ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 10 марта 2019

    Наш журнал открыт для сотрудничества со специалистами и преподавателями медицинских вузов и организаций со всей страны. Как связаться с редакцией Вы можете узнать на странице нашего сайта «Контакты». Продолжаем набор материалов в в первый и второй выпуски нашего издания.

  • 25 января 2019

    Четвертый номер нашего журнала наконец-то появился на страницах нашего сайта. Читайте статьи номера, делитесь своими мнениями. Ждем Ваших материалов в первые номера 2019 года.

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

  • 23 октября 2018

    Закончилось лето и пришла настоящая осень. А у нас вышел второй номер журнала. Ждем Ваших откликов и оценок!

  • 23 мая 2018

    Наконец-то, первый номер опубликован. Поздравляем наших авторов и сотрудников редакции!

Выпуск 4/18

614.23
14.01.27

Рабочая программа практики подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология» по теме «Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)»

Аннотация:

Представлена рабочая программа практики подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология», которая разработана для подготовки врачей психиатров-наркологов и предназначена для формирования профессиональных компетенций в профилактической, диагностической, психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности в области проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии с установленными требованиями и стандартами. Целью медицинского освидетельствования является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.  

Ключевые слова:

медицинское освидетельствование, состояние опьянения, клинические признаки опьянения, психоактивные вещества, одурманивающие вещества, химико-токсикологические исследования, повышение квалификации, профессиональная образовательная программа, охрана здоровья, профилактические мероприятия.

В течение последних лет в России с целью максимальной объективизации состояния освидетельствуемых при проведении медицинского освидетельствования на состояние опьянения происходит закономерный уход от выявления синдрома опьянения к использованию только объективных, юридически значимых результатов, свидетельствующих о факте употребления этанола и иных психоактивных веществ [3]. Рабочая программа практики подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология» предназначена для формирования у ординаторов профессиональных компетенций в профилактической, диагностической, психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности в области проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения в соответствии с установленными требованиями и стандартами. Целью медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) является установление наличия или отсутствия состояния опьянения, фактов употребления алкоголя, наркотических средств, психотропных, новых потенциально опасных психоактивных, одурманивающих или иных вызывающих опьянение веществ в случаях, установленных законодательством Российской Федерации. Медицинское освидетельствование проводится в организациях (или их обособленных структурных подразделениях), имеющих лицензию на осуществление медицинской деятельности, предусматривающей выполнение работ (оказание услуг) по медицинскому освидетельствованию на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), в том числе с применением специально оборудованных для этой цели передвижных пунктов (автомобилей) для проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения, соответствующих установленным требованиям [2].

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 Рабочая программа практики по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология» относится к вариативной части программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре и является обязательной для освоения обучающимися.

  • Цель программы практики программы подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 08.21 Психиатрия-наркология (далее программа практики) подготовка квалифицированного врача психиатра-нарколога, способного и готового к самостоятельной профессиональной деятельности в охране здоровья граждан путем обеспечения оказания высококвалифицированной медицинской помощи в соответствии с установленными требованиями и стандартами в сфере здравоохранения на основе сформированных универсальных и профессиональных компетенций [1].

сформировать умения:

в профилактической деятельности:

  • руководствоваться нормативно-правовыми документами, регулирующими деятельность врача психиатра-нарколога в области охраны здоровья взрослого населения;
  • формировать здоровый образ жизни у населения РФ;
  • организовывать профилактические мероприятия по предупреждению заболеваний;
  • проводить санитарно-просветительной работу;
  • проводить сбор и медико-статистический анализ информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья.

в диагностической деятельности:

1) обосновать назначение необходимых лабораторно-инструментальных исследований;

2) определять очередность объема, содержания и последовательности диагностических мероприятий;

3) диагностировать клинические признаки опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

в психолого-педагогической деятельности:

1) реализовать этические и деонтологические аспекты врачебной деятельности в общении с коллегами и пациентами.

в организационно-управленческой деятельности:

1) руководствоваться основными нормативно-правовыми документами, определяющими деятельность врача психиатра-нарколога в области охраны здоровья населения; нормативной документацией, принятой в наркологии, документацией для оценки качества и эффективности работы лечебно-профилактического учреждения;

2) составить отчет о своей деятельности и провести ее анализ, оформить медицинскую документацию, утвержденную МЗ РФ.

