ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 27 декабря 2022

    Наконец-то готов новогодний  подарок нашим авторам и читателям! Четвертый номер журнала за 2022 год подготовлен с помощью факультета профилактической медицины и организации здравоохранения (ФПМ и ОЗ) Академии. Как всегда, мы старались включить в выпуск статьи на разные темы: от актуальных…

  • 14 октября 2022

    Пришла осень и вместе с ней на нашем сайте появился новый третий номер за 2022 год. В работе над выпуском принимали участие специалисты Стоматологического и Педиатрического факультетов РМАНПО (Москва). В нем вы найдете материалы, посвященные замечательным специалистам, работавшим в Академии…

  • 15 июня 2022

    Второй номер за 2022 год получился очень интересным и разнообразным по количеству тем и авторов. В его создании участвовали преподаватели и специалисты Хирургического факультета РМАНПО. В номере также опубликованы статьи кафедр других факультетов Академии и один из обзоров Кокрейн Россия….

  • 10 июня 2022

    Учредитель журнала «Педагогика профессионального медицинского образования» ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» (РМАНПО) заключил соглашение с издательством John Wiley&Sons, Ltd. (“Wiley”) о регулярных публикациях Кокрейновских систематических обзоров. Это вторичные публикации из Кокрейновской базы данных на русском языке с…

  • 16 марта 2022

    Вышел в свет первый номер нашего журнала за 2022 год. Читайте на страницах выпуска статьи на актуальные темы развития отечественного здравоохранения. Номер подготовлен при активном содействии Терапевтического факультета РМАНПО во главе с деканом И.Д. Лоранской.

  • 29 ноября 2021

    На этой неделе выходит четвертый номер нашего журнала за 2021 год. Большинство материалов для него подготовлено преподавателями и сотрудниками Академического образовательного центра фундаментальной и трансляционной медицины (АОЦФТМ) ФГБОУ ДПО РМАНПО (г. Москва).

Практика

  • #4/22 МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ГИГИЕНИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

    аннотация

    В статье представлена оценка эффективности разработанных и научно обоснованных принципов, методов и инновационной технологии гигиенического воспитания школьников при формировании устойчивой мотивации к ЗОЖ. Оценка эффективности реализуемых мероприятий в рамках программ по гигиеническому воспитанию проводилась методом анкетирования обучающихся экспериментальных и контрольных школ с использованием методов квалиметрии и анализа вариабельности сердечного ритма в динамике двух лет. В экспериментальных школах в отличие от контрольных была внедрена инновационная технология гигиенического воспитания школьников по формированию мотивации к ЗОЖ и осуществлялась здоровьесберегающая деятельность. Результаты исследований оценивались по изменению вариантов образа жизни и уровню адаптационных возможностей организма школьников. Сравнительная оценка образа жизни школьников свидетельствовала о том, что в экспериментальных школах показатели, как по вариантам образа жизни и по отдельным его компонентам, включая вредные привычки, так и по уровню адаптационных возможностей организма учащихся статистически достоверно были лучше, чем в контрольных. Результаты оценки образа жизни школьников являются основой для разработки школьных целевых программ по формированию устойчивой мотивации к ЗОЖ и позволяют прогнозировать изменения в состоянии здоровья обучающихся, обусловленные их образом жизни.
    The article presents an assessment of the effectiveness of developed and scientifically based principles, methods and innovative technologies for hygienic education of schoolchildren in the formation of sustainable motivation for healthy lifestyle. Assessment of the effectiveness of the measures implemented in the framework of hygienic education programs was carried out by the method of questioning by students of experimental and control schools using the methods of quality and the variability of heart rhythm in the dynamics of two years. In experimental schools, in contrast to the control, innovative technology for hygienic education of schoolchildren in the formation of motivation for healthy lifestyle and their health was introduced and carried out. The research results were evaluated by changing the ways of lifestyle and the level of adaptive capabilities of the body of schoolchildren. A comparative assessment of the lifestyle of schoolchildren testified to the fact that in experimental schools, indicators, both by ways of lifestyle and for its individual components, including bad habits, and in the level of adaptive capabilities of the body of students were statistically reliably better than in control. The results of assessing the lifestyle of schoolchildren are the basis for the development of school targeted programs for the formation of sustainable motivation for healthy lifestyle and allow us to predict changes in the state of the students' health, due to their way of life.
  • #4/22 О МОТИВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ ВРАЧЕЙ К ОСВОЕНИЮ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ МЕТОДОВ ДИАГНОСТИКИ И ЛЕЧЕНИЯ В ПРАКТИЧЕСКОМ ЗДРАВООХРАНЕНИИ НА МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОМ УРОВНЕ

