ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 18 октября 2019

    Редакция журнала заключила Договор на размещение наших материалов в базе данных E-Library (РИНЦ). Теперь Ваши публикации будут учитываться в рейтингах публикационной активности и в кафедральных отчетах.

  • 18 сентября 2019

    У нас вышел первый номер 2019 года. Читайте и делитесь свои мнением о вышедших публикациях. Электронный адрес редакции см. на странице «Контакты»

  • 10 марта 2019

    Наш журнал открыт для сотрудничества со специалистами и преподавателями медицинских вузов и организаций со всей страны. Как связаться с редакцией Вы можете узнать на странице нашего сайта «Контакты». Продолжаем набор материалов в в первый и второй выпуски нашего издания.

  • 25 января 2019

    Четвертый номер нашего журнала наконец-то появился на страницах нашего сайта. Читайте статьи номера, делитесь своими мнениями. Ждем Ваших материалов в первые номера 2019 года.

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

Выпуск #1/18

УДК 614:23

Становление и развитие системы усовершенствования врачей в дореволюционной России

Аннотация:

В статье изучается опыт создания системы усовершенствования врачей в дореволюционной России. Результатом двухвековой деятельности государства и общественности стало открытие Еленинского клинического института – первого учебного заведения в мире, осуществлявшего обучение врачей по узким специальностям с упором на последние достижения медицинской науки.

Ключевые слова:

госпитальные школы, Императорская медико-хирургическая академия, усовершенствование врачей, Клинический институт для усовершенствования врачей, Э.Э. Эйхвальд, организация учебного процесса

Важнейшим фактором успешного развития здравоохранения является повышение качества профессиональной подготовки медицинских кадров на всех этапах системы образования (вуз, в том числе ординатура и аспирантура, дополнительное профессиональное образование). Здесь необходимо учитывать не только современную специфику отечественного здравоохранения, но и использовать исторический опыт, сложившиеся методы и принципы подготовки специалистов.

По мнению историков, первая высшая медицинская школа Западной Европы была открыта в городе Салерно в Италии в IX веке. В XIII веке она перешла в статус университета. К этому времени в Европе уже работали Болонский (Италия), Оксфордский и Кембриджский (Британия), Парижский (Франция), Саламанский (Испания) университеты.

Чтобы учиться на медицинском факультете, сначала надо было закончить подготовительный факультет (программа trivium) и получить степень бакалавра искусств. Затем студенты должны были пройти программу quad-rivium (арифметика, геометрия, астрономия и др.) и получить степень магистра искусств, дающую право изучать медицину. Обучение проводилось на латинском языке по очень дорогим и малодоступным книгам, которые следовало выучить наизусть. Медицинское образование было «книжным», теоретическим. Практики, как правило, не было. Исключением являлся медицинский факультет университета Монпелье, студенты которого присутствовали на операциях преподавателей и должны были пройти обязательную врачебную практику в течение 6–8 месяцев. В других университетах хирургия практически не преподавалась, так как она не относилась к медицинским наукам.

В России подготовка медицинских кадров (прежде всего лекарей) началась значительно позже, чем в других европейских странах. Первая медицинская школа была открыта в 1654 году. Может быть, именно эта «задержка» послужила катализатором развития российского медицинского образования, итогом которого явилось создание первой в мире системы усовершенствования врачей, поддержанной государством.

В 1712 году Санкт-Петербург стал столицей России, а уже в 1715 году по приказу Петра I на Выборгской стороне было начато строительство петербургских госпиталей – Адмиралтейского и Сухопутного. В 1733 году при этих госпиталях открылись госпитальные школы. В то время уже существовала госпитальная школа при Московском сухопутном госпитале, в которой обучение лекарей велось «у постели больного». С самого начала медицинское образование в России строилось на основе практики, и реализация этой идеи была осуществлена путем создания прогрессивного учебного заведения для подготовки врачей – школы при госпитале. Особое внимание уделялось хирургии, так как эти школы готовили лекарей для армии и флота. Выражаясь современным языком, в России всегда готовили компетентных специалистов, обладающих набором профессиональных компетенций, направленных на решение реальных профессиональных задач.

Позже были открыты госпитальные школы при Колывано-Воскресенском заводском и Елизаветградском госпиталях. С учениками занимались лекари госпиталя. Они читали лекции, руководили практикой. Основным курсом в обучении считалась хирургия. Ученики каждый день под наблюдением опытных лекарей работали с больными, ухаживали за ними, помогали при перевязках, присутствовали на операциях, вскрытиях, работали в аптеке и т. д. Таким образом, обучение строилось на деятельностном подходе, осознанном погружении учеников в профессиональную среду.

Для того чтобы получить диплом лекаря, надо было учиться 5–7 лет и успешно сдать экзамен, состоящий из двух частей: теоретической и практической, предполагавшей демонстрацию нескольких операций на трупах.

Следует отметить, что в то время в России не было университетов. Московский университет был открыт только в 1755 году, а медицинский факультет при университете начал свою работу 10 лет спустя. У факультета не было своих клиник, поэтому подготовка лекарей велась теоретически. Практическое (клиническое) обучение в ограниченном виде удалось организовать только в конце XVIII столетия.

В Екатерининское время вопросами медицинского образования занималась Медицинская Коллегия, учрежденная Указом императрицы в 1763 году. Деятельность Медицинской Коллегии прежде всего была направлена на «сохранение врачеванием народа Империи» и «заведение российских лекарей, операторов и аптекарей, а к тому содержание порядочное аптек и добрая их экономия» [1]. В обязанности Медицинской Коллегии входила подготовка медицинских кадров, учет лекарей, оценка знаний иностранных и российских лекарей, работавших или получивших образование за границей, а также анализ и оценка научных трудов российских лекарей. Рассмотрение научных сочинений лекарей проводилось в соответствии с приказом о представлении их в Коллегию для публикации в сборнике «Записки лекарей Российской Империи» [2]. В 1764 году Медицинская Коллегия получила право присваивать лекарям ученую степень доктора медицины по результатам сдачи экзаменов [3].

В 1786 году госпитальные школы при Адмиралтейском и Сухопутном госпиталях были объединены в медико-хирургическое училище, готовившее лекарей для армии и флота России.

В 1798 году император Павел I подписал Высочайший указ на имя директора Медицинской Коллегии «Об устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров», в соответствии с которым было выделено «потребное число денег из сумм, присвоенных Медицинской Коллегии» для «устроения» здания при Сухопутном и Морском госпиталях [4]. Позже император разрешил именовать новое учебное заведение Медико-хирургической академией, основной задачей которой являлась подготовка квалифицированных медицинских кадров – классных чинов военного ведомства, то есть военных чиновников, к которым относились лекари, аптекари, классные фельдшера и др.

В 1841 году в «Императорскую медико-хирургическую академию» (академия стала называться «императорской» в соответствии с указом императора Александра I, подписанного в 1808 году) впервые были прикомандированы лекари для прохождения усовершенствования знаний, а в 1858 году был организован первый факультет усовершенствования лекарей, на который зачислялись 10 наиболее отличившихся талантливых выпускников академии.

В мае 1865 года император Александр II утвердил постановление «О путях и способах усовершенствования врачей» что давало право врачам на прикомандирование к высшим учебным заведениям «для освежения и повышения своих знаний» [5].

С 1884 года в Императорской медико-хирургической академии ежегодно обучались 56 военных врачей, совершенствовавшихся в области терапии, хирургии и военной гигиены. Здесь следует отметить, что в России термин «врач» (земский врач, городской врач) начали применять только с середины XIX века, и только по отношению к лицам, находящимся на гражданской службе. В армии сохранился преимущественно термин «лекарь».

Приблизительно в это же самое время велась работа по организации лечебного и образовательного учреждения – Клинического института, в котором гражданские врачи могли бы слушать лекции по разным специальным предметам, получать знания о современном состоянии медицинской науки и о новых достижениях во врачебной практике.

Великая княгиня Елена Павловна – жена Великого князя Михаила Павловича, младшего сына императора Павла I – уже имела опыт управления Повивальным и Мариинским институтами, которые были переданы под ее попечительство в соответствии с духовным завещанием вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Во время Крымской войны (1853–1856 гг.) Великая княгиня организовала Крестовоздвиженскую общину сестёр милосердия для помощи фронту. Высшее военное начальство и сам император Николай I были категорически против присутствия женщин на войне, однако Елене Павловне удалось переубедить императора, и он дал согласие на организацию перевязочных пунктов и подвижных лазаретов при военных лагерях, в которых медицинскую помощь оказывали хорошо подготовленные сестры милосердия. Кроме того, Елена Павловна основала особое отделение для бесплатного пользования раненых офицеров при Максимилиановской лечебнице.

Постоянно сталкиваясь с проблемами оказания качественной медицинской помощи, Елена Павловна пришла к мысли о необходимости предоставления врачам возможности дополнительно обучаться практической деятельности в больницах, лечебницах и институтах, находящихся под ее покровительством. Великая княгиня написала на имя министра финансов Российской империи документ, в котором была сформулирована идея создания специального учреждения для усовершенствования врачей. Эта идея была поддержана профессором Императорской медико-хирургической академии, личным врачом Великой княгини Елены Павловны Э.Э. Эйхвальдом и лейб-медиком консультантом и заслуженным профессором и почетным членом Императорской медико-хирургической академии Н.Ф. Здекауером, который также входил в круг общения Великой княгини.

Для постройки и организации Клинического института Елена Павловна выделила 75 000 рублей из собственных средств. В 1871 году она получила разрешение на строительство института на Преображенском плацу [6]. Однако Великая княгиня скончалась 9 января 1873 года, не успев закончить свой блестящий проект. Завершила замысел матери герцогиня Екатерина Михайловна Мекленбург-Стрелицкая, дочь Елены Павловны. Она достроила и запустила в работу Клинический институт, которому дала имя Великой княгини – «Еленинский Клинический Институт» – и взяла его под свое покровительство. Первый в мире Клинический институт для усовершенствования врачей был открыт в России в Петербурге в 1885 году. Директором института был назначен профессор Э.Э. Эйхвальд.

Благодаря усилиям Екатерины Михайловны, государство взяло на себя обязательство ежегодно выделять на содержание института 35 000 рублей. Позже были получены единовременно еще 10 000 рублей.

Профессор Э.Э. Эйхвальд сформулировал основные идеи, которые должны были лечь в основу организации института. Он считал, что институт должен стать высококвалифицированным «комбинатом», организованным по последнему слову науки и техники, «в котором были бы сосредоточены лучшие медицинские силы России для целей усовершенствования врачей» [7]. Большое внимание Э.Э. Эйхвальд уделял требованиям к преподавательскому составу: 1) преподавать имеют право только врачи, защитившие докторские диссертации; 2) практические курсы должны проводить старшие врачи; 3) старшие врачи должны иметь самостоятельные труды; 4) результаты научных исследований должны использоваться в процессе обучения и др.

При институте были открыты терапевтическая и хирургическая клиники на 80 кроватей, а также хирургическое, терапевтическое и физиологическое подразделения, прозекторская, амбулаторное отделение и аптека. В штате института состояли более 20 человек, из них 10 человек – преподаватели. Уход за больными осуществляли сестры Крестовоздвиженской общины. Врачи учились по собственному желанию, никаких особых требований к зачислению на курсы не было. Однако поступить на курсы было довольно сложно из-за большого количества желающих. Некоторые врачи одновременно записывались на несколько курсов и занимались с утра до вечера. В 1895 году при Клиническом институте был открыт бесплатный воскресный университет. Лекции читали приглашенные известные врачи, ученые, писатели, рассказывавшие о достижениях в области медицины, естественных и гуманитарных наук, современных тенденциях в литературе. Основной целью университета было повышение общеобразовательного уровня врачей.

