ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

  • 20 ноября 2021

    Уважаемые коллеги! Поздравляем с профессиональным праздником — Днем преподавателя высшей школы (19 ноября). Дата праздника установлена приказом Министерства науки и высшей школы РФ.

  • 28 сентября 2021

    Начался новый учебный год и мы выпускаем третий номер нашего журнала. Основу номера составляют статьи специалистов Пензенского института усовершенствования врачей (ПИУВ).

  • 27 апреля 2021

    Выходит в свет наш второй номер за 2021 год. В него вошли публикации специалистов НГИУВ — Новокузнецкого государственного института усовершенствования врачей. Также мы публикуем статьи наших коллег из Москвы и Иркутска.

  • 15 февраля 2021

    Публикуем первый номер 2021 года, составленный из статей сотрудников Казанской государственной медицинской академии (КГМА). Тематика: история медицинских научных школ Казани и научной библиотеки КГМА, опыт преподавания различных дисциплин в условиях пандемии и многое другое. В состав номера также вошли две…

Профессия

  • #1/22 ЛУЧШИЕ ТРАДИЦИИ И ОПЫТ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. К 90-ЛЕТИЮ КАФЕДРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ ЦЕНТРАЛЬНОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

    аннотация

    Статья посвящена становлению и развитию кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей (ныне - кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России), со дня основания которой прошло 90 лет. История кафедры является отражением событий эпохи и свидетельствует о существенном вкладе кафедры социальной гигиены и организации здравоохранения Центрального института усовершенствования врачей в создание фундаментальных основ и мощной базы подготовки руководящих кадров здравоохранения.
    The article is devoted to the formation and development of the Department of Social Hygiene and Organization of Healthcare of the Central Institute for Advanced Training of Doctors, which has been founded 90 years ago. The history of the formation and development of the department is a reflection of the events of the era and testifies to the significant contribution of the Department of Social Hygiene and Health Organization of the Central Institute for Advanced Training of Doctors to the creation of fundamental foundations and a powerful training base for senior health personnel.
  • #4/21 СОТРУДНИЧЕСТВО КОКРЕЙН И КОКРЕЙНОВСКИЕ СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ ОБЗОРЫ – МЕДИЦИНСКОМУ ОБРАЗОВАНИЮ

    аннотация

    Кокрейновские систематические обзоры, разрабатываемые исследователями Сотрудничества Кокрейн, признаны во всем мире в качестве «золотого стандарта» качества систематических обзоров, представляющих доказательства эффективности различных медицинских вмешательств. Целый ряд Кокрейновских обзоров посвящен вопросам медицинского образования, методологии и стратегиям преподавания. Эта статья представляет вводную информацию о деятельности Кокрейновского сотрудничества, Кокрейновских обзорах и проектах Кокрейн в области медицинского образования и дает начало серии публикации резюме Кокрейновских обзоров на русском языке, посвященных отдельным вопросам обучения врачей и студентов медицинских направлений.
    Cochrane Systematic Reviews, developed by researchers at the Cochrane Collaboration, are globally recognized as the gold standard for the quality of systematic reviews providing evidence of the effectiveness of various medical interventions. A number of Cochrane Reviews have focused on medical education, teaching methodology and strategies. This article provides an introduction to the Cochrane Collaboration, Cochrane Reviews and Cochrane Health Education projects, and opens a series of publications of Russian translations of Plain Language Summaries of Cochrane Reviews that focus on specific issues of medical education for physicians and medical students.
  • #4/21 НАУЧНОЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А. Я. ЛЫСЕНКО В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕДРЫ ПАРАЗИТОЛОГИИ И ДЕЗИНФЕКЦИОННОГО ДЕЛА РОССИЙСКОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ

    аннотация

    В статье обобщен опыт  научной и педагогической работы кафедры паразитологии  и дезинфекционного дела ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России с 1968 г. по настоящее время, проведен анализ преемственности научной и педагогической деятельности, внедрения новых учебных технологий по мере разработки новых научных направлений. Статья посвящается памяти профессора Андрея Яковлевича Лысенко, 100-летие со дня рождения которого отмечалось 14 октября 2021 г.
    This article is dedicated to the memory of our teacher, Professor Andrey Yakovlevich Lysenko, whose centenary is celebrated on October 14, 2021. Described duration of scientific and pedagogical activities, the introduction of new educational technologies as new scientific directions.
  • #4/21 ФУНДАМЕНТАЛЬНЫЕ НАУКИ В НЕПРЕРЫВНОМ МЕДИЦИНСКОМ ОБРАЗОВАНИИ. СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ

    аннотация

    Рассматривается накопленный к настоящему времени научно-методический потенциал фундаментальной науки в области биомедицины как интегрального направления, объединяющего биологические, медицинские, физико-химические науки и определяющего необходимость обновления знаний в понимании основ развития и лечения болезней.
    The article considers the accumulated scientific and methodological potential of fundamental science in the field of biomedicine as an integral direction combining biological, medical, physical and chemical sciences and determining the need to update knowledge in understanding the basics of the development and treatment of diseases.
  • #3/21 ПИУВ 30-ЛЕТНИЙ ОПЫТ РАБОТЫ КАФЕДРЫ АЛЛЕРГОЛОГИИ И ИММУНОЛОГИИ ПЕНЗЕНСКОГО ИНСТИТУТА УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВРАЧЕЙ

    аннотация

    В статье представлены материалы об организации и работе кафедры аллергологии и иммунологии ПИУВ - филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России за весь период ее существования.
    The article shows the history of the creation and work of the Department of Allergy and Immunology of the Penza State Institute of Higher Education - branch of the RMACPE of the Ministry of Health of Russia.
  • #3/21 ПИУВ ИСТОРИЯ КАФЕДРЫ ТРАВМАТОЛОГИИ И ОРТОПЕДИИ ПИУВ – ФИЛИАЛА ФГБОУ ДПО РМАНПО МИНЗДРАВА РОССИИ 1978-2020 гг

    аннотация

    Публикация посвящена истории организации кафедры травматологии и ортопедии Пензенского института усовершенствования врачей – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. В статье изложены основные этапы становления кафедры как научно-педагогичного структурного подразделения института, представлены научные разработки и результаты педагогической деятельности, уделено внимание профессорско-преподавательскому составу кафедры в прежние годы и в настоящее время.
    The publication is devoted to the history of the organization of the Department of Traumatology and Orthopedics of the Penza Institute of Advanced Medical Training – Branch of the RMACPE of the Ministry of Health of Russia. The article describes the main stages of the formation of the department as a scientific and pedagogical structural unit of the Institute. The names of employees who have worked since the creation of the department and have made a certain contribution to the development of traumatology and orthopedics are mentioned.
  • #2/21 НГИУВ ИЗ ПОЛУВЕКОВОГО ОПЫТА (1970-2020 гг.) РАБОТЫ КАФЕДРЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОГО ЗДОРОВЬЯ

    аннотация

    В статье представлена история создания и деятельности кафедры организации здравоохранения и общественного здоровья НГИУВ – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России за все время ее существования. Основное внимание уделено последнему полувековому периоду (1970-2020 гг.).
    The article shows the history of the creation of the Department of Healthcare Organization and Social Development of the Novosibirsk State Institute of Higher Education - a branch of the RMACPE of the Ministry of Health of Russia and traces the path over the entire period of its functioning, focusing on the last fifty years (1970-2020) stage of development.
  • #2/21 НГИУВ МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПРЕВЕНТИВНОЙ МЕДИЦИНЫ

    аннотация

    Сохранение здоровья, превенция заболеваний – один из основных трендов развития современной медицины. Акцент внимания на здоровье населения, защита от угроз внешней среды, создание условий для здорового образа жизни становятся приоритетами в здравоохранении. Дополнение и развитие методологии превенции, адаптация к новым требованиям и мультидисциплинарная подготовка медицинских работников являются первоочередными задачами. В настоящее время идёт обновление базы знаний превентивной медицины, разработка учебных программ для обучения компетентных специалистов.
    Preservation of health (or prevention of diseases) is one of the main trends of modern medicine development. Focus on public health, protection from environmental threats, and establishing conditions for a healthy lifestyle are becoming priorities in healthcare. Complementing and developing prevention methodology, adapting to new requirements, and multidisciplinary training of healthcare professionals are top priorities. Currently, the knowledge base of preventive medicine is being updated, and training programs are being developed to train competent specialists.
  • #1/21 КГМА НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА КАЗАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ: СОХРАНЕНИЕ ТРАДИЦИЙ И РАЗВИТИЕ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

