32.08.09 Радиационная гигиена, переподготовки и повышения квалификации врачей по этой специальности, а также дополнительные профессиональные программы повышения квалификации по вопросам радиационной гигиены и радиационной безопасности врачей, работающих с источниками ионизирующего излучения. Всего действуют 18 программ, в том числе для работников немедицинских специальностей медицинских организаций, специалистов с высшим и средним медицинским образованием [2].

Клиническая ординатура – одна из высших форм повышения профессиональной подготовки врачей-специалистов, основанная на принципе индивидуального обучения, углубления профессиональных знаний. Целью обучения в клинической ординатуре является подготовка высококвалифицированных специалистов для самостоятельной работы в органах и учреждениях здравоохранения или в порядке частной практики. Многие выпускники ординатуры, прошедшие обучение на нашей кафедре, работают по специальности в вузах, в организациях и учреждениях Роспотребнадзора, есть специалисты, принимающие участие в региональных проектах МАГАТЭ [3].

С учётом современных вызовов и рисков для национальной безопасности сотрудниками кафедры постоянно разрабатываются новые и актуализируются существующие учебные программы, внедряются востребованные в системе непрерывного профессионального образования технологии, проводится аккредитация специалистов [4].

На традиционных циклах повышения квалификации по программе «Радиационная безопасность пациентов и персонала при рентгенологических исследованиях» не отмечается дефицит слушателей, поскольку все специалисты, связанные в своей профессиональной деятельности с источниками ионизирующего излучения, в соответствии с санитарным законодательством не могут быть допущены до осуществления практической деятельности без удостоверения о повышении квалификации по вопросам радиационной безопасности, в связи с чем такое обучение является неотъемлемой частью подготовки специалистов по их основной специальности. Учебные планы на этих циклах выполняются и даже перевыполняются.

Имеется ряд проблем в процессе применения информационных технологий, в частности, недостаточная компьютерная грамотность как обучающегося, так и, порой, преподавателя, недостаточная техническая оснащённость для обеспечения дистанционной формы обучения [5].

Сотрудниками кафедры разработана дополнительная профессиональная программа повышения квалификации медицинских специалистов среднего звена «Радиационная безопасность в рентгенодиагностике», представляющая собой асинхронную (заочную) форму обучения. Ни в коей мере не умаляя преимуществ традиционных форм преподавания, отметим преимущества заочной формы обучения с использованием дистанционных образовательных технологий (ДОТ): такой вид даёт возможность проходить полноценное обучение без отрыва от производственной деятельности, при этом слушатель может изучать представленные материалы столько, сколько ему необходимо для освоения дисциплины. Материалы для освоения программы предоставляются в электронном виде (электронные учебные модули ЭУМ). Прилагаются также списки литературы с указанием электронных ресурсов, тестовые задания и ситуационные задачи для подготовки к итоговой аттестации. По результатам итоговой аттестации (тестовый компьютерный контроль) слушатели получают удостоверение о повышении квалификации установленного образца; по итогам обучения начисляются 72 балла на портале непрерывного медицинского и фармакологического образования (НМФО) [6].

Внедрён в учебный процесс современный раздел «Менеджмент качества радиологических лабораторий», «Основы системы менеджмента качества для медицинских учреждений», который отражён в 8 дополнительных профессиональных образовательных программах повышения квалификации специалистов с высшим и средним медицинским и немедицинским образованием по теме «Внутренний аудитор испытательной лаборатории (центра)» и «Внутренний аудитор органа инспекции».

Повышение квалификации по радиационной гигиене и радиационной безопасности должно проводиться по учебным программам, составленным с учётом актуальных проблем, в том числе геополитической обстановки,  в связи с чем разработана и утверждена дополнительная профессиональная программа повышения квалификации  специалистов по теме «Обеспечение радиационной безопасности населения при авариях на атомных электростанциях и применении ядерного оружия».