Клинический институт в основном предлагал врачам обучение по «узкой» специальности. Это было связано с тем, что уже в XIX веке сформировалось мнение, что «ранняя и узкая специализация медиков нежелательна. Организация же института для возможности дальнейшего усовершенствования врачей… весьма желательна» (цитируется диссертация М.Н. Преображенского из работы [7]).

В Еленинском клиническом институте в те годы лечили и преподавали профессора Э.Э. Эйхвальд, М.И. Афанасьев, Н.В. Склифосовский, Г.Ф. Тилинг, Д.О. Отт, Н.Д. Монастырский, О.О. Мочутковский, А.К. Лимберг, Д.Л. Романовский, Н.А. Михайлов, Г.В. Хлопин и др.

Позже были открыты еще несколько специализированных отделений: глазное, гинекологическое, нервное, ЛОР, урологическое, сифилитическое. Количество коек возросло до 211 больничных мест [8].

Значительная роль в развитии дела усовершенствования врачей принадлежала организованному при Клиническом институте Обществу содействия совершенствованию врачей. Правление Общества поставило своей задачей «объединить все имеющиеся в Петербурге больничные и учебные учреждения с их ученым персоналом в целях научного усовершенствования врачей». В основу организации курсов Правление Общества положило следующие тезисы (1906 год) [9]: основное внимание необходимо обращать на практическую сторону занятий; при организации курсов следует исходить из разной степени подготовленности врачей, например, врачей, работавших в хирургии, на курсах следует обучить редким и сложным операциям, а врачей, не работавших в хирургии, следует обучать типичным, наиболее употребительным операциям; необходимо систематически организовывать общие чтения, направленные на ознакомление широкой массы врачей с основными достижениями последних лет в области науки и практики.

К 1917 году в Еленинском Клиническом Институте прошли обучение более 10 000 земских, городских и частнопрактикующих врачей. В годы первой мировой войны в институте были организованы курсы сестёр милосердия и развернут госпиталь. В Санкт-Петербурге усовершенствование врачей также проводилось в Институте экспериментальной медицины, Императорском Клиническом повивально-гинекологическом институте, Глазной больнице и др.

В Москве врачи могли обучаться в гинекологическом и бактериологическом институтах при Московском университете. В 1907 году под влиянием медицинской общественности во главе с правлением Пироговского общества были организованы курсы усовершенствования врачей при губернских больницах. Квалификацию можно было повысить и на рабочих местах в клиниках Н.И. Быстрова (педиатрия), А.Г. Полотебнова (кожные болезни), А.А. Коломнина (хирургия) [10]. Тогда же было обращено внимание на особенности преподавания на курсах: необходимость уделять большее внимание практической стороне, для чего сделать доступными для слушателей все амбулатории, клиники, лаборатории, допустить слушателей к участию в операциях. Было получено разрешение руководства на печать конспектов лекций в медицинской прессе.

Исторический анализ становления и развития системы усовершенствования врачей в России позволяет сделать вывод о том, что, начиная с ХVII века, государственные власти и общественность большое внимание уделяли проблемам повышения качества подготовки медицинского персонала, прежде всего военных врачей. В табл. 1 показаны основные этапы и факторы, приведшие к появлению системы усовершенствования врачей, действующей и в настоящее время, но в новом, более современном качестве.

Таблица 1

Хронология становления и развития системы усовершенствования врачей в дореволюционной России

Год Царствующий монарх Событие Где Цель
1654 Алексей Михайлович Открытие первой медицинской школы Москва Подготовка военных лекарей
1733 Анна Иоанновна Открытие первых госпитальных школ при Адмиралтейском и Сухопутном госпиталях Санкт-Петербург Подготовка военных лекарей
1763 Екатерина II Учреждение Медицинской коллегии Санкт-Петербург Подготовка медицинских кадров, учет лекарей, оценка знаний лекарей и др.
1764 Екатерина II Медицинская коллегия получила право присваивать лекарям ученую степень доктора медицины Санкт-Петербург Повышение качества подготовки лекарей
1798 Павел I Подписание именного указа «Об устроении при главных госпиталях особого здания для врачебного училища и учебных театров» Санкт-Петербург Подготовка медицинских кадров — классных чинов военного ведомства:

лекарей, аптекарей и др.