    аннотация

    Статья посвящена 100-летию КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. В статье изложена краткая история библиотеки КГМА, ее культурных традиций. Проанализированы основные библиотечно-информационные услуги. Представлен опыт работы научной библиотеки, а также развитие новых технологий.
    The article is dedicated to the 100th anniversary of the KSMA – Branch Campus of the RMACPE of Ministry of health of Russia. It describes a brief history of the KSMA Scientific Library and its cultural traditions. The main library and information services are analyzed. It is paid attention to the experience of the Scientific Library, as well as the development of new technologies.
  • #1/21 КГМА РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ ПО ПРОФИЛЮ «МЕДИЦИНСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ» В КАЗАНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ – ФИЛИАЛЕ ФГБОУ ДПО РМАНПО МИНЗДРАВА РФ

    аннотация

    Подготовка кадров для медицинской реабилитации осуществляется на основе разработки и реализации дополнительных профессиональных программ профессиональной переподготовки и программ повышения квалификации с освоением соответствующих профессиональных компетенций, которые формируют общее идеологическое и терминологическое пространство для всех специалистов, участвующих в реабилитационном процессе.  
    Training of personnel for medical rehabilitation is carried out on the basis of the development and implementation of additional educational programs for vocational retraining and advanced training programs with the development of relevant professional competencies, which form a common ideological and terminological space for all specialists involved in the rehabilitation process.
  • #4/20 ИГМАПО СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ МЕДИЦИНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ В ПРАКТИКЕ ПРЕПОДАВАНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ И ОБЩЕСТВЕННОЕ ЗДОРОВЬЕ»

    аннотация

    Для успешного руководителя медицинской организации важно осваивать и углублять профессиональные компетенции не только в основной медицинской специальности, но и в таких смежных областях как экономика, менеджмент, право, деловые коммуникации. В статье рассматриваются пути получения знаний по смежным специальностям для врачей организаторов здравоохранения. Рассмотрены традиционные и современные методы проведения занятий для формирования профессиональных компетенций руководителя медицинской организации. Проведен анализ наиболее востребованных тем занятий по смежным специальностям при переподготовке и повышении квалификации врачей.
    Education of doctor is a long and continuous process. It’s very important for the head of medical organization to get and deepen professional competencies both in main medical specialty and related spheres such as economics, management, law and business communications. The article is dedicated to the ways of getting knowledge about contiguous specialties for the healthcare organizers.  There is an analysis of traditional and modern form of teaching for forming professional competencies of medical organizations heads. In addition, there is a review of the most popular topics of related specialties lessons for doctors retraining and advanced training.
  • #4/20 ИГМАПО КАЧЕСТВО КАК КОНСТАНТНЫЙ ОРИЕНТИР В РАЗВИТИИ ОРГАНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    аннотация

     Авторы представляют свой взгляд на вопросы качества в деятельности организации дополнительного медицинского образования. В статье показан опыт и позитивные моменты функционирования и развития системы менеджмента качества. Представлен пример анализа удовлетворенности потребителей образовательных услуг как реализации основного принципа менеджмента качества.
    The authors present their view on quality issues in the organization of additional medical education. The article shows the experience and positive aspects of the functioning and development of the quality management system. An example of analyzing customer satisfaction as an implementation of the main principle of quality management is presented.
  • #2/20 СУЩНОСТЬ ЦИФРОВОЙ ПЕДАГОГИКИ: ЦИФРОВИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

