ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

  • 23 октября 2018

    Закончилось лето и пришла настоящая осень. А у нас вышел второй номер журнала. Ждем Ваших откликов и оценок!

  • 23 мая 2018

    Наконец-то, первый номер опубликован. Поздравляем наших авторов и сотрудников редакции!

  • 26 апреля 2018

    19-20 апреля 2018 г. состоялась ежегодная IX Конференция молодых ученых с международным участием «Трансляционная медицина: возможное и реальное». В конференции приняли участие 314 человек. Сборник материалов конференции состоит из 223 тезисов, из которых 137 были представлены молодыми учеными РМАНПО, а…

  • 10 марта 2018

    Продолжаем прием статей и материалов в наш первый выпуск научно-методического журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Ждем Ваши статьи для рубрик: «Профессия», «Практика», «Новое в науке», «Дискуссия». Правила оформления статей читайте на странице нашего сайта «Авторам». Материалы следует направлять на редакционный адрес: avtor@rmapo.ru.

Выпуск #1/18

УДК 378.048.2 (37.011)+614.23

Практикоориентированность в системе дополнительного профессионального образования врачей

Аннотация:

Практикоориентированный подход является основополагающим для современного медицинского образования. Решение поставленной руководством страны задачи по повышению квалификации врачей и модернизации системы медицинского образования невозможно без интеграции практикоориентированного подхода в проектировании образовательных программ, в организацию циклов повышения квалификации, в оптимизацию методов практической подготовки врачей. Необходимость консолидировать усилия образовательной организации, осуществляющей последипломное образование врачей, и медицинской организации, являющейся клинической базой кафедр образовательного учреждения, продиктована современными требованиями к подготовке практикоориентированного врача, располагающего достаточным потенциалом профессиональных компетенций, необходимых для практической деятельности.

Ключевые слова:

практикоориентированное обучение, практикоориентированность, дополнительное профессиональное медицинское образование, последипломное образование, клинические базы кафедр, академические клиники

Современные вызовы эпохи – политические, социально-экономические, демографические, информационные – диктуют необходимость оперативного реагирования на них и оптимального адаптирования системы образования с учетом возрастающих требований времени. В отношении медицинского последипломного образования эта тенденция особенно актуальна. В марте 2018 года Президент Российской Федерации В.В. Путин в качестве одной из приоритетных задач здравоохранения обозначил повышение доступной современной качественной медицинской помощи населению, достижение которой невозможно без повышения уровня подготовки специалистов здравоохранения [1]. Согласно Стратегии развития медицинского и фармацевтического образования на период до 2025 года, перед ВУЗами Российской Федерации поставлена задача обеспечения практикоориентированности медицинского образования [2], сформулирован запрос на качественную, компетентностно-ориентированную подготовку врачей и медицинских специалистов. Современная профессиональная подготовка врачей должна включать освоение теоретических знаний (как фундаментальных основ, так и современных научных знаний, имеющих убедительную доказательную базу), практических умений и навыков. Обязательным условием качественной подготовки специалистов является интеграция системы полученных знаний в практическую деятельность врача в системе здравоохранения. Такое единение теории и практики всегда было основой обучения врачей, однако современный этап развития медицинской науки характеризуется значительным возрастанием научной информации, высокими темпами разработки и внедрения медицинских технологий, что вносит свои коррективы в образовательный процесс и требует его постоянной и непрерывной оптимизации и обновления.

Создание системы дополнительного профессионального образования (ДПО), в своем историческом целеполагании, было ответом на запросы и нужды практического здравоохранения в обеспечении необходимыми знаниями и умениями практикующих врачей и медицинских работников с целью повышения уровня их квалификации. Таким образом, принцип практикоориентированности как неотъемлемый компонент обучения был изначально заложен в образовательные программы, что нашло свое отражение в выстраивании образовательной, научной и лечебной деятельности на кафедрах образовательных учреждений дополнительного профессионального образования.

