ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 10 марта 2019

    Наш журнал открыт для сотрудничества со специалистами и преподавателями медицинских вузов и организаций со всей страны. Как связаться с редакцией Вы можете узнать на странице нашего сайта «Контакты». Продолжаем набор материалов в в первый и второй выпуски нашего издания.

  • 25 января 2019

    Четвертый номер нашего журнала наконец-то появился на страницах нашего сайта. Читайте статьи номера, делитесь своими мнениями. Ждем Ваших материалов в первые номера 2019 года.

  • 25 декабря 2018

    Вышел третий номер нашего электронного журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Со статьями этого номера вы можете ознакомиться на главной странице. Если вас интересуют, что уже вышло в предыдущих номерах, то можете заглянуть в «Архив». Мы приглашаем новых авторов и специалистов…

  • 23 октября 2018

    Продолжаем набор материалов в готовящиеся выпуски нашего журнала «Педагогика профессионального медицинского образования». Пишите нам в редакцию! См. страничку «Контакты».

  • 23 октября 2018

    Закончилось лето и пришла настоящая осень. А у нас вышел второй номер журнала. Ждем Ваших откликов и оценок!

  • 23 мая 2018

    Наконец-то, первый номер опубликован. Поздравляем наших авторов и сотрудников редакции!

Выпуск 4/18

УДК 61:378(063)
14.02.03

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ НЕПРЕРЫВНОГО МЕДИЦИНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ (по итогам конференции «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине»)

Аннотация:

Специалисты и преподаватели ФГБОУ ДПО РМАНПО приняли активное участие в IX Международной конференции «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VII Cъезде Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2018», прошедших в Москве в октябре 2018 года. Важные моменты развития системы непрерывного медицинского образования были озвучены в докладе Т.В. Семеновой (Минздрав РФ).

Ключевые слова:

непрерывное медицинское образование, симуляционное обучение, конференция, развитие системы профессиональной переподготовки врачей, информатизация образовательного процесса.

10-12 октября 2018 года состоялись IX Международная конференция «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VII Съезд Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2018» [1]. В них приняли участие более 600 представителей из Российской Федерации, СНГ, Великобритании, Германии, Израиля, США, Канады, в том числе преподаватели и специалисты различных подразделений нашей Академии.

Для обмена опытом были приглашены ведущие спикеры международных крупных симуляционных центров, а также представители обществ AMEE и SESAM. В программу были включены практические мастер-классы от ведущих экспертов. На выставке в рамках конференции приняли участие более 20 ведущих мировых и отечественных производителей и дистрибьюторов инновационного оборудования.

Наибольший интерес участников в последний день конференции вызвала реальная демонстрация прохождения симуляционных станций второго этапа первичной специализированной аккредитации. Были представлены станции по акушерству и гинекологии, анестезиологии-реаниматологии, терапии и хирургии. По каждой представленной станции проходили оживленные дискуссии, в ходе которых обсуждались паспорта станций, технические и организационные аспекты манипуляций, выдвигались предложения о внесении различных изменений.

В резолюции конференции указано, что на основе паспортов станций по акушерству и гинекологии, анестезиологии-реаниматологии, хирургии и терапии необходимо приступить к разработке предложений по проведению симуляционного этапа первичной специализированной аккредитации по узким врачебным специальностям.

С программным докладом на конференции выступила директор Департамента медицинского образования и кадровой политики Минздрава России Т.В. Семенова. Его основные тезисы сводятся к следующему.

В рамках исполнения стратегических задач Указа Президента Российской Федерации от 07 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [2] и соответствующего Национального проекта «Здравоохранение» [3; 4] в ключевые мероприятия Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» вошли:

– Развитие инфраструктуры для организации непрерывного повышения квалификации медицинских работников в рамках системы непрерывного медицинского образования.

– Развитие инфраструктуры для организации и проведения процедуры оценки квалификации, полученной медицинскими работниками, и принятия решения о возможности их допуска к профессиональной деятельности – аккредитации специалиста.

Основными результатами Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» должны стать следующие показатели:

– Число специалистов, совершенствующих свои знания в рамках системы непрерывного медицинского образования, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий, путем освоения дополнительных образовательных программ, разработанных с учетом порядков оказания медицинской помощи, клинических рекомендаций и принципов доказательной медицины, с использованием портала непрерывного медицинского образования составит не менее 1 млн 880 человек (рост к 2024 году от 2017 года в 17,3 раза).

– Не менее 2 млн 100 тыс. специалистов (нарастающим итогом) допущено к профессиональной деятельности через процедуру аккредитации специалистов (рост к 2024 году от 2017 года в 55 раз).

На обеспечение доступа практикующих врачей к непрерывному повышению квалификации Распоряжением от 15 марта 2018 года №426-р Минздраву России из резервного фонда Правительства России выделяются средства в размере 2,5 млрд рублей, что позволит дооснастить тренажерами не менее 75 симуляционных центров образовательных и научных организаций, обеспечить доступ не менее 200 тыс. практикующих врачей к повышению квалификации через интернет-портал непрерывного медицинского и фармацевтического образования.

В настоящее время регламентированы следующие этапы получения высшего медицинского и фармацевтического образования и профессиональной переподготовки (рис. 1).

 

С учетом современных, все более динамично изменяющихся потребностей отрасли определена парадигма модернизации системы дополнительного профессионального образования специалистов здравоохранения, в том числе и в области электронного образования:

– непрерывность образования – накопление интеллектуального и профессионального потенциала в течение всей трудовой деятельности;

– преемственность и последовательность между уровнями и ступенями образования;

– персонификация дополнительного образования – возможность выбора траектории, темпа и условий обучения;

– информатизация образовательного процесса – использование информационных технологий;

– регламентность обучения – планирование и контроль образовательной активности.

В траектории непрерывного профессионального образования после утверждения новых ФГОСов планируется важное изменение: начать в 2019 году модульное обучение в ординатуре сроком от 1 до 5 лет (рис. 2).

 

 

 

Список литературы

  1.   Итоги IX Международной конференции «РОСМЕДОБР-2018. Инновационные обучающие технологии в медицине» и VII Cъезда Российского общества симуляционного обучения в медицине «РОСОМЕД-2018». [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://rosomed.ru/news/itogi-ix-mezhdunarodnoi-konferentsii-rosmedobr-2018-innovatsionnye-obuchauschie-tehnologii-v-meditsine-i-vii-cezda-rossiiskogo-obschestva-simulyatsionnogo-obucheniya-v-meditsine-rosomed-2018.
  2. Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2018 №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201805070038.
  3. Национальный проект «Здравоохранение». Презентация [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://www.roszdravnadzor.ru/i/upload/images/2018/7/25/1532512237.26174-1-15781.pdf
  4. Паспорт Национального проекта «Здравоохранение». [Электронный ресурс] — Режим доступа: http://government.ru/projects/selection/736/35561/

Сведения об авторе

Карнаушенко Павел Владимирович – кандидат медицинских наук, доцент, Руководитель Центра практической подготовки врачей ФГБОУ ДПО РМАНО Минздрава РФ

Abstract:

Experts and teachers of the Academy took part in the IX international conference «ROSMEDOBR-2018. Innovative training technologies in medicine» and VII Congress of the Russian society of simulation training in medicine «ROSOMED-2018», held in Moscow in October 2018. Important aspects of the development of continuous medical education were announced in the report of T.V. Semenova (Ministry of Health of the Russian Federation).

Keywords:

continuous medical education, simulation training, conference, development of the system of professional retraining of doctors, informatization of the educational process.

Профессия 22.01.2019