ФГБОУ ДПО Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования Минздрава России

последние новости

  • 29 декабря 2020

    Вот и вышел в свет четвертый номер нашего журнала за 2020 год! Его основу оставили статьи наших коллег из Иркутска — Иркутской государственной медицинской академии.

  • 1 декабря 2020

    Поздравляем всех наших авторов и читателей, коллег и сотрудников, а также всех тех, кто когда-либо здесь работал или учился, с 90-летием Академии! Желаем успехов и здоровья!

  • 16 ноября 2020

    Выходит в свет третий номер нашего журнала за 2020 год. Читайте наши статьи, становитесь нашими авторами!

  • 14 ноября 2020

    К юбилею Академии мы публикуем отрывок из выходящей в свет книги Л.К. Мошетовой, Д.А. Сычева, М.М. Кнопова, Н.Л. Власовой «90 лет служения Отечеству. Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования». В ней дана характеристика основных этапов становления и развития академии в…

  • 16 октября 2020

    Вышел в свет второй номер нашего журнала за 2020 год. Ведущие темы номера: цифровая педагогика и дистанционное образование в условиях пандемии, материалы к 90-летию РМАНПО.

  • 10 октября 2020

    Поздравляем наших коллег со 100 летием Казанской государственной медицинской академии! Подробности о юбилее читайте в во втором номере нашего журнала за этот год: https://bit.ly/2TbQVGc.

Выпуск #4/20

УДК 378.046.4.018.4:614.2/618:616-036.21 (571.53-21)
Шифр специальности ВАК 13.00.08

ПЕРЕСМОТР СТРАТЕГИИ И ТАКТИКИ РЕАЛИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В ИГМАПО ПОСЛЕ ОПЫТА РАБОТЫ В ПЕРИОД ПАНДЕМИИ

Аннотация:

В статье дан анализ состоянию дистанционного обучения в Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования (ИГМАПО). Обоснована необходимость изменения стратегии его развития. Сформулированы основные тактические направления.

Ключевые слова:

дистанционное обучение (ДО), система дистанционного обучения (СДО), технологии дистанционного обучения (ТДО), электронная информационно-образовательная среда (ЭИОС).

Введение

Экстремальная ситуация весной 2020 привела к пониманию того, что образование не может оставаться таким, каким оно было ранее. И если высокие темпы развития информационных технологий в последние два десятилетия уже подводилинас к этому пониманию, то пандемия, как спусковой механизм, заставила всех ускориться в освоении и применении дистанционных образовательных технологий для реализации учебного процесса в сложившейся обстановке.

Сейчас в СМИ появилось много обзоров зарубежных и отечественных исследователей, посвященных состоянию дистанционного обучения в период пандемии COVID-19, с попытками сделать выводы, с предположениями о возможных трансформациях образования, с заключениями о необходимости в современных реалиях смены концепции организации образовательного процесса и практическими рекомендациями по решению проблем, связанных с обучением на дистанции. «Произошло нарушение образовательного процесса», – таково  заключение организаций, занимающих на текущий момент лидирующие позиции в вопросах мониторинга влияния распространения COVID-19 на систему образования во всем мире – Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), Всемирный банк [1]. И эта проблема в той или иной мере проявилась во всех странах.

В аналитических обзорах представлены выводы о том, что на данный момент в мировом образовательном пространстве редко встречаются системы образования, обладающие должным техническим обеспечением для осуществления быстрого перехода на удаленное обучение. Такой переход в большей степени удался в тех странах, где дистанционное обучение широко применялось и до пандемии. Одновременно с этим газета «The NewYork Times» отмечает поднятие уровня доверия к онлайн-обучению как единственной альтернативной форме образования в экстремальных ситуациях [2].

Характеризуя российское образование в период пандемии, вице-спикер Совета Федерации Андрей Турчак 14 июля 2020 года заявил, что  «информационная инфраструктура большинства вузов оказалась не готова к полному переводу учебного процесса в онлайн». Он отметил, что «негативную роль сыграло несовершенство национальных цифровых платформ и сервисов, которые используются в организации образовательной деятельности, дефицит современных онлайн-курсов» [3]. Кроме того, низкая готовность к возникшей ситуации, по исследованиям НИУ ВШЭ, проведенным накануне, в 2019 году, определилась и невысоким уровнем владения дистанционными технологиями преподавателей, которые сами же его и оценили [4].

Ректор Томского государственного университета Эдуард Галажинский в одной из своих аналитических статей о создавшейся ситуации в образовании предположил: «Пока ещё трудно представить, к каким конкретным результатам мы все придем, но одно можно сказать точно: ландшафт образования после пандемии будет иным. Как минимум стандартом его очного формата станет смешанное обучение (офлайн + онлайн)» [5].

Медицинским вузам пришлось сложнее других, так как надо было решать не только задачи образования в новых условиях, но и непосредственно включиться в реализацию задач здравоохранения по борьбе с COVID-19. Относительно новой практики организации учебного процесса на апрельском совещании Ассоциации Совета ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений с участием министра здравоохранения выступил Петр Глыбочко – председатель ассоциации, академик РАН, ректор Сеченовского университета, который  отметил, что «до объявления пандемии COVID-19 мы относились к электронному медицинскому образованию как к ближайшему будущему, но жизнь заставляет работать в дистанционном режиме безотлагательно»[6].

Изучив международные и российские обзоры проблем образования в период пандемии, можно сказать, что каждый вуз в силу своего уровня развития IT-инфраструктуры и опыта работы на дистанте воспользовался реальным набором инструментов и сценариев для организации обучения в сложившейся ситуации [4].

Все понимают, что судить об эффективности дистанционного обучения (ДО) при экстренном переходе на негоне приходится. Само ДО, осуществленное в столь кратчайшие сроки без подготовленной базы, отчасти скомпрометировано, и по результатам вызывает некоторый скепсис.

Тем не менее, полученный, иногда и негативный, опыт позволил в кратчайший срок достичь большего прогресса в области цифрового и дистанционного обучения, чем за последнее десятилетие, изменил представления об образования в будущем и должен послужить переосмыслению образовательных практик. При этом, важно понять, что в форс-мажорных обстоятельствах был произведен лишь рывок внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ), но никак ни дистанционного обучения, проектирование которого должно основываться на требованиях педагогического дизайна, что невозможно выполнить в столь короткое время.

Опыт ИГМАПО в области внедрения дистанционного обучения

Для Иркутской государственной медицинской академии последипломного образования, несмотря на более чем десятилетний опыт внедрения в образовательный процесс технологий дистанционного обучения (ТДО), переход на полноформатное «дистанцирование», как и для многих вузов, оказался непростым. Те кафедры, которые давно и активно использовали онлайн-обучение, оказались в лучшей ситуации. Тяжело пришлось тем, кто до сих пор не приобрел опыт организации дистанционного обучения и не включился в общий проект академии по разработке и реализации очныхобразовательных программ с применением технологий ДО.

Дистанционное обучение в академии развивалось без подключения жестких административных мер, последовательно, планомерно, по мере назревания потребности в новой форме. Размеренный ритм работы позволил при проектировании ДО реализовывать дидактические принципы образовательного процесса, а не использовать его только как способ передачи учебных материалов посредством интернета. Мы изначально стояли на позиции воссоздания полноценного качественного образовательного процесса с помощью ТДО.

Для организации дистанционного обучения образовательное учреждение должно обладать тремя базовыми компонентами: инфраструктурой, контентом и подготовленными специалистами.

Понимая большое значение наличия развитой инфраструктуры для осуществления ДО, в которой можно реализовать эффективное взаимодействие субъектов учебного процесса, нами была выбрана система дистанционного обучения (далее – СДО) иркутских разработчиков i.Logos. На сегодня наш репозиторий  дистанционного обучения содержит более 400 электронных интерактивных учебных пособий (тематических курсов), более сотни самостоятельных тестов различного назначения, ситуационных задач и упражнений, созданных авторами и дизайнерами академии. В этой системе спроектированы порядка шестидесяти программ, наполненных разнообразными образовательными и информационными ресурсами: аудио-, видео-лекциями, тематическими интерактивными курсами, учебными роликами, презентациями, нормативной и стандартизирующей документацией, интерактивными практическими заданиями, контрольными средствами, открытыми информационными и образовательными ресурсами. Некоторые из этих программ реализуются в рамках системы НМО (непрерывного медицинского образования). Внутренний мониторинг по вопросам дистанционного обучения показал, что в 2019 на площадке ДО i.Logos было зарегистрировано и работало 2/3 всех слушателей академии. Практически все преподаватели академии прошли повышение квалификации по вопросам организации ДО и его сопровождения. Стратегически на этапе становления новой формы организации учебного процесса, который у нас начался еще в 2006 году, правильно был сделан выбор СДО в пользу «доброжелательной», где-то даже «домашней» системы, в тоже время «нетупиковой», масштабируемой на различных аппаратно-программных платформах (стандарт IMS) и стандартизированной по формату обмену данных (SCORM). Это позволило в будущем перевести разрастающуюся библиотеку образовательных ресурсов в новую СДО.