Практическая подготовка врача была и остается важным элементом его обучения. Преподавание медицины как искусства врачевания традиционно включало и включает передачу знаний, умений, навыков «из рук в руки», обучение «у постели больного». И в настоящее время остается чрезвычайно актуальной необходимость сохранения традиций классических школ с формированием клинического мышления врача, с накоплением опыта клинической работы и случаев из клинической практики, с умением не только назначать инструментальные, лабораторные, генетические исследования и интерпретировать их, но и наблюдать пациента, уметь коммуницировать с ним. Современный врач является не только специалистом по диагностике заболевания и назначению лекарств, но и проводником в мир профилактической медицины, активным куратором маршрутизации пациента в процессе диспансеризации, компетентным источником рекомендаций по формированию здорового образа жизни. «Медицина без советов перестаёт быть медициной» — эта ёмкая фраза лауреата премии Совета Министров СССР, президента Национального научно-практического общества скорой медицинской помощи, профессора Аркадия Вёрткина, несомненно, правильна и очень показательна в наше «информационно-техногенное» время [3].

Современные тенденции развития педагогических и медицинских наук предполагают формирование практикоориентированного обучения в медицинских вузах через приобретение или совершенствование конкретных профессиональных компетенций. Профессиональная компетенция – это способность успешно действовать на основе знаний, умений, навыков и практического опыта при решении профессиональных задач. И ключевым звеном в формировании компетенций у практикующих врачей является преподаватель дополнительного профессионального образования. Учить специалистов-практиков – задача сверхсложная, требующая не только высокого уровня профессиональных знаний, но и постоянного личностного роста преподавателя как в рамках изучаемой специальности, так и в рамках инновационных подходов к педагогической деятельности. Преподавателю ДПО необходимо соответствовать высоким требованиям коллег-слушателей, всегда быть на острие проблем в своей области, видеть горизонты развития отрасли и изучать возможности практической реализации поставленных задач. Только через успешное формирование собственных компетенций преподаватели ДПО способны транслировать знания, умения, навыки и передавать свой опыт работы врачам-слушателям.

Преподаватели ДПО идентифицируются:

  • как педагоги, проводящие лекционные и практические занятия по разработанному плану в соответствие с образовательными требованиями и актуальными запросами практического здравоохранения;
  • как высококвалифицированные врачи, осуществляющие медицинскую деятельность на клинических базах, курирующие ординаторов и аспирантов кафедры;
  • как научные работники, проводящие запланированные и поисковые прикладные научные исследования, результаты которых отражаются ими в научных статьях, монографиях, в докладах на конференциях различного уровня;
  • как методисты, разрабатывающие образовательные программы циклов, учебно-методическую литературу, фонды оценочных средств и тестовые материалы.

Такая всеобъемлющая и многопрофильная деятельность требует от преподавателя ДПО высокой организованности и самодисциплины, ответственности и целеустремленности, стремления к самосовершенствованию и непрерывного профессионального и личностного роста. А также четкого планирования индивидуальной образовательной траектории, включающей как циклы, необходимые для осуществления профессиональной врачебной деятельности, так и семинары педагогической направленности, содержащие информацию о современных образовательных технологиях.

Так сложилось, что повышение собственной квалификации зачастую становится проблемой самого преподавателя – бюджетом ВУЗа или образовательного учреждения ДПО не предусмотрены зарубежные клинические стажировки, посещение и участие в работе международных школ, освоение образовательных программ в научных институтах и клиниках, специализирующихся на изучаемой проблеме. Чаще всего такого рода образовательные программы доступны для практикующих врачей, отправляемых на обучение в страны Европы, Азии, США по запросу медицинской организации, одобренному министерством здравоохранения. С точки зрения оценки экономической составляющей вложенных средств, направление практикующих врачей на стажировки не является столь рентабельным, как обучение преподавателя ДПО. Практикующий врач, не будучи педагогом, может поделиться полученным опытом (разъяснив информацию на доступном ему уровне) в своем учреждении с коллегами или, получив новые знания и навыки, уйти из направившего его на учебу медицинского учреждения или из государственной системы здравоохранения в коммерческую медицину. Преподаватель ДПО, освоивший и получивший новую компетенцию, способен и обязан передать свой опыт врачам на циклах повышения квалификации и профессиональной переподготовки. С учетом того что на кафедре ежегодно проходит обучение не менее 300 врачей, распространенность среди них новых знаний выглядит впечатляюще и способствует обогащению образовательного процесса знаниями и технологиями, соответствующими мировым стандартам.