Сложнее складывается ситуация при обучении специалистов по радиационной гигиене. Анализ сведений о повышении квалификации показывает, что в 2017–2020 гг. процент специалистов Управлений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, работающих по радиационной гигиене и прошедших повышение квалификации за последние 5 лет,  в среднем составляет 12,3–17.4 %, что почти в 3,6 – 4,5 раза ниже, чем аналогичный показатель у специалистов ФБУЗ «Центр  гигиены и эпидемиологии» (55,6-63,1%), который также не может считаться эталонным.

В последние годы вопросами радиационной гигиены часто занимаются врачи по общей гигиене, которые имеют только общие представления по обеспечению радиационной безопасности. Кроме того, отсутствует профессиональный стандарт врача по радиационной гигиене, а в профстандарте «Медико-профилактическое дело» число положений, касающихся вопросов радиационной гигиены, не превышает десятка [7].

Повышение квалификации преподавателей вузов, занимающих радиационной гигиеной (по крайней мере, на нашей кафедре) не проводилось более 30 лет.

В последние 5 лет число обучающихся на циклах повышения квалификации по радиационной гигиене на кафедре колебалось от 30 до 20 человек, а в текущем году прошли обучение только 5 (!) человек, причём трое на платной основе. Это можно объяснить, с одной стороны, малым количеством согласованных Минздравом бюджетных мест во второй половине 2022 года, с другой – возможностью получить удостоверения о повышении квалификации по радиационной гигиене в организациях, зачастую некомпетентных, но аккредитованных на образовательную деятельность.

Вышеперечисленное свидетельствует о том, что существующая система направления специалистов на повышение квалификации по радиационной гигиене в настоящее время не обеспечивает повышение квалификации всеми специалистами даже 1 раз в 5 лет.

Из положительных новостей следует отметить Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.11.2022 г. № 3502-р об установлении на 2023 г. квоты приёма на целевое обучение по образовательным программам высшего образования: по радиационной гигиене квота составляет 100%.

С целью обеспечения требуемого уровня квалификации специалистов Роспотребнадзора по радиационной гигиене необходимо принимать безотлагательные меры по обязательному соблюдению периодичности повышения квалификации 1 раз в 5 лет всеми специалистами службы, осуществляющими федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор за радиационной безопасностью персонала и населения или обеспечивающими этот вид надзора [1,7,8].

Анализируя историю развития радиационной гигиены, как научной дисциплины, опыт её преподавания  на разных этапах развития нашей страны, нештатные ситуации, которые возникали и ещё могут возникнуть, следует отметить актуальность и необходимость подготовки  специалистов по радиационной гигиене и радиационной безопасности на современном уровне, с учётом геополитической обстановки, уровня развития науки и медицины, компьютерной грамотности. Обучением вопросам радиационной гигиены и радиационной безопасности должны заниматься организации, не просто владеющие образовательной лицензией, но имеющие высокопрофессиональный коллектив преподавателей, необходимую современную базу техники для проведения необходимых исследований, в том числе дозиметрии.