Суть начальной политики по организации дистанционного обучения в академии состояла в централизации всех процессов, связанных с внедрением ДО, в отделе технологий обучения. Были организованы следующие службы:

  • разработка электронных образовательных ресурсов;
  • подготовка занятий на онлайн-площадках;
  • проработка различных программ и моделей организации ДО на кафедрах;
  • обучение преподавателей по всем вопросам педагогического дизайна ДО;
  • регистрация слушателей и учебных групп;
  • администрирование работы СДО;
  • консультирование всех участников ДО.

По такой схеме работы СДО профессорско-преподавательский состав академии был несколько отстранен от учебно-методической деятельности  и не имел возможности что-либо изменять в ходе учебного процесса. Преподаватели исполняли роль наблюдателя, который отслеживал результаты обучения и изредка что-то комментировал. Такая централизация деятельности внутри отдела технологий обучения на первых порах оправдала себя тем, что дистанционное обучение набрало силу и обороты. Преподаватели сами не смогли бы запустить его маховик без инициативы руководства академии. Сегодня слушатели-врачи уже привыкли к новой форме обучения в академии, и она оказалась востребованной. Их устраивает качество представления учебного материала и организации образовательного процесса, которое напрямую зависит от главного принципа устоявшейся практики: в разработках и проектировании учебных материалов участвуют не только авторы учебного содержания, то есть преподаватели, но и методисты по педагогическому дизайну, а также IT-специалист, воплощающий замыслы разработчиков в цифровом формате.

Однако на данный момент программное обеспечение нашей системы дистанционного обучения морально устарело, участились сбои и, соответственно, простои, что не соответствует основным требованиям надежности и устойчивости ее работы. В системе  отсутствует функционал, соответствующий современным требованиям организации дистанционного обучения. Замыслы  перехода на новую систему управления зреют уже не один год. Экстремальная ситуация с пандемией заставила нас вплотную заняться этим вопросом. Кроме появления технических проблем и проблем, связанных с недостатками и старением функционала, оказалось, что прежняя система ДО не позволяет решить очень важную, назревшую потребность в принципиальной смене стратегии дальнейшего развития дистанционного обучения в академии. Назрела необходимость передать процесс ДО его «хозяину». Именно так можно сформулировать новую стратегическую линию, используя терминологию менеджмента качества.

Дальнейшее развитие дистанционного обучения в академии

В преподавательской среде академии уже сформировалось понимание того, что с развитием информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в качестве средства интеллектуального труда и производства знаний необходимо переосмысление образовательных практик. Изменились представления о способах и приемах предоставления образовательных услуг в будущем. Пришло осознание того, что дистанционное обучение это не «фишка», не что-то чужеродное, а это реалии нашей повседневной жизни. Кроме того, преподаватели сами наблюдают качественные изменения характеристик дистанционного обучения, происходящие в целом за последнее время. Из средства массового просвещения оно «трансформируется в индивидуализированную форму получения требующихся знаний и информации»[8], что отвечает одному из принципов современного образования. За многолетний срок неспешного, но осмысленного  внедрения дистанционного обучения у преподавателей, благодаря специальному обучению и опыту практической работы по разработке своих курсов и программ совместно со специалистами отдела, сформировалась готовность к проведению учебной деятельности на дистанции. Сегодня преподаватели готовы проектировать и вести занятия в цифровой образовательной среде с минимальным посредничеством и участием IT-специалистов и методистов ДО. Тенденция снижения уровня централизации позволит преподавателю стать более свободными в проектировании и разработке учебных материалов и мобильно реагировать на возможные запросы слушателей, оперативно актуализируя дистанционные курсы. Вместо формального «присутствия» в процессе обучения, преподаватель сможет осуществлять опосредованное взаимодействие с обучающимися. Кроме того, активно участвуя в учебном процессе, он будет понимать, как правильно выстроить логические связи в смешанной форме обучения, то есть, очной форме с применением дистанционных образовательных технологий, которая в сравнении с полностью дистанционной формой более приемлема для  большинства образовательных программ в области медицины.