    аннотация

    Цифровая педагогика в высшей школе рассматривается как раздел профессиональной педагогики, изучающий теоретические и практические проблемы высшего образования, основные составляющие образовательного процесса в вузе (закономерности, принципы, формы, методы, технологии, содержание), а также особенности и условия, обеспечивающие эффективное представление образовательных услуг обучающимся при помощи информационных технологий и интернета. Поставлены задачи цифровой педагогики как науки. Определены риски цифровой педагогики. Сформулированы пути развития цифровой педагогики на ближайшие годы.
    Digital pedagogy in higher education is considered as a branch of professional pedagogy that studies theoretical and practical problems of higher education, the main components of the educational process in higher education (laws, principles, forms, methods, technologies, content), as well as features and conditions that ensure the effective presentation of educational services to students using information technology and the Internet. The tasks of digital pedagogy as a science are set. The risks of digital pedagogy are identified. The ways of development of digital pedagogy in the coming years are formulated.
  • #2/20 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ – СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ

    аннотация

    Дистанционное обучение – одна из новаций, которую привнесла в нашу жизнь сложившаяся эпидемиологическая обстановка. Кафедра акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии (КГМА) проводит циклы повышения квалификации полностью в дистанционном формате. Целью исследования стало: оценить готовность как врачей-ординаторов, так и врачей со стажем к саморазвитию и самообразованию в виде дистанционного обучения с оценкой отношения к переходу за последние 3 месяца на электронные ресурсы. Было выявлено, что молодые врачи более способны и подготовлены к саморазвитию и самообразованию, у них значительно лучше развиты умениясамостоятельно работать с интернетом на любых платформах. Результаты нашего опроса показали, что 46,8% врачей удовлетворены дистанционными методами обучения. Они считают удобным дистанционное общение, так как это позволяет совмещать обучение с рабочим процессом и выбирать оптимальное время для занятий. Предложенные методы и платформы для образования так же являются удобными. Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что дистанционное обучение в медицине не только возможно, но и позволяет эффективно решать актуальные образовательные задачи.
    Distance learning is one of the innovations that the current epidemiological situation has brought to our lives. The Department of Obstetrics and Gynecology of the Kazan State Medical Academy conducts continuing education cycles in full distance format. The aim of the study was: to assess the readiness of both resident doctors and doctors with experience in self-development and self-education in the form of distance learning with an assessment of the attitude to the transition over the past 3 months to electronic resources. It was revealed that young doctors are more capable and prepared for self-development and self-education, as well as the ability to work independently with the Internet on any platform. As a result of our survey, 46.8% of doctors are satisfied with distance learning methods. Doctors also consider it convenient to communicate remotely, as this can be combined with the workflow and choose the optimal time for classes. The proposed methods and platforms for education are also convenient. All of the above allows us to conclude that distance learning in medicine is possible and allows you to effectively solve current educational problems.
  • #2/20 ПРОБЛЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ПЕРИОД ЭПИДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19 В ВЫСШЕМ И ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

    аннотация

    Тенденция к внедрению дистанционного формата обучения стала формироваться с распространением интернет-технологий, и перевод образовательного процесса в online-формат начал рассматриваться как возможная альтернатива традиционной форме организации учебного процесса. Глобальная пандемия COVID-19 оказала большое влияние на систему образования в Российской Федерации. При введении изоляционных и карантинных мер была ограничена возможность прямого общения людей.В таких форс-мажорных обстоятельствах большинство учебных заведений продолжили свою образовательную деятельность дистанционно. В данной статье рассматриваются проблемы, с которыми столкнулись практикующие педагоги в высшем и дополнительном профессиональном образовании при работе в период режима самоизоляции. С учетом полученного опыта обсуждаются возможности и условия, необходимые для создания полноценной альтернативы традиционной форме организации учебного процесса в таком виде дистанционного формата, как online-занятия.
    The trend towards the spread of distance learning format began to take shape with the spread of Internet technologies, and the translation of the educational process into an online format began to be seen as a possible alternative to the traditional form of organization of the educational process. The global COVID-19 pandemic has had a major impact on the education system in the Russian Federation. With the introduction of isolation and quarantine measures, the possibility of direct communication between people was limited. In such force majeure circumstances, most educational institutions continued their educational activities remotely. This article discusses the problems faced by practicing teachers in higher and additional professional education during work during the isolation regime. Based on the experience gained, the necessary conditions are discussed for the possibility of creating a full-fledged alternative to the traditional form of organization of the educational process in the form of a remote format for online classes.
  • #1/20 СИНДРОМНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В РЕАБИЛИТАЦИИ