Ресурсы здравоохранения должны использоваться не только для оказания помощи населению, но и для подготовки и повышения уровня квалификации кадров здравоохранения и, в первую очередь преподавателей ДПО. Подобный подход поможет решить задачу, поставленную перед медицинским сообществом министром здравоохранения Российской Федерации В.И. Скворцовой на брифинге по завершении заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, состоявшемуся 27 июля 2017 г. В.И. Скворцова отметила: «Сейчас у нас есть договорённость на уровне Всемирной организации здравоохранения: когда мы закончим включение всех в аккредитацию (а всех – это значит 1,9 млн человек, работающих в системе, с высшим и средним специальным образованием), мы перейдём на систему взаимообращения нашими специалистами, дипломами и аккредитационными листами с другими странами. Это знаково и значимо, потому что уровень должен быть либо международный, либо никакой. Не бывает каких-то национальных уровней, уровень всегда должен соответствовать лучшим мировым стандартам».

В контексте современных методических подходов в образовании под практикоориентированностью понимается широкий круг понятий, включающий:

  • особенности проектирования образовательных программ – с опорой на цели и задачи практического здравоохранения, с учетом его запросов по контингенту, по тематике, по формированию компетенций в определенной области у сотрудников конкретной медицинской организации;
  • целенаправленную практическую подготовку врачей – с приобретением компетенций, требуемых для конкретной практической деятельности;
  • организацию образовательной деятельности с задействованием ресурса клинических баз с целью становления профессиональных компетенций с учетом имеющихся на данной базе возможностей и технологий.

Перед учреждениями ДПО стоит сложная задача создания и реализации образовательных программ с практической направленностью, при сохранении фундаментальности преподаваемых дисциплин (так, например, модуль по освоению высокотехнологичных хирургических навыков в контексте конкретного оперативного вмешательства обязательно включает не только освоение собственно манипуляций, но и изучение (повторение) анатомии и физиологии рассматриваемого органа).

Универсальным подходом при составлении образовательных программ дополнительного профессионального образования в Казанской государственной медицинской академии (КГМА) стало следующее соотношение:

  • не более 1/3 часов программы – теоретический (лекционный) материал (реализация которого возможна и предпочтительна с использованием дистанционных образовательных технологий, в КГМА используется платформа Moodle);
  • не менее 2/3 часов программы составляют практические занятия, в том числе стажировки, практикумы, мастер-классы, тренинги, деловые игры, проектные и проблемные методики, самостоятельные исследования и др.

Эта универсальная формула применима к образовательным программам традиционного формата обучения (на «сертификационных циклах») и при повышении квалификации специалистов здравоохранения в системе непрерывного медицинского образования.

В качестве практикоориентированных технологий, применяемых в подготовке врачей, следует выделить:

  • технологии контекстно-компетентностного обучения [4]: дискуссии, семинары, групповые занятия, в том числе направленные на разбор ситуационных клинических задач (кейс-задач);
  • технологии интерактивного обучения: работа в симуляционных классах, использование стандартизированных пациентов в рамках ролевых игр, проведение мастер-классов, освоение клинических задач в реальных профессиональных условиях (на клинических базах).

Данные технологии и инструменты проблемно-ориентированного обучения, будучи важной и неотъемлемой составляющей современного медицинского образования, широко внедрены в образовательный процесс в Казанской государственной медицинской академии.

