ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 10 марта 2019

    Наш журнал открыт для сотрудничества со специалистами и преподавателями медицинских вузов и организаций со всей страны. Как связаться с редакцией Вы можете узнать на странице нашего сайта «Контакты». Продолжаем набор материалов в в первый и второй выпуски нашего издания.

  • 25 января 2019

    Четвертый номер нашего журнала наконец-то появился на страницах нашего сайта. Читайте статьи номера, делитесь своими мнениями. Ждем Ваших материалов в первые номера 2019 года.

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

  • 23 октября 2018

    Закончилось лето и пришла настоящая осень. А у нас вышел второй номер журнала. Ждем Ваших откликов и оценок!

  • 23 мая 2018

    Наконец-то, первый номер опубликован. Поздравляем наших авторов и сотрудников редакции!

Выпуск #3/18

616.001.01
14.01.15, 14.03.11

ПРОБЛЕМА ИННОВАЦИЙ В СИСТЕМЕ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПАЦИЕНТАМ ТРАВМАТОЛОГО-ОРТОПЕДИЧЕСКОГО ПРОФИЛЯ

Аннотация:

Проблема оказания качественной медицинской помощи, в том числе травматолого-ортопедической, может быть решена с использованием теории «поддерживающих и подрывных инноваций» Клейтона Кристенсена. Руководствуясь ее положениями, при минимальных издержках и в кратчайшие сроки возможно достичь кардинального изменения системы взаимоотношений амбулаторной и стационарной помощи населению по профилю «Травматология и ортопедия» и организовать подготовку профессиональных кадров в области медицинской реабилитации из числа врачей-травматологов-ортопедов, способных к оказанию качественной медицинской помощи.

Ключевые слова:

травматология и ортопедия, медицинская реабилитация, амбулаторная и стационарная помощь, подготовка кадров.

Актуальность проблемы. В последние годы проблема оказания качественной медицинской помощи, в том числе и травматолого-ортопедической, остро стоит не только перед системой здравоохранения нашей страны, но и стран Европы и Северной Америки [1, 2]. По мнению ряда зарубежных и отечественных аналитиков в области здравоохранения, решение этой проблемы возможно двумя путями:

  • внедрения новых и передовых высокотехнологических продуктов/услуг при увеличении стоимости медицинской помощи и, соответственно, сокращении числа возможных их потребителей – так называемые «поддерживающие» инновации;
  • внедрения новых, но более дешевых, простых и удобных по тем или иным причинам/качествам продуктов/услуг, которые позволяют удовлетворить запросы и потребности менее требовательного, но более широкого круга потребителей – «подрывные» инновации.

Теория «поддерживающих и подрывных инноваций» была предложена в 1997 г. профессором Harvard Business School Клейтоном Кристенсеном на основании изучения причин гибели мощных американских компаний, до своего краха доминирующих на рынке [3, 4]. Универсальность этой экономической теории позволяет предложить в системе здравоохранения потенциальным потребителям основу для разработки стратегии по улучшению качества и контроля затрат на оказание помощи пациентам.

Основная часть. По К. Кристенсену, у всех «поддерживающих» инноваций есть общая черта: они улучшают качество существующих продуктов в пределах технических характеристик, важных для основных потребителей на главных рынках, постепенно сужая их круг за счет увеличения себестоимости. Однако время от времени появляются «подрывные» инновации, которые обеспечивают более низкое качество продукта по основным техническим характеристикам, по крайней мере, в ближайшем будущем. Тем не менее, «подрывные» инновации приносят на рынок совершенно новые предложения. Благодаря им появляются те же, то есть уже существовавшие на рынке, продукты/услуги, но несколько худшего качества, чаще всего за счет снижения сервисных характеристик. Однако эти продукты обладают другими свойствами и их ценят определенные – и обычно новые – группы потребителей. Продукты/услуги, созданные на основе «подрывных» инноваций, обычно дешевле, проще, меньше и удобнее в обращении [5].

Наглядно теорию «поддерживающих и подрывных» инноваций можно рассмотреть на примере сравнения стационарной и амбулаторной медицинской помощи пациентам с травмами и заболеваниями опорно-двигательной системы.

Статистические данные последних лет свидетельствуют о нерациональном использовании имеющегося коечного фонда стационарных учреждений травматолого-ортопедического профиля в сложившейся системе оказания медицинской помощи [6, 7]. Ситуация осложняется уменьшением бюджетного финансирования специализированной помощи в первую очередь для федеральных и региональных стационарных центров. При этом известно, что из общего числа пострадавших от травм огромное большинство (83–85%) нуждается только в амбулаторном лечении [8]. Совокупность факторов заставляет разрабатывать новые стационарзамещающие технологии и в первую очередь новые формы оказания помощи [9, 10].