сформировать навыки:

1) проводить и интерпретировать результаты химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании;

2) выполнять диагностические манипуляции в соответствии с квалификационной характеристикой врача психиатра-нарколога;

3) владеть методиками поведенческой терапии, облегчающей межличностные отношения;

4) компьютерной техникой, возможностью применения современных информационных технологий для решения профессиональных задач.

обеспечить освоение опыта профессиональной деятельности врача психиатра-нарколога:

    в профилактической деятельности:

1) проведения профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, диспансерного наблюдения с целью раннего выявления лиц, склонных или страдающими наркологическими заболеваниями;

3) проведения сбора и медико-статистического анализа информации о показателях здоровья населения различных возрастно-половых групп, характеризующих состояние их здоровья, в том числе о наркологической ситуации на прикрепленном участке работы.

в диагностической деятельности:

1) диагностики заболеваний и патологических состояний в ходе медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) на основе владения лабораторными, инструментальными и иными методами исследования.

в психолого-педагогической деятельности:

1) формирования у населения, пациентов и членов их семей, мотивации, направленной на сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих, в том числе при выявлении лиц, склонных к злоупотреблению алкоголем и табаком, мотивации их на обращение за наркологической помощью.

в организационно-управленческой деятельности:

1) ведения учетно-отчетной документации в лечебно-профилактическом учреждении и его структурных подразделениях;

2) создания в лечебно-профилактическом учреждении и его структурных подразделениях благоприятных условий для пребывания граждан и трудовой деятельности медицинского персонала с учетом требований техники безопасности и охраны труда.

 1.2. Трудоемкость освоения программы производственной (клинической) практики 3 зачетных единицы, что составляет 108 академических часов.

 

2. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

 

Паспорт формируемых компетенций

Индекс компетенции  

 

Умения, навыки, опыт деятельности

 

Количество запланированных

действий

 

Форма контроля

ПК-2 Умение оценить при расспросе и одновременном наблюдении особенности поведения, внешнего вида и высказываний гражданина, дающие основание предположить наличие состояния опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

5

Текущий контроль
Умение получить достаточные для предварительной оценки анамнестические сведения из сопровождающей гражданина медицинской и другой документации, от родственников, сопровождающих лиц, самого гражданина о его преморбидных личностных особенностях, характере опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), времени его возникновения, сопутствующих и провоцирующих факторах

5

Текущий контроль
Умение определить показания к неотложной госпитализации (острые психотические состояния, систематизированные бредовые состояния с выраженной бредовой активностью и тенденцией к агрессии и т. д.)

3

Текущий контроль
Умение оформить медицинскую документацию

2

Текущий контроль
Навык оценки состояния гражданина, сбора жалоб и анамнеза

5

Текущий контроль
Навык проведения краткого профилактического консультирования

1

Текущий контроль
Опыт деятельности:

получение информации о состоянии гражданина

ПК-5 Умение определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных) и организовать их выполнение

1

Текущий контроль
Умение дать правильную интерпретацию результатов специальных методов исследования

1

Текущий контроль
Умение определить клинические признаки опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с нормативными правовыми актами

2

Текущий контроль
Умение оценить степень выраженности клинических признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

3

Текущий контроль
Умение осуществлять отбор и исследования пробы биологического объекта по Правилам проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании

17

Текущий контроль
Навык назначения и оценки лабораторных и инструментальных исследований

17

Текущий контроль
Навык определения симптомов, симптомокомплекca, синдрома

14

Текущий контроль
Опыт деятельности:

получение первичной информации от гражданина

ПК-10 Умение находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции

3

Текущий контроль
Умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям

2

Текущий контроль
Навык планирования работы

4

Текущий контроль
Опыт деятельности:

создание рабочей обстановки, поддержание дисциплины

ПК-11 Умение правильно сформулировать медицинское заключение о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования в рамках проведенных осмотров и инструментальных и лабораторных исследований

3

Текущий контроль
Умение правильно заполнить Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

18

Текущий контроль
Умение правильно заполнить Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

8

Текущий контроль
Умение составить отчет о своей работе и дать анализ ее эффективности

2

Текущий контроль
Навык оформления справок

3

Текущий контроль
Опыт деятельности:

фиксация жалоб гражданина

 

3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПРАКТИКИ

 3.1. Содержание практики

База практической подготовки:

  1. Кафедра наркологии образовательной организации.
  2. Кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения медицинского учреждения.
  3.  