Реализация практикоориентированных образовательных программ, особенно программ высокотехнологичной направленности, невозможна без соответствующего материально-технического обеспечения. Необходимо укреплять союз науки и практики, воплощенный в виде содружества кафедры (как образовательного и научно-методического подразделения ДПО) и клиники (как учреждения здравоохранения с мощной материально-технической базой). При совместной работе преподавателей клинической кафедры и врачей клиники, при полноценном и взаимовыгодном сотрудничестве, медицинское учреждение способно стать базой и ресурсом для прикладного научно-исследовательского процесса, научно-методической площадкой для внедрения новейших достижений науки и отработки медицинских технологий. Именно такое сочетание фундаментальных теоретических основ, новейших научных достижений и внедрение современных технологий в реальных профессиональных условиях – залог успешного формирования практикоориентированных профессиональных компетенций у специалистов здравоохранения. Так, современные многопрофильные больницы г. Казани, будучи клиническими базами КГМА, представляют собой модернизированную, технологичную, концептуально и логистически спроектированную площадку не только для оказания качественной медицинской помощи, но и для обучения междисциплинарной командной работе в четкой связи с требованиями и возможностями практического здравоохранения.

В настоящее время недостаточно проработано нормативно-правовое поле, регламентирующее взаимодействие образовательных организаций с клиническими базами, не решены однозначно и единообразно для всех территорий России вопросы допуска слушателей к пациентам, вопросы о статусе слушателя при прохождении стажировки. Также требует рассмотрения и нормативной регламентации статус преподавателя на клинической базе – его статус как врача–эксперта, которому поручаются клинически сложные пациенты, и как педагога–наставника. Необходимо обратить внимание и на финансовую сторону взаимодействия преподавателей в рамках их лечебной работы на клинической базе медицинского учреждения. Профессорско-преподавательский состав для разрешения противоречий существующей системы допуска к профессиональной деятельности вынужден совмещать на клинической базе на часть ставки и фактически становиться сотрудником медицинской организации. Но его функция значительно шире, чем функция врача-специалиста, и зачастую, выступая врачом-экспертом в терапевтическом сопровождении пациента, при проведении оперативного вмешательства, при экспертизе клинически сложных случаев, преподаватель ДПО не получает достойной оплаты данной работы, поскольку его статус врача-эксперта не определен нормативно. Правовая неопределенность снижает мотивацию преподавателя ДПО к расширению объема лечебной работы, к наставничеству молодых специалистов, к профессиональному росту на клинической базе.

Таким образом, с учетом современных высоких требований к медицинскому образованию, только совместная работа образовательной и медицинской организации будет способствовать практикоориентированной подготовке высококвалифицированных медицинских кадров, развитию прикладной медицинской науки и повышению эффективности использования ресурсов здравоохранения.

С целью обеспечения эффективного и качественного практикоориентированного медицинского образования в рамках компетентностно ориентированного подхода в обучении, в системе ДПО необходимо:

  • создание системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава в области педагогики и, обязательно, в области преподаваемой медицинской специальности в соответствии с актуальными запросами здравоохранения – с предоставлением возможности планового повышения квалификации в ведущих медицинских организациях и научных клиниках, в том числе и за рубежом;
  • нормативно-правовое урегулирование вопросов взаимодействия всех участников образовательного процесса на клинической базе;
  • создание собственных академических клиник у образовательных учреждений ДПО.

Практикоориентированный подход в формате ДПО позволяет использовать период обучения не в качестве подготовительного этапа, заключающегося в наборе сведений и навыков с последующей отработкой в реальных условиях в своей практической деятельности, а как временной этап осознанного, целенаправленного освоения и практической отработки профессиональных компетенций, внедрение которых в практическую деятельность возможно сразу после возвращения на свое рабочее место.

Подобный подход, несомненно, повышает продуктивность, качество работы врача и его удовлетворенность собственной деятельностью, оптимизирует тайм-менеджмент и организацию врачебной работы, а также положительно влияет на мотивированность врача к эффективной профессиональной деятельности и дальнейшему личностному росту.