Применительно к современному состоянию стационарной и амбулаторной травматологии-ортопедии следует признать, что в действительности медицинские услуги, оказываемые в амбулаторных условиях, это «…существовавшие на рынке продукты, но худшего качества», однако они имеют своего потребителя, который ценит, что они дешевле, их проще и удобнее получить. Расширив спектр традиционно предоставляемых услуг в стационарных условиях, но без использования высокотехнологичных методик, в рамках новой («подрывной» инновации) структуры, созданной или в виде самостоятельного учреждения или подразделения существующего специализированного медицинского учреждения, такое учреждение (подразделение) будет иметь значительные шансы на успех и, скорее всего, в ближайшем времени по ряду показателей начнет конкурировать с существующими структурами, использующими «поддерживающие» (дорогостоящие) инновации [11].

В качестве иллюстрации приводим ставшую классической схему К. Кристенсена, отражающую взаимодействие «поддерживающих» и «подрывных» инноваций (диаг. 1).

Диаграмма 1. Модель взаимодействия «поддерживающих» и «подрывных» инноваций (по К. Кристенсену). По оси Y – характеристики продукта/услуги, по оси Х – время

Представленная на рисунке модель имеет четыре ключевые характеристики.

  1. Темп роста потребительских запросов относительно улучшений характеристик продукта/услуги. На любом рынке, и рынок медицинских услуг не исключение, существует определенный темп улучшений характеристик продукта/услуги (темп инноваций), который потребители в состоянии освоить и, следовательно, оплатить. На схеме этот темп показан пунктирной линией, имеющей сравнительно небольшой угол наклона. По сути, эта линия характеризует изменение спроса на инновации. Спрос российского потребителя медицинских травматолого-ортопедических услуг на сегодняшний день в основном определяется выбором «отечественный – импортный», реже вопрос стоит о фирме-производителе (в основном это относится к моделям эндопротезов). Соответственно, чем выше технологические характеристики продукта/услуги, тем меньше число его/её потребителей и ниже спрос.
  2. Темп улучшений, предлагаемых производителями продукта/услуги. Ведущие компании-производители стремятся предлагать всё новые улучшенные продукты. При этом темп улучшений, предлагаемых производителем, опережает темп потребительских запросов, поэтому линии, характеризующие предложение инноваций, «круче» линий, характеризующих спрос на них. Учитывая разницу в углах наклона кривых, можно заключить, что рано или поздно наступает момент, когда дальнейшие улучшения характеристики продукта/услуги становятся бессмысленными. Для травматологии и ортопедии примерами «поддерживающих» новшеств могут служить улучшения и изменения интрамедулярных фиксаторов и эндопротезов суставов.
  3. Различия целевых установок «поддерживающих» и «подрывных» инноваций. «Поддерживающие» инновации направлены на то, чтобы предложить самым взыскательным клиентам продукты, превосходящие своими свойствами всё, что уже есть на рынке. Другими словами, мы имеем дело с ситуацией, когда конкурентная борьба вынуждает компанию производить более дорогие усовершенствованные продукты для своих основных потребителей. В такой ситуации компании-лидеры обязательно окажутся впереди.

«Подрывные» инновации работают по-другому. Первоначально они направлены либо на потребителей, вообще не приобретающих аналогичную продукцию, либо на нижние сегменты рынка, которые не могут приобрести продукцию ведущих компаний и для крупных игроков кажутся непривлекательными. «Подрывной» инновационный продукт/услуга настолько дешев, прост и удобен в обращении, что большие группы потребителей, которые до сих пор не пользовались товарами/услугами этой категории, начинают их использовать.

Подтверждением сказанного является огромное количество предложений по оказанию травматолого-ортопедической помощи от коммерческих структур на отечественном медицинском рынке. Однако государственные (муниципальные) структуры не обращают внимания на освоение коммерческим структурам рынка амбулаторной травматолого-ортопедической помощи. Это дает возможность коммерческим структурам закрепляться на рынке и улучшать свой продукт/услуги, который/которые по своим основным характеристикам, как правило, уступает/уступают продуктам/услугам специализированных учреждений. Но эти услуги уже сегодня являются более привлекательными для определенного круга пациентов, так как их ограниченный ассортимент в коммерческих структурах более удобен, прост в получении, гарантированно надежен и привлекателен по критерию цена-качество. Таким образом, государственные (муниципальные) учреждения в скором времени могут лишиться значимого числа пациентов.