Жесткая централизация всего, что связано с дистанционным обучением, была предопределена и распределением ролей участников процесса в самой системе i.Logos. Администратор системы наделен всеми правами, а роль преподавателя ограничена узкими рамками.

Потребность в дистанционных образовательных услугах очевидно возрастает, однако рассчитывать на кадровую и финансовую поддержку в условиях экономических потерь из-за пандемии не приходится. Таким образом, увеличение объемов работ с вовлечением большего числа участников в дистанционное обучение, необходимость ускорения темпов этого процесса, обусловленных, в том числе, экстремальными ситуациями текущего времени, растущие запросы со стороны медицинского сообщества относительно новой формы повышения квалификации врачей привели к необходимости смены стратегической линии дальнейшего развития ДО в академии. Руководством было принято решение о переходе на систему дистанционного обучения Moodle.

На данный момент число отечественных и зарубежных платформ ДО исчисляется десятками. Отметим, что технологические решения дистанционного обучения в России развиваются в первую очередь в сфере образования взрослых [7], и выбор их ограничен, так как, в основном, они отвечают требованиям сегмента корпоративного обучения, практически нерегулируемого регламентами, государственными нормативнымиактами и другими ограничениями. Многие из них можно было бы условно определить как площадки «одного курса». Наш выбор платформы Moodle обусловлен ее универсальностью в настройках на различные модели организации учебного процесса. Ее локальная версия не ограничивает количество субъектов и объектов образовательной системы. Функционал контроля позволяет соблюдать общие требования системы образования. Преподавателю в этой системе доступна вся деятельность, которую он выполняет в очном обучении, она просто видоизменяется. Это позволяет преподавателю быть более самостоятельным и отвечать за учебный процесс в любой форме его организации.

В этих условиях отдел технологий обучения освобождается от несвойственных ему лидирующих функций в проектировании и организации учебного процесса, он делегирует их педагогу. А специалисты отдела в большей степени переключаются на подборку, апробацию и составление рекомендаций и инструкций по использованию программно-технических средств и инструментов подготовки образовательных ресурсов, разрабатывают оптимальные по затратам технологии их создания, осуществляют методическую помощь и обучение преподавателей вопросам реализации ДО.

В Moodle можно загрузить любой тип контента: текстовый (включая PDF и XLS), изображения, презентации (через плагин Presentation), видео, тесты, курсы и т.д. Предоставляется возможность формировать планы обучения (learning plans).Таким образом, преподаватель не ограничивается в формах представления учебного материала. Преподаватель сам должен определить и выбрать ту форму и тот способ, которые будут оптимально решать педагогическую задачу и достигать нужного образовательного эффекта, заданного программой обучения. В этом и заключается педагогический дизайн учебного процесса, проектирование которого определяется характеристиками контингента обучающихся, объемами и сложностью образовательных программ, условиями организации и реализации учебного процесса.Конечно, унификация и некоторое  единообразие в организации онлайн-обучения в государственных образовательных учреждениях дает определенный экономический эффект, однако мы стоим на позиции творческого педагогического дизайна дистанционных курсов для качественного решения образовательных задач. Резкое ускорение темпов развития медицинских технологий требует быстрой реакции, мобильности в вопросах подготовки врачей-специалистов и повышения их квалификации, а, следовательно, и большей гибкости в проектировании учебных материалов. Поэтому жесткие шаблоны, лекала для электронных образовательных ресурсов, онлайн-обучения не всегда уместны, особенно вдополнительном профессиональном образовании.

Еще один аспект, который требует пристального внимания, это — качественная обратная связь между субъектами учебного процесса в условиях дистанционного обучения. Для преподавателей обратная связь является ценным инструментом, позволяющим выявить пробелы в усвоении информации, оценить эффективность проведенных занятий, образовательных материалов курса, усовершенствовать их, грамотно организовать учебный процесс и др. В условиях дистанционного обучения, когда слушатели самостоятельно изучают модули, выполняют задания, значимость обратной связи, естественно, возрастает. Предлагая дистанционное обучение, прежде всего следует продумать, каким образом будет реализовываться педагогическое взаимодействие обучающихся с преподавателями и другими слушателями. Это достаточно сложная  задача, тем более в условиях пандемии. Организация взаимодействия требует дополнительных усилий. Если образовательная программа и образовательный контент в рамках «жизненного» цикла (пока актуальны) могут тиражироваться, то взаимодействие всегда выстраивается индивидуально, а значит, уникально. Но именно благодаря организации взаимодействия субъектов образовательного процесса дистанционное обучение определяется как форма организации учебного процесса, а не как технология передачи информации. Такие средства взаимодействия, как чат, форумы на площадке СДО, электронная почта, Zoom и др. позволяют организовать совместную работу над проектами, консилиумы, оценку и комментарии выполненных работ, обсуждение профессиональных проблем, обмен опытом, опросы, обеспечивают освоение образовательной программы не только на уровне получения знаний, понимания материала, но и на уровне формирования или совершенствования профессиональных компетенций.