1841 Николай I Прикомандирование врачей к Императорской медико-хирургической академии Санкт-Петербург Усовершенствование лекарей – военных врачей
1858 Александр II Организация первого факультета усовершенствования врачей при Императорской медико-хирургической академии Санкт-Петербург Усовершенствование лекарей – военных врачей
1865 Александр II Постановление «О путях и способах усовершенствования врачей» Санкт-Петербург Прикомандирование врачей к высшим учебным заведениям «для освежения и повышения своих знаний»
1885 Александр III Открытие первого в мире Еленинского Клинического института для усовершенствования врачей Санкт-Петербург Усовершенствование врачей
1907 Николай II Организация курсов усовершенствования врачей при губернских больницах Москва Усовершенствование врачей

В статье профессора И.Н. Денисова [11] отмечено, что «качество оказываемой медицинской помощи не может быть выше уровня полученного образования». Отсюда следует, что понятие профессионализма в медицине включает наличие устойчивых мотивов к самообучению и поддержанию должного профессионального уровня, глубокое владение информацией, общую культуру и др. Поэтому одной из первоочередных задач системы здравоохранения остается повышение эффективности и дальнейшее развитие системы дополнительного образования в здравоохранении.

 

Выводы

  1. Характерной чертой системы усовершенствования врачей в России на протяжении почти четырех веков является ее государственно-общественный характер, что подтверждает глубокую взаимосвязь между государственными, общественными и личными интересами, а также потребностями в высоком качестве медицинских услуг [12].
  2. Важной особенностью системы усовершенствования врачей в России является наличие медицинских образовательных организаций, осуществляющих реализацию широкого спектра образовательных услуг. Другая особенность — наличие профессиональных кадров (преподавателей, администраторов), работающих только в этой системе [12].
  3. На всем протяжении становления системы усовершенствования врачей в России большое внимание уделялось вопросам организации учебного процесса, квалификации преподавателей, ориентации на практическую часть подготовки врачей.

 

Литература

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь. — М.: Русское слово, 1996 г. – 5547 с.
  2. Егорышева И.В. Медицинская коллегия (к 250-летию со времени ее создания) //Клиническая медицина. – 2013. – №10. — С.72–73.
  3. Смирнова Е.М. «Медицинские чины» в российской провинции (XVIII –середина XIX вв.) //Новый исторический вестник. – 2011. – №28. – С. 6–13.
  4. Юркевич Е.И. Военный Петербург эпохи Павла I. – М.: Центрполиграф, 2007. – 326 с.
  5. Медицина. Культура. Милосердие: в фотографиях и документах конца XIX — начала ХХ века / [авт.-сост. В. Н. Занозина и др.]. – СПб.: Лики России, 2002. – 237 с.
  6. Шестак Н.В. Дополнительное образование медицинских кадров в России: история, развитие, перспективы //Знание, понимание, умение. – 2010. – №10. – С. 167–173.
  7. Зеликсон Е.Ю. Две системы усовершенствования врачей. К 50 -летнему юбилею института усовершенствования врачей им. С.М. Кирова в Ленинграде (1885–1935). – М.Л.: АН СССР, 1936.
  8. Беляков Н.А., Хмельницкий О.К., Щербо А.П. Императорский клинический институт Великой княгини Елены Павловны. Российская школа усовершенствования врачей (1885–1917 годы). – СПб.: СПбМАПО, 1999. – 384 с.
  9. Санкт-Петербургское врачебное общество взаимной помощи. Протоколы заседаний за 1906 – 1910 гг. Т. 5–8. – СПб., 1911.
  10. Савченко М.Г. Очерк развития системы повышения квалификации врачебных кадров в СССР. – Кишинев: Партийное издательство ЦК КП Молдавии, 1967. – 132 с.
  11. Денисов И.Н. Медицинское образование: ситуация сегодня и пути совершенствования подготовки врачей // Врач. – 2005. – №4. – С. 4–7.
  12. Шестак Н.В. Технологическое обеспечение системы дополнительного образования в здравоохранении. Дис. … д-ра пед. наук. — СПб., 2010. [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/tehnologicheskoe-obespechenie-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovanija-v-zdravoohranenii.htmlenii (дата обращения: 12.07.2016).