    аннотация

    В исследовании представлены результаты анкетирования с целью выявления отношения студентов и врачей к междисциплинарной подготовке, проведению посредством автоматизированных электронных опросников «IDM-интеграции медицинских дисциплин», разработанных для студентов медицинских факультетов, а также для врачей различных базовых специализаций. Авторы полагают, что выполнение прикладных и поисковых научно-методических исследований, а также разработок в области точных, естественных, технических, общественных и гуманитарных наук в аспекте развития междисциплинарного подхода в современном образовании позволит создать эффективные разработки в сфере междисциплинарной медицинской помощи населению.
    The study presents the results of a survey to identify the attitude of students and doctors to interdisciplinary training, conducting through automated electronic questionnaires "IDM-integration of medical disciplines", developed for students of medical faculties, as well as for doctors of various basic specializations. The authors believe that the implementation of applied and exploratory scientific and methodological research, as well as developments in the field of exact, natural, technical, social and humanitarian sciences in the aspect of the development of an interdisciplinary approach in modern education will create effective developments in the field of interdisciplinary medical care to the population
  • #4/22 ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ РЕШЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНЫХ ВОПРОСОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

    аннотация

    Данная статья описывает задачи, деятельность и результаты работы кафедры Мобилизационной подготовки здравоохранения РМАНПО Минздрава России (с 2021 года – кафедра мобилизационной подготовки здравоохранения с курсом защиты информации в здравоохранении). Созданная с «нуля» за немногим менее 20 лет кафедра, благодаря грамотному руководству и высококвалифицированному профессорско-преподавательского составу, сумела стать научно-методическим центром отраслевой системы обучения и повышения квалификации специалистов в области мобилизационной подготовки и гражданской обороны в сфере здравоохранения. Кроме того, первой и пока единственной в отечественном здравоохранении, она организовала курс по подготовке и переподготовке руководителей, начальников подразделений и специалистов по защите информации (государственной тайны). Ценность и актуальность статьи заключается в описании алгоритма по созданию курса по защите информации и опубликовании достоверных данных по истории кафедры и  деятельности ее руководителей.
    This article is informative and describes the tasks, activities and results of the work of the Department of Mobilization Training of Healthcare of the Russian Ministry of Health (since 2021 – the Department of Mobilization Training of Healthcare with the course of information protection in healthcare). Created from scratch for a little less than 20 years, the department, due to competent management and highly qualified teaching staff, has managed to become a scientific and methodological center of the branch system of training and advanced training of specialists in the field of mobilization training and civil defense in the field of healthcare. In addition, it was the first and the only one in the Russian healthcare system, it has organized a course on training and retraining of managers, heads of departments and specialists on information protection issues. The value and relevance of the article is in the description of the algorithm for creating a course on information protection and publishing reliable data on the history of the department and the activities of its leaders.
  • #4/22 «ДРУЗЬЯ ПРЕПОДАВАТЕЛИ»: НЕТВОРКИНГ В ДЕЙСТВИИ

    аннотация

    В статье рассматривается эксклюзивная форма нетворкинга, организованная кафедрой педиатрии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования. Анализируются возможности и достоинства подобного рода профессиональной сети, анализируются дополнительные варианты нетворкинга, которые целесообразно организовывать в процессе реализации программ ДПО. Предлагается новая типология нетворкинга.
    The article discusses an exclusive form of networking organized by the Department of Pediatrics of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education. The possibilities and advantages of this kind of professional network are analyzed, additional networking options are analyzed, which it is advisable to organize in the process of implementing additional professional education programs. A new typology of networking is proposed.
  • #3/22 РАЗРАБОТКА И ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «НЕЙРОХИРУРГИЯ» В РАМКАХ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