  1. Переход «количественных изменений в качественные». В какой-то момент времени непрерывно прогрессирующие характеристики нового продукта «подрывной» инновации достигают уровня, когда он начинает привлекать наименее требовательные целевые сегменты потребителей. При этом продукт сохраняет за собой свои «исконные» преимущества – простоту, удобство, дешевизну. «…Начиная с момента, когда претерпевший определенную эволюцию новый продукт начинает удовлетворять требованиям основного рынка, он быстро превращается в очень привлекательное предложение, которое в полной мере устраивает все большее число потребителей. Поставщики старых решений начинают сходить со сцены, будучи выдавлены с рынка этим новым предложением».

Для рынка травматолого-ортопедических услуг видоизмененная схема К. Кристенсена будет выглядеть следующим образом (диаг. 2).

Диаграмма 2. Модель взаимодействия «поддерживающих» и «подрывных» инноваций на примере развития амбулаторных и стационарных технологий лечения пациентов травматолого-ортопедического профиля на рынке медицинских услуг (по А.С. Самкову). По оси Y – виды медицинской помощи: I – высокотехнологическая стационарная помощь; II – специализированная стационарная помощь; III – специализированная амбулаторная помощь; IV – амбулаторная помощь у неспециалистов. По оси Х – время.

Американские и отечественные экономисты и врачи с оптимизмом возлагают надежды на разработку и внедрение новых, менее дорогих, но эффективных стационарзамещающих технологий, которые позволят уменьшить стоимость медицинских услуг и оказывать качественную медицинскую помощь большему числу граждан [12].

Другие проблемы, влияющие на качество оказываемой травматолого-ортопедической помощи в амбулаторных условиях, связаны с подготовкой и обеспечением профильных учреждений квалифицированными кадрами, проведением мероприятий медицинской реабилитации в условиях трехуровневой системы оказания медицинской помощи населению и др. Все они с успехом могут быть решены с использованием модели взаимодействия «поддерживающих» и «подрывных» инноваций по К. Кристенсену.

В соответствии с Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2012 г. №1183н «Об утверждении Номенклатуры должностей медицинских работников и фармацевтических работников» в Номенклатуру должностей медицинских работников введена должность врача по медицинской реабилитации. Однако деятельность врача по медицинской реабилитации оказалась не регламентированной Приказом Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. №1705н «О Порядке организации медицинской реабилитации» [13], в связи с чем в профессиональной среде дискуссия о том, кто может занимать должность врача по медицинской реабилитации, динамично продолжается на протяжении последних 5 лет.

Ряд специалистов активно предлагает введение не должности, а новой специальности «врача по медицинской реабилитации», объединяющей ранее самостоятельно существовавшие специальности – «врач по лечебной физкультуре», «врач-физиотерапевт», «врач мануальной терапии», «врач-рефлексотерапевт». Однако создание новой специальности (тем более подразумевающей «специалитет», то есть обучение в течение 5–6 лет) и ликвидация уже имеющихся специальностей сами по себе способны привести к коллапсу всей отечественной системы медицинской реабилитации, так как потребуют изменения огромного числа нормативно-правовых документов, затрат на организацию или перепрофилирование специализированных кафедр, обучение и переобучение профессорско-преподавательского состава и т. п. К тому же сомнителен сам принцип подготовки специалиста, имеющего равнозначные профессиональные знания, компетенции и практические навыки, как в области медицинской реабилитации пациентов травматолого-ортопедического профиля, так и гастроэнтерологии, акушерства и гинекологии и т. д.

Тем не менее в качестве наиболее приемлемого варианта для отечественной системы здравоохранения рационально возложить функции по осуществлению комплексного процесса медицинской реабилитации на профильных клинических специалистов, владеющих, помимо своей базовой специальности, основами ЛФК, физиотерапии, психотерапии и др., освоенными в рамках системы непрерывного медицинского образования.

