Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…
Наконец-то готов новогодний подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…
Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…
Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….
Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…
Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.
Аннотация:
Ключевые слова:
Кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России была организована и проведена Всероссийская конференция с международным участием «Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования». Конференция прошла 27-28 ноября 2018 года с участием 85 преподавателей, представителей Федеральных образовательных учреждений высшего и дополнительного образования из 12 регионов Российской Федерации, а также медицинских университетов Республики Беларусь. Более 30 докладов, сделанных в дни работы конференции, были посвящены актуальным аспектам и опыту преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного медицинского образования в Российской Федерации и Республике Беларусь.
В докладах отражены требования Роспотребнадзора к подготовке специалистов в области медико-профилактического дела, опыт реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по гигиеническим специальностям, подходы к формированию учебных программ в системе непрерывного профессионального образования, новые формы обучения специалистов в области медико-профилактического дела.
Отмечено, что в последние годы приняты Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, которые определили стратегические цели и задачи государственной политики развития образования в стране. В основе профессионального обучения – непрерывное совершенствование знаний и навыков в течение всей трудовой деятельности. Это обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональным стандартом в области медико-профилактического дела.
В основу учебно-педагогической работы гигиенических кафедр положена концепция непрерывного образования по модульной системе и реализация компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования – способности (готовности) специалиста действовать в профессиональной ситуации. О значимости подобного подхода свидетельствует опыт работы Белорусского государственного медицинского университета по использованию в учебном процессе ситуационных заданий на занятиях. Как отмечают сотрудники Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского и Оренбургского ГМУ, занятия со студентами медико-профилактического факультета практикоориентированы, скорректированы с учетом региональных особенностей и проводятся на базах потенциальных работодателей.
Преподавателями Воронежского, Екатеринбургского и Сеченовского университетов представлены материалы по организации и формированию исследовательских навыков у студентов-выпускников в области медико-профилактического дела на основе самостоятельной исследовательской работы и участия в научных мероприятиях.
Решение части проблем непрерывного профессионального медицинского образования преподаватели Рязанского ГМУ им. академика И.П. Павлова и Казанского ГМУ видят в расширении внедрения дистанционных образовательных технологий и программ на их основе.
Участниками конференции было отмечено, что включение инновационных технологий с элементами геймификации в программу учебных занятий неизменно находит положительный отклик со стороны слушателей циклов повышения квалификации, повышает мотивацию к обучению, развивает творческий подход к работе, расширяет кругозор, повышает самооценку, что в целом способствует росту профессиональной компетенции специалистов. О возможности электронного, дистанционного и симуляционного обучения, использования тренингов и обучающих мастер-классов рассказали сотрудники РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ФГБНУ «НИИ медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», Белорусского государственного медицинского университета и нашей академии.
Все участники конференции пришли к заключению, что педагог непрерывного медицинского образования в условиях новой образовательной парадигмы является главным действующим лицом в учебно-воспитательном процессе, обеспечивая своими профессиональными и личностными качествами необходимый уровень подготовки по преподаваемой им дисциплине, и сам нуждается в регулярном повышении квалификации.
В результате обсуждения актуальных аспектов преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования участники конференции констатировали:
Список литературы:
Сведения об авторах:
Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Лукичева Татьяна Алексеевна – док тор медицинских наук, профессор, кафедра гигиены, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
Лукашова Юлия Алексеевна – кандидат медицинских наук, доцент, кафедра гигиены, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)
H. H. Khamidullina, T. A. Lukicheva, J. A. Lukasheva — Department of Hygiene, Russian medical Academy of continuing medical education (RMACPE, Moscow).
Abstract:
Keywords: