ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

Выпуск #3/21 ПИУВ

УДК 613.955
Шифр специальности ВАК 5.8.7. Методология и технология профессионального образования

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ» КАК ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАЦИИ В СИСТЕМЕ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация:

Подготовка специалистов по гигиеническому воспитанию осуществляется на основе разработки и реализации дополнительных профессиональных программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки, а также программ подготовки кадров высшего образования в ординатуре с освоением соответствующих профессиональных компетенций. В статье отражены правовые и научные основы гигиенического воспитания, результаты научно-исследовательских работ кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва), внедренные в учебный процесс на циклах «Гигиеническое воспитание».

Ключевые слова:

образовательная программа; гигиеническое воспитание; здоровый образ жизни; повышение квалификации; РМАНПО

Все большее значение для российского здравоохранения приобретает совершенствование медицинской профилактики и формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) как одного из наиболее динамично развивающихся направлений в медицине. Это объясняется распространенностью нарушений образа жизни, наличием опасных для здоровья вредных привычек. Табакокурение, алкоголизация, употребление психоактивных веществ часто являются причиной повышенной смертности и неинфекционной заболеваемости населения. Основой профилактики и контроля неинфекционных заболеваний является здоровый образ жизни.

О приоритете профилактики в сфере охраны здоровья заявлено в Федеральном законе Российской Федерации от 12 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 30 закона предусматривает формирование здорового образа жизни у граждан, начиная с детского возраста [1].

Такая же стратегия, направленная на воспитание гигиенической и санитарной культуры, заботы населения о собственном здоровье еще раньше была закреплена в положениях Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ст. 10, 36).

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (№ 273-ФЗ 2012 г. (ст.41) обязывает общеобразовательные учреждения осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, создавать условия для профилактики заболеваний и оздоровления обучающихся» [2].

Приказом Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020 г. № 8 утверждена «Стратегия формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.» [3].

Стратегия определяет цели, задачи и принципы государственной политики Российской Федерации в области общественного здоровья, направленные на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических национальных приоритетов в сфере формирования здорового образа жизни и профилактики неинфекционных заболеваний у населения РФ на долгосрочную перспективу [3].

Согласно прогнозу долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 г. акцент государственной демографической политики сделан на формирование здорового образа жизни, на меры по снижению масштабов злоупотребления алкогольной и табачной продукцией, на профилактику алкоголизма, табакокурения и наркомании, что позволит снизить показатели смертности.

Подготовка специалистов в области медико-профилактического дела по специальности «Гигиеническое воспитание» является в настоящее время весьма актуальной и востребованной.

Гигиеническое воспитание следует рассматривать как систему специально организованной передачи из поколения в поколение социального опыта по формированию взглядов, убеждений и навыков, которые мотивируют сферу поведения человека в области сохранения и укрепления его собственного здоровья и здоровья окружающих. Конечной целью гигиенического воспитания является формирование положительной мотивации к ЗОЖ [4,6,7,8].

Гигиеническое воспитание населения является обязательным разделом работы медицинской организации и каждого медицинского работника. Оно направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни.

Гигиеническое воспитание имеет междисциплинарный характер. С одной стороны, оно является специальной отраслью здравоохранения и медицинской науки, с другой — входит в систему образования и воспитания населения.

Координировать работу по гигиеническому воспитанию и образованию призваны врачи, прошедшие повышение квалификации по данной специальности.

На современном этапе в основу гигиенического воспитания граждан РФ положена концепция формирования ЗОЖ, которая реализуется посредством разнообразных форм и методов гигиенического воспитания, а также различных медико-социальных программ.

Научными основами гигиенического воспитания являются [6]:

  • комплексное решение проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания в системе «семья – образовательное учреждение или производственное предприятие – общество»;
  • активное вовлечение участников в процесс формирования ЗОЖ, где осуществляется последовательность воспитательных действий: знание – убеждение – осознанное поведение;
  • учет доминирующих потребностей в критические периоды онтогенеза человека;
  • мониторинг мотивированного поведения и его коррекция по принципу обратной связи с целью создания саморазвивающегося процесса формирования здорового образа жизни.

Процесс формирования здоровья и возможность его укрепления путем создания устойчивой мотивации к ЗОЖ начинается в детском возрасте, продолжается в зрелом и пожилом. Однако приоритет в гигиеническом воспитании следует отдавать растущему организму, т.е. детям дошкольного и школьного возрастов, объединяя усилия медиков, педагогов, психологов, родителей и общественности. Именно в этом возрасте наиболее устойчиво формируется мотивация к здоровому образу жизни и создается осознанное поведение, способствующее укреплению здоровья на протяжении всей дальнейшей жизни человека [6,7,8]:

Огромное значение для гигиенического воспитания и формирования ЗОЖ призвана сыграть система последипломной подготовки по гигиеническому воспитанию врачей лечебно-профилактических медицинских учреждений, специалистов Центров здоровья, Центров медицинской профилактики, Роспотребнадзора, а также педагогов, воспитателей и психологов образовательных организаций.

Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования с 2009 г. проводит циклы повышения квалификации врачей (специалистов) по гигиеническому воспитанию, а также профессиональную переподготовку врачей по специальности «Гигиеническое воспитание».

В период с 2017 г. по настоящее время на кафедре гигиены РМАНПО были разработаны, актуализированы и внедрены в учебный процесс:

  • дополнительная профессиональная программа повышения квалификации врачей по специальности «Гигиеническое воспитание» (в объеме 144 часов);
  • дополнительная профессиональная программа профессиональной переподготовки врачей по специальности «Гигиеническое воспитание» (в объеме 576 часов);
  • основная профессиональная программа подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности «Гигиеническое воспитание»;
  • программы, реализуемые с применением дистанционных образовательных технологий.

В программах требования к уровню подготовки врача по специальности «Гигиеническое воспитание»  сформулированы с учетом действующих профессиональных стандартов:

  • «Специалист в области медико-профилактического дела» (приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 25.06.2015 № 399-н);
  • Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по специальности 32.08.04 «Гигиеническое воспитание» (приказ Министерства образования и науки РФ от 27.08.2014г. № 1132);
  • квалификационные характеристики.

Также в них содержатся требования к знаниям, умениям, навыкам и профессиональным компетенциям.

Все программы включают обучающий симуляционный курс и практику/стажировку. Для получения и отработки практических навыков используются практические и семинарские занятия. Этот вид занятий применяется в небольших группах, обеспечивает обратную связь между слушателями и преподавателем и позволяет осуществлять контроль знаний.

Используются новые образовательные технологии, такие как «круглый стол», «деловая игра», «дискуссия», «мозговой штурм», которые повышают мотивацию к обучению, развивают творческий подход к работе, что способствует повышению квалификации и профессиональной компетенции специалистов.

В содержание программ включены современные законодательные и методические документы, новые данные научных исследований в области гигиенического воспитания и формирования здорового образа жизни населения.

Методическое сопровождение программ, реализуемых на кафедре гигиены, дополнено изданием учебно-методической литературы в соответствии с темами образовательных модулей программ.

В рамках научно-исследовательской деятельности кафедры гигиены для занятий на циклах «Гигиеническое воспитание» выполнены следующие виды работ:

  • разработана концептуальная модель гигиенического воспитания населения [6];
  • обоснован физиологический механизм формирования мотивации к ЗОЖ [4,6,7,8];
  • разработаны и научно обоснованы принципы гигиенического воспитания при формировании у детей и подростков устойчивой мотивации к ЗОЖ, использование которых повышает эффективность формирования указанных мотиваций [4,6].

Определены основные компоненты ЗОЖ (здоровое питание, оптимальная величина суточной двигательной активности, рациональный режим дня, личная и общественная гигиена, отсутствие вредных привычек) [4,5,6,7].

Разработана методика оценки образа жизни школьников (на основе анкетирования и метода квалиметрии) с оценочной шкалой и классификацией 6 вариантов образа жизни. Методика информативна, легко воспроизводима, и рекомендуется для практической деятельности врачей по гигиеническому воспитанию, врачей-педиатров и врачей по гигиене детей и подростков детских поликлиник, работающих в отделениях организации медицинской помощи несовершеннолетним в образовательных организациях, а также для работников школ (психологов, социологов и др.) [5].

Предложена инновационная технология гигиенического воспитания, основанная на комплексном решении проблем при структурировании форм, методов и средств обучения в системе «семья – образовательное учреждение – общество» [4].

Разработаны программы гигиенического воспитания по формированию мотивации к ЗОЖ у школьников, дифференцированные по возрасту с учетом их биосоциальных потребностей. Программы по гигиеническому воспитанию необходимы для работы специалистов по гигиеническому воспитанию и гигиене детей и подростков, а также медицинских работников образовательных организаций при формировании мотивации у детей и подростков к здоровому образу жизни [4].

Подготовлены и изданы три учебных пособия [4,5,6], а именно:

  • Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения. Учебное пособие для врачей (2011 г., 228 с.).

Учебное пособие содержит теоретические основы гигиенического воспитания, где изложены концепция укрепления здоровья населения, принципы, методы, средства, формы и оценка эффективности гигиенического воспитания. Впервые даны современные подходы к содержанию гигиенического воспитания по основным компонентам здорового образа жизни с учетом возрастных особенностей, биологических и социальных потребностей. Раскрыта методология изучения и оценки образа жизни населения на основе методов анкетирования и квалиметрии. Пособие содержит разделы по вопросам гигиенического воспитания как способа профилактики вредных привычек и наиболее распространенных функциональных отклонений и заболеваний.

  • Гигиеническое воспитание как способ формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни. Учебное пособие (2018 г., 79 с.).

В пособии изложены научно обоснованные принципы гигиенического воспитания и механизмы формирования у подрастающего поколения мотивации к здоровому образу жизни как основному фактору сохранения и укрепления здоровья. Дана информация по гигиеническому воспитанию детей для выработки у них прочных убеждений и навыков здорового образа жизни и негативного отношения к употреблению табачных изделий, алкогольных и алкосодержащих напитков, наркотических веществ.

Предложена инновационная технология гигиенического воспитания, основанная на комплексном решении проблем при структурировании форм, методов и средств воспитания и обучения в системе «семья – образовательное учреждение – общество». Представлены основные требования к содержанию программ гигиенического воспитания детей. Рекомендованы примерные программы гигиенического воспитания школьников разных возрастных групп.

  • Методика оценки образа жизни у детей школьного возраста. Учебное пособие (2019 г., 54с.),

В учебном пособии представлена методика комплексной оценки образа жизни школьников с использованием методов анкетирования и квалиметрии, т.е. количественной оценки компонентов образа жизни (качественных показателей) в условных единицах (баллах). Предложены разработанные кафедрой анкеты оценки образа жизни разных возрастных групп школьников с инструкцией к их заполнению. В анкеты заложены 5 основных компонентов образа жизни, оказывающих наибольшее влияние на формирование здоровья: питание, величина суточной двигательной активности, режим дня, личная гигиена, вредные привычки. Для общей оценки образа жизни обучающихся впервые предложена оценочная шкала и классификация 6 вариантов образа жизни. Разработан единый алгоритм действий для оценки образа жизни школьников.

Применение системного подхода к оценке образа жизни детей школьного возраста дает возможность устанавливать причинно-следственные связи в сложной биологической и социальной системе «образ жизни – здоровье школьников». Системный подход позволяет по результатам анкетирования своевременно выявлять «группы риска», что является основой для разработки комплекса профилактических и коррекционных мероприятий по формированию устойчивой мотивации к здоровому образу жизни с дифференцированным подходом к каждому школьнику в условиях образовательной организации. Методика достаточно информативна, проста в исполнении и не требует больших финансовых затрат.

Учебные пособия предназначены для специалистов разного профиля: врачей по гигиеническому воспитанию лечебно-профилактических медицинских учреждений и Роспотребнадзора, врачей по гигиене детей и подростков, врачей-педиатров детских поликлиник, педагогов общеобразовательных организаций. Они могут быть полезны студентам, ординаторам и аспирантам высших медицинских и педагогических учебных заведений, а также обучающимся на циклах повышения квалификации по специальностям: гигиеническое воспитание, гигиена детей и подростков, педиатрия.

Таким образом, система повышения квалификации специалистов по гигиеническому воспитанию на кафедре гигиены РМАНПО Минздрава России организована на высоком профессиональном уровне в соответствии с современными международными стандартами и направлена на совершенствование имеющихся и получение обучающимися новых знаний, умений, навыков и профессиональных компетенций.

 

Список литературы

  1. Федеральный закон РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». № 323-ФЗ, 2011 г. URL: https://base.garant.ru/12191967/ (дата обращения 26.05.2021 ).
  2. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», №273-ФЗ. 2012 г. URL: https://base.garant.ru/77706811/ (дата обращения 26.05.2021).
  3. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 января 2020г. № 8 «Об утверждении «Стратегии формирования здорового образа жизни населения, профилактики и контроля неинфекционных заболеваний на период до 2025 г.». URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73421912/ (дата обращения 26.05.2021).
  4. Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Сухарев, А. Г., Хамидулина, Х. Х. Гигиеническое воспитание как способ формирования у детей мотивации к здоровому образу жизни. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2018. – 79 с.
  5. Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Хамидулина, Х. Х. Методика оценки образа жизни у детей школьного возраста. Учебное пособие. – М.: ФГБОУ ДПО РМАНПО, 2019. – 54 с.
  6. Сухарев, А. Г., Игнатова, Л. Ф., Стан, В. В., Цыренова, Н. М., Шелонина, О. А., Лукашова Ю.А. Основы гигиенического воспитания и формирование здорового образа жизни населения. Учебное пособие для врачей. – М.: ГБОУ ДПО РМАПО, 2011. – 228 с.
  7. Сухарев, А. Г. Формирование мотивации к здоровому образу жизни в детском возрасте. // Школа здоровья. – 2012. – № 2. – С.3–9.
  8. Сухарев, А. Г., Стан, В. В., Игнатова, Л. Ф. Роль образовательной организации в формировании у учащихся мотивации к здоровью и здоровому образу жизни – № 2. – С.32–36.

 

Сведения об авторах

Игнатова Лилия Федоровна – доктор медицинских наук, доцент, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва)

 

Хамидулина Халидя Хизбулаевна – доктор медицинских наук, старший научный сотрудник, заведующий кафедрой гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Лукичева Татьяна Алексеевна – доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва).

 

Лукашова Юлия Алексеевна – кандидат медицинских наук, доцент кафедры гигиены ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва, Россия).

Статья поступила в редакцию в июне 2021 г.

THE RELEVANCE OF THE TEACHING OF THE DISCIPLINE «HYGIENIC EDUCATION» AS THE BASIS FOR THE FORMATION OF THE HEALTH OF THE NATION IN THE SYSTEM OF CONTINUOUS VOCATIONAL EDUCATION

L. F. Ignatova – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

Kh. Kh. Khamidulina – Doctor of Sciences in Medicine, Senior researcher, Head of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

T. A. Lukicheva – Doctor of Sciences in Medicine, Associate Professor, Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

Yu. A. Lukashova – PhD in Medicine, Associate Professor of the Department of hygiene of the RMACPE (Moscow).

Received June 01, 2021

Abstract:

Preparation of hygienic education professionals are carried out, it is based on the development and implementation of additional professional training programs and professional retraining, as well as training programs for higher education in the residency with the development of relevant professional competencies. The article reflects the legal and scientific foundations of hygienic education, the results of research and development of the Department of hygiene at the RMACPE (Moscow) for studies in the cycles "Hygienic education".

Keywords:

educational program; hygienic education, healthy lifestyle, advanced training, RMACPE.

Практика 28.09.2021