    аннотация

    Подготовка высококвалифицированных специалистов по специальности «нейрохирургия» является актуальной задачей, требующей мультидисциплинарного подхода. Основным ориентиром в подготовке нейрохирургов является профессиональная программа послевузовского профессионального образования. Кафедра нейрохирургии РМАНПО, основанная в 1935 г. Н. Н. Бурденко осуществляет подготовку врачей по специальности «нейрохирургия» более 85 лет.
    The training of highly qualified specialists in the specialty «Neurosurgery» is an urgent task that requires a multidisciplinary approach. The main guideline in the training of neurosurgeons is the professional program of postgraduate professional education. The Department of Neurosurgery of the RMACPE (Moscow), founded in 1935 by N. N. Burdenko, has been training doctors in the specialty «Neurosurgery» for more than 85 years.
  • #3/22 КОМАНДНАЯ РАБОТА В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВРАЧА: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ КОМАНДЫ

    аннотация

    Качество оказания медицинской помощи населению и других аспектов профессиональной деятельности врача в большой степени зависит от эффективности командной работы медицинского персонала. Врачи должны обладать определенными коммуникативными навыками группового взаимодействия. На кафедре медицинской педагогики, философии и иностранных языков ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России (РМАНПО) разработана модель формирования эффективной команды врачей разных клинических специальностей. Для построения модели использованы теоретические методы социальной психологии, психологии команд, современных образовательных технологий. Цель разработки модели – обучение эффективной работе медиков в разнообразных (основных, межведомственных, мультидисциплинарных) командах путем совершенствования и формирования коммуникативных, организационных, поведенческих навыков и умений (soft skills) командного взаимодействия.
    The quality of medical care and the performance of other types of professional activities of a doctor largely depends on the effectiveness of teamwork of medical personnel. Doctors should have certain communication skills of group interaction. The Department of Medical Pedagogy, Philosophy and Foreign Languages of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (hereinafter – RMACPE) has developed a model for the formation of an effective team of doctors of various clinical specialties. Theoretical methods of social psychology, team psychology, and modern educational technologies were used to build the model. The purpose of the model development is to train effective work of physicians in diverse (core, interdepartmental, multidisciplinary) teams by improving and forming communicative, organizational, behavioral skills and soft skills of team interaction.
  • #3/22 УРОВЕНЬ КОМПЕТЕНЦИЙ ВРАЧЕЙ-СТОМАТОЛОГОВ В ПРОВЕДЕНИИ АНТИМИКРОБНОЙ ХИМИОТЕРАПИИ ПРИ ВОСПАЛИТЕЛЬНЫХ ЗАБОЛЕВАНИЯХ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА

    аннотация

    В работе представлен анализ результатов анкетирования и тестирования врачей-стоматологов, проходивших обучение на кафедре общей и хирургической стоматологии РМАНПО на циклах повышения квалификации в период 2004-2020 гг. по вопросам антимикробной химиотерапии при воспалительных заболеваниях полости рта и пародонта. Показана частота применения антимикробных химиопрепаратов, основные ошибки и пути повышения уровня знаний слушателей циклов повышения квалификации по данному вопросу.
    The paper presents an analysis of the results of a questionnaire and testing of dentists who were trained at the Department of General and Surgical Dentistry of the Russian Medical Academy of Medical Sciences on advanced training cycles in the period 2004-2020 on antimicrobial chemotherapy for inflammatory diseases of the oral cavity and periodontal. The frequency of use of antimicrobial chemotherapy drugs, the main errors and ways to increase the level of knowledge of students of PC cycles on this issue are shown.
  • #3/22 ИНВАЗИВНЫЕ МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ В ПРЕНАТАЛЬНОЙ ДИАГНОСТИКЕ: СОВРЕМЕННОЕ НАЗНАЧЕНИЕ И СОСТОЯНИЕ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    аннотация

    В статье представлен краткий обзор основных положений международных рекомендаций по инвазивной пренатальной диагностике в системе пренатального наблюдения: значение, виды, сроки, показания и алгоритм направления, условия, техники, ограничения и противопоказания, осложнения и их профилактика. Приведены полученные в результате внешней оценки качества мероприятий раннего пренатального скрининга (Аудит – 2020) статистические данные по ИПД в субъектах Российской Федерации и в целом по России, включая показания, объем, структуру инвазивных манипуляций. Обсуждены выявленные по результатам анализа проблемы в исполнении инвазивной пренатальной диагностики, сформулированы выводы для практического здравоохранения.
    The article presents a brief overview of the main provisions of international recommendations on invasive prenatal diagnosis (IPD) in the prenatal screening system: meaning, types, timing, indications and referral algorithm, conditions, techniques, limitations and contraindications, complications and their prevention. Given as a result of an external assessment of the quality of early prenatal screening activities (Audit - 2020), statistical data on IPD in the constituent entities of the Russian Federation and in Russia as a whole, including indications, volume, and structure of invasive manipulations, are presented. The problems in the implementation of the IPD identified by the results of the analysis were discussed and recommendations for practical health care were formulated.
  • #2/22 ВОЗМОЖНОСТИ МИКРОХИРУРГИЧЕСКОЙ ТЕХНИКИ ПРИ ЛЕЧЕНИИ ПАТОЛОГИИ ЛИЦЕВОГО НЕРВА

    аннотация

    В статье представлена информация о технике микрохирургических швов, применяемых при хирургическом лечении пациентов с парезами и параличами лицевого нерва. Цель данной статьи ‒ представить вниманию специалистов высокотехнологичные методы хирургического лечения, ознакомить хирургов с особенностями операций, показать возможности восстановления при патологии лицевого нерва, облегчить понимание сути методик, основных принципов лечения и, что особенно важно, подчеркнуть важность соблюдения сроков проводимого лечения.  Для улучшения результатов лечения хирургам необходимо осваивать подобные техники, вводить микрохирургическую технику в хирургическую практику. Кроме того, представленный материал может быть полезен врачам смежных специальностей, в частности косметологам, которые, столкнувшись в своей практике с нейропатией лицевого нерва, смогут своевременно и правильно сориентировать пациента относительно дальнейших его действий.
    In this article deals with the problems of training surgeons in microsurgical techniques - precision suture of blood vessels and nerves are considered. The article presents information on the technique of microsurgical sutures used in the surgical treatment of patients with paresis and facial paralysis. The purpose of this article is to highlight high-tech methods of surgical treatment, to acquaint surgeons with the peculiarities of operations, to show the possibilities of recovery in the pathology of the facial nerve. It is necessary to more widely master such techniques, introduce microsurgical techniques into surgical practice, to improve the results of treatment. Make it easier for surgeons to understand the essence of methods, basic principles of treatment and, most importantly, convey the importance of meeting the deadlines for treatment. In addition, the presented material can be useful to doctors of related specialties, in particular cosmetologists, who, faced in their practice with neuropathy of the facial nerve, will be able to timely and correctly orient the patient regarding his further actions.
  • #2/22 О РОЛИ ДИССЕКЦИОННЫХ КАДАВЕРНЫХ КУРСОВ В ОБУЧЕНИИ ХИРУРГИЧЕСКОЙ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

    аннотация

    В статье раскрывается роль диссекционных кадаверных курсов в формировании практических навыков молодых специалистов как финальной стадии обучения хирургической специальности.
    It is hard to underestimate the role of the dissection cadaver courses in the surgical specialty education vector. The practical Hands-on courses must be introduced as a part of the educational training for the young specialists.
  • #2/22 АНАЛИЗ РАБОТЫ СЛУЖБЫ АНЕСТЕЗИОЛОГИИ-РЕАНИМАТОЛОГИИ ЗА 2021 г.