    аннотация

    Существующая система подготовки большинства специалистов реабилитационного профиля основана на нозологическом принципе. Такой специалист не в состоянии вникнуть в тонкости всех болезней, с которыми ему приходится встречаться. Использование синдромно-патогенетического подхода имеет ряд преимуществ: синдромов меньше, чем болезней, что позволяет унифицировать большинство методов реабилитационной терапии. Необходимо начать разработку учебных программ по физиотерапии, лечебной физкультуре и массажу с учётом синдромно-патогенетического подхода.
    The existing system of preparation of most rehabilitation professionals profile based on nosological principle. Such specialist is unable to grasp the subtleties of all diseases, with whom he had met. Using syndromic pathogenetic approach has several advantages: syndromes of less than the diseases that can unify most of the methods of rehabilitation therapy. We must begin to develop training programs on physical therapy, exercise therapy, massage, and partly - for restorative medicine based syndromic pathogenetic approach.
  • #1/20 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ЭКСПЕРТИЗА ПРИ БОЛЕЗНЯХ СИСТЕМЫ КРОВООБРАЩЕНИЯ: ОБЗОР ОБНОВЛЁННЫХ КЛАССИФИКАЦИЙ И КРИТЕРИЕВ

    аннотация

    Болезни системы кровообращения представляют собой важную медико-социальную проблему: они вызывают стойкие нарушения здоровья, приводя к ограничениям в социально значимых категориях жизнедеятельности, социальной недостаточности, утрате профессиональной трудоспособности, и могут явиться причиной инвалидности. В данной статье рассматриваются критерии и классификации, которые используются при проведении медико-социальной экспертизы лиц с болезнями системы кровообращения.
    Diseases of the circulatory system are very important medical and social problems: they can cause persistent impairments of health, leading to limitations in socially significant life areas, handicap, loss of working capacity and disability. This article considers classifications and criteria, which are used during medical and social expertise of persons with diseases of the circulatory system.
  • #3/19 Великая Победа (к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.)

    аннотация

    В статье представлен существенный вклад военной медицины и гражданского здравоохранения в Победу в годы Великой Отечественной войны.
    The article presents the significant contribution of military medicine and civil health to the Victory during the Great Patriotic war.
  • #3/19 Формирование культуры научной речи аспирантов-медиков в процессе изучения дисциплины «История и философия науки»

    аннотация

    Одним из сложнейших вопросов подготовки аспирантов является проблема формирования универсальных и общепрофессиональных компетенций, определяющих уровень качества подготовки исследователей и преподавателей. Опыт преподавания базовой дисциплины «История и философия науки» доказывает правомерность тезиса о том, что культура научной речи должна формироваться в процессе освоения всех дисциплин образовательной программы путем внедрения методов активизации учебного процесса и увеличения доли самостоятельной работы аспирантов. При этом основополагающим курсом, задающим вектор развития научной речи аспиранта, является философская дисциплина.
    One of the most difficult issues of postgraduate training is the problem of forming universal and general professional competencies that determine the level of quality of training. The experience of teaching the basic discipline «History and philosophy of science» proves the validity of the following thesis that the culture of scientific speech should be formed in the process of studying all the disciplines of the educational program by introducing methods of activating the educational process and increasing the share of independent work of students. At the same time, the fundamental course that sets the vector for the development of scientific speech of a student is a philosophical discipline.
  • #2/19 Наставничество в аспекте непрерывного профессионального развития врача

    аннотация

    В статье проанализированы возможности наставничества в системе непрерывного профессионального развития врача. Отмечается значимость наставничества в решении насущных проблем отечественного здравоохранения, необходимость его развития как кадровой технологии с педагогической точки зрения. Предлагаются результаты оценки различных моделей наставничества, наиболее приемлемых в медицинских организациях.
    The article analyzes the possibilities of mentoring in the system of continuous professional development of a doctor. The author notes the importance of mentoring in solving urgent problems of national health care, the need for its development as a personnel technology from a pedagogical point of view. The results of evaluation of various mentoring models that are most acceptable in medical organizations are offered.