     

    Код

     

     

    Тема рабочей программы учебной дисциплины (модуля).

    Виды профессиональной деятельности

     

     

    Место прохождения

    практики

    Продолжитель-ность Индекс компетенции
    Б2.В.1.1 Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического

    или иного токсического)

    Кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    42 акад.час.

     

    ПК-2; ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.1.1 Основания для проведения медицинского освидетельствования Учебные комнаты кафедры

    6

    акад.час.

    ПК-2; ПК-5; ПК-10
    Б2.В.1.1.2 Порядок проведения медицинского освидетельствования Кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    18

    акад.час.

    ПК-2; ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.1.3 Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования Кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    12

    акад.час.

    ПК-2; ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.1.4 Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании Учебные комнаты кафедры

    6

    акад.час.

    ПК-5
    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

     

    Кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    36

    акад.час.

    ПК-2; ПК-5
    Б2.В.1.3 Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) Кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    18

    акад.час.

    ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.4 Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) Кабинет медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    12

    акад.час.

    ПК-5; ПК-10; ПК-11

     

    4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

     

       4.1. Сроки обучения: в соответствии с учебным планом и календарным учебным графиком образовательной организации.

       4.2. Промежуточная аттестация: зачет (в соответствии с учебным планом основной программы).

  1.  
             Виды учебной работы Количество часов/зачетных единиц
    Обязательная аудиторная работа (всего)

     в том числе:

    81 акад.час.
    — практика 81 акад.час.
    Внеаудиторная (самостоятельная) работа ординатора  

    в том числе:

    27 акад.час.
    — изучение тем, вынесенных на самостоятельную проработку 27 акад.час.
    Итого: 108 акад.час./3 з.ед.

     

    4.3. Разделы дисциплины и виды занятий

  1.  
      Кол-во часов Индексы формируемых компетенций
     

    Код

     

    Название раздела дисциплины

     

    Прак-тика

     

    СР

    Б2.В.1.1 Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического

    или иного токсического)

    30

     

    12

     

    ПК-2; ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.1.1 Основания для проведения медицинского освидетельствования

     

    6

    ПК-2; ПК-5; ПК-10
    Б2.В.1.1.2 Порядок проведения медицинского освидетельствования

    18

     

    ПК-2; ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.1.3 Порядок оформления результатов медицинского освидетельствования

    12

     

    ПК-2; ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.1.4 Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании

     

    6

    ПК-5
    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    24

     

    12

    ПК-2; ПК-5
    Б2.В.1.3 Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    18

     

    ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Б2.В.1.4 Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    9

     

    3

    ПК-5; ПК-10; ПК-11
    Итого за семестр

    81

    27

     

  2. 4.4. Производственная (клиническая) практика
  3. Производственная (клиническая) практика предназначена для формирования у врачей-ординаторов компетенций в соответствии с целью и задачами программы ординатуры. Способы проведения производственной (клинической) практики: стационарная; выездная.Практическая подготовка лиц, получающих высшее медицинское образование, обеспечивается путем их участия в осуществлении медицинской деятельности в соответствии с образовательными программами и организуется:1) в образовательных и научных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (клиники);2) в медицинских организациях, в том числе медицинских организациях, в которых располагаются структурные подразделения образовательных и научных организаций (клиническая база);3) в судебно-экспертных учреждениях и иных организациях, осуществляющих деятельность в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации.Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности. 
  4. 4.5. Самостоятельная (внеаудиторная) работа
  5.  Самостоятельная работа обучающихся на практике направлена на формирование и совершенствование умений, навыков и опыта профессиональной деятельности, лежащих в основе формируемых компетенций, а также на развитие навыков самоорганизации и самодисциплины. Контроль самостоятельной работы организуется как единство нескольких форм: самоконтроль, взаимоконтроль, контроль со стороны преподавателя. Тематика самостоятельной работы обучающихся: (27 акад. час.)Подготовка стендового доклада (постера): Основания для проведения медицинского освидетельствования (6 акад. час.).Составление клинических тестов по теме: Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании (6 акад. час.).Написание реферата на тему: Вопрос медицинского освидетельствования в Российской Федерации (2 акад.час.).Написание реферата на тему: Вопросы медицинского освидетельствования в ратифицированных Российской Федерацией международных документах (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Юридические и медицинские критерии состояния опьянения (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Интерпретация результатов химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения этанолом (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения опиатами (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения психостимуляторами (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения галлюциногенами (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения каннабиноидами (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения препаратами гипно-седативной группы (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения парами летучих углеводородов (2 акад.час.).

