ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 10 июля 2020

    Публикуем материалы первого за 2020 год номера нашего журнала. Продолжается рубрика «К 90-летию РМАНПО», пополняются разделы «Практика» и «Профессия». Ждем новых авторов!

  • 31 мая 2020

    Вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2019 год. Читайте статьи специалистов и преподавателей кафедр РМАНПО. Ждем Ваши отзывы, замечания и предложения, и, конечно же, новые материалы!

  • 23 апреля 2020

    Обращаем ваше внимание на актуальную на сегодня публикацию кафедры эпидемиологии РМАНПО (М.И. Петрухина, Н.Г. Политова, Н.В. Старостина, Н.А. Алешо), посвященную программам повышения квалификации специалистов в данной области.

  • 20 апреля 2020

    Навстречу юбилею Великой Победы мы публикуем в третьем номере статьи М.М. Кнопова и Н.В. Шестак, посвященные самоотверженному труду военных медиков и Центрального института усовершенствования врачей (теперь РМАНПО).

  • 16 апреля 2020

    А вот и третий номер увидел свет! Читайте статьи специалистов и преподавателей нашей Академии.

  • 20 марта 2020

    Опубликован второй номер нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Ждем Ваши замечания и предложения, а также новые статьи по тематике издания.

Выпуск #2/19

616.31; 614.25
14.02.03

Правовые аспекты работы врачей стоматологов-терапевтов при оказании стоматологической помощи населению

Аннотация:

Проведен анализ данных анкетирования врачей стоматологов-терапевтов из различных регионов Российской Федерации по знанию нормативно-правовой базы организации оказания стоматологической помощи населению.

Ключевые слова:

непрерывное профессиональное медицинское образование, нормативно-правовая база организации оказания стоматологической помощи населению, анкетирование, права врачей и пациентов, стоматология

   Введение. Программы дополнительного профессионального образования врачей–стоматологов традиционно включают в себя вопросы организации стоматологической помощи населению Российской Федерации. Однако в последние 5–7 лет произошла серьезная реорганизация структуры стоматологических учреждений, изменилось взаимодействие медицинских организаций со страховыми компаниями, уточнился порядок лицензирования учреждений здравоохранения. В настоящее время Президент Российской Федерации обозначил конкретные цели и задачи государственной политики в сфере здравоохранения.

Всё это требует изучения осведомленности стоматологов-терапевтов как самой массовой группы специалистов стоматологического профиля в вопросах современной организации стоматологической помощи населению России.Необходимо избежать ситуаций, не соответствующих требованиям надзорных органов, медицинских страховых организаций, руководителей медицинских стоматологических организаций, а также не допустить конфликты с пациентами [1, 2, 3, 4,7].

   Цель исследования – изучение уровня знаний врачей-стоматологов-терапевтов действующего законодательства и нормативно-правовой базы организации оказания специализированной стоматологической помощи населению.

   Материал и методы. В исследовании приняли участие 126 врачей-стоматологов-терапевтов в возрасте от 25 до 63 лет, проходивших обучение на циклах дополнительного профессионального образования на кафедре терапевтической стоматологии ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России. Среди них было 97 врачей цикла общего усовершенствования и 29 врачей, проходивших профессиональную переподготовку.

Стаж работы 5–10 лет был у 31 человека, 11–20 лет у 29, от 21 до 30 лет у 38, более 30 лет у 28 респондентов. Из бюджетных медицинских организаций– 102, из коммерческих– 24 человека. В исследовании приняли участие 107 стоматологов-терапевтов, 16 заведующих отделениями и 3 главных врача и их заместителя. Среди респондентов было 14 человек, ранее получивших дополнительное образование по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье».

Исследование проводилось методом очного сплошного аудиторного анкетирования.Была разработана анкета, построенная по блочной системе и состоящая из 21 вопроса.

I блок содержал общие сведения о респонденте (возраст, стаж работы, должность, тип учреждения). Всего 4 вопроса.

II блок содержал 3 вопроса, касающихся знаний Федеральных законов, регламентирующих правовое регулирование в области охраны здоровья граждан, деятельности медицинских организаций, определяющих права граждан в сфере охраны здоровья и профессиональные права, обязанности и ответственность медицинских работников, гарантии их социальной поддержки, а такжеотношения, возникающие в области обязательного медицинского страхования и оказания платных медицинских услуг (Федеральные законы РФ от 21.11.2011 №323-ФЗ, ФЗ РФ от 29.11.2010 №326-ФЗ, ПП РФ от 04.10.2012 №1006-ПП«Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг»[8]).

