ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 22 февраля 2023

    Наш журнал не останавливается на достигнутом и мы берем новую высоту. Выходит в свет Приложение к № 4/22. Это сборник тезисов Первого Всероссийского Конгресса по непрерывному профессиональному образованию работников здравоохранения (1-4 декабря, Москва, РМАНПО). Специалисты различных направлений в медицине могут…

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

Выпуск #1/19

УДК 378.147
Шифр специальности ВАК 14.02.03

Актуальные проблемы преподавания гигиенических дисциплин в современных условиях

Аннотация:

Подведены итоги Всероссийской конференции с международным участием «Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования», посвященной актуальным аспектам и опыту преподавания гигиенических дисциплин в различных образовательных организациях Российской Федерации. Отражены особенности подготовки специалистов в области медико-профилактического дела с учетом практикоориентированных требований Роспотребнадзора. Представлен опыт формирования учебных программ как на уровне специалитета, так и последипломного образования в системе непрерывного профессионального образования, новые формы обучения специалистов в области медико-профилактического дела в современных условиях.  

Ключевые слова:

преподавание гигиенических дисциплин, специалист в области медико-профилактического дела, непрерывное профессиональное образование.

Кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России была организована и проведена Всероссийская конференция с международным участием «Преподавание гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования». Конференция прошла 27-28 ноября 2018 года с участием 85 преподавателей, представителей Федеральных образовательных учреждений высшего и дополнительного образования из 12 регионов Российской Федерации, а также медицинских университетов Республики Беларусь. Более 30 докладов, сделанных в дни работы конференции, были посвящены актуальным аспектам и опыту преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного медицинского образования в Российской Федерации и Республике Беларусь.

В докладах отражены требования Роспотребнадзора к подготовке специалистов в области медико-профилактического дела, опыт реализации федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) по гигиеническим специальностям, подходы к формированию учебных программ в системе непрерывного профессионального образования, новые формы обучения специалистов в области медико-профилактического дела.

Отмечено, что в последние годы приняты Федеральные законы и постановления Правительства Российской Федерации, которые определили стратегические цели и задачи государственной политики развития образования в стране. В основе профессионального обучения – непрерывное совершенствование знаний и навыков в течение всей трудовой деятельности. Это обеспечивается федеральными государственными образовательными стандартами и профессиональным стандартом в области медико-профилактического дела.

В основу учебно-педагогической работы гигиенических кафедр положена концепция непрерывного образования по модульной системе и реализация компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования – способности (готовности) специалиста действовать в профессиональной ситуации. О значимости подобного подхода свидетельствует опыт работы Белорусского государственного медицинского университета по использованию в учебном процессе ситуационных заданий на занятиях. Как отмечают сотрудники Саратовского ГМУ им. В.И. Разумовского и Оренбургского ГМУ, занятия со студентами медико-профилактического факультета практикоориентированы, скорректированы с учетом региональных особенностей и проводятся на базах потенциальных работодателей.

Преподавателями Воронежского, Екатеринбургского и Сеченовского университетов представлены материалы по организации и формированию исследовательских навыков у студентов-выпускников в области медико-профилактического дела на основе самостоятельной исследовательской работы и участия в научных мероприятиях.

Решение части проблем непрерывного профессионального медицинского образования преподаватели Рязанского ГМУ им. академика И.П. Павлова и Казанского ГМУ видят в расширении внедрения дистанционных образовательных технологий и программ на их основе.

Участниками конференции было отмечено, что включение инновационных технологий с элементами геймификации в программу учебных занятий неизменно находит положительный отклик со стороны слушателей циклов повышения квалификации, повышает мотивацию к обучению, развивает творческий подход к работе, расширяет кругозор, повышает самооценку, что в целом способствует росту профессиональной компетенции специалистов. О возможности электронного, дистанционного и симуляционного обучения, использования тренингов и обучающих мастер-классов рассказали сотрудники РНИМУ им. Н.И. Пирогова, ФГБНУ «НИИ медицины труда им. академика Н.Ф. Измерова», Белорусского государственного медицинского университета и нашей академии.