    Написание реферата на тему: Особенности медицинского освидетельствования при беспомощном (тяжелом) состоянии обследуемого (2 акад.час.).

    Разработка и подготовка презентации: Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) (3 акад. час.).

     4.6. Организация самостоятельной (внеаудиторной работы) обучающихся:

     

    Код Название раздела дисциплины, темы Виды самостоятельной работы Кол-во часов/

    зачетных единиц

    Индексы форми

    руемых компе-

    тенций

    Б2.В.1.1.1 Основания для проведения медицинского освидетельствования Подготовка стендового доклада (постера): Основания для проведения медицинского освидетельствования

    6

    ПК-2; ПК-5; ПК-10
    Б2.В.1.1.4 Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании Составление клинических тестов по теме: Правила проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании

    6

    ПК-5
    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Вопрос медицинского освидетельствования в Российской Федерации
    (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Вопросы медицинского освидетельствования в ратифицированных Российской Федерацией международных документах
    (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Юридические и медицинские критерии состояния опьянения (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Интерпретация результатов химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения этанолом (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения опиатами (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения психостимуляторами (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения галлюциногенами (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения каннабиноидами (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения препаратами гипно-седативной группы (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Диагностика расстройств функций психической деятельности при медицинском освидетельствовании на состояние опьянения парами летучих углеводородов (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.2 Клинические признаки опьянения

    (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    Написание реферата на тему: Особенности медицинского освидетельствования при беспомощном (тяжелом) состоянии обследуемого (2 акад.час.)

    2

    ПК-2;

    ПК-5

    Б2.В.1.4 Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) Разработка и подготовка презентации: Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

    3

    ПК-5,

    ПК-10;

    ПК-11

     

    5. ОРГАНИЗАЦИЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ И ПРОМЕЖУТОЧНОЙ АТТЕСТАЦИИ

 Текущий контроль направлен на систематическую проверку выполнения заявленных в паспорте компетенций умений и навыков. Задача текущего контроля – мониторинг процесса формирования умения или навыка, на основе указанного в паспорте компетенций количества запланированных действий.

Промежуточная аттестация осуществляется в соответствии с учебным планом основной Программы. Задача промежуточной аттестации – оценка сформированности умений, навыков и соответствующих компетенций. Для оценки сформированности профессиональных умений и навыков используются оценочные листы (чек-листы). Контроль и оценка сформированности универсальных и профессиональных компетенций осуществляется с использованием ситуационных задач и выполнения практических заданий. Формы и периоды промежуточной аттестации устанавливаются учебным планом основной Программы.

 

6. ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА

 6.1. Текущий контроль

 

Индекс компетенции  

 

Умения, навыки, опыт деятельности

 

 

Запланировано действий

(кол-во)

 

 

Выполнено действий

(кол-во)

ПК-2 Умение оценить при расспросе и одновременном наблюдении особенности поведения, внешнего вида и высказываний гражданина, дающие основание предположить наличие состояния опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

5

Количество выполненных действий отражается и заверяется куратором в Дневнике практики
Умение получить достаточные для предварительной оценки анамнестические сведения из сопровождающей гражданина медицинской и другой документации, от родственников, сопровождающих лиц, самого гражданина о его преморбидных личностных особенностях, характере опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического), времени его возникновения, сопутствующих и провоцирующих факторах

5

Умение определить показания к неотложной госпитализации (острые психотические состояния, систематизированные бредовые состояния с выраженной бредовой активностью и тенденцией к агрессии и т. д.)