 

Сведения об авторе:

Шестак Надежда Владимировна, доктор педагогических наук, доцент, декан факультета профилактической медицины и организации здравоохранения, руководитель Центра подготовки педагогов профессионального образования, зав. кафедрой медицинской педагогики, философии и иностранных языков, Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования,

 

«Formation and development of system of improvement of doctors in pre-revolutionary Russia»

 N.V. Shestak,  Dr. Sci. Ped., the Dean of the Department of the Preventive Medicine and Public Health, the Head of the Center for training teachers of vocational education, the Head of the Department of medical pedagogics, philosophy and foreign languages, “Russian medical academy of continuing professional education”.

 

References

  1. Brokgauz F.A., Efron I.A. Encyclopedic Dictionary. – M.; Russkoe slovo,1996. – 5547 pp.
  2. Egorysheva I.V. Medical College / To the 250th anniversary of its creation/ Clinical Medicine. 2013.  №10. – Pp. 72–73.
  3. Smirnova E.M. «Medical ranks» in the Russian province (XVIII – mid. XIX centuries.) /The New Historical Bulletin. — 2011. — №28. — Pp. 6–13.
  4. Jurkevich E.I. Military St. Petersburg in the time of Paul I. – M.: Centrpoligraf Publishing, 2007. – 326 pp.
  5. Medicine. Culture. Mercy: in photos and documents of the end of XIX – the beginnings of the XX century. – StPb, Liki Rossii publishing, 2002. – 237 pp.
  6. Shestak N.V. Additional education of medical personnel in Russia: history, development, prospects / Knowledge. Understanding. Skill. – 2010 — №10. – Pp. 167–173.
  7. Zelikson E.Ju. Two systems of improvement of doctors. To 50-ty anniversary of S.M. Kirov Institute of improvement of doctors in Leningrad (1885–1935). – M. – St-Pb.: The Academy of Sciences of the USSR Publishing, 1936.
  8. Beljakov N.A., Hmel’nickij O.K., Shherbo A.P. Imperial clinical institute of the Grand duchess Elena Pavlovna. Russian school of improvement of doctors (1885–1917). – St-Pb, 1999. – 384 pp.
  9. St. Petersburg medical society of mutual aid. Protocols of meetings for 1906 – 1910. V. 58. – St-Pb, 1911.
  10. Savchenko M.G. Sketch of development of system of professional development of doctors in the USSR. Kishinev: Publishing of the Central Committee of the Communist Party of Moldova. — 1967. — 132 pp.
  11. Denisov I.N. Medical Education: today’s situation and ways to improve the trainings of doctors / Vrach (The Doctor). – 2005. – №4. – P. 4–7.
  12. Shestak N.V. Technological support of system of additional education in health care. Doctor’s thesis. St-Pb, 2010. [Electronic resource] // Access mode: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/tehnologicheskoe-obespechenie-sistemy-dopolnitelnogo-obrazovanija-v-zdravoohranenii.html. (date of circulation: 12/07/2016).

Abstract:

The aim of the article is to show the creation experience of doctors improvement system in Russia Before the Revolution. The result of two centuries of activity of the state and the public was the opening of the Helena Clinical Institute, which is considered the first educational institution in the world that carried out training of doctors in narrow specialities with a focus on the latest achievements of the medical science.

Keywords:

hospital school, The Imperial Medical-surgical Academy, the advanced training of doctors, The Clinical Institute for improvement of physicians, E. E. Eichwald, organization of the educational process

Профессия 24.04.2018