    аннотация

    В статье представлены статистические данные о состоянии анестезиолого-реанимационной службы в 2021 г. Проведен анализ положительных и отрицательных изменений по сравнению с 2020 г., выделены основные направления улучшения работы службы.
    The article presents statistical data on the state of the anesthesiology and resuscitation service in 2021. An analysis of positive and negative changes was carried out, compared to 2020, the main directions for improving the work of the service were highlighted.
  • #2/22 ПЕРВИЧНАЯ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННАЯ АККРЕДИТАЦИЯ: ТИПИЧНЫЕ ОШИБКИ НА СТАНЦИИ «ЭКСТРЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ ПОМОЩЬ»

    аннотация

    Авторы оценили результаты станции «Экстренная медицинская помощь» у 1000 человек, прошедших процедуру первичной специализированной аккредитации. Были выделены типичные ошибки оказания помощи. Проведенное исследование позволяет повысить качество последипломной подготовки врачей всех специальностей.
    The authors evaluated the results of the work of the Emergency Medical Care station in 1000 doctors who passed the procedure of primary specialized accreditation. Typical errors are highlighted. The conducted research indicates ways to improve the quality of postgraduate medical training.
  • #2/22 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНСТРУМЕНТОВ МЕНЕДЖМЕНТА ДЛЯ ВНЕДРЕНИЯ ЛУЧШИХ ПРАКТИК В МЕДИЦИНЕ

    аннотация

    Представлены основные этапы внедрения стандартов лучшей практики в здравоохранении на основе развития в медицинской организации систем менеджмента качества и моделей совершенства.
    The main stages of introducing standards of best practice in medicine based on the development of quality management systems and excellence models in a medical organization are presented.
  • #2/22 ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ КОМАНДНОГО ОБУЧЕНИЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ ПЕДИАТРИЯ

    аннотация

    Важнейшей задачей высшего профессионального образования на современном этапе является необходимость повышения уровня восприятия учебного материала студентами медицинских вузов, формирования мотивации к изучению дисциплин, в первую очередь - активного интереса к взаимодействию с преподавателем в процессе обучения. Актуальность исследования обусловлена возможностями методов командного обучения, которые позволяют достичь решения указанных задач. Цель работы ‒ исследование результатов применения принципов командного обучения (TBL-технологии) при изучении дисциплины «Факультетская педиатрия» на кафедре педиатрии Курского государственного медицинского университета (КГМУ). Анализ проведенного исследования показал положительную динамику учебного процесса при включении в него занятий по TBL-технологии, которые способствуют систематизированному освоению теоретического материала и практических умений, развитию логического мышления, выработке навыков общения и взаимодействия как между преподавателем и студентом, так и между работником и коллективом. Результаты исследования будут способствовать получению более систематизированных и осознанных теоретических знаний на клинической кафедре с возможностью применения их на практике.
    The modern research problem is the need to increase the level of perception of educational material by students of higher educational medical institutions. In addition to the above, students should be motivated to study disciplines, having formed, first of all, an active interest in interacting with the teacher in the learning process. The relevance of the study is due to the importance of introducing team learning methods. The aim of the work was to study the possibility of applying the principles of team learning (TBL technology) in the study of the discipline "Faculty Pediatrics" at the Department of Pediatrics of the Kursk State Medical University (KSMU). The analysis of the study showed a positive trend in the development of the educational process when using classes on TBL technology, which contribute to the systematic mastering of the material, practical skills, the development of logical thinking, the development of communication and interaction skills both between a teacher and a student, and between a qualified employee and a team. The results of the study will contribute to obtaining more rational and conscious theoretical knowledge at the clinical department with the possibility of applying them in practice.
  • #1/22 ЭПИДЕМИОЛОГИЯ ТУБЕРКУЛЕЗА В МОСКВЕ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ НОВОЙ КОРОНАВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ COVID-19

