ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

  • 1 декабря 2020

    Поздравляем всех наших авторов и читателей, коллег и сотрудников, а также всех тех, кто когда-либо здесь работал или учился, с 90-летием Академии! Желаем успехов и здоровья!

  • 16 ноября 2020

    Выходит в свет третий номер нашего журнала за 2020 год. Читайте наши статьи, становитесь нашими авторами!

  • 14 ноября 2020

    К юбилею Академии мы публикуем отрывок из выходящей в свет книги Л.К. Мошетовой, Д.А. Сычева, М.М. Кнопова, Н.Л. Власовой «90 лет служения Отечеству. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования». В ней дана характеристика основных этапов становления и развития академии в…

  • 16 октября 2020

    Вышел в свет второй номер нашего журнала за 2020 год. Ведущие темы номера: цифровая педагогика и дистанционное образование в условиях пандемии, материалы к 90-летию РМАНПО.

  • 10 октября 2020

    Поздравляем наших коллег со 100 летием Казанской государственной медицинской академии! Подробности о юбилее читайте в во втором номере нашего журнала за этот год: https://bit.ly/2TbQVGc.

Выпуск #4/20

УДК 378.12:614.2/616(571.53-21)
Шифр специальности ВАК 13.00.08

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ АСПИРАНТУРЫ КАК ТРЕТЬЕГО УРОВНЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ (ПО ДАННЫМ ИРКУТСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МЕДИЦИНСКОЙ АКАДЕМИИ ПОСЛЕДИПЛОМНОГО ОБРАЗОВАНИЯ)

Аннотация:

В статье приведен анализ результативности подготовки в аспирантуре Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования за последние 10 лет. Отмечено снижение количества выпускников и защищенных диссертаций. Сформулированы основные причины выявленной тенденции. Проведен сравнительный анализ результатов обучения в аспирантуре после ее реформирования и придания статуса третьего уровня высшего образования.

Ключевые слова:

аспирантура, высшее образование, диссертация, ИГМАПО, РМАНПО.

Введение

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» аспирантура была определена как третий уровень высшего образования [1]. Это означает, что подготовка аспирантов в настоящее время осуществляется согласно требованиям федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС). ФГОС’ы высшего образования по направлениям подготовки в аспирантуре в здравоохранении и медицинских науках были приняты в 2014 г. и в начале 2015 г. вступили в силу. Обучение в аспирантуре стало завершаться государственной итоговой аттестацией в виде государственного экзамена и представления научного доклада об основных результатах научно-квалификационной работы (диссертации). При успешном прохождении государственной итоговой аттестации выпускникам выдаются дипломы об окончании аспирантуры государственного образца и присваивается квалификация «Исследователь. Преподаватель-Исследователь» [2].

Таким образом, цель, статус и содержание обучения в аспирантуре в соответствии с новым «Законом об образовании в Российской Федерации» претерпели существенные изменения [3]. Целью обучения в настоящее время является получение высшего образования (третий уровень – подготовка кадров высшей квалификации). Поэтому для достижения данной цели, по сравнению с ранее существовавшими федеральными государственными требованиями (ФГТ) [4], значительно увеличена образовательная составляющая аспирантуры, в том числе направленная на подготовку к преподавательской деятельности. Меньше времени отведено на научные исследования. Диплом выдается независимо от защиты диссертации в диссертационном совете. При этом основные образовательные программы аспирантуры подлежат обязательной государственной аккредитации, прохождение которой требует больших и несоразмерных этой формальной цели затрат времени, кадровых и материальных ресурсов образовательных и научных организаций. Результатом освоения программы аспирантуры согласно ФГОС является не законченное диссертационное исследование, а формирование компетенций и опыта профессиональной деятельности. Наконец, критерием результативности становится не защита диссертации, но прохождение государственной итоговой аттестации.

Вместе с тем реальной целью аспирантуры была и остается успешная защита кандидатской диссертации. Освоение программы аспирантуры является одним из условий допуска к соисканию ученой степени кандидата наук [5]. Отвечает ли современная концепция аспирантуры как очередного этапа образовательной траектории задаче по своевременной защите кандидатской диссертации? Повысил ли переход на новую образовательную модель реальную, а не формальную результативность подготовки квалифицированных научно-педагогических кадров? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми. В связи с вышеизложенным целью настоящей работы явился анализ результативности подготовки аспирантов в медицинском вузе (на примере Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования — ИГМАПО) в период реформирования института российской аспирантуры.

 

Материалы и методы

Проведен анализ подготовки в аспирантуре ИГМАПО за последние 10 лет. С этой целью проанализированы данные о 83 аспирантах, завершивших обучение в период с 2011 по 2020 гг. В исследование включались обучающиеся, полностью освоившие программу аспирантуры. Критерий «невключения» – досрочное отчисление из ИГМАПО по личному заявлению или из-за академической неуспеваемости. Изучали гендерный и возрастной состав аспирантов, их распределение по формам обучения, направлениям подготовки, источникам финансирования, динамику численности выпускников. Результативность аспирантуры оценивали по доле выпускников аспирантуры, защитивших диссертацию, к общему количеству закончивших обучение. Учитывали сроки защиты диссертации после окончания аспирантуры. Проводили сравнительный анализ результативности аспирантуры среди обучавшихся по ФГТ и ФГОС.

Относительную частоту признака в группе отражали в %. Средние значения представляли в виде среднего арифметического (М) и среднеквадратического отклонения (σ). Статистическую значимость различий относительных показателей оценивали по критерию χ2 , различий средних – по Манну-Уитни. Меру сопряженности признаков в трех и более группах оценивали с помощью критерия χ2 Пирсона. Использовали пакет программ Statistica 10.0 for Windows («StatSoft», США).

 

Результаты и обсуждение

В изучаемый период времени обучение осуществлялось по четырем направлениям подготовки 30.06.01 Фундаментальная медицина, 31.06.01 Клиническая медицина, 32.06.01 Медико-профилактическое дело и 33.06.01 Фармация и 17 профилям, соответствующим 17 научным специальностям.

На рис. 1 представлено распределение выпускников аспирантуры ИГМАПО по годам выпуска.

Рис. 1. Количество выпускников аспирантуры ИГМАПО в зависимости от года выпуска. Пунктирной линией показана линия тренда.

Как видно на рисунке, выпуск аспирантов за последние 10 лет неуклонно снижается. За первые пять лет периода наблюдения выпуск составил 53 человека, за последние пять лет – 30 (падение на 43,4 %). Наши данные согласуются с общероссийской тенденцией: в России выпуск из аспирантуры в 2018 был почти в два раза меньше, чем в 2010 г. (17729 и 33763 человека, соответственно) [6]. Все это отражает системную проблему подготовки научно-педагогических кадров в России, в основе которой лежит комплекс причин, главной из которых является снижение престижа ученого и преподавателя, привлекательности и материальной отдачи ученой степени, в том числе – в здравоохранении. Немаловажное значение имеют переход на формирование набора в аспирантуру по контрольным цифрам приема и отсутствие бюджетного финансирования заочной формы.

Общая характеристика обучавшихся в аспирантуре ИГМАПО представлена в табл. 1.

Таблица 1

Характеристика аспирантов ИГМАПО в 2011–2020 гг.

Признак n %
Мужчин/женщин 30/53 36,1/63,9
Средний возраст (M ±σ) 32,2±7,2
Очная/заочная форма обучения

35/48

42,2/57,8

Бюджетное финансирование/по договору об оказании платных образовательных услуг

74/9

89,2/10,8

Направления подготовки
30.06.01 Фундаментальная медицина

7

8,4

31.06.01 Клиническая медицина

67

80,7

32.06.01 Медико-профилактическое дело

5

6,0

33.06.01 Фармация

4

4,8

 

Таким образом, среди обучавшихся преобладали лица женского пола. Две трети аспирантов проходили обучение по заочной форме. Подавляющее большинство (89%) обучалось за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Среди направлений подготовки лидировало направление подготовки 31.06.01 Клиническая медицина, что соответствует общероссийским статистическим данным [6]. Согласно последним по данному направлению подготовки в 2018 г. было подготовлено 1219 аспирантов, тогда как по фундаментальной медицине – 166, медико-профилактическому делу – 91, по фармации – 71.

В табл. 2 представлена характеристика обучавшихся в аспирантуре ИГМАПО по очной и заочной формам обучения.

Таблица 2

Характеристика аспирантов ИГМАПО в зависимости от формы обучения

Признак

Очная форма

n=35

Заочная форма

n=48

р
Мужчин, n (%)

12 (34,3)

18 (37,5)

>0,05

Средний возраст, (M±σ)

28,0±4,0

35,2±7,6

<0,001

Направление подготовки, n (%)

30.06.01 Фундаментальная медицина

0

7 (14,6)

0,006*

31.06.01 Клиническая медицина

35 (100,0)

31 (66,7)**

32.06.01 Медико-профилактическое дело

0

5 (10,4)

33.06.01 Фармация

0

4 (8,3)

Примечание: * — по критерию c2 Пирсона; ** — р=0,0001 по критерию c2.

 

Как видно, лица, обучавшиеся по заочной форме, были старше. Распределение очных и заочных аспирантов по направлениям подготовки было различным: в очной аспирантуре подготовка велась только по клинической медицине, тогда как три других направления реализовывались исключительно в заочной форме. Преобладание аспирантов, обучавшихся по заочной форме (48 против 35) отражает особенности медицинской науки: в подавляющем большинстве случаев лица, занимающиеся научной деятельностью, остаются врачами или провизорами и продолжают заниматься профессиональной медицинской или фармацевтической деятельностью. С другой стороны, данный факт объясняется невозможностью молодых людей заниматься исключительно в аспирантуре по очевидным материальным причинам.

Среди 83 аспирантов к настоящему моменту успешно защитили диссертацию 39 человек (47,0 %). Среди них 18 (21,7 %) аспирантов защитились в период подготовки в аспирантуре, 16 (19,2 %) – в течение одного года после ее окончания, 5 (6,0 %) – в более поздние сроки. Без учета выпускников 2020 г. доля защитившихся аспирантов возрастает до 50,6 %. Средний срок защиты диссертации от момента окончания аспирантуры составил 0,97±1,53 года. Наиболее поздний срок защиты диссертации – шесть лет после завершения обучения.

На рис. 2 представлена динамика защит диссертаций аспирантами ИГМАПО.

Рис. 2. Динамика защит диссертаций аспирантами ИГМАПО. Пунктирной линией показана линия тренда.

На диаграмме видно, что количество защищенных диссертаций за последние 5 лет существенно уменьшилось: с 2011 по 2015 гг. было защищено 25 работ, с 2016 по 2020 гг. – 14 (падение на 44 %).

Мы проанализировали условия эффективного (с защитой диссертации) и неэффективного обучения в аспирантуре (табл. 3).

Таблица 3

Характеристика аспирантов ИГМАПО в зависимости от результатов обучения*

Признак Результат обучения в аспирантуре

С защитой диссертации

n=39

Без защиты диссертации

n=44

Мужчин/женщин 12/27 18/26
Средний возраст, (M±σ) 33,0±8,3 31,5±6,1
Очная/заочная форма обучения 15/24 20/24
Бюджетное финансирование/по договору об оказании платных образовательных услуг 33/3 39/5
Направление подготовки

30.06.01 Фундаментальная медицина

4 3
31.06.01 Клиническая медицина 30 37
32.06.01 Медико-профилактическое дело 2 3
33.06.01 Фармация 3 1

Примечание: * – различия в группах по всем признакам статистически незначимы (р>0,05).

Из таблицы следует, что эффективность обучения в аспирантуре не зависела от пола, возраста, формы обучения, источника финансирования и направления подготовки. Средний срок защиты диссертации после окончания аспирантуры по очной форме составил 1,2±1,1 года и был длительнее, чем по заочной форме (0,8±1,7 года; р=0,02). Данный факт можно объяснить тем, что на заочную форму чаще поступали аспиранты с научным «заделом», а аспирантура часто была нужна только для подготовки к защите.

Начиная с набора 2014 г. обучение в аспирантуре ИГМАПО осуществлялось по вновь разработанным согласно ФГОС основным профессиональным образовательным программам аспирантуры. Перевод аспирантов, принятых ранее 2014 г., на обучение по новым программам не проводился. Всего за с 2014 по 2020 гг. освоение новых программ аспирантуры завершили 14 человек. Девять человек обучались по очной форме (64,3 %) и пятеро (35,7 %) – по заочной, в то время как до перевода на обучение по ФГОС доля аспирантов-заочников статистически незначимо преобладала 26 (37,7%) и 43 (62,3%) человека, соответственно; р=0,066). Сокращение доли заочных аспирантов в последние годы можно связать с отсутствием бюджетного финансирования заочной аспирантуры по медицинским наукам. К государственной итоговой аттестации было допущено 13 аспирантов (92,9 %). Все допущенные к государственной итоговой аттестации прошли ее успешно.

Среди восьми выпускников 2014-2019 гг., обучавшихся по ФГОС аспирантуры, успешно защитили диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук четыре человека (50,0%). При этом мы не учитывали выпускников 2020 г. в силу короткого срока после окончания аспирантуры и сложившейся в 2020 г. эпидемической обстановки. Среди 69 человек, обучавшихся в аспирантуре по ФГТ (до 2014 г.), диссертация была защищена у 35 (50,7 %). Таким образом, доля защит диссертационных работ при переходе на обучение по ФГОС не увеличилась. При этом успешно прошли государственную итоговую аттестацию (формальные итоги обучения по ФГОС) 92,9% (13 из 14 человек). Лишь один из 14 выпускников (7,1 %), обучавшихся по ФГОС, защитил диссертацию в год выпуска. При обучении по ФГТ данный показатель составил 24,6 % (17 из 69). Налицо тревожная тенденция снижения результативности аспирантуры по основному показателю. Она отмечается и по стране в целом [7]. Если в 2009 г. этот параметр в здравоохранении и медицинских науках составлял 47,3 % (1319 из 2791), то в 2018 г. – 13,0 % (201 из 1547) [6, 8]. Это прямое следствие реформы аспирантуры, а именно, исключения защиты диссертации из основных ее целей. Следует также признать, что одной из главных причин снижения результативности аспирантуры явились проводимые почти одновременно с реформой аспирантуры реорганизация и сокращение сети диссертационных советов, ужесточение требований к качеству работ. Кроме того, у аспиранта сейчас меньше поводов для досрочной защиты диссертации, так как почти отсутствует возможность досрочного окончания аспирантуры с выдачей диплома (интенсивность обучения ограничивается 75 зачетными единицами в год при общем объеме в 180 зачетных единиц, необходимость обучения по индивидуальному плану [2]), а после защиты диссертации прекращается выплата стипендии при обучении «на бюджете». При этом нами отмечено статистически незначимое сокращение средней длительности срока защиты после окончания аспирантуры у лиц, обучавшихся по ФГОС (0,75±0,5 vs 1,0±1,6 года, соответственно; р>0,05).

Важным критерием эффективности обучения является трудоустройство выпускников. Мы проанализировали места трудоустройства выпускников аспирантуры в изучаемой выборке. Оказалось, что подавляющее большинство (n=71, 85,5 %) продолжили работать в медицинских или фармацевтических организациях; 12 человек (14,5%) были трудоустроены в медицинских вузах. Среди обучавшихся по ФГОС данный показатель составил 14,3 % (2 из 14), среди обучавшихся по ФГТ – 14,5 % (10 из 69).