Назначение на должность врача по медицинской реабилитации учреждения здравоохранения из числа врачей-специалистов по профилю оказываемой медицинской помощи связано с тем, что работа в области медицинской реабилитации имеет определенную специфику, зависящую от многоплановости задач, решаемых в процессе реабилитации, а в особенности от специфики патологического процесса, определяющего характер и степень имеющихся утраченных функций организма. При этом, будучи специалистом (например, травматологом-ортопедом), врач по медицинской реабилитации более квалифицированно, чем кто-либо, способен определить характер и интенсивность планируемого вмешательства, время включения в процесс того или иного метода реабилитации и координировать деятельность всех привлеченных специалистов среднего звена (к примеру, инструктора ЛФК, медицинской сестры по физиотерапии и др.), отвечая, в качестве лечащего врача, за эффективность реабилитационного процесса в целом.

Однако данное «нововведение» никак нельзя назвать революционным и не соответствующим российским реалиям системы здравоохранения. Не первый год на клинических кафедрах медицинских ВУЗов проводятся или самостоятельные циклы тематического усовершенствования, или отдельные лекционные и семинарские занятия, освещающие вопросы медицинской реабилитации для врачей-специалистов. Тема медицинской реабилитации уже давно органично вошла в объем учебных материалов при подготовке и переподготовке врачей-травматологов-ортопедов, а также в профессиональный стандарт врача-травматолога-ортопеда, регламентирующий его трудовые функции, а именно «проведение и контроль эффективности медицинской реабилитации для пациентов с травмами, заболеваниями и (или) состояниями костно-мышечной системы, в том числе при реализации индивидуальных программ реабилитации и абилитации инвалидов» [14]. Опыт научно-педагогической работы кафедры травматологии и ортопедии хирургического факультета Российской медицинской академии непрерывного профессионального образования (РМАНПО) только подтверждает насущную необходимость подготовки из врачей травматолого-ортопедического профиля специалистов на должности врача по медицинской реабилитации.

С 2009 по 2016 гг. на кафедре травматологии и ортопедии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России на базе ФГБУ НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова Минздрава России в рамках 11 циклов профессиональной переподготовки и 78 циклов повышения квалификации прошли обучение 2436 курсантов (слушателей) из 53 субъектов Российской Федерации. Из них 68,7% составили врачи-травматологи-ортопеды, работающие в поликлиническом звене, а 59,1% – в травматолого-ортопедических учреждениях детского профиля. В программу всех циклов обучения были включены лекции и практические занятия, освещающие вопросы медицинской реабилитации и методов восстановительного лечения пациентов травматолого-ортопедического профиля [15]. По окончании занятий, после проведения сертификационных экзаменов 204 курсантам, выбранным в произвольном порядке, было предложено заполнить анкету, дающую оценку всего учебного процесса на обучающем цикле. Помимо анкеты, оценивающий общий характер проведения занятий на кафедральных циклах по травматологии и ортопедии, слушателям был предложен для заполнения опросник, затрагивающий тематику медицинской реабилитации. Сам тематический опросник состоял из 2-х частей: первая часть подразумевала однозначные ответы на поставленные вопросы – «Да» или «Нет»; вторая часть предлагала выбор из трех вариантов ответов (Приложение 1).

Полученные данные отражены в сводной таблице (табл. 1) и на диаграммах 3 и 4.

 

Таблица 1

Результаты тематического опроса врачей-травматологов-ортопедов по вопросам медицинской реабилитации: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8 – порядковый номер вопросов; I, II, III – очередность ответов на поставленные вопросы

 

Вопрос/Ответ

I

II

1 204
2 204
3 150 54
4 137 67
Вопрос/Ответ I II III
5 149 37 18
6 72 78 54
7 47 6 151
8 90 89 25

Диаграмма 3. Результаты 1-й части тематического опроса врачей-травматологов-ортопедов по вопросам медицинской реабилитации. По оси Y – число анкетируемых, ответивших на вопрос, по оси Х – номер вопроса опросника (1, 2, 3, 4). I – ответ «Да», II – ответ «Нет»

 

Диаграмма 4. Результаты 2-й части тематического опроса врачей-травматологов-ортопедов по вопросам медицинской реабилитации. По оси Y – число анкетируемых, ответивших на вопрос, по оси X – номер вопроса опросника (5, 6, 7, 8). I, II, III – номера вариантов ответа

Абсолютное большинство (204 курсанта) отметили, что, по их мнению, методы аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры являются составной частью комплекса мероприятий медицинской реабилитации пациентов травматолого-ортопедического профиля, а также сообщили, что они рекомендуют своим пациентам проведение конкретных процедур аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры в рамках консультативной деятельности по специальности «Травматология и ортопедия». Тем не менее о сложностях в сотрудничестве с какими-либо конкретными отделениями реабилитации, центрами восстановительной медицины, санаторно-курортными учреждениями, куда направляются пациенты травматолого-ортопедического профиля для медицинской реабилитации, заявили 26,5% врачей-травматологов-ортопедов слушателей курса. Также на недостаточную осведомленность в вопросах показаний и противопоказаний к назначению методов восстановительного лечения в объеме медицинской реабилитации указали 32,8% респондентов.