    аннотация

    Проанализирована эпидемическая ситуация по туберкулезу в столичном мегаполисе в 2019-2021 гг., которая включала период пандемии COVID-19. Получены данные, свидетельствующие о том, что в течение 2020 г. снижение заболеваемости туберкулезом было связано с ограничениями по выявлению больных и строгим соблюдением санитарного законодательства в отношении воздушно-капельной инфекции. В 2021 г. отмечено увеличение числа заболевших туберкулезом среди приезжего населения, которые были выявлены с помощью скрининговых осмотров. Среди постоянного населения заболеваемость туберкулезом не увеличилась. Смертность от туберкулеза продолжает снижаться. Ситуация находится под контролем противотуберкулезной службы столицы.
    The analysis of tuberculosis (TB) epidemiological situation in the metropolitan metropolis in 2019-2021, which included the period of the COVID-19 pandemic, was performed. Data obtained demonstrated that during 2020 the decrease in the TB incidence was associated with restrictions in thepatient detection and strict adherence to sanitary legislation regarding airborne infection. In 2021, there was an increase in the number of TB cases, identified through screening examinations, among the visiting population. Among the resident population, the incidence of tuberculosis has not increased. Mortality from tuberculosis continues to decline. The situation is under control of the TB service of the capital.
  • #1/22 ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБУЧЕНИИ ВРАЧЕЙ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ «ТОКСИКОЛОГИЯ»

    аннотация

      Аннотация. В статье представлены особенности преподавания по специальности «Токсикология» с применением дистанционных образовательных технологий, внедренных в образовательный процесс на кафедре клинической токсикологии Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования Минздрава России на базе НИИ скорой медицинской помощи им. Н. В. Склифосовского ДЗМ с апреля 2020 г. В результате предварительного анализа показаны преимущества этой инновационной формы преподавания на этапе перехода к непрерывному профессиональному обучению врачей с использованием новейших информационно-коммуникационных средств и технологий. Продемонстрирована практическая ориентация учебного материала для получения конкретных знаний, умений и навыков для выполнения трудовых функций врача-токсиколога. Обобщены основные трудности в преподавании и обучении.
    At the article there are presented the basic features of teaching in the field of «Toxicology» specialty with the use of remote/distance learning technologies introduced into the educational process at the Department of Clinical Toxicology of the  Federal State Budgetary Educational Institution of Further Professional Education of «The Russian Medical Academy of Continuous Professional Education» of the Ministry of Healthcare of the Russian Federation on the basis of the Sklifosovsky Research Institute for Emergency Medicine, Public Healthcare Institution of Moscow Healthcare Department beginning from April 2020. As a result of the preliminary analysis there are shown the advantages of the innovative teaching methodology in the implementation of the transition to active methods of teaching doctors using the latest information and communication tools and technologies. As the result there have been demonstrated main advantages of practical orientation of educational materialin obtaining specific professional competencies for the implementation of the labor functions of the toxicologist. Also there are summarized the main difficulties in the process of teaching and learning
  • #1/22 МЕЖЛИЧНОСТНАЯ КОММУНИКАЦИЯ В ЦИФРОВОЙ СРЕДЕ КАК РЕСУРС ДЛЯ ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ О ВАКЦИНАЦИИ (НА ПРИМЕРЕ ВАКЦИНАЦИИ ОТ COVID-19)

    аннотация

    Межличностная коммуникация в цифровой среде рассматривается как ресурс для формирования социальных установок по внедряемым профилактическим мероприятиям на уровне государства или отдельного региона, а также анализируются инструменты для формирования позитивного отношения к данным мероприятиям.
    Interpersonal communication in the digital environment is considered as a resource for the formation of social attitudes for the implemented preventive measures at the state or regional level, of tools for the formation of a positive attitude towards these events.
  • #1/22 ПРОЕКТИРОВАНИЕ КАК МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КОМПЕТЕНЦИЙ В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИИ В АСПИРАНТУРЕ