Заключение

Анализ полученных данных показал, что за 10-летний период в ИГМАПО произошло снижение численности аспирантов на 43,4 % и продолжается падение результативности аспирантуры по критерию выпуска из аспирантуры с защитой диссертации (с 24,6 % до 7,1 %), что отражает общероссийскую тенденцию. Заочная форма, по нашим данным, не снижает эффективность обучения в аспирантуре. Доля заочной формы обучения в общей численности сокращается. Придание аспирантуре статуса третьего уровня высшего образования и переход на обучение по основным профессиональным образовательным программ высшего образования по требованиям ФГОС не привели к росту числа аспирантов, ее результативности по удельному весу успешных защит кандидатских диссертаций и количеству трудоустроенных в соответствии с полученной квалификацией.

 

Список литературы

  1. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации: Федер. закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ.
  2. Министерство образования и науки РФ. Приказы. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 31.06.01 Клиническая медицина (уровень подготовки кадров высшей квалификации)»: приказ Минобрнауки России от 3 сентября 2014 г. № 1200 [зарегистр. в Минюсте РФ 15 октября 2014 г. № 34331].
  3. Мосичева И.А. Реализация программ аспирантуры в условиях действия ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» / И.А. Мосичева, Е.В. Караваева, В.Л. Петров // Высшее образование в России. – 2013. – № 8/9. – С. 3–10.
  4. Министерство образования и науки РФ. Приказы. Об утверждении федеральных государственных требований к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура): приказ Минобрнауки России от 16 марта 2011 г. № 1365 [зарегистр. в Минюсте РФ 10 мая 2011 г. № 20700].
  5. Правительство РФ. Постановления. О порядке присуждения ученых степеней» (вместе с «Положением о присуждении ученых степеней»): пост. Правительства РФ от 24 сентября 2013 г. № 842 (ред. от 1 октября 2018 г., с изм. от 26 мая 2020 г.).
  6. Россия в цифрах. 2019: крат. стат. сб. / Росстат. , 2019. – 549 с.
  7. Резник С.Д. Институт аспирантуры российского вуза: состояние, проблемы и перспективы развития / С.Д. Резник, И.С. Чемезов // Вестник Томского государственного университета. – 2018. – № 430. – С. 159–168.
  8. Россия в цифрах – 2010 г. [Электронный ресурс] /Федеральная служба государственной статистики. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/bgd/regl/b10_11/Main.htm

 

Сведения об авторах

Протасов Константин Викторович – доктор медицинских наук, профессор, заместитель директора по науке и развитию; заведующий кафедрой кардиологии и функциональной диагностики, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).

Чебоненко Людмила Борисовна – ведущий специалист отдела координации научной деятельности, Иркутская государственная медицинская академия последипломного образования – филиал ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).

 

THE EFFECTIVENESS OF POSTGRADUATE STUDIES AS THE THIRD LEVEL OF HIGHER EDUCATION IN A MEDICAL UNIVERSITY (ACCORDING TO THE IRKUTSK STATE MEDICAL ACADEMY OF POSTGRADUATE EDUCATION)

 

K.V. Protasov – Doctor of Sciences in Medicine, Professor, Deputy Director for Science and Development; Head of the Department of Cardiology and Functional Diagnostics, Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education – branch of the RMACPE (Irkutsk, Russia).

L.B. Chebonenko – leading specialist of Department of coordination of scientific activities, Irkutsk state medical Academy of postgraduate education – branch of the RMACPE (Irkutsk, Russia).

 

Abstract:

The article presents the analysis of the postgraduate training effectiveness at Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education over the past 10 years. A decrease in the number of graduates and defended dissertations was noted. The main reasons for the revealed tendency were formulated. A comparative analysis of the learning outcomes in postgraduate studies after its reform and giving the status of the third level of higher education is carried out.

Keywords:

graduate school, higher education, dissertation, Irkutsk State Medical Academy of Postgraduate Education, RMACPE.

Практика 29.12.2020