3

Умение оформить медицинскую документацию

2

Навык оценки состояния гражданина, сбора жалоб и анамнеза

5

Навык проведения краткого профилактического консультирования

1

Опыт деятельности:

получение информации о состоянии гражданина

ПК-5 Умение определить необходимость специальных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных) и организовать их выполнение

1

Количество выполненных действий отражается и заверяется куратором в Дневнике практики
Умение дать правильную интерпретацию результатов специальных методов исследования

1

Умение определить клинические признаки опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) в соответствии с нормативными правовыми актами

2

Умение оценить степень выраженности клинических признаков опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

3

Умение осуществлять отбор и исследования пробы биологического объекта по Правилам проведения химико-токсикологических исследований при медицинском освидетельствовании

17

Навык назначения и оценки лабораторных и инструментальных исследований

17

Навык определения симптомов, симптомокомплекca, синдрома

14

Опыт деятельности:

получение первичной информации от гражданина

ПК-10 Умение находить и принимать ответственные управленческие решения в условиях различных мнений и в рамках своей профессиональной компетенции

3

Количество выполненных действий отражается и заверяется куратором в Дневнике практики
Умение видеть проблемы, выделять в них наиболее существенные стороны, быть восприимчивым к новизне и изменениям

2

Навык планирования работы

4

Опыт деятельности:

создание рабочей обстановки, поддержание дисциплины

ПК-11 Умение правильно сформулировать медицинское заключение о состоянии освидетельствуемого на момент проведения медицинского освидетельствования в рамках проведенных осмотров и инструментальных и лабораторных исследований

3

Количество выполненных действий отражается и заверяется куратором в Дневнике практики
Умение правильно заполнить Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

18

Умение правильно заполнить Журнал регистрации медицинских освидетельствований на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

8

Умение составить отчет о своей работе и дать анализ ее эффективности

2

Навык оформления справок

3

Опыт деятельности:

фиксация жалоб гражданина

 

6.2. Промежуточная аттестация

 

6.2.1. Контроль сформированности профессиональных умений и навыков с использованием оценочного листа (чек-листа)

 

Оценочный лист (чек-лист) № 01

контроля сформированности профессиональных умений и навыков ординатора – ПК-2, ПК-11

Симуляционное оборудование: Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)

Название умения или навыка в соответствии с паспортом компетенций Этапы выполнения умения или навыка Элементы умения или навыка Время, необходимое для выполнения умения или навыка Оценка

 

 

Примечание
Правильно заполнить Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического) Паспортные сведения медицинского освидетельствования 1. Сведения об освидетельствуемом лице 3 минуты   Дата рождения;

Адрес места жительства;

Основание для заполнения сведений об освидетельствуемом лице.

2. Основание для медицинского освидетельствования 2 минуты   Протокол о направлении на медицинское освидетельствование;

Письменное

направление работодателя; Личное  заявление; Фамилия, имя, отчество (при

наличии) должностного лица, направившего на медицинское

освидетельствование.

3. Наименование структурного подразделения медицинской организации, в

котором проводится медицинское освидетельствование

1 минута    
4. Дата и точное время начала медицинского освидетельствования 1 минута  
 5. Кем освидетельствован 4 минуты   Должность, фамилия и инициалы врача (фельдшера);

Сведения о прохождении подготовки по вопросам проведения медицинского

освидетельствования: наименование медицинской организации, дата выдачи

документа.

Оценка состояния освидетельствуемого лица 6. Внешний вид освидетельствуемого. 2 минуты   Наличие видимых повреждений; Наличие следов от

инъекций.

7. Жалобы освидетельствуемого на свое состояние. 3 минуты   Оценены и перечислены все микроскопические изменения слизистой оболочки гортани и трахеи, а также подвижность элементов гортани.
8. Изменения психической деятельности освидетельствуемого. 4 минуты   Результат пробы Шульте.
9. Вегетативно-сосудистые реакции освидетельствуемого 3 минуты   Зрачки;

Реакция зрачков на свет;

Склеры;

Нистагм.

10. Двигательная сфера освидетельствуемого 6 минут   Речь;

Походка;

устойчивость в позе Ромберга;

Точность выполнения координационных проб;

Результат пробы Ташена.

11. Наличие заболеваний нервной   системы, психических расстройств,

перенесенных травм

2 минуты   Заполняется со слов освидетельствуемого.
12. Сведения о последнем употреблении алкоголя, лекарственных средств,

наркотических средств и психотропных веществ

4 минуты   Заполняется со слов освидетельствуемого.
Химико-токсикологическое исследование биологических объектов

освидетельствуемого лица

13. Наличие алкоголя в выдыхаемом воздухе освидетельствуемого 6 минут   Время первого исследования, наименование технического средства

измерения, его заводской номер, дата последней поверки, огрешность

технического средства измерения, результат исследования;

Второе исследование через 15-20 минут: время исследования,

результат исследования (наименование технического средства измерения, его

заводской номер, дата последней поверки, погрешность технического средства

измерения указываются в случае использования другого технического средства

измерения).