Подавляющее большинство участников опроса (73%) указали на существующую у них неудовлетворенной потребность в знаниях конкретных методик аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры, применяемых в работе с пациентами травматолого-ортопедического профиля. О готовности пройти специализацию по использованию методов аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры в травматологии и ортопедии респонденты высказались неоднозначно: 35,3% – в рамках отдельных занятий на курсе повышения квалификации, сертификационном цикле по специальности «Травматология и ортопедия»; 38,2% – на самостоятельном тематическом цикле для врачей-травматологов-ортопедов; 26,5% – на совместном тематическом цикле с врачами ЛФК и спортивной медицины, физиотерапевтами, мануальными терапевтами, рефлексотерапевтами. За равнозначное соотношение и теоретические и практические занятия по медицинской реабилитации отдали свои голоса 74% курсантов. Однако в вопросе определения количества учебных часов, составляющих тематический цикл по вопросам медицинской реабилитации пациентов травматолого-ортопедического профиля, их мнения разошлись: 44% отметили как достаточный объем до 18 часов в формате отдельных занятий и лекций; 43,6% – до 72 часов с отрывом от работы; 12,4% – более 72 часов, проводимых в вечернее время без отрыва от основной работы.

Заключение. Таким образом, по результатам проведенного исследования оказалось, что врачи-травматологи-ортопеды в своей практике регулярно оказывают пациентам консультативные услуги по вопросам медицинской реабилитации, а потребность в дополнительных знаниях и практических навыках по вопросам медицинской реабилитации является насущной необходимостью дальнейшего развития и совершенствования специальности «Травматология и ортопедии».

В этой связи можно только приветствовать инициативу Минздрава России о введение должности врача по медицинской реабилитации и рекомендовать возложить подготовку на эту должность из числа врачей-травматологов-ортопедов на профильные кафедры ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России и головные учреждения ортопедо-травматологической службы системы Министерства здравоохранения Российской Федерации, а полученные материалы использовать при формировании учебных программ по вопросам медицинской реабилитации для врачей-травматологов-ортопедов.

Подводя итог анализу возможностей применения теории К. Кристенсена о «поддерживающих и подрывных инновациях» в сфере отечественного здравоохранения, допустимо заключить, что, руководствуясь ее положениями, возможно при минимальных издержках и в кратчайшие сроки достичь кардинального изменения системы взаимоотношений амбулаторной и стационарной помощи населению по профилю «Травматология и ортопедия» и организовать подготовку профессиональных кадров в области медицинской реабилитации из числа врачей-травматологов-ортопедов, способных к оказанию качественной медицинской помощи.

Приложение 1.

ОПРОСНИК

кафедры травматологии и ортопедии

ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России

 

Специализация _____________________________                

Стаж работы ______

Дата заполнения  ___________

 

Правила заполнения: отметить одно из утверждений, с которым Вы согласны.

 

  1. По Вашему мнению, методы аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры являются составной частью комплекса мероприятий консервативного подхода в лечении пациентов травматолого-ортопедического профиля?

□ Да                                                          □ Нет

  1. Рекомендуете ли Вы пациентам проведение конкретных процедур аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры?

□ Да                                                          □ Нет

  1. Сотрудничаете ли Вы с какими-либо конкретными отделениями реабилитации, центрами восстановительной медицины, санаторно-курортными учреждениями, куда направляете пациентов для консервативного лечения?

□ Да                                                          □ Нет

  1. В достаточной ли степени Вы осведомлены в вопросе показаний и противопоказаний к назначению процедур аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры?