В III блок входили 10 вопросов, касающихся знания приказов Министерства здравоохранения Российской Федерации, регулирующих осуществление медицинской деятельности врачом, его прав и обязанностей:

  • квалификационные требования к специалисту (Приказ Минздрава России от 08.10.2015 №707н «Об утверждении Квалификационных требований к медицинским и фармацевтическим работникам с высшим образованием по направлению подготовки «Здравоохранение и медицинские науки»[8]);
  • профессиональный стандарт врача-стоматолога (Приказ Минздрава Россииот 10.05.2016 №227н «Об утверждении профессионального стандарта «врач-стоматолог»[8]);
  • аккредитация врача (Приказ Минздрава России от 02.06.2016 №334н «Об утверждении Положения об аккредитации специалистов»[8]);
  • порядок выдачи сертификатов специалиста (Приказ Минздрава России от 29.11.2012 №982н «Об утверждении условий и порядка выдачи сертификата специалиста медицинским и фармацевтическим работникам, формы и технических требований сертификата специалиста»[8]);
  • аттестация работников для получения квалификационной категории (Приказ Минздрава России от 23.04.2013 №240н «О порядке и сроках прохождения медицинскими работниками и фармацевтическими работниками аттестации для получения квалификационной категории[8]);
  • стандарты первичной медико-санитарной помощи при ряде стоматологических заболеваний, утвержденные приказами Минздрава России(приказы Минздрава России от 24.12.2012 №№1490н,1496н,1526н [8]);
  • клинические рекомендации (протоколы лечения) основных стоматологических заболеваний, утвержденные постановлением от 30.09.2014 №18 Совета Ассоциации общественных объединений «Стоматологическая Ассоциация России» [8];
  • унифицированные формы медицинских документов (Приказ Минздрава России от 15.12.2014 №834н «Об утверждении унифицированных форм медицинской документации, используемых в медицинских организациях, оказывающих медицинскую помощь в амбулаторных условиях и порядков по их заполнению», приказ Минздрава России от 02.05.2012 №441н «Об утверждении порядка выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений»[8]);
  • постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.05.2010 №58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность»[8];
  • критерии оценки качества медицинской помощи (Приказ Минздрава России от 07.07.2015 №422н «Об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи»[8]).

IV блок содержал 4 вопроса и касался прав граждан в сфере получения медицинской помощи:

  • порядка выбора гражданином медицинской организации (Приказ Минздрава России от 26.04.2012 №406н «Об утверждении порядка выбора гражданином медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи»[8]);
  • порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство (Приказ Минздрава России от 20.12.2012 №1177н«Об утверждении порядка дачи информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства в отношении определенных видов медицинских вмешательств, форм информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и форм отказа от медицинского вмешательства»[8]);
  • порядка ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией (Приказ Минздрава России от 29.06.2016 №425н «Об утверждении порядка ознакомления пациента, либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента»[8]);
  • порядка выдачи листков нетрудоспособности (Приказ Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 №624н (ред. от 24.01.2012, с изм. от 17.04.2013) «Об утверждении Порядка выдачи листков нетрудоспособности»[8]).

   Обсуждение результатов. Результаты исследования показали, что только 50,2% респондентов знают Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации и несколько большее их число (62,4%) – Закон РФ об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации. 64,2% респондентов информированы о Постановлении Правительства Российской Федерации о правилах предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг. Мы считаем, что такие знания основных документов, касающихся организации оказания медицинской помощи населению страны, крайне недостаточны. Это может приводить как к ущемлению прав пациентов, так и самих врачей. Незнание основных положений вышеуказанного Постановления Правительства наиболее часто приводит к конфликтам с пациентами, вплоть до судебных разбирательств.

Особое внимание мы уделили блоку вопросов, касающихся непосредственно трудовой деятельности врача-стоматолога. Квалификационные требования к медицинским работникам знают только 39,4% анкетируемых, а свой профессиональный стандарт врача-стоматолога еще меньшее число – 35,9% респондентов. Эти показатели самые низкие изо всех исследованных в данной работе.

На протяжении своей трудовой деятельности врач проходит определенные этапы: аккредитацию специалиста, о чем знают 40,3%; получение сертификата специалиста, с порядком выдачи которого знакомы только 52,2% респондентов. Более информированы врачи о порядке аттестации специалистов на получение квалификационной категории – 66,9%, в чем у врача есть некоторая материальная заинтересованность.

Очень важным для лечебной работы врача является знание стандартов оказания первичной помощи при стоматологических заболеваниях. К сожалению, они утверждены Минздравом России только для нескольких нозологических форм, но и их знают лишь 59% анкетируемых.

Существенной помощью для врача на сегодняшний день могут служить протоколы лечения стоматологических заболеваний, рекомендованные нашей профессиональной Ассоциацией СтАР, но об этом знает менее половины специалистов (48,8%).

Известным является факт, что большое число нареканий со стороны медицинских страховых компаний и надзорных органов вызывает некорректное ведение первичной медицинской документации – медицинских карт стоматологических больных, что напрямую связано с недостаточным знанием (54,4%) нормативных актов, касающихся оформления медицинской документации.