14.  Время отбора биологического объекта у освидетельствуемого 3 минуты   Результаты химико-токсикологических исследований биологических объектов

(название лаборатории, методы исследований, результаты исследований, номер

справки о результатах химико-токсикологических исследований).

15.  Другие данные медицинского осмотра или представленных документов 2 минуты   Указать, какие, дату проведенных медицинских вмешательств.
16.  Дата и точное время окончания медицинского освидетельствования 1 минута  
17. Медицинское заключение, дата его вынесения 1 минута  
18. Подпись врача (фельдшера), печать 1 минута  

 

Максимальное количество баллов: 18 баллов

Набранное количество баллов: ________________    

 

 Примеры ситуационных задач (кейс-задач), выявляющих практическую подготовку ординатора:

Индекс компетенции  

 

Ситуационные задачи (кейс-задачи)

 

 

Ответ

ПК-2, ПК-5 Больной А., 19 лет, доставлен машиной скорой медицинской помощи в приемное отделение токсикологического центра с явными признаками опьянения. Объективно: блеск глаз и покраснение конъюнктивы, расширение зрачков, неестественная бледность кожных покровов, кожа на ощупь холодная, на лбу капли пота. Температура тела снижена, пульс 105 ударов в минуту, частота дыхания 30 дыхательных движений в минуту, речь становится заплетающейся как при алкогольном опьянении. Координация движений нарушена: опьяневший молодой человек пошатывается, пальцы рук дрожат. Ощущается специфический сладковатый запах смолы от одежды и волос.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Инструкция:  выберите один правильный ответ:
1. О какой наркомании свидетельствуют наблюдаемые симптомы?

А) Кокаиновой наркомании

Б) Гашишной наркомании

В) Героиновой наркомании

Г) Барбитуровой наркомании

Д) Опийной наркомании

Ответ  Б

 

Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:

А) – если правильны ответы 1, 2 и 3

Б) — если правильны ответы 1 и 3

В) – если правильный ответ 2 и 4

Г) – если правильный ответ 4

Д) – если правильны ответы 1, 2, 3 и 4

2. Какие симптомы наблюдаются при выходе из гашишной интоксикации?

1. уменьшается возбуждение

2. усиливается вялость

3. нарастает слабость, заторможенность, апатия

4. снижается артериальное давление

Ответ  Д
Инструкция: выберите правильный ответ по схеме:

А) – если правильны ответы 1, 2 и 3

Б) — если правильны ответы 1 и 3

В) – если правильный ответ 2 и 4

Г) – если правильный ответ 4

Д) – если правильны ответы 1, 2, 3 и 4

3. Какие симптомы можно наблюдать при передозировке гашиша?

1. нарушение сознания (от оглушенности до сопора и комы)

2. судорожные припадки

3. психоз

4. псевдореминисценции

Ответ  А

6.2.3. Примеры заданий, проверяющих практическую подготовку ординатора

 

Проверяемые компетенции Содержание задания Эталон ответа
ПК-5; ПК-11 Концентрация этанола в крови составляет 0,1 г/л. Можно ли считать, что водитель находился в состоянии опьянения 1 ч назад? При максимально возможной величине параметра β60 в крови концентрация этанола за 1 ч не могла снизиться более чем на 0,254 г/л. Таким образом, 1 час назад уровень этанола в крови водителя составлял 0,1+0,25=0,35 г/л, что меньше 0,45 г/л — концентрации, соответствующей ПДК этанола в выдыхаемом воздухе при максимально возможном коэффициенте пропорциональности.
ПК-5; ПК-11 Мог ли прием одного бокала сухого вина вечером быть причиной обнаружения этанола в выдыхаемом воздухе в концентрации 0,16 мг/л утром следующего дня, т.е. спустя 8 часов? Объем бокала обычно равен 150 мл. В 150 мл сухого вина крепостью 12,5%(об.) содержится 14,8 г чистого этанола:

12,5 мл/100мл × 0,79 г/мл × 150 мл=14,8 г,

где 0,79 г/мл – плотность этанола.