Заключение

Во время пандемии произошел «глобальный эксперимент» над образованием в целом и медицинским образованием, в частности. Тяжелая ситуация, связанная со стремительным распространением коронавируса COVID-19 во всём мире и введением строгих карантинных мер, вводимых как на федеральном, так и региональных уровнях, в образовании продолжает сохраняться. Сколько они продлятся, предсказать невозможно. Поэтому необходимо продолжать планомерную работу по дальнейшему развитию дистанционного обучения с учетом совершенных ошибок, чтобы избежать этих ошибок в будущем.

В ИГМАПО с сентября 2020 года дистанционное обучение запущено на базе разработки среды электронного обучения 3KL Русский Moodle. К настоящему моменту переведено и подготовлено 20 курсов (программ).

К изучению девяти из них уже приступили слушатели кафедр профпатологии и гигиены, фармации, общественного здоровья и здравоохранения, акушерства и гинекологии, физиотерапии.

Наряду с этим продолжается работа и в старой системе дистанционного обучения i.Logos.

 

Список литературы

  1. Эпидемия коронавируса: воздействие на сферу образования. – 6.04.2020 [Электронный ресурс] / Счетная палата РФ. – Режим доступа: https://ach.gov.ru/news/kak-koronavirus-menyaet-obrazovanie-globalnye-problemy-i-opyt-drugikh-stran/ (дата обращения 09.2020).
  2. Arum What Is a College Education in the Time of Coronavirus? [Электронный ресурс] / Richard Arum, Mitchell L. Stevens // New York Times. – 2020. – March 18. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/2020/03/18/opinion/college-education-coronavirus.html (дата обращения 25.09.2020).
  3. В Совете Федерации отмечают неприспособленность большинства образовательных организаций к дистанционной работе / Интерфакс. Образование. – 14.07.2023[Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/news/articles/4958/ (дата обращения 09.2020).
  4. Дистанционное обучение в экстремальных условиях / Интерфакс. Образование. – 15.04.2020 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4491/ (дата обращения 09.2020)
  5. Галажинский Э. Переход на онлайн-обучение как путь джедая. Слово – ректору. – 16.04.2020 [Электронный ресурс] / Э. Галажинский; ТГУ. – Режим доступа: http://www.tsu.ru/university/rector_page/perekhod-na-onlayn-obuchenie-kak-put-dzhedaya/ (дата обращения 09.2020).
  6. COVID-2019. Медицинские вузы в условиях пандемии. – 13.04.2020 [Электронный ресурс] / Ассоциация «Совет ректоров медицинских и фармацевтических высших учебных заведений». – Режим доступа: http://sovetrektorov.ru/novosti/2020/covid-2019-meditsinskie-vuzy-v-usloviyakh-pandemii/ (дата обращения 25.09.2020).
  7. Российский рынок EdTech в дополнительном профессиональном и дополнительном образовании взрослых. – 3.03.2020 [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4257/ (дата обращения 09.2020).
  8. Интерфакс. Образование. – Режим доступа: https://academia.interfax.ru/ru/analytics/research/4257/ (дата обращения 09.2020).

 

Сведения об авторах

Алферова Марина Алексеевна – начальник учебно-методического отдела, преподаватель ИГМАПО – филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России (Иркутск).

 

THE REVISION OF THE STRATEGY AND TACTICS OF IMPLEMENTATION OF DISTANCE LEARNING IN IRKUTSK BRANCH OF THE RMACPE AFTER PANDEMIC EXPERIENCE

 

M.A. Alferova – Head of educational-methodological Department of the Irkutsk branch of the RMACPE (Irkutsk, Russia).

Abstract:

In the article it is represented the analysis of the status of distance learning in the Irkutsk branch of the RMACPE. The necessity of changing the strategy of its development is justified. The main tactical directions are formulated.

Keywords:

distance learning (DL), distance learning system (LLS), distance learning technologies (DLT), electronic information and educational environment (EIEЕ).

Практика 29.12.2020