    аннотация

    В статье обсуждается опыт использования метода проектирования в процессе освоения дисциплины «Педагогика и психология высшей школы» аспирантами Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО). Приведена классификация методов обучения в высшей медицинской школе, описан метод проектирования практического занятия, внедренный в целях формирования педагогических компетенций аспирантов клинических специальностей.
    The article discusses the experience of using the project design method in the process of mastering the discipline «Pedagogy and psychology of higher education» by postgraduate students of the Russian Medical Academy of Continuing Professional Education (RMAСPЕ). The classification of teaching methods in the higher medical school is given, the method of designing a practical lesson, introduced in order to form the pedagogical competencies of postgraduate students of clinical specialties, is described.
  • #1/22 УПРАВЛЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТЬЮ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ – ОТ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЙ К ПОСТРОЕНИЮ ОРГАНИЗАЦИИ ВЫСОКОЙ НАДЕЖНОСТИ

    аннотация

    Статья представляет собой обзорно-аналитическое исследование эволюции систем управления безопасностью медицинской помощи в современном здравоохранении. Автором показано, что наибольший вклад в развитие неблагоприятных событий вносят медицинские технологии и их ресурсное обеспечение. Невероятный прогресс в совершенствовании технологий, ресурсов и инфраструктуры за последние полвека привел к значительному увеличению доли дополнительного вреда, связанного с человеческим фактором, поведением больного, вероятность которого экспоненциально возрастает из-за присутствующих в большинстве организаций организационных уязвимостей. В статье показана стратегическая лестница построения организации высокой надежности, важным элементом которой является последовательное движение от совершенствования медицинских технологий, ресурсов и инфраструктуры к управлению человеческим фактором, организационной средой и поведением пациента.
    The article is a review and analytical study of the evolution of medical care safety management systems in modern healthcare. The author shows that the greatest contribution to the development of adverse events is made by medical technologies and their resource provision. Incredible progress in improving technologies, resources and infrastructure over the past half century has led to an exponential increase in the proportion of additional harm associated with the human factor, the behavior of the patient, the probability of which increases exponentially due to the many organizational vulnerabilities present in most organizations. The article shows the strategic ladder of building a highly reliable organization, an important element of which is the consistent movement from improving medical technologies, resources and infrastructure to managing the human factor, organizational environment and patient behavior.
  • #1/22 ДИСТАНЦИОННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ВРАЧА: МОЖНО ЛИ С ПОМОЩЬЮ ОНЛАЙН-ТЕХНОЛОГИЙ НАУЧИТЬ ЛЕЧИТЬ ПАЦИЕНТОВ?

    аннотация

    Медицинское образование в России считается одним из самых качественных в мире во многом за счет работы квалифицированного профессорско-преподавательского состава с опытом работы в практическом здравоохранении. Пандемия COVID-19 внесла ощутимые сложности в обучение врачей в связи с переходом на дистанционное образование, которое требует высокой мотивации, достаточной силы воли, необходимой усидчивости, собранности и организованности от обучаемого. От профессорско-преподавательского состава потребовалось быстрое освоение и переход к применению новых интерактивных интернет-технологий. Как помочь врачам-ординаторам в сложившейся ситуации стать высококвалифицированными специалистами? Может ли дистанционное образование дать полноту охвата компетенций и навыков? В статье представлен анализ полученного опыта кафедры акушерства и гинекологии Казанской государственной медицинской академии – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России в обучении врачей-ординаторов акушеров-гинекологов в период пандемии COVID-19.
    Medical education in Russia is considered one of the highest quality in the world, largely due to the work of a qualified faculty with experience in practical healthcare. The COVID-19 pandemic has introduced tangible difficulties in the training of doctors in connection with the transition to distance education, which requires high motivation, sufficient willpower, the necessary perseverance, composure and organization from the student. The faculty was required to quickly master and transition to the use of new interactive Internet technologies. How can we help resident doctors in this situation to become highly qualified specialists? Can distance education provide comprehensive coverage of competencies and skills? The article presents an analysis of the experience gained by the Department of Obstetrics and Gynecology of the Kazan State Medical Academy – a branch of the RMACPE of the Ministry of Health of Russia in training obstetrician-gynecologists in-house doctors during the COVID-19 pandemic.