Литература

  1. Послание Президента Федеральному собранию от 01.03.2018 [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (дата обращения: 21.05.2018).
  2. Стратегия развития медицинского и фармацевтического образования в Российской Федерации на период до 2025 (Проект от 16.02.2017) [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://bashgmu.ru/upload/kafedry/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8B%202017/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%9C%D0%97%20%D0%A0%D0%A4%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (дата обращения: 21.05.2018).
  3. Кадровый коллапс. Медицина скоро может остаться без врачей? // АИФ. – 2017. 30 июля. – Режим доступа: http://www.aif.ru/money/business/kadrovyy_kollaps_medicina_skoro_mozhet_ostatsya_bez_vrachey (дата обращения: 15.04.2018).
  4. Бондаренко Т.Н., Латкин А.П. Роль практикоориентированного подхода в учебном процессе вуза при формировании и развитии отраслевых и региональных рынков услуг РФ / Т.Н. Бондаренко, А.П. Латкин // Современные проблемы науки и образования. – 2012. – №6. – С. 455. [Электронный ресурс]. − Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7784 (дата обращения: 15.04.2018).

Сведения об авторах:

Хасанов Рустем Шамильевич, доктор медицинских наук, член-корр. РАН, зав. кафедрой онкологии, радиологии и паллиативной медицины, директор КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Казань.

Юсупова Наиля Зуфаровна, доктор медицинских наук, доцент, заведующая кафедрой общей гигиены, заместитель директора по учебной работе КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Казань

Белоусова Марина Владимировна, кандидат медицинских наук, доцент кафедры детской неврологии, начальник отдела мониторинга и координации образовательной деятельности КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Казань

Марянина Юлия Владимировна, кандидат медицинских наук, начальник методического отдела КГМА – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, Казань

 

“The practice-oriented approach the postgraduate professional education of doctors”

Khasanov R.Sh., Corresponding Member of Russian Academy of Science, Doctor of Science in Med., Head of Kazan Branch of RMANPO

Yusupova N.Z., Doctor of Science in Med., Prof., Deputy Head of Kazan Branch of RMANPO

Belousova M.V., PhD in Medicine, Head of Department of screening and coordination in Kazan Branch of RMANPO

Maryanina Yu.V., PhD in Medicine, Head of Department of Methods in Kazan Branch of RMANPO

Literature

  1. The Address of the President to the Federal Assembly of Russian Federation dated 01.03.2018 [Electronic resource] / / Access Mode: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_291976/ (date of circulation: 21.05.2018).
  2. Strategy of development of medical and pharmaceutical education in the Russian Federation for the period up to 2025 (Project of 16.02.2017) [Electronic resource] // Access Mode: http://bashgmu.ru/upload/kafedry/%D0%9A%D0%B0%D1%84%D0%B5%D0%B4%D1%80%D1%8B%202017/%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C%D0%BC%D0%BE%20%D0%9C%D0%97%20%D0%A0%D0%A4%20%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%B3%D0%B8%D1%8F%20%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B2%D0%B8%D1%82%D0%B8%D1%8F.pdf (date of circulation: 21.05.2018).
  3. The collapse of the staff. Medicine can soon be left without doctors? // AIF. – 2017. July 30th. – Mode of Access: http://www.aif.ru/money/business/kadrovyy_kollaps_medicina_skoro_mozhet_ostatsya_bez_vrachey (date accessed: 15.04.2018).
  4. Bondarenko T. N., Latkin A. P. the Role of practice-oriented approach in educational process of the University in the formation and development of branch and regional markets of services of the Russian Federation / T. N. Bondarenko, A. P. Latkin // Modern problems of science and education. – 2012. — №6. — P. 455. [Electronic resource.] − Mode of Access: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=7784 (Date accessed: 15.04.2018).

Abstract:

The practice-oriented approach is fundamental for modern medical education. The decision of the government's task to upgrade doctors' qualifications and modernize the system of medical education is impossible without the integration of a practice-oriented approach in the design of educational programs, in the organization of cycles of professional development, in optimizing the methods of practical training of doctors. The need to consolidate the efforts of the educational organization that carries out the postgraduate education of doctors and the medical organization, which is the clinical base of the departments of the educational institution, is conditioned by modern requirements for the training of a practitioner-oriented doctor with sufficient potential of professional competencies necessary for practical activities.

Keywords:

practical-oriented training, practice-oriented, additional professional medical education, postgraduate medical education, clinical bases of departments, academic clinics

Практика 22.05.2018