Основным документом, регулирующим как деятельность медицинской организации в целом, так и врача в частности, являются санитарные правила и нормы. К сожалению, об этом знают 60,3% анкетируемых, в то время как осведомленность в положениях данного документа и соблюдение его требований гарантирует безопасность пациенту и врачу при оказании специализированной стоматологической помощи.

Многокомпонентным документом, сформированным на основе порядков оказания медицинской помощи и стандартов медицинской помощи, является приказ об утверждении критериев оценки качества медицинской помощи. Его знает половина респондентов.

Четвертый блок вопросов анкеты отражает защиту прав граждан при оказании им медицинской помощи. Так, отказ в прикреплении к выбранной пациентом медицинской организации является прямым нарушением приказа Минздрава России о праве выбора гражданином медицинской организации. Пациентам известно об этом из средств массовой информации, и случаи отказа служат основанием для обращений граждан в вышестоящие органы.Среди наших респондентов об этом приказе знают 62,3%.

Оформление информированного добровольного согласия на медицинское вмешательство и отказа от медицинского вмешательства является обязательным. Однако только 74,5% стоматологов знакомы с порядком оформления вышеуказанных документов.Согласно Приказу Минздрава России от 29.06.2016 №425н утвержден порядок ознакомления пациента либо его законного представителя с медицинской документацией, отражающей состояние здоровья пациента (медицинская карта стоматологического больного, диагноз, план лечения и само лечение, результаты дополнительных исследований и пр.)[4]. Об этом документе информированы только 62,9% респондентов.

Крайне недостаточное знание (49,5%) показали врачи-стоматологи-терапевты в отношении порядка выдачи листков нетрудоспособности. Конечно,в практике стоматолога-терапевта необходимость выдачи листка нетрудоспособности возникает редко. Однако листок нетрудоспособности является финансово-юридическим документом и его корректное и своевременное оформление также гарантирует соблюдение прав пациента [6].

При сопоставлении ответов, данных врачами-стоматологами с таковыми у руководителей подразделений, главных врачей и их заместителей, закономерно выявлена значительно большая осведомленность последних о законодательной базе работы стоматологического учреждения. Интересно отметить, что положительные ответы колебались в пределах от 77% до 89%, хотя эта категория специалистов обязательно повышает свою квалификацию по организации здравоохранения каждые пять лет.

Врачи коммерческих медицинских организаций значительно менее информированы в вопросах организации стоматологической службы, хотя законы, постановления и приказы действительны для всех медицинских организаций, независимо от их формы собственности [5].

 

Выводы.

  1. Стоматологи-терапевты недостаточно осведомлены в нормативной базе организации стоматологической службы. Ни по одному из предлагаемых вопросов процент положительных ответов не превышал 90%.
  2. Значительные отличия в ответах на предлагаемые вопросы, показанные руководителями медицинских организаций, говорят о недостаточной работе с сотрудниками в плане изучения основных действующих законов, постановлений и приказов по организации оказания медицинской, в том числеи специализированной, стоматологической помощи и службы в целом.
  3. При регулярном повышении квалификации стоматологов следует уделять больше внимания вопросам организации стоматологической службы и обязательно контролировать усвоение материала.

Литература:

  1. Вагнер В.Д. Анализ основных нормативных актов организации стоматологической помощи в Российской Федерации//Экономика и менеджмент в стоматологии.─ 2009.─ С. 18–25.
  2. Стародубов В.И., Щепин О.П. Общественное здоровье и здравоохранение. Национальное руководство.─ М: ГЭОТАР-Медиа, 2013. ─ 58 с.
  3. Улумбекова Г.Э. Современное развитие здравоохранения РФ до 2020 года. Научное просвещение.─М:ГЭОТАР-Медицина, 2010.─ 109 с.
  4. Шибков Н.А., Коробова Т.В. Законодательное обеспечение здравоохранения РФ. Правовые аспекты деятельности врача лечебного профиля. ─ Ставрополь: СтГМА, 2011. ─ 69 с.
  5. Вагнер В.Д. Разгосударствление стоматологической службы — проблемы и пути их решения. Институт стоматологии.─ 2003. ─ №4. ─ С.13.
  6. Вагнер В.Д., Ивасенко П.И., Семенюк В.М., Недосеко В.Б. Экспертная оценка стоматологических учреждений при их лицензировании аккредитации. Стоматология. ─ 2000. ─ №1.─ С. 65─ 67.
  7. Максимовский Ю.М., Аванесов А.М., Дойников А.И., Сагина О.В. Современные принципы организации стоматологических учреждений России. Учебное пособие.─М.: МЦФЭР, 2004. ─480 с.
  8. Федеральные законы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_342243/

Abstract:

The analysis of questionnaire data of dentists of general practitioners from various regions of the Russian Federation on the knowledge of the regulatory framework of the organization of dental care for the population.

Keywords:

continuing professional medical education, regulatory framework for the organization of dental care for the population, questionnaire, rights of doctors and patients, dentistry.

Практика 18.03.2020