Все участники конференции пришли к заключению, что педагог непрерывного медицинского образования в условиях новой образовательной парадигмы является главным действующим лицом в учебно-воспитательном процессе, обеспечивая своими профессиональными и личностными качествами необходимый уровень подготовки по преподаваемой им дисциплине, и сам нуждается в регулярном повышении квалификации.

 

В результате обсуждения актуальных аспектов преподавания гигиенических дисциплин в системе непрерывного профессионального образования участники конференции констатировали:

  • основной целью современного образования является подготовка квалифицированного специалиста, конкурентоспособного на рынке труда, компетентного, способного к эффективной работе по специальности на уровне мировых стандартов, готового к социальной мобильности, постоянному профессиональному росту, обучению в течение всей жизни;
  • компетентностный подход предполагает, что знания должны быть систематизированы и организованы прежде всего по принципам полезности, научности, актуальности;
  • дополнительное профессиональное образование является ключевым элементом системы непрерывного профессионального образования, обеспечивающим эффективное и своевременное удовлетворение системой образования потребностей и запросов, возникающих на современном рынке труда, посредством сохранения и развития кадрового потенциала инновационной экономики, переобучения кадров в соответствии с изменяющимися ФГОС;
  • необходимость формирования у врачей лечебного профиля мышления, направленного на профилактику возникновения заболеваний;
  • необходимость использования новых образовательных технологий, в первую очередь проверенных современных методов преподавания, таких как «круглый стол», «деловая игра», «дискуссия», «мозговой штурм», которые повышают квалификацию, мотивацию к обучению, развивают творческий подход к работе, расширяют кругозор, повышают самооценку, что в целом способствует повышению профессиональной компетенции специалистов;
  • значительные резервы улучшения профессиональных качеств педагога медико-профилактического направления следует искать не только в совершенствовании педагогического мастерства, но и в возможности комплексной деятельности с региональными органами Роспотребнадзора и научно-исследовательскими организациями;
  • внедрение системы непрерывного медицинского образования в практику дополнительного профессионального образования специалистов медико-профилактического дела требует дальнейшей разработки директивного, учебно-методического и технического обеспечения учебного процесса, дальнейшего развития и использования дистанционного образования.

Список литературы:

  1. Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «Об образовании в Российской Федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70191362/ (дата обращения: 20.09.2019).
  2. Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы: утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2015 г., №497. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71044750/ (дата обращения: 20.09.2019).
  3. Профессиональный стандарт «Специалист в области медико-профилактического дела» (утв. приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 июня 2015 г., №399н). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://base.garant.ru/71128056/ (дата обращения: 20.09.2019).

 

Сведения об авторах:

Хамидулина  Халидя Хизбулаевна  – доктор медицинских наук, профессор, заведующая кафедрой гигиены, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

Лукичева Татьяна Алексеевна – док тор медицинских наук, профессор, кафедра гигиены, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

Лукашова Юлия Алексеевна – кандидат медицинских наук, доцент, кафедра гигиены, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

ACTUAL PROBLEMS OF TEACHING HYGIENE DISCIPLINES IN MODERN CONDITIONS

 

H. H. Khamidullina, T. A. Lukicheva, J. A. Lukasheva —  Department of Hygiene, Russian medical Academy of continuing medical education (RMACPE, Moscow).

Abstract:

The results of the all-Russian conference with international participation «Teaching of hygienic disciplines in the system of continuous professional education» devoted to the actual aspects and experience of teaching of hygienic disciplines in various educational organizations of the Russian Federation are discussed. Features of training of experts in the field of medical and preventive care taking into account the practice-oriented requirements of Rospotrebnadzor are reflected. The article presents the experience of formation of training programs both at the level of specialty and postgraduate education, in the system of continuous professional education, new forms of training of specialists in the field of medical and preventive care in modern conditions.

Keywords:

teaching hygiene related disciplines, specialist in the medical and preventive care, continuing professional education.

Практика 18.10.2019