Список литературы

  1. Алехнович, А. В., Акопова, Н. А., Ермолина, Е. П., Охрименко, С. Е. Историческая роль и значение кафедры радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф.Г. Кроткова в системе дополнительного профессионального образования России. //Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Радиационная гигиена и непрерывное профессиональное образование: новые вызовы и пути развития», посвящённой 65-летию кафедры радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф. Г. Кроткова. – М., 2022. – С. 6–13.
  2. Алехнович, А. В., Акопова, Н. А., Ермолина, Е. П., Охрименко, С. Е., Рыжкин, С. А. Новый этап подготовки врачей по радиационной гигиене в системе непрерывного профессионального образования // Материалы научно-практической конференции «Радиационная гигиена и радиационная безопасность государства: история, современное состояние и перспективы развития». – М., 2017. – С. 123–125.
  3. Зиновьева, Н. П. Клиническая ординатура — площадка для профессионального развития и совершенствования //Сборник тезисов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Радиационная гигиена и непрерывное профессиональное образование: новые вызовы и пути развития», посвящённой 65-летию кафедры радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф. Г. Кроткова. – М., 2022. – С. 16–19.
  4. Балтрукова, Т. Б., Иванова, О. И. Современная система подготовки специалистов по радиационной гигиене в России// Материалы научно-практической конференции «Радиационная гигиена и радиационная безопасность государства: история, современное состояние и перспективы развития». – М., 2017. – С. 114–116.
  5. Касьяненко, А. А., Кулиева, Г. А. Порядок и сроки повышения квалификации специалистами, работающими с источниками ионизирующего излучения// Материалы научно-практической конференции «Радиационная гигиена и радиационная безопасность государства: история, современное состояние и перспективы развития». – М., 2017. – С. 123–125.
  6. Бортновский, В.Н., Мамчиц, А.П., Чайковская, М.А. Опыт преподавания и подготовки кадров по радиационной гигиене и радиационной безопасности в Республике Беларусь// Материалы научно-практической конференции «Радиационная гигиена и радиационная безопасность государства: история, современное состояние и перспективы развития». – М., 2017. – С. 118–120.
  7. Балтрукова, Т. Б., Омельчук, В. В., Иванова, О. И. Опыт и перспективы преподавания радиационной гигиены. // Сборник трудов очно-заочной Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Радиационная гигиена: итоги и перспективы», посвящённой 60-летию курса «Радиационная гигиена» кафедры гигиены условий воспитания, обучения, труда и радиационной гигиены Северо-Западного государственного медицинского университета им. И.И. Мечникова. – СПб, 2022. – С.11–16.
  8. Омельчук, В. В., Петреев, И. В. Научно-исторические аспекты преподавания радиационной гигиены в Военно-медицинской академии им. С.М. Кирова // Радиационная гигиена. С–Пб., 2013. – № 6, – С. 35–38.

 

Сведения об авторах

Алехнович Александр Владимирович – доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф.Г. Кроткова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Акопова Наталья Александровна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф.Г. Кроткова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Ермолина Елена Павловна – кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф.Г. Кроткова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Охрименко Сергей Евгеньевич – кандидат медицинских наук, доцент кафедры радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф. Г. Кроткова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

Горский Андрей Анатольевич – преподаватель кафедры радиационной гигиены и радиационной безопасности имени академика Ф.Г. Кроткова ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

 Статья поступила в редакцию в ноябре 2022 г.

 

CURRENT ISSUES OF TEACHING QUESTIONS RADIATION HYGIENE AND RADIATION SAFETY

A. V. Alekhnovich – Doctor of Sciences in Medecine, Professor, Head of the Department of Radiation Hygiene and Radiation Safety named after Academician F. G. Krotkov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

N. A. Akopova – PhD in Medicine, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Radiation Hygiene and Radiation Hygiene named after Academician F.G. Krotkov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

E. P. Ermolina – PhD in Medicine, Associate Professor, Associate Professor of the Department of Radiation Hygiene and Radiation Safety named after Academician F.G. Krotkov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

S. E. Okhrimenko – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of Radiation Hygiene and Radiation Hygiene named after Academician F. G. Krotkov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

A. A. Gorsky – lecturer at the Department of Radiation Hygiene and Radiation Safety named after Academician F.G. Krotkov of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education of the Ministry of Health of Russia (Moscow).

Received November 20, 2022

 

 

 

Abstract:

The history of the creation of the discipline "Radiation hygiene" on the basis of the Leningrad Research Institute of Radiation Hygiene and the Central Institute for Advanced Training of Doctors, the stages of its development and teaching are presented.  The prerequisites for the creation of the Department of Radiation Hygiene are demonstrated. The experience of training teachers of courses and departments created in medical institutes to train doctors and students in the basics of radiation hygiene has been analyzed.  Additional professional advanced training programs in radiation hygiene and radiation safety implemented by the department are presented. Attention is focused on the main problems and tasks, the solution of which is necessary to improve the quality of training of specialists in radiation hygiene and radiation safety.

Keywords:

radiation hygiene, radiation safety, training, additional professional training programs, sources of ionizing radiation

Профессия 26.12.2022