□ Да                                                          □ Нет

  1. Существует ли у Вас применительно к работе с пациентами травматолого-ортопедического профиля потребность в знании
  • конкретных методик аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры
  • сроков назначения процедур аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры
  • общих вопросов организации службы реабилитации
  1. Готовы ли Вы пройти специализацию по использованию методов аппаратной физиотерапии, рефлексотерапии, мануальной терапии и лечебной физической культуры
    • в рамках отдельных занятий на курсе повышения квалификации, сертификационном цикле по специальности травматология и ортопедия
    • на самостоятельном тематическом цикле по медицинской реабилитации для врачей травматологов-ортопедов
    • на совместном тематическом цикле с врачами ЛФК и спортивной медицины, физиотерапевтами, мануальными терапевтами, рефлексотерапевтами
  2. Из каких частей, по Вашему мнению, должен состоять тематический цикл по вопросам реабилитации пациентов травматолого-ортопедического профиля?
  • лекции с раздачей методических рекомендаций
  • практические занятия
  • необходимы и теоретические и практические занятия
  1. Сколько, по Вашему мнению, учебных часов должен составлять тематический цикл по вопросам реабилитации пациентов травматолого-ортопедического профиля?
  • до 18 часов (отдельные занятия, лекции)
  • до 72 часов (с отрывом от работы)
  • более 72 часов (в вечернее время без отрыва от производства)

 

Список литературы:

  1. Княжев В.А. XXI в. – медицинские науки: от идеи до новых технологий // Наука и промышленность России. – 2002. – №2/3. – С. 12-16.
  2. Бокерия Л.А. Общая характеристика процесса инноваций и их трансферта в медицине // Наука и промышленность России. – 2002. – №2/3. – С. 79-83.
  3. Кристенсен К.М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. – 290 с.
  4. Кристенсен К.М., Рейнор М. Решение проблемы инноваций в бизнесе. Как создать растущий бизнес и успешно поддерживать его рост. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2014. – 203 с.
  5. Кристенсен К.М., Энтони С., Рот Э. Что дальше? Теория инноваций как инструмент предсказания отраслевых изменений. 2-е изд. Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2015. – 215 с.
  6. Беляков В.К. Инновационные пути здравоохранения // Национальные проекты. – 2008. – №6. – С. 62-65.
  7. Беляков В.К. О проблемах инновационной политики в отечественном здравоохранении и необходимости создания кластеров медицинских инноваций // Менеджер здравоохранения. – 2008. — №1. – С. 4-11.
  8. Полунина Н.В. Медико-организационные новации в деятельности амбулаторно-поликлинических учреждений // Рос. мед. журн. – 2005. — №6. — С. 5-7.
  9. Кузнецова Н.Л. Инновационные модели медицинской помощи в системе экономической безопасности региона // Изв. Урал. гос. эконом. ун-та. — 2008. — №2. — С. 70-73.
  10. Пальцев М.А. Инновационные медицинские технологии XXI века // Вестник Российской академии наук. – 2008. – Т. 78. – С. 771-776.
  11. Скотт Э., Олтман Э., Синфилд Дж., Джонсон М. Подрывные инновации. Как выйти на новых потребителей за счет упрощения и удешевления продукта Пер. с англ. – М.: Альпина Паблишер, 2018. – 340 с.
  12. Шахматова Т.Б. Инновационная деятельность и медицина // Патенты и лицензии. – 2005. – №3. – С. 46-49.
  13. Приказ Министерства здравоохранения РФ от 29 декабря 2012 г. №1705н «О Порядке организации медицинской реабилитации».
  14. Проект Приказа Министерства труда и социальной защиты РФ «Об утверждении профессионального стандарта «Врач-травматолог-ортопед» (подготовлен Минтрудом России 09.07.2018 г.).
  15. Еремушкин М.А., Самков А.С. Вопросы подготовки врачей по медицинской реабилитации в травматологии и ортопедии // Вестник восстановительной медицины. – 2013. – №5 (57). – С. 79-82.

Сведения об авторах:

Еремушкин Михаил Анатольевич – профессор, доктор медицинских наук, профессор кафедры травматологии и ортопедии ГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ, заведующий отделением лечебной физкультуры и клинической биомеханики ФГБУ НМИЦ РК МЗ РФ.

Самков Александр Сергеевич  –  доктор медицинских наук, профессор кафедры травматологии и ортопедии ГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ, заведующий научно-консультативным отделением ФГБУ НМИЦ ТО им. Н.Н. Приорова МЗ РФ.

Abstract:

The problem of providing high-quality medical care, including trauma and orthopedic care, can be solved using the theory of "supportive and subversive innovations" by Clayton Christensen. Guided by its provisions, it is possible to achieve a minimal change in the shortest possible time and to achieve a radical change in the system of relations between outpatient and inpatient care for the population in the field of traumatology and orthopedics and organize the training of professional personnel in the field of medical rehabilitation from the number of orthopedic trauma doctors capable of providing quality medical care.

Keywords:

traumatology and orthopedics, medical rehabilitation, outpatient and inpatient care, training.