Известно, что удельная скорость элиминации этанола у человека составляет 0,1 – 0,125 г/кг (массы тела) в час. При указанной массе тела (80 кг) скорость элиминации, выраженная в абсолютных единицах массы, будет находиться в диапазоне: от 0,1 г/(кг×ч) × 80 кг = 8 г/ч до 0,125 г/(кг×ч) × 80 кг = 10 г/ч.

Таким образом, элиминация этанола, содержащегося в 150 мл вина крепостью 12,5 об.%, займет не более 14,8 г/8 г/ч=1,85 ч (1 ч 51 мин). Отсюда следует, что прием указанного количества спиртного напитка не мог повлиять на показания прибора через 8 часов.

 

 

7.УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


7.1. Учебно-методическая документация и материалы:

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (редакция от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 65. Медицинское освидетельствование.
  2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015 г. №933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

 

7.2. Литература

 В качестве учебной литературы используется оригинальная монографическая и периодическая литература по тематике специальности. К основным средствам обучения также относятся учебно-методические комплексы, аудио- и видеокурсы, справочная литература, словари (толковые, общие и отраслевые).

 Основная литература

  1. Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ (редакция от 03.08.2018) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Статья 65. Медицинское освидетельствование.
  2. Приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации от 18 декабря 2015г. №933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического).

 Дополнительная литература

  1. Баринская Т.О., Смирнов А.В. Скорость снижения концентрации этанола в биосредах в фазе элиминации / Наркология. — 2012. — №4. — C. 76–81.
  2. Баринская Т.О. Эндогенный этанол и алкоголь пищевых продуктов (обзорная статья) / Независимость личности. Т.2. — 2010. — №2(4). — C. 39–42
  3. Егоров В.Ф., Панкратова В.И. О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения / Российская Наркологическая Лига. Официальный сайт (r-n-l.ru)

 

Заключение

Рабочая программа практики подготовки кадров высшего образования в ординатуре по специальности 31.08.21 «Психиатрия-наркология» по теме «Проведение медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)» со сроком освоения 108 академических часов предназначена для формирования у ординаторов профессиональных компетенций в профилактической, диагностической, психолого-педагогической и организационно-управленческой деятельности в соответствии с установленными требованиями и стандартами. Она включает следующие разделы: планируемые результаты освоения программы практики, содержание рабочей программы практики, организационно-педагогические условия реализации программы, организация текущего контроля и промежуточной аттестации, оценочные средства и учебно-методическое обеспечение учебного процесса по рабочей программе.

 

Список литературы:

  1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 25 августа 2014 г. №1063 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.21 Психиатрия-наркология (уровень подготовки кадров высшей квалификации)». Зарегистрировано в Минюсте России 23 октября 2014 г., №34429.
  2.  Приказ Министерства здравоохранения РФ от 18 декабря 2015 г. № 933н «О порядке проведения медицинского освидетельствования на состояние опьянения (алкогольного, наркотического или иного токсического)». Зарегистрировано в Минюсте России 11 марта 2016 г., №41390.
  3. Бурцев А.А., Баканов К.С., Благов Л.Н., Киржанова В.В. Медицинское освидетельствование на состояние опьянения в России: актуальные проблемы и перспективы развития / Журнал «Наркология». – 2018. – № 10 – С. 52-62.

 

 Сведения об авторе:

Булатников Александр Николаевич — кандидат медицинских наук, доцент, доцент кафедры наркологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Москва), ГБУЗ ДЗМ Московский научно-практический центр наркологии (Москва).

.

Abstract:

The working program for the training of higher education personnel in residency on specialization 31.08.21 «Psychiatry-narcology», which is developed for training of psychiatrists-narcologists and it is intended for the formation of professional competencies in preventive, diagnostic, psychological, pedagogical and organizational and managerial activities in the field of medical examination for intoxication in accordance with the established requirements and standards. The purpose of the medical examination is to establish the presence or absence of a state of intoxication, the facts of alcohol, drugs, psychotropic, new potentially dangerous psychoactive, intoxicating or other intoxicating substances in cases established by the legislation of the Russian Federation.    

Keywords:

medical examination, state of intoxication, clinical signs of intoxication, psychoactive substances, intoxicating substances, chemical and toxicological studies, advanced training, professional educational program, health protection, preventive measures.

Профессия 30.01.2019